Скачать 1.13 Mb.
|
САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО ХИМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ Кафедра химии и методики обучения ШТРЕМПЛЕР ГЕНРИХ ИВАНОВИЧ ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ КУРС ЛЕКЦИЙ (ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК) Для студентов педагогических специальностей ПРИЛОЖЕНИЯ К ЛЕКЦИЯМ Саратов 2009 СОДЕРЖАНИЕ 1. Образец плана-конспекта урока. 2. Образец тематического плана. 3. Проблемное обучение в химии. 4. Примеры типов практических работ. 5. Методические указания к выполнению курсовых работ. 6. Методика решения экспериментальных задач. 7. Методика решения расчетных задач. 8. Профильное обучение. Элективные курсы. 9. Учебный эксперимент к теме «Углеводороды». 10. Учебный эксперимент при изучении кислород- и азотсодержащих органических соединений. 1. План-конспект урока "Аммиак. Соли аммония" (по учебнику О.С. Габриеляна, Химия, 9 кл.) Цели образовательные: - сформировать знания учащихся о строении, получении и химических свойствах аммиака; - дать понятие об общих и особых свойствах солей аммония (разложение, качественная реакция); - закрепить умения писать уравнения реакций, характеризующие свойства аммиака и солей аммония; - рассмотреть применение знаний по химии на практике; закрепить навыки наблюдения за ходом эксперимента. Цели учебно-воспитывающие: - воспитывать у учащихся внимательность на уроке; - продолжать экологическое воспитание; - формировать умения устанавливать причинно-следственные связи; - показать учащимся ведущую роль теории в познании свойств веществ; - показать учащимся взаимосвязь строения и свойств веществ. Цели учебно-развивающие: - развивать познавательные интересы учащихся, вырабатывать умения сравнивать, классифицировать, обобщать изучаемые свойства, преодолевать трудности в учении; - развивать у учащихся идеи о познаваемости мира, умение говорить, рассуждать и делать выводы; - развивать логическое мышление путем сравнения, обобщения, анализа, систематизации; Тип урока: комбинированный. Наглядные пособия, оборудование и реактивы: - периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева; -твердые NH4Cl, NaOH, Ca(OH)2, дихромат аммония, концентрированная НСl, растворы NaOH, (NH4)2SО4, фенолфталеин, пробирки, штатив, спиртовка, кристаллизатор с водой, колба с пробкой и трубкой, фарфоровая чашка, предметный столик, керамическая пластинка и др. План урока: I. Организационный момент (1-2 мин) II. Опрос-повторение (5-7 мин.) III. Изучение нового материала (25-30 мин.) по плану (записывается на доске по мере объяснения). IV. Подведение итогов объяснения, закрепление знаний (3-5 мин.). V. Домашнее задание, выставление оценок (1-2 мин.). Содержание урока I. Организационный момент (1-2 мин.) Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, организует начало урока. Отмечает отсутствующих. Оглашает кратко цели и ход урока. II. Опрос-повторение (5-7 мин.) Учитель: Проведем проверку знаний, усвоенных вами на прошлых уроках: 3 ученика идут к доске; 10 учеников получают письменные задания на месте по карточкам. Остальные учащиеся отвечают на вопросы устно, со своих рабочих мест (Карточки прилагаются). Примеры дидактических карточек к уроку.
Вопросы для фронтальной проверки. 1. Опишите положение азота в периодической системе. 2. Какие степени окисления характерны для азота? 3. Приведите примеры соединений азота с разными степенями окисления. 4. Какого вида химическая связь в молекуле азота N2? 5. Какие физические свойства характерны для азота? 6. Почему молекулярный азот химически инертен, а атомарный – химически активен? 7. Расскажите о нахождении азота в природе. 8. Какова схема круговорота азота в природе? 9. Расскажите о двойственном названии элемента №7. 10. Кто и в каком году открыл азот? После завершения фронтального опроса учитель собирает карточки у учащихся, работавших на местах; быстро проверяет задания, выполненные на доске, и выставляет по ним оценки. III. Изучение нового материала (25-30 минут) Ребята, важнейшим соединением азота, имеющим огромное практическое значение, является аммиак. Запишите тему урока: "Аммиак. Соли аммония". Запишите первый пункт плана нашего урока: 1) Строение молекулы аммиака. Прежде всего, рассмотрим строение молекулы аммиака NH3. Как вы уже знаете, на внешнем энергетическом уровне атомы азота содержат пять электронов, из которых три электрона - неспаренные. Именно они и участвуют в формировании трех ковалентных связей с тремя атомами водорода при образовании молекулы аммиака NH3. Запишите схему в тетради (слайд): Три общие электронные пары смещены в сторону более электроотрицательного атома азота, а так как молекула аммиака имеет форму треугольной пирамиды (посмотрите в учебнике на рис. 28), то в результате смещения электронных пар возникает диполь, то есть система с двумя полюсами. 2) Водородная связь Для молекул аммиака характерно связывание их между собой в ассоциации за счет водородных связей. Вспомните, какая химическая связь называется водородной. В ходе беседы уточняется, что водородная связь - это химическая связь между атомами водорода одной молекулы и атомами сильно электроотрицательных элементов (фтора, кислорода, азота), имеющих непоселенные электронные пары другой молекулы. Это слабая связь - примерно в 15-20 раз слабее ковалентной. Однако, благодаря водородной связи некоторые низкомолекулярные вещества (то есть имеющие небольшую молекулярную массу) образуют ассоциаты, что приводит к повышению температур плавления и кипения веществ. Водородная связь образуется между молекулами воды, спиртов, фтороводорода, аммиака и др. веществ. Очень важную роль играет водородная связь в молекулах важнейших для живых существ соединений - белков и нуклеиновых кислот. Между молекулами аммиака также образуются водородные связи, что можно изобразить схемой (слайд): 3) Получение и физические свойства аммиака Как производят аммиак в промышленности вы уже знаете - синтезом из азота и водорода. В лаборатории аммиак получают действием гашеной извести или твердых щелочей на соли аммония, чаще всего на хлорид аммония. Запишите: Ca(ОН)2 + 2NH4Cl = CaCl2 + 2NН3 + 2 Н2О. Газ собирают в перевернутый кверху дном сосуд, а распознают или по запаху, или по посинению влажной лакмусовой бумажки, или по появлению белого дыма при внесении палочки, смоченной в концентрированном растворе соляной кислоты. Учитель демонстрирует опыты по получению аммиака взаимодействием NH4Cl с NaOH в пробирке с газоотводной трубкой, собирает аммиак в пробирке вверх дном, демонстрирует его растворимость в воде и реакцию раствора с помощью фенолфталеина, сопровождая опыты объяснением и беседой с учащимися. После этого учитель уточняет физические свойства аммиака, главное записывает на доске, а ученики в тетрадях. Аммиак - бесцветный газ с резким запахом, почти в два раза легче воздуха. Аммиак нельзя вдыхать продолжительное время, так как он ядовит. Этот газ легко сжижается при обычном давлении и t = -33,4 оС, а при испарении жидкого аммиака из окружающей среды поглощается много тепла, поэтому аммиак применяется в холодильных установках. Аммиак очень хорошо растворяется в воде при 20 оС в 1 объеме ее растворяется около 700 объемов аммиака. Концентрированный водный раствор аммиака (25% по массе) называется гидратом аммиака, водным аммиаком или аммиачной водой, а используемый в медицине раствор аммиака известен под названием нашатырный спирт. Тот нашатырный спирт, который имеется в вашей домашней аптечке, содержит 8-10% аммиака. 4) Химические свойства аммиака Если к раствору аммиака прилить несколько капель фенолфталеина, то он окрасится в малиновый цвет, то есть покажет щелочную среду: NH3 + H2O NH3×H2O NH4+ + ОН- Наличием гидроксид-ионов ОН- и объясняется щелочная реакция водных растворов аммиака. Если окрашенный фенолфталеином раствор аммиака подогреть, то окраска исчезнет. (Демонстрация). Как вы думаете почему? Аммиак взаимодействует с кислотами, образуя соли аммония. Это взаимодействие наглядно наблюдается в следующем опыте: если стеклянную палочку или стакан, смоченные раствором аммиака, поднести к другой палочке или стакану, смоченным раствором соляной кислоты, то появится густой белый дым. (Демонстрация!). Вот и верь после этого поговорке, что дыма без огня не бывает: NH3 + HCl = NH4Cl И водный раствор аммиака, и соли аммония содержат особый ион - катион аммония NН4+, играющий роль катиона металла. Он получается в результате того, что атом азота имеет свободную (неподеленную) электронную пару, за счет которой и формируется еще одна ковалентная связь с катионом водорода, переходящего к аммиаку от молекул кислот или воды. Запишите механизм (слайд): Такой механизм образования ковалентной связи, которая возникает не в результате обобществления непарных электродов, а благодаря свободной электронной паре, имеющейся у одного из атомов, называется донорноакцепторным. В данном случае, донором этой свободной электронной пары служит азот, акцептором – ион водорода кислоты или воды (протон). Еще одно химическое свойство аммиака вы сможете прогнозировать, если обратите внимание на степень окисления в нем атомов азота, а именно -3. Конечно же, аммиак - сильный восстановитель, то есть его атомы могут только отдавать электроны, но не принимать их. Так, аммиак способен окисляться или. до свободного азота (без участия катализатора): 4NH3 + 3О2 = 2N2 + 6Н2О, или до оксида азота (II) (в присутствии катализатора): 4NH3 + 5О2 = 4NO + 6Н2О 5) Применение аммиака Аммиак и его соли широко используются в промышленности и технике, в сельском хозяйстве, быту. Основные области применения показаны на рис. 31. Учитель проводит беседу, акцентируя внимание учащихся на те свойства аммиака, на которых основано применение этого вещества. 6) Физические свойства солей аммония Катион аммония NН4+ играет роль катиона металла, и он образует с кислотными остатками соли: NН4NО3 - нитрат аммония, или аммиачная селитра, (NH4)2SО4 - сульфат аммония и т.д. (демонстрируются соли аммония). Все соли аммония - твердые кристаллические вещества, хорошо растворимые в воде. По ряду свойств они похожи на соли щелочных металлов, и в первую очередь на соли калия, так как радиусы ионов К+ и NН4+ приблизительно одинаковы. 7) Химические свойства солей аммония Соли аммония получают взаимодействием аммиака или его водного раствора с кислотами. Ученики составляют несколько уравнений реакций взаимодействия аммиака с различными кислотами (H2SO4, H3PO4, CH3COOН и т.д.) и записывают их на доске в тетради. Соли аммония обладают всеми свойствами солей, обусловленными наличием кислотных остатков. Учитель совместно с учениками составляет уравнения реакций и демонстрирует их: NH4Cl + AgNO3 = AgCl¯ + NH4NO3 (NH4)2СО3 + 2HCl = 2NH4Cl + H2O + CO2 (NH4)2SO4 + BaCl2 = BaSO4¯ + 2NH4Cl и т.д. Кроме этого, соли аммония обладают специфическими свойствами (демонстрируются соответствующие реакции): (NH4)2SO4 + 2KOH K2SO4 + 2H2O + 2NH3 NH4Cl NH3 + HCl Эти реакции могут служить для идентификации солей аммония, то есть, являются качественными реакциями на катион аммония. В последней реакции образуется газообразный хлороводород, который улетучивается вместе с аммиаком, а при охлаждении вновь соединяется с ним, образуя соли, то есть при нагревании в пробирке сухой хлорид аммония как бы возгоняется, но на верхних холодных стенках пробирки снова появляются белые кристаллики NH4Cl. 8) Применение солей аммония Почти все соли аммония используют в качестве азотных удобрений. Растения способны усваивать азот только в связанном виде, то есть в виде ионов NH4+ или NО3-. Замечательный русский агрохимик Д.Н. Прянишников выяснил, что если у растения есть выбор, то оно предпочитает катионы аммония нитрат-аниону, поэтому использование солей аммония в качестве азотных удобрений особенно эффективно. Очень ценным азотным удобрением является нитрат аммония NH4NO3. Хлорид аммония NH4Cl используют при паянии, так как эта соль очищает поверхность металла от оксидов. NH4НСОЗ и (NH4)2CO3 применяют в кондитерском деле, так как они легко разлагаются при нагревании и образуют газы, разрыхляющие тесто и делающие его пышным, например: NH4HCО3 NH3 + Н2О + СО2 NH4NО3 в смеси с порошком алюминия и угля используют в качестве взрывчатого вещества - аммонала, который широко применяется при разработке горных пород. IV. Подведение итогов объяснения, закрепление знаний (3-5 мин.) Ответьте на вопросы: 1. Какую степень окисления проявляет азот в аммиаке? 2. Каковы физические свойства аммиака? 3. Что представляет собой водный раствор аммиака? 4. К каким процессам относят растворение аммиака в воде? 5. В качестве какого препарата раствор аммиака применятся в быту? 6. В чем особенности водородной связи? 7. Какое значение водородная связь имеет в химии и биологии? 8. Каков механизм образования донорно-акцепторной связи? 9. Какие свойства аммиака лежат в основе его применения в медицине, в холодильных установках? 10. Какую степень окисления имеет азот в хлориде аммония? В нитрате аммония? V. Подведение итогов урока. Выставление (дополнительно) оценок. Домашнее задание: § 24 упр.5; § 25, упр. 1-4. Окончание урока, рефлексия, прощание с классом. 2. Тематический поурочный план темы «Аминокислоты. Белки» (Учебник: Химия. 9 класс. О.С. Габриелян)
3. ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ ХИМИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ (дополнительный материал для подготовки студентов к урокам химии во время педагогических практик и моделирования уроков на занятиях по методике обучения химии) Чернобельская Г.М., профессор кафедры методики обучения химии Московского государственного педагогического университета Сущность проблемного обучения и необходимость его внедрения в современный учебный процесс В условиях научно-технического прогресса требования к развивающей функции обучения постоянно растут. Обществу нужны люди, умеющие творчески мыслить, решать поставленные перед ними задачи. Поэтому обучение не может ограничиваться передачей простой суммы знаний. Не менее важной задачей является формирование диалектического, системного мышления школьника в процессе учения. Среди существующих методических подходов наиболее отвечает этим задачам проблемное обучение. Проблемное обучение — это развивающее обучение, так как мыслить человек начинает лишь тогда, когда у него есть потребность что-то понять. А такая потребность возникает лучше всего в условиях проблемного обучения. Следовательно, задача, которая стоит перед учителем в рамках проблемного обучения, — определить, как и когда его использовать. Учащиеся же должны решать проблемы, которые ставит перед ними учитель. Главное при осуществлении проблемного обучения — проанализировать содержание, чтобы обнаружить в нем проблемы, а затем выстроить их в порядке подчинения друг другу. В этом случае использование проблемного обучения приобретает свойство системности, что очень важно для развития мышления. Например, идея зависимости свойств веществ от их состава является центральной проблемой, рассматриваемой в разных конкретных темах. Решение этой общей проблемы зависит от более частных. После изучения теории строения атома более общая проблема зависимости свойств элементов от строения их атомов может расчленяться в процессе решения на частные: почему сходны свойства у лития и натрия? Почему свойства элементов изменяются периодически? Почему, несмотря на нарушение последовательности возрастания относительных атомных масс, аргон и калий имеют соответственно порядковые номера 18 и 19, а не наоборот? Другими словами, на каждой ступени обучения свои проблемы, которые учащиеся решают в зависимости от уровня подготовки по предмету и своего развития. Способы выявления учебных проблем в химии Учебные проблемы легко обнаруживаются при установлении связей между теориями и фактами, между теориями и понятиями, между отдельными понятиями и т. д. Так, например, проблема, почему одни вещества являются электролитами, а другие — нет, возникает при установлении связи между теорией строения вещества и обнаруженным фактом различного поведения веществ в растворе, а проблема определения оптимальных условий для производства аммиака — на основе закономерностей реакции его синтеза и возможностей производственных аппаратов — при установлении связей между системами понятий о химической реакции и об основах химического производства. Проблемы объяснения свойств веществ на основе их строения и, наоборот, заключение о строении вещества на основе его свойств возникают при выявлении связей между теорией строения вещества и системой понятий о веществе. Таким образом, для того чтобы отыскать учебную проблему, необходимо проанализировать содержание, а для того чтобы это сделать, нужно, прежде всего, вскрыть его структуру, т. е. выделить элементы содержания и связи между ними, а также внутрипредметные связи с предыдущими и последующими темами. Например, при изучении свойств аммиака вначале характеризуют строение атомов элементов азота и водорода, строение молекулы аммиака, определяют степени окисления атомов азота и водорода в аммиаке, а затем химические свойства этого соединения. Здесь решается несколько проблем. Даже на самом первом этапе урока при изучении состава аммиака можно не просто информативно сообщить, что его формула NH3, а связь между атомами полярная, а предложить учащимся обосновать состав этого соединения, т. е. установить связь между составом соединения и строением образующих его атомов. Объяснить, например, какая существует зависимость между полярной связью в молекуле аммиака и его взаимодействием с водой и кислотами, предположить, исходя из степени окисления азота в аммиаке, поведение его в окислительно-восстановительных реакциях, попытаться подобрать примеры таких реакций с участием аммиака. Установив связь темы «Подгруппа азота» с темами «Галогены» и «Подгруппа кислорода», базируясь на теоретической концепции о сущности процесса диссоциации, объяснить, почему растворы соляной и сероводородной кислот имеют кислую реакцию, а аммиака — щелочную. Это создает условия для последующего обобщения сведений о летучих водородных соединениях элементов разных групп периодической системы. Постановка проблемного вопроса о том, до какой максимальной положительной степени окисления может окисляться атом азота в составе аммиака, позволит осуществить перспективную внутрипредметную связь с материалом об азотной кислоте. Таким образом, проблемное обучение практически возможно на любом этапе обучения, но по-разному реализуется в зависимости от химического содержания учебного материала и возрастных особенностей учащихся. Признаки учебной проблемы следующие: наличие проблемной ситуации, готовность субъекта к поиску решения, возможность неоднозначного пути решения. Их можно считать условиями осуществления проблемного обучения. Этапы осуществления проблемного обучения Существуют следующие этапы осуществления проблемного подхода: Первый этап. Подготовка к восприятию проблемы. На этом этапе проводится актуализация знаний, которые необходимы для того, чтобы учащиеся могли решить проблему, так как при отсутствии необходимой подготовки они не могут приступить к решению. Например, если поставить перед учащимися VII класса вопрос, почему вещества, имеющие одинаковый количественный и качественный состав, обладают разными свойствами, эта важнейшая химическая проблема не вызовет потребности ее решать, так как их знаний пока недостаточно. Второй этап. Создание проблемной ситуации. Это самый ответственный и сложный этап проблемного подхода, который характерен тем, что учащийся не может выполнить задачу, поставленную перед ним учителем, с помощью имеющихся у него знаний и должен дополнить их новыми. Учащийся обязан осознать причину этого затруднения. Однако проблема должна быть посильной. Класс может быть готов к ее решению, но учащиеся должны получить установку к действию. Они примут задание к исполнению, когда будет четко сформулирована проблема. Третий этап. Формулирование проблемы — это итог возникшей проблемной ситуации. Она указывает, на что учащиеся должны направить свои усилия, на какой вопрос искать ответ. Это познавательная задача, которую ставит перед учащимися учитель. Если учащиеся систематически вовлекаются в решение проблем, они могут сформулировать проблему сами. Четвертый этап. Процесс решения проблемы. Он состоит из нескольких ступеней: а) выдвижение гипотез; б) построение плана решения для проверки каждой гипотезы; в) подтверждение или опровержение гипотезы. Пятый этап. Доказательство правильности избранного решения, подтверждение его, если возможно, на практике. Способы создания проблемных ситуаций Этап создания проблемной ситуации требует от учителя большого мастерства. Поэтому не случайно методисты уделяют ему большое внимание. В методике обучения химии способы создания проблемной ситуации сформулированы следующим образом. (Гаркунов В. П. Проблемность в обучении химии. — Химия в школе, 1971, № 4, с. 23.). 1. Демонстрация или сообщение некоторых фактов, которые учащимся неизвестны и требуют для объяснения дополнительной информации. Они побуждают к поиску новых знаний. Например, учитель демонстрирует аллотропные видоизменения элементов и требует объяснить, почему они возможны или, например, учащиеся еще не знают, что хлорид аммония может возгоняться, а им предлагают вопрос, как разделить смесь хлорида аммония и хлорида калия. 2. Использование противоречия между имеющимися знаниями и изучаемыми фактами, когда на основании известных знаний учащиеся высказывают неправильные суждения. Например, учитель задает вопрос: может ли при пропускании оксида углерода (IV) через известковую воду получиться прозрачный раствор? Учащиеся на основании предшествующего опыта отвечают отрицательно, а учитель показывает опыт с образованием гидрокарбоната кальция. 3. Объяснение фактов на основании известной теории. Например, почему при электролизе раствора сульфата натрия на катоде выделяется водород, а на аноде — кислород? Учащиеся должны ответить на вопрос, пользуясь справочными таблицами: рядом напряжений металлов, рядом анионов, расположенных в порядке убывания способности к окислению, и сведениями об окислительно-восстановительной сущности электролиза. 4. С помощью известной теории строится гипотеза и затем проверяется практикой. Например, будет ли уксусная кислота как кислота органическая проявлять общие свойства кислот? Учащиеся высказывают предположения, учитель ставит эксперимент, а затем дается теоретическое объяснение. 5. Нахождение рационального пути решения, когда заданы условия и дается конечная цель. Например, учитель предлагает экспериментальную задачу: даны три пробирки с веществами. Определить эти вещества наиболее коротким путем, с наименьшим числом проб. 6. Нахождение самостоятельного решения при заданных условиях. Это уже творческая задача, для решения которой недостаточно урока. Нужно дать учащимся подумать дома, использовать дополнительную литературу, справочники. Например, подобрать условия для определенной реакции, зная свойства веществ, вступающих в нее, высказать предположения по оптимизации изучаемого производственного процесса. 7. Принцип историзма также создает условия для проблемного обучения. Например, поиск путем систематизации химических элементов, приведший в конечном счете Д. И. Менделеева к открытию периодического закона. Многочисленные проблемы, связанные с объяснением взаимного влияния атомов в молекулах органических веществ на основе электронного строения, также являются отражением вопросов, возникавших в истории развития органической химии. При использовании проблемного подхода нужно помнить, что только тогда можно говорить о развитии мышления, когда проблемные ситуации используются регулярно, сменяя одна другую, т. е. характеризуются динамичностью. Наиболее удачно найденной проблемной ситуацией следует считать такую, при которой проблему формулируют сами учащиеся. Особенности использования проблемного обучения на уроке Учитель при реализации проблемного обучения строит взаимоотношения с классом так, чтобы учащиеся смогли проявить инициативу, высказать предположения, иногда неправильные, но их во время дискуссии опровергнут другие учащиеся. Каждое предположение должно быть обоснованным. Следует отличать гипотезу от угадывания, не имеющего ничего общего с проблемным обучением. Вопросы учителя должны обязательно носить проблемный характер. Если учитель выказывает свое предположение, то он его также обосновывает. Чтобы умело руководить дискуссией и направлять ее в нужное русло, требуется серьезная теоретическая подготовка и глубокое знание предмета. Не обязательно, чтобы на уроке использовались все этапы проблемного обучения. В объяснение можно включать отдельные вопросы проблемного характера. Например, при изучении электролиза раствора хлорида натрия можно поставить вопрос, почему на катоде восстанавливается не ион натрия, а ион водорода, и предложить учащимся на основе электрохимического ряда напряжений объяснить причину этого явления. Если же вопрос требует только репродуктивного ответа, его проблемным считать нельзя. Как и всякий методический подход, проблемное обучение имеет не только позитивные, но и негативные стороны. Важной положительной стороной проблемного обучения является его развивающий характер. Изложение делается более доказательным и потому убедительным. Учащиеся мыслят творчески, диалектически, приучаются к поиску. Обучение с использованием такого подхода более эмоционально, что способствует повышению интереса к учению, оказывает воспитывающее воздействие, так как это формирует убеждения и в конечном счете мировоззрение, обеспечивает прочность знаний, так как знания, добытые путем самостоятельного поиска, всегда удерживаются сознанием дольше полученных в готовом виде. В результате осуществления проблемного подхода учащиеся приобретают новые знания, устанавливают новые связи между известными и неизвестными фактами и понятиями. Проблемное обучение можно использовать и как способ диагностики интеллектуальных возможностей учащихся. К недостаткам проблемного подхода следует отнести слабую управляемость мыслительным процессом. Однако в этом заключено и его преимущество, так как творческое мышление требует свободы. Осуществление проблемного подхода требует гораздо больше времени. ВЫВОД Развитие учащихся в процессе обучения химии — это часть проблемы, стоящей перед школой, — проблемы формирования всесторонне развитой личности. Для осуществления развивающего обучения химии в школе имеются все необходимые предпосылки: в дидактике и психологии разработаны его теоретические основы, в методике химии указаны средства его реализации. Задача методики — дать в руки учителя конкретные рекомендации по реализации принципов развивающего обучения в курсе химии средней школы. Развивающее обучение химии — одна из актуальных проблем современной методики. Средствами развития учащихся в обучении химии являются система содержания и активный характер учебного процесса, обеспечивающийся разными путями, в том числе проблемным обучением. Проблемное обучение — важнейшее средство развития учащихся. Методика проблемного обучения определяется содержанием предмета и познавательными возможностями учащихся. Проблемное обучение, как и учебный процесс в целом, обладает свойством системности. Проблемы могут быть поставлены при установлении связей между структурными элементами содержания, а также при использовании принципа историзма. Главным этапом в проблемном обучении является создание проблемной ситуации разными способами. При проблемном обучении меняется методика ведения урока учителем, который должен обладать умением вести дискуссию на уроке. (Приложение к лекции № 5) ПРИМЕР ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ РАЗЛИЧНОГО ТИПА (уЧЕБНИК "хИМИЯ" 8 КЛАСС. л.с. гУЗЕЙ, в.в. сОРОКИН, Р.П. СУРОВЦЕВА) Практическое занятие № 8. (По инструкции) ПОЛУЧЕНИЕ соляной кислоты И ИЗУЧЕНИЕ ЕЕ СВОЙСТВ На этом практическом занятии вам необходимо: 1) получить раствор соляной кислоты и 2) изучить некоторые свойства соляной кислоты. Оборудование. Лабораторный штатив, штатив с пробирками, пробка с газоотводной трубкой (изогнутой под углом), стакан с водой, спиртовка (горелка). Вещества. Хлорид натрия (кристаллический), серная кислота (1:1 или 5 М), магний (стружка), оксид магния, раствор гидроксида кальция (известковая вода), 1% -й раствор нитрата серебра, фенолфталеин (раствор), лакмусовая бумажка. Выполнение работы Получение соляной кислоты. Соберите прибор для получения хлороводорода (рис. 14.9). Закрепите пробирки в штативе так, как это показано на рисунке 14.9. При этом отрегулируйте положение наклонной пробирки относительно пламени спиртовки и положение газоотводной трубки в вертикальной пробирке. (Трубка не должна соприкасаться с водой!) После чего разберите прибор. Насыпьте в одну пробирку до 1/4 ее объема хлорид натрия, а в другую пробирку налейте воду до 1/3 ее объема. Затем осторожно прилейте к хлориду натрия столько серной кислоты, чтобы она лишь смочила вещество, но не выступала над его поверхностью. Сразу же закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Закрепите пробирки в штативе. Начинайте нагревать пробирку с хлоридом натрия и серной кислотой: сначала прогрейте всю пробирку, а затем ее нижнюю часть. Следите за процессом выделения хлороводорода и растворением его в воде. Покачивайте слегка пробирку. Можно заметить, как от поверхности воды вниз опускаются струйки тяжелой жидкости. Объясните, с чем это связано. Когда образование таких струек заметно уменьшится, выньте трубку из раствора и поставьте в штатив для пробирок. Прекратите нагревание и замените пробирку с полученной соляной кислотой на пробирку с водой. Зачем? Пробирку с соляной кислотой поставьте в штатив. Изучение свойств соляной кислоты. Полученную в предыдущем опыте соляную кислоту испытайте лакмусовой бумажкой (как изменится ее цвет?) и разлейте жидкость поровну в четыре пробирки. Пробирки разместите в штативе и в каждую из них добавьте: а) магний, б) оксид магния, в) раствор гидроксида кальция (предварительно добавив в его раствор одну-две капли фенолфталеина), г) раствор нитрата серебра (одну каплю). Почему эту реакцию называют качественной? Внимательно наблюдайте за процессами, происходящими в растворах. Опишите проделанные вами опыты, используя рисунки, поясняющие их. Напишите уравнения соответствующих химических реакций, сделайте вывод. Практическое занятие № 9. (Без инструкции) решение экспериментальных ЗАДАЧ ПО ТЕМЕ «ГАЛОГЕНЫ» На практическом занятии вы должны: 1) провести химические реакции, характеризующие свойства соединений галогенов, 2) экспериментально осуществить цепочки превращений веществ, 3) распознать неизвестное вещество. Оборудование. Штатив с пробирками. Вещества. Магний (лента), цинк (гранулы), оксид магния, оксид меди (II), оксид кальция, 10%-ные растворы гидроксида натрия, гидроксида калия, гидроксида кальция, соляной кислоты, 1%-ные растворы иодида калия, иодида натрия, нитрата серебра, склянки с растворами № 1 и № 2 (содержащими бромную и хлорную воду), № 3 и №4 (содержащими хлорную воду и раствор соляной кислоты), № 5, № 6 и № 7 (содержащими растворы иодида калия, бромида калия и хлорида калия), растворы лакмуса, фенолфталеина, крахмала; иодкрахмальная бумажка. Выполнение работы Вы получаете индивидуальное задание (по усмотрению учителя), составленное из следующих экспериментальных работ.
иод иодид калия иодид серебра
6. В двух пробирках № 3 и № 4 находятся хлорная вода и соляная кислота. Определите, где какое вещество находится. 7. Проведите реакции, характеризующие химические свойства соляной кислоты. 8. Проведите реакции, с помощью которых можно осуществить следующие превращения: оксид кальция хлорид кальция хлорид серебра 9. Распознайте растворы следующих веществ: иодид калия, бромид калия и хлорид калия, помещенные в склянки с номерами № 5, № 6 и № 7. Составьте отчет о выполненной работе, в котором дайте подробные пояснения к проведенным опытам и напишите уравнения химических реакций. 5. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ (РЕФЕРАТОВ) ПО МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ Темы курсовых работ (рефератов)
В соответствии с рабочей программой темы рефератов (курсовых работ) студенты выбирают на первых практических занятиях. По данным индивидуальным темам студенты выполняют в течение трех семестров задания, определенные программой. В итоге формируется реферат или курсовая работа. Наиболее типичный план работы: 1. Название темы. (Методика изучения отдельной темы курса химии средней школы). 2. Современные представления химической науки по теме. 3. Место данной темы в курсе химии средней школы. 4. Значение темы: - для формирования знаний и умений учащихся по химии; - для воспитания учащихся; - для развития учащихся. 5. Основные понятия темы. Терминологический словарь основных химических понятий темы. 6. Межпредметные и внутрикурсовые связи. 7. Тематический поурочный план. 8. Эксперимент (описание 8-15 опытов по теме). 9. Расчетные задачи (5 задач). 10. Конспект одного урока с использованием современных педагогических технологий, средств и приемов обучения. 11.Конспект внеклассного мероприятия по теме. 12. Контрольная (практическая) работа или иная форма итогового занятия по теме в школе. 14. Использованная литература (авторы, название работы, издательство, год, страницы). Приложение к лекции 5. |
Обучение Программы элективных курсов. Физика. 9—11 клас-П78 сы. Профильное обучение / сост. В. А. Коровин. — М.: Дрофа, 2005. 125, [3] с.... |
Инструкция к выполнению задания «Исследование продуктивного мышления... Перед тем как проводить эксперимент необходимо прочитать текст К. Дункера «Структура и динамика процессов решения задач». Для правильного... |
||
Минеральные удобрения-9 класс Цели урока Цели урока: Изучить способы определения минеральных удобрений; закрепить навыки решения расчетных и экспериментальных задач |
Уроке химии и математики по теме: «Решение задач на процентную концентрацию... В химии и других естественных науках тренировка сводится к решению задач. При решении стандартных задач используется определенный... |
||
Методика «интеллектуальная лабильность» или умение переключаться Цель: Исследование лабильности, т е способности переключения внимания, умения быстро переходить с решения одних задач на выполнение... |
Методические указания для решения задач В ходе решения задачи студент должен проанализировать фактические обстоятельства, дать им юридическую оценку, правильно квалифицировать,... |
||
Разработка системы "Автоматизированное решение задач механики" В данном дипломном проекте рассмотрены вопросы автоматизированного решения задач механики. Было рассмотрено решение четырех типов... |
В. В. Авдеев методика инвентаризации городских Методика составлена на основании решения Комиссии Президиума см СССР по охране окружающей среды и рациональному использованию природных... |
||
Матлаб (matlab) система компьютерной математики, которая в настоящее... В настоящее время матлаб представляет собой развитую систему, включающую в себя в качестве составных частей инструменты для решения... |
Методические указания к выполнению лабораторных работ по дисциплине... Настоящие методические указания составлены в соответствии с рабочей программой дисциплины «Практическое (производственное) обучение»... |
||
Методические рекомендации по срочному захоронению трупов в военное... Методические рекомендации предназначены для оказания помощи территориальным органам мчс россии по субъектам РФ региона при осуществлении... |
Методика «Общеучебные умения и навыки» Ответь на вопросы «да» (+),... Испытываешь ли ты интерес к задаче после ее решения, т е возвращаешься ли к ней для понимания способов, стратегии ее решения? |
||
Кислородные соединения азота. Азотная кислота Цель урока: продолжить формирование у учащихся понятия «кислота» на примере азотной кислоты; создать условия для выявления общих... |
Методические указания и контрольные задания для студентов заочников... Работа состоит из трех заданий, выполняемых в «Тетради для выполнения контрольной работы 2». Ответы па вопросы и решения всех задач,... |
||
Порядок разработки планирующих и Для решения данных задач создаются органы управления и, в частности – постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные... |
Учебно-методический комплекс «Биохимия» 3 курс, V семестр 020201. 65 «Биология (специалист)» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов III курса факультета естественных наук, направление подготовки 020201. 65... |
Поиск |