|
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа учебной практики для студентов 2 курса
для направления 080500.62 «Бизнес-информатика» подготовки бакалавра
|
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»
Факультет бизнес-информатики
Программа учебной практики
для студентов 2 курса
для направления 080500.62 «Бизнес-информатика» подготовки бакалавра
Автор программы:
Акопов А.С., д.т.н., aakopov@hse.ru
Одобрена на заседании кафедры
бизнес-аналитики «____»____________ 2013 г.
Зав. кафедрой Кравченко Т.К. ________________________
Рекомендована секцией УМС «Бизнес-информатика» «____»____________ 2013 г.
Председатель Таратухина Ю.В. ________________________
Москва, 2013
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры – разработчика программы.
1. Цель проведения учебной практики:
Главной целью проведения учебной практики студентов 2-го курса факультета бизнес информатики по дисциплине «Управление данными» является развитие и закрепление практических навыков разработки внешних приложений (под WEB) к базам данных, спроектированным в домашнем задании и курсовой работе.
Современные информационные технологии позволяют разрабатывать приложения баз данных под Windows и WEB. При этом приложения баз данных под WEB обладают значительными преимуществами по сравнению с обычными Windows приложениями, так как они реализуется в распределенной среде, могут быть доступны неограниченному количеству пользователей посредством сети Интернет, легко обновляемы и масштабируемы, т.к. такие приложения размещаются централизованно на WEB-Сервере (например, под управлением Apache HTTP-сервер) и не требуют установки дополнительного программного обеспечения на клиентских компьютерах.
WEB- приложение базы данных – это совокупность пользовательских прикладных программ, разработанных для конкретной СУБД с применением современных языков WEB-программирования (ASP.NET, PHP, JSP и др.) и технологий доступа к данным (ADO.NET, ODBC, JDBC и др.). WEB- приложение как правило включает HTML-формы обработки данных пользователей (применяемые в основном для загрузки данных в базу, например, анкета на сайте) и динамические WEB-страницы для вывода (визуализации) информации из СУБД. Для разработки Web-приложений рекомендуется использование следующих технологий класса Open Source (открытого кода, не требующих лицензий): HTML, PHP, CУБД MySQL, EMS SQL Manager for MySQL Freeware, XML, PHP Report Maker и др.
2. Задачи учебной практики:
приобрести навыки в разработке и документировании серверных сценариев написанных на объектно-ориентрованном языке программирования PHP, обеспечивающим решение прикладных задач на основе созданной базы данных;
научиться организовывать доступ к различным СУБД (MySQL Server, MS SQL Server и др.) посредством WEB-интерфейса с использованием различных технологий;
создавать профессиональные WEB-приложения баз данных. Например, создать WEB-форму для ввода данных в таблицу базы данных, форму для выполнения запросов на языке SQL, динамические WEB-страницы для вывода (визуализации) данных из СУБД в форме отчетов и графиков.
3. Требования к результатам освоения учебной практики
Выпускник по направлению подготовки БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА с квалификацией (степенью) «бакалавр» в соответствии с задачами профессиональной деятельности и целями основной образовательной программы должен обладать следующими компетенциями:
а) универсальными:
- общенаучными (ОНК):
готовность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОНК-1);
готовность выявить естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, привлечь их для решения соответствующий физико-математический аппарат (ОНК-2);
владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОНК–3);
способность понимать закономерности экономических процессов (ОНК- 5);
- инструментальными (ИК):
способность к письменной и устной коммуникации на государственном языке(ИК 1);
владение одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ИК-2);
готовность к организационно-управленческой работе с малыми коллективами (ИК 3);
готовность работать с информацией из различных источников (ИК- 4);
владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ИК-5);
владение навыками работы с компьютером как средством управления информацией, способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ИК-6);
способность использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ИК- 7);
- социально-личностными и общекультурными (СЛК):
способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (СЛК-1);
готовность к ответственному и целеустремленному решению поставленных задач во взаимодействии с обществом, коллективом, партнерами (СЛК-2);
способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность (СЛК-3);
способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (СЛК -4);
понимание социальной значимости своей будущей профессии, высокая мотивация к выполнению профессиональной деятельности (СЛК - 6);
способность к организованному подходу к освоению и приобретению новых навыков и компетенций (СЛК -7);
способность проявлять гражданственность, толерантность и высокую общую культуру в общении с подчиненными и сотрудниками всех уровней (СЛК -8);
б) профессиональными (ПК):
аналитическая деятельность
проводить оценку экономического поведения при принятии решений и институциональный анализ (ПК-1);
проводить микроэкономический анализ (ПК-2);
проводить анализ архитектуры предприятия (ПК-4);
проводить исследование и анализ рынка ИС и ИКТ (ПК-5);
выбирать рациональные ИС и ИКТ-решения для управления бизнесом (ПК-6).
проводить анализ инноваций в экономике, управлении и ИКТ (ПК-7);
организационно-управленческая деятельность
проводить обследование деятельности и ИТ- инфраструктуры предприятий (ПК-8);
осуществлять подготовку и ведение контрактной документации на разработку, приобретение или поставку ИС и ИКТ (ПК-9);
управлять контентом предприятия и Интернет-ресурсов, управлять процессами создания и использования информационных сервисов (контент-сервисов) (ПК-10);
использовать современные стандарты и методики, разрабатывать регламенты деятельности предприятия (ПК-11);
использовать современные стандарты и методики, разрабатывать регламенты для организации управления процессами жизненного цикла ИТ- инфраструктуры предприятий (ПК-12);
организовывать взаимодействие с клиентами и партнерами в процессе решения задач управления жизненным циклом ИТ-инфраструктуры предприятия (ПК-13);
защищать права на интеллектуальную собственность (ПК-15);
организовывать управление малыми проектно-внедренческими группами (ПК-16);
проектная деятельность
выполнять технико-экономическое обоснование проектов по совершенствованию и регламентацию бизнес-процессов и ИТ-инфраструктуры предприятия (ПК-17);
проектировать и внедрять компоненты ИТ-инфраструктуры предприятия, обеспечивающие достижение стратегических целей и поддержку бизнес-процессов (ПК-18);
осуществлять планирование и организацию проектной деятельности на основе стандартов управления проектами (ПК-19);
научно-исследовательская деятельность
использовать соответствующий математический аппарат и инструментальные средства для обработки, анализа и систематизации информации по теме исследования (ПК-22);
готовить научно-технические отчеты, презентации, научные публикации по результатам выполненных исследований (ПК-23);
консалтинговая деятельность
консультировать заказчиков по совершенствованию бизнес-процессов и ИТ- инфраструктуры предприятия (ПК-24);
консультировать заказчиков по рациональному выбору ИС и ИКТ управления бизнесом (ПК-26);
консультировать заказчиков по рациональному выбору методов и инструментов управления ИТ-инфраструктурой предприятия (ПК-27);
инновационно-предпринимательская деятельность
описывать целевые сегменты ИКТ-рынка (ПК-28);
разрабатывать бизнес-планы создания новых бизнесов на основе инноваций в сфере ИКТ (ПК-29);
использовать лучшие практики продвижения инновационных программно- информационных продуктов и услуг (ПК-30);
создавать новые бизнесы на основе инноваций в сфере ИКТ (ПК-31).
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
основные стандарты, методы и технологии, общепринятые в управлении проектами,
стандарты управления проектами, вошедшие в свод знаний PMI PMBOK,
проблемы проектного управления,
принципы и правила построения сетевого графика,
основные программные продукты, специализированные на управлении проектами.
Уметь:
использовать проектные методы в решении экономических, технологических и других задач,
планировать и создавать проекты с помощью актуальных компьютерных технологий,
самостоятельно разрабатывать эффективный график реализации проекта,
применять методы решения задач управления с учетом ограничений на ресурсы,
анализировать и оптимизировать план работ и стоимость проекта,
оформлять проектную документацию,
использовать информационные технологии для управления проектами,
проводить анализ рисков.
Владеть:
навыками разработки базового плана проекта,
навыками разработки стратегии для решения проблем исполнения сроков реализации проекта,
навыками оптимизации использования ресурсов,
навыками эффективного перераспределения ресурсов в случае отклонений от принятого варианта реализации проекта,
навыками корректировки базового плана с учетом ограничений на ресурсы и сроки выполнения проекта с использованием современных пакетов прикладных программ.
4. Порядок проведения учебной практики
Учебная практика по дисциплине «Управление данными» на факультете бизнес информатики проводится на базе технологий Open Source: PHP 5 и MySQL Server 5, как наиболее пригодных для приобретения базовых навыков создания профессиональных приложений баз данных под WEB. Для облегчения процедуры инсталляции данного программного обеспечения рекомендуется использование специального инсталлятора «Денвер» (http://www.denwer.ru/base.html), включающего PHP5 с поддержкой GD (графическая библиотека) и MySQL, sqLite MySQL5 с поддержкой транзакций.
5. Результаты, получаемые в процессе учебной практики
В результате учебной практики студенты должны разработать внешнее диалоговое приложение к базе данных.
WEB-приложение базы данных должно включать:
WEB-интерфейса для базы данных с основными элементами управления в виде меню (написанным на HTML/DHTML), обеспечивающим возможность навигации по всем приложению (сайту) и возможность работы с основными таблицами БД (формы ввода/редактирования данных в таблицы через WEB), выполнение SQL- запросов c выводом результатов на WEB-страницу в виде отчетов и графиков и др.;
Формы (отдельные WEB-страницы с элементами управления, написанными на HTML) для выполнения основных функций работы с таблицами БД (ввод, редактирование, удаление и др. записей в таблицах);
Формы, позволяющие вводить произвольную SQL инструкцию через WEB-интерфейс и выполнять эти запросы с выводом результатов на WEB-страницу;
WEB-страницы, позволяющие вывести на экран компьютера данные из СУБД в различных форматах (таблица и график).
6. Оформление результатов учебной практики
Результаты учебной практики оформляются в виде письменного отчета, который создается в редакторе MS Word. Отчет должен содержать:
титульный лист, на котором размещается: название учебного заведения; название факультета; название дисциплины, по которой проводилась учебная практика; тема отчета; номер группы, фамилия, имя и отчество студента; фамилия, имя и отчество преподавателя;
введение, в котором описываются цели и функции прикладной системы;
описание схемы WEB-интерфейса (структура сайта, перечень WEB-страниц взаимодействующих с СУБД и др.).
уточненную ER-модель базы данных (ER модель берется из курсовой работы или строится в EMS SQL Manager for MySQL);
краткое обоснование выбора средств проектирования диалогового приложения;
скриншоты всех WEB-страниц, которые вошли в приложение;
листинги программ и скриптов на PHP;
примеры работы WEB-приложений (скриншоты);
отчеты, подготовленные с помощью PHP Report Maker.
Общий объем отчета по учебной практике должен составлять примерно 15 листов формата А4. Шрифт Times 14, поля: левое и правое по 2,5 см., сверху и снизу по 2 см. Желательно, чтобы скриншоты для лучшей наглядности были обработаны графическим редактором.
7. Методы решения поставленных задач
Разработка приложений баз данных под WEB проводится с использованием программных продуктов класса Open Source (PHP, MySQL), которые имеют эффективные средства доступа к базам данных и реализации запросов.
Студенты должны разработать приложения с применением различных технологий, как платформенно независимых (собственные библиотеки баз данных PHP), так с использованием драйверов ODBC и интерфейсов ADO.
Основы применяемой технологии проектирования WEB-приложений изложены в работах [1-10].
Разрабатываемые в процессе учебной практики приложения к базам данных должны включать следующие операции:
просмотр, корректировку данных в реляционных таблицах СУБД, добавление и удаление записей через WEB-интерфейс;
формирование SQL-запроса в индивидуальной форме на WEB-странице с дальнейшей визуализацией результатов запроса в табличной форме;
создание сложного WEB-интерфейса (типа «продавец и его заказы» на одной WEB-странице), динамических отчетов в табличной и графической форме.
8. Рекомендуемая литература
Основная литература:
Акопов А.С. Учебно-методическое пособие по курсу «Базы данных» по теме РАЗРАБОТКА WEB-ПРИЛОЖЕНИЙ НА СТОРОНЕ СЕРВЕРА. Утверждено Учебно-методическим советом факультета «Бизнес-информатика» ГУ-ВШЭ в качестве учебного пособия для студентов 20.04.2010.
Эд Леки-Томпсон, Хьяо Айде-Гудман, Алек Коув, Стивен Д. Новицки. PHP 5 для профессионалов. Издательства: Диалектика, Вильямс, 2006 г.
Кристина Пейтон, Андре Меллер. PHP 5 & MySQL 5. Издательство: Бином-Пресс, 2007 г.
Андерсон Р., Фрэнсис Б., Хомер А. и др. ASP.NET для профессионалов. В 2 томах. Издательство: Лори, 2004 г.
Дополнительная литература:
Чак Муссиано и Билл Кеннеди. HTML и XHTML. Подробное руководство. Издательство: Символ-Плюс, 2008 г.
Дэвид Флэнаган. JavaScript. Подробное руководство. Издательство: Символ-Плюс, 2008 г.
Эрик А. Мейер. CSS. Каскадные таблицы стилей. Подробное руководство. Издательство: Символ-Плюс, 2008 г.
Хэт Хенриксон, Скотт Хоффман. IIS 6. Полное руководство. Издательство: Эком, 2004г.
Кристиан Дари, Богдан Бринзаре, Филип Черчез-Тоза, Михай Бусика. AJAX и PHP. Разработка динамических веб-приложений. Издательство: Символ-Плюс, 2006г.
Артемий Ломов. Самоучитель Apache, Perl, MySQL. Практика создания динамических сайтов (+ CD-ROM). Издательство: БХВ-Петербург, 2007г.
Николас Закас, Джереми Мак-Пик, Джо Фосетт. Ajax для профессионалов. Издательство: Символ-Плюс, 2008г.
9. Приложения
Приложение 1. Список рекомендуемых проблемных областей для проектирования
учебной базы данных (для домашней и курсовой работ и учебной практики).
Приложение 2. Методические указания к проектированию приложений к базе данных под WEB.
Приложение 1
Темы для проектирования баз данных
Обменный пункт: сотрудники пункта, виды валют, курсы валют, операции обмена.
Ювелирный магазин: названия изделий, комитенты (кто сдал изделия на комиссию), журнал сдачи изделий на продажу, журнал покупки изделий.
Поликлиника: врачи, пациенты, виды болезней, журнал учета прихода пациентов.
Кондитерский магазин: виды конфет, поставщики, торговые точки, журнал поступления и отпуска товара.
Автобаза: автомашины, водители, рейсы, журнал выезда машин на рейсы.
Парикмахерская: клиенты, прайс услуг, сотрудники, кассовый журнал.
Склад: поставщики товара, список товара, получатели товара, кладовщики.
Школа: учителя, предметы, ученики, журнал успеваемости.
Оплата услуг на дачных участках: виды услуг, список владельцев, сотрудники управления, журнал регистрации оплат.
Гостиница: проживающие, сотрудники гостиницы, номера, журнал регистрации проживающих.
Книжный магазин: авторы, книги, продавцы, покупатели, регистрация продаж.
Ремонтная мастерская: виды работ, исполнители, заказы на ремонт, заказчики.
Аптечный киоск: номенклатура лекарств, работники аптеки, покупатели, журнал регистрации продаж.
Выставка: стенды, стендисты, экскурсии, посетители.
Охранная служба: список постов охраны, список охранников, журнал выхода на дежурство, журнал учета замечаний.
Столовая: продукты, блюда, меню, журнал заказов
Фото мастерская: заказчики работ, прайс работ, журнал поступления заказов, исполнители.
Ветеринарная лечебница: список животных, список болезней, список хозяев, журнал посещений.
Сельское хозяйство: список растений, список угодий, список работников, журнал посевной.
Холдинг: список регионов, список предприятий, список показателей, журнал учета отчетных данных.
Фонды предприятия: список основных средств, список категорий основных средств, список материально ответственных лиц, журнал учета состояния основных средств.
Учет расхода материалов в компании: список статей затрат, список сотрудников, журнал учета расхода канцтоваров, список департаментов.
Фильмотека: список фильмов, список клиентов, список библиотекарей, журнал выдачи фильмов.
Цирк: список категорий артистов, список артистов, журнал выхода артистов на работу, список цирковых площадок.
Спортивные заведения: список спортсменов, список видов спорта, список стадионов, журнал учета выступлений спортсменов.
Компьютерные занятия: список слушателей курсов, список предметов, список преподавателей, журнал учета успеваемости.
Сбор урожая: список видов продукции, список сборщиков, список бригад, журнал учета сбора урожая.
Фирма по обслуживанию населения: список заказчиков, список товаров, список разносчиков, журнал заказов.
Партийная работа: список членов партии, список мероприятий, журнал учета выхода на мероприятие, список городов
Экономическая база данных: список регионов, список показателей, список отраслей, отчетные статистические данные.
Журнальные статьи: список тем, список авторов, список названия статей, список журналов.
Анализ причин заболеваемости: список больных, список болезней, список районов, журнал учета заболевших.
Отдел кадров: список сотрудников, штатное расписание, список отделов, журнал перемещения сотрудников по службе.
Делопроизводство: список видов документов, карточка документа, список исполнителей, список департаментов
Расчет нагрузки на преподавателя: список преподавателей, список кафедр, предметов, журнал нагрузки.
Проектные работы: список проектов, список специалистов, список должностей, журнал учета работ.
Учет компьютерного оборудования: список типов оборудования, список материально ответственных лиц, список департаментов, журнал регистрации выдачи оборудования.
Прививки детям: список прививок, список детей, список родителей, журнал учета сделанных прививок.
Начисление налогов в бюджет: виды налогов, список отраслей, список предприятий, журнал учета поступления налогов.
Экспертная система: список оцениваемых объектов, список экспертов, список регионов, журнал учета оценок.
Ремонтная мастерская электронного оборудования: список работ, список мастеров, список запасных частей, журнал учета выполненных работ, список поступившего оборудования.
Магазин по продаже автомобилей: список фирм производителей, список автомобилей, журнал поступления автомобиля, список водителя пригнавшего машину.
Автомобильный гараж: список владельцев, список автомобилей, список сторожей, журнал прихода и ухода автомобилей.
Учет криминогенной ситуации в городе: список районов, список типов преступлений, список дежурных, журнал регистрации преступлений.
Система здравоохранения: список регионов, список санаториев, список пенсионеров, журнал регистрации выдачи путевок в санатории.
Туристические агентства: список туров, список стран, список клиентов, журнал регистрации продаж туров.
Продажа билетов на рейсы: список рейсов, прайс билетов, список компаний, журнал продаж билетов.
Продажа пиломатериалов: виды пиломатериалов, регионы поставщики, список заказчиков, журнал учета продаж пиломатериалов.
Склад металлоконструкций: прайс товара металлоконструкций, список поставщиков, список продавцов, журнал учета продаж.
Система поддержки решений: список экспертов, список тем обсуждений, список департаментов, журнал учета предложений.
Детский сад: список родителей, список детей, список групп, журнал посещения детского сада.
Дом творчества молодежи: список кружков, список руководителей, список детей, журнал регистрации посещения кружков.
Приложение 2
Введение 13
Раздел 1. Основы языка программирования PHP 15
1.1 Введение в PHP 15
1.2 Установка интерпретатора PHP 18
1.3 Полезные конструкции на PHP 21
1.4 Управляющие структуры PHP 23
1.5 Работа с файловой системой 24
1.6 Базы данных и PHP 25
Раздел 2. Основы технологии ASP.NET и ADO.NET 31
2.1 Введение в ASP.NET 31
2.2 Установка программного обеспечения для ASP.NET 35
2.3 Полезные конструкции на ASP.NET 37
2.4 Управляющие структуры ASP.NET 38
2.5 Работа с файловой системой 39
2.6 Базы данных и ASP.NET 40
Раздел 3. Разработка приложений для WEB с использованием MySQL 45
3.1 Введение в MySQL 45
3.2 Взаимодействие MySQL и PHP. 47
3.3 Визуальные средства проектирования для MySQL. 54
|