Исследование детской грамматики в психолингвистике, детской психологии и дошкольной педагогике


Скачать 0.54 Mb.
Название Исследование детской грамматики в психолингвистике, детской психологии и дошкольной педагогике
страница 1/9
Тип Исследование
rykovodstvo.ru > Руководство ремонт > Исследование
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Приложение

Приложение

Психолого-педагогиЧеские основы методики грамматиЧеской работы

с детьми

Исследование детской грамматики

в психолингвистике, детской психологии

и дошкольной педагогике


Формирование грамматического строя языка ребенка — область речевого развития, на долгие годы приковавшая к себе пристальное внимание таких известных, признанных во всем мире исследователей лингвистики и психологии, как А. Н. Хомский, Ж. Пиаже, Д. Слобин, Дж. С. Брунер, Л. С. Выготский, К. Кэзден, А. Н. Гвоздев, Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн. Интерес к детской грамматике понятен, ибо чудо постижения трехлетним малышом системных связей языка — наглядное свидетельство его природной одаренности, лингвистической гениальности. Хотя в настоящее время не вызывает сомнений то, что человеческое дитя имеет такой мозг, который позволяет ему овладеть человеческим языком, очевидно также, что мозг не генерирует язык в процессе созревания, но включается в его освоение в процессе жизнедеятельности ребенка, его познавательной и коммуникативной активности, предметной практики.

Впервые остро проблема усвоения ребенком грамматического строя языка встала перед отечественным общественным дошкольным воспитанием в первые послевоенные годы. В это время многие дети оказались сиротами и воспитывались в детских домах и домах ребенка. Тогда появилось в психолого-педагогической литературе страшное слово — госпитализм. При относительном медицинском и гигиеническом благополучии у детей развивались тяжелые формы психического и физиологического недоразвития. Почему? Оказалось, для полноценного развития ребенку необходимы не только пища, не только тепло и чистота. Ему необходима любовь, необходимо полноценное общение с близкими взрослыми и детьми. Без общения ребенок не может развиваться. Нарушаются все физиологические и психические функции, в том числе речь и ее основное средство — язык.

Ощутимое недоразвитие речи наблюдалось и у воспитанников детских садов, переживших войну. Все это побудило начать исследования в сфере педагогических условий обучения детей родному языку, его фонетике, лексике, грамматике. Такие исследования были начаты в Академии педагогических наук РСФСР Е. И. Радиной, Р. И. Жуковской, Н. С. Карпинской, Е. А. Флериной, А. П. Усовой, Л. А. Пеньевской, М. М. Кониной и др. В большой мере они опирались на опыт Е.И. Тихеевой, работавшей в Ленинграде. Более глубоко проблема детской грамматики стала изучаться в пятидесятые годы после выхода в свет фундаментального труда А. Н. Гвоздева «Формирование грамматического строя языка русского ребенка». В этой работе детально описано, какие грамматические категории, элементы и конструкции появляются в речи ребенка на каждом возрастном этапе. Этот труд А. Н. Гвоздев посвятил своему сыну Жене, погибшему на Великой Отечественной войне.

Книга написана по дневниковым материалам, данным наблюдений за речевым развитием Жени. В этом сила книги и ее единственный недостаток. Достоинство — в достоверности и лингвистической строгости описания. Недостаток в том, что она как бы зеркало индивидуального развития. Оно не вполне может отразить пути развития речи других детей, воспитывающихся в иной социальной обстановке, иной языковой среде. И сам метод — лингвистический анализ записей собственно речи, без широкого учета коммуникативной ситуации — также не всегда позволяет судить о том, каковы движущие силы формирования языковой способности ребенка.

Тем не менее, книга А. Н. Гвоздева остается непревзойденным исследованием в своей области. Она оказала и продолжает оказывать влияние на теорию и практику развития речи детей дошкольного возраста (в норме и патологии). Особенно большое влияние оказали представления А. Н. Гвоздева о легкости и филигранной точности, с которой ребенок анализирует языковые факты. Поддержку эти идеи получили и со стороны К. И. Чуковского, также подчеркивавшего изящество и меткость детских изречений.

На огромном фактическом материале К. И. Чуковский показал, что в дошкольном детстве ребенок обладает повышенной чувствительностью к языку, к смысловой и звуковой стороне речи. Эта чувствительность проявляется в легкости, с которой ребенок запоминает слова, их звучание и значение, осваивает нормы и правила грамматики, в тонкости анализа смысла слова и формы слова, а также в особом, лингвистическом (познавательном) отношении к языку, интересе к словам, звукам, рифмам. У ребенка в возрасте от двух до пяти возникает как бы поисковая доминанта, ориентировочная поисковая деятельность в сфере языка и речи. Ребенок неутомимо экспериментирует со словом, как с материальным объектом, так же, как он экспериментирует с предметами и игрушками (Д. Б. Эльконин). Это языковая игра.

Малыши в своих экспериментах со словом как бы испытывают материал на прочность. О том, что это не случайное интуитивное словообразование, но произвольное действие, свидетельствует все поведение ребенка: лукавая улыбка, смех, интонация скандирования, а нередко приглашение к обсуждению полученного таким образом результата. Интеллектуальная игра имеет двоякий результат, доставляя знания о языке и удовлетворяя естественную потребность в юморе, улыбке, радости.

К. И. Чуковский и А. Н. Гвоздев не переставали удивляться творческим возможностям детей, сравнивая их достижения и сам метод словесного творчества с деятельностью художников слова.

А. Н. Гвоздевым был очерчен круг явлений, представляющих трудность для усвоения детьми: спряжение глаголов (чередования в основах и изменение места ударения в словоформах), ряд падежных форм, множественное число и родовая принадлежность существительных, предложное управление и др. На преодоление этих трудностей и были обращены поиски педагогов-исследователей и практиков дошкольного дела — О. И. Соловьевой, Л. А. Пеньевской, Л. Р. Марковой, М. М. Кониной, А. М. Бородич, В. В. Гербовой и др. Был уточнен список слов, изменение которых представляет сложность для детей, найдены ситуации, в которых естественным путем, в игре ребенок мог «затвердить» нужную форму.

Параллельно велись аналогичные исследования психологами — Д. Б. Элькониным, Д. Н. Богоявленским, Ф. А. Сохиным, Н. П. Серебренниковой, М. И. Поповой, А. В. Захаровой, В. И. Ядэшко и др. Основной результат их исследований — выяснение существенных звеньев механизма овладения грамматическим строем: развитие понимания грамматических форм через выяснение реальных отношений, лежащих в основе грамматических категорий, формирование грамматических обобщений, их абстрагирование (отрыв от конкретики) и перенос, генерализация обобщенного отношения на новые области действительности. Было показано, что наиболее благоприятна такая ситуация, при которой правильное использование грамматических форм, точность ее звукового облика, обретает в деятельности сигнальное значение. Игровая и практическая деятельность должна быть организована так, чтобы ее успех зависел от правильности ориентировки в звуковой стороне слова. Например, в игре «Чей домик?» двери домика открываются только в том случае, если сказать правильно, кто пришел: пришла собачка, пришел петушок, пришла коза, пришел ежик (а не пришела ежик, пришела коза); в игре «Мишкина гимнастика» волшебный медвежонок не выполняет задание, если команда ему дана неверно (ехай, рисовай, танцевай и т. п.).

Дальнейшие педагогические исследования М. С. Лаврик, Э. А. Федеравичене, Г. И. Николайчук, Н. Ф. Виноградовой, выполненные под руководством Ф. А. Сохина и М. М. Кониной, позволили выяснить педагогические условия формирования механизма грамматического структурирования в сфере синтаксиса и словообразования, нащупать общее и различное в сфере освоения детьми этих сторон грамматического строя. Эти исследования опирались на данные, полученные в работах отечественных психологов и лингвистов — Т. Н. Ушаковой, А. Н. Леонтьева, И. Н. Горелова, А. М. Шахнаровича, Н. И. Лепской, С. Н. Цейтлин, Е. И. Исениной и их учеников. Были выяснены особенности формирования грамматического компонента языковой способности в разные периоды детства (ранний, младший, средний и старший дошкольный возраст), взаимосвязь практической, игровой деятельности и семантики (смысловой стороны) грамматических средств, влияние разной организации условий игровой и речевой деятельности на активизацию синтаксических конструкций. Эти исследования позволили по-новому сформулировать задачи грамматической работы с детьми и выдвинуть на передний план развивающую функцию грамматической работы в детском саду.

Первоначально задачи формирования грамматического строя языка детей были обозначены в русле коррекционной работы, предупреждения и исправления ошибок в сфере морфологии и синтаксиса (О. И. Соловьева, А. М. Бородич). Начиная с семидесятых годов намечается тенденция к поиску путей позитивного развивающего влияния на грамматику дошкольника (Ф. А. Сохин, М. С. Лаврик, Н. Ф. Виноградова, Л. П. Федоренко, Г. М. Лямина, В. В. Гербова, Э. П. Короткова). Это новое направление встретило на своем пути значительные трудности, во многом обусловленные попыткой переноса форм коррекционной работы в сферу развивающего обучения (принцип «одна форма, конструкция — одна игра, упражнение»). Удовлетворительное решение вопросов формирования синтаксиса сложного предложения было получено в исследованиях Н. Ф. Виноградовой, Ф. А. Сохина, М. С. Лаврик, увязывающих его с обучением монологической речи на этапе старшего дошкольного возраста. В неопубликованном исследовании проблемы формирования грамматического строя речи детей, которое нашло свое отражение в программах пединститутов и педучилищ, М. М. Конина выделяла вопросы обучения детей способам словоизменения, расширения сферы применения грамматических навыков в связи с расширением знаний об окружающем и накоплением соответствующего словаря, вопросы формирования структуры предложения в процессе обучения связной речи. Эти идеи существенно повлияли на разработку развивающего направления в методике, преподавание методики в вузе и практическое воплощение идеи развивающей грамматики в работе детского сада.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Исследование детской грамматики в психолингвистике, детской психологии и дошкольной педагогике icon С12 Одаренный ребенок дома и в школе. Екатерин
Эта книга о том, как выявлять и развивать первые ростки детской одаренности в условиях домашнего обучения. В ней последовательно...
Исследование детской грамматики в психолингвистике, детской психологии и дошкольной педагогике icon Правила посещения детской игровой комнаты «Льдинка» при спортивном...
На территории детской игровой комнаты «Льдинка» оказываются услуги по организации досуга детей на время отсутствия родителей (законных...
Исследование детской грамматики в психолингвистике, детской психологии и дошкольной педагогике icon Положение о структурном подразделении муниципального бюджетного учреждения...
«Центр развития детской одаренности» Центре игровой поддержки развития ребенка «Умка»
Исследование детской грамматики в психолингвистике, детской психологии и дошкольной педагогике icon В условиях детской поликлиники. Календа£ профилактических прививок....
В условиях детской поликлиники. Календа£ профилактических прививок. Правил подготовки детей к вакцинации. Приказ мз р1 № (375) №229...
Исследование детской грамматики в психолингвистике, детской психологии и дошкольной педагогике icon Положение о проведении первого (городского) тура Общероссийского...
Настоящее Положение определяет порядок и регламент проведения 1-ого тура Общероссийского конкурса «Лучший преподаватель детской школы...
Исследование детской грамматики в психолингвистике, детской психологии и дошкольной педагогике icon Иван Александрович Гончаров Обломов Роман в четырех частях изд. "Обломов"...
Роман в четырех частях изд. "Обломов" Москва, Государственное издательство детской литера
Исследование детской грамматики в психолингвистике, детской психологии и дошкольной педагогике icon Стандарт оснащения детской стоматологической поликлиники

Исследование детской грамматики в психолингвистике, детской психологии и дошкольной педагогике icon Учебной, учебно методической литературы на 201 6 -201 7 учебный год...
Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя детского сада /Под ред. Т. А. Марковой. М.: Просвещение, 1982....
Исследование детской грамматики в психолингвистике, детской психологии и дошкольной педагогике icon Методические разработки к практическим занятиям по дерматовенерологии,...
...
Исследование детской грамматики в психолингвистике, детской психологии и дошкольной педагогике icon Пояснительная записка Обязательная часть
Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности
Исследование детской грамматики в психолингвистике, детской психологии и дошкольной педагогике icon Профессиональный стандарт
...
Исследование детской грамматики в психолингвистике, детской психологии и дошкольной педагогике icon Профессиональный стандарт
...
Исследование детской грамматики в психолингвистике, детской психологии и дошкольной педагогике icon Национальный
Приложение б (справочное) Пример акта ежегодного основного осмотра оборудования детской игровой площадки
Исследование детской грамматики в психолингвистике, детской психологии и дошкольной педагогике icon Качество и безопасность детской одежды и обуви
Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков»
Исследование детской грамматики в психолингвистике, детской психологии и дошкольной педагогике icon Королева Надежда Владимировна Сапожникова Наталья Владимировна Содержание о проекте
Вместе с тем, формирование у детей элементарных представлений и понятий о времени, в том числе о временах года, в дошкольной педагогике...
Исследование детской грамматики в психолингвистике, детской психологии и дошкольной педагогике icon Клинические рекомендации
Гбуз "Научно-исследовательский институт неотложной детской хирургии и травматологии" Департамента здравоохранения города Москвы

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск