ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
В СФЕРЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Российская Федерация
Федеральный закон от 22.02.2017 № 16-ФЗ «О внесении изменений в главу 5 Федерального закона «О персональных данных» и статью 1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Уточнен порядок осуществления государственного контроля (надзора) за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации.
Установлено, что уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных.
Порядок организации и проведения проверок операторов, являющихся юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также порядок организации и осуществления государственного контроля и надзора за обработкой персональных данных иными операторами устанавливается Правительством Российской Федерации.
Федеральный закон от 22.02.2017 № 18-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».
Установлена административная ответственность за неисполнение обязанности по блокировке сайтов, доступ к которым ограничен Роскомнадзором
Неисполнение оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к сети Интернет, обязанности по ограничению или возобновлению доступа к информации, доступ к которой должен быть ограничен или возобновлен на основании сведений, полученных от Роскомнадзора, повлечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 3 тысяч до 5 тысяч рублей, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 10 тысяч до 30 тысяч рублей, на юридических лиц - от 50 тысяч до 100 тысяч рублей.
Федеральный закон от 22.02.2017 № 19-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 20 Федерального закона «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» и статью 27 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
На руководителей федеральных органов исполнительной власти, высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, глав муниципальных образований, местных администраций, руководителей организаций возложена персональная ответственность за исполнение обязанностей в области мобилизационной подготовки и мобилизации
Уточняется, что призыв граждан на военную службу по мобилизации или направление их для работы на должностях гражданского персонала, предусмотренных штатами военного времени, осуществляет призывная комиссия по мобилизации граждан, создаваемая в субъекте Российской Федерации, муниципальном районе, городском округе и на внутригородской территории города федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
Председателем призывной комиссии по мобилизации граждан, создаваемой в субъекте Российской Федерации, является высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), а председателем призывной комиссии по мобилизации граждан, создаваемой в муниципальном образовании, - глава соответствующего муниципального образования.
Федеральный закон от 22.02.2017 № 15-ФЗ «О ратификации Соглашения о порядке создания и деятельности совместных следственно-оперативных групп на территориях государств - участников Содружества Независимых Государств».
Соглашение о порядке создания и деятельности совместных следственно-оперативных групп в государствах СНГ, подписанное 16.10.2015 года, ратифицировано Россией с оговорками
В соответствии с указанным Соглашением Стороны оказывают друг другу правовую помощь по уголовным делам путем создания и деятельности совместных следственно-оперативных групп. Предложение о создании такой группы оформляется соответствующим запросом. Решения о создании группы, назначении ее руководителя и прекращении ее деятельности принимаются руководителями центральных компетентных органов сторон.
Основными задачами совместных следственно-оперативных групп являются:
- согласованная деятельность компетентных органов Сторон по раскрытию преступлений и расследованию уголовных дел;
- организация упрощенного порядка взаимодействия (сношения);
- создание условий для оперативного обмена информацией;
- взаимное информирование о ходе выполнения согласованных действий по раскрытию преступлений и расследованию уголовных дел;
- планирование действий по выдвинутым версиям и их проверка на территориях Сторон;
- организация проведения исследований и экспертиз;
- решение вопросов, связанных с хранением и передачей вещественных доказательств;
- выполнение поручений о проведении процессуальных действий и (или) оперативно-разыскных мероприятий в соответствии с законодательством запрашиваемой Стороны;
- координация и взаимодействие при проведении процессуальных действий и (или) оперативно-разыскных мероприятий на территориях Сторон.
В соответствии со статьей 13 Соглашения оно не затрагивает прав и обязательств каждой из сторон, вытекающих для нее из других международных договоров, участницей которых она является. Ратифицируя Соглашение, Россия заявляет, что, если другим международным договором Российской Федерации установлены условия сотрудничества менее благоприятные, чем те, которые предусмотрены Соглашением, Российской Федерации на основе взаимности будет применять положения Соглашения.
Постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.2017 № 182 «О внесении изменений в Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации».
В правила использования российского воздушного пространства внесены изменения, направленные на повышение уровня безопасности полетов и предотвращение террористических актов.
В частности, предусмотрена обязательность разработки и применения на аэродроме, вертодроме, посадочной площадке гражданской авиации аэронавигационного паспорта, порядок разработки и применения которого будет устанавливаться Минтрансом России.
Регламентированы условия и случаи, при которых в границах населенных пунктов разрешаются полеты, посадка и взлет воздушных судов и беспилотных летательных аппаратов.
Также определены полномочия региональных центров Единой системы при планировании и координировании использования воздушного пространства.
Кроме того, уточнены нормы, регулирующие действия пользователей воздушного пространства, реализующих уведомительный порядок его использования.
Постановление Правительства Российской Федерации от 21.02.2017 № 216 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам, связанным с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ».
В отношении одного из прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ снят запрет на оборот в Российской Федерации
Позиция «1-диметиламино-2-пропанол» перенесена из раздела «Прекурсоры» списка наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации запрещен, в таблицу I прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен, перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, с увеличением концентрации данного вещества с 15 процентов и более до 40 процентов и более.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.02.2017 № 348-р. Подписанным распоряжением российской стороной одобрен проект Соглашения об обмене информацией в рамках Содружества Независимых Государств в сфере борьбы с терроризмом и другими насильственными проявлениями экстремизма, а также их финансированием (далее – Соглашение).
Цель Соглашения – создание договорных рамок для эффективного сотрудничества между сторонами в области предотвращения и выявления террористических актов.
Проект Соглашения подготовлен в соответствии с Программой сотрудничества государств СНГ в борьбе с терроризмом и другими насильственными проявлениями экстремизма на 2014–2016 годы (утверждена по итогам заседания Совета глав государств СНГ от 25.10.2013 года в Минске).
Письмо Федеральной нотариальной палаты от 20.02.2017 № 674/01-01-2 «О работе электронного сервиса проверки доверенностей по реквизитам».
Федеральной нотариальной палатой разъяснен порядок работы электронного сервиса проверки доверенностей по реквизитам.
Сообщается, что сведения об отмене доверенности, совершенной в простой письменной форме, доступны по адресу: reestr-dover.ru/revocatio№s. Указанный раздел содержит реквизиты доверенности, совершенной в простой письменной форме (регистрационный номер, дату выдачи доверенности и сведения о лице, выдавшем доверенность), сведения об отменяющем ее документе (реестровый номер, дату удостоверения документа, сведения о нотариусе, удостоверившем документ), а также сведения об обратившемся лице.
Сведения о совершении нотариальных действий при их регистрации в реестре нотариальных действий ЕИС вносятся нотариусом в ЕИС незамедлительно.
Первые обращения к нотариусам о совершении в нотариальной форме отмены доверенности, совершенной в простой письменной форме, начали поступать 02.02.2017. В этот же день соответствующая информация об указанных доверенностях была размещена на сайте.
Информация в разделе «Сведения об отмене доверенности, совершенной в простой письменной форме» обновляется каждые 30 минут. Федеральная нотариальная палата считает установленный интервал обновления информации наиболее оптимальным с учетом того, что нотариус вправе совершать нотариальные действия вне места своей работы (на выезде), а также с учетом положений Гражданского кодекса Федеральной нотариальной палатой, который устанавливает, что третьи лица считаются извещенными о совершенной в нотариальной форме отмене доверенности на следующий день после внесения сведений об этом в реестр нотариальных действий.
Проект Приказа Минпромторга России «Об утверждении перечня документов, позволяющих установить возраст покупателя алкогольной продукции, которые продавец вправе потребовать в случае возникновения у него сомнения в достижении этим покупателем совершеннолетия, и признании утратившим силу приказа Минпромторга России от 15 апреля 2011 г. № 524 «Об утверждении Перечня документов, удостоверяющих личность и позволяющих установить возраст покупателя алкогольной продукции, которые продавец вправе потребовать в случае возникновения у него сомнения в достижении этим покупателем совершеннолетия».
Минпромторгом России предлагается включить водительское удостоверение в перечень документов, подтверждающих достижение совершеннолетия покупателем алкогольной продукции
Соответствующий проект подготовлен с целью актуализации данного перечня документов в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 261-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и постановлением Правительства Федеральной нотариальной палатой от 10.12.2016 № 1332.
Предлагается признать утратившим силу приказ Минпромторга России от 15.04.2011 № 524, которым утвержден аналогичный перечень документов.
Вступление в силу Приказа предусматривается с 31.03.2017 года.
Соответствующие изменения также внесены в крупный и особо крупный размеры прекурсоров наркотических или психотропных веществ для целей статей 228.3, 228.4 и 229 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Письмо Минтруда России от 14.02.2017 № 18-3/10/П-866 «О Методических рекомендациях по заполнению формы представления сведений об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которых государственным гражданским служащим или муниципальным служащим, гражданином Российской Федерации, претендующим на замещение должности государственной гражданской службы Российской Федерации или муниципальной службы, размещались общедоступная информация, а также данные, позволяющие его идентифицировать».
Минтруд России информирует об издании методических рекомендаций о порядке заполнения госслужащими формы, содержащей адреса интернет-сайтов с общедоступной информацией и данными о них.
Эти Методические рекомендации размещены на официальном сайте Минтруда России в разделе Программы и ключевые документы/подраздел Государственная гражданская служба/Методические материалы по развитию государственной гражданской службы/Порядок заполнения формы представления сведений об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в подразделе Муниципальная служба/Порядок заполнения формы представления сведений об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Разъяснен порядок заполнения госслужащими формы представления сведений об адресах интернет-сайтов с общедоступной информацией и данными о них.
Обязанность представления такой формы госслужащими, муниципальными служащими и гражданами, претендующими на замещение должностей госслужбы или муниципальной службы, введена Федеральным законом от 30.06.2016 № 224-ФЗ.
В Методических рекомендациях содержится перечень категорий лиц, которые представляют заполненную форму, порядок заполнения таблицы с адресами сайтов или страниц сайтов, приведен образец заполнения формы.
Информационное сообщение ФСТЭК России от 07.02.2017 № 240/11/566 «О разработанных ФСТЭК России Методических рекомендациях по формированию аналитического прогноза по укомплектованию подразделений по обеспечению безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры, противодействию иностранным техническим разведкам и технической защите информации подготовленными кадрами».
ФСТЭК России разработаны рекомендации по формированию аналитического прогноза по укомплектованию подразделений по защите информации подготовленными кадрами.
Соответствующие Методические рекомендации направлены в федеральные органы исполнительной власти, госкорпорации «Росатом» и «Роскосмос», Банк России, ПАО «Газпром», а также управления ФСТЭК России по федеральным округам для обеспечения Методическими рекомендациями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Выписка из Методических рекомендаций (приложение № 3 к Методическим рекомендациям «Рекомендуемые формы представления сведений о кадровом обеспечении подразделений специалистами по защите информации») размещена на официальном сайте ФСТЭК России в сети «Интернет» www.fstec.ru в разделе «Техническая защита информации», подраздел «Укомплектование подразделений».
Проект Федерального закона № 107145-7 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».
Законопроект подготовлен на основе анализа практики применения мер по ограничению доступа на постоянной основе к сайтам в сети «Интернет», на которых неоднократно и неправомерно размещалась информация, содержащая объекты авторских и (или) смежных прав, или информация, необходимая для их получения с использованием информационно-телекоммуникационных сетей.
В этой связи предлагается внести изменения в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, предусматривающие определение термина «производный сайт в сети «Интернет», а также устанавливающие порядок ограничения доступа к производным сайтам в сети «Интернет» на основании обращений правообладателей в Московский городской суд.
В частности, предусматривается, что на основании вступившего в законную силу решения Московского городского суда о постоянном ограничении доступа к сайту в сети «Интернет» судьей может быть выдан судебный приказ об ограничении доступа к производному сайту в сети «Интернет».
В судебном приказе, в числе прочих сведений, должно быть указание на соответствующее решение Московского городского суда о постоянном ограничении доступа к сайту в сети «Интернет», сетевой адрес и (или) доменное имя производного сайта в сети «Интернет», доступ к которым должен быть ограничен.
Судебный приказ не позднее следующего дня после дня его вынесения размещается на официальном сайте Московского городского суда в сети «Интернет» и по системе взаимодействия в электронном виде направляется в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.
Кроме того, вводится обязанность для операторов поисковых систем удалять из поисковой выдачи сведения об указателях страниц сайтов, на которых неоднократно и неправомерно размещалась информация, содержащая объекты авторских и (или) смежных прав, или информация, необходимая для их получения с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым ограничен на постоянной основе на основании судебных решений, а также производных от них сайтов в сети «Интернет».
-
В Государственную Думу Российской Федерации поступил инициированный Правительством законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части распространения мер административного надзора на лиц, неоднократно привлекавшихся к уголовной ответственности за преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ».
В соответствии с законопроектом административный надзор предложено установить в отношении лиц, освобождаемых из мест лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость за совершение двух и более преступлений, связанных с незаконным приобретением, хранением, изготовлением наркотиков и их прекурсоров, культивированием растений, содержащих наркотические вещества, и незаконным оборотом новых потенциально опасных психоактивных веществ.
В настоящее время административный надзор устанавливается за лицами, неоднократно совершившими тяжкие и особо тяжкие преступления в сфере незаконного оборота наркотиков, а за преступления небольшой тяжести в указанной сфере надзор не предусмотрен.
Как отмечено в пояснительной записке, реализация закона, в случае его принятия, не приведет к увеличению штатной численности сотрудников органов внутренних дел.
Вместе с тем, полагает Правительство, закон позволит повысить эффективность принимаемых мер, направленных на предупреждение преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.
23 февраля в Вене начала работу шестнадцатая зимняя сессия Парламентской Ассамблеи ОБСЕ.
Российскую делегацию возглавляет заместитель Председателя Государственной Думы Петр Толстой.
Спецпредставитель Парламентской ассамблеи ОБСЕ по противодействию терроризму, депутат Госдумы Николай Ковалев предложил ассамблее создать специальный комитет по борьбе с терроризмом и киберпреступностью, наделенный полномочиями выносить суждения о причастности тех иных государств к кибератакам на основании объективных данных.
«К сожалению, в политическом плане, и сегодня мы стали свидетелями подобного рода выступлений, - все эти атаки пытаются связать с Россией. Давайте объективно разберемся в ситуации», - призвал Н.Ковалев сегодня на заседании Постоянного комитета.
Он напомнил, что три года назад на заседании постоянного комитета ПА ОБСЕ уже предлагал создать специальный комитет ассамблеи по борьбе с терроризмом. Однако тогда руководство ПА ОБСЕ фактически уклонилось от ответа, призвав «все взвесить и подойти последовательно к этой задаче». «Прошло три года, терроризм ширится, территория тьмы расширяется, мы же пока безнадежно опаздываем», - констатировал депутат.
«Сегодня настала пора, на мой взгляд, попытаться объединить эти комитеты и для того, чтобы мы оперировали объективной информацией, создать комитет по борьбе с терроризмом и комитет по борьбе с киберпреступностью», - подчеркнул спецпредставитель ПА ОБСЕ. По его мнению, это необходимо для того, чтобы участники ассамблеи «могли на основе абсолютно объективных данных здесь принимать решения, осуждая или предъявляя претензии той или иной стране». В связи с этим парламентарий указал, что кибератаки в отношении выборов – «тот же терроризм в области политики, террор с точки зрения попытки привести к власти то правительство, которое устраивает тех, кто эти атаки организует».
«Сегодня, к сожалению, все ушло в область информационных атак, а ведь это порождает неверие и недоверие людей к информации, которая бродит по страницам интернет-изданий и излагается СМИ в зависимости от политических воззрений той или иной страны», - обратил внимание Н.Ковалев.
В Госдуму поступили положительные отзывы на федеральный законопроект Хурала Тувы о закрытии клубов, где принимают наркотики. Первое чтение запланировано на конец февраля.
Законопроект состоит из поправок в КоАП и в Закон «О наркотических средствах и психотропных веществах». В кодекс предлагается ввести штраф на 300 000 — 500 000 рублей за невыполненное предписания полиции о профилактике оборота наркотиков на своей территории.
В закон вводится право полицейских подавать в суд иск о ликвидации юрлица, не выполнившего предписание. Право будет действовать не сразу, а при неоднократных фактах приема или продажи наркотика, установленных полицией.
Ответственный за подготовку законопроекта к первому чтению Комитет Госдумы по государственному строительству и законодательству закончил сбор отзывов. От регионов пришли только положительные, их дали Заксобрания Алтайского и Красноярского краев и Волгоградской области, парламент Кабардино-Балкарии – с формулировками «считать целесообразным», «поддерживаем, замечаний и предложений не имеем».
Первое чтение включено в примерную программу работы Госдумы на февраль в ожидании отзыва Верховного суда.
Московская область
Закон Московской области от 17.02.2017 № 17/2017-ОЗ «О внесении изменения в Закон Московской области «Кодекс Московской области об административных правонарушениях».
Устранена техническая ошибка, выразившаяся в некорректном указании отсылочной нормы.
Закон Московской области от 20.02.2017 № 18/2017-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О розничной продаже алкогольной продукции в Московской области» вступает в силу с 31.03.2017.
Закон Московской области № 40/2012-ОЗ «О розничной продаже алкогольной продукции в Московской области» приведен в соответствие с федеральным законодательством. Федеральным законом от 03.07.2016 № 261-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» внесены поправки в части наделения органов государственной власти субъектов Российской Федерации дополнительными полномочиями в сфере розничной продажи алкогольной продукции. Таким образом, в областной Закон внесены соответствующие изменения в части полномочий Правительства Московской области.
Постановление Правительства Московской области от 30.01.2017 № 49/3 «О государственной информационной системе «Региональная географическая информационная система для обеспечения деятельности центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области».
Создается государственная информационная система «Региональная географическая информационная система для обеспечения деятельности центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области» (РГИС). РГИС - государственная информационная система Московской области, предназначенная для автоматизации сбора, обработки, хранения, распространения, применения и анализа пространственных данных и метаданных; Система является собственностью Московской области. Сведения, составляющие государственную тайну, не подлежат размещению, передаче, обработке и хранению в РГИС.
Утверждены Положение о РГИС и форма соглашения об информационном взаимодействии при эксплуатации указанной государственной информационной системы.
|