Учебно-методический комплекс
Наименование дисциплины
Основы наркологии
Рекомендуется для направления подготовки
31.00.00. Клиническая медицина
специальность 31.08.22 «Психотерапия»
Квалификация (степень) выпускника:
Врач-психотерапевт
Цели и задачи дисциплины:
Цель обучения: получение врачом-специалистом дополнительных теоретических знаний и практических навыков в области основ психиатрии-наркологии для выявления, лечения, профилактики и реабилитации наркологической патологии.
Задачи дисциплины:
1. Ознакомление с общими вопросами наркологии: предмет и задачи, терминология. Классификация наркологических расстройств (МКБ-10).
2. Получение знаний о психопатологических симптомах и синдромах в психиатрии –наркологии, принципах классификаций, методах обследования больных наркологического профиля и исследования в наркологии.
3. Овладение знаниями о клинике алкоголизма, наркоманий и токсикоманий.
4. Ознакомление с принципами лечения алкоголизма, наркоманий и токсикоманий.
5. Освоение основ профилактики заболеваний, обусловленных зависимостью от психоактивных веществ.
6. Формирование у врача-психотерапевта компетенций в области основ Психиатрии-Наркологии:
готовностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (УК-1);
Профилактическая деятельность:
готовность к проведению противоэпидемических мероприятий, организации защиты населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях (ПК-3);
Диагностическая деятельность:
готовность к определению у пациентов патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (ПК-5);
Лечебная деятельность:
- готовность к применению клинико-психиатрических методов диагностики и психотерапевтических методов лечения(ПК-6);
Психолого-педагогическая деятельность:
готовность к формированию у населения, пациентов и членов их семей мотивации, направленной на сохранение и укрепление своего физического и психического здоровья и здоровья окружающих (ПК-9);
Организационно-управленческая деятельность:
готовность к применению основных принципов организации и управления в сфере охраны здоровья граждан, в медицинских организациях и их структурных подразделениях (ПК-10);
готовность к участию в оценке качества оказания медицинской помощи с использованием основных медико-статистических показателей (ПК-11).
2. Место дисциплины в структуре ОП:
Дисциплина Основы наркологии –фундаментальная дисциплина Базовой части Блока 1.:
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
В результате изучения дисциплины ординатор должен
Знать:
– классификацию наркологических расстройств (МКБ-10);
– психопатологические симптомы и синдромы в психиатрии – наркологии, принципы классификации, методы обследования больных наркологического профиля и исследования в наркологии;
– клинику алкоголизма, наркоманий и токсикоманий;
– основы профилактики заболеваний, обусловленных зависимостью от психоактивных веществ;
– принципы лечения алкоголизма, наркоманий и токсикоманий.
Уметь:
– диагностировать у пациентов наличие патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ -10);
применить объективные методы обследования больного;
определить объем и последовательность терапевтических и организационных мероприятий (стационирование, амбулаторное лечение, консультативный прием или постановка на учет);
обосновать схему, план и тактику ведения больного, показания и противопоказания к назначению психофармакотерапии, психотерапии, лечебной педагогике; разработать план подготовки больного к терапии, определить соматические противопоказания.
Владеть:
методикой расспроса больного;
методикой наблюдения за пациентом;
методикой сбора анамнестических и катамнестических сведений;
методиками первичного психопатологического обследования;
методикой укладывания больного, наложения языкодержателя, освобождения дыхательных путей от слизи и инородных тел;
методами удерживания беспокойного больного, наложения фиксирующих повязок
– комплексом мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья, предупреждение возникновения и распространения заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их возникновения и развития;
– принципами осуществления комплекса мероприятий по наркологической реабилитации в составе мультидисциплинарной команды.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетную единицу.
Вид учебной работы
|
Всего часов
|
Семестры
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Аудиторные занятия (всего)
|
24
|
|
24
|
|
|
В том числе:
|
|
|
|
|
|
Лекции
|
|
|
|
|
|
Практические клинические занятия (ПЗ)
|
24
|
|
24
|
|
|
Самостоятельная работа (всего)
|
48
|
|
48
|
|
|
В том числе:
|
|
|
|
|
|
Самостоятельное изучение рекомендованных тем
|
20
|
|
20
|
|
|
Посещение заседаний психиатрических обществ, конференций, съездов и т.п.
|
20
|
|
20
|
|
|
Подготовка тематических докладов и клинических демонстраций
|
8
|
|
8
|
|
|
Вид промежуточной аттестации
|
|
|
|
|
|
Зачет
|
|
|
|
|
|
экзамен
|
|
|
|
|
|
Общая трудоемкость час
Зачетная ед.
|
72
|
|
72
|
|
|
2
|
|
2
|
|
|
5. Содержание дисциплины
5.1. Содержание разделов дисциплины
№ п/п
|
Наименование раздела дисциплины
|
Содержание раздела
|
1
|
Общие вопросы наркологии: предмет и задачи, терминология Классификация наркологических расстройств (МКБ-10)
|
Предмет наркологии. Задачи наркологии. Понятие о зависимостях от психоактивных веществ. История развития учения о зависимостях. Основные концепции формирования зависимостей. Современные представления об этиологии и патогенезе зависимостей. Факторы, обусловливающие развитие зависимостей. Определение понятий: алкоголизм, наркомания, мононаркомания осложненная, полинаркомания, психоактивное вещество (ПАВ), наркотическое средство, токсикомания, политоксикомания. Классификация наркологических расстройств. Наркологическая патология в МКБ-10 и DSM-5
|
2
|
Психопатологические симптомы и синдромы в психиатрии – наркологии, принципы классификации, методы обследования наркологического больного. Клиника зависимости от ПАВ. Методы исследования в наркологии
|
Психопатологические симптомы и синдромы. Понятие о позитивных и негативных расстройствах. Типичные и атипичные синдромы, понятие о простых и сложных, малых и больших синдромах. Понятие о регистрах психических нарушений. Психопатологическое обследование, методика сбора анамнестических и катамнестических сведений.
Понятия толерантность, прогредиентность к психоактивным веществам (ПАВ). Утрата количественного и ситуационного контроля. Синдром зависимости от ПАВ. Синдром патологического влечения к ПАВ. Синдром измененной реактивности. Компоненты и виды патологического влечения к ПАВ. Методы исследования в наркологии: клинико-психопатологические и экспериментально-психологические, лабораторные, инструментальные, генетические и морфологические.
|
3
|
Клиника алкоголизма, наркоманий и токсикоманий.
|
Генетика алкогольной зависимости. Алкогольная зависимость: современные представления об этиологии и патогенезе. Клинико-динамические и социально-психологические классификации алкоголизма. Стадии алкоголизма (начальная, средняя, конечная). Патологическое влечение к алкоголю. Симптом первичного и вторичного патологического влечения к алкоголю. Симптом нарастающей толерантности. Синдром измененной реактивности. Синдром психической зависимости. Синдром физической зависимости. Абстинентный синдром. Компоненты абстинентного синдрома. Симптом снижения толерантности. Прогредиентность алкоголизма (высокий, средний, низкий темп). Формы злоупотребления алкоголем (периодическая, постоянная, перемежающая). Изменения личности при алкоголизме.
Определение наркоманий. Опий. Опиатные рецепторы и лиганды с опиоидными свойствами. Зависимость от опиатов: этиология, патогенез. Синдром измененной реактивности. Синдром психической и физической зависимости, клиника и течение, опийный абстинентный синдром, ремиссии и рецидивы. Зависимость от каннабиноидов: этиология, клиника, лечение, каннабиноидные психозы и флэшбеки. Злоупотребление синтетическими (классическими и неклассическими) каннабиноидами (спайсы). Зависимость от психостимуляторов: этиология, патогенез, клиника. Психостимуляторные психозы. Зависимость от снотворно-седативных средств (барбитуратов, гипнотиков, баклофена, транквилизаторов): этиология, патогенез, клиника, лечение. Психозы, обусловленные злоупотреблением снотворно-седативными средствами и их лечение. Зависимость от летучих растворителей, ее лечение. Токсикомании. Полинаркомании, политоксикомании: клиника, лечение.
|
4
|
Принципы лечения алкоголизма, наркоманий и токсикоманий
|
Медикаментозная терапия: симптоматическая, дезинтоксикационная, неспецифическая, сенсибилизирующая, фитотерапия. Немедикаментозные методы лечения: электроакупунктура, электропунктура, электропунктурная диагностика; сорбционные методы детоксикации – гемосорбия, энтеросорбция, плазмоферез, плазмосорбция, оксигенотерапия, ГБО, парапульмональные методы оксигенотерапии, гемотерапия, трансцеребральный электрофорез микроэлементов.
Психотерапия. Медикаментозное лечение опийной зависимости и опийного абстинентного синдрома. Базовые сведения о психотерапии и медико-социальной реабилитации зависимости от опиатов. Лечение и реабилитация психостимуляторных зависимостей. Зависимость от галлюциногенов: виды галлюциногенов, особенности их действия, лечение.
|
5
|
Профилактика заболеваний, обусловленных зависимостью от психоактивных веществ.
|
Ранняя диагностика наркологических заболеваний, выявление причин и условий их развития. Роль традиций в возникновении заболеваний наркологического профиля. Значение здорового образа жизни в профилактике заболеваний наркологического профиля. Первичная, вторичная и третичная профилактика зависимости от ПАВ. Профилактика наркологических заболеваний в группах риска. Профилактика заболеваемости парентеральными инфекциями, связанными с употреблением психоактивных веществ.
|
5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№ п/п
|
Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин
|
№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.
|
Психиатрия
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.
|
Внутренние болезни
|
|
+
|
+
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.
|
Острые и неотложные состояния в медицине
|
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.
|
Острые психозы
|
|
+
|
+
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5.
|
Клиническая фармакология
|
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6.
|
Медицинская статистика
|
+
|
|
|
|
+
|
+
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5.3. Разделы дисциплин и виды занятий
№ п/п
|
Наименование раздела дисциплины
|
Лекц.
|
Практ.
зан.
|
СР
|
Всего
час.
|
1.
|
Общие вопросы наркологии: предмет и задачи, терминология Классификация наркологических расстройств (МКБ-10)
|
|
4
|
9
|
13
|
2.
|
Психопатологические симптомы и синдромы в психиатрии – наркологии, принципы классификации, методы обследования наркологического больного. Клиника зависимости от ПАВ. Методы исследования в наркологии
|
|
5
|
9
|
14
|
3.
|
Клиника алкоголизма, наркоманий и токсикоманий.
|
|
5
|
10
|
15
|
4.
|
Профилактика заболеваний, обусловленных зависимостью от психоактивных веществ
|
|
5
|
10
|
15
|
5.
|
Принципы лечения алкоголизма, наркоманий и токсикоманий
|
|
5
|
10
|
15
|
ИТОГО
|
|
24
|
48
|
72
|
6. Практические занятия (семинары)
№ п/п
|
№ раздела дисциплины
|
Тематика практических занятий (семинаров)
|
Трудо-емкость
(час.)
|
|
1
|
Предмет наркологии. Задачи наркологии. Понятие о зависимостях от психоактивных веществ. Основные концепции формирования зависимостей. Современные представления об этиологии и патогенезе зависимостей. Классификация наркологических расстройств.
|
4
|
|
2
|
Психопатологические симптомы и синдромы. Типичные и атипичные синдромы, понятие о простых и сложных, малых и больших синдромах. Понятия толерантность, прогредиентность к психоактивным веществам (ПАВ). Методы исследования в наркологии.
|
5
|
|
3
|
Алкогольная зависимость. Клинико-динамические и социально-психологические классификации алкоголизма. Стадии алкоголизма (начальная, средняя, конечная). Патологическое влечение к алкоголю. Абстинентный синдром и его компоненты. Формы злоупотребления алкоголем
|
2
|
|
3
|
Классификация наркоманий. Отдельные виды наркоманий. Острые и хронические гашишные психозы. Дифференциальная диагностика. Психостимуляторные психозы. Наркомании, осложненные токсикоманиями и алкоголизмом. Полинаркомании.
|
2
|
|
3
|
Определение понятия «токсикомания». Классификация Токсикоманий. Отдельные виды токсикоманий. Политоксикомании.
|
1
|
|
4
|
Медикаментозные (симптоматическая, дезинтоксикационная, неспецифическая, сенсибилизирующая, фитотерапия) и немедикаментозные методы лечения (электроакупунктура, электропунктура, электропунктурная диагностика; сорбционные методы детоксикации – гемосорбия, энтеросорбция, плазмоферез, плазмосорбция, оксигенотерапия, ГБО, парапульмональные методы оксигенотерапии, гемотерапия, трансцеребральный электрофорез микроэлементов). Психотерапия.
|
5
|
|
5
|
Значение здорового образа жизни в профилактике заболеваний наркологического профиля. Первичная, вторичная и третичная профилактика зависимости от ПАВ. Профилактика наркологических заболеваний в группах риска.
|
5
|
ИТОГО
|
24
|
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
Основная литература.
1. Алкоголизм. Руководство для врачей / под ред. Г.В.Морозова. В.Е.Рожнова, Э.А.Бабаяна.- М.: Медицина. 1983. - 432 с.
2. Алкоголизм. Руководство для врачей / под ред. Н.Н.Иванца, М.А. Винниковой. - М.: ООО «Издательство «Медицинское информационное агентство», 2011. - 856 с.
3. Амбулаторная реабилитация больных с зависимостью от наркотиков. Российско- голландский проект / под ред. Ф.Траутмана, Ю.Валентика. В.Мельникова. - Ярославль: Изд- во «Добро», 2002.-314 с.
4. Аргунова Ю.Н. Права граждан с психическими расстройствами. - М.:ФОЛИУМ, 2003.- 136 с.
5. Березин С.В., Лисецкий К.С.. Назаров Е.А. Психология наркотической зависимости и созависимости. - М.: МПА, 2001.
6. Блюм Ш.Б. Патологическое влечение к азартным играм/'/Вопросы наркологии. - 2007. -№ 4.-С 3-15.
7. Б.С.Братусь. П.И.Сидоров. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. - М., Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 144 с.
8. Валентик Ю.В. Психогенетическая модель личности пациента с зависимостью от психоактивных веществ//Наркология. - 2002. - № 9.- С. 21-25.
9. Валентин Ю. В.. Сирота Н.А. Руководство по реабилитации лиц с зависимостью от психоактивных веществ. - М.: Изд. «Литера».2002. - 280 с.
10. Войскунский А.Е. Актуальные проблемы зависимости от Интернета //Психологический журнал. - 2004. - Т.25. - № 1. - С. 90-100.
11. Гофман А.Г. Клиническая наркология. - М: «Миклош». 2003. - 215 е.
12. Должанская Н.А.. Андреев С.А.. Бузина Т.С.. Корень С.В. ВИЧ-инфекция у потребителей инъекционных наркотиков. - М.. НИЦ наркологии.2007. - 44 с.
13. Евтушенко В .Я. Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» в вопросах-и ответах. - М: Юстицинформ. 2009.
14. Ерышев О.Ф.." Рыбакова Т.Г.. Шабанов П.Д. Алкогольная зависимость. Формирование, течение, противорецидивная терапия. - СПб: «ЭЛБИ-СПб». 2002. - 192 с.
15. Завьялов В.Ю. Психологические аспекты формирования алкогольной зависимости. - Новосибирск. Наука. 1988. - 198 с.
16. Клинические и организационные вопросы наркологии / под ред. Е.А.Кошкиной. - М.: Гениус Медиа. 2011. - 580 с.
17. Кошкина Ё.А., Киржанова В.В.. Вышинский К.В. и др. Современные эпидемиологические методы мониторинга распространенности употребления наркотиков.- М., 2005- 245 с.
18. Лечение наркомании и реабилитация: практическое руководство по планированию и осуществлению. - Нью-Йорк: Организация Объединенных Наций. 2003. - 122 с.
19. Личко А.Е.. Битенский B.C. Подростковая наркология: РУКОВОДСТВО. - Л.:Медицина. 1991.-304 с.
20. Минко А.И.. Линский И.В. Наркология в вопросах и ответах / Серия «Медицина для всех». - Ростов н/Д: Изд-во «Феникс»; Харьков: Торсинг. 2004. - 480 с.
21. Минков Е.Г. О совокупности условий, необходимых и достаточных для формирования зависимости от психоактивных веществ//Вопр. наркологии. - 2000. - N3. - С. 51-60.
22. Москаленко В.Д. Зависимость: семейная болезнь. 3-е изд. - М.: ПЕР СЭ. 2006 – 352 с.
23. Надеждин А.В., Тетенова Е.Ю. Клинико-динамические характеристики синдрома зависимости у подростков, страдающих героиновой наркоманией/УВопросы наркологии. - 2002. - № 2. - С. 28-37.
24. Наркология / Пер. с англ. / под ред. Л.С. Фридмана. Н.Ф. Флеминга. Д.Х. Робертса. С.Е. Хаймана - М.: Изд-во «Бином»; СПб.: «Невский Диалект», 1998. - 318с.
25. Наркология. Национальное руководство / под ред. Н.Н.Иванца. И.П.Анохиной. М.А.Винниковой. - М.: ГЭОТАР-Медиа 2008. - 720 с.
26. Немчин Т.А., Цыцарев С.В. Личность и алкоголизм. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та. 1989.- 192 с.
27. Портнов А.А.. Пятницкая И.Н. Клиника алкоголизма. - Л.: Медицина. 1971. - 368 с.
28. Пятницкая И.Н. Наркология. Руководство для врачей. - М.: Медицина. 1994.-540 с.
29. Пятницкая И.Н. Найденова Н.Г. Подростковая наркология. - М.: Медицина. 2002. – 256 с.
30. Руководство по аддиктологии / под ред. В.Д. Менделевича. - СПб.: Речь. 2007. – 766 с.
31. Сиволап Ю.П., Савченко В.А. Фармакотерапия в наркологии. - М.: Медицина, 2000 -349 с.
32. Сосин И.К., Чуев Ю.Ф. Наркология-Харьков: Коллегиум. 2005 - 800 с.
33. Стратегии лечения алкогольных проблем / Пер. с голл. / под ред. П.Й. Герлингса. В. ван ден Бринка, Г.М.Схипперса. - Киев: Изд-во «Сфера». 1999. - 168 с.
34. Хизер Н. Терапевтические подходы к алкогольным проблемам. Региональная публикация Европейского регионального бюро ВОЗ / Пер. с англ./
(авторизованная/разрешенная перепечатка). - М.:НИИ наркологии Минздрава РФ. 2000- 203 с.
35. Чуркин А.А.. Мартюшов А.Н. Краткое руководство по использованию МКБ-10 в психиатрии и наркологии. - М., 1999. – 232 с.
Дополнительная.
1. Бабаян Э.А.. Гонопольский М.Х. Наркология. - М: Медицина. 1987. – 336 с.
2. Бузик О.Ж. Патологическое влечение к азартным играм. /Вопросы наркологии. - 2007. -№ 4.- С. 59-65.
3. Валентик Ю.В. Реабилитация в наркологии (учебное пособие).- М.Прогрессивные Био-Медицинские Технологии. 2001. - 36 с.
4. Валентик Ю.В.. Иовчук Н.М.. Потемкин Г.А.. Савченко Л.М.. Соболев Е.С.. Булатников А.Н.. Иванюшкина Т.Н. Дифференциация программ реабилитации в различных возрастных группах несовершеннолетних и молодежи, злоупотребляющих психоактивными веществами (методическое пособие). - М.: Издательство ООО «Русь», 2003. - 162 с.
5. Дмитриева Т.Б.. Игонин А.Л.. Клименко Т.В. и др. Купирование состояния острой интоксикации (опьянения) различными видами психоактивных веществ (кроме алкоголя) // Наркология. – 2003. - №12. – С. 20-24.
6. Дмитриева Т.Б., Игонин A.JL, Клименко Т.В. и др. Острая интоксикация психоактивными веществами//Наркология.- 2002.-№7.- С. 8-12.
7. Дудко Т.Н. Система основных принципов построения лечебно-реабилитационного процесса в наркологии //Вопросы наркологии. - 1999. - №2.- С. 28-34.
8. Егоров А.Ю. Нехимические (поведенческие) аддикции //Аддиктология. - 2005. - № 1. С. 65 – 77.
9. Иванец Н.Н., Винникова М.А. Героиновая наркомания (постабстинентное состояние: клиника и лечение). - М.: Изд-во «Медпрактика», 2000. - 122 с.
10.Кардашян Р. А. Дифференцированная терапия синдрома отмены при героиновой наркомании Учебно – методическое пособие .М.,2008г.
11.Кардашян Р. А. Клинико-биохимические критерии степени тяжести синдрома отмены при героиновой наркомании. Методическое пособие.М.,2007г.
12. Колупаев Т.П., Пятницкая И.Н., Ураков И.Г., Найденова Н.Г. Методическое руководство для врачей по наркоманиям (клиника, диагностика, течение, профилактика). - М.: Воениздат. 1991. - 156 с.
13. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Психосоциальная аддиктология. - Новосибирск: Изд-во «Олсиб», 2001. - 251 с.
14. Кошкина Е.А., Спектор Ш.И., Сенцов В.Г., Богданов С.И. Медицинские, социальные и экономические последствия наркомании и алкоголизма. - М.:ПЕР СЭ, 2008. - 288 с.
15. Кравченко С.Л. Структурно-временные характеристики формирования алкоголизма у женшин // Вопросы наркологии. - 2002. - №1. - С. 41-46.
14. Куликов В.В., Ядчук В.Н., Биркин А.А. и др. Использование новых технологий в оценке психического состояния призывников в военно-врачебной экспертизе // Вопросы наркологии. - 2002 - № 2.- С.68-70.
15. Лисицын Ю.П., Сидоров П.И. Алкоголизм (медико-социальные аспекты): Руководство для врачей. - М.: Медицина. 1990. - 527 с.
16. Лужников Е.А., Суходолова Т.Н. Острые отравления у взрослых и детей. М.: ЭКСМО,2009. -557 с.
17. Минков Е.Г. Некоторые аспекты мотивации при алкоголизме и вероятность наступления ремиссии//Клин, и соц. психиатрия. - 1993. - №1. - С.54-60.
18. Минков Е.Г. О психопатологической природе мотивации к приему психоактивных веществ при аддикциях и обоснованности применения нейролептиков для ее подавления//Вопр. наркологии. - 2014. - №2. - С. 106-122.
19. Минков Е.Г. О соотнесенности психопатологии, расстройств поведения и нарушений мотивации на примере наркологической патологии//Вопросы наркологии. - 2015. - №2. - С. 106-120.
20. Михайлов В.И., Казаковцев Б.А., Чуркин А.А. Современные проблемы реабилитации в наркологии // Наркология. - 2002. - № 1 - С. 40-42.
21. Найденова Н.Г., Найденова НИ., Власова И.Б. Фенилпропраноламиновая токсикомания // Наркология. - 2000. - № 4. - С. 16-22.
22. Огурцов П.П.. Жиров И.В. Неотложная алкогольная патология: Пособие для врачей многопрофильного стационара. - СПб.: Невский Диалект. 2002. - 118 с.
23. Пищита А.Н. Правовое регулирование медицинской деятельности в современной России. Теоретико-правовые аспекты. - М.: ЦКБ РАН. 2008. - 196 с.
24. Плющ И.В., Ёлгин С.Г., Третьякова А.Н. Правовые аспекты наркопрофилактики. В 2-х т. - Новосибирск: СО РАМН. 2004.
25. Профилактика рецидивов при алкоголизме / под ред. М.М.Кабанова. - СПб.: СПБПНИ им. В.М.Бехтерева. 1991. - 170 с.
26. Рожанец В.В., Нужный В.П. Первичный метаболизм этанола в желудочно- кишечном тракте // Вопр. наркологии. - 2007. - № 5. - С. 104-120.
27. Рохлина М.Л., Мохначев С.О. Особенности формирования и клиники героиновой наркомании с учетом половых различий: Пособие для врачей психиатров-наркологов. - М.. 2003. - 29 с.
28. Рохлина M.JI. Наркомании. Токсикомании: психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ. - М.: Литтера, 2010. – 256 с.
30. Руководство по наркологии / под ред. Н.Н. Иванца.- 2 изд., исп., доп. и расш. - М.: ООО «Медицинское информационное агентство». 2008. - 944 с:
31. Руководство по реабилитации несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами / под ред. Валентика Ю.В. - М.: Издательский дом «ГЕНЖЕР», 2003. - 400 с.
32. Руководство по медицинской профилактике. - М.: Издательская группа «ГЭОТАР - Медиа». 2008.
33. Сиволап Ю.П., Савченко В.А. Злоупотребление опиоидами и опиоидная зависимость. - М.: Медицина, 2005 - 303 с.
34. Смирнов В.К.. Соколова Т.Н.. Валуева Л.Н. и др. Особенности психопатологии табачной зависимости//Журн. невропатол. и психиатр. - 1991.- № 2.- С. 93-96.
35. Смулевич А.Б.. Дробижев М.Ю., Иванов С.В. Транквилизаторы - производные бензодиазепина в психиатрии и общей медицине. - М.: Медиа Сфера. 1999. - 64 с.
36. Соборникова Е.А. Реабилитация подростков и лиц молодого возраста, злоупотребляющих психоактивными веществами, в условиях подросткового наркологического кабинета // Вопросы наркологии. - 2008. - № 2. - С. 47-53.
37. Стеценко С.Г., Гончаров Н.Т., Стеценко В.Ю., Пищита А.Н. Медицинское право: Учебник. - М., 2011. - 567 с.
38. Судаков С.К., Судаков К.В. Церебральные механизмы опиатной зависимости // Наркология. - 2003. - № 1. – С. 38-43.
39. Цетлин М.Г., Пелипас В.Е. Реабилитация наркологических больных: концепция и практическая программа.- М.: НИИ наркологии Минздрава РФ. 2000 – 35 с.
40. Шабанов П.Д. Руководство по наркологии. - СПб.: Лань. 1998. - 352 с.
41. Шабанов П.Д., Штакельберг О.Ю. Наркомании: патопсихология, клиника, реабилитация.- СПб.: Изд-во «Лань». 2000.- 368 с.
42. Шелыгин К.В., Червина Н.А. Профилактика наркоманий и алкоголизма: учеб. пособие / под ред. П. И. Сидорова. - Архангельск: Изд. центр Северного гос. мед. ун-та. 2007. - 131 с.
43. Энтин Г.М. Лечение алкоголизма. - М.: Медицина. 1990. – 416 с.
Электронные образовательные ресурсы.
1 .http://www.serbsky.ru - Сайт ФМИЦПН им. В.П.Сербского.
2. http://psvchiatr.ru - Сайт Российского общества психиатров.
3. http: //www. nагсоlоgos.г u – Сайт Московского научно-практического центра наркологии ДЗ. г. Москвы.
4. htpp://www.npar.ru - Сайт Независимой психиатрической ассоциации.
5. htpp://www.federaljack.com/ebooks/DSM – 5.pdf. - Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам (DSM-5) Американской психиатрической ассоциации (5-я редакция).
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
1. Учебные классы (2), конференц-зал (2), оборудованные мультимедийными проекторами, персональными компьютерами;
2. Классы медицинского факультета, информационного библиотечного центра РУДН с доступом к электронно-библиотечной системе РУДН, сети интернет;
3. Учебные плакаты, муляжи и таблицы;
4. видеофильмов (CD, DVD), мультимедийных презентаций;
9. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:
Учебная программа реализуется в форме лекций, семинаров и практических занятий. Теоретическая часть курса представляет собой лекции и семинары с использованием компьютерных презентаций, видеозаписей диагностических и лечебных клинико-психиатрических бесед, и групповых занятий, а также учебных CD и DVD дисков. Практические занятия проводятся в стационаре и амбулатории клинической психиатрической и соматической баз кафедры. Получение слушателем практических навыков организации и ведения групп включает в себя: клинико-психиатрическое исследование пациентов, самостоятельный опрос, осмотр пациентов, участие в клинических разборах и подготовка пациента к клиническому разбору под контролем лечащего врача и преподавателя кафедры.
Контроль знаний
Текущий контроль знаний и успешности освоения учебной программы в условиях очного обучения проводится в виде устного опроса или компьютерного тестирования во время проведения практических занятий.
Рубежный контроль знаний проводится не реже одного раза в семестр. Проводится путем тестового контроля, дополняемого устным собеседованием. В процессе рубежного контроля ординатор должен показать свои знания по пройденным разделам дисциплины, навыки и умения. Также осуществляется контроль за посещением лекций и практических занятий. Оценка знаний производится по системе зачет/незачет, при проведении тестирования оценка «зачет» выставляется при правильном ответе на 70% и более вопросов.
Ординатор, полностью выполнивший учебный план дисциплины, допускается к итоговой аттестации по дисциплине. Итоговая аттестация проводится путем устного собеседования и компьютерного тестирования: ординатору предлагается тест, содержащий 100 вопросов по основным темам дисциплины с вариантами ответов, тест считается успешно сданным при правильном ответе на 70 и более вопросов.
Балльная структура оценки:
1. Выполнение учебного плана по дисциплине: посещение практических занятий; изучение тем, рекомендованных для самостоятельного изучения; результаты текущего и рубежного контроля знаний. Максимально за семестр можно набрать 100 баллов:
Посещение семинара - 2 балла/семинар (maxim 8 баллов)
Промежуточная аттестация – 10 баллов (maxim 10 баллов)
Посещение специализированных обществ, участие в работе научного семинара – до 20 баллов/семестр.
Активность – maxim 22 балла (презентации, доклады и др.).
Итоговое устное собеседование – до 20 баллов.
Итоговое тестирование – до 20 баллов.
Соответствие систем оценок (используемых ранее оценок итоговой академической успеваемости, оценок ECTS и балльно-рейтинговой системы (БРС) оценок успеваемости) (В соответствии с Приказом Ректора №996 от 27.12.2006 г.):
Баллы БРС
|
Традиционные оценки в РФ
|
Баллы для перевода оценок
|
Оценки
|
Оценки ECTS
|
86 - 100
|
5
|
95 - 100
|
5+
|
A
|
86 - 94
|
5
|
B
|
69 - 85
|
4
|
69 - 85
|
4
|
C
|
51 - 68
|
3
|
61 - 68
|
3+
|
D
|
51 - 60
|
3
|
E
|
0 – 50
|
2
|
31 - 50
|
2+
|
FX
|
0 - 30
|
2
|
F
|
Фонд оценочных средств ( ФОС) по дисциплине
|