Учебно-методическое пособие по выполнению Практических работ для студентов заочного отделения специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

Учебно-методическое пособие по выполнению Практических работ для студентов заочного отделения специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»


Скачать 1.44 Mb.
Название Учебно-методическое пособие по выполнению Практических работ для студентов заочного отделения специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
страница 1/12
Тип Учебно-методическое пособие
rykovodstvo.ru > Руководство ремонт > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация

«УРАЛЬСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»



ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ

пм.01 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта»
Ремонт автомобильного транспорта
Учебно-методическое пособие по выполнению

Практических работ для студентов заочного отделения специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»


Екатеринбург

2014
Задания для практических разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности СПО «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», базовой подготовки, программы МДК 01.03. «Ремонт автомобильного транспорта»



ОДОБРЕНО

цикловой комиссией
Председатель комиссии

______________ С.Ю.Кордюков
от «10» сентября 2014г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор

___________ В.И. Овсянников
«20» сентября 2014 г.





Организация-разработчик: АН ПОО «Уральский промышленно-экономический техникум»

Разработчик: Кучерюк В.Н преподаватель АН ПОО «Уральский промышленно-экономический техникум»

Пояснительная записка

В процессе эксплуатации автомобиля его рабочие свойства постепенно ухудшаются из-за изнашивания деталей, а также коррозии и усталости материала, из которого они изготовлены. В автомобиле появляются отказы и неисправности, которые устраняют при техническом обслуживании и ремонте.

Методические указания к выполнению лабораторно-практических работ составлены согласно требованиям Государственного образовательного стандарта Российской Федерации и призваны помочь студентам глубже изучить ремонт автомобиля, а также получить навыки в самостоятельном проведении разборочно-сборочных работ и проведении дефектации деталей.

Выполнить разборку-сборку конкретного узла можно только на лабораторно-практических занятиях. В предлагаемых методических указаниях рассказано о том, что надо делать и как нужно работать для успешного выполнения всей программы учебных занятий. Учебная группа делится на три звена. Каждому звену дается задание. Содержание всех заданий различное, но общий порядок их выполнения одинаковый и предусматривает коллективную работу студентов всего звена с использованием разных приемов и способов изучения материала.

Первая и главная цель занятий – закрепление, углубление и расширение знаний, полученных на теоретических занятиях и усвоенные при изучении учебника. Чтобы добиться этого, студенты работают самостоятельно, но под руководством преподавателя или мастера.

На лабораторно-практических занятиях студенты разбирают узел, чтобы определить состояние его деталей, затем проводят дефектацию деталей и собирают. Разборку проводят по инструкционной карте.

В процессе проведения лабораторно-практических работ студенты должны овладеть следующими основными навыками и умениями:

-использование инструкционных карт и других учебных пособий;

-освоение инструментов и приспособлений, необходимых для проведения разборочно-сборочных работ;

-проведение разборки и сборки всех агрегатов, узлов, механизмов и систем изучаемых автомобилей;

-проведение дефектации деталей;

-соблюдение требований безопасности проведения работ и гигиены труда.

После выполнения всего задания студенты приводят в порядок учебные места.

Правила безопасной работы учащихся в лаборатории

1.Одежда должна быть исправной, аккуратно заправлена, а обшлага рукавов застегнуты. Волосы прикрыты головным убором.

2.Руки не должны быть мокрыми или замасленными, чтобы инструмент не выскользнул, а учебные пособия не запачкались.

3.Замасленные руки нельзя мыть бензином, это вредно для кожи.

4.Рабочее место надо содержать в чистоте и порядке: опасно, когда пол захламлен, а проходы не свободны.

5.Пол в лаборатории нужно поддерживать сухим. Пролитые нефтепродукты нужно засыпать опилками (или чистым просеянным песком), затем убрать их и насухо вытереть следы жидкости.

6.Обтирочный материал собирать в железный ящик с плотной крышкой.

7.Во время работы на подвижные колеса и другие неустойчивые части машины становиться запрещается.

8.Круглые детали нельзя класть на край стола, они могут упасть, причинив травму окружающим.

9.Применяемый инструмент должен быть исправным: у молотка боек слегка выпуклый, гладкий, не сбитый и без трещин; закреплена ручка в молотке неподвижно; ударная поверхность зубила и бородка – слегка выпуклая, без сколов, выбоин, трещин, заусенцев. Рабочий конец отвертки должен быть плоским и не острым. Работать отверткой, у которой погнут стержень, опасно: она срывается с головки винта.

10.Штангенциркуль, набор щупов, линейка и другой измерительный инструмент должен быть всегда чистым и сухим, кладите его отдельно от другого инструмента, берегите от ударов, царапин, замасливания, пользуйтесь им осторожно, аккуратно.

11.Ключ для гаек и болтов надо подбирать точно по размеру гайки и болта.

12.Для отвинчивания туго затянутых гаек или затягивания их до отказа, пользуйтесь торцовыми ключами, прилагая при этом значительные усилия.

13.Подтягивая крепежные детали, опасайтесь расположенных рядом частей с острыми кромками.

14.Острые инструменты берите за их нерабочую часть, а вот подавая такой инструмент другому, держите его рабочей частью к себе.

15.Когда нужно поднять одну сторону автомобиля, пользуются домкратами. Под домкрат обязательно кладется широкая прочная доска.

16.Приступая к работе со съемниками, проверьте, нет ли у него трещин, не погнуты ли винты и другие части съемника. Устанавливайте съемник так, чтобы силовой винт располагался соосно снимаемой детали и все лапки надежно захватили ее.

17.Когда вынимают или ставят в цилиндр поршень с шатуном, чтобы не повредить руки, нельзя браться за шатун у поршня или за кромку его направляющей части.

18.Совмещение отверстий собираемых деталей проверяйте бородком, но ни в коем случае не пальцем руки.

19.В помещении нельзя курить и пользоваться открытым огнем.

Лабораторная работа №1

Дефектация блока цилиндров двигателя.

Коды формируемых компетенций в результате изучения работы: ПК 2.1-2.4, ОК 1- ОК 10.

Цель работы: закрепление и развитие знания, способов, средств и техники дефектации блока цилиндров, приобретение практических навыков определения дефектов и их сочетаний, использования средств контроля и руководства по капитальному ремонту автомобилей, уяснение характера работ, выполняемых дефектовщиком.

Блок цилиндров — самая важная часть автомобильного двигателя. Именно он служит "базой", основой всего мотора. Если блок выйдет из строя, то это немалые проблемы — не только технические, но и юридические, поскольку блок цилиндров — номерная деталь, и этот номер указан в регистрационных документах на автомобиль. Грамотное дефектование блока цилиндров позволит определить не только причины выхода мотора из строя, но и его пригодность для дальнейшей эксплуатации.

Основные конструктивные элементы блока цилиндров: стенки рубашки охлаждения и верхнего картера, посадочные отверстия под втулки распределительного вала, посадочные отверстия под гильзу, гнезда под вкладыши коленных подшипников; привалочные поверхности под головку блока, крышку распределительных шестерен, картера сцепления и др.

Конструктивные элементы гильзы – отверстие под поршень, посадочная и наружная поверхности, буртик. Блок цилиндров относится к классу «толстостенных корпусных деталей», гильза – к классу «полых цилиндров». Заготовки получают отливкой и подвергают низкотемпературному отжигу и старению. Требования к точности размеров в пределах квалитетов 4–7, отклонения формы (не цилиндричность, не плоскостность и др.) не должны превышать 0,010– 0,020 мм, отклонения расположения (не параллельность, неперпендикулярность и др.) – 0,020– 0,050 мм на 100 мм длины. Установочной базой служат: для блока – привалочная поверхность масляного картера, для гильзы – фаски отверстия под поршень.
Блоки цилиндров могут иметь механические повреждения (трещины, обломы, пробоины, обломы болтов и шпилек, срыв резьбы и др.), коробление, износ посадочных отверстий под подшипники и втулки, износ рабочих поверхностей с подвижными посадками, повреждение резьбы. Блок цилиндров в значительной степени определяет надежность работы двигателя, так как поверхности блока связаны между собой высокими требованиями по точности взаимного расположения.


  • процессе работы двигателя на блок цилиндров и гильзу воздействуют силы трения, внутренние напряжения в металле, вибрация, агрессивность среды и др. Все это приводит к износам (∆ИЗН до 0,150 мм, ∆НЕЦИЛ до 0,120 мм), нарушениям качества поверхности (задиры, риски, коррозия), механическим повреждениям (трещины, отколы, дефекты резьбы) и отклонениям расположения (не параллельность, неперпендикулярность и др.).

Кроме указанных на рисунке 1.1 к основным дефектам так же относят: - износ нижнего посадочного отверстия под гильзу; - износ верхнего посадочного отверстия под гильзу; - износ отверстий под толкатели;

- износ гнезд вкладышей коренных подшипников и их не соосность, и т.д.

Появление указанных ранее дефектов, а также деформация и износ рабочих поверхностей вызывают следующие отказы, повреждения и нарушения:

- течь воды через наружные стенки блока и попадание воды в поддонкартера;

-течь масла через крайние коренные подшипники и через соединение поддон и картера блока;

-схватывание рабочих поверхностей поршня и гильзы;

-повышенный износ деталей цилиндропоршневой группы;

-кавитационное разрушение гильз;

-залегание колец;

-падение мощности двигателя и неравномерность его работы, повышенный износ и схватывание рабочих поверхностей коренных подшипников, выкрашивание антифрикционного слоя вкладышей, поломка коленчатого вала;



Рис.1.1. Основные дефекты блока цилиндров 1- пробоины на стенках рубашки охлаждения или картера; 2- износ торцов первого коренного подшипника; 3- трещины и отколы; 4 - износ отверстий во втулках под опорные шейки распределительного вала, 5- износ отверстий под втулки распределительного вала.



  • повышенный шум и вибрации двигателя; -увеличение расхода топлива и масла; -падение давления масла в двигателе и др.

Гильзы цилиндров двигателей изготавливают из специального чугуна (НRС 42 50 и НRС 45 50

соответственно).

Основные дефекты гильз:

  • износ зеркала цилиндра, который выражается в увеличении диаметра ( изн. до 0,15 мм) и сопровождается искажением геометрической формы, в результате износ цилиндра по длине приобретает форму неправильного конуса ( кон. до 0,2 мм), а по диаметру − овала ( нецил. до 0,12 мм);

  • износ, изменение формы и взаимного расположения верхнего и нижнего установочных поясков относительно оси цилиндра;

-сколы и трещины любого размера и расположения;

-отложения накипи на поверхности, омываемой охлаждающей жидкостью, и на поверхности посадочных поясков;

  • коробление, отколы, глубокие задиры или потеря натяга ни резистовой вставки гильзы. Износы, механические и коррозионные повреждения устраняют обработкой детали под ремонтный размер (РР) или постановкой дополнительных ремонтных деталей (ДРД), заваркой, а также синтетическими материалами. Деформации различного характера устраняют слесарно-механической обработкой. Ремонтные размеры цилиндров устанавливаются заводом изготовителем и под них выпускаются поршни и кольца ремонтных размеров.

Гильзы цилиндров двигателей восстанавливают только под номинальный размер, так как поршни ремонтного размера не выпускаются. Восстанавливать гильзы можно пластинированием,

  • е. установкой вставок, изготовленных из стальной ленты У8А, У10А или 65Г; наплавкой внутренней поверхности порошковой проволокой ПП АН 124 0; индукционной центробежной наплавкой порошковой шихтой; термопластическим обжатием с использованием нагрева ТВЧ.


Для дефектования необходимо знание номинальных размеров детали, требования к рабочим деталям, а так же использование измерительных приборов.

- лупа четырехкратного увеличения; - резьбовая калибр-пробка;

- калибр-пробка;

- индикаторный нутромер НИ; - штангенциркуль; - микрометр; - линейка 200 мм; - плоский щуп.

Дефектацию начинают с тщательного осмотра внешнего состояния блока цилиндров и элементов. Осматривается состояние внутренней поверхности гильз, на наличие трещин, неровностей, сколов и т.д. Далее осматривается состояние и наличие трещин, сколов на других поверхностях блока цилиндров. После осмотра состояния поверхностей, необходимо оценить состояние резьбы в крепёжных отверстиях, наличие нарушений в резьбе.

Изучив внешнее состояние необходимо провести измерение элементов. Внутренние отверстия (внутренняя поверхность гильзы, отверстия коренных под коренные подшипники, отверстия под втулки распределительного вала) измеряются с помощью нутромера.



Рис. 1.2. Схема определение овальности и конусности.

По результатам измерений определяется овальность (эллипсность),конусность (непарарлелльность).

Признаки овальность

D2-D3>0,02мм, сечению окружности гильзы или отверстия характерна овальность. Причем значение овальности выше допустимого значения – 0,01…0,02 мм.

D1-D4=0…0,02 мм, овальности в сечении окружности гильзы или отверстия нет.

Признаки конусности

D1-D4>0,02мм, стенкам гильзы или отверстия характерна конусность. Причем значение конусности выше допустимого значения – 0,01…0,02 мм.

D1-D4=0…0,02 мм, конусности в отверстии нет (стенки отверстия или гильзы параллельны)

Значение D1, D2, D3, D4 определяется строго по схеме, с помощью рабочего, поверенного

нутромера.

Коробление поверхности определяется с помощью плоского щупа и проверочной линейки.

Состояние резьбовых отверстий определяется с помощью калибра.

Блок выбраковывают при наличии трещин или обломов в гнездах под вкладыши коренных подшипников, в отверстиях под втулки распределительного вала, в масляных каналах и в местах, недоступных для их устранения, а также в случаях, когда обнаружено более двух трещин в перемычках между посадочными местами под гильзы или клапанными гнездами, более четырех трещин в рубашке охлаждения или более двух трещин, выходящих на обработанные поверхности. А так же если конусность и овальность отверстий более допустимых значений.

Трещины и пробоины устраняют с помощью сварочных процессов, наложением заплат и закреплением их винтами или сваркой, наложением заплат с применением эпоксидных композиций. В местах, не испытывающих больших нагрузок, трещины заделывают стягивающими или уплотняющими фигурными вставками.

Изношенные резьбовые отверстия восстанавливают постановкой спиральных резьбовых вставок, нарезанием резьбы ремонтного (увеличенного) размера. Шпильки с изношенной резьбой выбраковывают: При наличии обломанных болтов и шпилек место облома зачищают заподлицо с поверхностью блока. В центре облома сверлят отверстие на всю длину обломанной части болта (шпильки). Затем забивают экстрактор соответствующего номера, на него надевают соответствующую гайку и вывинчивают обломанную часть из отверстия. При необходимости прогоняют резьбу метчиком.

Посадочные места (гнезда) под вкладыши коренных подшипников восстанавливают растачиванием под вкладыши ремонтного размера с увеличенным наружным диаметром на станке РД-14.

При отсутствии вкладышей ремонтного размера гнезда коренных подшипников восстанавливают путем фрезерования плоскостей разъема крышек коренных подшипников на 0,3-0,4 мм и последующего растачивания до номинального размера при условии сохранения допустимого расстояния от оси отверстия гнезд до верхней плоскости блока цилиндров. Перед фрезерованием плоскостей разъема комплект крышек устанавливают в специальное приспособление и фрезеруют сначала опорные поверхности под гайки. Затем переставляют крышки плоскостью разъема вверх и фрезеруют их. Паз под усик вкладыша углубляют фрезой.

Разработан технологический процесс и оборудование для восстановления изношенных гнезд коренных подшипников с диаметром более 95 мм электроконтактной приваркой стальной ленты с последующим растачиванием приваренного слоя до номинального размера.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Похожие:

Учебно-методическое пособие по выполнению Практических работ для студентов заочного отделения специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» icon Учебно-методическое пособие по выполнению Практических работ для...
Работ разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности...
Учебно-методическое пособие по выполнению Практических работ для студентов заочного отделения специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» icon Учебно-методическое пособие по выполнению Практических работ для...
Практических работ разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования...
Учебно-методическое пособие по выполнению Практических работ для студентов заочного отделения специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» icon Учебно-методическое пособие по выполнению Практических работ для...
Задания для практических работ разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального...
Учебно-методическое пособие по выполнению Практических работ для студентов заочного отделения специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» icon Учебно-методическое пособие по выполнению Практических работ для...
Задания для практических работ разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального...
Учебно-методическое пособие по выполнению Практических работ для студентов заочного отделения специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» icon Методические указания по выполнению дипломного проекта (работы) предназначены...
«Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта». Дипломная работа выполняется на базе профессионального модуля пм....
Учебно-методическое пособие по выполнению Практических работ для студентов заочного отделения специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» icon Методические указания для самостоятельных практических работ по дисциплине...
Пссз специальности 23. 02. 03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта». Методическое пособие разработано в соответствии...
Учебно-методическое пособие по выполнению Практических работ для студентов заочного отделения специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» icon Методические указания для самостоятельной практической работ по дисциплине...
Пссз специальности 230203 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта». Методическое пособие разработано в соответствии...
Учебно-методическое пособие по выполнению Практических работ для студентов заочного отделения специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» icon Методические указания задания для практических работ по специальности...
Составлено в соответствии с рабочей программой по дисциплине для специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного...
Учебно-методическое пособие по выполнению Практических работ для студентов заочного отделения специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» icon Методические рекомендации по выполнению дипломного проекта для специальности...
Техническому обслуживанию автомобилей и двигателей для специальности 1705 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» республиканского...
Учебно-методическое пособие по выполнению Практических работ для студентов заочного отделения специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» icon Методические рекомендации по выполнению лабораторных и практических...
Методические рекомендации по выполнению лабораторных и практических работ для студентов 2-го курса
Учебно-методическое пособие по выполнению Практических работ для студентов заочного отделения специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» icon Учебно-методическое пособие по выполнению практических работ для...
Учебно-методическое пособие по выполнению практических работ для студентов по специальности 13. 02. 11 «Техническая эксплуатация...
Учебно-методическое пособие по выполнению Практических работ для студентов заочного отделения специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» icon Учебно-методическое пособие по выполнению практических работ для...
Учебно-методическое пособие по выполнению практических работ для студентов по специальности 13. 02. 11 «Техническая эксплуатация...
Учебно-методическое пособие по выполнению Практических работ для студентов заочного отделения специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» icon Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников...
«Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»,151901 «Технология машиностроения»
Учебно-методическое пособие по выполнению Практических работ для студентов заочного отделения специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» icon Комплект контрольно-оценочных средств пм. 01 Техническое обслуживание...
Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности спо «Техническое...
Учебно-методическое пособие по выполнению Практических работ для студентов заочного отделения специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» icon Методические рекомендации по написанию курсового проекта по профессиональному...
Курсовой проект призван закрепить и расширить теоретические знания, полученные на лекциях и практических занятиях
Учебно-методическое пособие по выполнению Практических работ для студентов заочного отделения специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» icon Метрология, стандартизация и сертификация
Учебно-методическое пособие по выполнению практических работ для студентов по специальности 13. 02. 11 «Техническая эксплуатация...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск