Деятельность должностных лиц ГО и РСЧС по организации и осуществлению надзора и контроля в области ГО и защиты от ЧС
Полномочия и обязанности должностных лиц ГО и РСЧС в сфере осуществления надзора и контроля в области ГО и защиты от ЧС.
Согласно приказу МЧС России от 29.12.2006г. № 804 «О Концепции создания единой системы государственных надзоров в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» (далее Концепция) единая система государственных надзоров – это совокупность структурных подразделений и должностных лиц центрального аппарата МЧС России и его территориальных органов, уполномоченных на осуществление:
государственного пожарного надзора;
государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее – ЗНТ от ЧСПТХ);
государственного надзора в области гражданской обороны;
экспертизы безопасности на потенциально опасных объектах.
Все категории надзоров и экспертных структур согласно Концепции обладали общими принципами и задачами, направленными на защиту (подготовку к защите) территорий, объектов, населения (жизни и здоровья граждан), имущества (в т.ч. материальных и культурных ценностей), ограничение негативных последствий, вызванных пожарами, чрезвычайными ситуациями, а также возникших при ведении военных действий или вследствие этих действий.
При этом, основными принципами деятельности указанных органов обозначены:
исчерпывающая достаточность принятых мер по недопущению причинения вреда жизни и здоровью людей;
главенство законности при исполнении возложенных обязанностей и реализации предоставленных прав;
доступность информации и гласность при осуществлении надзорной деятельности;
уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
единоначалие, подчинение нижестоящих надзорных органов вышестоящим.
Рассмотрим структуру надзорных органов МЧС РФ и требования предъявляемые к ним.
I – В центральном аппарате МЧС России функционируют:
Главный государственный инспектор РФ по пожарному надзору (в статусе заместителя министра РФ по делам ГОЧС и ЛПСБ) и его заместители.
Должностные лица Департамента надзорной деятельности МЧС РФ.
II – В региональный центрах по делам ГОЧС и ЛПСБ:
Должностные лица управления надзорной деятельности в области ГО и ЗНТ от ЧСПТХ и ОПБ.
III – В главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации:
Должностные лица Управления надзорной деятельности в области ГО и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечения ПБ.
Контроль представляет собой одну из функций в деятельности любого государственного органа. Среди контрольных функций выделяются:
методическое руководство и контроль при решении вопросов по обучению населения в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, а также в пределах своей компетенции - при подготовке молодежи по основам безопасности жизнедеятельности;
контроль над созданием локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов;
методическое руководство созданием и обеспечением готовности сил и средств гражданской обороны в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и организациях, а также контроль в этой области;
методическое руководство созданием и поддержанием в готовности убежищ и иных объектов гражданской обороны, организацией радиационной, химической, биологической и медицинской защиты населения, а также контроль в этой области;
разработка и контроль за реализацией федеральных целевых программ в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, преодоления последствий радиационных аварий и катастроф;
проверка готовности федеральных органов исполнительной власти к осуществлению мероприятий гражданской обороны;
проверка готовности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления к осуществлению мероприятий гражданской обороны и мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и др.
Кроме того, Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (утв. Указом Президента РФ от 11 июля 2004г. N868) в качестве наиболее важных надзорных функций называет надзор за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами установленных требований по гражданской обороне и пожарной безопасности (за исключением федерального государственного пожарного надзора в лесах, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения), а также по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в пределах своих полномочий.
Государственный надзор в области гражданской обороны осуществляется в целях проверки выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области гражданской обороны. Такой вид надзора проводится на основании Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области гражданской обороны, утвержденного приказом МЧС России от 26 июня 2012 г. N 358.
Государственный надзор в области гражданской обороны осуществляют структурные подразделения центрального аппарата и территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны. Кроме того, вопросы государственного надзора в области гражданской обороны раскрыты в Положении о государственном надзоре в области гражданской обороны (утв. постановлением Правительства РФ от 21 мая 2007 г. N 305). В Положении регламентирован порядок осуществления государственного надзора в области гражданской обороны, права и обязанности должностных лиц, осуществляющих надзор.
Государственный надзор в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Решения и требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны, по вопросам, относящимся к их компетенции, обязательны соответственно для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, а также должностных лиц и граждан.
Решения должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны, могут быть обжалованы в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий устанавливает в пределах своих полномочий порядок осуществления государственного надзора в области гражданской обороны, определяющий в том числе перечень должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.
Согласно приказу МЧС РФ от 31 октября 2011 г. N 652 "Об утверждении Перечня должностных лиц Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уполномоченных осуществлять государственный надзор в области гражданской обороны"(Зарегистрирован в Минюсте РФ 11 ноября 2011 г., регистрационный N 22283):
В главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации:
должностные лица управлений надзорной деятельности:
заместитель начальника главного управления - начальник управления;
заместитель начальника управления;
начальник отдела;
заместитель начальника отдела;
начальник отделения;
начальник группы;
главный специалист;
старший дознаватель;
старший инженер;
старший инспектор;
главный специалист - эксперт;
дознаватель;
инженер;
инспектор;
ведущий специалист - эксперт;
должностные лица территориальных подразделений надзорной деятельности:
начальник отдела;
заместитель начальника отдела;
начальник отделения;
главный специалист;
старший дознаватель;
старший инженер;
старший инспектор;
дознаватель;
инженер;
инспектор.
Согласно Положению о государственном надзоре в области гражданской обороны должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны, в пределах своей компетенции имеют право:
а) осуществлять проверку выполнения установленных требований в области гражданской обороны федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами;
б) проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях государственного надзора в области гражданской обороны за выполнением установленных требований в этой области и пресечения их нарушений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
в) запрашивать необходимые документы для проверки выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области гражданской обороны;
г) выдавать руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, а также должностным лицам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны;
д) составлять протоколы об административных правонарушениях в порядке, определенном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
е) отменять (изменять) незаконные и (или) необоснованные решения, принятые нижестоящими должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны.
7. Должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны, обязаны:
а) исполнять своевременно и в полной мере предоставленные им полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений установленных требований в области гражданской обороны;
б) не разглашать информацию, составляющую государственную, служебную или коммерческую тайну, которая может стать им известна при осуществлении государственного надзора в области гражданской обороны;
в) осуществлять в ходе проведения мероприятий по контролю и государственному надзору в области гражданской обороны разъяснительную работу по применению законодательства Российской Федерации о гражданской обороне;
г) соблюдать права и законные интересы организаций и граждан;
д) не препятствовать представителям организаций присутствовать при проведении мероприятий по контролю, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
е) знакомить должностных лиц организаций либо их представителей с результатами мероприятий по государственному надзору в области гражданской обороны;
ж) выполнять требования законодательства Российской Федерации, регламентирующего деятельность по организации и осуществлению государственного надзора в области гражданской обороны;
з) доказывать законность своих действий при их обжаловании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
и) осуществлять в установленном порядке ведение документации, отражающей деятельность органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны;
к) осуществлять в пределах своей компетенции взаимодействие с соответствующими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями;
л) анализировать организацию работы в области гражданской обороны на поднадзорных (подконтрольных) объектах;
м) выполнять иные установленные законодательством Российской Федерации обязанности по государственному надзору в области гражданской обороны.
Права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по надзору (Административный регламент)
8. Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель субъекта надзора при проведении проверки имеют право:
получать от должностных лиц надзорных органов информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено законодательством Российской Федерации;
знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки информацию о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц надзорных органов;
обжаловать действия (бездействия) должностных лиц надзорных органов, повлекшие за собой нарушение прав субъекта надзора при проведении проверки, в досудебном (внесудебном) порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
на возмещение вреда, причиненного при исполнении государственной функции должностными лицами надзорных органов.
9. Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель субъекта надзора обязаны присутствовать при проведении проверки.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 1 декабря 2005 г. N 712 "Об утверждении Положения о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" Государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - государственный надзор в области защиты от чрезвычайных ситуаций) осуществляется в соответствии с задачами, возложенными на единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в целях проверки полноты выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения.
Государственный надзор в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляют Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальные органы (далее - органы государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций) в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Предметом надзорной деятельности государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является проверка выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, требований в области предупреждения чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения населения, а также за готовностью должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения.
Полномочия (права) и обязанности должностных лиц в сфере осуществления надзора и контроля в области ЗНТ от ЧСПТХ определяются приказом МЧС РФ от 26.06.2012г. № 359 «Об утверждении Административного регламента Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ЛПСБ исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Для лиц при исполнении государственной функции надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определены следующие полномочия (права):
осуществлять проверку выполнения требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера субъектами надзора;
проводить проверки территорий, зданий, сооружений, помещений в целях соблюдения требований в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
запрашивать документы, необходимые для проверки выполнения субъектами надзора требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
выдавать руководителям, иным должностным лицам или уполномоченным представителям субъектов надзора обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений в части выполнения требований в области защит населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
составлять протоколы об административных правонарушениях в порядке определенном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
отменять (изменять) незаконные и (или) необоснованные решения, принятые нижестоящими должностными лицами надзорных органов.
Должностные лица надзорных органов при исполнении государственных функций обязаны;
исполнять своевременно и в полной мере предоставленные им полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного техногенного характера;
не разглашать информацию, составляющую государственную, служебную или коммерческую тайну, которая может стать им известна;
осуществлять разъяснительную работу по применению законодательств Российской Федерации о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
соблюдать права и законные интересы субъектов надзора;
не препятствовать руководителям, иным должностным лицам или уполномоченным представителям субъектов надзора присутствовать при проведении мероприятий по надзору, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
знакомить руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей субъектов надзора с результатами мероприятий по надзору;
обосновывать законность своих действий при их обжаловании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
осуществлять в установленном порядке ведение документации, отражающей деятельность надзорных органов;
осуществлять в пределах своей компетенции взаимодействие с соответствующими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями;
проводить анализ результатов работы по осуществлению государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
рассматривать обращения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, а также граждан по вопросам исполнения государственной функции;
выполнять требования законодательства Российской Федерации, регламентирующего деятельность по организации и осуществлению государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Перечень должностных лиц Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уполномоченных осуществлять государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определен приказом МЧС РФ от 25 января 2011 г. N 14.
В главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации:
должностные лица управлений надзорной деятельности:
заместитель начальника главного управления по надзорной деятельности - начальник управления;
заместитель начальника управления;
начальник отдела;
заместитель начальника отдела;
начальник отделения;
начальник группы;
главный специалист;
старший дознаватель;
старший инженер;
старший инспектор;
главный специалист- эксперт;
инженер;
инспектор;
дознаватель;
ведущий специалист - эксперт;
должностные лица территориальных подразделений надзорной деятельности:
начальник отдела;
заместитель начальника отдела;
начальник отделения;
главный специалист;
старший дознаватель;
старший инженер;
старший инспектор;
дознаватель;
инспектор;
инженер.
Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей должностными лицами органов государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций, устанавливаются Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий приказом МЧС РФ от 22 августа 2006 г. N490 "Об утверждении квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей должностными лицами органов государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций."
Организация и проведение проверок, а также принятие мер по результатам проведения проверок в отношении надзорных лиц, осуществляется в соответствии с принципами законности и презумпции их добросовестности
Мероприятия по организации и осуществлению надзора и контроля в области ГО и защиты от ЧС.
Давайте подробнее рассмотрим основной документ, регламентирующий проведение надзора в области гражданской обороны - Административный регламент МЧС РФ исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области гражданской обороны, утвержденный приказом МЧС России от 26 июня 2012 г. N 358 и в области ЗНТ от ЧСПТХ - Административный регламент МЧС РФ исполнения государственной функции по осуществлению надзора в области ЗНТ от ЧСПТХ».
Объекты надзора в области ГО и ЗНТ от ЧСПТХ.
Объекты надзора по ГО - федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации, отнесенные к группам по гражданской обороне, продолжающие работу в военное время, имеющие на своем балансе объекты гражданской обороны (защитные сооружения гражданской обороны (убежища, противорадиационные укрытия), специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и специальной обработки техники) и имущество гражданской обороны, в том числе технические средства, обеспечивающие гражданскую оборону (технические средства управления гражданской обороны, технические средства оповещения населения, световой и иных видов маскировки).
Предметом государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является проверка выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями (юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями), а также должностными лицами и гражданами (далее - субъекты надзора) требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Должностными лицами надзорных органов проводятся плановые и внеплановые проверки в форме документарных и (или) выездных проверок
Плановые проверки в отношении субъектов надзора проводятся на основании ежегодного плана проведения плановых проверок субъектов надзора на текущий календарный год (далее - План).
Требования к порядку исполнения государственной функции
Информирование по вопросам исполнения государственной функции осуществляется путем:
индивидуального устного и (или) письменного информирования, в том числе с использованием средств телефонной связи;
размещения информации на стендах надзорных органов и официальных сайтах Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) и его территориальных органов в сети Интернет;
использования федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".
Ответ на письменное обращение, в том числе обращение, поступившее по информационным системам общего пользования, направляется должностным лицом надзорного органа в течение 30 дней со дня поступления обращения заинтересованного лица по почтовому (электронному) адресу, указанному в обращении.
В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, руководитель надзорного органа или его заместитель вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока рассмотрения заявителя, направившего запрос.
Если разрешение вопросов, содержащихся в обращении, не входит в компетенцию надзорного органа, обращение в течение семи дней с момента его регистрации подлежит направлению в орган, компетентный рассмотреть обращение по существу. При этом надзорный орган обязан уведомить заявителя о том, в какой государственный орган направлено его обращение.
Срок исполнения государственной функции
Общий срок проведения как плановой, так и внеплановой проверки (с даты начала проверки и до даты составления акта по результатам проверки) не может превышать 20 рабочих дней.
В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год.
В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований, на основании мотивированных предложений должностных лиц надзорных органов, проводящих плановую выездную проверку, срок проведения плановой выездной проверки может быть продлен руководителем надзорного органа, но не более чем на 20 рабочих дней, в отношении малых предприятий и микропредприятий не более чем на 15 часов.
Проверки проводятся должностными лицами надзорных органов на основании распоряжения руководителя (заместителя руководителя) надзорного органа, типовая форма которого установлена приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - распоряжение о проведении проверки).
О проведении плановой проверки субъект надзора уведомляется не позднее чем за 3 рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения руководителя надзорного органа или его заместителя заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
Основанием для включения плановой проверки в План является:
истечение 5 лет со дня окончания проведения последней плановой проверки федеральных органов исполнительной власти, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
истечение 3 лет со дня:
государственной регистрации юридических лиц (индивидуальных предпринимателей);
окончания проведения последней плановой проверки юридического лица (индивидуального предпринимателя).
Предметом внеплановой проверки является выполнение субъектом надзора тех требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, информация о нарушении которых явилась поводом для издания распоряжения о проведении внеплановой проверки либо срок устранения которых, согласно ранее выданному предписанию, истек.
О проведении внеплановой выездной проверки субъект надзора уведомляется не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, с приложением копий распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки и документов, которые содержат сведения, послужившие основанием для ее проведения.
Внеплановые проверки проводятся по следующим основаниям:
истечение срока исполнения субъектом надзора ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
поступление в надзорный орган обращения и заявления граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
распоряжение руководителя надзорного органа, изданного в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки и прилагаемые к нему документы направляются надзорным органом в органы прокуратуры заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, либо в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в целях оценки законности проведения внеплановой выездной проверки.
Условия отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства показана в таблице 1.
Таблица 1
-
У С Л О В И Я
|
Суммарная доля участия РФ, субъектов РФ муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов в уставном капитале не должна превышать 25%, доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическими лицами, не являющимися субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%.
|
Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения:
от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;
до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микро-предприятия – до 15 человек.
|
Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учёта налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством России для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
|
Результаты проверки, проведённой органом государственного надзора в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС с грубым нарушением установленных законодательством РФ требований к организации и проведению проверок, не могут является доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и подлежат отмене вышестоящим органом государственного надзора или судом.
Проверки проводятся с целью изучения состояния дел и соблюдения требований норм и правил по ПЛЧС и правил ГО на объектах проверки и оказания помощи в устранении выявленных недостатков, а при непосредственном обнаружении достаточных данных, указывающих на наличие административного нарушения, - возбуждения дел об административных правонарушениях.
Проверки выполнения соответствующими должностными лицами обязанностей по ЗНТ от ЧС, требований норм и правил ПЛЧС, правил ГО могут проводиться в ходе комплексных проверок состояния ГО в соответствующих ФОИВ, состояния ГО, ЗНТ от ЧС в субъектах РФ, органах местного самоуправления и организациях, проводимых по решению Правительства РФ, соответствующих ОИВ субъектов РФ, органов местного самоуправления установленным порядком.
Блок-схема исполнения государственной функции
┌────────────────────────────────────────────────┐
│ Получение информации о субъекте надзора │
└──────────────────────┬─────────────────────────┘
▼
┌────────────────────────────────────────────────┐
│ Планирование проверок │
└──────────────────────┬─────────────────────────┘
▼
┌────────────────────────────────────────────────┐
│ Издание распоряжения на проведение проверки │
┌───────────►│ руководителем (заместителем руководителя) │
│ │ надзорного органа │
│ └──────────────────────┬─────────────────────────┘
│ ▼
│ ┌────────────────────────────────────────────────┐
│ │ Регистрация распоряжения в журнале учета │
│ │ проверок │
│ └──────────────────────┬─────────────────────────┘
│ ▼ ▼
│ ┌────────────────────────────────────────┐
│ │ │
│ ▼ Документарная Выездная ▼
│ ┌───────────────────────────────┐ ┌────────────────────────────┐
│ │ Изучение документов субъекта │ │ Выезд по месту нахождения │
│ │ надзора, имеющихся в КНД ├──┐ │ субъекта надзора │
│ │ надзорного органа │ │ │ │
│ │ │ │ └─────────────┬──────────────┘
│ │ │ │ │
│ └─────────────┬─────────────────┘ │ │
│ │ │ ▼
│ │ │ ┌────────────────────────────┐
│ ▼ │ │ Предъявление служебного │
│ ┌───────────────────────────────┐ │ │удостоверения и распоряжения│
│ │ Оформление и направление │ │ │ на проведение проверки │
│ │мотивированного запроса в адрес│ │ └─────────────┬──────────────┘
│ │субъекта надзора с приложением │ │ ▼
│ │ перечня запрашиваемых │ │ ┌────────────────────────────┐
│ │ документов │ │ │ Проведение мероприятий по │
│ │ │ │ │ надзору │
│ └───────────────────────┬───────┘ │ │ │
│ ▼ │ │ │
└───────────────────────┬───────┘ │ │ │
│ ▼ │ │ │
│ ┌──────────┐ ┌───────────────┐ │ └─────┬──────────────────────┘
│ │ Принятие │ │ Изучение │ │ │
│ │решения о │ │ полученных │ │ │
└─┤ выездной │◄───┤ документов │ │ │
│ проверке │ │ субъекта │ │ │
│ │ │ надзора │ │ │
└──────────┘ └────────┬──────┘ │ │
▼ ▼ ▼
┌────────────────────────────────────┐
│ Оформление результатов проверки и │
│принятие мер по результатам проверки│
└────────────────────────────────────┘
По результатам проверки, непосредственно после ее завершения, должностными лицами надзорного органа составляется акт проверки в двух экземплярах,
К акту проверки прилагаются протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, пояснения должностных лиц субъекта надзора по выявленным нарушениям в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.
В случае, если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий 3 рабочих дней после завершения мероприятий по надзору.
Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю или уполномоченному представителю субъекта надзора под расписку об ознакомлении.
В случае отсутствия руководителя или уполномоченного представителя субъекта надзора, а также в случае их отказа дать расписку об ознакомлении, либо об отказе в ознакомлении с актом проверки, в акте проверки делается соответствующая запись, подтверждаемая подписями должностного (должностных) лица надзорного органа, проводившего (проводивших) проверку и данный акт с копиями приложений направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Контрольные вопросы.
В каких целях осуществляется Государственный надзор в области гражданской обороны?
|