Скачать 0.97 Mb.
|
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по управлению физической культурой и спортом в субъекте Российской Федерации и на муниципальном уровне Настоящие методические рекомендации по управлению физической культурой и спортом в субъекте Российской Федерации и на муниципальном уровне, с учетом организационно-управленческих моделей органов исполнительной власти трех групп субъектов Российской Федерации (далее – Методические рекомендации), предназначены для оптимизации управленческой деятельности на всех ее уровнях. Приведенные в методических рекомендациях предложения могут быть использованы в практической деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, ответственных за развитие физической культуры и спорта. СОДЕРЖАНИЕ Введение
Приложения:
1. Нормативная правовая база Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по формированию структур управления в субъектах и муниципальных образованиях Российской Федерации в области физической культуры и спорта. 1.1. Современное развитие российского общество увеличило значение и роль нормативно - правовой базы, прежде всего для публично-правовых образований всех уровней (федерального, субъекта Российской Федерации, муниципального). Деятельность на всех уровнях стала осуществляться по единым общепринятым правилам. Работа с документами, независимо от организационно-правовой формы, строится на основе законодательных и нормативно-методических актов. Для развития отрасли физической культуры и спорта также важно обеспечение единых подходов, создание и совершенствование нормативно-правовой базы. Перечень федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, необходимых для обеспечения деятельности органов управления в области физической культуры и спорта приведены в Приложении № 1.
Системный подход к развитию физической культуры и спорта, расширение самостоятельности государственных и муниципальных учреждений, модернизация физического воспитания населения и подготовки спортивного резерва, внедрение всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне», формирование современной инфраструктуры спорта требуют изменения приоритетов деятельности, функций и структуры органов управления физической культурой и спортом всех уровней, нормативного обоснования численности государственных служащих, занятых в органах управления физической культурой и спортом. Министерство спорта Российской Федерации рекомендует пересмотреть структуру и штаты органов управления физической культурой и спортом субъекта Российской Федерации с учетом прилагаемых рекомендаций Министерства спорта Российской Федерации Проект типовых структур органов управления физической культурой и спортом разработан на основе изучения действующих в настоящее время организационных структур, анализа особенностей структур управления в зависимости от объемов выполняемых работ и численности сотрудников. В целях данных методических рекомендаций выделены три модели управления органами физической культуры и спорта: 1-я модель - регионы с численностью населения свыше 2 млн. человек; 2-я модель - регионы с численностью населения от 1 до 2 млн. человек; 3-я модель - регионы с численностью населения до 1 млн. человек. При формировании организационной структуры все органы управления физической культурой и спортом разделены на три группы, для каждой из которых определена своя типовая структура с учетом спектра и объемов выполняемых ими работ. К 1-й группе отнесены органы управления физической культурой и спортом с наибольшим количеством структурных подразделений, поскольку органы управления физической культурой и спортом данной группы выполняют максимально широкий спектр работ, в наибольших объемах, что требует специализации их структурных подразделений. Ко 2-й группе отнесены органы управления физической культурой и спортом, отличающиеся главным образом средним диапазоном показателей. Проект типовой структуры органов управления физической культурой и спортом, относящихся к 3-й группе, предусматривает создание минимального количества подразделений, вместе с тем охватывающих все основные направления деятельности в системе физической культуры и спорта. При этом допускается совмещение схожих функций в одном подразделении. Также представляется целесообразным объединять отдельные структурные подразделения в органе управления физической культурой и спортом либо предусматривать замещение подразделений отдельными специалистами в целях обеспечения оптимальной загруженности сотрудников. Как правило, под данную модель наиболее подходящей является соответствующая структура (смотреть рис. 1-3) Рисунок 1 Модель 1 Министерство Общественный совет при министерстве Коллегия Министр Заместители министра Помощники, советники Министра Структурные подразделения, непосредственно подчиненные руководителю (управления, отделы) Департаменты Отделы, службы, сектора Рисунок 2 Модель 2 Департамент Общественный совет при Департаменте Коллегия Директор Заместители директора Управления-отделы (отделы), непосредственно подчиненные директору Департамента Управления - отделы Отделы, службы, сектора Рисунок 3 Модель 3 Управление Общественный совет при Управлении Коллегия Начальник Заместитель начальника Отделы, службы, сектора Отделы, непосредственно подчиненные начальнику управления
Таблица 1 – Формы управления на уровне субъекта Российской Федерации для групп субъектов Российской Федерации
Примечание: наименование «Комитет» и «Агентство» не рекомендуется к использованию; знак «++» означает основную рекомендуемую форму. Субъектам Российской Федерации, органы исполнительной власти в области физической культуры и спорта которых именуются министерствами (Республики, края), но при этом численность населения которых менее 2 млн. чел., могут сохранить за собой наименование «Министерство», однако штат и алгоритм управления избрать в соответствии с рекомендуемой оптимальной моделью (II, III модель управления). Рекомендации конкретным субъектам Российской Федерации по использованию одной из структур с учетом модели управления представлены в Приложении № 2 к настоящим Методическим рекомендациям.
- аппарат включается в состав одного из отделов, близких по функциям; - создается сектор, если штатная численность аппарата не менее 3 единиц.
Таблица 2 Рекомендуемая группировка функций органов управления в области физической культуры и спорта
Примечание: +++ - реализацию функции рекомендуется обеспечивать самостоятельным департаментом (управлением), имеющим в своей структуре подразделения ++ - реализацию функции рекомендуется обеспечивать самостоятельным структурным подразделением + - реализация функции может обеспечиваться самостоятельным структурным подразделением, либо объединяется с другой сходной функцией * - функция, либо не исполняется как не обязательная для данного уровня управления, либо реализуется иным органом управления. Таблица 3 – Перечень рекомендуемых структурных подразделений
Таблица 4 – Рекомендуемая организационная структура и нормативы штатной численности с учетом форм управления физической культурой и спортом в субъекте Российской Федерации
правильная расстановка работников по структурным подразделениям, выполняющим одноименные функции; обеспечение оптимальной кооперации работников, выполняющих смежные или родственные функции, в одном структурном подразделении, если нормативная численность работников меньше установленного минимума, необходимого для создания по каждой из них самостоятельного структурного подразделения; введение должностей ответственных исполнителей, если численность работников меньше установленного минимума, а функция не может быть совмещена с другими в одном структурном подразделении; рациональная организация рабочих мест персонала. Деятельность руководителей, специалистов и технических исполнителей органов управления физической культурой и спортом должна регламентироваться должностными инструкциями, утвержденными руководителем соответствующего органа управления физической культурой и спортом. Все работники должны соблюдать режим труда и отдыха, исходя из установленного распорядка дня и регламентации всех обязательных работ, с выполнением наиболее трудоемких из них в первой половине дня, когда у работающих отмечается высокая, устойчивая работоспособность. 1.6. Рекомендуемые формы управления и организационные структуры и нормативы штатной численности на уровне муниципального образования представлены в таблицах 5-6. Для муниципальных образований с численностью населения свыше 150 тыс. человек рекомендуется использовать модель «Управление». При численности населения менее 150 тыс. чел., но более 10 тыс. рекомендуется использовать формы «Комитет, Отдел». В муниципальных образованиях с численностью населения менее 10 тыс. чел. возможны формы совмещения функций структурного подразделения по управлению физической культурой и спортом с дополнительными функциями. В особо крупных муниципальных образования (городских округах) может введено промежуточное звено управления в форме «Главного управления физической культуры и спорта муниципального образования». Таблица № 5 – Рекомендуемые формы управления на уровне муниципального образования
Таблица 6 – Рекомендуемая организационная структура и нормативы штатной численности с учетом форм управления физической культурой и спортом в муниципальном образовании
Кадровый резерв – это специально сформированная группа квалифицированных и перспективных специалистов, обладающих необходимыми для выдвижения на руководящие должности профессионально-деловыми качествами и потенциалом развития, а также положительно зарекомендовавшие себя на занимаемых должностях в соответствующей сфере деятельности. Система работы с кадровым резервом – система создания подготовленного резерва кандидатов на замещение должностей, способных в короткие сроки освоить новый участок работы и обеспечить эффективное решение стоящих перед органом управления физической культуры и спорта задач.
уровень профессиональной подготовки, стаж и опыт работы в области физической культуры и спорта на руководящих должностях, знание основных нормативных правовых актов общего и отраслевого характера; наличие высшего профессионального образования по одной из перечисленных специальностей: «физическая культура», «адаптивная физическая культура», «государственное и муниципальное управление» или наличие ученых степеней по перечисленным специальностям; наличие опыта профессиональной деятельности в области физической культуры и спорта, образования, государственного и муниципального управления, менеджмента организации – не менее 5 лет, в том числе стажа работы на руководящих должностях в органах государственной власти Российской Федерации либо в органах государственной власти субъектов Российской Федерации, в органах местного самоуправления или организациях, деятельность которых связана с указанным профилем – не менее 3 лет; знание нормативных правовых актов, применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей.
квалификационные требования, предъявляемые к руководителю органа местной администрации в области физической культуры и спорта в отношении уровня профессиональной подготовки, стажа и опыта работы в области физической культуры и спорта на руководящих должностях, знание основных нормативных правовых актов общего и отраслевого характера; наличие опыта профессиональной деятельности в области физической культуры и спорта, образования, государственного и муниципального управления, менеджмента организации – не менее 3 лет, в том числе стажа работы на руководящих должностях в органах государственной власти Российской Федерации либо в органах государственной власти субъектов Российской Федерации, в органах местного самоуправления или организациях, деятельность которых связана с указанным профилем – не менее 2 лет.
На региональном уровне, как правило, осуществляют на постоянной основе деятельность ряд коллегиальных совещательных органов: Совет по спорту (развитию физической культуры и спорта) при высшем органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации; Депутатская комиссия (комитет) по вопросам спорта высшего законодательного органа субъекта Российской Федерации; Комитет (комиссия) по физической культуре и спорту Торгово-промышленной палаты региона; Коллегия органа управления в области физической культуры и спорта субъекта Российской Федерации; Общественный совет при органе управлении в области физической культуры и спорта субъекта Российской Федерации. Критериями эффективности работы общественных органов могут быть: регулярный характер деятельности; наличие исчерпывающего набора документов, регламентирующих деятельность органа (положение об органе, регламент его работы и т.д.); работа на плановой основе, актуальность повестки, качественная подготовка информационных, статистических, справочных и аналитических материалов для рассмотрения на заседаниях; соответствие рассматриваемых вопросов как местным приоритетам, так и приоритетным направлениям федеральной и региональной политики в отрасли; наличие системы делопроизводства и контроля (мониторинга) за исполнение принятых решений; информационное сопровождение деятельности органа. Задачами указанных выше коллегиальных органов могут быть: анализ положения дел в сфере физической культуры и спорта в регионе или муниципальном образовании, выработка эффективных путей развития отрасли; формирование концепции и определение приоритетных направлений развития физической культуры и спорта в территории; обсуждение проектов нормативных правовых актов по вопросам физической культуры и спорта и подготовка соответствующих предложений (включая программы); рассмотрение общественно значимых инициатив и проектов в области физической культуры и спорта, принятие рекомендаций по их поддержке; выработка предложений и рекомендаций по повышению качества услуг в сфере физической культуры и спорта; рассмотрение вопросов взаимодействия публично-правовых образований, общественных объединений и организаций в сфере физической культуры и спорта. В целях организации оперативной работы по конкретным направлениям деятельности при коллегиальном органе могут быть созданы постоянные (временные) рабочие, экспертные и иные группы (комиссии). |
Методические рекомендации по организации и ведению гражданской обороны... Методические рекомендации предназначены для руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного... |
Методические рекомендации по организации и ведению гражданской обороны... Методические рекомендации предназначены для руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного... |
||
Методические рекомендации по организации и ведению гражданской обороны... Методические рекомендации предназначены для руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного... |
Методическое пособие по спортивной медицине «Медицинское обеспечение... Спортивная медицина изучает динамику состояния здоровья, физического развития и функциональных возможностей человека в связи с занятиями... |
||
Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании", статья 51.... ... |
Методические рекомендации по созданию системы-112 в субъекте российской федерации Вариант технического задания на техническое проектирование Системы-112 в субъекте РФ (справочно, I этап работ по развертыванию системы)... |
||
«согласовано» Начальник мку «Управление физической культуры, спорта... Целью проведения Фестиваля является вовлечение обучающихся в систематические занятия физической культурой и спортом |
Медицинские группы Организация занятий физической культурой и спортом... Организация занятий физической культурой и спортом школьников, отнесенных по состоянию здоровья к разным медицинским группам |
||
Методические рекомендации. Тюмень: Областная специализированная детско-юношеская... Квитова А. Н нормативно-правовое и методическое обеспечение деятельности спортивных школ: охрана труда и безопасность занятий физической... |
Положение о проведении легкоатлетического кросса-пробега “Открытие... Массовое привлечение населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом, повышение уровня их физической подготовки, спортивного... |
||
О проведении Чемпионата Популяризация здорового образа жизни и привлечение молодёжи к занятию физической культурой и спортом |
Программа «Адаптивная физкультура» Среди основных целей и задач государственной политики в области реабилитации и социальной адаптации инвалидов средствами физической... |
||
Руководство проведением Спартакиады Ск фэу с целью агитации физической культуры и спорта среди студентов; пропаганды здорового образа жизни, выявления сильнейших спортсменов... |
Общие вопросы проведения Первенства Привлечение молодёжи и взрослого население к регулярным занятием физической культурой и спортом |
||
Руководство проведением Целью проведения Фестиваля является вовлечение обучающихся в систематические занятия физической культурой и спортом |
Министр образования и молодежной политики Целью проведения Фестиваля является вовлечение обучающихся в систематические занятия физической культурой и спортом |
Поиск |