О результатах работы органов прокуратуры Пермского края по разрешению обращений граждан в 2014 году.
В соответствии с пунктом 6 Приказа Генерального прокурора Российской Федерации № 45 от 30.01.2013 г. «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации» проведен комплексный анализ работы органов прокуратуры края с обращениями граждан в 2014 году.
Работа с обращениями граждан является важнейшей составной частью правозащитной деятельности органов прокуратуры Российской Федерации, направленной на охрану прав и свобод человека и гражданина, укрепление законности и правопорядка в территории. Она занимает значительное место в общем объеме работы органов прокуратуры.
В 2014 году, как и ранее, увеличилось количество поступивших в органы прокуратуры Пермского края обращений и достигло 65-ти тысяч , разрешено из них 71%, остальная часть направлена в другие ведомства либо оставлена без разрешения.
Показатель соотношения удовлетворенных обращений от числа всех разрешенных остался почти на прежнем уровне.
Большинство граждан обращаются в районные прокуратуры краевого центра, прокуратуру города Перми, прокуратуры городов Березники, Губахи, Верещагино, Добрянки, Лысьвы, Соликамска, Краснокамска, Чайковского, Чусового, Кунгура и Кизеловскую прокуратуру по надзору за исполнением законов в ИУ.
Остается востребованным гражданами личный прием, формы которого становятся более разнообразными.
Так, в 2014 году на прием в органы прокуратуры Пермского края обратилось 20 тысяч человек, что больше 2013 года на 5,3 %. Лично прокурорами и их заместителями приняты 6372 (6088) человека, что также больше 2013 года на 4,6%.
В ходе приема, помимо разъяснений юридического характера, обратившимся гражданам даются практические рекомендации по правильному оформлению обращений, порядку и срокам их разрешения.
В целях повышения уровня правовой грамотности населения во время приема граждан распространяются газета «Вестник прокуратуры Прикамья» и брошюры «Информационный бюллетень для населения».
Повышению эффективности работы с населением способствует участие органов прокуратуры в ежегодно проводимом 12 декабря общероссийском дне приема граждан.
12.12.2014 в органы прокуратуры Пермского края обратилось 274 человека, в том числе в городские, районные, специализированные прокуратуры 249 человек, в аппарат прокуратуры края обратилось 25 человек.
Личный прием граждан в режиме доступных видов связи при взаимодействии органов прокуратуры с государственными органами и органами местного самоуправления содействует реализации, защите и восстановлению прав, свобод и законных интересов граждан вне зависимости от их места нахождения или места жительства.
Вместе с тем, Генеральная прокуратура Российской Федерации обращает внимание на необходимость принятия в этот день мер к оперативному и качественному разрешению обращений, внесению актов прокурорского реагирования.
В 2014 году самый большой удельный вес как среди всех разрешенных, так и удовлетворенных составили обращения по вопросам нарушений в социально-экономической сфере (по вопросам надзора за исполнением законов и законностью правовых актов).
Правозащитная функция, прежде всего, в социально-экономической сфере, оставалась приоритетным направлением в деятельности органов прокуратуры края.
В ходе разрешения обращений прокурорами, а также аппаратом прокуратуры края пресечено более 13 тыс. нарушений законов, для устранения которых опротестовано 285 незаконных правовых актов, внесено 2,5 тыс. представлений , для восстановления нарушенных прав в суд направлено более 4 тыс. заявлений, предостережено 122 должностных лица ,возбуждено 1218 дел об административных правонарушениях.
Из общего числа разрешенных обращений почти каждое 6-е касалось вопросов нарушения жилищного законодательства. Более 30% таких обращений признаны органами прокуратуры обоснованными.
Характер таких обращений на протяжении последних лет остается неизменным и касается вопросов непредоставления жилья взамен ветхого, нарушений очередности при постановке на жилищный учет, необоснованный отказ в предоставлении льгот при оплате жилищно-коммунальных услуг, нарушений при начислении тарифов и платы за коммунальные услуги и т.д.
В центре внимания прокуроров в минувшем году оставались вопросы исполнения трудового законодательства, в т.ч. о своевременной оплате труда работников предприятий и организаций различных форм собственности. В 2014 году удовлетворено каждое второе обращение данной категории.
По вопросу законности правовых актов представительных и исполнительных органов власти и местного самоуправления в 2014 году разрешено 81 обращение, 27 из них удовлетворены ( аппг- 176 и 38 соответственно). Однако удельный вес удовлетворенных обращений данной категории увеличился на 12%.
На действия и решения органов местного самоуправления в 2014 году поступило почти 4000 обращений, разрешено из которых 2955. Более 40 % из них признаны обоснованными. Органами местного самоуправления чаще всего нарушается законодательство в сфере землепользования, жилищных прав граждан, в сфере экономики, жилищно-коммунального хозяйства.
Заявления по вопросам соблюдения законов о несовершеннолетних занимают, как и прежде, четвертую позицию по удельному весу среди обращений социально-экономической сферы.
Среди этих заявлений основную часть составляют жалобы о невыплате детских пособий, алиментов, нарушениях прав несовершеннолетних при приватизации, предоставлении жилых помещений, в т.ч. детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа; о нарушениях законодательства об образовании , в т.ч. в части обеспечения безопасности образовательной деятельности.
Сохраняется достаточно высоким удельный вес обжалования действий и решений судебных приставов. Таких заявлений разрешено почти 2 тысячи в 2014 году (в 2013-1200), удовлетворено из них каждое четвертое.
В своих обращениях граждане, в основном, сообщали о волоките со стороны службы судебных приставов при исполнении вступивших в законную силу судебных решений о взыскании материального ущерба, алиментов, о предоставлении жилья, производстве ремонтных работ. Обжаловалось непринятие ими необходимых мер по установлению имущества должников для обращения на него взыскания и принудительному исполнению судебных решений.
Практически на том же уровне сохранилось количество обращений по вопросам исполнения законодательства органами следствия и дознания при принятии, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлении.
Обжалованию, как правило, подвергаются решения об отказе в регистрации сообщений, об отказе в возбуждении уголовного дела, а также о направлении сообщений по подследственности.
В 2014 году с 3661 до 4166 увеличилось количество жалоб по вопросам следствия и дознания. Участниками уголовного судопроизводства обжалуются, в большей части, действия( бездействие) следователей и дознавателей МВД РФ. Всего таких обращений поступило 3141 в истекшем году.
Из 20 обращений о нарушении разумных сроков уголовного судопроизводства в ходе досудебного производства по уголовным делам 8 признаны обоснованными и удовлетворены.
Основными причинами удовлетворения названных выше обращений являются низкое качество и неполнота доследственных проверок, неполнота предварительного следствия и дознания, волокита, допущенная по делам, преждевременное приостановление и необоснованное прекращение уголовных дел, и наряду с этим, неэффективный процессуальный контроль руководителей следственных органов.
Увеличилось количество разрешенных обращений по вопросам федеральной безопасности, межнациональных отношений : с 23 в 2013 до 55 в 2014 году. На 10 % возросло количество удовлетворенных обращений, в основном за счет вопросов противодействия экстремизму.
Количество разрешенных в прошедшем году обращений по вопросам надзора за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний снизилось на 0,3 % и составило 2619 обращений. Уменьшилось и количество удовлетворенных жалоб. Обращения осужденных прокурорами по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний разрешались, преимущественно, с выездами в исправительные учреждения.
Возросло общее количество обращений на ненадлежащие бытовые условия в учреждениях, на водворение в штрафные помещения, на нарушение условий содержания в исправительных учреждениях.
Обращения осужденных удовлетворялись в связи с необоснованным применением мер взыскания, ненадлежащими материально-бытовыми условиями содержания в СИЗО, ИУ, водворением в штрафные помещения, необоснованным изъятием личных вещей ,а также в связи с нарушением норм трудового законодательства.
В 2014 году снизилось количество обращений на недозволенные меры воздействия, удовлетворенных жалоб среди них нет.
Удельный вес рассмотренных обращений депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ остается невысоким.
Разрешено 107 депутатских обращений, что составляет лишь 0,2 % от общего числа всех разрешенных обращений по краю, удовлетворены 15 из них.Почти все обращения (94%) депутатов Государственной Думы разрешены в аппарате прокуратуры края.
Анализ состояния законности при рассмотрении и разрешении обращений свидетельствует о сохраняющихся просчетах в данной сфере.
Удельный вес обращений, разрешенных в срок, свыше установленного законом, продолжает оставаться небольшим – 228 (аппг-229) заявлений, или 0,5% (по РФ 0,6 %), наметилась тенденция к его снижению. Количество обращений, разрешенных аппаратом прокуратуры края с нарушением срока , остается неизменным на протяжении последних двух лет и составляет 10 обращений.
Свыше установленного законом срока больше разрешено обращений в прокуратурах Ординского, Суксунского, Сивинского , Очерского районов, а также в прокуратуре Свердловского района г.Перми.
Допускаются факты нарушения 30-дневного срока разрешения обращений на 1-2 дня вследствие небрежности и невнимательности со стороны исполнителей при исчислении срока. В отношении прокурорских работников, допустивших такие нарушения , приняты меры ответственности в течение года.
Удельный вес повторных обращений на ранее принятые прокуратурой решения остается невысоким. В 2014 таких обращений разрешено 665(аппг-458) или 1,7 % (по РФ 1,7 %) от общего числа разрешенных обращений ( рост составил 0,5%), удовлетворено – 1 такое обращение на отказ в удовлетворении ранее разрешенных или 0.1%. Из 8 повторных обращений на длительное разрешение и небрежность ни одно не признано обоснованным.
Особого внимания заслуживают случаи некачественного разрешения обращений, выразившиеся в неполноте проверки доводов заявителей.
В 2014 году управлением по надзору за следствием, дознанием и ОРД горрайпрокурорам направлено 19 замечаний о выявленных недостатках по рассмотрению жалоб и заявлений граждан. Наибольшее количество недостатков допущено прокуратурами Дзержинского района г.Перми и г.Добрянка.
По результатам рассмотрения обращения Гиндуллина Э.К. о конфликте интересов на муниципальной службе и по другим вопросам прокурору Октябрьского района направлено замечание о неполноте проведенной проверки, дано поручение внести главе администрации района представление об устранении нарушений федерального законодательства.
При разрешении обращения осужденных Колпакова А.В. и Симонова А.Н. установлено, что обращение Колпакова в Березниковскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в ИУ не поступило. Вместе с тем, при проверке доводов обращения о неполучении ответа на данную жалобу по поручению прокуратуры края, заявитель не опрошен и доводы его заявления не проверены.
Совершенно необоснованно по результатам разрешения обращения осужденного Симонова А.Н. о вымогательстве денежных средств и угрозе личной безопасности Березниковской прокуратурой по надзору за ИУ сделан вывод о неподтверждении изложенной в жалобе информации.
Вместе с тем, проверкой доводов Симонова А.Н., проведенной отраслевым отделом прокуратуры края установлено, что по имеющимся фактам вымогательства денег у Симонова зарегистрировано в установленном порядке сообщение о преступлении, направленное по подследственности в МО «Соликамский» ГУ МВД России по Пермскому краю. Сам Симонов А.Н. по инициативе администрации ИУ этапирован в другое учреждение для отбывании наказания в связи с действительным наличием угрозы его личной безопасности.
Неполнота проверки обращений имела место в деятельности Ныробской и Кизеловской прокуратурах по надзору за ИУ и др.
В ряде случаев принятие прокурорами обращений к разрешению вместо направления их по подведомственности явно не способствовало защите прав и свобод человека и гражданина по причине поверхностного подхода к проверке доводов заявителей.
Так, прокуратурой Юрлинского района в нарушение Указания прокурора края от 30.09.2011 № 85/7 «Об исключении из практики прокурорского надзора фактов подмены контрольно-надзорных и иных органов власти, обеспечения достоверности формируемой в органах прокуратуры статистической отчетности» разрешено обращение Павловой Е.Н. по трудовому вопросу, однако полнота и объективность проверки доводов обращения не обеспечена, что в свою очередь повлекло обоснованное обращение гражданина в прокуратуру Пермского края.
Только по инициативе прокуратуры края прокуратурой Юрлинского района директору МБОУ «Чужьинская основная общеобразовательная школа» в связи с имеющимися нарушениями трудового законодательства внесено представление об их устранении.
При планировании работы не всеми прокуратурами учитываются результаты анализа работы с жалобами и заявлениями граждан, выявленные негативные тенденции в конкретных сферах деятельности. В ряде прокуратур при направлении обращений в другие органы с контролем не заводятся надзорные производства (прокуратура Частинского района).
До сих пор не изжиты факты некачественного заполнения статистических карточек на обращения граждан. Согласно п. 6.13 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 №45, статистические карточки на обращения подлежат заполнению исполнителями, которые несут персональную ответственность за достоверность и полноту отраженных в них сведений . Наряду с этим, в статистических карточках отклоненные обращения неверно указываются как разъясненные. Дата разрешения обращения не соответствует дате подписания ответа заявителю , а также его фактической отправке.
Территориальным и специализированным прокурорам необходимо уделить внимание качеству подготовки комплексного анализа поступивших обращений и практики их разрешения в органах прокуратуры , а также своевременному предоставлению их в прокуратуру Пермского края старшему помощнику прокурора по рассмотрению обращений и приему граждан в соответствием с п. 7.5 Приказа прокурора Пермского края от 20.05.2013 № 46 «Об утверждении и введении в действие Положения о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в аппарате прокуратуры Пермского края и Положения о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в городских, районных и специализированных прокуратурах Пермского края».
Информируя об изложенном, обращаю внимание прокуроров на необходимость совершенствования организации работы с обращениями граждан. Обеспечить надлежащую регистрацию и тщательную проверку доводов обращений, повседневный контроль за соблюдением сроков, полнотой разрешения обращений, реальное устранение нарушений законов и привлечение к ответственности лиц, их допустивших.
Настоящее информационное письмо необходимо изучить на оперативных совещаниях прокурорских работников и использовать в дальнейшей работе при организации работы с обращениями граждан.
Старший помощник прокурора края по рассмотрению писем и приему граждан прокуратуры края
|