Студентов по патологической анатомии


Название Студентов по патологической анатомии
страница 1/13
Тип Учебное пособие
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
Нижегородская государственная медицинская академия

Т.В. Сумина, Н.Ю. Орлинская, Н.С. Торгушина

РУКОВОДСТВО

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

СТУДЕНТОВ

ПО ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ

(общий курс)

II ЧАСТЬ


Нижний Новгород

2015 г.

УДК 616 – 091 (075)

ББК 52.5я73

Т – 60

Рекомендовано Центральным методическим советом НижГМА

(протокол № 6 от 30.03.2015 г.)

СУМИНА Т.В.

Руководство для самостоятельной работы студентов по патологической анатомии (общий курс) II часть: учебно-методическое пособие для студентов /Т.В. Сумина, Н.Ю. Орлинская, Н.С.Торгушина – Н. Новгород: Издательство НижГМА, 2015. – 119 с.

Учебное пособие содержит рекомендации для самостоятельного внеаудиторного изучения тем общего курса патологической анатомии. В него включены указания по изучению разделов обязательной литературы, ссылки на дополнительную литературу. В пособии имеются «Базовые вопросы с ответами», разработанные на кафедре патологической анатомии НижГМА, перечень вопросов для самоподготовки, задания в тестовой форме, типовые задачи и примеры контрольных работ для проверки итогового уровня усвоения знаний. Пособие предназначено для студентов медицинских вузов III курса лечебного факультета.


СОДЕРЖАНИЕ
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
Занятие № 7. Воспаление. Экссудативное воспаление. Острое воспаление . . . .6
Занятие № 8. Продуктивное воспаление. Хроническое воспаление . . . . . . . . . 25
Занятие № 9. Иммунопатологические процессы. Амилоидоз . . . . . . . . . . . . . . .40
Занятие № 10. Компенсаторно-приспособительные процессы. Регенерация.

Заживление ран. Склероз . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .62
Занятие № 11. Опухоли. Общие положения. Мезенхимальные опухоли.

Опухоли меланинобразующей ткани . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .80
Занятие № 12. Эпителиальные опухоли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .102

ВВЕДЕНИЕ

Самостоятельная работа студентов как аудиторная, так и внеаудиторная занимает наиболее существенное место в образовательном процессе в медицинском вузе. Внеаудиторная самостоятельная работа преследует цель получения теоретических знаний в объеме, который позволяет успешно выполнять задания на практическом занятии, полноценно овладевать умениями и навыками и завершать изучение темы написанием контрольной работы.

В предлагаемом учебном пособии содержатся указания для выполнения внеаудиторной (домашней) самостоятельной работы согласно темам общего курса патологической анатомии. Кроме конкретной информации по изучению соответствующих разделов основного учебника в качестве понятийно-терминологической части в пособии имеются «Базовые вопросы с ответами». Последние разработаны на кафедре патологической анатомии НижГМА для более успешного усвоения знаний в процессе внеаудиторной работы. Представление теоретического учебного материала в виде вопросов с ответами позволяет выделить из текста учебника главные моменты, излагать материалы наиболее точно, доступно для обучающегося, а измеримость каждого вопроса количеством существенных элементов ответа (Р) облегчает составление проверочных контрольных материалов. Как показывает многолетний опыт преподавания патологической анатомии «Базовые вопросы с ответами» дают возможность обучающемуся после освоения текста учебника сконцентрировать внимание на основных понятиях, терминах, определениях, классификациях и, таким образом, не упустить усвоение главного.

В учебное пособие включен перечень вопросов для самоподготовки, а также задания в тестовой форме, с помощью которых можно осуществлять самоконтроль усвоения знаний. Они используются при составлении контрольных работ, предлагаемых на практическом занятии. В качестве домашнего задания предлагается заполнение учебных таблиц, сделанных в форме сопоставления характеристик патологических процессов методом сравнительного анализа.

Для закрепления знаний рекомендуется решение типовых задач, которые составлены на основании реальных жизненных ситуаций, позволяют приблизить изучение темы к практической работе врача. Они акцентируют внимание обучающегося на наиболее важных в практическом отношении моментах, требуют умения сопоставление фактического и теоретического материалов при решении конкретных ситуаций, заставляют обучающегося логически мыслить и принимать самостоятельные решения.

По каждой теме общего курса патологической анатомии составлены примеры контрольной работы для проверки итогового уровня усвоения знаний с эталонами ответов. Подобные контрольные работы предлагаются на практических занятиях, ими завершается изучение каждой темы.

Контрольная работа включает:

- задание в тестовой форме с выбором правильных ответов из предложенных;

- базовые или иного характера вопросы, на которые нужно дать ответы самостоятельно (количество ответов по каждому вопросу измерено);

- типовые задачи, подобные тем, которые рекомендовались для закрепления теоретических знаний.

Объем контрольной работы по одной теме практического занятия составляет 25-30 операций. Положительная оценка выставляется при наличии не более 7 ошибок (не более 7 неправильно выполненных операций).

Рекомендуемая литература.

Основная литература.

Патологическая анатомия: учебник /Струков А.И., Серов В.В.; под ред. В.С. Паукова. – 6-е изд., доп. и перераб. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2013. – 880 с.: ил.

Дополнительная литература.

1. Патологическая анатомия: учебник /Пальцев М.А., Аничков Н.М. – в 3-х томах, 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ОАО Издательство «Медицина», 2005, - 304 с., 512 с., 304 с.

2. Пальцев М.А., Аничков Н.М., Рыбакова М.Г. Руководство к практическим занятиям по патологической анатомии. – М., Медицина, 2002, - 896 с.

3. Патологическая анатомия: Атлас: Учебное пособие /Под общ. ред. О.В. Зайратьянца. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2014. – 960 с.

Занятие № 7
ВОСПАЛЕНИЕ. ЭКССУДАТИВНОЕ ВОСПАЛЕНИЕ.

ОСТРОЕ ВОСПАЛЕНИЕ
Цель самостоятельной работы. Получить теоретические знания по патологической анатомии экссудативного воспаления.

Конкретные задачи самостоятельной работы.

1. Запомнить определения, классификации, термины, используемые при

описании экссудативного воспаления.

2. Узнать этиологию и патогенез видов экссудативного воспаления.

3. Изучить морфологические изменения органов и тканей при конкретных

видах экссудативного воспаления.

4. Усвоить и понять закономерные исходы и значение конкретных видов

экссудативного воспаления.

5. Понять место различных видов экссудативного воспаления в структуре

заболеваний человека.

Задание для самоподготовки. Изучите тему занятия по учебнику «Патологическая анатомия» Струков А.М., Серов В.В., под ред. В.С. Паукова. – 6-е изд., доп. и перераб. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2013, с.181-197. Обратитесь к материалам лекции, другим доступным источникам информации. Для лучшего усвоения знаний используйте «Базовые вопросы с ответами».
БАЗОВЫЕ ВОПРОСЫ С ОТВЕТАМИ


ВОПРОС

Р

ОТВЕТ


1. Дайте определение воспа­ления.


1


Комплексная местная сосудисто-ткане­вая реакция на повреждение ткани, вызванное действием патогенного фак­тора.

2. Перечислите основные факторы, вызы­вающие воспаление.

3


1. Биологические.

2. Физические.

3. Химические.

3. Назовите классические клинические признаки вос­паления.


5


1. Краснота.

2. Припухлость.

3. Жар.

4. Боль.

5. Нарушение функции.

4. Перечислите тканевые ре­акции, развивающиеся при воспалении (фазы воспале­ния).

3


1. Альтерация (повреждение).

2. Экссудация.

3. Пролиферация.

5. Как морфологически выра­жается альтерация (повреждение) при воспалении?

2


1. Дистрофическими процессами.

2. Некрозом.


6. Перечислите последова­тельно изменения, происхо­дящие при экссудации (стадии).


6


1. Реакция микроциркуляторного русла с нарушением реологических свойств крови.

2. Повышение сосудистой проницаемости.

3. Экссудация составных частей плазмы.

4. Эмиграция клеток крови.

5. Фагоцитоз и пиноцитоз.

6. Образование экссудата и воспали­тельного клеточного инфильтрата.

7. Что такое экссудат?


1


Жидкость, образующаяся при воспалении.

8. Что такое транссудат?


1


Отечная жидкость.


9. Дайте определение проли­ферации (ее суть) при воспалении.

1


Размножение клеток при воспалении, направленное на блок вредности и восстановление поврежденной ткани.

10. Какие группы клеток пролиферируют при воспале­нии?


3


1. Гематогенные клетки (моноциты, лимфоциты).

2. Гистиогенные клетки (фибробласты, клетки сосудистой стенки).

3. Паренхиматозные клетки (эпителий).

11. Приведите классификацию воспаления по характеру течения.

3


1. Острое.

2. Подострое.

3. Хроническое.

12. Приведите классификацию воспаления по преоблада­нию типа тканевой реак­ции.

2


1. Экссудативное.

2. Продуктивное (пролиферативное).


13. Дайте определение экссудативного воспаления.

1


Воспаление с доминированием экссуда­ции.

14. Перечислите виды экссудативного воспаления, выделяемые по морфологическим параметрам.


7


1. Серозное.

2. Фибринозное.

3. Гнойное.

4. Гнилостное.

5. Геморрагическое.

6. Смешанное (серозно-гнойное, фибринозно-гнойное).

7. Катаральное.

15. Что такое серозный экссу­дат?


1


Экссудат, содержащий относительно малое количество белка (3 – 5%) и небольшое количество клеток.

16. Назовите исходы серозно­го воспаления.

2


1. Рассасывание экссудата - часто.

2. Склероз (организация) при хрони­ческом течении.

17. Что такое фибринозный экссудат?

1


Экссудат, содержащий большое количест­во фибрина и клеточные элементы.

18. Назовите варианты фибриноз­ного воспаления при поражении оболочек.

2


1. Крупозное.

2. Дифтеритическое.

19. От чего зависит развитие той или иной формы фибри­нозного воспаления?

2


1. От гистологического строения оболочки.

2. От глубины некроза.

20. На каких оболочках обыч­но развивается только крупозное воспаление?

2


1. Ha серозных оболочках.

2. На слизистых оболочках трахеи и бронхов.

21. На каких оболочках могут развиваться оба вида фибринозного воспаления (в зависимости от глубины некроза)?

3


1. На слизистой оболочке желудка.

2. Кишечни­ка.

3. Полости тела матки и других локализациях.


22. На каких оболочках обыч­но развивается только дифтеритическое воспаление?

1


На слизистых оболочках, покрытых многослойным плоским эпителием (зев, ротовая полость, миндалины, надгортан­ник, пищевод).

23. Перечислите исходы фибринозного воспаления.


4


1. Расплавление и отделение фибриноз­ной пленки с образованием язв и последующим их заживлением.

2. Организация экссудата.

3. Петрификация экссудата.

4. Рассасывание экссудата (редко).

24. Что такое гнойный экссудат?


1


Экссудат, содержащий большое количест­во лейкоцитов (преимущественно нейтрофильных).

25. Дайте определение абсцес­са.


1


Очаговое гнойное воспаление с расплавлением ткани (некрозом) и после­дующим образованием полости.

26. Какие абсцессы выделяют по клиническому течению?

2


1. Острые.

2. Хронические.

27. Чем сформирована стенка острого абсцесса?

2

1. Некротизированными массами с нейтрофильными лейкоцитами.

2. Тканью органа, пропитанной нейтрофильными лейкоцитами.

28. Какие слои можно выделить в стенке хронического абсцесса?


3


1. Некротизированные массы, пропитанные лейкоцитами.

2. Грануляционная ткань.

3. Соединительная грубоволокнистая ткань.

29. Назовите наиболее частые исходы абсцесса.


3


1. Вскрытие абсцесса с освобождением гноя и последующим образованием рубца.

2. Сгущение гноя и его петрификация.

3. Организация экссудата с образова­нием рубца.

30. Дайте определение флегмоны.


1


Разлитое гнойное воспаление с диф­фузным пропитыванием ткани экссуда­том.

31. Назовите разновидности флегмоны.

2


1. Мягкая.

2. Твердая.

32. Что такое эмпиема?

1

Гнойное воспаление замкнутых полостей тела или полого органа со скоплением в них гноя.

33. Дайте определение катарального воспаления (катара).

1


Экссудативное воспаление, развивающееся на слизистых обо­лочках и характеризующееся выделе­нием экссудата на их поверхности.

34. Назовите вида катаров по характеру течения.

2


1. Острый.

2. Хронический.

35. Назовите морфологические виды наиболее частых острых катаров.


5


1. Серозный.

2. Слизистый.

3. Гнойный.

4. Геморрагический.

5. Смешанный (слизисто-гнойный).

36. Какие морфологические (гистологические) изменения развиваются в слизистой оболочке при остром катаре?

5

1. Острые нарушения кровообращения (полнокровие, отек).

2. Воспалительная инфильтрация нейтрофильными лейкоцитами разной степени.

3. Гиперпродукция слизи.

4. Десквамация (слущивание) покровного эпителия, возможны эрозии.

5. Повреждение покровного эпителия (слущивание, дистрофия), могут быть эрозии.

37. Какие морфо­логические изменения слизистой оболочки формируются при хронических катарах?

4


1. Атрофия.

2. Гипертрофия.

3. Дисплазия эпителия.

4. Разрастание соединительной ткани (склероз).

38. Перечислите основные исходы экссудативного воспаления.


4


1. Рассасывание экссудата с регенерацией ткани.

2. Организация.

3. Петрификация.

4. Отделение экссудата с регенерацией ткани.

39. Какие виды экссудатов плохо рассасываются и чаще организуются?

3


1. Фибринозный.

2. Гнойный.

3. Гнилостный.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Похожие:

Студентов по патологической анатомии icon Руководство к лабораторным занятиям по патологической анатомии по специальности стоматология
Руководство к лабораторным занятиям по патологической анатомии по специальности – стоматология / Авт. И. И. Бабиченко, А. Л. Владимирцева,...
Студентов по патологической анатомии icon Особенности хирургических вмешательств на жкт ящериц. Васильев Д. Б. Московский зоопарк
В качестве базового пособия по топографической анатомии зеленых игуан можно использовать атлас по лабораторной анатомии Олдхэма и...
Студентов по патологической анатомии icon Методические указания по выполнению самостоятельной работы для студентов...
Рецензент: кандидат ветеринарных наук, доцент кафедры анатомии и хирургии Курдюков А. А
Студентов по патологической анатомии icon Методические указания по выполнению и защите выпускной квалификационной...
Агарков А. В. – зам декана по учебной работе; Луцук С. Н. – зав кафедрой паразитологии и ветсанэкспертизы, анатомии и патанатомии,...
Студентов по патологической анатомии icon Особенности личностно-харктерологических свойств и клинико-психопатологических...
Работа выполнена в гоу впо «Московский государственный медико-стоматологический университет Росздрава»
Студентов по патологической анатомии icon Программа дисциплины зоология беспозвоночных
...
Студентов по патологической анатомии icon Рабочая учебная программа по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
Составитель: Чернов Даниил Евгеньевич, доцент кафедры анатомии, физиологии и валеологии Ургпу, канд пед наук
Студентов по патологической анатомии icon Методические рекомендации для проведения учебной практики по дисциплине «анатомия животных»
I. учебная практика по анатомии животных – общие и организационные вопросы
Студентов по патологической анатомии icon Программа дисциплины по выбору «аритмология» к основной образовательной...
Углубить фундаментальные представления о физиологии, анатомии и патологии сердечно-сосудистой системы
Студентов по патологической анатомии icon Безопасности жизнедеятельности Комсомольск-на
Выпускная квалификационная работа выполнена на кафедре безопасности жизнедеятельности, анатомии, физиологии и гигиены фгоу впо «Амурский...
Студентов по патологической анатомии icon Российской Федерации Новосибирский государственный педагогический...
Печатается по решению кафедры анатомии, физиологии и валеологии Новосибирского государственного педагогического университета и Западно-Сибирского...
Студентов по патологической анатомии icon План Кратко об анатомии и физиологии кожи. Опрелости, места образования, профилактика, лечение
Тема 16. Пролежни. Стадии пролежней. Технология выполнения медицинских услуг «Меры профилактики и лечения пролежней. Смена нательного...
Студентов по патологической анатомии icon Коронароангиография- инвазивный рентгеноконтрастный метод прижизненной...
Составлены в соответствии с руководством по коронароангиографии асс/ана от 1999г
Студентов по патологической анатомии icon Учебное пособие включает сведения по анатомии, физиологии, кормлению,...
Панов Валерий Петрович — мсха; доктор сельскохозяйственных наук, профессор Груздев Николай Васильевич — зав кафедрой частной зоотехнии...
Студентов по патологической анатомии icon Учебное пособие включает сведения по анатомии, физиологии, кормлению,...
Панов Валерий Петрович — мсха; доктор сельскохозяйственных наук, профессор Груздев Николай Васильевич — зав кафедрой частной зоотехнии...
Студентов по патологической анатомии icon Сводная информация
Примерно около 45 студентов, обучающихся на дневном отделении университета – иногородние. В общежитиях университета проживают 2 132...

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск