Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта
Приволжское управление государственного железнодорожного надзора
ДОКЛАД
по правоприменительной практике Приволжского управления государственного железнодорожного надзора
за I квартал 2017 года.
г. Нижний Новгород
Доклад по правоприменительной практике Приволжского управления государственного железнодорожного надзора.
Приволжское управление государственного железнодорожного надзора является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта межрегионального уровня и образовано для осуществления возложенных на Службу функций по контролю и надзору в сфере железнодорожного транспорта в установленных регионах транспортного обслуживания Горьковской и Куйбышевской железных дорог и на примыкающих к ним территориям, на которых расположены объекты железнодорожного транспорта. Это огромный производственный комплекс, объединяющий 23,5 тысячи километров железнодорожных путей общего и необщего пользования. Приволжское УГЖДН образовано приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 05.03.2005г. № АН-101фс. Помимо этого территория, поднадзорная Приволжскому территориальному управлению включает в себя 20 субъектов Российской Федерации, с которыми осуществляется четкое взаимодействие в части исполнения полномочий, возложенных на управление.
Функции контроля и надзора осуществляются силами инспекторов, которые территориально находятся в 10 городах Приволжского Федерального Округа: Нижний Новгород, Самара, Уфа, Ульяновск, Чебоксары, Киров, Рузаевка, Ижевск, Казань, Владимир.
При осуществлении государственного надзора в области железнодорожного транспорта, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Хочется отметить, что с момента вступления в силу статьи 26.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294–ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля и муниципального контроля» с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона № 209 – ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства».
В связи с этим значительно снизилось количество предприятий, включаемых в Планы проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. На 2017 год Приволжским управлением запланировано 232 плановых проверки (в 2015 году – 371 проверка, в 2016 году – 205 проверок).
За прошедшие 3 месяца 2017 года Приволжским управлением государственного железнодорожного надзора проведено 50 плановых проверок и 10 внеплановых проверок (8 –проверок исполнения ранее выданного предписания (7–документарных, 1–выездная; 1–внеплановая выездная, согласованная с Приволжской ТП по обращению; 1–внеплановая документарная по обращению).
В ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий выявлено 883 нарушения требований Федеральных законов и нормативно-правовых актов Российской Федерации и принято 515 мер запретного характера (закрытие железнодорожных путей необщего пользования (участков) и стрелочных переводов, ограничение движение по железнодорожным путям (участкам) и стрелочным переводам, запрещение эксплуатации локомотивов и подвижного состава). На сегодняшний день 877 нарушений устранено.
С целью недопущения повторения выявляемых в ходе проверок, нарушений сотрудниками управления вносятся должностным лицам Представления о принятии мер по устранению выявленных нарушений и условий, способствовавших их совершению. За прошедший период 2017 года внесено 68 Представлений, из них: 54 – по плановым проверкам, 1 – по внеплановой проверке (согласована с прокуратурой), 13 – по транспортным происшествиям.
С января 2017 года нововведение в работе контрольно–надзорных органов в части проведения плановых (рейдовых) осмотров транспортных средств в соответствии со статьей 13.2 Федерального закона № 294–ФЗ. Приволжским управлением в период с 20.03.2017 г. по 24.03.2017 г. проведен осмотр транспортных средств на станции Зелецино Горьковской железной дороги – филиала ОАО «РЖД». В ходе рейдового осмотра выявлено 12 нарушений обязательных требований, составлено 5 Актов. Юридическим лицам направлено 3 Предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
Нарушения, выявляемые при проверках:
содержание технических средств и устройств (путевого хозяйства);
содержание локомотивного и вагонного хозяйств предприятий;
в части ведения технической документации;
в содержании инвентаря строгого учета;
в части организации движения;
отсутствие аттестации исполнительных руководителей и специалистов, чья должность связана с обеспечением безопасности движения;
исполнения лицензионных требований;
пожарной безопасности.
в части содержания железнодорожных переездов.
За допущенные нарушения к административной ответственности в соответствии с КоАП РФ могут быть привлечены как граждане (физические лица), должностные лица, так и юридические лица и индивидуальные предприниматели. Сотрудниками управления применяется 14 статей КоАП РФ по привлечению к административной ответственности, из которых 6 статей прямого действия и 8 судебных.
За 3 месяца 2017 года должностными лицами Приволжского УГЖДН, осуществляющими контрольно – надзорную деятельность привлечено к административной ответственности 703 виновных лица на сумму 752,9 тыс. руб.:
статьи прямого действия:
по статье 11.1 ч.1 – 2 виновных лица на сумму 4,0 тыс. рублей;
по статье 11.1 ч.2 – 13 виновных лиц на сумму 25,0 тыс. рублей;
по статье 11.1 ч.5 – 1 виновное лицо на сумму 0,1 тыс. рублей;
по статье 11.1 ч.6 – 402 виновных лица на сумму 417,6 тыс. рублей;
по статье 11.14 ч.3 – 93 виновных лица на сумму 32,4 тыс. рублей;
по статье 11.15 ч.1 – 122 виновных лица на сумму 123,8 тыс. рублей;
по статье 11.15 ч.2 – 2 виновных лица на сумму 2,0 тыс. рублей;
по статье 11.16 – 65 виновных лиц на сумму 136,0 тыс. рублей;
по статье 14.43 ч.1 – 3 виновных лица на сумму 12,0 тыс. рублей;
Судами привлечено к административной ответственности 62 виновных лица, на сумму 1230,20 тыс. руб.:
по статье 14.1.2 ч.1 – 5 виновных лиц на сумму 125,0 тыс. рублей;
по статье 14.1.2 ч.3 – 14 виновных лиц на сумму 1000,0 тыс. рублей;
по статье 17.7 – 2 виновных лица на сумму 4,0 тыс. рублей;
по статье 19.5 ч.1 – 30 виновных лиц на сумму 75,2 тыс. рублей;
по статье 19.6 – 3 виновных лица на сумму 12,0 тыс. рублей;
по статье 19.7 – 4 виновных лица в виде предупреждения;
по статье 20.25 ч.1– 4 виновных лица на сумму 14,0 тыс. рублей;
Основные типовые и массовые нарушения обязательных требований с возможными мероприятиями по их устранению.
№ п/п
|
Хозяйство (раздел) и основные нарушения обязательных требований
|
Возможные мероприятия
по устранению нарушений
|
1
|
2
|
3
|
1.
|
Соблюдение законодательства.
|
|
1.1.
|
У владельца пути необщего пользования отсутствуют документы подтверждающие право собственности или иное законное основание использования железнодорожного пути (частично или полностью), подвижного состава, устройств СЦБ, устройств и/или элементов контактной сети.
|
Организация ежегодной выверки соответствия фактического наличия объектов основных средств в пользовании ЮЛ или ИП и наличия на них правоустанавливающих либо иных документов, подтверждающих право пользования, по состоянию на 1 января текущего года.
|
2.
|
Ведение технической документации
|
|
2.1.
|
Несоответствие Технического паспорта путевого хозяйства и Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования фактическому состоянию и оснащению пути необщего пользования, не своевременное внесение изменений в технические характеристики элементов пути, обустройств и механизмов.
|
Усиление контроля за обязательным внесением изменений в техническую документацию после каждого произведенного ремонта пути необщего пользования. Организация ежегодной выверки соответствия технической документации по состоянию на 1 января текущего года.
|
2.2.
|
Отсутствие технической и/или эксплуатационной документации на устройства СЦБ, устройства контактной сети.
|
Организация ежегодной выверки наличия технической и эксплуатационной документации по состоянию на 1 января текущего года.
|
3.
|
Путевое хозяйство. Текущее содержание.
|
|
3.1.
|
Нарушение порядка и периодичности осмотров и проверок путей и стрелочных переводов.
|
Издание организационно-распорядительного документа предприятия, устанавливающего порядок и периодичность осмотров и проверок. При отсутствии в штате специалистов путевого хозяйства – заключение соответствующих договоров со сторонними специализированными организациями.
|
3.2.
|
Нарушения в техническом состоянии путевого хозяйства при некачественном выполнении работ по текущему содержанию:
а) на стрелочных переводах:
-разъединение стрелочных остряков и подвижных сердечников крестовин с тягами;
-отставание остряка от рамного рельса, подвижного сердечника крестовины от усовика на 4 мм и более, измеряемое у остряка и сердечника тупой крестовины против первой тяги, у сердечника острой крестовины - в острие сердечника при запертом положении стрелки;
-выкрашивание остряка или подвижного сердечника, при котором создается опасность набегания гребня, и во всех случаях выкрашивание длиной:
-на главных железнодорожных путях - 200 мм и более;
-на приемо-отправочных железнодорожных путях - 300 мм и более;
-на прочих станционных железнодорожных путях - 400 мм и более;
-понижение остряка против рамного рельса и подвижного сердечника против усовика на 2 мм и более, измеряемое в сечении, где ширина головки остряка или подвижного сердечника поверху 50 мм и более;
-расстояние между рабочей гранью сердечника крестовины и рабочей гранью головки контррельса менее 1472 мм;
-расстояние между рабочими гранями головки контррельса и усовика более 1435 мм;
-излом остряка или рамного рельса;
излом крестовины (сердечника, усовика или контррельса);
-разрыв контррельсового болта в одноболтовом или обоих в двухболтовом вкладыше.
б) на элементах железнодорожного пути:
- вертикальные и горизонтальные ступеньки в стыках >5мм;
- величина стыкового зазора (при диаметре отверстий в рельсе 36мм) более 35мм, а также «вкладыши» в стыках;
- срез или отсутствие всех стыковых болтов на конце рельса в стыковом соединении;
- «кусты» негодных шпал, не обеспечивающие стабильность рельсовой колеи;
- уклоны отвода ширины колеи по шаблону и/или уклоны отвода по уровню более 5%о, не обеспечивающие безопасное и плавное движение поездов со скоростями, установленными на данном участке.
|
Усиление контроля за качеством проведения осмотров и инструментальных проверок пути, а также ведением первичной учетной документации по выявленным нарушениям и соблюдению сроков и порядка их устранения.
|
3.3
|
Нарушение габарита приближения строений, а также габарита выгруженных или подготовленных к погрузке около железнодорожного пути грузов.
Грузы (кроме балласта, выгружаемого для путевых работ) при высоте до 1200 мм должны находиться от наружной грани головки крайнего рельса не ближе 2,0 м, а при большей высоте не ближе 2,5 м.
|
Контроль за порядком выполнения погрузочно-разгрузочных работ и складирования грузов. Нанесение вспомогательной разметки, определение границ погрузочно-разгрузочной площадки.
|
4.
|
Путевое хозяйство. Ремонт пути.
|
|
4.1.
|
Невыполнение межремонтных сроков проведения ремонта железнодорожных путей. Отсутствие перспективного плана ремонтов железнодорожного пути с ремонтными схемами в зависимости от класса пути
|
Определить классность пути и соответствующую ему ремонтную схему. На основании ремонтной схемы разработать и утвердить перспективный план ремонтов железнодорожного пути.
|
5.
|
Подвижной состав.
Железнодорожные вагоны.
|
|
5.1.
|
Истек срок службы, установленный заводом-изготовителем.
|
Принять решение о списании или продлении срока службы.
|
5.2
|
Нарушена периодичность, либо отсутствуют сведения о соблюдении периодичности проведения планово-предупредительных видов ремонта и технического обслуживания.
|
Составление графиков планово-предупредительного ремонта подвижного состава и контроль за их выполнением.
|
5.3
|
На единицу подвижного состава не ведется технический паспорт (формуляр), содержащий важнейшие технические и эксплуатационные характеристики.
|
Организация ежегодной выверки наличия технической документации и проверки порядка ее заполнения по состоянию на 1 января текущего года.
|
6.
|
Подвижной состав. Локомотивы.
|
|
6.1
|
Истек срок службы, установленный заводом-изготовителем.
|
Принять решение о списании или продлении срока службы.
|
6.2
|
Нарушена периодичность, либо отсутствуют сведения о соблюдении периодичности проведения планово-предупредительных видов ремонта и технического обслуживания.
|
Составление графиков планово-предупредительного ремонта подвижного состава и контроль за их выполнением.
|
6.3
|
На единицу подвижного состава не ведется технический паспорт (формуляр), содержащий важнейшие технические и эксплуатационные характеристики.
|
Организация ежегодной выверки наличия технической документации и проверки порядка ее заполнения по состоянию на 1 января текущего года.
|
6.4
|
Допущен к эксплуатации локомотив, моторвагонный железнодорожный подвижной состав и специальный самоходный подвижной состав, при наличии следующих неисправностей:
- неисправность прибора для подачи звукового сигнала;
- неисправность пневматического, электропневматического, электрического, ручного тормозов или компрессора;
- неисправность или отключение хотя бы одного тягового электродвигателя;
- неисправность привода передвижения;
- неисправность автоматической локомотивной сигнализации или устройств безопасности;
- неисправность скоростемера и регистрирующего устройства;
- неисправность автосцепных устройств, в том числе обрыв цепочки расцепного рычага или его деформация;
- неисправность системы подачи песка;
- неисправность прожектора, буферного фонаря, освещения, контрольного или измерительного прибора;
- трещина в хомуте, рессорной подвеске или коренном листе рессоры, излом рессорного листа;
- трещина в корпусе буксы;
- неисправность буксового или моторно-осевого подшипника;
- отсутствие или неисправность предусмотренного конструкцией предохранительного устройства от падения деталей на железнодорожный путь;
- трещина или излом хотя бы одного зуба тяговой зубчатой передачи;
- неисправность кожуха зубчатой передачи, вызывающая вытекание смазки;
- неисправность защитной блокировки высоковольтной камеры.
|
Организация контроля за качественным проведением плановых видов технического осмотра/текущего ремонта и устранением замечаний машинистов в соответствии с Пунктом 24 Приложения №5 «Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации», утв. Приказом Минтранса РФ от 21 декабря 2010 г. №286.
|
6.5
|
Нарушение Правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте при эксплуатации железнодорожного подвижного состава (локомотивов):
- дизельное помещение тепловоза не содержится в чистоте;
- промасленные обтирочные концы не хранятся в специальном металлическом ящике с крышкой;
- в кабине машиниста на видном месте отсутствует памятка с необходимыми сведениями о действиях при пожаре и правилами применения установок (средств) пожаротушения;
- Локомотив не обеспечен средствами пожаротушения в соответствии с установленными нормами.
|
Организация периодической проверки соблюдения Правил пожарной безопасности при эксплуатации железнодорожного подвижного состава.
|
6.6
|
Акты технического состояния локомотивов с правом выезда на пути общего пользования, составленные владельцем локомотивов, заверены подписью и печатью ремонтного предприятия, производящего техническое обслуживание или ремонт локомотивов, моторвагонного железнодорожного подвижного состава, не прошедшего сертификацию производственного процесса технического обслуживания и ремонта локомотивов моторвагонного подвижного состава в соответствующей системе сертификации на железнодорожном транспорте.
|
При заключении договоров на выполнение технического обслуживания и/или ремонта локомотивов, моторвагонного подвижного состава, требовать обязательного наличия сертификата соответствия производственного процесса технического обслуживания и ремонта локомотивов моторвагонного подвижного состава, как приложения к договору.
|
7.
|
Инструмент и инвентарь строгого учета.
|
|
7.1.
|
На предприятии не обеспечен учет и контроль за тормозными башмаками:
- в местах хранения отсутствует опись тормозных башмаков, с указанием их количества, порядковых номеров и лиц, ответственных за их сохранность;
- на подвижной единице (локомотиве), либо в месте хранения обнаружены тормозные баш-маки с несоответствующим клеймом – в клеймении отсутствует порядковый номер и/или отсутствует/не читаемо клеймо тормозного башмака;
- не ведется журнал учета выдачи инструмента и инвентаря строгого учета формы ПУ-80А;
- Не производится ежеквартальный комиссионный осмотр тормозных башмаков с проверкой наличия и исправности тормозных башмаков, соответствия их маркировки (клейм) инвентарным описям, правильности учета, выдачи и хранения и принятия мер по устранению обнаруженных недостатков.
|
Издать приказ по предприятию «О назначении ответственных лиц за учет, выдачу, хранение, клеймение и исправное состояние тормозных башмаков» с указанием пономерной их принадлежности. Организовать периодическое участие руководящего состава в комиссионных осмотрах.
|
8.
|
Организация движения поездов
|
|
8.1
|
Железнодорожный подвижной состав не установлен в пределах полезной длины железнодорожного пути, которая ограничена:
при наличии светофоров и электрической изоляции железнодорожного пути - с одной стороны выходным (маршрутным, маневровым) светофором, с другой - изолирующим стыком путевого участка рельсовой цепи;
при наличии светофоров и отсутствии электрической изоляции железнодорожного пути - с одной стороны светофором, с другой - предельным столбиком;
при отсутствии светофоров и электрической изоляции железнодорожного пути - предельными столбиками с обеих сторон.
|
Определить порядок осуществления контроля выполнения работниками предприятия требований местной Инструкции о порядке обслуживания пути необщего пользования и п. 32 Приложения №6 «Организация движения поездов на железнодорожном транспорте» к ПТЭ железных дорог РФ, утв. Приказом Минтранса России от 21.12.2010 г. № 286
|
|