Учебное пособие Москва 2015


Скачать 1.24 Mb.
Название Учебное пособие Москва 2015
страница 1/8
Тип Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8
Федеральное государственное образовательное бюджетное

учреждение высшего профессионального образования

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Кафедра «Физическое воспитание - 2»


С.Ю. Татарова, В.Б. Татаров
СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИКО-

ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

БАСКЕТБОЛИСТОВ
Учебное пособие

Москва 2015
УДК 378 (075,8): 796

ББК 75. 1 я 73

Т 38
Рецензенты
Кандидат педагогических наук, доцент А.А. Смирнов

(ФГОУ ВПО РГУТиС)

кандидат педагогических наук, доцент А.Л. Юрченко (Финансовый университет при Правительстве Р.Ф.)

Т38 Татарова С.Ю., Татаров В.Б.Специальные упражнения для совершенствования технико-тактической подготовки баскетболистов. М.: Финансовый университет, 2015. - 128 с.
Данное учебное пособие предназначено для формирования физической культуры студенческой молодежи, физического воспитания специалистов, способных к активной и плодотворной работе в избранной профессии.

Работа способствует повышению общих теоретических знаний студентов по разделу «Баскетбол». Формирует мотивационно-ценностные отношения к физической культуре и спорту, установки на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных тренировочных занятиях.

Цель учебного пособия – помочь студентам, специализирующихся в спортивном отделении «Баскетбол», сборным командам университетов, а также преподавателям (тренерам) в их учебно-тренировочной работе, предлагая разнообразные упражнения для обучения и совершенствования технических приемов и тактических действий игры в баскетбол.

УДК 378 (075,8): 796

ББК 75. 1 я 73

© Татарова С.Ю., Татаров В.Б., 2015

© Финансовый университет», 2015

Federal State-Funded Educational Institution of Higher Professional Education

«FINANCIAL UNIVERSITY UNDER THE GOVERNMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION»

The Department of Physical education – 2


S.Y. Tatarova, V.B. Tatarov
SPECIAL EXERCISES FOR PERFECTION TECHNIQUE AND TACTICAL PREPARATION OF BASKETBALL PLAYERS
Tutorial

Moscow, 2015

UDC 378 (075,8): 796

LLC 75. 1 73

T 38
Reviewers

Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor A.A. Smirnov (FGOU VPO «RGUTIS)

Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor A.L. Yurchenko (Financial University under the Government of the Russian Federation)
T38 Tatarova S.Y., Tatarov V.B. Special exercises for perfection technique and tactical preparation of basketball players. – M.: Financial University, 2015. – 128 p.
The tutorial designed for conformation students’ physical culture, physical education of specialists who will be capable of active and productive job in the elective profession.

The manual contributes to increase of the students’ general theoretical knowledge of the section “Basketball”. It forms motivational and evaluative attitudes to physical education and sport, guideline at healthy life way, physical self-cultivation and self-education, needs of regular trainings.

The aim of the tutorial is to help students who specialized at the sports department “Basketball”, university teams and educators (coaches) in their educational and training job offering a variety of exercises for training and perfection techniques and tactical activity in basketball.

UDC 378 (075,8): 796

LLC 75. 1 73

© Tatarova S.Y., Tatarov V.B., 2015

© Financial University, 2015
Введение.
В настоящее время физическая культура и спорт относятся к объективной потребности общественного развития, выполняет необходимые для общества социальные функции. В том числе функции оздоровления студенческой молодежи.

Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что достижение высоких спортивных результатов спортсменами связано с своевременным обеспечением тренеров и спортсменов новейшими научными достижениями и методическими разработками, овладением практическими навыками и рекомендациями в вопросах современной системы спортивной тренировки.

За 25 лет тренерской деятельности авторы прошли большой и сложный путь работы с командами различной квалификации – от групп новичков, до сборных студенческих команд.

Постоянно проводимые исследования, апробация их в естественных условиях спортивной тренировки, анализ полученных данных на всех этапах подготовки спортсменов помогли авторам получить обширный научный и практический материал, выработать собственные подходы и взгляды по ряду теоретических и практических вопросов обучения баскетболистов.

В предлагаемом пособии авторы делятся своими знаниями и опытом работы со студенческими сборными командами по баскетболу.
Глава 1. Баскетбольные упражнения общего характера
1.01. Агрессивный подбор.

Используется в подготовительном периоде и в начале сезона.

Цель: Повышение агрессивности в борьбе за отскок.

Три команды по четыре игрока в каждой выстраиваются, как показано на рисунке. Тренер бросает мяч в щит и первые три игрока борются за отскок. Игрок, овладевший мячом, становится нападающим и старается поразить корзину, преодолевая сопротивление двух защитников. Игрок, забивший дважды, становится в конец своей колонны. Побеждает команда, все игроки которой первыми выполнят задание. После забитого, или когда мяч выйдет за пределы области штрафного броска, мяч возвращается тренеру. Упражнение может быть повторено столько раз, сколько необходимо тренеру.

Указания тренеру: Подчеркивайте следующие моменты:

1. Агрессивность действий.

2. Игнорирование физического контакта (толчков, ударов).

3. Применение силового броска. Избегайте "интеллигентных" бросков.

4. Руки всегда вверху.



Рис. 1.
1.02. Подбор и первая передача

Используется в подготовительном периоде и в начале сезона.

Цель: Обучать точной первой передаче в отрыв на разных сторонах площадки.

Поставьте подбирающего вместе со своим помощником на каждой из сторон области штрафного броска. Два защитника становятся, как показано на рисунке. Оставшиеся игроки делятся на две группы и становятся вдоль боковых линий. Тренер бросает мяч в щит, когда первые игроки в колоннах начинают рывок в отрыв. В момент подбора, тренер криком определяет тип передачи (двумя сверху, одной от плеча и т.п.) и возможность использования ведения. Передача выполняется в соответствии с указанием и с учетом действий защитника. Подбирающий выполняет 10 передач, после чего игроки меняются местами.

Указания тренеру: Тренер и его помощник на другой стороне площадки мешают передачам после подбора.



Р

Рис. 2.

1.03. Подбор в двух колоннах.

Используется на протяжении всего сезона.

Цель: Обучать блокировке, агрессивному подбору и первой передаче в отрыв. Совершенствовать подбор в нападении.

В упражнении могут участвовать любое количество игроков. Два защитника блокируют первых игроков в каждой колонне, когда тренер выполняет бросок в корзину. Нападающие агрессивно выходят к щиту, овладевают отскоком и делают первую передачу в отрыв стоящему в соответствующей позиции тренеру, или его помощнику на другой стороне площадки. Два нападающих уходят в конец колонн, а два очередных занимают их место. Защитники при каждом очередном броске блокируют новых нападающих, пока упражнение не завершит последняя пара нападающих. После этого защитники меняются местами с одной из пар нападающих.

Указания тренеру: Ставьте игроков для тренировки в разные позиции на площадке. Позволяйте более жесткую игру, чем это допускается правилами. Ведите счет и награждайте пару за наибольшее число подборов.


Рис. 3.

1.04. Упражнение в подборе.

Используется на протяжении всего сезона.

Цель: Совершенствование интенсивности и техники подбора.

Разделите игроков на четыре команды по три человека в каждой. Это упражнение трое против троих. Тренер бросает мяч в корзину, и очко получает команда, овладевшая отскоком. Чередуйте игру в нападении и защите, чтобы ни одна из команд не получала преимущества от внутренней позиции. Побеждает команда, набравшая пять очков. Если счет 4 : 4, постройте игроков в колонну, чтобы ни одна из команд не получила преимущества от внутренней позиции.

Каждая тройка получает название и играет две игры трижды в неделю. Мы играем по круговой системе по две команды на каждой стороне площадки. Проигравшие разыгрывают второе и третьи места. После этого победители разыгрывают звание чемпиона дня. Очки присуждаются следующим образом: за первое место — 3 очка, за второе — 2 очка, за третье — 1 очко, за четвертое — 0 очков. Мы записываем результат, и вывешивает эти записи в раздевалке. Благодаря этому, игроки стремятся играть с максимальной интенсивностью, и, соответственно, получают максимум пользы от упражнения в подборе.

Указания тренеру: Мяч остается в игре, пока не прозвучит свисток. Игра ведется без ограничения размеров площадки.




Рис. 4.
1.05. Упражнение с вращением.

Используется на протяжении всего сезона.

Цель: Формирование реальной ситуации для подбора в нападении и защите.

Тренер бросает мяч в щит и кричит: "Вправо!" или "Влево!". Защитники должны выполнить вращение на одного игрока вправо или влево и блокировать нового подопечного. Нападающие выходят к щиту для подбора, а защитники должны успеть сблокировать их.


Рис.5.

1.06. Блокировка и добивание.

Используется на протяжении всего сезона.

Цель: Совершенствование техники блокировки и развитие быстроты реакции при добивании.

Разделите игроков на две команды и постройте их с обеих сторон от корзины. Первые игроки стараются оставить мяч живым, выполняя добивание в щит на другую сторону. После добивания игрок старается блокировать сзади стоящего. Сзади стоящий может подстраивать свою позицию, чтобы контакт с подбирающим был более жестким. Каждый раз после добивания блокирующий контакт должен быть повторен. Тренер подает свисток на окончание упражнения для первых пар через 30-45 с. Вторые игроки быстро выходят вперед, и не прерывая упражнения, продолжают его. Первые игроки уходят в конец противоположных колонн и ждут, когда вновь подойдет их очередь.

Указания тренеру: Поощряйте жесткость и технику при выполнении этого упражнения. Руки должны удерживаться на высоте груди с локтями, расставленными в стороны. Игрок стремится сохранять устойчивое равновесие, не давая сзади стоящему сместиться слишком далеко под корзину.


Рис. 6.

1.07. Упражнение в подборе с двумя мячами.

Используется на протяжении всего сезона.

Цель: Дать подбирающим больше, чем одну попытку при овладении мячом, и установление более продолжительного блокирования.

Играть можно два на два, три на три, или четыре на четыре. Тренер бросает мяч в щит, и как только защитник овладеет отскоком, помощник тренера бросает в щит второй мяч. Защитники должны возвращать мячи тренерам.

Указания тренеру: Если нападающий овладеет мячом, второй мяч не бросается.


Рис. 7.

1.08. Упражнение "сэндвич".

Используется на протяжении всего сезона. Цель: Развитие концентрации на подборе в нападении и провоцирование фола при добивании.

Три игрока встают один возле другого перед корзиной. Средний игрок в "сэндвиче". Он бросает мяч в щит так, чтобы тот отскочил к нему обратно. После подбора игрок выполняет бросок. Игроки с обеих сторон фолят на нем, но не блокируют мяч при броске. Игроку предоставляется пять попыток, после чего "сэндвичем" становится другой игрок.

Указания тренеру: Не позволяйте грубости в действиях фолящих. Хорошим считается фол, при котором фолящий бьет по рукам бьющего в момент броска.


Рис. 8.

1.09. Подбор и поворот.

Используется на протяжении всего сезона.

Цель: Это упражнение направлено на развитие расчета и техники, необходимой при овладении мячом, укрывании мяча и выведении его из-под щита при контратаке.

Упражнение начинается с правой стороны корзины, игроки выстраиваются в колонну по одному. Направляющий бросает мяч в щит и ОДНИМ ДВИЖЕНИЕМ подбирает его, удерживая мяч на уровне плеч, и поворачивается к правой боковой линии ДО ПРИЗЕМЛЕНИЯ. После приземления игрок выполняет финт на передачу в сторону боковой линии, затем поворачивается к центру площадки. Он быстро ведет мяч к вершине области штрафного броска, останавливается, поворачивается к корзине и повторяет упражнение на левой стороне. Продолжительность упражнения 60 с.
1.10. Блокировка бьющего.

Используется в подготовительном периоде и в начале сезона.

Цель: Броски при прессинге и блокировка бьющего.

Нападающий становится в 5 м от корзины, лицом к ней. Защитник подает нападающему мяч и позволяет ему плотно обхватить мяч руками. В этот момент четыре кисти на мяче. Как только защитник отпустит мяч, нападающий немедленно выполняет бросок в прыжке, а защитник старается помешать броску и блокировать нападающего. Нападающему предоставляется пять попыток, после чего игроки меняются местами.

Указания тренеру: Учите блокировать бросок, выпрыгивая строго вверх, без фола. Одновременно это хорошее упражнение в бросках при прессинге.
1.11. Треугольник.

Используется на протяжении всего сезона.

Цель: Совершенствование общих навыков в подборе.

Нападающие формируют треугольник подбора и встают лицом к тренеру, который располагается на линии штрафного броска. Защитники держат нападающих. Тренер бросает мяч в щит. Защитники выполняют поворот, блокируя нападающих, сгибают спину и разводят в стороны локти. Они должны рассчитать продолжительность удержания контакта, затем сделать шаг вперед и выпрыгнуть вверх за мячом. В упражнение может быть включена первая передача в отрыв. Чтобы "добавить перчика" в упражнение, предложите нападающим выполнить 4-5 смен малой восьмеркой с мячом, бросить мяч в корзину и продолжить упражнение.

Указания тренеру: Защитники должны концентрировать внимание на блокирующем повороте.

1.12. Подбор при прессинге по всей площадке.

Используется на протяжении всего сезона.

Цель: Учить подбору при игре прессингом по всей площадке.

Два игрока становятся на вершине области штрафного броска, лицом к мячу. Четыре игрока выстраиваются вдоль боковой линии, как показано на рисунке. Первый игрок у боковой линии имеет мяч и передает его следующему игроку и т.д., до тех пор, пока мяч не попадет угловому игроку, который выполняет бросок и следует за мячом. Последний передающий также выходит к корзине. Два защитника, располагающиеся на вершине круга области штрафного броска, начинают рывок на другую сторону площадки, как только будет выполнена первая передача. Они переговариваются, решая, кто будет блокировать бьющего, а кто передающего. Они блокируют обоих нападающих и выходят на подбор. Если они ошибаются, то остаются играть в защите. Два нападающих покидают площадку, их заменяют два других игрока, вставая на место первых передающих. Первые передающие смещаются вперед.

Указания тренеру: (1) Не позволяйте защитникам двигаться до тех пор, пока не будет сделана первая передача. (2) Заставьте защитников в исходном положении располагаться лицом к ближайшей корзине. (3) Бросок следует выполнять с 5-6 м. (4) Подчеркивайте важность установления физического контакта с нападающим при подборе.


Рис. 9.

1.13. Реакция при подборе.

Используется на протяжении всего сезона.

Цель: Совершенствовать реакцию при движении на подбор.

Расставьте стулья в произвольном порядке в области штрафного броска. Игроки выстраиваются в колонну по одному за линией штрафного броска. Помощник тренера бросает мяч в щит. Первый игрок в колонне выходит на подбор, стараясь не задеть стулья, и должен поймать мяч до того, как он коснется пола. После ловли мяча игрок поворачивается и выполняет первую передачу в отрыв помощнику тренера. Стулья расставляются в любом желаемом тренеру порядке. Помощник тренера может менять свою позицию.



Рис. 10.
1.14. Три колонны на половине площадки.

Используется на протяжении всего сезона.

Цель: Владение мячом, броски из-под корзины и физическая кондиция.

Три колонны игроков располагаются в середине площадки. Одна колонна по центру, и две колонны по краям. Направляющий из средней колонны начинает упражнение, делая передачу на край и следуя за мячом. Получающий встречает мяч, передает его на другой край и следует за передачей. Первый игрок получает мяч и выполняет бросок из-под корзины. Край, который делал передачу на бросок, выходит для получения первой передачи в отрыв. Другой край подбирает мяч и делает первую передачу в отрыв. Игрок, получивший первую передачу после подбора, передает мяч очередному игроку в средней колонне.

Указания тренеру: Подчеркивайте важность точных передач. Упражнение выполняется без ведения. Первая передача в отрыв делается максимально острой. Через некоторое время введите в упражнение второй мяч.

1.15. Передачи в кругу.

Используется на протяжении всего сезона.

Цель: Совершенствование передач мяча.

Упражнение начинают 10 игроков, построившихся по периметру круга. В упражнении используются два мяча. Игрок 7 передает мяч игроку 1 и идет на его место. Игрок 1 передает мяч игроку 8 и идет на его место, на периметре круга. В то же самое время игрок 3 передает мяч игроку 2 и идет на его место в центр.

Указания тренеру: Начинайте упражнение с одним игроком в центре. Затем добавьте второго, а затем и третьего игрока в центр. Меняйте плотность расстановки игроков в кругу для передач двумя руками от груди, с отскоком от пола или из рук в руки.


Рис. 11.
1.16. Упражнение «звезда».

Выполняется на протяжении всего сезона.

Цель: Совершенствование передач и рывков следом за мячом. Используются три основных передачи: от груди, с отскоком от пола и над головой.

Игроки формируют квадрат со стороной 5-6 м (как на рисунке). Один из игроков начинает в центре (X), и один из направляющих передает ему мяч. Игрок в центре передает мяч направляющему игроку в углу и следует за передачей в конец колонны. Первый передающий выходит в центр, получает мяч из угла площадки. Передает его направляющему в очередной колонне и следует за передачей в конец колонны. Каждый раз игрок в колонне ловит мяч, передает его в центр и следует за мячом.

Рис. 12.
1.17. «Бык в загоне».

Выполняется на протяжении всего сезона.

Цель: Передачи и противодействия передачам.

Двое нападающих встают в 6 м друг от друга, а между ними располагается защитник. Защитник приближается к нападающему с мячом в защитной стойке, размахивая руками. Нападающий делает финт и передает мяч партнеру не выше головы защитника. Используется любая техника передачи. Защитник быстро смещается к нападающему, получившему мяч. Игрок действует в роли защитника от 15 до 30 с, а затем меняется ролями с одним из нападающих.

Указания тренеру: 80% передач в игре соответствуют ситуации "бык в загоне", поэтому игроки должны работать исключительно ответственно в этом упражнении. Тренер имеет под рукой запасной мяч, на случай, если основной будет отбит в сторону.

1.18. Упражнение в длинных передачах.

Выполняется на протяжении всего сезона.

Цель: Совершенствование подбора, передач в отрыв расчета при проходах к корзине и физической кондиции.

В каждом углу располагаются по три игрока. Начинай с одним мячом, а когда команда разучит упражнение, добавь второй мяч.

Упражнение начинает игрок # 10, который бросает мяч щит, подбирает его и выполняет передачу одной рукой от плеча игроку # 1. Игрок # 1 передает мяч игроку # 4, который выход: навстречу передаче. Игрок # 4 немедленно передает мяч поперек площадки игроку # 7, который возвращает мяч игроку # 1 для броска из-под корзины в движении. Игрок # 4 подбирает мяч, передает его игроку # 7 и та же процедура выполняется на другой стороне площадки.

Для повышения интенсивности добавьте второй мяч.

Указания тренеру: Подчеркивайте важность точности передач. Предупредите выходящих игроков, чтобы не начина движение слишком рано. Наказывайте за плохие передачи и небрежность при ловле.

Рис. 12.

1.19. Ведение закончено.

Выполняется на протяжении всего сезона.

Цель: Навязывание спорного мяча.

Это ситуация пятеро против пятерых. Защитник старается заставить дриблера закончить ведение или тренер подает сигнал "Закончено!", после чего дриблер берет мяч в руки. Когда ведение закончено все защитники перекрывают направление передачи своим подопечным, стараясь навязать команде противника спорный мяч. При этом прессинге игроки должны помнить, что им надо постоянно видеть и мяч, и своего подопечного. Игроки в одной передаче от мяча играют в закрытой стойке. Игроки в двух передачах от мяча отступают к мячу и делают один шаг к корзине, играя в открытой стойке. ВСЕГДА ИГРАЙ МЯЧ — Я - ПОДОПЕЧНЫЙ.

Рис. 13.
1.20. Погоня за дриблером.

Выполняется на протяжении всего сезона.

Цель: Кондиция, переход от нападения к защите, противодействие броску из-под корзины, броски в движении. Вбрасывание и противодействие ему при прессинге.

Постройте игроков в колонну по одному, как показано на рисунке 1. Игрок 01 ведет мяч на максимальной скорости для броска в движении в противоположную корзину. Игрок 02 ждет, пока дриблер удалится на 3-4 м, затем пускается в погоню. Игрок 03 следует за ними и вбрасывает мяч из-за лицевой линии на противоположной половине площадки.

Игрок 03 уходит с мячом за лицевую линию и вбрасывает его игроку 02, которого прессингует игрок 01 (рисунок 2). Игроку 03 не разрешается делать передачу при вбрасывании дальше условного продолжения линии штрафного броска. После того, как игрок 03 выполнит вбрасывание игроку 02, игрок 01 начинает играть в защите 1 X 2. Если игроку 01 удастся не дать получить мяч при вбрасывании игроку 02 в течение 5 с, упражнение останавливается и следующая тройка вступает в игру.

Указания тренеру: Требуйте максимальной отдачи. Дриблер стремится пройти площадку за минимальное число ударов мячом в пол (пять или меньше). Бьющий должен выпрыгивать вверх, а не вперед. Преследователь старается мешать броску со стороны сильной руки. После броска защитник немедленно переходит к прессингу.



Рис. 14
1.21. Обводка на полной скорости.

Выполняется на протяжении всего сезона.

Цель: Обводка защитника на полной скорости.

Постройте игроков в одну колонну, вдоль боковой линии. У центральной линии ставится препятствие (стул, игрок и т.п.). Игроки ведут мяч на полной скорости, вдоль боковой линии достигая, пика скорости у центральной линии. В этом месте игрок опускает и поворачивает плечо свободной от ведения руки, и обходит с ведением препятствие (или защитника и т.п.). Он воз вращается на путь вдоль боковой линии немедленно после того, как обойдет препятствие. Это упражнение может включать перевод перед собой или использование сильной руки при обводке противника.

Указания тренеру: Свободная от ведения рука должна быть вытянута к колену одноименной ноги, чтобы сохранять устойчивое положение. Игрок должен удерживать боковую линию в качестве направляющей для своего движения вдоль площадки. При обходе препятствия дриблер должен повернуться к нему спиной. Постоянно подчеркивайте необходимость ведения на максимальной скорости.



Рис. 15.
1.22. Броски в парах перед тренировкой.

Выполняется на протяжении всего сезона.

Цель: Работа над броском, развивая уверенность и равновесие. Исключение глупой небрежности при бросках.

Броски с семи точек. Игрок начинает у лицевой линии на одной стороне площадки и последовательно бросает с каждой из семи точек, проходя круг в одну и другую сторону. Партнер подбирает мяч после броска и передает его бьющему на следующую точку. Сегодня вы можете бить, располагаясь лицом к корзине. На другой день - располагаясь спиной к ней, так, что нужно сначала сделать поворот, а затем выполнить бросок. В следующий раз - предварительно выполнив коротки рывок к точке броска и т.д. Будьте изобретательны и меняйте условия броска, чтобы игроки не потеряли интереса. Броски являются самым важным элементом игры - защитник не забрасывает мяч в корзину!

Это отличное время для тренеров исправлять плохие бросковые навыки, проверять линию броска, сопровождение и работу ног.

Указания тренеру: Могут вестись записи, регистрирующие результативность игроков. На другой корзине выполняется упражнение Микана для совершенствования бросков из-под корзины и работы ног. Все игроки должны пройти через оба упражнение перед каждой тренировкой. Помощник тренера ведет записи результативности.


Рис. 16.
1.23. Подними мяч и сделай бросок.

Выполняется на протяжении всего сезона.

Цель: Работа над быстротой выполнения бросков в прыжке с 5-6 м.

Положите по мячу на каждый угол вершины трапеции. Один игрок подбирающий. Второй игрок бьющий. Упражнение выполняется в заданный отрезок времени (например, 30 с), или до определенного числа бросков. Игрок смещается к первому мячу, поднимает его с пола и выполняет бросок в прыжке. Затем бежит ко второму мячу и т.д. Третий игрок обеспечивает установку мячей на углах трапеции.

Указания тренеру: Следите за быстротой, проворством и равновесием.




Рис. 17.
1.24. Двадцать пять бросков в прыжке.

В самом начале и в конце сезона.

Цель: Совершенствование техники бросков.

Это упражнение в бросках, которое должно выполняться ежедневно. Оно совершенствует технику бросков, если выполняется правильно. Игрок (А) - бьющий. Он должен концентрировать внимание на технике броска. Он получает мяч в движении боком к корзине, должен остановиться, сделать разворот к корзине, выпрыгнуть строго вверх, выполнить бросок и сопровождение, приземлиться, не теряя равновесия и продолжить движение. Немедленно после каждого броска игрок (Б) передает игроку (А) второй мяч. Это упражнение требует постоянного движения. Бьющий никогда не стоит на месте. 25 бросков составляют следующие разновидности: пять - броски в прыжке без ведения; пять - броски в прыжке после одного удара мячом в пол; пять - один удар в пол, финт головой и уход со вторым ударом для броска; десять - свободная комбинация всех перечисленных техник при броске.

Указания тренеру: Игрок может двигаться в любом направлении. Важно не останавливаться до 25-го броска.




Рис. 18.
1.25. Игра с бросками 3-2-1.

Используется в начале, в середине и в конце сезона.

Цель: Соревновательный метод при выполнении бросков. Броски на фоне утомления.

Упражнение проводится в парах. Игроки начинают вместе, выполняя первый бросок с вершины области штрафного броска (за попадание засчитывается три очка). Второй бросок выполняется из позиции нападающих с 5 м под углом 45° (два очка). Третий бросок выполняется прямо из-под корзины (одно очко). Броски выполняются именно в таком порядке с соответствующим начислением очков. Игра ведется до 21 очка. Победители в парах играют с победителями, пока не выявится чемпион.

Указания тренеру: Игроки всегда должны бросать в последовательности 3-2-1. Используется бросок в прыжке.


Рис. 19.
1.26. Угрожай бьющему.

Используется на протяжение всего сезона.

Цель: Учить защитника оказанию давления на бьющего размахивая рукой перед его лицом.

Поставьте защитника на боковой линии области штрафного броска, а нападающего в угол площадки, в позиции удобной для броска при получении мяча. Защитник передает мяч нападающему и делает рывок в его сторону, стараясь оттеснить нападающего в направлении, соответствующем вашей защитной философии и помешать броску. Защитник имеет две попытки, после чего игроки меняются местами. Игра не останавливается, пока нападающий не овладеет мячом при отскоке. Напомните защитнику, что он должен смотреть на пояс нападающего, а не в его лицо.

Указания тренеру: Инструктируйте защитника, чтобы он держал одну руку на высоте плеча, а вторую - чуть ниже груди. Это позволяет ему помешать броску, если нападающий поднимет мяч вверх, и отбить мяч при начале ведения. Напоминайте игроку о необходимости сохранять защитную стойку.

Рис.20.
1.27. Забить сто!

Используется на протяжении всего сезона.

Цель: Акцент на быстром выпуске мяча при броске и выполнении сопровождения.

Команды выстраиваются в две колонны лицом друг к другу на разных сторонах площадки на уровне линии штрафного броска. Два первых игрока в одной из колонн имеют по мячу. Как только первый игрок из колонны "А" выйдет к линии штрафного броска, включается секундомер, отсчитывающий 5 мин. Игрок ловит мяч, выполняет бросок в прыжке, подбор, передачу очередному игроку в колонну "Б" и уходит в конец этой колонны. Следующий игрок из колонны "А" выполняет все то же, что и предыдущий. Цель игры - выполнить 100 бросков за пять мин.

Указания тренеру: Требуйте острых передач, как бьющему, так и на край после подбора. Бьющий должен поймать мяч, выполнить бросок в прыжке, не прибегая к ведению, и рвануться к щиту после броска.




Рис. 21.
1.28. Владение мячом.

Используется на протяжении всего сезона.

Цель: Хорошее разминочное упражнений, совершенствующее навыки владения мячом.

Игрок 01 переходит вдоль линии штрафного броска ос одного конца на другой. Игрок задней линии и крайний нападающий выполняют скрестный проход мимо игрока 01, после того, как один из них выполнит передачу этому игроку. Передачу может выполнить любой из игроков. Передающий всегда проходит первым. После скрестного прохода игроки возвращаются на свою сторону площадки, меняясь колоннами. Упражнение продолжается на другой стороне площадки и т.д.


Рис. 22
1.29. Руки.

Используется до начала сезона.

Цель: Зрительно-двигательная координация. Быстрота рук и ног.

В этом упражнении используются мячи разных форм и размеров (баскетбол, волейбол, футбол, бейсбол, гандбол, пинг-понг и т.п.). Тренер передает мячи игроку, который быстро перемещается со стороны на сторону вдоль линии штрафного броска. Игрок, не прекращая движения, ловит эти мячи и бросает их обратно в корзину, поставленную рядом с тренером.

Указания тренеру: Игрок должен удерживать защитную стойку и держать голову поднятой. Основой является быстрая работа ног. Разные размеры мячей помогают развивать восприятие своих рук.
1.30. Станционная тренировка.

Используется в начале сезона.

Цель: Финты и проходы, дистанционные броски, ведение с поворотами и противодействие передачам

Установите четыре стула на площадке как показано на рисунке. Игроки делятся на четыре группы. Каждая группа работает над одним из игровых приемов - Станция 1: Дистанционные броски. Станция 2: Ведение с поворотами. Игроки используют левую и правую руку. Станция 3: Противодействие передачам. Игроки работают над передачами и противодействиями им. Станция 4: Финт и проход. Игроки переходят по кругу со станции на станцию, затрачивая на работу равное время.

Указания тренерам: Эти приемы очень важны в игре и станционная тренировка не может быть переоценена.


Рис. 23.
1.31. Быстрый прорыв 5X3.

Используется в подготовительном периоде и в начале сезона.

Цель: Совершенствование быстрого прорыва с сопротивлением в каждой из трех основных точек.

Пять игроков симулируют защитные позиции, как показано на рисунке. Они будут осуществлять подбор, и развивать атаку быстрым прорывом. Один защитник играет на краю, куда направляется первая передача, один в середине площадки и один под корзиной. Тренер бросает мяч в щит, игроки овладевают отскоком и развивают быстрый прорыв. После завершения атаки трое из нападавших быстро занимают места защитников. Бывшие защитники теперь становятся частью третьей команды, осуществляющей прорыв. Вторая команда из пяти игроков выходит на площадку и упражнение продолжается. Игроки возвращаются назад за боковыми линиями, чтобы не мешать другим.

Указания тренеру: Следите за реакцией игроков при прессинге.



Рис. 24.
1.32. Одиннадцать ("11") игроков.

Используется в начале, в середине и в конце сезона.

Цель: Работа над быстрым прорывом 3X2, подбором, первой передачей и физической кондицией.

Одиннадцать человек идеально для этого упражнения, поскольку никому не придется наблюдать со стороны. Для начала надо разместить тройку игроков на одном конце площадки. Они начинают быстрый прорыв 3X2. Тот, кто подбирает мяч после удачного или неудачного броска, осуществляет быстрый прорыв в обратном направлении вместе с новой парой игроков, располагающихся у боковых линий площадки. Оставшаяся пара заполняет оставленные этими игроками позиции. Такие замещения освободившихся позиций происходит на обоих концах площадки. Это упражнение с непрерывным движением, в котором могут участвовать до 22 игроков.

Указания тренеру: Не допускайте небрежности при выполнении этого упражнения.



Рис. 25.

1.33. Непрерывный быстрый прорыв 3X3.

Используется в подготовительном периоде, в начале и в середине сезона.

Цель: Совершенствование техники владения мячом, навыков передач и бросков мяча при быстром прорыве, физической кондиции.

Поставьте по одному защитнику под корзиной на обоих концах площадки. Два игрока начинают упражнение, атакуя быстрым прорывом 2 X 1 из-за центральной линии. Оставшиеся игроки выстраиваются на месте пересечения центральной и боковой линии и выполняют роль догоняющих защитников.

Нападающие пытаются использовать численное преимущество. Как только они пересекут центральную линию, первый догоняющий защитник из-за боковой линии вступает в игру. Он должен сначала рвануться к центральному кругу, коснуться его, и лишь после этого броситься на помощь защитнику под корзиной. Чем бы ни закончилось это противостояние, два защитника становятся нападающими и развивают быстрый прорыв в другую сторону по той же схеме. Один из оставшихся нападающих становится защитником, а второй уходит в конец колонны догоняющих. Это непрерывное упражнение дает возможность совершенствовать навыки нападения и защиты всем игрокам.



Рис. 26.
1.34. Быстрый прорыв в парах.

Используется на протяжении всего сезона. Цель: Совершенствование бросков в движении и физической кондиции.

Игроки формируют две колонны, как показано на рисунке. Первый игрок из колонны "А" бросает мяч в щит и выполняет передачу на край первому игроку из колонны "Б". Игрок "Б" ведет мяч к противоположной линии штрафного броска и выполняет бросок в прыжке. Он подбирает мяч и передает его на край игроку "А". Игрок "А" повторяет действия игрока "Б" в обратном направлении.

Указания тренеру: Разнообразьте задание передачей игроку "А" для броска в движении, или "А" может сделать обратную передачу игроку "Б" для броска в прыжке.



Рис. 27.
1.35. «Держание без мяча 3 X 3».

Используется на протяжении всего сезона.

Цель: Совершенствование держания игрока без мяча.

Игра 3 X 3 с прессингом по всей площадке. Помощники тренера стоят за боковыми линиями у места их пересечения с центральной линией. После вбрасывания, нападающие передают мяч помощнику тренера и выполняют рывок вперед. Защитники сохраняют положение «мяч-я-подопечный».

Указания тренеру: Не останавливайте упражнение пока мяч не будет заброшен в корзину. Когда защитники овладевают отскоком или перехватывает передачу, они развивают атаку в обратном направлении.

1.36. «3 X 3 без ведения».

Используется ежедневно на протяжении всего сезона.

Цель: Совершенствовать игру в нападении и защите.

Нападающим не разрешается использовать ведения. Когда мяч касается пола при неточной передаче, или после отбивания, это не считается ведением. Нападающие должны сделать передачу и рвануться к корзине или поставить заслон игроку без мяча. Если защитники овладевают отскоком, перехватывают передачу или нападающие применяют ведение, команды меняются ролями.

Указания тренеру: Подчеркивайте важность движения при игре в нападении. Ведите счет. Побеждает команда, набравшая 10 очков.
1.37. Прыжки в глубину.

Используется на протяжении всего сезона.

Цель: Развитие прыгучести.

Для упражнения необходим мат (чтобы уберечь колени от травм) и две тумбы, сделанные из полудюймовых досок. Одна тумба высотой 80 см., другая - 110 см. Основанием обеих тумб является квадрат, со стороной равной 45 см.

Игрок прыгает в глубину с низкой тумбы, приземляется на обе ноги на мат и немедленно делает максимально высокий прыжок вверх. Высокие игроки держат в руках волейбольный или баскетбольный мяч, и стараются забить его в корзину сверху при каждом прыжке. 20 повторений. Затем та же процедура выполняется с высокой тумбы.

Указания тренеру: Выполняйте упражнение дважды в неделю, чтобы набрать в сумме 80 прыжков.
1.38. Координация работы ног.

Используется в подготовительном периоде.

Цель: Совершенствование координации и быстроты работы ног.

Упражнение состоит из трех частей и длится 45 с. Первые 15 с: Игроки переступают линию правой ногой. По свистку они ножницами меняют положение ног, никогда не наступая на линию. Вариант - ноги скрестно одна перед другой. Вторые 15 с: Игроки стоят боком к линии и быстро перепрыгивают ее со стороны на сторону. Третьи 15 с: И.п. то же, что и в первые 15 с. Игроки быстро делают повороты на 180°.

Указания тренеру: Следить за сохранением защитной стойки.
1.39. Упражнение для восходящих звезд.

Используется в начале, в середине и в конце сезона.

Цель: Психическая и физическая жесткость.

Игроки попарно встают у основания боковых линий области штрафного броска. Тренер располагается между ними и катит мяч вперед. Как только мяч коснется линии штрафного броска, оба игрока бросаются за ним на полной скорости.

Указания тренеру: Не позволяйте грубости.



Рис. 28.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Учебное пособие Москва 2015 icon Учебное пособие для бакалавров по направлению подготовки 38. 03....
Бианкина А. О., Казенков О. Ю., Орехов В. И., Орехова Т. Р., Яковлев С. С. Экономика энергетики 38. 03. 04. 62 Государственное и...
Учебное пособие Москва 2015 icon Учебное пособие Москва 2008
Юдин В. П. Профсоюзная работа в школе. Учебное пособие. Москва, Издательство мгоу, 2008. 126 с
Учебное пособие Москва 2015 icon Учебное пособие (Краткий курс) Москва Издательство Российского университета дружбы народов
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся в магистратуре и специализирующихся по защите растений
Учебное пособие Москва 2015 icon Учебное пособие Москва Издательство Российского Университета дружбы народов 1998
...
Учебное пособие Москва 2015 icon Учебное пособие москва 2011 фгб оу впо «московский государственный университет путей сообщения»
Учебное пособие предназначено для студентов специальности «Экономика и управление на предприятии железнодорожного транспорта»
Учебное пособие Москва 2015 icon Учебное пособие Рязань 2015 Федеральное государственное образовательное...
В 60 Внебольничная пневмония: учебное пособие /В. Н. Абросимов [и др.]; Ряз гос мед ун-т им акад. И. П. Павлова. – Рязань, 2015....
Учебное пособие Москва 2015 icon Учебное пособие набережные Челны 2015 удк 504. 064. 36: 574 Г. В....
Информационные методы в экологическом мониторинге: Учебное пособие к практическим занятиям для студентов специальности 20. 03. 01...
Учебное пособие Москва 2015 icon Учебное пособие пенза 2015 пензенский государственный университет
Учебное пособие предназначено для студентов 4-6 курсов медицинских вузов, могут быть использованы неврологами, нейрохирургами и врачами...
Учебное пособие Москва 2015 icon Учебное пособие Больничная гигиена Москва Российский университет...
В пособии представлены основные разделы больничной гигиены. Учебное пособие подготовлено в соответствии с программой по специальности...
Учебное пособие Москва 2015 icon Учебное пособие москва 2012 Оглавление Введение стр. 3 Основные понятия,...
Учебное пособие составлено с целью оказания помощи в овладении базовым курсом по аварийно-спасательной подготовке и соответствует...
Учебное пособие Москва 2015 icon Учебное пособие по английскому языку уровень с1
Учебное пособие по английскому языку. Уровень C1 / [А. А. Тычинский и др.]; под общ ред. А. А. Тычинского. Моск гос ин-т междунар...
Учебное пособие Москва 2015 icon Учебное пособие для студентов 6 курса, обучающихся по специальности...
Учебное пособие предназначено для самостоятельной работы студентов 6 курса при подготовке к практическим занятиям
Учебное пособие Москва 2015 icon Учебное пособие Москва 2012 год Настоящее учебное пособие предназначено...
Учебное пособие предназначено для изучения и проведения практических занятий по дисциплинам «Бизнес планирование транспортных предприятий»,...
Учебное пособие Москва 2015 icon Учебное пособие Москва 2012 год Настоящее учебное пособие предназначено...
Учебное пособие предназначено для изучения и проведения практических занятий по дисциплинам «Бизнес планирование транспортных предприятий»,...
Учебное пособие Москва 2015 icon Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений москва 2008
Учебное пособие предназначено для дополнения курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
Учебное пособие Москва 2015 icon Учебное пособие учебное пособие рассмотрено и одобрено Учебно-методическим...
Учебное пособие рассмотрено и одобрено Учебно-методическим советом Ассоциации ауц

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск