МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дальневосточный федеральный университет»
(ДВФУ)
ШКОЛА ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА
-
-
-
-
-
-
-
-
«УТВЕРЖДАЮ»
|
Заведующая (ий) кафедрой
____мировой экономики__
(название кафедры)
|
|
______________ _ Н. И. Фокин__
(подпись) (Ф.И.О. зав. каф.)
|
«__1_»_______сентября__________2011 г.
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы культуры речи»
080102.65 «Экономика»
|
специальность «Мировая экономика»
|
Форма подготовки очная
|
Школа экономики и менеджмента ДВФУ
|
Кафедра «Мировая экономика»
|
Курс 2, семестр 4
Лекции - 18 час.
Практические занятия - 18 час.
Самостоятельная работа – 32 час.
Всего ауд.–36 час.
Реферативные работы не предусмотрены
Контрольные работы предусмотрены
Экзамен: семестр
Зачет: - семестр 4
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 марта 2000 г. № 182 эк/СП
Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры русского языка и литературы «1» 09. 2011 г. протокол №1
Заведующая (ий) кафедрой Н.И. Фокин
Составитель (ли): Т.А. Жукова
Содержание
Аннотация …………………………………………………………………………...…...….…..3
Рабочая программа …………………………………………………………………………..….3
Конспекты лекций……………………………………………………………………………..11
Материалы для практических занятий ……………………………………………………...158
Материалы для организации самостоятельной работы студентов …….………………….187
Контрольно-измерительные материалы………………………………………….………….268
Список литературы …………………………………………………………………………...324
Глоссарий…………………………………………………………………………………....…325
АННОТАЦИЯ
Учебно-методический комплекс дисциплины ««Основы культуры речи»» разработан для студентов 2 курса по направлению 080102.65 «Мировая экономика» в соответствие с требованиями ГОС ВПО по данному направлению и положением о учебно-методических комплексах дисциплин образовательных программ высшего профессионального образования
Содержание дисциплины охватывает следующий круг вопросов:
В курсе излагаются элементарные понятия о современной концепции литературного языка, нормативной пунктуации и структуре текста делового письма. Ознакомление студентов с современными представлениями о русском литературном языке как нормированном и кодифицированном, как языке культуры делового общения, с разновидностями литературного языка и его стилистическими градациями, языковыми жанрами и принципами их классификации, а также особенностями стилистики делового письма, приемами и способами составления и редактирования текстов служебной и деловой переписки.
Данный курс имеет не только познавательное, но и практическое значение для студентов всех специальностей.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дальневосточный федеральный университет»
(ДВФУ)
ШКОЛА ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА
|
«УТВЕРЖДАЮ»
|
|
Заведующая (ий) кафедрой
____мировой экономики__
(название кафедры)
|
|
|
|
______________ _ Н. И. Фокин__
(подпись) (Ф.И.О. зав. каф.)
|
|
«__1_»_______сентября__________2011 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)
«Основы культуры речи»
080102.65 «Экономика»
|
специальность «Мировая экономика»
|
Форма подготовки очная
|
Школа экономики и менеджмента ДВФУ
|
Кафедра «Мировая экономика»
|
Курс 2, семестр 4
Лекции - 18 час.
Практические занятия - 18 час.
Самостоятельная работа – 32 час.
Всего ауд.–36 час.
Реферативные работы не предусмотрены
Контрольные работы предусмотрены
Экзамен: семестр
Зачет: - семестр 4
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 марта 2000 г. № 182 эк/СП
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры русского языка и литературы «1» 09. 2011 г. протокол №1
Заведующая (ий) кафедрой Н.И. Фокин
Составитель (ли): Т.А. Жукова
Цели освоения дисциплины
Научить выделять особенности речи в межличностном общении, различать стили речи, отработать навыки нерефлексивного, рефлексивного и эмпатического слушания; дать представление о русском литературном языке как нормированном и кодифицированном, как языке культуры (в частности культуры делового общения). Рассмотреть воздействие социальной среды на речевое поведение, научить выделять вербально-символические средства утверждения статуса в социальном взаимодействии.
Основные задачи курса:
охарактеризовать нормы современного русского литературного языка (как традиционную книжную, так и специальную, присущую официально-деловым текстам);
вычленить деловую сферу языка и сравнить используемые в ней языковые средства (их особенности) с языковыми средствами, характерными для других типов речи;
выявить способы наиболее целесообразного использования средств языка в соответствии с содержанием текста документа и его структурой (четкая и негибкая структура);
дать представление о тексте современного делового письма и способствовать формированию профессионального навыка составления деловых писем – в частности, грамотного расположения структурных частей делового письма, выбора языковых средств деловых писем различной функциональной отнесенности;
сформировать навыки связной и грамотной письменной речи.
2.Местодисциплины в структуре ООП
Курс русского языка и культуры речи нацелен на обучение студента умению грамотно общаться в учебной и профессиональной деятельности, в повседневной жизни. Этим определяется значение данной дисциплины как для изучения всего блока гуманитарных и социально-экономических наук, так и предметов профессиональной подготовки. Изучение любого курса в значительной степени зависит от умения студента воспринимать и продуцировать речь в рамках различных функциональных стилей русского литературы. Курс русского языка и культуры речи, обучая студента важнейшим приёмам работы с устным и письменным текстом, готовит его к более глубокому и адекватному восприятию всех дисциплин общегуманитарного цикла и предметов профессиональной подготовки.
Данный курс имеет не только познавательное, но и практическое значение для студентов всех специальностей.
Филология, имея в качестве главной цели всестороннюю интерпретацию культуры народа, его языка и литературы, тесно связана со всеми науками гуманитарного цикла.
Значение данной дисциплины для последующей профессиональной деятельности выпускника вуза определяется ролью языка в обществе, в производственной и культурной деятельности человека.
Для изучения курса русского языка и культуры речи особое значение имеет хорошее знание студентом таких дисциплин общегуманитарного цикла, как психология, философия, социология.
Содержание дисциплины "«Основы культуры речи»" опирается на такие филологические науки, как грамматика, стилистика, риторика, лингвистика текста, теория речевых актов, лингвистическая прагматика.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
а) Студенты должны иметь представление о современном русском литературном языке, языковой норме и ее роли для сохранения чистоты и правильности речи, об основных направлениях совершенствования навыков грамотного письма и говорения, о нормативных, коммуникативных и эпических аспектах устной и письменной речи.
б) Студент должен знать особенности основных стилей русского литературного языка (разговорного, научного, делового, публицистического, художественного); правила оформления документов и речевой этикет письменной деловой речи; специфику устной публичной речи и основные виды аргументов; основные приемы поиска материалов, их организация и словесное оформление при устном выступлении.
в) Студент должен уметь создавать основные виды учебного и научного текстов на базе научного стиля (в письменной и устной форме); уметь правильно составить деловой документ (заявление, служебную записку, деловое письмо и т.д.); построить и произнести небольшую речь информационного и аргументирующего характера; писать и говорить точно, логично, правильно, чисто, выразительно и уместно в соответствии с условиями речевой коммуникации.
СТРУКТУРА И содержание теоретической части курса
(18 часов)
№ пп
|
Краткое содержание лекции
|
Часы
|
1
|
Предмет и задачи курса. Смежные дисциплины. Культура речи и речевая ситуация. Культура речи как показатель общей культуры личности. Основные требования к специалисту в сфере устной и письменной речи.
|
1
|
2
|
Язык как общественное явление. Теории происхождения языка. Сущность языка. Функции языка. Язык как система
|
1
|
3
|
Речь как психофизическое явление. Сущность речи. Аспекты развития речи. Неречевые системы, влияющие на речь. Виды речевой деятельности.
|
1
|
4
|
Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи.
|
1
|
5
|
Текст. Виды текста. Принципы построения текста. Признаки и особенности разных видов текста.
|
1
|
6
|
Понятие о литературном языке. Средства словесной образности. Синтаксические фигуры. Звукопись. Понятие о полисемии, омонимии, синонимии, антонимии, паронимии.
|
1
|
7
|
Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Виды языковой нормы. Типология речевых ошибок.
|
1
|
8
|
Внелитературные языковые формы: просторечия, архаизмы, неологизмы, профессионализмы, сленг, жаргон, арго.
|
1
|
9
|
Речевая коммуникация. Логические и психологические аспекты речи
|
1
|
10
|
Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.
|
1
|
11
|
Функциональные стили языка
Понятие о функциональном стиле, принцип его выделения, функциональные стили современного русского литературного языка – разговорный, научный, деловой, публицистический, художественный.
|
1
|
12
|
Разговорная речь
Разговорная речь в системе функционирования разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов. Специфика устной разговорной речи.
|
1
|
13
|
Научный стиль
Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи.
|
1
|
14
|
Речевые формы учебной и научной сфер деятельности. Научный доклад.
|
1
|
15
|
Официально-деловой стиль
Сфера функционирования, жанровое разнообразие.
Языковые формы официальных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и речь распорядительных документов. Язык и речь коммерческой корреспонденции. Язык и речь инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документах.
|
1
|
16
|
Публицистический стиль
Специфика стиля, жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публицистической речи. Воздействие на аудиторию в ходе устной публицистической речи. Убеждение аудитории с помощью аргументов различных видов.
|
1
|
17
|
Подготовка и произнесение речи (публицистический стиль).
Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Различные виды композиции речи. Средства связи частей текста, обеспечение логичности и связности речи. Словесное оформление публичного выступления Основные средства выразительности публичной речи (тропы, фигуры, антитеза, парадокс и т.д.). Понятность, информативность, точность и логичность публицистической речи.
|
1
|
18
|
Художественный стиль. Лингвистические особенности. Понятия: образ, символ, тип.
|
1
|
|
ИТОГО
|
18 часов
|
СТРУКТУРА И содержание практической части курса
(18 часов)
№пп
|
Содержание практических занятий
|
Часы
|
1
|
Контроль знания разделов русского языка. Упражнения по фонетике, орфоэпии, лексике, фразеологии, морфологии (определение рода существительных, склонение количественных числительных), синтаксису, орфографии (слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными, -Н-НН- в суффиксах отыменных и отглагольных прилагательных и причастиях), пунктуации (знаки препинания в сложных и простых, осложненных, предложениях), стилистике.
|
2
|
2
|
Причастные и деепричастные обороты, случаи их обособления. Правописание наречий.
|
2
|
3
|
Определение лексической полисемии, омонимии, синонимии, антонимии, паронимии. Распознавание в тексте некодифицированных языковых форм: архаизмов, историзмов, неологизмов, жаргона, сленга, просторечий, профессионализмов.
|
2
|
4
|
Определение фразеологической полисемии, омонимии, синонимии, антонимии. Характеристика устойчивых оборотов речи с точки зрения исконности, заимствования, книжности, разговорности, нейтральности, активности, пассивности.
|
2
|
5
|
Различение речевых и неречевых ошибок. Перевод разговорной речи в литературную.
|
2
|
6
|
Составление деловой документации. Частные документы: автобиография, заявление, доверенность, расписка, претензия. Внутренняя служебная документация: объяснительная и докладная записки, приказ, протокол, акт, должностная инструкция. Внешняя документация: деловые письма.
|
3
|
7
|
Составление делового выступления. Особенности устного выступления. Риторические приемы.
|
2
|
8
|
Тест
|
3
|
контроль достижения целей курса
Вопросы для итогового контроля
Соотношение понятий «язык» и «речь».
Качества хорошей речи.
Основные единицы речевого общения.
Эффективность речевого взаимодействия.
Русский литературный язык: понятие и основные исторические этапы его становления.
Нормы произношения (орфоэпические нормы).
Морфологические нормы.
Функциональные особенности научного стиля.
Подстили и жанры научного стиля.
Характерные черты и подстили разговорного стиля.
Языковые особенности разговорного стиля.
Сфера применения и основные черты официально-делового стиля.
Основные подстили и жанры официально-делового стиля.
Язык и стиль распорядительных документов.
Особенности оформления частных деловых бумаг.
Типы речевых ошибок.
Деловое письмо (виды деловых писем, требования к тексту).
Подстиль современных средств массовой информации.
Речевой этикет в документе.
Особенности устной публичной речи.
Функциональные особенности художественного стиля.
Аргументация. Логические и психологические аргументы.
Подготовка публичного выступления.
Эпидейктическая или протокольная речь, правила её составления.
тематика и перечень курсовых работ и рефератов
Не предусмотрено
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Основная литература
Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. Русский язык и культура речи для инженеров. Ростов н/Д: Феникс, 2007. 384 с.
Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно: Пособие по русскому языку. – М.: Высш. шк., 2006
Граудина Л.К., Миськевич Г.И. Теория и практика русского красноречия. – М.: Наука, 2007.
Данцев А. А., Нефедова Н. В. Русский язык и культура речи для технических вузов: Учебник для техн. направлений и спец. вузов.- Ростов н/Д : Феникс, 2006. 320 с.
Культура русской речи: Учебник / Под ред. Граудиной Л.К., Ширяевой Е.Н. – М.: Норма, 2006.
Максимов В.И. Русский язык и культура речи: учеб./ М.: Гардарики, 2007. – 413 с.
Попова Е. С. Нормы современного русского языка: Практикум. Екатеринбург: УГГУ, 2006. 30 с.
Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 2006.
Словари: толковый, синонимов, омонимов, антонимов, паронимов, иностранных слов, фразеологический, орфоэпический, ударений, грамматических трудностей русского языка (любые издания).
Дополнительная литература
Гойхман, О.Я., Надеина, Т.М. Речевая коммуникация: учебник: М.: ИНФРА-М, 2007. – 270 с.
Иванова, Т.Ф., Черкасова, Т.А. Русская речь в эфире: комплексный справочник: - М.: Рус. яз., 2007.– 345 с.
Скворцов Л. И. Культура русской речи: словарь-справочник: учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. М.: Академия, 2006. 224 с.
Штрекер, Н.Ю. Русский язык. Культура речи: учеб. пособие: – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 383 с. – (Серия «Cogitoergosum»).
Джеси Ламертон. Учитесь говорить: – М.: АСТ Астрель, 2007. – 200 с.
ГОСТ 2.105-95. Общие требования к текстовым документам. – М.: Изд-во стандартов, 2007.
ГОСТ 7.32-91. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления. – М.: Изд-во стандартов, 2008.
ГОСТ Р 6.30-2007. Требования к оформлению документов. – М.: Изд-во стандартов, 2007.
Электронные ресурсы
1) Козельская Н.А., Рудакова А.В. Культура русской речи: Учебно-методическое пособие. - Воронеж: ИПЦ ВГУ, 2007. - 46 с. - http://window.edu.ru/resource/556/59556/files/may07119.pdf
|