Тема
Урок 1
|
Наука о растениях – ботаника. Общие сведения о многообразии растений на Земле. Основные применения ботанических знаний. Значение растений в природе и жизни человека. Распространённые растения в Казахстане Инструктаж ТБ
|
Цель
|
на основе уже имеющихся знаний систематизировать и расширить понятие о живых организмах, их многообразии, распространении, единых для всех признаках; раскрыть значение живых организмов в природе и в жизни человека; дать первоначальные сведения о биологических науках, предмете «биология» и охране растений и животных; пробудить интерес к изучению биологии.
|
Ожидаемый результат
|
умение выделять главное, работать с источниками информации, делать выводы, развитие творческих способностей.
умение слушать и выступать перед аудиторией, экологическое воспитание.
|
Этапы урока
|
Содержание деятельности
|
Методы, формы, приемы работы
|
Деятельность учителя
|
Деятельность обучающихся
|
I Оргмомент, вводный
|
Приветствие, определение целей урока.
ТБ в кабинете.
Перечень необходимых принадлежностей к уроку.
|
Беседа
|
II Актуализация знаний и усвоение нового материала
|
Какая природа бывает? (живая и неживая)
Биология – наука о живой природе.
ачем нам изучать растения.
Особенно мальчики считают, что заниматься цветочками должны женщины. А между тем, раньше изучением растений занимались только мужчины, причем настоящие мужчины. Эти растения помогали им в жизни, а некоторые сыграли важную роль в истории.
Факты из истории.
Итак, времена прекрасных дам и мушкетеров. Право носить шпагу, как знак отличия, имели только дворяне и садоводы.
Троянская война. По легенде причиной её стало яблоко. На свадьбу царя Пелея были приглашены все кроме богини раздора Эриды. Обиженная Эрида в разгар подбросила яблоко с надписью «Прекраснейшей». Три богини Гера, Афродита и Афина стали спорить. Тогда пастух Парис отдал яблоко Афродите, в результате возникла вражда и война.
Война алой и белой розы в Англии. В 1455 году в дворцовом парке Тампль избирали короля. Произошла ссора между претендентами на английский престол. Ричард (представитель дома Йорков) сорвал с куста белую розу и предложил сделать тоже, кто хочет видеть его королем. Сторонники семейства Ланкастеров сорвали красные розы. Много лет спустя был выведен сорт с белыми и алыми лепестками, который назвали Ланкастер-Йоркский.
Множество мужчин погибло из-за растений, которые они шли добывать для своих дам: эдельвейс растет высоко в горах, он является символом красоты и молодости, орхидея – в джунглях.
Растения изображались на рыцарских доспехах и гербах, на флагах государств.
Флаг Канады – кленовый лист, герб Японии – хризантема. Символ Казахстана – тюльпан (гербарий)
Но растения являются не только символами красоты, вдохновляют поэтов на создание произведений. Вспомните стихи о растениях.
С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов,
И они глядят на нас с тобою
В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудачи
Видел я: цветы, как люди, плачут
И росу роняют на песок...
Р. Гамзатов.
Приведите примеры из литературы или истории.
Многообразие растений на Земле, самое-самое.
Растений на Земле более 350 тыс. видов, от одноклеточных (под микроскопом), имеющие самое простое строение, до гигантских деревьев, занимающие огромные площади , имеющие сложное строение. Растения встречаются везде, в океанах и морях, озерах и прудах, пустынях и болотах, в горах и даже во льдах Арктики и Антарктиды.
Самое большое растение – секвойя вечнозеленая (в Калифорнии 110,33 м)
Самое маленькое дерево – бонсай, его высота может быть всего12 мм.
Самый большой цветок раффлезия на о.Суматра (1 м – 13 кг). Если кто-либо захотел
подарить его своей маме, то она мало бы обрадовалась, так как он имеет запах гниющего мяса.
Самый маленький цветок – ряска, имеют в диаметре всего 1 мм.
Самое старое растение – сосна остистая (Невада) 4900 лет.
Самое толстое дерево – баобаб, 15.9 м в диаметре.
Свойства живой природы? (питание, дыхание, рост, развитие, размножение…)
Царства живой природы:
Составление схемы
Царства живой природы
Животные
Грибы
Бактерии, дробянки
Растения
Вирусы
Привести примеры организмов, относящихся к различным царствам.
БОТАНИКА – наука о растениях.
Распространение живых организмов: повсеместно (воздух, вода, суша, почва, организм)
Многообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые..
Роль растений:
В природе
|
В жизни человека
|
1. Поглощают углекислый газ, выделяют кислород
2. Растения - источник пищи для животных
3. Растения очищают воздух от пыли
4 Насекомые опыляют растения
5. Птицы, жуки уничтожают вредителей
|
1. Растения – источник пищи
2. Одежда (лен, хлопок, шерсть)
3. Лекарства (ромашка, одуванчик, пеницилл и др.)
4. Топливо (уголь, дрова, торф)
5. Растения – строительный материал.
6. Красота
|
10. Распространенные растения Казахстана.
Мозговой штурм «Какое значение растения имеют для человека и в природе».
(информация из учебника )
Для человека – значение.
Кислород
Пища
Лекарства
Одежда
Строительный материал
Бумага
Эстетическое
Экологическое
Какое главное значение растений?
Работа в группах: Оформить письмо-плакат для инопланетян. Время 7 мин.
Почему жители Грюнландии стали задыхаться?
Что им нужно взять на Земле?
Какое растение вы бы им посоветовали взять?
Решение проблемного вопроса: можно ли жить без растений.
Защита писем-плакатов.
|
Фронтальный опрос, беседа, запись определений в тетрадь
составление схемы
Эвристическая беседа
Самостоятельная работа по заполнению таблицы
|
III Закрепление знаний
|
Экскурсия №1. Задание: Рассмотрите растения, которые растут на вашем пути в школу. Как они называются, опишите их. Сделайте гербарии.
Работа с терминами, изученными на уроке.
Закрепление изученной темы:
1. На какие науки делится наука биология?
2. Что изучает наука ботаника?
3. Что изучает наука зоология?
4. Что изучает наука микробиология?
5. Что изучает наука микология?
6. Какие организмы относят к доядерным?
7. Назовите признаки живых организмов.
8. Каковы основные различия животных и растений?
9. Назовите признаки грибов, сближающие их с царством животных.
10. Назовите признаки грибов, сближающие их с царством растений.
11. Какова роль растений и в жизни человека?
12. Какова роль растений в природе?
13. Каково общее число ныне живущих видов растений?
|
Взаимоопрос
|
IV Заключительный
|
1. Подведение итогов урока. Рефлексия.
2. Д/з: §1 стр. 7вопр АВС
|
|
Значение растений (обсуждение в группах).
Заполните таблицу «Значение растений» (письменно: 1 вариант – первый столбик, 2 вариант – второй столбик, обсуждение результатов в парах):
В природе
|
В жизни человека
|
Выделяют кислород.
|
Служат пищей
|
Служат пищей и убежищем для животных
|
Используют в строительстве и изготовление мебели
|
Укрепляют почву, задерживают рост оврагов.
|
Получают бумагу, ткани, красители.
|
Смягчают климат
|
Топливо
|
|
Эстетическое значение
|
|