Методические указания по проведению семинарских занятий и самостоятельной работы для студентов направления Экономика и специальности Таможенное дело всех форм обучения Новосибирск 2016

Методические указания по проведению семинарских занятий и самостоятельной работы для студентов направления Экономика и специальности Таможенное дело всех форм обучения Новосибирск 2016


НазваниеМетодические указания по проведению семинарских занятий и самостоятельной работы для студентов направления Экономика и специальности Таможенное дело всех форм обучения Новосибирск 2016
страница1/3
ТипМетодические указания
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ

ФГБУ ВО НГАУ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Методические указания по проведению семинарских занятий и самостоятельной работы для студентов направления Экономика

и специальности Таможенное дело всех форм обучения

Новосибирск 2016

УДК 930.9 + 338(075) + 947 + 577.4

ББК 63.3(0)я73 + 28.08 +20.1 + 65.5 + 63.3(2)

С 137
Кафедра экономической теории и мировой экономики
Составитель: доцент кафедры экономической теории и мировой экономики,

доцент, к. г. н. Н.В. Савченко
Рецензенты:

Заведующий сектором государственного и муниципального управления ИЭОПП СО РАН, д. э. н, профессор А. С. Новосёлов;

К. э. н., доцент НГАУА. А. Самохвалова

Мировая экономика и международные экономические отношения: Методические указания по проведению семинарских занятий и самостоятельной работы для студентов направления Экономика и специальности Таможенное дело всех форм обучения

/Новосиб. гос. аграр. ун-т. Экон. фак.; сост. Н.В. Савченко. – Новосибирск :Изд-во НГАУ, 2015. – 45 с.

Утверждены и рекомендованы к изданию методической комиссией экономического факультета НГАУ.


© Новосибирский государственный

аграрный университет, 2015

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4

I. Методические указания к семинарским занятиям

и самостоятельной работе студентов 5
II. Планы семинарских занятий и задания

самостоятельной работы студентов…………………………………………7
III. Контролирующие материалы для аттестации по дисциплине…………..25
IV.Список рекомендуемой литературы……………………………………….42

ВВЕДЕНИЕ
Учебными планами направления 38.03.01 – Экономика и специальности 036401 - Таможенное делопо дисциплине «Мировая экономика и международные экономические отношения» (МЭ и МЭО) предусмотрены семинарские занятия и самостоятельная работа.

Семинарские занятия – необходимый элемент учебного образовательного процесса. Их проведение позволяет более глубоко изучить темы дисциплины, а также сформировать необходимые для специалиста умения и навыки.

Планы семинарских занятий, методические указания и задания самостоятельной работы для студентов составлены в соответствиис учебной программой дисциплины «МЭ и МЭО» и являются ее дополнением.

Структура данного издания включает:

    1. методические указания к семинарским занятиям и самостоятельной работе студентов;

    2. планы семинарских занятий и задания самостоятельной работы студентов;

    3. список рекомендуемой литературы.

Цель методических указаний – помочь студенту изучить теоретическое содержание дисциплины, научиться правильно ориентироваться в вопросах международных экономических отношений, приобрести практические навыки анализа и сопоставления основных макроэкономических показателей стран мира и тенденций развития мировых рынков.

Достижению данной цели способствует предлагаемая последовательность изложения материала и наличие обширного списка нормативных документов, основной и дополнительной литературы.
I. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К СЕМИНАРСКИМ

ЗАНЯТИЯМ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ
Комплексное изучение дисциплины «МЭ и МЭО» предполагает различные виды занятий: лекции, семинарские занятия, самостоятельную работу студентов.

В ходе лекций раскрываются основные вопросы в рамках рассматриваемой темы, делаются акценты на наиболее сложные и интересные положения изучаемого материала, которые должны быть приняты студентами во внимание. Материалы лекций и учебной литературы в свою очередь являются основой для подготовки студента к семинарским занятиям.

Семинарские занятия представляют собой неотъемлемую часть учебного процесса, основная цель которых заключается в контроле степени усвоения пройденного материала, хода выполнения студентами самостоятельной работы и рассмотрении наиболее сложных и спорных вопросов в рамках темы семинарского занятия.

Структура материалов семинарских занятий включает:

1. План семинарского занятия, который помогает определить логическую последовательность изложения основных вопросов изучаемой темы. Таким образом, в ходе подготовки к семинарскому занятию студентам следует особо обратить внимание на план, что поможет структурировать изучаемый материал и логически увязать основные аспекты рассматриваемой темы.

2. Задания самостоятельной работы, направленные на выработку у студента практических навыков поиска фактического материала, анализа конкретных ситуаций и получение представления о реализации на практике теоретических знаний. Выполнение данного вида работы предполагает хорошее знание студентами базовой теории по теме семинарского занятия, творческий подход и навыки работы с материалами периодической литературы. Поэтому к выполнению данного вида задания студентам следует приступать только после освоения теоретического материала по теме семинарского занятия. Кроме того, следует обратить внимание, что часть заданий требует обязательного использования периодической литературы при контрольной работы или подготовки реферата.

3. Вопросы для обсуждения, позволяющие всесторонне проанализировать ключевые аспекты изучаемой темы. Каждый участник семинара должен быть готов к выступлению по всем поставленным вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно быть убедительным и аргументированным. Важными являются личное мнение выступающего и правильные выводы из сказанного. Выступления могут вызвать споры и дискуссии, к участию в которых должен стремиться каждый.

4. Доклады, позволяющие студентам получить более широкое представление об аспектах проблемы, рассматриваемой в рамках семинарского занятия. Данный вид работы требует авторского подхода к рассмотрению вопросов по теме доклада и представляет собой выступление на семинарском занятии в форме сообщения (5–15 минут) с последующим обсуждением и оценкой всеми студентами группы.

Перечень основной и дополнительной литературы, а также журналов, которые могут быть использованы при подготовке к семинару, приведен в списке рекомендуемой литературы. Все указанные источники имеются в библиотеке НГАУ. Кроме того, информацию о новых изданиях, не вошедших в списки, можно получить у преподавателя и в библиотеке. Обращаем ваше внимание на то, что в последних номерах журналов имеется перечень статей, опубликованных за год. Работа с такими журналами значительно облегчает поиск необходимых материалов.
II. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ И ЗАДАНИЯ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Тема 1. Введение в мировую экономику
План


  1. Сущность мирового хозяйства, основные этапы его становления и развития.

  2. Субъекты мирового хозяйства.

  3. Современные тенденции развития мирового хозяйства:

    • постиндустриализация;

    • либерализация экономической жизни;

    • транснационализация;

    • интернационализация хозяйственной жизни;

    • регионализация;

    • международная экономическая интеграция;

    • глобализация.

  4. Глобальные проблемы.

  5. Понятие и формы международных экономических отношений.

  6. Международное сотрудничество и его роль в современном мире.


Задания самостоятельной работы


  1. Приведите примеры реализации международных экономических отношений (по данным периодической печати, с обязательным указанием источника информации). Основываясь на приведенном примере, назовите форму(ы) международных экономических отношений.

  2. Приведите три примера, проявления современных тенденций развития мирового хозяйства (по данным периодической печати, с обязательным указанием источника информации).

  3. Российское предприятие ОАО МТS оказывает услуги сотовой связи как на территории России, так и за рубежом. Для улучшения качества обслуживания руководство ОАО МТS приняло решение о необходимости приобретения в США у американо-российского предприятия Electronic многочастотных спутниковых антенн. Так как сумма покупки составила 2,5 млн долл., у ОАО MTS возникла необходимость привлечения дополнительных средств. С этой целью был взят кредит в Германском банке на срок 2 года. Какие формы международных экономических отношений были задействованы в этой сделке?


Вопросы для обсуждения


  1. Можно ли отождествлять понятия «мировое хозяйство» и «мировой рынок»?

  2. Согласны ли вы с утверждением, что закономерности развития мировой экономики идентичны закономерностям развития национальной экономической системы? Ответ обоснуйте.

  3. Какова роль процесса либерализации хозяйственной жизни в развитии внешнеэкономических связей стран?

  4. Какова роль интернационализации хозяйственной жизни в усилении взаимосвязи и взаимозависимости между странами?

  5. Какова роль процесса транснационализации в формировании глобального промышленного, торгового и финансового пространства?

  6. Какова роль интеграционных процессов в формирование единого экономического пространства стран?

  7. Позитивные и негативные последствия процесса глобализации, как противоречивость развития мировой экономики.

  8. Какие проблемы принято называть глобальными? Каковы пути их решения?

  9. Какие страны испытывают наибольшую напряженность по целому ряду глобальных проблем?

  10. Назовите и охарактеризуйте новые нарождающиеся глобальные проблемы современности.


Доклады


  1. Современное состояние и перспективы развития мировой экономики.

  2. Факторы роста международной экономики.


Рекомендуемая литература: 2, 3, 6, 10, 11, 12, 15, 16, 21, 22, 23, 24, 25, 28.


Тема 2. Ресурсный потенциал мирового хозяйства
План


  1. Классификация ресурсов мирового хозяйства.

  2. Структура природных ресурсов и их размещение по странам мира.

  3. Население и трудовые ресурсы мира.

  4. Научные и предпринимательские ресурсы и их роль в современном развитии.

  5. Финансовые ресурсы.

  6. Специфика стран в обладании и использовании ресурсного потенциала.

  7. Ресурсный потенциал России и эффективность его использования.


Задание самостоятельной работы
Составьте информационно-аналитическую справку «Ресурсный потенциал (конкретной страны или региона мира)».
Вопросы для обсуждения


  1. В чем заключается специфика стран и регионов в обладании и использовании природных ресурсов (минеральные ресурсы, лесные, земельные, водные)?

  2. Существует ли взаимосвязь динамики воспроизводства населения страны и уровня ее социально-экономического развития?

  3. В чем заключаются особенности распределения экономически активного населения по сферам занятости в мировом хозяйстве?

  4. Существует ли проблема соотношения качества рабочей силы и уровня социально-экономического развития стран.

  5. Какова роль научно-технического потенциала в развитии стран и мирового хозяйства в целом?

  6. Каково значение финансовых ресурсов и их перераспределения в развитии мирового хозяйства?

  7. Дифференциация стран в обладании предпринимательскими ресурсами.

  8. Проанализируйте основные направления политики промышленно развитых и развивающихся стран в ресурсной сфере.

  9. Взаимосвязь ресурсного потенциала и экономического развития.

  10. Ресурсный потенциал России и эффективность его использования.


Доклад
Эволюция ресурсной базы в развитии национальных хозяйств.
Рекомендуемая литература: 2, 3, 10, 11, 12, 16, 23, 24, 25, 26, 28.
Тема 3. Международное разделение труда

План


  1. Международное разделение труда: понятие, побудительные мотивы.

  2. Перспективы международного разделения труда.

  3. Международная специализация и кооперирование производства: сущность, формы и направления развития.

  4. Отраслевая структура мирового хозяйства:

    • агропромышленный комплекс;

    • топливно-энергетический комплекс;

    • металлургический комплекс;

    • химико-лесной комплекс;

    • машиностроение;

    • легкая промышленность;

    • военно-промышленный комплекс;

    • транспорт и связь.


Задания самостоятельной работы


      1. Приведите примеры специализации двух стран, аргументируйте их участие в МРТ (по данным периодической печати, с обязательным указанием источника информации).

      2. В 2014 г. темп прироста производства в мире составил 4,5%, а мировой торговли – 12%. Возможно ли это и почему?

      3. Сырая нефть составляет 5,2% мирового товарооборота. В экспорте Азербайджана ее доля составляет 71,4%, Великобритании — 5,5%, Саудовской Аравии — 80%, Судана — 3,9%, Катара — 68%, Норвегии — 44,4%, Малайзии —3,4%, Австралии — 5,3%,Ливии — 80,3 %. Какие из перечисленных стран специализируются на торговле сырой нефтью?

      4. Доля автомобилей в экспорте США составляет 2,8%, а запасных частей к ним — 4,1%. Определите, какой из указанных продуктов служит объектом специализации США в международной торговле, если доля автомобилей в мировой торговле равна 5,3 %, а запчастей — 2,5 %. Объясните, почему вы так решили.


Вопросы для обсуждения


  1. Обоснуйте роль научно-технического прогресса в развитии современного международного разделения труда (МРТ).

  2. Каково влияние международной конкуренции на МРТ?

  3. Проанализируйте особенности и назовите факторы международной специализации отдельных стран мира.

  4. В чем заключаются особенности взаимосвязи между специализацией и кооперированием на современном этапе развития мирового хозяйства?

  5. Почему в мировом хозяйстве ускоряется переход от межотраслевой специализации к внутриотраслевой?

  6. Почему развивающиеся страны хотят изменить свое место в МРТ?

  7. Каковы современные тенденции формирования отраслевой структуры мирового хозяйства: индустриализация и постиндустриализация?


Доклады


    1. Россия в международном разделении труда.

    2. Оценка конкурентных преимуществ и слабых сторон России.


Рекомендуемая литература: 2, 3, 10, 11, 12, 15, 16, 19, 21, 23, 24, 25, 28.
Тема 4. Типология стран мира
План


  1. Показатели, характеризующие уровень социально-экономического развития стран.

  2. Принципы классификации стран.

  3. Группа промышленно развитых стран: факторы развития, современные тенденции и проблемы развития.

  4. Группа развивающихся стран: дифференциация стран, современные тенденции и проблемы развития.

  5. Страны с переходной экономикой: реформы, современное состояние и перспективы развития.


Задание самостоятельной работы
Составьте информационно-аналитическую справку «Современные тенденции развития экономики (конкретной страны)».
Вопросы для обсуждения


  1. Развитые страны: дифференциация экономической динамики и ее причины. Перспективы расширения группы развитых стран.

  2. Раскройте характерные черты моделей хозяйственных механизмов (применительно как к группам стран, так и отдельным развитым странам). Какая из них наиболее эффективна?

  3. Каковы основные направления внешнеэкономической политики развитых стран?

  4. Каковы отличительные особенности экономического развития США по сравнению со странами ЕС и Японии?

  5. Каковы основные направления экономической политики администраций США конца XX – начала XXI вв.?

  6. Масштабы «второй экономики» и ее влияние на воспроизводственный процесс США.

  7. Экономика Японии в конце XX – начале XXI вв.: проблемы и перспективы развития.

  8. Какие факторы предопределяют конкурентоспособность японских товаров на внешних рынках?

  9. Масштабы и уровень участия Японии в мировом хозяйстве.

  10. В чем заключаются особенности социально-экономической структуры стран ЕС?

  11. Какова роль интеграционных процессов в Западной Европе в развитии стран ЕС?

  12. В чем заключаются особенности развития крупных стран ЕС (Германии, Франции, Италии, Великобритании)?

  13. Какие страны относятся к малым странам Западной Европы (центральной, южной, северной части)? В чем заключаются особенности их развития?

  14. Место ЕС в мирохозяйственных связях.

  15. Развивающиеся страны: особенности экономической динамики, отраслевой структуры.

  16. В чем проявляется слабая развитость и отсталость периферийных стран?

  17. Опыт стран Юго-Восточной Азии и Китая в преодолении разрыва в уровнях социально-экономического развития.

  18. Какие общие черты присущи экономике промышленно развитых и новых индустриальных стран?

  19. Основные географические направления внешнеэкономических связей стран мировой периферии.

  20. Дифференциация экономической динамики стран с переходной экономикой и ее последствия.

  21. Проанализируйте особенности переходного периода в различных странах Центральной и Восточной Европы, СНГ и Китае.

  22. Перспективы появления новых мировых центров экономической мощи.

Доклады


  1. Пути преодоления отсталости стран третьего мира.

  2. Сравнительная характеристика моделей социально-экономического развития промышленно развитых стран.

  3. Новые индустриальные страны: преимущества и недостатки двух моделей развития.

  4. Новая экономика как условие современного прогресса.


Рекомендуемая литература: 2, 3, 10, 11, 12, 16, 23, 24, 25, 26, 28.
Тема 5. Конъюнктура мирового рынка. Ценообразование
План


  1. Конъюнктура мирового рынка: понятие, факторы, показатели.

  2. Ценообразование в международной торговле.


Задание самостоятельной работы
Предположим, что функция спроса на пшеницу в стране Х имеет вид: QxD= 100 – 20P, а функция предложения: Qxs = 20 + 20Р. Соответствующие функции для страны Y могут быть записаны следующим образом:
QyD = 80 – 20Р и Qys = 40 + 20Р.
Предположим, что между странами X и Y складываются свободные торговые отношения, причем издержки на транспортировку и прочие равны нулю. Определите объемы экспорта и импорта в рассматриваемых условиях, а также уровень мировой цены.
Вопросы для обсуждения


    1. В чем заключаются особенности структуры и функционирования мирового рынка?

    2. Специфика мирового рынка сырьевых товаров.

    3. Специфика мирового рынка машин и оборудования.

    4. Специфика мирового рынка сельскохозяйственных товаров.

    5. Особенности формирования мировой цены.

    6. В чем заключаются преимущества и недостатки различных источников информации о мировых ценах?

    7. Оцените влияние степени и характера конкуренции на ценообразование на мировом рынке (чистая совершенная конкуренция, чистая монополия, олигополия, монополистическая конкуренция). Ответ аргументируйте.


Доклад
Мировой рынок нефти: тенденции развития и особенности ценообразования.
Рекомендуемая литература: 2, 3, 4, 11, 12, 13, 17, 24, 25, 26, 27, 29.
Тема 6. Международная торговля
План


  1. Теории развития мировой торговли. Их преимущества и недостатки.

  2. Современные тенденции и масштабы международной торговли товарами и услугами.

  3. Особенности географической структуры международной торговли товарами и услугами.

  4. Позиции России на мировом рынке товаров и услуг.

  5. Основные меры государственного регулирования внешней торговли.

  6. Тарифные меры регулирования внешней торговли.

  7. Нетарифные меры регулирования внешней торговли.

  8. Регулирование торговли на международном уровне.

  9. Роль ВТО в развитии международной торговли.

  10. Россия и ВТО.


Задания самостоятельной работы


  1. Китай хорошо обеспечен рабочей силой, Россия – землей, США – капиталом. Могут ли эти факторы производства быть основой долгосрочного преимущества этих стран? В производстве каких товаров? Почему?

  2. Напишите эссе (2–3 страницы) с изложением плюсов «+» и минусов «-» для России в результате её вступления в ВТО.

  3. На базе представленных данных определите внешнеторговый оборот и торговое сальдо Болгарии и Великобритании за 2014 г. Проанализируете динамику развития торговли данных стран за представленный период и сделайте выводы (млн. долл.).




Страна

Показатель

Год

2010

2011

2012

2013

2014

Болгария

Экспорт

4809

5115

5749

7540

9931

Импорт

6505

7263

7987

10901

14467

Велико-британия

Экспорт

281525

267357

276315

304268

341621

Импорт

334371

320956

335458

380821

451715




  1. Внешняя торговля России в 2013 г. характеризовалась следующими данными (млн. долл.):




Показатель

Дальнее

зарубежье

Страны

СНГ

Всего

Экспорт

261107

43413

304520

Импорт

138630

25237

163867


Рассчитайте по каждой группе стран:

    • торговое сальдо;

    • торговый оборот;

    • относительную долю стран-партнеров России в экспорте и импорте.

  1. Функции внутреннего предложения и спроса Европы на пшеницу следующие: QS= –20 + 2P и QD = 300 – 8P.

Европа вводит квоту на импорт пшеницы в объеме 100 ед. Определите внутреннюю цену на пшеницу в Европе после введения квоты, а также объем внутреннего производства и спроса.

  1. Ставка российского импортного тарифа на иностранную одежду составляет 20%, на ткани – 1%. Стоимость тканей составляет 20% стоимости одежды. Рассчитайте эффективный (фактический) уровень тарифа:

а) при условиях, указанных выше;

б) если импортная пошлина на готовую продукцию возрастет до 40%;

в) если пошлина на ткани возрастет до 10%;

г) если пошлина на одежду сократится до 10%;

д) если пошлина на ткани сократится до 0,4%.

Какие выводы можно сделать на базе этих расчетов?
Вопросы для обсуждения


  1. Какие теории международной торговли позволяют объяснить развитие внешнеэкономических связей между: а) развитыми странами; б) развитыми и развивающимися странами; в) развивающимися странами?

  2. Характерна ли для России «голландская болезнь»?

  3. Каковы современные тенденции развития мировой торговли товарами и услугами и характерны ли они для России?

  4. Каково соотношение между либерализацией и протекционизмом во внешнеторговой политике различных стран? Проанализируйте соотношение между тарифными и нетарифными барьерами в современной внешнеторговой политике.

  5. Каковы общие и отличительные черты регулирования международной торговли товарами и услугами?

  6. В чем заключается взаимосвязь внешнеторговой политики и промышленной политики?

  7. Назовите важнейшие законодательные акты по регулированию внешнеторговой деятельности в России.

  8. «Тариф на импорт товара в страну приносит больше потерь внутренним потребителям этого товара, чем выгод для его отечественных производителей». Согласны ли вы с данным утверждением и почему?

  9. Предположим, что эксперты прогнозируют долгосрочный спад экономической активности в странах, являющихся главными торговыми партнерами России. В российском правительстве обсуждается новый импортный тариф. Какой вид импортных пошлин вы рекомендовали бы применить в этой ситуации? Почему?

  10. Проблемы регулирования торговли на международном уровне: двухсторонние и многосторонние соглашения, международные организации.

  11. Проблемы вступления России в ВТО: общероссийский, отраслевой и региональный подходы.


Доклады


  1. Конкурентоспособность российского экспорта и проблемы его продвижения на мировом рынке.

  2. Россия и ВТО.

  3. Причины возникновения конфликтов в процессе развития мировой торговли и механизм их урегулирования.


Рекомендуемая литература: 1, 4, 5, 7, 8, 11, 13, 15, 18, 19, 20, 21, 27, 30.
Тема 7. Международная миграция рабочей силы
План


  1. Понятие, виды и причины миграции рабочей силы.

  2. Масштабы и направления трудовой миграции.

  3. Экономические последствия миграции рабочей силы.

  4. Государственное регулирование внешней трудовой миграции.


Задание самостоятельной работы
В настоящее время уровень иммиграции в Японию чрезвычайно низок, так как правительство этой страны проводит жесткую иммиграционную политику. Вы пытаетесь убедить своего японского друга в необходимости внесения изменений в законодательство Японии, чтобы значительно увеличился поток иммигрантов. Приведите три наиболее веских довода в пользу вашей идеи.

Друг из Японии скептически относится к вашей идее. Какие три веских довода в поддержку ограничения иммиграционного потока в Японию он может привести?
Вопросы для обсуждения


  1. Как изменились мировые миграционные потоки за последние десятилетие? Основные центры современной миграции.

  2. Какие выгоды и ущерб приносит трудовая миграция странам иммиграции (эмиграции)?

  3. Каково влияние миграции рабочей силы на уровень заработной платы в странах экспортерах и импортерах?

  4. Оцените масштабы и последствия международных денежных переводов трудовых мигрантов.

  5. Назовите основные направления государственного регулирования иммиграционных процессов.

  6. Какие задачи преследует государственное регулирование эмиграции?

  7. Какова роль международной миграции в формировании глобального рынка квалифицированного труда?

  8. В каких отраслях и регионах России преимущественно используется иностранная рабочая сила?

  9. Россия – экспортер рабочей силы.


Доклады


  1. Состояние, проблемы и перспективы регулирования нелегальной миграции в Россию.

  2. Утечка умов: мировые и российские тенденции.


Рекомендуемая литература: 1, 11, 15, 18, 19, 20, 21, 27, 30.


Тема 8. Международное движение капитала
План


  1. Сущность и формы международного движения капитала.

  2. Современные тенденции, масштабы и география международного движения капитала.

  3. ТНК и их роль в международном движении капитала.

  4. Свободные экономические зоны. Специфика размещения и функционирования различных видов свободных экономических зон.

  5. Проблемы создания и функционирования СЭЗ в России

  6. Международный кредит: понятие, принципы и функции.

  7. Состояние международной задолженности. Экономическая помощь и проблемы внешней задолженности развивающихся стран.

  8. Подходы кредиторов и должников к разрешению кризиса международной задолженности.

  9. Позиции России на мировом рынке капитала.


Задание самостоятельной работы
Какие их следующих видов инвестиций считаются прямыми, а какие – портфельными? Ответ обоснуйте:

а) американский банк купил акции российской компании на 40 млн долл., при общем объеме выпуска 800 млн долл.;

б) канадская фирма «Макдональдс» открыла ресторан в России;

в) российская фирма увеличила свою долю в совместном предприятии, находящемся за границей с 51% до 70%.

г) российская фирма по поручению клиента из-за границы приобрела 15% текущего выпуска акций крупного российского акционерного общества;

д) английский банк приобрел здание за границей и открыл в нём свой филиал;

е) американский инвестиционный фонд разместил 100 млн долл. в российских государственных ценных бумагах.
Вопросы для обсуждения


  1. Снятие ограничений на пути международного передвижения капитала ведет к увеличению темпов экономического роста всех участвующих стран. Справедливо ли это утверждение? Ответ обоснуйте.

  2. В чем сходство и различие между:

а) зарубежными прямыми и портфельными инвестициями;

б) зарубежными прямыми инвестициями и международными займами;

в) зарубежными портфельными инвестициями и международными займами.

  1. Какие отрасли и почему остаются закрытыми для иностранного капитала в развитых странах?

  2. ТНК развивающихся стран: реальность и перспективы развития.

  3. Деятельность иностранных ТНК в России. Российские ТНК.

  4. Как с помощью трансфертных цен ТНК могут укрывать часть прибыли от налогообложения?

  5. Каково современное состояние международной задолженности,и для каких стран наиболее остро стоит проблема внешней задолженности?

  6. Внешний долг России. Россия как кредитор.

  7. Какова роль свободных экономических зон (СЭЗ) в привлечении иностранных инвестиций в страну?

  8. Проблемы создания и функционирования СЭЗ в России.


Доклады


  1. Иностранные инвестиции в России: сдерживающие факторы и перспективы привлечения.

  2. Развитие деятельности российских ТНК.

  3. Мировой опыт развития СЭЗ.

  4. Современные тенденции развития процессов слияния и поглощения компаний на мировом рынке.


Рекомендуемая литература: 1, 9, 11, 14, 15, 18, 19, 20, 21, 27, 29, 30.
Тема 9. Международная экономическая интеграция
План


  1. Понятие, предпосылки и цели интеграции.

  2. Формы интеграции.

  3. Интеграционные процессы и объединения:

    • Европейский союз (ЕС);

    • Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА);

    • Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС);

    • интеграционные процессы в Южной Америке (МЕРКОСУР, ФТАА).

    • интеграционные процессы в Африке (ЭКОВАС, КОМЕСА, САДК, ЮДЕАК).

    • Содружество Независимых Государств (СНГ) и другие интеграционные объединения на постсоветском пространстве.

  4. Участие России в мировых интеграционных процессах.


Задания самостоятельной работы


  1. Имеются следующие данные:




Страна

Стоимость 1 бутылки

вина, USD

Импортный адвалорный

тариф на вино, %

Португалия

1,5

25

Франция

2,0

30

Италия

2,4

100

Германия

2,5

60


На основании вышеуказанных данных определите:

    1. какие страны импортируют вино и откуда?

    2. какие страны экспортируют вино и куда?

    3. если Италия и Германия создадут таможенный союз, то будут ли они импортировать вино?

  1. Автомобильное колесо стоит в Чехии 100 USD., в России – 80 USD., в Польше – 60 USD.

Определите, будет ли Чехия продолжать импортировать колеса, если:

а) Чехия вводит 100% адвалорный тариф на импорт колес из России и Польши;

б) Чехия вводит 100% адвалорный тариф на импорт колес и создает таможенный союз с Россией;

в) Чехия вводит 50% адвалорный тариф на импорт колес из России и Польши;

г) Чехия вводит 50% адвалорный тариф на импорт колес и создает таможенный союз с Россией.
Вопросы для обсуждения


  1. Назовите важнейшие мировые центры региональной экономической интеграции.

  2. Почему интеграционные группировки развитых стран более эффективные, чем развивающихся?

  3. Объясните, почему процесс экономической интеграции можно считать одновременно и формой либерализации торговли и формой протекционизма?

  4. Обоснуйте положение о том, что основой успешной экономической интеграции является развитие внутриотраслевой специализации производства и транснационализация капитала.

  5. Как соотносятся между собой глобализации и региональная интеграция?

  6. Каковы цели интеграции и причины современного интеграционного бума?

  7. Охарактеризуйте систему показателей интенсивности интеграционных связей в торгово-экономических группировках. Сравните основные показатели интеграции в ЕС, НАФТА, региональных объединениях развивающихся стран.

  8. В чем заключаются особенности экономических эффектов и интересов в интеграционных объединениях разного уровня: ЗСТ, таможенный союз, общий рынок, экономический союз?

  9. Каково место России в системе региональных интеграционных процессов?


Доклады


  1. Интеграция на постсоветском пространстве.

  2. Участие России в международных интеграционных процессах.

  3. Россия и Евросоюз: состояние и перспективы сотрудничества.


Рекомендуемая литература: 1, 2, 11, 15, 18, 19, 20, 21, 27.
Тема 10. Международные валютно-расчетные отношения.

Платежный баланс
План


  1. Основные понятия: национальная валюта, иностранная валюта, национальная валютная система, региональная и мировая валютные системы, валютный курс.

  2. Основные элементы мировой и национальной валютных систем, их характеристика.

  3. Эволюция мировой валютной системы.

  4. Виды валютных курсов.

  5. Факторы, влияющие на изменение валютного курса.

  6. Влияние динамики валютного курса на внешнеэкономические операции.

  7. Методы регулирования валютного курса.

  8. Понятие платежного и расчетного балансов.

  9. Принципы составления платежного баланса.

  10. Факторы, влияющие на состояние платежного баланса.

  11. Платежный баланс России.


Задания самостоятельной работы


  1. В потребительскую корзину входит три товара: А, В, С в количествах 10 ед., 50 ед., 30 ед. Цены данных товаров на рынке США: 10 долл., 7 долл. и 15 долл. соответственно. На рынке России: 80 р.,250 р., 40 р. Рассчитайте валютный курс по паритету покупательной способности.

  2. Экономика условной страны характеризуется следующими макроэкономическими показателями (ден. ед):




Изменение официальных резервов

+ 10

Товарный экспорт

40

Товарный импорт

30

Чистые доходы от инвестиций

– 5

Чистые текущие трансферты

+ 10

Экспорт услуг

15

Импорт услуг

10

Приток капитала

10

Отток капитала

40


На основании представленных данных определите:

    1. сальдо торгового баланса;

    2. баланс текущих операций;

    3. баланс движения капитала;

    4. общее сальдо платежного баланса.

  1. Допустим, что обменный курс японской йены и доллара США равен 200 йен за доллар, и вы приобретаете облигации на 200 000 йен с выплатой 12,5% годовых. Если за год йена дорожает относительно доллара на 25%, то сколько составят ваши доходы от этой инвестиции к концу года в долларах?

  2. В ноябре 1967 г. курс фунта стерлингов официально снизилсяс 2,8 долл. до 2,4 долл. за фунт. Предположим, что на момент изменения курса сумма невыполненных контрактов по экспорту США в Великобританию составляла 10 млн фунтов, сумма невыполненных контрактов по импорту из Великобритании 20 млн фунтов. Каковы последствия изменения валютного курса для экспортеров и импортеров в США, если отсутствовали защитные оговорки в контрактах?


Вопросы для обсуждения


  1. В чем заключаются преимущества и недостатки различных режимов валютных курсов?

  2. На примерах проанализируйте факторы, влияющие на изменение валютного курса.

  3. Каким образом отразится ревальвация или девальвация национальной валюты на внешней торговле страны?

  4. В чем заключаются особенности валютного регулирования и функционирования валютного рынка в России?

  5. Финансовые кризисы и тенденции развития международной валютной системы.

  6. Что необходимо учитывать при формировании официальных валютных резервов страны?

  7. Охарактеризуйте экономическую ситуацию страны, в которой сальдо текущих операций, финансовых и капитальных операций:

а) одновременно положительные;

б) одновременно отрицательные;

в) сальдо текущих операций положительное, а остальных отрицательное;

г) сальдо капитальных и финансовых операций положительное, а текущих операций отрицательное.

При рассмотрении каждого из вариантов обратите внимание на потенциально возможное поведение валютного курса и резервных активов.

  1. С точки зрения некоторых ученых, международная платежная позиция страны может считаться стабильной только в случае, если текущий и финансовый счета платежного баланса положительные. Согласны ли вы с их мнением? Проанализируйте платежный баланс США.

Доклад
Признаки кризиса современной мировой валютной системы и перспективы формирования новой системы.
Рекомендуемая литература: 1, 6, 11, 15, 17, 18, 19, 20, 21, 28, 30.
Тема 11. Международные экономические организации
План


  1. Цели, принципы и виды международных экономических организаций.

  2. Многосторонние торгово-экономические организации (ВТО, ЮНКТАД, МТП).

  3. Международные валютно-финансовые и кредитные организации (МВФ, Группа Всемирного банка).

  4. Специализированные экономические и научно-технические организации (ЮНИДО, ФАО, МОТ, МАГАТЭ).


Вопросы для обсуждения


    1. В каких основных международных экономических организациях участвует Россия?

    2. Проанализируйте круг проблем, рассматриваемых на современном этапе переговорного процесса в рамках ВТО.

    3. Чем различаются деятельность и условия предоставления заемных средств МВФ и МБРР?

    4. Какие задачи в мировой экономике призваны решать специализированные научно-технические организации?

    5. В чем заключаются основные цели и задачи деятельности ОЭСР?


Доклад
Участие России в международных валютно-кредитных организациях (МВФ, МБРР, ЕБРР).
Рекомендуемая литература: 2, 18, 19, 20, 27, 30.
Тема 12.Глобальные проблемы современности
План

  1. Глобальные проблемы мировой экономики: сущность, виды, признаки.

  2. Содержание и факторы возникновения глобальных проблем.


Доклады


  1. Экологический кризис. Экономика экологического кризиса.

  2. Продовольственная проблема.

  3. Проблемы мира, безопасности и разоружения.

  4. Проблема голода и нищеты в мире.

  5. Глобальная проблема охраны здоровья.

  6. Проблема ресурсов и энергообеспечения.

  7. Демографическая проблема.

  8. Глобальное международное сотрудничество.


  1   2   3

Похожие:

Методические указания по проведению семинарских занятий и самостоятельной работы для студентов направления Экономика и специальности Таможенное дело всех форм обучения Новосибирск 2016 iconМетодические указания по практическим занятиям и самостоятельной...
Миронова Е. А. Договорная работа: Методические указания по практическим занятиям и самостоятельной работе для направления подготовки...

Методические указания по проведению семинарских занятий и самостоятельной работы для студентов направления Экономика и специальности Таможенное дело всех форм обучения Новосибирск 2016 iconМетодические рекомендации по организации и проведению внеаудиторной...
Методические рекомендации предназначены для студентов специальностей: 38. 02. 02 «Страховое дело (по отраслям)», 38. 02. 01 «Экономика...

Методические указания по проведению семинарских занятий и самостоятельной работы для студентов направления Экономика и специальности Таможенное дело всех форм обучения Новосибирск 2016 iconМетодические указания по изучению пм 04 мдк 04. 01: «Технология составления...
Методические указания и задания к контрольной работе для обучающихся заочной формы обучения

Методические указания по проведению семинарских занятий и самостоятельной работы для студентов направления Экономика и специальности Таможенное дело всех форм обучения Новосибирск 2016 iconМетодические указания к лабораторной работе для студентов 4, 5 курсов...
Составили: к т н., доцент В. А. Давыдов, д т н., профессор Л. В. Багинский, ст преподаватель Л. Б. Быкова

Методические указания по проведению семинарских занятий и самостоятельной работы для студентов направления Экономика и специальности Таможенное дело всех форм обучения Новосибирск 2016 iconМетодические указания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов...
Методические указания предназначены в помощь для Вашей самостоятельной внеаудиторной работы с целью самостоятельного изучения и усвоения...

Методические указания по проведению семинарских занятий и самостоятельной работы для студентов направления Экономика и специальности Таможенное дело всех форм обучения Новосибирск 2016 iconМетодические указания по дипломному проектированию для студентов...
Методические указания по дипломному проектированию для студентов всех форм обучения специальности 270115 -"Экспертиза и управление...

Методические указания по проведению семинарских занятий и самостоятельной работы для студентов направления Экономика и специальности Таможенное дело всех форм обучения Новосибирск 2016 iconМетодические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной...
Методические указания предназначены для студентов техникума, обучающихся по специальности

Методические указания по проведению семинарских занятий и самостоятельной работы для студентов направления Экономика и специальности Таможенное дело всех форм обучения Новосибирск 2016 iconМетодические указания по выполнению контрольной работы №1 Для самостоятельной...
Иностранный язык. Язык специальности. Методические указания по выполнению контрольной работы №1 для самостоятельной работы студентов-заочников...

Методические указания по проведению семинарских занятий и самостоятельной работы для студентов направления Экономика и специальности Таможенное дело всех форм обучения Новосибирск 2016 iconМетодические указания по организации и выполнению выпускной квалификационной...
Требования к оформлению пояснительной записки и иллюстративной части дипломного проекта. Организация защиты

Методические указания по проведению семинарских занятий и самостоятельной работы для студентов направления Экономика и специальности Таможенное дело всех форм обучения Новосибирск 2016 iconМетодические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Методические указания по проведению семинарских занятий и самостоятельной работы для студентов направления Экономика и специальности Таможенное дело всех форм обучения Новосибирск 2016 iconМетодические указания для практических занятий для преподавателей...
Методические указания предназначены для преподавателей и студентов учреждений среднего профессионального образования технического...

Методические указания по проведению семинарских занятий и самостоятельной работы для студентов направления Экономика и специальности Таможенное дело всех форм обучения Новосибирск 2016 iconМетодические указания по выполнению заданий и оформлению отчета о...
М3 Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами для студентов специальности 38. 02. 01 Экономика и бухгалтерский учет (по...

Методические указания по проведению семинарских занятий и самостоятельной работы для студентов направления Экономика и специальности Таможенное дело всех форм обучения Новосибирск 2016 iconМетодические указания: профессиональный английский язык для студентов...
Методические указания предназначены для студентов 5 и 6 курсов обучающихся по специальности "Экономика и управление на предприятии...

Методические указания по проведению семинарских занятий и самостоятельной работы для студентов направления Экономика и специальности Таможенное дело всех форм обучения Новосибирск 2016 iconУголовное право
Уголовное право (Особенная часть): Планы семинарских, практических занятий и методические рекомендации по организации самостоятельной...

Методические указания по проведению семинарских занятий и самостоятельной работы для студентов направления Экономика и специальности Таможенное дело всех форм обучения Новосибирск 2016 iconМетодические указания для организации практических занятий по английскому...
Методические указания и материалы по организации самостоятельной работы студентов по английскому языку разработаны на основе Федерального...

Методические указания по проведению семинарских занятий и самостоятельной работы для студентов направления Экономика и специальности Таможенное дело всех форм обучения Новосибирск 2016 iconМетодические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности 38. 02. 01 «Экономика и бухгалтерский учет...


Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск