Межрегиональная олимпиада школьников "Будущие исследователи – будущее науки" 2016 г. История. 7 класс
1. Исключите лишнее в ряду и объясните, почему (2 б. за полный ответ, неполный – 1 б., максимально – 6 б.).
А) Стольник, чашник, дворник, сытник. Дворник; остальные – придворные чины в Московском царстве.
Б) Кмети, гриди, отроки, смерды. Смерды – крестьяне; остальные – члены младшей княжеской дружины в домонгольской Руси. В) Мстислав Владимирович Храбрый, Мстислав Владимирович Великий, Мстислав Ростиславич Храбрый, Мстислав МстиславичУдатный. Мстислав Великий – единственный великий князь киевский из перечисленных.
|
2. Ответьте на вопросы к изображению. (По 1 б.; максимум – 8 б.)
А) Какому князю принадлежал этот шлем? Ярослав Всеволодович
Б) В какой битве он был потерян? Липицкая
В) Какой юбилей этой битвы будет отмечаться 21 апреля 2016 года? 800 лет
Г) Назовите союзника потерявшего шлем. Юрий (Георгий) Всеволодович
Д) Назовите любого князя из их противников. Константин Всеволодович или Мстислав Мстиславич Удатный
Е) Согласно летописи, в этой битве пали дружинники Александр __________ и _________ Золотой Пояс. Вставьте недостающие прозвище и имя. Попович; Добрыня
|
3. Соотнесите имена митрополитов всея Руси и события, с ними связанные (до 14 б.).
Имена митрополитов: 1.Кирилл 2. Максим 3. Петр 4. Алексий 5. Фотий 6. Иона
События: (а) расцвет деятельности Андрея Рублева; (б) руководство московским княжеством при малолетнем Дмитрии Донском; (в) провозглашение автокефалии московской митрополии; (г) получение первого ярлыка русскому духовенству от хана; (д) перенос кафедры митрополита в Москву де-факто; (е) перенос кафедры митрополита во Владимир де-факто.
Митрополит
|
Событие
|
Кирилл
|
Г
|
Максим
|
Е
|
Петр
|
Д
|
Алексий
|
Б
|
Фотий
|
А
|
Иона
|
В
|
4. Расположите чины в порядке старшинства (от высших к низшим) (2 б. за безошибочный ответ, 1 нарушение последовательности – 1 б.):
А) Думный дьяк Б) Боярин В) Жилец Г) Стряпчий Б-А-Г-В – 2 б., А-Б-Г-В – 1 б., Б-Г-А-В – 1 б., Б-А-В-Г – 1 б. Прочие варианты – 0 б.
5. Перед Вами древнерусский текст в переводе на современный русский язык. Заполните пробелы и укажите название произведения (5 б.).
«Я, худой, дедом своим __(1имя деда), благословенным, славным, нареченный в крещении Василием, русским именем __(2имя автора текста), отцом возлюбленным и матерью своею из рода __(3 родовое прозвище)... и христианских ради людей, ибо сколько их соблюл по милости своей и по отцовской молитве от всех бед! Сидя на __(4на чем?), помыслил я в душе своей и воздал хвалу Богу, который меня до этих дней, грешного, сохранил. Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться».
Название произведения – «Поучение Владимира Мономаха»
(1 – имя деда) Ярослав
(2 – имя автора текста) Владимир
(3 – его родовое прозвище) Мономах
(4 – сидя на чем?) на санях
(5) – что означает фразеологизм, приведенный под номером 4? Готовясь к смерти/похоронам
6. Перед вами фразы, приписываемые разным русским правителям. Ваша задача указать автора каждой фразы и расположить их в хронологической последовательности (7 б.).
1. «Иду на вы!». 2. «Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев». 3. «Вечю (...) в Новегороде не быти, посаднику не быти, а государство все нам держати». 4. «Кто с мечом к нам придет...». 5. «Аз есмь погана!». 6. «Правда, что зело жесток сей орех был, однако, слава Богу, счасливо разгрызен». 7. «Да будет Киев мать городам русским!»
№ в хронологической последовательности
|
Имя правителя
|
8
|
Олег
|
6
|
Ольга
|
1
|
Святослав
|
4
|
Владимир I (Красное солнышко)
|
2
|
Владимир Мономах
|
5
|
Александр Невский
|
3
|
Иван III
|
7
|
Петр I
|
7.Восстановите хронологическую последовательность событий (5 б. за безошибочный ответ).
А) Открытие пролива между Азией и Америкой С.И. Дежневым; Б) Поляновский мир; В) Переяславсая рада; Г) Хлебный бунт; Д) Нерчинский договор; Е) постройка первого русского военного корабля «Орел»; Ж) Новоторговый устав; З) Первый Азовский поход Петра.
Б – А – Г – В – Ж – Е – Д – З
8. Определите принцип составления данных изобразительнных рядов и укажите лишний элемент. Объясните свое решение. Максимально – 8 б.
Ряд А: Новгородские соборы ; исключение 4 – эта церковь была возведена в Чернигове
|
|
|
|
|
Николо-дворищинский собор (12 в.)
|
Церковь Спаса на Нередице (12 в.)
|
Церковь Иоанна Предтечи на Опоках12 в.
|
Пятницкая церковь (12-13 вв.)
|
Собор Святой Софии
(11 в.)
|
Ряд Б: Иконы Андрея Рублева; исключение 3 – автор Феофан Грек
|
|
|
|
|
Икона «Троица» (нач.15 в.)
|
Икона «Апостол Павел» из Звенигородского чина (нач.15 в.)
|
Икона «Успение» (кон. 14 в.)
|
Икона Богоматери Владимирской «Умиление» (рубеж 14-15 вв.)
|
Изображение ангела (фрагмент иконы нач.15 в.)
|
9.Поясните устойчивые определения и исторические наименования (2 балла за каждый верный; если допущена несущественная ошибка – 1 балл; максимально – 16 б.)
Тягло, парсуна, заповедные лета, бобыль, черносошные крестьяне, местничество, протопоп, тафта.
Тягло – денежные и натуральные государственные повинности
Парсуна – портретное изображение/светский портрет
Заповедные лета – годы (срок), в которые запрещался крестьянский выход
Бобыль – бедный крестьянин[, не имевший земельного надела]
Черносошные крестьяне – крестьяне, несущие повинности в пользу государства
Местничество – распределение должностей в соответствии со знатноастью рода
Протопоп – старинное название протоиерея (старшего православного священника)
Тафта – [шелковая или хлопковая] ткань
10. Соотнесите события и даты (2 б. за каждое верное соотнесение, максимально – 14 б.).
1. Отмена местничества 2. Сражение под Нарвой 3. Учреждение ордена Святой Екатерины 4. Введение рекрутской повинности 5. Основание Санкт-Петербурга 6. Битва у деревни Лесной 7. Штурм Нотебурга
А) 1682 Б) 1700 В) 1702 Г) 1703 Д) 1705 Е) 1708 Ж) 1713
1. А 2. Б 3. Ж 4. Д 5. Г 6. Е 7. В
11. Прочитайте отрывок из документа и выполните задания(максимально – 15 б.).
«И того ж дни возмутились миром на его Левонтьевых заступников, на боярина и государева царева дятку на Бориса Иванова сына Морозова, да на окольничево на Петра Тиханова сына Траханиотова, да на думного дьяка на Назарья Иванова сына Чистово и иных многих единомыслеников их, и домы их миром разбили и разграбили. И самого думного дьяка Назарья Чистого у него в дому до смерти прибили. И июня в 3 день, видя государь такое в миру великое смятение, велел ево земсково судью Левонтия Плещеева всей земле выдать головою, и его Левонтья на Пожаре прибили ослопьем. И того же дня те прежреченные Борис Морозов и Петр Траханиотов научением дьявольским разослали людей своих по всей Москве, велели всю Москву выжечь…а государь царь велел ево Петра Траханиотова за ту их измену и за московский пожег перед миром казнить на Пожаре. А тово Бориса Морозова государь у миру упросил, что ево сослать с Москвы в Кириллов монастырь на Белоозеро…».
А) Какое событие описано в документе, и когда оно произошло? Соляной бунт (1 б.) 1648 (1 б.)
Б) В чем причина описанного в тексте народного возмущения? Основная причина – введение дополнительной пошлины на соль, ее резкое подорожание и, как следствие сокращение потребления, в то время как соль являлась основным консервантом. Население было также недовольно общим ростом налогов, мздоимством и самоуправством властей. (до 3 б.)
В) Опишите последствия (желательно три) данного события (до 6 б.) Последствия: подготовка Соборного уложения, ослабление политического влияния Морозова, повышение степени самостоятельности царя в решении политических вопросов, издание указа об отсрочке взимания недоимок, выдача двойного жалования стрельцам, казнь наиболее активных бунтовщиков. Возможны иные формулировки.
Г) Объясните, почему царь просит у восставших не казнить Б. Морозова. (2 б) Боярин Борис Морозов был воспитателем и свояком Алексея Михайловича, осуществлял фактическое руководство страной.
Д) Как ныне называется место, где был убит Плещеев и казнен Траханиотов? Красная площадь (2 б.)Межрегиональная олимпиада школьников "Будущие исследователи – будущее науки" 2016 г. История. 8 класс
1. Исключите лишнее в ряду и объясните, почему(1 б. за каждый верный ответ, максимально – 3 б.).
А) С.С. Ланской, П.А. Валуев, П.А. Шувалов, А.Е. Тимашев, М.Т. Лорис-Меликов. Остальные были министрами внутренних дел при Александре II, а Шувалов – шефом жандармов.
Б) Генерал-фельдмаршал, гофмаршал, генерал-аншеф, генерал-адмирал. Остальные чины по Табели о рангах – военные, а гофмаршал – придворный.
В) Союз спасения, Союз благоденствия, Кирилло-Мефодиевское общество, Общество соединенных славян. Остальные относятся к декабристам, а Кирилло-Мефодиевское – к 1848 г.
2. Перед Вами несколько монет, отчеканенных при Елизавете Петровне и Екатерине II для отдельных регионов Российской империи или даже за ее пределами. Укажите регионы(до 6 б.).
|
|
А. Сибирь
|
Б. Эстляндия и Лифляндия (в зачет также – Прибалтика)
|
|
В. Восточная Пруссия (в зачет также – Кёнигсберг)
|
3. Соотнесите с датами события, относящиеся к присоединению Средней Азии к России(7 б.).
1. 1865 г. 2. 1868 г. 3. 1873 г 4. 1876 г. 5.1881 г. 6.1885 г. 7. 1895 г.
А) Бой на Кушке Б) Взятие Самарканда В) Присоединение Памира Г) Мирные договоры с Хивой и Бухарой Д) Взятие Ташкента Е) Взятие Геок-тепе Ж) Упразднение Кокандского ханства
1865 г.
|
1868 г.
|
1873 г.
|
1876 г.
|
1881 г.
|
1885 г.
|
1895 г.
|
Д
|
Б
|
Г
|
Ж
|
Е
|
А
|
В
|
|