ПРИНЯТА
на заседании педсовета
Протокол №____1_____
от «_31_» августа 2015 года
|
ПРИНЯТА
на заседании Совета школы
Протокол №____3_____
от «_22_» мая 2015 года
|
УТВЕРЖДЕНА
приказом директора МБОУ
г. Кургана «СОШ№11»
от « 31 » августа 2015 года № 234
|
Основная
образовательная программа
начального общего образования
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
города Кургана«Средняя общеобразовательная школа №11»
на 2015-2019 г.г.
Курган, 2015 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка……………………………………………………..3
1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования ……………..9 1.3.Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования…50
2.Содержательный раздел
2.1. Программа формирования универсальных учебных действий обучающихся при получении начального общего образования…………….76
2.2. Программы отдельных учебных предметов, курсов...……………….111
2.3. Программа духовно-нравственного развития и воспитания
обучающихся при получении начального общего образования………….150
2.4.Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни……………………………………………………205
2.5. Программа коррекционной работы ……………………………………..225
3. Организационный раздел
3.1.Учебный план начального общего образования ………………………..243
3.2.План внеурочной деятельности ………………………………………..250
3.3. Календарный учебный график…………………………………………..271
3.4.Система условий реализации основной образовательной программы..272
-
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Кургана «Средняя общеобразовательная школа №11» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009г. № 373 в действующей редакции, на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования и положений учебно-методических комплектов: «Перспективная начальная школа», «Школа России», «Школа 2100», а также образовательных потребностей и запросов участников образовательных отношений.
ООП НОО соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе «Об образовании в РФ»:
- гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
- воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
- единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
- общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
- обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации, творческого развития;
- формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;
- содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.
Основная образовательная программа начального общего образования определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на уровне начального общего образования группируется в три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и результаты реализации основной образовательной программы, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта и учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации, а также способы определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел включает:
• пояснительную записку;
•планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;
•систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Содержательный раздел определяет общее содержание начального общего образования и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе:
• программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся;
• программы отдельных учебных предметов, курсов;
• программу духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся;
• программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
• программу коррекционной работы.
Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательнойдеятельности, а также механизмы реализации компонентов основной образовательной программы.
Организационный раздел включает:
• учебный план начального общего образования;
• план внеурочной деятельности;
• календарный учебный график;
• систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Цель реализации основной образовательной программыначального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения городаКургана«Средняя общеобразовательная школа №11»(далее – Основная образовательная программа) -обеспечение выполнения требований ФГОС НОО.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:
формирование общей культуры, духовно - нравственное,
гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья;
обеспечение планируемых результатов по освоению выпускником целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости;
обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;
достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее-дети с ОВЗ);
обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;
выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности;
организация интеллектуальных и творческих соревнований, научнотехнического творчества и проектноисследовательской деятельности;
участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;
использование в образовательной деятельности современных образовательных технологий деятельностного типа;
предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы;
включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды города.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системнодеятельностный подход, который предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;
переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательновоспитательных целей и путей их достижения;
обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и профессионального образования;
разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося(в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности, и детей с ОВЗ), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Основная образовательная программа формируется с учётом особенностей уровня начального общего образования как фундамента всего последующего обучения.
Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:
с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;
с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;
с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;
с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.
Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):
центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;
развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.
При определении стратегических характеристик основной образовательной программы учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.
При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связываются с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательной деятельности и выбора условий и методик обучения, учитывающих описанные выше особенности уровня начального общего образования.
ООП НОО направлена на удовлетворение потребности:
учащихся – в программах обучения, стимулирующих развитие познавательных и творческих возможностей личности;
общества и государства – в реализации программ развития личности, направленных на формирование, способностей к продуктивной, творческой деятельности в сфере науки, культуры, общественных отношений, которые обеспечат в будущем становление интеллектуальной элиты.
Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе «Об образовании в РФ». Это:
гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
единство культурного и образовательного пространства, развитие региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;
обеспечение условий для самоопределения личности, для ее самореализации, творческого развития;
формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;
формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.
Краткая характеристика образовательного учреждения
ООП НОО муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №11» – это программный документ, на основании которого определяется содержание и организация образовательного процесса на уровне начального общего образования. Данная программа направлена на формирование общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Актуальность предлагаемой программы заключается в том, что умение учиться, составляющее основу личностного развития учащегося, означает умение учиться познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения; учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия.
Образовательная программа начального общего образования МБОУ «СОШ № 11» создана с учетом особенностей и традиций учреждения, предоставляющих большие возможности учащимся в раскрытии интеллектуальных и творческих способностей личности на основе УМК «Перспективная начальная школа», УМК «Школа России» и УМК «Школа 2100», а также комплекса образовательных услуг, представленного различными кружками и секциями. Большое внимание уделяется соблюдению преемственности с дошкольным образованием и организации занятий в группах дополнительного образования детей и взрослых. Большая часть детей, поступающих в первые классы школы это выпускники МБОУ «ДОУ № 41», МБОУ «ДОУ № 121», МБОУ «ДОУ № 137» и др.
В начальной школе работают 13 педагогов, из них высшую квалификационную категорию имеют 11 педагогов, что составляет 85%, первую квалификационную категорию имеет один учитель – 8 %, без категории – 1 педагог – 7 %.
Работа школы осуществляется в соответствии с действующим законодательством РФ и основными положениями Концепции модернизации Российского образования. Основная часть учащихся проживает в микрорайоне школы. Национальный и социальный состав школьников неоднороден. В школе есть дети, прибывшие из стран ближнего зарубежья. Они хорошо адаптируются и не испытывают языковых трудностей, а также проблем в освоении образовательных программ.
Проанализировав запросы родителей на образовательные услуги, были отмечены следующие приоритеты:
обеспечить безопасное и комфортное пребывание ребёнка в общеобразовательном учреждении;
создать условия для полноценного развития личности, получения знаний для поступления в высшие учебные заведения.
В школе обучаются дети с разным уровнем интеллектуального развития (в том числе и нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении). Исходя из этого, было выбрано направление развития образовательного учреждения в соответствии с концепцией адаптивной школы. Адаптивная школа – это школа со смешанным контингентом учащихся. Такая школа стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к учащимся с их индивидуальными особенностями, с другой – по возможности, гибко реагировать на социальное изменение среды.
Школа работает в 2 смены в режиме пятидневной учебной недели. В начальной школе предусмотрена работа ГПД для 1-х классов. Уроки имеют продолжительность 35 - 40 минут, все перемены по 10 минут плюс 2 большие перемены по 20 минут. Руководство школы уделяет внимание организации горячего питания. Для создания благоприятных условий в обучении и воспитании имеется столовая на 180 посадочных мест. Обучающиеся 1-х классов и дети из социально незащищённых семей обеспечены бесплатным питанием, всем остальным учащимся предлагается платное питание.
Общие подходы к организации внеурочной деятельности
Цель внеурочной деятельности - создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов обучающихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием.
Задачи внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
Программа внеурочной деятельности создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур. Внеурочная деятельность организована в соответствии с направлениями развития личности:спортивно – оздоровительное, духовно – нравственное, социальное, общеинтеллктуальное, общекультурное. Организуется в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, олимпиады, соревнования и т.д.
Главный акцент в своей деятельности МБОУ «СОШ №11» делает на учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Для реализации плана внеурочной деятельности используется оптимизационная модель.
В ее реализации принимают участие все педагогические работники школы: классные руководители, учителя, педагог - организатор, социальный педагог, педагог-психолог,учитель-логопед, воспитатель и другие. Координирующую роль выполняет классный руководитель, который взаимодействует с педагогическими работниками, организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива; организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления; организует социально значимую, творческую деятельность учащихся. Преимущества оптимизационной моделисостоят в создании единого образовательного и методического пространствав образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.
Программа реализуется в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – социальными партнерами школы: Детский подростковый центр «Луч-П», Дом детского творчества «Гармония», Курганская областная юношеская библиотека, ТРЦ «Пушкинский», МБОУ ДОД г. Кургана «Детская школа искусств №1», МБОУ ДОД города Кургана «Детская музыкальная школа №1», театр кукол «Гулливер», Курганский драматический театр.
|