Скачать 1.42 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)» Кафедра Спортивной медицины СПЕЦИФИКА ТРАВМАТИЗМА В СПОРТЕ Учебное пособие по самостоятельному изучению курса для студентов, обучающихся по направлению 49.03.01 «Физическая культура» профиль подготовки «Спортивная подготовка» Москва – 2015 Утверждено на заседании ЭМС Института туризма, рекреации, реабилитации и фитнеса ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ» Протокол № 58 от 23.09.2015 г. Авторский коллектив: Тарасов Александр Викторович – кандидат медицинских наук, доцент, профессор РАЕ; Беличенко Олег Игоревич – доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент РАЕН; Смоленский Андрей Вадимович – доктор медицинских наук, профессор, академик РАЕН; Конов Андрей Владимирович – врач-невролог. Специфика травматизма в спорте: учебное пособие по самостоятельному изучению курса для студентов, обучающихся по направлению 49.03.01 «Физическая культура». – М.: ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ», 2015. – 130 с. Автор-составитель: Тарасов А. В. – доцент кафедры спортивной медицины ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ». Рецензенты: Сонькин Валентин Дмитриевич – доктор биологический наук, профессор, заведующий кафедрой физиологии ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ»; Захарьева Наталья Николаевна – доктор медицинских наук, профессор доктор медицинских наук, профессор кафедры физиологии ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ». Учебное пособие по самостоятельному изучению курса «Специфика травматизма в спорте» составлено в соответствии с требованиями ФГОС ВО с учетом рекомендаций и ПрООП ВО по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура», профилю «Спортивная подготовка». Пособие предназначено для студентов, магистрантов и аспирантов вузов физической культуры и спорта. СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Физическая культура и спорт – один из важнейших факторов в системе гармонического развития человека и укрепления его здоровья. Физическое воспитание, спортивная тренировка представляет собою сложный процесс, в котором ведущая роль – за тренером, педагогом. Ведь объектом данного процесса является человек и поэтому знания функционирования его организма, его взаимодействия с внешней средой, его психики тренеру (преподавателю) весьма необходимы. Укрепление здоровья, повышение работоспособности при занятиях физической культурой и спортом, прежде всего, зависят от степени соответствия средств и методов тренировочного процесса индивидуальным особенностям каждого занимающегося. В настоящее время спорт следует рассматривать как форму профессиональной деятельности, направленную на повышение спортивных достижений. Образованные тренеры и преподаватели должны понимать, что занятия физической культурой и спортом только тогда выполняют свою задачу, когда они имеют научное обоснование. В противном случае физические нагрузки могут привести к развитию предпатологических и, более того, патологических состояний различной тяжести, что в ряде случаев приводит к летальному исходу. А, кроме того, не знание или не выполнение научно-обоснованных средств и методов тренировочного процесса способствует возникновению серьезных травм, не только препятствующих дальнейшему профессиональному росту спортсмена, но в отдельных случаях приводящих к инвалидизации и преждевременному завершению спортивной карьеры. Спортивная травма – это собирательное название всех видов повреждений, возникающих в процессе занятий спортивной деятельностью. Для современного спортсмена, тренера, преподавателя знание основ курса спортивной травматологии не менее важно, чем знание своей специальности. В предлагаемом учебном пособии рассматриваются основные понятия, использующиеся в спортивной травматологии, факторы возникновения спортивного травматизма, представлены основные виды травматических повреждений, специфика травм в зависимости от видов спорта, а так же вопросы оказания первой помощи и применения средств восстановления после спортивной травмы. Пособие является дополнением к курсу теоретических материалов по спортивной медицине и способствует обучению студента комплексу практических навыков (в том числе, и методами оказания первой доврачебной помощи при травмах), необходимых для его будущей профессиональной деятельности. ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ В СПОРТИВНОЙ ТРАВМАТОЛОГИИ. ВИДЫ СПОРТИВНЫХ ТРАВМ Раздел 1. Общая характеристика спортивного травматизма К спортивной травме в целом относят все виды наружных и внутренних повреждений, возникающих в процессе занятия спортом. Тем не менее, тренеры и врачи спортивной медицины нуждаются в более точном, конкретном определение понятия «спортивная травма». В настоящее время имеется достаточно много вариантов таких определений, и, в частности, следующее: «Спортивные травмы – это травмы, полученные на тренировке или в ходе соревнований, когда спортсмен выполняет комплекс упражнений для поддержания или улучшения своего физического состояния, или ставит своей целью достижение определенного спортивного результата» (Л. Петерсон, П. Ренстрем, 2003). Согласно формулировке, предложенной Национальной системой регистрации спортивных травм (НСРСТ) США, «подлежащей сообщению травмой является травма, ограничивающая занятие спортом, по меньшей мере, в течение одного дня после ее получения» (Powell, 1981). Советом Европы дано еще более приемлемое определение спортивной травмы, к которой следует относить «любую травму, полученную в результате спортивной деятельности и имеющую такие последствия: снижение объема или уровня спортивной деятельности; потребность в медицинской консультации или лечении; неблагоприятные социальные или экономические последствия». Очевидно, что любой вид травмы предполагает нарушение функциональной целостности всего организма, которое может привести к утрате работоспособности, в том числе длительной и/или полной. Поэтому, своевременно начатое лечение поможет спортсмену не только восстановить утраченные функции и трудоспособность, но так же позволит избежать тяжелых осложнений и инвалидизации. Следовательно, спортивная травма, как и иные виды травматизма (промышленный, сельскохозяйственный, уличный, бытовой и др.), может быть полностью излечена при условии своевременной диагностики, правильно назначенного лечения и проведения адекватной восстановительной терапии. Травмы при занятиях спортом возникают относительно редко по сравнению с другими видами травматизма, и составляют около 3% от общего числа травм. Хотя, как правило, эти травмы не опасны для жизни, они отражаются на общей и спортивной работоспособности человека, нередко выводя его на длительный период из строя и требуя значительного времени для полного восстановления. Внешние факторы спортивного травматизма
Такая причина травм наиболее характерна для спортивных игр, легкой атлетики, гимнастики, борьбы и в поднимании штанги.
Особенно это проявляется в технически сложных видах спорта, таких как гимнастика, фехтование, акробатика, прыжки в воду, прыжки на лыжах с трамплина и др. Увеличение скорости движений в них должно идти параллельно с совершенствованием в технике движений.
Существуют определенные нормативы материально-технического обеспечения оборудования мест занятий (гимнастические залы, площадки, беговые дорожки, места для прыжков и метаний, катки, бассейны и пр.) и табель необходимого спортивного инвентаря. Невыполнение этих правил, например, неровность поверхности футбольного поля, наличие на нем острых предметов, жесткий грунт в яме для прыжков и на легкоатлетической площадке, плохое состояние поверхности льда на катке (трещины, бугры), неисправный или скользкий пол гимнастическом зале, плохое крепление снарядов (брусья, конь, перекладина и др.) и многие другие причины нередко приводят к возникновению травм у спортсменов.
В некоторых видах спорта при проведении занятий и соревнований существенное значение имеют метеорологические условия. Имеются утвержденные нормы температуры воздуха, при которых разрешается проведение занятий и соревнований. Недоучет метеорологических условий и температурных норм (сильный дождь, ветер, снегопад, высокая или низкая температура) во время тренировок или соревнований, особенно по зимним видам спорта, нередко служит причиной травм. В этих условиях недостаточные физическая подготовленность, техническое мастерство и опыт спортсмена могут явиться причиной травм. Внутренние факторы спортивного травматизма
По статистике, около ⅓ травм (30,05%) обусловлены причинами организационно-методического характера и ⅔ (69,95%) – индивидуальными особенностями спортсмена. Пристальное внимание следует обращать на юных спортсменов, особенно в пубертатный период, когда наиболее часто встречаются спортивные травмы (рис. 1). Рис. 1. Количество травм у юных гимнастов разного пола и возраста Выделяют следующие виды травм:
В соответствии с НСРСТ травмы, в зависимости от продолжительности «нетрудоспособности», делят на незначительные (1–7 дней), средние (8–21 день) и серьезные (свыше 21 дня или хроническое повреждение). По тяжести травмы делятся на легкие, средней степени тяжести и тяжелые. Иногда выделяют очень легкие травмы (без потери спортивной трудоспособности) и очень тяжелые травмы (приводящие к спортивной инвалидности и смертельным исходам). Кроме того, выделяют острые и хронические травмы. Острые травмы возникают в результате внезапного воздействия того или иного травмирующего фактора. Хронические травмы являются результатом многократного действия одного и того же травмирующего фактора на определенную область тела. Существует еще один вид травм – микротравмы. Это повреждения, получаемые клетками тканей в результате однократного или, наоборот, часто повреждающегося воздействия, незначительно превышающего пределы физиологического сопротивления тканей и вызывающего нарушение их функций и структуры (например, длительные нагрузки на неокрепший организм детей и подростков). Травмоопасными являются все виды спорта, но для каждого присущи те или иные виды повреждений. В основном для спортивного травматизма характерно преобладание ушибов, растяжений (надрывов и разрывов) мышц и связок (табл. 1). Обобщенные материалы о заболеваемости спортсменов всех видов спорта показывают, что на первом месте по частоте распространения стоят хронические воспалительные и дегенеративные изменения опорно-двигательного аппарата (ОДА), являющиеся следствием перенесенных и недостаточно излеченных травм, повторных микротравм и физических перегрузок. К ним относятся: деформирующие артрозы, хронические периоститы, тендовагиниты, миофасциты, оссифицирующие миозиты и пр. При этом преимущественно поражаются наиболее нагружаемые суставы, капсульно-связочный аппарат и мышцы. Таблица 1 Распространенность различных спортивных травм по разным данным
Вопросы для самоконтроля
Раздел 2. Травмы опорно-двигательного аппарата |
Фгбоу впо «байкальский государственный университет экономики и права»... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо с учетом рекомендаций и Прооп впо по направлению подготовки 380404 Государственное... |
Рабочая программа по производственной практике «Помощник палатной... Рабочая программа по производственной практике «Помощник палатной медсестры» составлена в соответствии с требованиями фгос впо и... |
||
Методические указания для выполнения практических занятий по дисциплине: «История» Настоящее учебное пособие составлено на основе профессиональной образовательной программы курса «История» огсэ. 02 в соответствии... |
Программа практической подготовки на судах (3) фгоу впо «балтийская... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо и с учетом рекомендаций ооп впо по направлению и профилю подготовки 26.... |
||
Дипломной практики «Методы и средства проектирования прикладных интеллектуальных систем» Фгос во с учетом рекомендаций и Прооп во по направлению 02. 04. 02 «Фундаментальная информатика и информационные технологии».... |
Сборник лекций по неврологии учебное пособие Учебное пособие составлено сотрудниками курса нервных болезней. Предназначено в помощь студентам IV-V курсов медицинского факультета... |
||
Методические указания по изучению курса «Обязательства по оказанию услуг» Учебно-методическое пособие для магистрантов 1 и 2 курса очной и заочной формы обучения по направлению подготовки |
Учебное пособие составлено в соответствии с фгос3+ и уровню подготовки... Операционные системы: учебное пособие. – Старый Оскол: сти ниту «мисиС», 2016. – 96 с |
||
Учебное пособие Учебное пособие составлено с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... |
Учебное пособие разработано в соответствии с требованиями фгос спо,... Учебное пособие для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования |
||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Учебно – методическое пособие составлено в соответствии с требованиями гос впо по направлению 080100. 68 «Экономика», фгос впо по... |
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Электробезопасность» ... |
||
Учебное пособие к практическим занятиям для студентов специальности 050715 «Логопедия» Учебное пособие составлено в соответствии с требованиями действующего Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... |
Учебное пособие по дисциплине «Математики» Учебное пособие по дисциплине «Математики» разработано в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного... |
||
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Теоретические основы товароведения... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 100700. 62 «Торговое дело»... |
Учебное пособие для магистрантов по напралению подготовки «Ресурсосберегающая... Учебное пособие предназначено для самостоятельной подготовки магистрантов по направлению подготовки «Ресурсосберегающая технология... |
Поиск |