Скачать 67.11 Kb.
|
Инструкция к выполнению задания «Исследование продуктивного мышления (на примере задач К. Дункера)» Теоретические указанияПеред тем как проводить эксперимент необходимо прочитать текст К. Дункера «Структура и динамика процессов решения задач». Для правильного выполнения задания требуется усвоить следующие понятия:
Для понимания дункеровского подхода важно учитывать, что с его точки зрения мышление невозможно увидеть ни изнутри, ни снаружи. План функциональных значений недоступен непосредственному наблюдению изнутри (т.е. путем самонаблюдения). Психологическая структура ситуации не совпадает с физическим окружением, а проявляется в нем. Перед Дункером возникает проблема: найти обходной путь для анализа структуры психологической ситуации (эта структура определяет деятельность человека в актуальной ситуации). Таким обходным путем для К. Дункера является построение родословного дерева решения задачи. С этой точки зрения любое высказывание испытуемого рассматривается как элемент решения, т.е. предполагается его связь с функциональным значением. Тем самым экспериментатор должен получить ответ на вопрос: в какой степени «это» является решением? Выяснить место высказывания в общем решении экспериментатор может либо прямым вопросом: «Почему это является решением?», либо используется метод преград. Важным вопросом также является следующий: как конкретный человек понимает конфликт? Поняв конфликт, человек предлагает свое решение. Первые решения являются неправильными. Если нет опровержения, то процесс останавливается. Для продолжения процесса необходима критика, модифицирующая феноменальное поле человека. Метод преград заключается в том, что экспериментатор критикует предложения испытуемого, приводит контраргументы указывая не несоответствие предлагаемого им решения условиям проблемной ситуации. Контраргументы могут быть локальные – опровергающие какой-то конкретный способ решения проблемы, или глобальные – опровергающие функциональное решение в целом. Экспериментатор организует диалог (беседу) с испытуемым, и логика процесса решения зависит от совместной работы испытуемого и экспериментатора. Ответ испытуемого на критику позволяет реконструировать смысл предложения в контексте общего решения, выявляет функциональное значение. В этом смысле родословное дерево решения есть схематическое выражения развития понимания субъектом проблемы. Организация деятельности испытуемого по решению задачи в дункеровском эксперименте осуществляется посредством метода рассуждения вслух. Рассуждение вслух – это внешнее выражение процесса решения задачи, которое инициируется инструкцией. Специфика метода состоит в том, что рассуждение вслух совершенно необходимо и составляет внутреннюю часть процесса решения задачи. Инструкция «думать вслух» не совпадает с самонаблюдением. «При самонаблюдении испытуемый делает самого себя, как мыслящего индивида, предметом наблюдения; мышление же думающего вслух направленно непосредственно на существо вопроса, оно лишь выражено вербально». Таким образом, мышление вслух дает экспериментатору материал, который еще должен быть проинтерпретирован. Однако необходимо учитывать не только то, что говорит испытуемый, но и его действия, связанные с преобразованием проблемной ситуации. Рассуждение вслух – не только вербальная продукция, а всякая внешне выраженная продукция. Предусматривается интерпретация жестов (знаков) с точки зрения функционального значения. Таким образом, целью интерпретации данных, полученных методом рассуждения вслух, является вскрытие характера и динамики переструктурирования проблемной ситуации. Напомним, что К. Дункер выделяет следующие основные стадии мыслительного процесса:
Один из важных моментов дункеровской теории мышления основывается на том, что направление процесса решения задачи в каждый конкретный момент зависит от «податливости» материала. Например, важным может быть следующее: был ли предъявлен рисунок; в какой форме был поставлен вопрос в задаче. В рамках данного практикума предлагается проверить такого рода влияния формы предъявления задачи на ход ее решения. Проведение эксперимента1. Выбор задачи. Каждый студент должен провести эксперимент на 2-х испытуемых, причем предъявлять испытуемым задачу с Х-лучами в разных формулировках. На ВЫБОР предлагается 1 из схем варьирования инструкции (т.е. студент может по своему желанию выбрать 1 из схем и провести по ней эксперимент с 2-мя испытуемыми): 1-я схема. С рисунком - без рисунка: один испытуемый получает задачу без рисунка, второму испытуемому, в качестве «вспомогательного» средства предлагается рисунок. Задача. Представьте себе, что вы врач. В Вашу клинику поступил больной с опухолью желудка. В Вашем распоряжении есть Х-лучи, обладающие свойством при достаточной интенсивности разрушать органические ткани - и больные, и здоровые. Как можно разрушить опухоль так, чтобы здоровые ткани не были разрушены лучами? Рисунок: 2-я схема. Акцент на лучах – акцент на здоровых тканях: каждому испытуемому предлагается свой вариант задачи: Вариант 1 (для 1-го испытуемого). Представьте себе, что вы врач. В Вашу клинику поступил больной с опухолью желудка. В Вашем распоряжении есть Х-лучи, обладающие свойством при достаточной интенсивности разрушать органические ткани - и больные, и здоровые. Как можно разрушить опухоль так, чтобы здоровые ткани не были разрушены лучами? Вариант 2 (для 2-го испытуемого). Представьте себе, что вы врач. В Вашу клинику поступил больной с опухолью желудка. В Вашем распоряжении есть Х-лучи, обладающие свойством при достаточной интенсивности разрушать органические ткани - и больные, и здоровые ткани. Как можно разрушить опухоль так, чтобы лучи не причинили вред здоровым тканям? 2. Инструкция испытуемому. Вне зависимости от выбранной схемы проведения исследования испытуемому дается следующая инструкция:
Идея метода состоит в том, что в отличие от интроспективного отчета, рассуждение вслух составляет органическую часть процесса решения задачи. Тип «дункеровских» задач таков, что в идеале нельзя их решить, не рассуждая вслух. Поэтому во вводной части эксперимента экспериментатор должен стимулировать у испытуемого необходимость рассуждения вслух. Экспериментатор должен не просто дать инструкцию «рассуждать вслух», но и провоцировать думание вслух испытуемого по ходу решения. Для этого экспериментатору следует задавать испытуемому вопросы и делать замечания. Например, неоднократно повторять испытуемому: «Если Вы не можете найти какой-либо определенный способ или средство, скажите мне, как они должны «работать», каким функциональным требованиям должны удовлетворять. Типичные замечания экспериментатора: «Это не подходит» или «это не совсем подходит, не очень точно» или «попробуйте новый способ». 3. Подготовка экспериментатора. Перед проведением эксперимента самому экспериментатору нужно хорошо разобраться в задаче – найти как можно больше возможный ложных путей (ходов) и ошибочных решений и придумать контраргументы локального и глобального характера, которые можно будет предъявлять испытуемому в ходе решения. Общая рекомендация состоит в том, что при взаимодействии с испытуемым в ходе решения задачи лучше начинать с локального контраргумента, т.е. «придираться по мелочам», чтобы глобальным опровержением сразу не «отсечь» развитие функционального значения.4. Фиксация данных. 1. Экспериментатор ведет подробный протокол решения задачи испытуемым, записывая каждое высказывание испытуемого (это необходимо делать для дальнейшей обработки данных, основной материал анализа в исследованиях Дункера – рассуждения испытуемого; при необходимости можно записать беседу на диктофон, а потом расшифровать запись). 2. Отмечается общее время решения задачи испытуемым. 3. После решения задачи испытуемому предлагается дать самоотчет в форме ответов на вопросы:
4. Экспериментатор также записывает свои впечатления от работы испытуемого и взаимодействия с ним (в свободной форме) Обработка и анализ результатовПо итогам решения задачи для каждого испытуемого нужно построить родословное дерево решений подобное тому, которое приводит Дункер (см. схему в тексте Дункера). Провести анализ развития функциональных решений в зависимости от типа инструкции (рисунок/без рисунка или активность лучей/активность ткани), которая предъявлялась испытуемому. |
Вариант 1 Инструкция по выполнению работы Условия задач переписывать не надо, указывается только номер выполняемого задания, решение каждого задания работы должно быть полным... |
Проекта Развитие базовых (стартовых) потенциальных компетенций и личностных качеств, способствующих формированию творческих способностей,... |
||
Решение задач. Записать ответы тестового задания. Анализ преподавателем... Образовательные: продолжить формировать умения решать генетические задачи, выработать у студентов практические навыки и умения при... |
Инструкция по выполнению задания Для выполнения задания предлагается... Проектное задание. Выполнить поэтапно решение задачи дистанционной диагностики и поставки диагноза пациенту на основе предлагаемых... |
||
Конкурсные задания Тестовые задания состоят из 40 вопросов с выбором ответов. Практических задач две: одна на русском, другая на английском языках.... |
Тестовое задание включает 2 части инвариантную и вариативную, всего... Задания I уровня профессионального комплексного задания состоят из тестового задания и практических задач |
||
Инструкция по выполнению работы работа состоит из Задания 11-12 выполняются на отдельном листе с записью хода решения. Текст задания не переписывать |
Исследование конкурентных преимуществ исследуемой гостиницы Исследование особенностей организации гостиничного бизнеса (на примере гостиницы "Сибирь" Алтайского края) |
||
Исследование №2 30 Исследование №3 31 Исследование №4. Создание сайта... Поэтому школьнику необходимо не только усвоить основные понятия и положения теории экономики, но и научится применять полученные... |
Методические указания к выполнению дипломного проекта для студентов... Целью дипломного проекта может являться изучение, решение и исследование как общетеоретических проблем, так и задач, имеющих прикладное... |
||
Задания 1 уровня состоят из тестового задания и практических задач Задание «Тестирование» состоит из теоретических вопросов, сформированных по разделам и темам |
Задания 1 уровня состоят из тестового задания и практических задач Задание «Тестирование» состоит из теоретических вопросов, сформированных по разделам и темам |
||
Методические указания для студентов по выполнению лабораторных работ... Лабораторная работа 4, 5 Исследование регистров, счетчиков и дешифраторов Лабораторная работа 6, 7 Исследование генератора псевдослучайной... |
Игровые задания для подростков Задания, представленные в этом блоке, можно использовать для организации позитивного досуга подростков в лагере. Упражнения данного... |
||
Игровые задания для подростков Задания, представленные в этом блоке, можно использовать для организации позитивного досуга подростков в лагере. Упражнения данного... |
Инструкция по выполнению работы Письменная часть экзаменационной... Задания по чтению включает 9 заданий на понимание прочитанных текстов. Рекомендуемое время на выполнение заданий – 60 минут |
Поиск |