Скачать 329.94 Kb.
|
РОССИЯ В МЕЖДУНАРОДНЫХ РЕЙТИНГАХ УНИВЕРСИТЕТОВ методические материалы для слушателей курсов повышения квалификации по теме «Оценка качества образовательных программ: отечественный и зарубежный опыт» 2013 РОССИЯ В МЕЖДУНАРОДНЫХ РЕЙТИНГАХ УНИВЕРСИТЕТОВ
В условиях стремительно растущего глобального спроса на высшее образование возрастает актуальность такой непростой проблемы, как проведение рейтингов университетов мира, в значительной степени отражающих уровень и качество высшего образования той или иной страны. Результаты рейтингов не только позволяют оценить качество высшего образования, но и влияют на него в глобальном масштабе. Более 3 млн. студентов обучаются за пределами своей страны, и ежегодно данный показатель увеличивается в среднем на 20 %. Знания, полученные в хорошем вузе, служат надежным фундаментом для построения успешной карьеры. Выпускники вузов, имеющих высокий рейтинг, как правило, зарабатывают значительно больше, чем выпускники менее престижных учебных заведений. Поэтому выбор вуза, влекущий за собой долгосрочные социальные и экономические последствия, должен осуществляться на основе достоверной и сопоставимой информации, которая позволит будущим студентам осмысленно сравнивать университеты.1. По мере расширения международной мобильности студентов и преподавателей, по мере постоянного увеличения числа конкурирующих между собой принимающих институтов, обостряется потребность в авторитетном, достоверном и понятном «указателе» по сложному лабиринту международного высшего образования. Признание учебного заведения на глобальном уровне приобретает все большее значение для вузов всего мира, для их успешной конкуренции на мировом рынке услуг высшего образования. «Если университет хочет быть конкурентоспособным, он не может себе позволить игнорировать необходимость получения международного признания с соответствующим статусом», - подчеркивают авторы одной из наиболее полновесных публикаций по проблемам усиления конкурентных позиций российских вузов в контексте результатов международных рейтингов2 В настоящее время рейтинги представляют собой достаточно «молодое» начинание, не всегда способное противостоять многовековым традициям, сложившимся в некоторых университетах. Так или иначе, возникновение различных начинаний по ранжированию обусловлено глубинными качественными переменами в высшем образовании и, следовательно, их дальнейшее развитие неминуемо. За последние тридцать лет интерес к рейтингам вузов значительно возрос. В 1983 г. журнал U.S. News & World Report впервые опубликовал свой ежегодный рейтинг «Лучших колледжей Америки». Это положило начало бурному росту и развитию подобных начинаний. Помимо нескольких наиболее популярных рейтинговых систем США3 и Великобритании4, национальные рейтинги составляются и в других странах5. В России рейтинги вузов стали проводиться с конца 1990-х годов. Это были в основном официальные рейтинги, ежегодно составлявшиеся Министерством образования РФ и опиравшиеся в значительной мере на количественные характеристики (число студентов и аспирантов, аудиторий, посадочных мест, компьютеров и т.п.). С начала 2000-х годов стали появляться независимые рейтинги. Такие издания, как журнал «Карьера», «КоммерсантЪ-Деньги», портал «Всевед»6 публиковали рейтинги, базировавшиеся как на официальной информации государственных органов, так и на опросе руководителей вузов, преподавателей, студентов и выпускников, работодателей и экспертов. С 2003 года стал регулярно публиковаться комплексный рейтинг ведущих российских вузов, составляемый частным «Благотворительным фондом В. Потанина», пользующийся большой популярностью среди абитуриентов и студентов7. В 2005 г. появилось специализированное агентство по составлению рейтингов в сфере образования – «РейтОР»8, которое стремится дать независимую системную оценку качества образования в российских учебных заведениях на основе анализа международного опыта по разработке индикаторов оценки. Международные рейтинги уже стали привычными в специализированных областях образования, например, в сфере бизнеса. Подобные рейтинги, в основном ранжирующие программы МВА, публикуются такими изданиями, как The Economist, Financial Times, Business Week, Forbes, и The Wall Street Journal. Как подчеркивают многие исследователи, международные рейтинги оказывают значительное влияние не только на предпочтения будущих студентов, но и на деятельность самих вузов, поэтому усовершенствование методик ранжирования и уточнение показателей становится важной задачей академического сообщества. Пересмотр показателей осуществляется на основе консультаций с известными исследователями в сфере высшего образования. Благодаря такому постоянному пересмотру показателей, направленному на повышение их надежности и эффективности, результаты рейтингов завоевывают все большее доверие в академической среде9. В категории институциональных рейтингов первыми признанными рейтингами являлись два международных начинания:
Несмотря на разницу в применяемых методиках, эти рейтинги объединяет тот факт, что в обоих случаях большое значение придается критерию научно-исследовательской деятельности. Именно научные исследования служат одним из важных показателей работы вузов, поскольку, по мнению большинства экспертов, научная работа напрямую связана с качеством высшего образования. «Для того чтобы иметь возможность объяснять молодежи пределы возможного и указать направления, по которым они могут быть определены, наставник сам должен заниматься наукой. Причина проста – нельзя передать то, чем сам не располагаешь. Занятие наукой развивает ясное представление о мировых тенденциях в изучаемой предметной области, о которой наставник должен знать все».12. В нашей стране интерес к академическим рейтингам университетов проявился с первых лет их проведения. В отечественной печати в июне 2007 года одновременно вышли две работы13 14, посвященные анализу результатов шанхайского академического рейтинга ARWU и рейтинга «Таймс» за 2006 год. К тому же периоду относится публикация упомянутой выше аналитической статьи Д. Салми и И.Фрумина.15 Результаты «Таймс» за 2007 год были опубликованы в ноябре, и в том же месяце появляется отклик российского рейтингового агентства «РейтОР» на международной научной конференции по проблемам трансграничного образования16. В течение последующих 5 лет интерес российской общественности к академическим рейтингам постепенно затихает. Это связано с полным отсутствием продвижений российских университетов в этих рейтингах по вполне объективным причинам. В течение этих лет, как и в 2007 году, отмечались всего два российских университета, притом далеко не на первых позициях (МГУ им. М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет). В 2013 г. МГУ оказался единственным российским вузом, попавшим в рейтинг лучших университетов мира по версии британского издания Times Higher Education. Тем не менее, несмотря на объективный характер причин, обусловивших низкие позиции российских университетов в международных академических рейтингах, в 2013 году вновь появляется большое количество отечественных публикаций, посвященных анализу результатов и поиску путей их улучшения. Это ответ на задачи, поставленные Владимиром Путиным: в 2012 году: президент поручил правительству добиться того, чтобы к 2020 году пять российских вузов вошли в первую сотню престижных мировых рейтингов17. В июле 2013 года определены 15 российских вузов, которым выделяются субсидии для их продвижения в международных рейтингах. Финансовую поддержку получат среди других вузов - Новосибирский государственный, Дальневосточный федеральный, МИФИ и Высшая школа экономики. Всего на эти цели выделено 9 млрд. руб. Итак, 15 ведущих российских университетов стали участниками государственного эксперимента, направленного на вхождение в число лучших университетов мира. Задачи, мягко говоря, труднодостижимые (а для большинства участников, на наш взгляд, нереальные). Пока еще рано рассматривать «дорожные карты» университетов, участвующих в эксперименте, и анализировать результаты глобальных академических рейтингов. К этому имеет смысл вернуться через 2-3 года, когда можно будет увидеть первые результаты эксперимента. 2. Методологические основы пяти международных рейтингов университетов В настоящее время известно пять общепринятых рейтингов: шанхайский рейтинг ARWU, два британских - THE-QS и QS, тайваньский рейтинг Performance Ranking of Scientific Papers for World Universities и испанский Webometrics. Методологическим основы всех пяти рейтингов и анализ результатов 2012 года представлены в материалах консалтингового центра MEDELLE, который начал свою деятельность в Швейцарии в 2005 году18. 2.1. Шанхайский рейтинг ARWU В академическом рейтинге ARWU, получившем высокую оценку в международной образовательной среде, вузы мира ранжированы в соответствии с их академическими и исследовательскими характеристиками. критериями отбора университетов являются: наличие преподавателей или выпускников, имеющих Нобелевскую или Филдсовскую премию; публикации в научных изданиях цитируемых научных исследований, индексируемых в Science Citation Index-Expanded и Social Science Citation Index (табл.1). Таких вузов получается всего 1000 в мире, 500 лучших из них попадают в Шанхайский рейтинг. Таблица 1 Методологические основы Шанхайского рейтинга19
|
Российской федерации Методические материалы к теме «Отечественный и зарубежный опыт противодействия идеологии экстремизма и терроризма» |
РФ, студентов учреждений спо и впо педагогического профиля, слушателей... Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста... |
||
РФ, студентов учреждений спо и впо педагогического профиля, слушателей... Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста... |
Методическое пособие для слушателей курсов профессиональной переподготовки... Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования |
||
Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Основы конструкции автомобилей» Методические указания предназначены для студентов, изучающих курс «Основы конструкции автомобиля». Они могут быть также использованы... |
Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Основы конструкции автомобилей» Методические указания предназначены для студентов, изучающих курс «Основы конструкции автомобиля». Они могут быть также использованы... |
||
Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Основы конструкции автомобилей» Методические указания предназначены для студентов, изучающих курс «Основы конструкции автомобиля». Они могут быть также использованы... |
Методическое пособие для слушателей по теме Гоудпо "Оренбургский областной центр повышения квалификации работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием" |
||
Мерчандайзинг Предназначается для студентов высших учебных заведений, для слушателей различных курсов повышения квалификации и переподготовки кадров,... |
Курс повышения квалификации «Специальные компетенции в индустрии... Курс повышения квалификации «Применение технологии e-learning при реализации образовательных программ в области инновационного предпринимательства»... |
||
Пояснительная записка 4 раздел I. Формат заданий и технологии оценивания... В пособии представлены материалы для подготовки экспертов огэ по французскому языку. Материалы предназначены для слушателей институтов... |
Психоаогия образования Учебник предназначен для студентов психологических факультетов университетов и институтов, слушателей факультетов и курсов повышения... |
||
Курсов повышения квалификации Психолого-педагогические и учебно-методические основы деятельностисоциального педагога |
Аннотации модулей образовательных программ Повышения квалификации... Повышения квалификации сотрудников образовательных учреждений по вопросам энергосбережения и энергетической эффективности |
||
Методическое пособие Новосибирск 2003 Диагностика творческого развития личности: Методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации работников образования... |
Программа повышения квалификации «Геоинформационные системы в государственном... Категории слушателей, на обучение которых рассчитана программа повышения квалификации (далее – программа) |
Поиск |