Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины «Управление проектами»
для направления 080500.62 «Бизнес-информатика» подготовки бакалавра
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»
Факультет бизнес-информатики
Программа дисциплины
«Управление проектами»
для направления 080500.62 «Бизнес-информатика» подготовки бакалавра
Автор программы:
Кузнецова Е.В., к.э.н., ev.kuznetsova@hse.ru
Одобрена на заседании кафедры
бизнес-аналитики «____»____________ 2015 г.
Зав. кафедрой Кравченко Т.К. ________________________
Москва, 2015
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры – разработчика программы.
-
Область применения и нормативные ссылки
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080500.62 «Бизнес-информатика» подготовки бакалавра.
Программа разработана в соответствии с рабочим учебным планом университета по направлению 080500.62 «Бизнес-информатика» подготовки бакалавра, утвержденным 26.02.2015 г.
-
Цели освоения дисциплины
Целью изучения дисциплины является:
формирование теоретических знаний, умений и практических навыков решения проблем, возникающих при управлении проектами (УП).
выработка умений и практических навыков эффективного УП в различных отраслях экономики, в том числе с использованием автоматизированных систем (АСУП), обеспечивающих достижение определенных в проекте результатов по составу и объему работ, стоимости, времени, качеству и удовлетворению участников проекта.
-
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен
знать:
понятийный аппарат УП;
принципы стандартизации в области УП, состав международных и национальных стандартов УП;
лучшие практики УП, вошедшие в свод знаний PMI PMBOK;
методологии разработки и УП (методы критического пути, PERT-анализа, стоимостного анализа проектов, прогнозирования значений технико-экономических показателей проекта, оценка рисков);
принципы построения и содержание методологической, организационной и технологической составляющей корпоративной системы УП;
владеть практическими навыками:
построения сетевого графика;
планирования ресурсов;
расчета показателей освоенного объема;
проведения анализа рисков и определения мер реагирования на них;
подготовки и проведения презентации учебного проекта;
уметь:
анализировать и оптимизировать план работ и стоимость проекта;
оформлять проектную документацию;
применять современные АСУП для решения практических задач УП.
Выпускник по направлению подготовки бизнес-информатика с квалификацией (степенью) «бакалавр» в соответствии с задачами профессиональной деятельности и целями основной образовательной программы в результате освоения данной дисциплины должен обладать следующими компетенциями:
Компетенция
|
Код по ФГОС/ НИУ
|
Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
|
Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
|
Готовность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования
|
ОНК-1
|
Владеет и применяет
|
Лекции, практические занятия, выполнение домашних заданий
|
Владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения
|
ОНК-3
|
Владеет и применяет
|
Лекции, практические занятия, выполнение домашних заданий
|
Способность понимать закономерности экономических процессов
|
ОНК- 5
|
Владеет и применяет
|
Лекции, практические занятия, выполнение домашних заданий
|
Способность к письменной и устной коммуникации на государственном языке
|
ИК1
|
Демонстрирует
|
Лекции, практические занятия, выполнение домашних заданий
|
Готовность к организационно-управленческой работе с малыми коллективами
|
ИК3
|
Демонстрирует
|
Практические занятия
|
Готовность работать с информацией из различных источников
|
ИК- 4
|
Демонстрирует
|
Выполнение домашних заданий
|
Владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации
|
ИК-5
|
Владеет и применяет
|
Лекции, практические занятия, выполнение домашних заданий
|
Владение навыками работы с компьютером как средством управления информацией, способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;
|
ИК-6
|
Владеет и применяет
|
Практические занятия, выполнение домашних заданий
|
Способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь
|
СЛК-1
|
Демонстрирует
|
Практические занятия
|
Способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства
|
СЛК4
|
Владеет и применяет
|
Лекции, практические занятия, выполнение домашних заданий
|
Использовать современные стандарты и методики, разрабатывать регламенты деятельности предприятия
|
ПК-11
|
Владеет и применяет
|
Практические занятия, выполнение домашних заданий
|
Организовывать управление малыми проектно-внедренческими группами
|
ПК-16
|
Владеет и применяет
|
Практические занятия
|
Осуществлять планирование и организацию проектной деятельности на основе стандартов управления проектами
|
ПК-19
|
Владеет и применяет
|
Лекции, практические занятия, выполнение домашних заданий
|
Использовать соответствующий математический аппарат и инструментальные средства для обработки, анализа и систематизации информации по теме исследования
|
ПК-22
|
Владеет и применяет
|
Лекции, практические занятия, выполнение домашних заданий
|
Готовить научно-технические отчеты, презентации, научные публикации по результатам выполненных исследований
|
ПК-23
|
Владеет и применяет
|
Практические занятия, выполнение домашних заданий
|
-
Место дисциплины в структуре образовательной программы
-
Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента
Для изучения дисциплины «Управление проектами» студент должен:
владеть содержанием дисциплин: микроэкономика, менеджмент, математический анализ, теория вероятностей и математическая статистика, теоретические основы информатики, архитектура предприятия, вычислительные системы, сети, телекоммуникации, информационные системы управления производственной компанией;
уметь использовать математические и инструментальные средства для решения задач управления.
-
Дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей
Информационные технологии в анализе инвестиционных проектов;
Управление портфелем проектов как инструмент реализации корпоративной стратегии.
-
Тематический план учебной дисциплины
№
|
Название раздела
|
Всего часов
|
Аудиторные часы
|
Самосто-ятельная работа
|
Лекции
|
Семи-нары
|
Практи-ческие занятия
|
1.
|
Проект и проектная деятельность
|
18
|
2
|
|
2
|
14
|
2.
|
Управление проектами как вид управленческой деятельности
|
18
|
2
|
|
2
|
14
|
3.
|
Календарное планирование проекта
|
22
|
4
|
|
4
|
14
|
4.
|
Планирование ресурсов
|
18
|
2
|
|
2
|
14
|
5.
|
Управление стоимостью проекта
|
13
|
1
|
|
0
|
12
|
6.
|
Управление риском проекта
|
16
|
2
|
|
2
|
12
|
7
|
Контроль выполнения проекта
|
20
|
2
|
|
4
|
14
|
8
|
Организационная, методологическая и технологическая составляющие управления проектами
|
19
|
3
|
|
2
|
14
|
|
Итого часов
|
144
|
18
|
|
18
|
108
|
-
Формы контроля знаний студентов
Тип контроля
|
Форма контроля
|
1 год
|
Параметры
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Текущий
(неделя)
|
Домашнее задание
|
|
|
7 нед.
|
|
Разработка презентации проекта с использованием Microsoft PowerPoint и создание базового плана проекта в Microsoft Project, оценка результатов – 1 неделя
|
Итоговый
(неделя)
|
Экзамен
|
|
|
8 нед.
|
|
Решение задачи и тестирование
|
-
Критерии оценки знаний, навыков
Студент должен:
продемонстрировать знание разделов дисциплины;
представить результаты выполнения домашнего задания в соответствии с требуемыми компетенциями;
продемонстрировать практические навыки работы с программным обеспечением MS Project 2010.
Оценки по всем формам контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.
-
Содержание дисциплины
Тема 1. Проект и проектная деятельность.
Определение понятия «проект». Основные отличия проектной деятельности от операционной. Формальные критерии проектов. Типизация проектов в зависимости от степени уникальности результата и процесса. Характеристика целей проекта. «Проектный треугольник» и взаимосвязь элементов проекта. Матрица компромиссов проекта. Понятия «программа» и «портфель проектов». Типы портфелей проектов.
Литература:
Базовый учебник и основная литература: [1], [2], [3], [5]
Дополнительная литература: [8], [9], [10], [11], [12], [16].
Тема 2. Управление проектами как вид управленческой деятельности
Определение понятия «управление проектами». Отличия управления проектами от традиционного менеджмента. Субъекты управления проектами. Ключевые стейкхолдеры проекта. Области знания в управлении проектами в соответствии с PMBoK 5th ed. Ключевые навыки менеджера проекта. Факторы, влияющие на успех проекта. Жизненный цикл проекта. Группы процессов управления проектами в соответствии с PMBoK 5th ed.
Литература:
Базовый учебник и основная литература: [1], [3], [6].
Дополнительная литература: [8], [9], [10], [11], [12], [16].
Тема 3. Календарное планирование проекта
Разработка иерархической структуры работ (ИСР). Возможные подходы к степени детализации ИСР. Конструирование сетевого графика проекта: два подхода к разработке сетевых графиков. Основные правила разработки, терминология, принципы построения и анализа сетевых графиков. Оценка начала и окончания работ с помощью сетевого графика. Процесс расчета параметров сетевого графика. Прямой анализ и обратный анализ определения ранних и поздних сроков начала и завершения операций. Понятие критического пути.
Приближение проекта к реальности посредством улучшенных методов построения сетевых графиков. Типы отношений между операциями. Задержки операций (лаги) и их комбинации. Подвесные операции (типа «гамак»).
Методы и инструменты оценки длительности работ. Виды календарных ограничений.
Основные методы анализа сетевых моделей. Методы PERT и GERT.
Литература:
Базовый учебник и основная литература: [1], [4], [6].
Дополнительная литература: [10], [11], [16].
Тема 4. Планирование ресурсов
Определение понятия «ресурс». Виды ресурсов.
Проекты, ограниченные по времени. Проекты, ограниченные по количеству ресурсов. Влияние календарного планирования ресурсов, подлежащих ограничениям. Распараллеливание операций.
Распределение работ по проекту. Команды и проекты. Матрица ответственности (RM). Управление трудовыми ресурсами проекта и менеджмент человеческих ресурсов проекта. Интегрированная культура команды проекта. Календарное планирование использования ресурсов нескольких проектов.
Литература:
Базовый учебник и основная литература: [1], [4], [5], [6]
Дополнительная литература: [8], [9], [10], [11], [12]
Тема 5. Управление стоимостью проекта
Бюджет проекта. Прямые и косвенные затраты проекта. Типичные статьи затрат ИТ-проекта. Совокупная стоимость владения. Особенности расчета ROI для ИТ-проектов.
Литература:
Базовый учебник и основная литература: [1], [4], [6].
Дополнительная литература [14], [15], [16].
Тема 6. Управление риском проекта
Определение понятий «риск», «владелец риска», «триггеры риска», «факторы риска», «остаточный риск», «вторичный риск». Классификации рисков. Типичные риски ИТ-проектов. Методы реагирования на негативные риски (уклонение, передача, снижение, принятие). Примеры применения методов реагирования на риски ИТ-проектов. Меры реагирования на возможности. Примеры применения методов реагирования на возможности в ИТ-проектах (использование, усиление, разделение, принятие). Стратегия выбора мер реагирования. Реестр рисков.
Процессы управления рисками проектов. Идентификация рисков. Качественный анализ рисков. Матрица вероятность/влияние. Количественный анализ рисков, методы количественного анализа. Планирование мер реагирования по результатам анализа. Мониторинг и контроль рисков.
Литература:
Базовый учебник: [1], [3], [6].
Дополнительная литература: [10], [11], [15], [16].
Тема 7. Контроль выполнения проекта
Этапы контроля хода выполнения проекта. Базовый план проекта. Мониторинг выполнения работ. Показатели выполнения работ. Показатель процента завершенности проекта. Контроль графика проекта по диаграмме Гантта с отслеживанием. Метод освоенного объема. Прогнозирование окончательной стоимости проекта.
Сводный статус проекта. Отчет о статусе проекта. Причины внесения изменений в план проекта.
Литература:
Базовый учебник: [1], [2], [3].
Дополнительная литература: [17], [19].
Тема 8. Организационная, методологическая и технологическая составляющие управления проектами
Функциональная, матричная и проектная организационные структуры. Разновидности матричной структуры (слабая, сбалансированная и жесткая матрицы). Соответствие организационной структуры типам проектов. Офис управления проектами.
Стандартизация управления проектами, её цели и принципы. Международные, национальные и корпоративные стандарты управления проектами. Каскадная (водопадная) модель управления проектами и гибкие методологии. Структура корпоративного стандарта управления проектами. Основные проблемы и их решения в процессе разработки корпоративных стандартов. Основные виды документов, используемых в корпоративном управлении проектами. Устав проекта. Паспорт проекта.
Области автоматизации в управлении проектами. Возможные подходы к автоматизации: использование специализированного программного обеспечения (ПО) или специализированных модулей ERP-систем (на примере SAP ERP). Основные вендоры ПО управления проектами на мировом рынке. Сравнительный анализ специализированного ПО MS Project Oracle Primavera. Их возможности и основные различия. Обзор ПО для управления проектам с использованием гибких методологий.
Литература:
Базовый учебник и основная литература: [1], [2], [4], [6].
Дополнительная литература: [7], [11], [16]
-
Образовательные технологии
Образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы: презентации проектов; обсуждения; решение задач по планированию проектов, выравниванию ресурсов, расчету показателей освоенного объема; практическая работа в Microsoft Project 2010.
-
Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента
Тематика заданий текущего контроля
Выполнение домашнего задания в форме презентации проекта по любой выбранной студентом тематике предусматривает:
формулирование цели и задач проекта;
определение бизнес-проблем, на решение которых направлен данный проект ;
определение рисков проекта и создание плана реагирования на них;
формирование календарного плана проекта в Microsoft Project 2010;
определение потребности в ресурсах;
описание ресурсов и назначение их на задачи проекта в Microsoft Project 2010;
формирование бюджета проекта;
описание результатов проекта и получаемых бизнес-выгод от его реализации.
Вопросы для оценки качества освоения дисциплины
Тема 1. Проект и проектная деятельность.
Что такое проект?
В чем состоит отличие проектной деятельности от операционной?
Какие формальные критерии можно использовать на предприятии для отнесения той или иной активности к проектной деятельности?
Назовите основные типы проектов в зависимости от степени уникальности результата и процесса.
Что такое «проектный треугольник»?
Опишите взаимосвязь основных элементов проекта.
Охарактеризуйте цели проекта, используя аббревиатуру SMART.
Что из себя представляет и с какой целью разрабатывается «матрица компромиссов проекта»?
В чем состоит отличие понятий «проект», «программа», «портфель проектов»?
Приведите пример возможно типизации портфелей проектов.
Тема 2. Управление проектами как вид управленческой деятельности
Дайте определение понятию «управление проектом»
Кто относится к субъектам управления проектом?
Приведите примеры ключевых стейкхолдеров проекта, дайте их краткую характеристику.
Что является объектом управления в системе управления проектом?
Перечислите области знания в управлении проектами в соответствии с PMBoK 5th ed.
Опишите ключевые навыки руководителя проекта, необходимые для успешного руководства проектом.
Назовите факторы, влияющие на успех проекта;
Назовите и охарактеризуйте фазы жизненный цикл проекта;
Охарактеризуйте и представьте графически характер распределения затрат проекта во времени в соответствии с фазами жизненного цикла проекта.
Назовите группы процессов управления проектами в соответствии с PMBoK 5th ed;
Проведите сравнительный анализ управления проектами и традиционного менеджмента.
Тема 3. Календарное планирование проектов
Чем отличается иерархическая структура работ от сетевого графика проекта?
В чем состоят отличия сетового графика с операциями на стрелках от сетевого графика с операциями в узлах?
Что такое критический путь в проекте?
Какие отношения определяют положение любой операции в графике проекта?
Что такое прямой анализ сетевого графика проекта?
Что такое обратный анализ сетевого графика проекта?
Какие преимущества для менеджера проекта дает знание резервов времени выполнения операций?
С какой целью при построении сетевых графиков используются отношения задержки операций?
Что такое «веха» и в чем состоит цель её использования?
Что такое подвесная операция и в чем состоит цель ее использования?
Назовите и охарактеризуйте основные методы и инструменты оценки длительности работ.
Опишите функционал MS Project 2010, используемый для календарного планирования.
Назовите и охарактеризуйте основные виды задач, используемые в MS Project 2010
Тема 4. Планирование ресурсов
Что такое ресурс?
Назовите и охарактеризуйте основные типы ресурсов, используемых в проектной деятельности.
Какие ограничения связаны с использованием ресурсов в проекте?
Как связаны календарное планирование ресурсов и приоритет проекта?
Какие операции задерживаются при выравнивании использования ресурсов?
Каким образом календарное планирование ресурсов снижает гибкость в управлении проектом?
Объясните риски, связанные с выравниванием ресурсов, сокращением или срочным выполнением проектов и установлением сроков продолжительности проекта или с необходимостью идти по графику при выполнении проекта.
Что такое «матрица ответственности», в чем состоит цель её использования?
Опишите функционал MS Project 2010, используемый для создания ресурсов в проекте.
Опишите функционал MS Project 2010, используемый для назначения ресурсов на задачи проекта.
Опишите функционал MS Project 2010, используемый для выравнивания ресурсов.
Тема 5. Управление стоимостью проекта
Что такое бюджет?
В чем состоит отличие бюджета от сметы?
В чем состоит отличие прямых и косвенных затрат проекта?
В чем заключается принцип релевантности при планировании бюджета проекта?
Что такое «совокупная стоимость владения» для информационной системы?
Чем вызвана необходимость использования совокупной стоимости владения при расчете показателя ROI для ИТ-проектов?
Назовите типовые статьи затрат для ИТ-проекта.
Кто несет ответственность за формирование и исполнение бюджета проекта?
Опишите функционал MS Project 2010, используемый для расчета бюджета проекта.
Тема 6. Управление риском проекта.
Что такое риск?
С помощью каких показателей можно оценить риск?
Существуют ли риски, оказывающие положительное влияние на проект?
Можно или нельзя устранить проектные риски, если проект тщательно спланирован?
В чем состоит различие между факторами и триггерами риска?
Кто такой «владелец риска»?
Приведите известные вам классификации рисков.
В чем состоит отличие между остаточным и вторичным риском?
Назовите типичные риски ИТ-проектов.
Назовите четыре вида мер реагирования на негативные риски. Проиллюстрируйте ответ примерами реагирования на негативные риски ИТ-проектов.
Назовите четыре вида мер реагирования на возможности. Проиллюстрируйте ответ примерами реагирования навозможности в ИТ-проектах.
Назовите процессы управления рисками.
В чем заключается качественный анализ рисков, какова цель его проведения?
В чем заключается количественный анализ рисков, какова цель его проведения?
Каковы возможные последствия неприменения процесса контроля над изменениями? Почему?
Как с помощью PERT-моделирования рассчитать вероятность конкретной продолжительности выполнения проекта? Какие подходы лежат в основе этого метода?
В чем состоят отличия информации, используемой в PERT-модели, от информации, используемой в методе критического пути (СРМ)?
Тема 7. Контроль выполнения проекта
В чем заключается необходимость применения метода освоенного объема?
Назовите основные показатели освоенного объема и охарактеризуйте их.
Как определяются отклонения проекта по срокам его выполнения?
Как определяются отклонения проекта по стоимости?
Каким образом базовый план способствует интеграции планирования и контроля проектов?
Почему для руководителей проекта важно противостоять изменениям в базовый плане проекта? При каких условиях руководитель проекта мог бы внести изменения в опорный план?
Какие показатели используются для оценки степени завершенности проекта в MS Project 2010?
Опишите три возможных подхода для указания информации о фактическом выполнении работ в MS Project 2010. Проведите сравнительный анализ их достоинств и недостатков.
Что такое статус проекта? Приведите пример статусной схемы.
Какие показатели выполнения работ используются при оценки статуса проекта?
Какие показатели используются в модели прогноза общей стоимости работ по завершению проекта?
Опишите функционал MS Project 2010, используемый для контроля проекта по методу освоенного объема.
Тема 8. Организационная, методологическая и технологическая составляющие управления проектами.
Опишите и сравните функциональную, матричную и проектную организационные структуры.
Как власть и полномочия руководителя проекта зависят от организационной структуры?
Опишите и сравните слабую, сбалансированную и сильную матричные организационные структуры.
Что такое Офис управления проектами? В чем заключаются его функции и цель создания?
Назовите и охарактеризуйте известные вам международные и национальные стандарты управления проектами.
Почему при наличии международных и национальных стандартов существует необходимость в разработке корпоративных стандартов управления проектами?
Охарактеризуйте структуру и назовите примерный состав корпоративного стандарта управления проектами.
С какими основными проблемами сталкиваются на предприятиях при разработке корпоративных стандартов управления проектами? Каковы пути их решения?
В чем состоит отличие каскадной (водопадной) методологии и гибкой методологии управления проектами?
Какие основные направления автоматизации управления проектами?
Какие возможности должна обеспечить система управления проектом в части календарно-ресурсного планирования?
Какие возможности должна обеспечить система управления проектом в части финансового планирования?
Какие функциональные компоненты включаются в систему управления проектами?
Сравните два подхода к автоматизации процессов управления проектами: на основе специализированного ПО и на основе специализированных модулей ERP-систем? Назовите преимущества и недостатки этих подходов.
-
Порядок формирования оценок по дисциплине
Формирование оценок по учебной дисциплине производится в соответствии с Положением об организации промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости студентов НИУ ВШЭ, утвержденным протоколом №5 от 27.06.2014.
В соответствии с Рабочим учебным планом, формой текущего контроля является контрольная работа, которая оценивается по 10-балльной шкале. Общая оценка за текущий контроль (по 10-балльной шкале) рассчитывается по формуле:
Отекущий = Одз,
где
Одз – оценка за домашнее задание.
При определении накопленной оценки (по 10-балльной шкале) оценивается только аудиторная работа, самостоятельная внеаудиторная работа не оценивается. Поэтому накопленная оценка рассчитывается по формуле:
Онакопленная = 0,5 · Отекущий + 0,5 · Оауд + 0,0 · Осам.работа ,
где Отекущий – оценка за текущий контроль;
Оауд – оценка за аудиторную работу;
Осам.работа – оценка за самостоятельную работу.
Результирующая оценка (выставляется в диплом) формируется на основе итоговой оценки за экзамен (по 10-балльной шкале) и накопленной оценки. Результирующая оценка рассчитывается по формуле:
Орезульт = 0,3 · Оэкз + 0,7 · Онакопленная ,
где О зачет – оценка за итоговый контроль (экзамен);
Онакопленная – накопленная оценка.
При формировании оценок на основе весовых коэффициентов применяется округление до целого числа в большую сторону.
-
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Литература
а) базовый учебник
Багратиони К.А., Алешин А., Аньшин В.М. Управление проектами: фундаментальный курс. М. Изд. дом Высшей школы экономики, 2013. — 624 c.
б) основная литература
Богданов В. В. Управление проектами. Корпоративная система — шаг за шагом / М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012. — 248 c.
Грей К. Ф. Управление проектами. М. Дело и Сервис, 2007. - 597 с.
Куперштейн В.И. Microsoft Project 2010 в управлении проектами; под общ. ред. А.В. Цветкова. – СПб. : БХВ-Петербург, 2011. – 416 с.
Ципес Г. Л. Проекты и управление проектами в современной компании. М. Олимп-Бизнес, 2010. - 463 с.
Project Management Institute. PMI PMBOK (5th Edition) / Руководство к Своду знаний по управлению проектами (пятое издание), Project Management Institute, Inc., 2012.
в) дополнительная литература
Вольфсон Б. Гибкие методологии разработки. [Электронный ресурс] // URL: http://agilerussia.ru/methodologies/borisvolfson_ebook/
Мазур И. И. Управление проектами. ОМЕГА-Л, 2005. - 664 с.
Мартин П. Управление проектами. СПб. Питер, 2006. - 223 с.
Павлов А. Н. Управление проектами на основе стандарта PMI PMBOK. М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. - 208 с.
Полковников А. В. Управление проектами. М. Олимп-Бизнес, 2013. - 547 с.
Товб А.С. Управление проектами: – М.: «Олимп-Бизнес», 2005, 239 с.
Романова М. В. Управление проектами. ФОРУМ, 2007. - 253 с.
Терехов А. Как оценить эффективность внедрения ERP-систем. //Финансовый директор. – 2003. – № 1.
Филлипс Д. Управление проектами в области информационных технологий. Лори, 2008. - 374 с.
Управление проектами. Основы профессиональных знаний. Национальные требования к компетентности (НТК) специалистов// Сертификационная комиссия COBHET. M.: КУБС, 2001. 265с.
Программные средства
Компьютерный класс, специализированное ПО по управлению проектами «Microsoft Project 2010» компании Microsoft.
Для подготовки практических задач, презентаций и выступлений студентами используется современная учебно-лабораторная база, в том числе стандартные пакеты прикладных программ офисного назначения:
информационные системы подготовки текстов (Microsoft Word);
системы электронных таблиц (Microsoft Excel);
системы подготовки презентаций (Microsoft PowerPoint).
Дистанционная поддержка дисциплины
Не предусмотрена.
-
Материально-техническое обеспечение дисциплины
Используются персональный компьютер (ноутбук) и проектор для проведения лекций и практических занятий, техническое оснащение компьютерных классов
Разработчик:
НИУ ВШЭ_______ ________доцент________ ______________Кузнецова Е.В._
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
|