Тема № 18. Порядок разработки планирующих и
отчетных документов повседневной деятельности
Органы исполнительной власти всех уровней, организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, планируют и осуществляют мероприятия по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также по подготовке государства к ведению гражданской обороны заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Для решения данных задач создаются органы управления и, в частности – постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.
1. Основные нормативно-правовые документы, определяющие
порядок работы органов управления по гражданской обороне
и чрезвычайным ситуациям. Их задачи и основные функции.
Органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в свете требования Федерального Закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» создаются на основании Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 794 от 30.12.2003 года «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
Согласно данного Положения органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям являются:
– на федеральном уровне – Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
– на межрегиональном уровне – региональные центры (Краснодарский край находится на территории Южного региона, охватывающего 6 субъектов федерации с центром в городе Ростов-на-Дону);
– на региональном уровне – главные управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам РФ Российской Федерации;
– на муниципальном уровне – органы, специально уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и/или гражданской обороны при органах местного самоуправления;
– на объектовом уровне – структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задачи в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и/или гражданской обороны.
Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 23 ноября 1996 года № 1396 «О реорганизации штабов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям» Глава администрации Краснодарского края 13 мая 1997 года подписал постановление за № 182 «О реорганизации штабов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям», согласно которого…
– рекомендовано начальникам краевых служб иметь в штатных расписаниях освобожденного ведущего специалиста по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, назначаемого на должность по согласованию с начальником главного управления по делам ГО и ЧС края;
– рекомендовано руководителям предприятий, организаций и учреждений независимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности, на которых численность рабочих и служащих составляет:
= менее 200 человек – иметь работника по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям по совместительству;
= более 200 человек – штатного освобожденного специалиста по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
= более 1000 человек – отдел по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям со штатным расписанием по решению руководителя предприятия, организации и учреждения.
В исполнении Федерального Закона «О гражданской обороне» Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.99 года № 782 утверждено Положение о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны.
Согласно данному Положению на предприятиях, в организациях и учреждениях количество работников в структурном подразделении по гражданской обороне или отдельных работников по гражданской обороне в составе других подразделений организации определяется исходя из следующих примерных норм:
а) в организациях, отнесенных к категориям по гражданской обороне с количеством работников до 500 человек – 1 освобожденный работник, от 500 до 2000 человек – 2-3 освобожденных работника, от 2000 до 5000 человек – 3-4 освобожденных работника, свыше 5000 человек – 5-6 освобожденных работников;
б) в организациях, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, с количеством работников свыше 200 человек – 1 освобожденный работник;
в) в организациях, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, с количеством работников до 200 человек – работа по гражданской обороне может выполняться в установленном порядке по совместительству одним из работников организации.
При определении количества работников в структурных подразделениях по гражданской обороне (отдельных работников в составе других подразделений) в организациях, осуществляющих свою деятельность в сфере образования, учитывается общее количество обучаемых.
На должности работников структурных подразделений (работников) по гражданской обороне назначаются лица, имеющие соответствующую подготовку.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации № 227 от 16 марта 2000 года расходы на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне (и в частности на содержание структурного подразделения или специалиста по ГО и ЧС согласно штатному расписанию), организациями независимо от формы собственности, финансируются:
– бюджетными учреждениями – в соответствии с утвержденными в установленном порядке сметами доходов и расходов этих учреждений;
– организациями (за исключением бюджетных учреждений) в размерах, согласованных с соответствующими органами, осуществляющими управление гражданской обороной, – путем отнесения указанных расходов на себестоимость продукции (работ, услуг).
Практика показала, что структурные подразделения (работники) по гражданской обороне и отделы, секторы или специально назначенные лица по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям на предприятиях, в организациях и учреждениях по сути дела являются одними и теми же органами (лицами). На них возложена основная обязанность – разработка организационных, планирующих, отчетных и других документов по защите сотрудников, производства и территории предприятий, организаций и учреждений от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также по подготовке к ведению гражданской обороны заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Для постоянно действующего органа управления (структурного подразделения организации или специально назначенного лица), уполномоченного на решение задачи в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и/или гражданской обороны разрабатывается ПОЛОЖЕНИЕ или ИНСТРУКЦИЯ, в которых определяется их компетенция и полномочия.
При разработке положения или инструкции (на муниципальном и объектовом уровнях) рекомендуется использовать приказы МЧС России от 13 марта 1997 года № 137 «Об утверждении Примерного положения об органе управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям» и от 31 июля 2006 года № 440 «Об утверждении Примерного положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций».
Следует отметить, что орган управления по делам ГО и ЧС муниципального образования является юридическим лицом, и должен иметь печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием, соответствующие печати и штампы, расчетные и иные счета в банках Российской Федерации.
2. Документы, разрабатываемые органами управления по делам
гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
В нижеприведенном перечне перечислены документы, отрабатываемые для предприятия, организации и учреждения. Данные документы должны быть отработаны управлением (отделом) по делам ГО и ЧС муниципального образования для администрации соответствующего органа исполнительной власти местного самоуправления. Службы, как правило, создаются на базе предприятий, организаций и учреждений, поэтому специалист по ГО и ЧС службы, являясь специалистом по ГО и ЧС этого объекта, должен отработать ниже перечисленные документы для своего предприятия, организации или учреждения.
Организационные
1. Приказ «Об организации деятельности в области защиты от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени».
2. Приказ «О комиссии по чрезвычайным ситуациям».
3. Приказ «О назначении должностных лиц в состав формирований сил ликвидации чрезвычайных ситуаций.
4. Приказ «Об укомплектовании нештатных формирований сил ликвидации чрезвычайных ситуаций на 201__ год».
5. Приказ «О подготовке работников к действиям в чрезвычайных ситуациях и обучению по гражданской обороне».
6. Приказ «О создании эвакуационного органа».
7. Приказ «О разработке Плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и Плана гражданской обороны».
8. Журнал полученных и отданных распоряжений.
Планирующие
1. План основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности на год.
2. План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
3. План гражданской обороны.
4. План приведения в готовность формирований повышенной готовности (нештатных аварийно-спасательных формирований).
5. План (перспективный) инженерно-технических мероприятий по повышению устойчивости функционирования объекта в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
6. План работы комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности на текущий год.
Рабочие
1. Памятки должностным лицам по ГО и РСЧС.
2. Функциональные обязанности должностных лиц ГО и РСЧС.
3. Выписка из табеля срочных донесений.
4. Приказ «О корректировке Плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и Плана гражданской обороны».
5. Журнал учета, анализа, разбора и выводов по возникшим ЧС.
6. Формализованные документы (бланки) табеля срочных донесений на мирное и военное время (в отдельных папках), приказов, распоряжений и т.п.
По подготовке к действиям в условиях
чрезвычайных ситуациях
1. Программы подготовки.
2. Расписания занятий.
3. Журналы учета подготовки к действиям в чрезвычайных ситуациях.
4. Журнал учета подготовки руководителей групп.
5. Учет подготовки руководящего состава в УМЦ и на курсах ГО.
6. Заявка на подготовку руководящего состава в УМЦ и на курсах ГО.
7. Донесение о подготовке персонала объекта по ГО и ЧС в УМЦ, на курсах ГО и на объекте в 201_ году.
8. Приказ «Об итогах обучения сотрудников объекта к действиям в чрезвычайных ситуациях и задачах по обучению на 201_ год».
По учениям и тренировкам
1. Приказ «О подготовке и проведении учения (тренировки)».
2. Комплект документов для подготовки и проведения учения:
а Календарный план подготовки учения (тренировки).
б Схема руководства учением (тренировкой).
в План проведения учения (тренировки).
г Схема объекта (района учения).
д Характеристика зданий и защитных сооружений.
е План рекогносцировки района учения.
ж План имитации на учение (тренировку).
з Планы обеспечения (по каждому виду обеспечения).
и Частные планы заместителей (помощников, посредников).
3. Разбор (доклад руководителя учения) проведенного учения.
4. Отчет (донесение) о проведенном учении (тренировки).
5. Приказ «Об итогах проведения учения (тренировки)».
Комиссии по чрезвычайным ситуациям
1. Положение о комиссии по чрезвычайным ситуациям.
2. Состав (список) членов комиссии по чрезвычайным ситуациям.
3. Папки членов комиссии по чрезвычайным ситуациям.
4. Функциональные обязанности членов КЧС.
5. План работы комиссии по чрезвычайным ситуациям.
6. Журнал протоколов заседаний комиссии по чрезвычайным ситуациям.
7. Журнал учета, разбора, анализа и выводов по возникшим ЧС.
8. Формализованные документы по возмещению ущерба от последствий чрезвычайной ситуации:
а Сопроводительное письмо в адрес КЧС ПБ муниципального образования.
б Папка с документами.
в Приказ «О ликвидации последствий чрезвычайной ситуации».
г Смета затрат на аварийно-восстановительные работы.
д Сведения о повреждении (разрушении) и материальном ущербе.
е Список пострадавших сотрудников объекта.
ж Акт оценки нанесенного ущерба.
з Фотографии повреждений (разрушений), уничтоженных ценностей.
и Справка органов страхования о наличии (отсутствии) договора страхования и выплате (не выплате) сумм страхования.
к Справка метеостанции о погодных условиях на день ЧС.
9. План (схема) сбора членов комиссии в экстремальных ситуациях.
10. План (карта, схема) объекта с прилегающей территорией и возможной обстановкой при возникновении чрезвычайных ситуаций.
Эвакуационного органа
1. Приказ руководителя «О создании эвакуационного органа».
2. Положение (инструкция) эвакуационного органа.
3. Состав (список) членов эвакооргана.
4. Схема размещения элементов эвакооргана.
5. Функциональные обязанности членов эвакооргана.
6. План работы эвакуационной (эвакоприемной) комиссии.
7. План эвакуации (приема) и размещения эваконаселения.
8. Ордера на размещение эваконаселения (объекта).
По радиационной и химической защите
1. Карточки учета доз радиации.
2. Журналы учета доз радиации.
3. Бланки типовых режимов радиационной защиты.
4. Характеристики АХОВ близко расположенных ХОО.
5. Учет потребности и наличия приборов и имущества РХЗ.
6. Донесения по формам 1/РХЗ и 2/РХЗ табеля срочных донесений.
Пунктов управления
1. План гражданской обороны.
2. План предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
3. План приведения пункта управления в готовность.
4. План противопожарной охраны.
5. План охраны пункта управления (на военное время).
6. Таблицы режимов радиационной защиты.
7. Схема оповещения персонала пункта управления.
8. Функциональные обязанности персонала пункта управления.
9. Инструкции по пользованию приборами РХЗ, средствами связи и инженерно-техническим оборудованием.
10. Формализованные документы.
11. Журналы: – проверки состояния пункта управления,
– учета отданных и полученных указаний,
– учета радиационной и химической обстановки,
– учета доз облучения,
– инструктажа персонала пункта управления
по мерам безопасности.
12. Оснащение ПУ:
– средства связи (радио, проводная, посыльные),
– средства оповещения (средство циркулярного оповещения объекта, динамик местной радиовещательной сети, радиоприемник, телевизор),
– средства индивидуальной защиты,
– аптечка,
– инженерно-технические средства жизнеобеспечения.
Защитных сооружений
1. Паспорт защитного сооружения.
2. Журнал проверки защитного сооружения.
3. Табель оснащения защитного сооружения.
4. План защитного сооружения с указанием оборудования для сидения и лежания укрываемых и путей эвакуации.
5. Список персонала звена обслуживания защитного сооружения и их функциональные обязанности.
6. Список телефонов и адреса должностных лиц ГО и РСЧС муниципального образования, лечебных заведений и пожарной команды.
7. Правила поведения укрываемых.
8. Правила содержания защитного сооружения.
9. План внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств.
10. Инструкции по эксплуатации фильтровентиляционного и другого оборудования.
11. Правила пользования приборами РХР и ДК.
12. Карта (схема) объекта с возможной обстановкой при возникновении чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
13. Документация на строительство БВУ:
а. Типовой проект БВУ.
б. Учетная карточка на строительство БВУ, в которой отражается:
– количество строящихся сооружений,
– вместимость каждого сооружения,
– выделяемая рабочая сила от объекта и строительных организаций,
– расчет на выделение техники,
– расчет выделения основных строительных материалов,
– сроки строительства сооружений.
в. План строительства БВУ.
Формализованные документы
1. Выписка из «Табеля срочных донесений МЧС России»…
а) донесения по чрезвычайным ситуациям:
1/ЧС об угрозе (прогнозе) чрезвычайной ситуации,
2/ЧС о факте и основных параметрах чрезвычайной ситуации,
3/ЧС о мерах по защите населения и территорий,
ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ,
1/ЧС об угрозе (прогнозе) чрезвычайной ситуации,
б) по оперативным вопросам:
2/ДУ о состоянии гражданской обороны,
1/связь МЧС о наличии и обеспеченности средствами связи,
2/ППС о пожарах происшедших на территории;
в) донесения по чрезвычайным ситуациям:
1/ИТМ ГО о наличии защитных сооружений,
1/РХЗ о наличии сил радиационной и химической защиты,
2/РХЗ об обеспеченности формирований
и работников средствами РХЗ,
1/ДМЗНТ о подготовке различных групп по ГО и ЧС.
2. Проекты приказов на случай возникновения чрезвычайной ситуации:
о введении повышенного режима функционирования,
о сокращении рабочего дня в связи с чрезвычайной ситуацией,
о ликвидации последствий чрезвычайной ситуации,
об отмене повышенного режима функционирования.
3. На возмещение ущерба от чрезвычайной ситуации:
обложка папки,
сопроводительное письмо,
смета затрат на проведение аварийно-восстановительных работ,
сведения о разрушениях,
сведения о пострадавших.
|