Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация
«УРАЛЬСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ
пм.01 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта»
Техническое обсллуживание автотранспорта
Учебно-методическое пособие по выполнению
Практических работ для студентов специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
Екатеринбург
2014
Задания для практических работ разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности СПО «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», базовой подготовки, программы МДК 01.02. «Техническое обслуживание автомобилей»
-
ОДОБРЕНО
цикловой комиссией
Председатель комиссии
______________ С.Ю.Кордюков
от «10» сентября 2014г.
|
УТВЕРЖДАЮ
Директор
___________ В.И. Овсянников
«20» сентября 2014 г.
|
Организация-разработчик: АН ПОО «Уральский промышленно-экономический техникум»
Разработчик: Кордюков С.Ю. преподаватель АН ПОО «Уральский промышленно-экономический техникум»
ВВЕДЕНИЕ
В связи с количественным ростом парка автомобилей, усложнением их конструкций, необходимостью обеспечения безопасного дорожного движения, экономии топлива, смазочных материалов, снижения отрицательного влияния на окружающую среду и затрат на содержание автомобилей увеличивается потребность в повышении качества их технического обслуживания и ремонта.
Целью лабораторных занятий по ТО автомобилей является закрепление теоретических знаний, полученных в учебных кабинетах и в процессе самостоятельной работы учащихся с учебной литературой. При выполнении лабораторных занятий от учащихся требуется самостоятельное выполнение операций по разборке-сборке агрегатов после предварительного изучения их устройства, особенностей работы и безопасных методов труда под общим руководством преподавателя.
Изучая устройство, проводя демонтаж и монтаж агрегатов, съем и установку деталей, учащиеся получают первоначальные практические навыки проведения операций разборки-сборки, регулировки, учатся рациональному использованию инструментов, приспособлений. По мере выполнения заданий их умения как исполнителей практических заданий совершенствуются, закрепляются навыки профессионального проведения разборки-сборки агрегатов, регулировки тепловых зазоров и др. Полученные знания помогут будущему водителю грамотно эксплуатировать технику, находить и устранять неисправности, автомеханику грамотно выполнять слесарно-ремонтные работы по устранению неисправностей, мастеру по техническому обслуживанию выполнять операции по регулированию механизмов, обеспечивая долговечность работы машины.
Общие указания
Выполнению практического задания по разборке-сборке агрегатов предшествует этап закрепления теоретических знаний о деталях, из которых состоят агрегаты и механизмы. Этой цели служит приведенный иллюстративный материал. Так как работы по снятию, разборке-сборке агрегатов проводятся с монтажных машин, монтажных механизмов, а не с действующих автомобилей, часть демонтажных операций отсутствует и в тексте не рассматривается, однако в описании приведены сведения об оснащенности рабочих мест монтажным оборудованием, приспособлениями и инструментами. Разборка-сборка механизма нужна для того, чтобы увидеть, как соединены между собой детали, как они взаимодействуют во время работы. В части заданий предусмотрена только частичная разборка механизма. Это относится к тем случаям, когда расположение деталей в механизме хорошо видно и без полной разборки или когда подобный механизм учащиеся уже разбирали при выполнении предыдущих заданий. При осмотре снятых деталей с целью их дефектации (визуальной диагностики на наличие дефектов) необходимо оценить состояние трущихся поверхностей, износ зубьев шестерен, посадочных мест под подшипники, состояние уплотнительных колец, манжет, прокладок, определить, как смазываются детали, найти каналы смазки. При разборке необходимо обращать внимание на число регулировочных прокладок и места их расположения, одновременно изучать другие механизмы регулирования. При сборке механизма необходимо учитывать, что одни детали должны крепиться прочно, а другие — с необходимыми зазорами в соединениях для обеспечения работы механизма.
Внимание! При проведении разборки не забывайте о том, что разобранный механизм после изучения необходимо собрать . Этап разборки деталей, механизмов — это всего лишь подготовительная работа, важная для изучения их устройства, но наиболее ответственным этапом задания, от качества выполнения которого зависит длительность эксплуатации, является сборка
При выполнении лабораторно-практических работ по междисциплинарному курсу Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей необходимо использовать задания из учебного пособия
« Лабораторно-практические работы по устройству грузовых автомобилей» Ф.И.Ламака; Издательский центр «Академия» 2012 г.
«Устройство легковых автомобилей (практикум) В.И.Нерсесян; Издательский центр «Академия» 2011 г.
Для проведения монтажных и регулировочных работ каждое учебное звено должно иметь несколько комплектов инструментов, а также дополнительно инструменты и приспособления, необходимые для выполнения задания.
Комплект инструментов — это набор следующих инструментов: ключи гаечные двусторонние 8х 10; 10 х 12; 12 х 13; 13 х 14; 14 х 17; 17 х 19; 19x22; 22x24; 24x27; 27x30; 32x36 мм;
ключи торцовые 10; 12; 13; 14; 17; 19; 22 и 24 мм или ключи , торцовые со сменными головками таких же размеров с воротком и дополнительным удлинителем;
отвертки, пассатижи, круглогубцы, молоток, зубило, бородок.
Обучающиеся должны уметь самостоятельно выбирать инструмент для проведения конкретных операций при выполнении задания, т.е. они должны выработать верный, точный глазомер, чтобы на глаз безошибочно определять размеры болтов и гаек, не применяя измерительный инструмент. Выполнение задания заканчивается изучением операций технического обслуживания, далее рабочее место должно быть приведено в порядок. В процессе практических занятий важно научиться безопасным приемам выполнения работы. С этой целью перед началом работы изучается инструкция по охране труда при проведении лабораторных занятий. Далее приводится вариант такой инструкции.
Результат выполнения лабораторной работы оформляется в виде отчета в установленной форме и сдается в день проведения работы.
Критериями оценки практических умений являются:
уровень освоения учебного материала;
умения использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
выполнение работы за отведенное время;
обоснованность и четкость изложения отчета;
оформление материала в соответствии с требованиями.
Критерии оценки за лабораторные работы:
Оценка «5» ставится тогда, когда:
- обучающийся свободно применяет полученные знания на практике; - не допускает ошибок при выполнении работы;
- отчет оформлен аккуратно и в соответствии с требованиями.
Оценка «4» ставится:
- обучающийся умеет применять полученные знания на практике;
- практически безошибочно выполняет работы;
- отчет оформлен недостаточно аккуратно, но в соответствии с требованиями.
Оценка «3» ставится:
- обучающийся обнаруживает усвоение нового материала, но испытывает затруднение при его самостоятельном воспроизведении и применении на практике;
- при выполнении работ допускает ошибки;
- отчет оформлен не аккуратно или не в соответствии с требованиями.
Оценка «2» ставится:
- обучающийся не обнаруживает теоретические знания и не может выполнить практическое задание;
- отчет не оформлен.
Инструкция по охране труда при проведении лабораторно-практических занятий по предмету «Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей»
Одежда обучающегося должна быть подобрана по его росту, заправлена, рукава застегнуты. Волосы должны быть защищены головным убором.
Руки обучающегося не должны быть замаслены, чтобы он мог надежно удерживать инструмент. Очищать и мыть руки бензином или дизельным топливом запрещено.
Рабочее место должно содержаться в чистоте и порядке, проходы должны быть свободными.
При снятии или разборке агрегатов, в картере которых может быть масло, подставить ванночку для его слива. В случае попадания масла на пол необходимо пятно засыпать опилками или песком, дать маслу впитаться, и, убрав засыпку, протереть место ветошью насухо. Отработанную ветошь убирать в железный ящик с плотной крышкой.
Под колеса монтажных механизмов необходимо устанавливать противооткатные колодки. Вставать ногами на колеса и другие неустойчивые части механизмов ЗАПРЕЩАЕТСЯ!
Круглые детали (валы, поршни, цилиндры, гильзы и др.) запрещается класть на край стола.
Используемый для работы инструмент должен быть в исправном состоянии и соответствовать определенным требованиям:
молоток должен иметь слегка выпуклый, гладкий, без зазубрин и трещин боек; ручка молотка, изготовленная из дерева твердой породы, должна быть не замасленной, гладкой, без сучков, расклиненной;
зубило не должно иметь на ударной поверхности и бородке трещин, наклепа металла, сколов, выбоин;
отвертка не должна иметь острый рабочий конец, а стержень отвертки должен быть прямым, не погнутым;
измерительный инструмент должен быть чистым, сухим и содержаться отдельно от рабочего инструмента;
гаечные ключи для операции необходимо подбирать точно по размеру. Запрещается пользоваться ключом, у которого губки не параллельны и в зев заложены пластинки;
не допускается удлинение рычага за счет использования куска трубы или другого ключа;
при отворачивании гаек и футорок крепления колеса необходимо использовать специальный ключ из набора инструментов (плотно надеть его на гайку, занять устойчивое положение, расположив рукоятку рычага так, чтобы усилие было направлено к себе).
Домкрат необходимо устанавливать в обозначенных местах. Если обозначений нет, то выбирают место, обеспечивающее устойчивое положение поднятого оборудования и агрегатов. Домкраты должны иметь стопоры, мешающие выходу винта или рейки, когда шток выдвинут в крайнее положение. Поверхность головки штока не должна допускать проскальзывания. Под домкрат подставляется широкая прочная доска. Домкрат устанавливается строго вертикально. После подъема единицы оборудования для страховки вставяют подставки.
Лабораторные работы
Проверка состояния КШМ ГРМ с помощью стетоскопа
Диагностирование и ТО кривошипно-шатунного механизма
1. Цель работы: ознакомиться с конструкцией диагностических приборов, научиться проверять компрессию в цилиндрах двигателя и производить подтяжку крапления головок цилиндров.
2. Оборудование: двигатель, набор слесарного инструмента, диагностическая рукоятка, компрессометр, обтирочный материал, ведро.
3. Техника безопасности
Работа должна выполняться под руководством преподавателя или лаборанта
-
При выполнении работы следует пользоваться только исправными инструментами.
-
Последовательность выполнения работы.
-
Произвести проварку и подтяжку гаек крепления головок цилиндров.
Поднять кабину (капот) двигателя, отвернуть гайки крепления крышек головок цилиндров и снять крышки.
Слить в ведро охлаждающую жидкость, ослабить гайки крепления впускного трубопровода, чтобы исключить его коробление.
Динамометрическим ключом натянуть болты крепления головки в определенной последовательности, показанной на плакате. Усилие затяжки должно быть 10-90 Н*м.
В такой же последовательности затянуть крепления другой головки цилиндров.
Закрепить болты крепления оси коромысел и гайки впускного трубопровода и залить охлаждающую жидкость в систему охлаждения.
Установить крышки головок цилиндров и закрепить их с усилием 5-6 Н*м.
-
Проверить компрессию в цилиндрах двигателя.
Пустить двигатель и прогреть до температуры 80-85°С.
Снять форсунки (поочередно).
Установить резиновый наконечник компрессометра в отверстие для форсунок первого цилиндра и плотно его прижать. Затем провернуть коленвал на 8-10 оборотов, заметить показания компрессометра при трехкратной повторности, сбросить давление в нем. В таком же порядке проверить компрессию в остальных цилиндрах. Давление на прогретом двигателе должно быть 3 МПа. Разница в показаниях компрессометра для отдельных цилиндров не должна превышать 0.4 МПа
Поставить форсунки и присоединить к ним топливопровода.
-
Проверить состояние KШM с помощью стетоскопа.
Изучить устройство и принцип действия стетоскопа и произвести его наладку.
Запустить и прогреть двигатель, проверить показания приборов в кабине. Температура воды должна быть в пределах 75-85°С. Давление масла 0,1. .0,3 МПа.
4.3.3 Прослушать стуки в зонах, указанных на плакате. Частота вращения коленвала при этом должна резко изменяться. Характер стука: коренных подшипников - низкого тона, регулярный; шатунных - глухой, металлического характера, клапанов, поршневых пальцев, поршней, толкателей, шестерен распределения - четкий, звонкий, высокого тона; гильзы поршня - глухой, с увеличением нагрузки увеличивается; поршни-кольца - дребезжащий.
4.4 Оформить отчет по работе.
В отчете привести схему динамометрического ключа, компрессометра и стетоскопа.
Результаты проверки компрессии предоставить по приводимой ниже форме.
Результаты проверки компрессии
Показатели
|
Результаты замеров
|
По
техническим условиям
|
Примечание
|
|
1
|
2
|
3
|
Среднее значение
|
|
Величина компрессии в цилиндрах, МПа
|
|
|
|
|
|
|
1-й цилиндр
|
|
|
|
|
|
|
2-й цилиндр
|
|
|
|
|
|
|
3-й цилиндр
|
|
|
|
|
|
|
4-й цилиндр
|
|
|
|
|
|
|
5-й цилиндр
|
|
|
|
|
|
|
6-й цилиндр
|
|
|
|
|
|
|
По результата проверки компрессии сделать выводы.
4.5 Контрольные вопросы:
Какие работы по обслуживанию КШМ проводятся при ЕТО, ТО-1, ТО-2 и ТО-3?
Какие последствия могут быть при недостаточной затяжке гаек крепления головок цилиндров?
Для чего необходимо соблюдать определенную последовательность подтяжки гаек крепления головок цилиндров?
По каким причинам происходит снижение компрессии и как ее проверить?
Какие внешние признаки указывают, что зазор в сопряжении коренная шейка коленвала - вкладыш выше предельных размеров?
5. Литература
Высоцкий М.О. и др. Тягач лесовозный МАЗ-509. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Минск, Полымя, 1980. - 240 с.
Высоцкий М.О. и др. Автомобиль - лесовоз МАЗ-509А. М.: Лесная промышленность, 1983. - 216 с.
Цель работы: научиться определять техническое состояние ГРМ, подтягивать крепление впускных и выпускных трубопроводов двигателя и регулировать тепловые зазоры в клапанных механизмах.
Оборудование: диагностические приборы КИ-861, КИ-4887-11, автотракторные двигатели, ключи гаечные 11, 12, 14, 17 мм, торцевые, набор щупов, отвертка, пусковая рукоятка, ветошь плакаты, методические указания, учебники
-
Техника безопасности при выполнении работы
К выполнению регулировок допускаются студенты, прошедшие общий инструктаж по технике безопасности при ТО автомобилей и тракторов, используемых в л/п и л/х.
При выполнении работы следует пользоваться только исправным инструментом.
Перед началом работы необходимо уяснить устройство и работу диагностических
приборов.
Порядок выполнения работы.
4.1 Диагностирование технического состояния газораспределительного механизма
Проверка герметичности цилиндров двигателя.
Изучить устройство и принцип действия компрессометра КМ-861.
В соответствии с требованиями техники безопасности запустить двигатель и прогреть его до рабочей температуры, после прогрева двигатель выключить.
Вывернуть форсунку и вместо нее установить компрессометр, открыть выпускной вентиль.
Выключить декомпрессор двигателя (если имеется) и провернуть коленвал стартером.
Завернуть вентиль компрессометра и зафиксировать показания стрелки нанометра после ее остановки. Величина компрессии в цилиндре должна быть не менее 3 МПа. Допускается разница в отдельных цилиндрах не более 0.4 МПа.
Снять компрессометр и установить на место форсунку.
Определение количества газов, прорывающихся в картер двигателя.
Проверить уровень масла в двигателе (при необходимости долить), запустить и прогреть двигатель до рабочей температуры (температура масла 75... 85ᵒС. Заглушить двигатель.
Установить заглушки в отверстия под щуп и сапун.
Установить эжектор 8 (рисунок 10) выпускного трубопровода 6 газорасходомера на выхлопную трубу двигателя 7.
Вставить конусный резиновый наконечник 16 в отверстие маслозаливной горловины двигателя.
Вывернуть пробку 3 и залить в каналы 15, 14 и 13 манометра 2 воду. Запустить двигатель и установить номинальную частого вращения коленвала двигателя при работе на холостом ходу (для СМД-62, А-41, Д-240 частота вращения коленвала соответственно составляет 2100, 1800, 2200 мин-1). При отсутствии тахоспидометра пользоваться тахометром ТЧ 10-Р.
Повернуть против часовой стрелки втулку дросселирующего устройства маховичка 11 до упора.
Повернуть заслонку 10 дросселя 5 до такого положения, при котором выравниваются уровни воды в левом 15 и правом 13 каналах манометра 2.
Провернуть маховичок 11 по часовой стрелке до положения, при котором уровень воды в среднем канале 14 будет на 15 мм выше уровня воды в правом канале 13 манометра 2. Уровни воды в левом 15 и правом 13 каналах должны быть одинаковыми. В противном случае поворотом заслонки 10 и дросселя 5 их необходимо выровнять.
Определить расход картерного газа по шкале маховичка 11 (принимаем число на шкале, совпадавшее с риской на корпусе 4 газорасходомера). Расход газов должен быть для СМД-62, А-41, Д-240 соответственно 65, 35, 31 л/мин.
Заглушить двигатель, снять приспособление, закрыть крышку маслоналивной горловины и установить щуп. Слить воду из каналов 15, 14, 13 манометра и установить пробку 3 в канал 15.
4.1.3 Измерение количества газов, прорывающихся в картер, с помощью электронного расходомера.
Включить питание прибора от сети или источника прибора. Прогреть электронный расходомер в течение 10... 15 минут.
Установить стрелку расходомера на нулевое деление шкалы.
Приставить впускной патрубок (вертушку) в отверстие маслоналивной горловины и заметить показания расходомера. Полученные данные сравнить с допускаемыми и определить остаточный ресурс двигателя (ЦПГ). Расход газов определяется как разность показаний до и после отключения цилиндра. При разности расхода газов более 15 л/мин ЦПГ данного цилиндра требует ремонта.
4.2. Регулировка зазора между стержнями клапанов и носками коромысел.
Отвернуть гайку и снять крышки головок цилиндров двигателя, включить декомпрессионный механизм.
Повернуть коленчатый вал до тех пор, пока оба клапана первого цилиндра закроются.
Вывернуть установочную шпильку из картера маховика, вставить ее в то же отверстие нарезной частью и медленно вращать коленвал до совмещения шпильки с отверстием в маховике (при этом поршень первого цилиндра должен находиться в ВМТ при такте сжатия). При наличии риски на шкиве коленвала ее совмещают с меткой на крышке распредшестерен.
Рисунок 10 - Общий вид и схема подключения газового расходомера КИ-4887-11
1 - трубопровод; 2 - манометр; 3 - пробка; 4 - корпус расходомера; 5 - дроссель; 6 -трубопровод; 7 - выхлопная труба двигателя; 8 - эжектор; 9 - муфта соединительная; 10 - заслонка; 11 - маховичек, 12 - сменное эжекторное устройство; 13 - правый канал; 14 - средний канал, 15 - левый канал; 16 • наконечник, 17 - заборный патрубок впускного трубопровода; 18 - маслозаливная горловика двигателя
Выключив декомпрессионный механизм, замерить щупом фактический зазор между стержнем клапана и бойком коромысла у обоих клапанов первого цилиндра и, если зазоры не соответствуют нормальной величине, произвести регулировку.
Отпустить контргайку регулировочного винта на коромысле клапана; завертывая или отвертывая винт, установить требуемый зазор, затянуть контргайку винта, вновь проверить величину зазора щупом, поворачивая штангу толкателя вокруг ее оси.
Зазор в клапанах других цилиндров отрегулировать в той же последовательности, проворачивая коленчатый вал на 1/2 оборота для двигателя СМД-14Б и на 1/3 оборота для А-41Л или в соответствии с порядком работы цилиндров двигателя (ЯМЭ-236 1-4-2-5-3-6).
4.2.7. После установления необходимого зазора в клапанах при положении ''Выключено" отпустить контргайку регулировочного болта декомпрессионного механизма и установить зазор, равный 0.5 мм.
4.2.8 Прогреть двигатель до температуры 80-85°С. Установить малые обороты холостого хода. При этом в двигателе не должны прослушиваться стуки клапанов.
4.3. Оформить отчет по работе. В отчете приводится краткое описание конструкции диагностического оборудования, указывается марка машины и двигателя. Результаты проверки и регулировки тепловых зазоров приводятся по форме, приведенной ниже.
Результаты проверки тепловых зазоров
|
|
Зазор, мм
|
|
Цилиндры
|
Клапан
|
До регулировки
|
После регулировки
|
По техническим условиям
|
Примечание
|
1
|
Впускной Выпускной
|
|
|
|
|
2
|
Впускной Выпускной
|
|
|
|
|
и т.д.
|
|
|
|
|
|
По заданию преподавателя изложить порядок регулировки клапанов определенной марки двигателей лесных машин и сделать выводы по результатам проверки технического состояния и регулировки.
4.4. Ответить на контрольные вопросы
Какие работы по газораспределительному механизму проводятся при ЕТО, ТО- 1, ТО-2 и ТО-3?
К чему приводит увеличение или уменьшение теплового зазора в клапанном механизме?
Как влияет потеря упругости пружинами на работу двигателя?
5. Литература
Медников И.И. Техническое обслуживание трелевочных тракторов. М.: Лесная промышленность. 1971. - 200 с.
Лауш П.В. Практикум по техническому обслуживанию и ремонту машин М.: Агропромиздат, 1985. - 208 с.
Проверка состояния компрессии в цилиндрах двигателя
Диагностирование ЦПГ, КШМ, ГРМ по величине компрессии и утечки воздуха.
Проверка работы термостата.
Проверка герметичности системы питания дизельных двигателей
|