«Решение тригонометрических уравнений»


Скачать 119.32 Kb.
Название «Решение тригонометрических уравнений»
Тип Решение
Тема « Решение тригонометрических уравнений»

Цели урока:

  • Образовательная: закрепить навыки решения простейших тригонометрических уравнений; показать методы решения тригонометрических уравнений с использованием формул сложения, введением вспомогательного угла, графическим методом; стимулировать интерес студентов к решению уравнений.

  • Развивающая: развивать познавательную деятельность, самостоятельность, умения применять полученные знания.

  • Воспитательная: формировать доброжелательные отношения среди студентов группы.

  1. Организационный момент

Отметить в журнале отсутствующих студентов на уроке. Проверить готовность студентов к уроку.

  1. Актуализация опорных знаний

2.1. Выступление студента, сопровождающего показом презентации. Познакомиться с историей развития тригонометрии, настроиться на активную работу на уроке.

Студенты внимательно слушают выступление и делают краткие записи в тетрадях (фамилии ученых математиков, хронологию развития тригонометрии).
2.2. Работа в парах.

Выполните задания по вариантам. Студенты выполняют задания согласно варианту, затем проверяют друг друга.


1 вариант

2 вариант

1. Запишите формулы для решения простейших тригонометрических уравнений

sinx = a (1 балл)

cosx = a (1 балл)

tgx = a (1 балл)

ctgx = a (1балл)

2. При каких значениях а эти уравнения имеют решения? (1 балл)

Взаимопроверка и взаимооценка в парах. (Если студент испытывает трудности при проверке, то ему разрешается обратиться к учебнику)

2.3. Проверить уровень умений решения простейших тригонометрических уравнений

Вводный тест с последующей проверкой.

В рабочих тетрадях выполните вводный тест:

  1. определите и запишите уровень работы и номер варианта;

  2. приступайте к выполнению работы;

3) по окончании работы, используя ключ (ключ возьмите у преподавателя), проверьте себя и оцените.

1-ый вариант

2-ой вариант

Уровень А

№1. Какие из данных уравнений не имеют корней? ( 1 балл)

1) sinx = -0,44

1) cosx = -0,33

2) cosx = 5

2) sinx = 4

3) tgx = -10

3) ctgx = -8

4)ctgx = 0

4) tgx = 0

№2. Решите уравнения и выберите верный ответ.

а) 2- sinx = 0 (1 балл)

а) 2sinx =(1 балл)

1) (-1)n arcsin+ n, n

1) (-1)narcsin

2)

2) 0

3) -1

3) 1

4) нет корней

4) нет корней

б) 2sinx – 1 = 0 (1 балл)

б) 1 - 2cosx = 0 ( 1 балл)

1)

1)

2) 

2) 

3) 

3) 

4) (-1)n

4) (-1)n

в) sin2x - cos=0 (1 балл)

в) tg2x - 2sin (1 балл)

1)

1)

2)

2)

3) 

3) 

4) (-1)n

4) (-1)n

№3. Найти корень уравнения

2cosx = -1 на (2балла)

№3. Найти корень уравнения

2sinx = 1 на (2 балла)

Уровень В.

№4. Найти сумму двух наименьших положительных корней уравнения sinx = -1 (2 балла)

№4. Найти произведение корней уравнения cosx = , принадлежащих промежутку (2 балла)

№5. Для каких из данных уравнений число  является корнем? (2 балла)

а) 2sinx = 0

б)sinx = cosx

а) 3cosx = 0

б) = 0

№6. Сколько корней уравнения

tg3x = 1 принадлежат промежутку 0; ? (3 балла)

№6. Сколько корней уравнения

сtg3x = 1 принадлежат промежутку

0; ? (3 балла)

№7. Решите уравнение:

sin(sinx) = -1 . (3 балла)

Решите уравнение: sin (соsx) = -1 .

(3 балла)

Ключ – это правильные ответы.
2.4. С целью закрепления навыков в решении простейших тригонометрических уравнений проводится коллективная игра.

Задания выполняются самостоятельно, ответы обсуждаются в группах разного уровня (группы формируются по желанию самих студентов). На доске вывешивается таблица с номерами заданий. Раскладываются карточки с различными вариантами ответов (среди них есть неверные ответы), количество карточек с ответами превышает число 8 (их обычно 10, из них правильных 8) на обороте начерчен график непрерывной функции y = arcsinx

4

3

2

1

8

7

6

5

1) Определите уровень работы: уровень А- простейший, уровень В- средний уровень, уровень С- самый трудный

2) Сядьте в соответствии с выбранным уровнем заданий (1 ряд-уровень А; 2 ряд-уровень В; 3 ряд- уровень С).

  1. Выполните задание, работая самостоятельно

1 группа ( уровень А - простейший) решает задания 1 - 4

2 группа ( уровень В - средний уровень) решает задания № 5, 6

3 группа ( уровень С - самый трудный ) решает задания 7, 8.

Задания:

  1. Решите уравнение и выберите правильный ответ:

Задания

Ответы




1

2

1. cos(– x) = -1 (1 балл)

а) nZ

б)

в) , nZ;

г) , nZ

2. cos(+x) = sin(1 балл)

а) n , nZ

б) + k, kZ

в) + n , nZ;

г) + 2n , nZ

3. 2sinxcosx = -(1 балл)

a) -

б) (-1)n, nZ

в) +2n , nZ;

г) (-1)n + + n , nZ

4. cos2x - sin2x = -(1 балл)

а) arccos+ n, nZ

б) + 2n , nZ

в) (-arccos) + n , nZ

г) (-1)n arccos+ n , nZ


5. Решите уравнение:

cos() = 1 (2 балла)

6. Найти наименьший положительный корень уравнения:

sin(35+x) = (2 балла)

7. Решите уравнение:

tg() = 1 (3 балла)

8. Найти все решения уравнения 2cos(2x-) - = 0, удовлетворяющие условию –2 х 0. (3 балла)

4) Обсудите ответы в группе.

5) Проверьте правильность ответов, открывая соответствующие карточки лото.

Представитель одной из групп выходит к доске и открывает карточки. На карточках должен получиться график тригонометрической функции.

6) Оцените работу группы по каждому заданию по следующим критериям:

  • ответ совпадает полностью – полное количество баллов, указанное в скобках к заданию,

  • ответ совпадает частично – половина указанных баллов,

  • ответ не совпадает – 0 баллов.

При проверке результатов на каждый № задания накладывается карточка, у которой с одной стороны записан правильный ответ, а с другой рисунок. Накладываются карточки ответами вниз. Когда на все вопросы будут получены правильные ответы, то получается изображение графика непрерывной функции с заданием, т. е. можно переходить к следующему этапу урока. Если изображение графика непрерывной функции не получилось, то в местах искажения рисунка необходимо проверить соответствующие задания, найти ошибку сообща и только потом перейти к следующему этапу урока.
3. Формирование новых умений и навыков. Решение уравнений различными способами.

Цель: показать методы решения тригонометрических уравнений с использованием формул сложения, введением вспомогательного угла, графическим методом

3.1. Сообщение темы, целей и задач урока. Мотивация.

3.2. Изучение нового материала с использованием интерактивной доски

I. Графический метод

Преподаватель предлагает студентам:

1. Предложите возможный вариант задания формулой функции y = f(x), обладающей следующими свойствами: тригонометрическая функция определена при х R; период функции равен 2, функция четная, наибольшее значения функции равно 2. (f(x) = 2cosx)

  1. Описать вид графика этой функции.

Решение уравнения графическим методом. Преподаватель объясняет у доски решение этого уравнения, задавая попутно вопросы студентам.

Строим графики функций и . Студенты помогают строить эти графики, отвечая на вопросы преподавателя:

  • что является графиком функции

  • через какие точки он проходит и др.

Преподаватель показывает решение этого уравнения, студенты строят графики у себя в тетрадях, и записывают решение данного уравнения.

Ответ х = 0, х = , х = , где .

II. С использованием формул сложения решить уравнение

sin2x*cos4x - cos2x*sin4x =

III. С помощью введения дополнительного угла решить уравнение

sinx + cosx = 1

4. Закрепление новой темы

4.1. Работа в группах

Заранее преподавателем были выбраны 4 лидера, с которыми подробно разобрано решение уравнений указанными выше способами и сформированы 4 группы. Каждый лидер подготовил к уроку, проверив предварительно у преподавателя карточки с заданиями для ребят своей группы.

В процессе работы задачами лидера являются: объяснение ребятам группы, которые слабо усвоили новый материал, решение тригонометрических уравнений указанными методами; проверка того, как ребята его поняли, предложив им решить, составленные заранее карточки. По результатам проверки лидеры выставляют оценки участникам своей группы.

Инструкция членам группы:

1) Выполни упражнения, предложенные лидером группы (самостоятельная работа), если возникнут вопросы, то обратись к лидеру или преподавателю.

Задания:

1, 2 группы-(уровень А)

3, 4 группы-(уровень В)

Решение - 1 балл, ответ на каждый дополнительный ответ - 1 балл

Решение уравнений с использованием формул сложения


Карточка №1

Решите уравнение

sin3x*cosx - cos3x*sinx =

  1. найти наименьший положительный корень.

  2. указать корни на промежутке [0;].



  3. Карточка №2.

Решите уравнение

cos2x*cosx - sin2x*sinx =

  1. найти наибольший отрицательный и наименьший положительный корни.

указать корни на промежутке [0; ].


Карточка№1.

Решите уравнение.

cos4x*cos2x+sin4x*sin2x=

а) сколько решений уравнения принадлежат промежутку []

в) найти наибольший отрицательный и наименьший положительный корни.

Карточка№2.

Решите уравнение.

sin2x*cosx - cos2x*sinx =

a) найти наименьший положительный корень.

б) указать корни на промежутке [0; ].

Решение уравнений с помощью введения вспомогательного угла

Карточка №3.

Решите уравнение

sinx + cosx = 1

а) сколько решений уравнения принадлежат промежутку

Карточка №4.

Решите уравнение

sinx - cosx = 1

а) сколько решений уравнения принадлежат промежутку

Карточка№3.

Решите уравнение

3sinx – cosx = 1

а) сколько решений принадлежат промежутку [0; 2]?

Карточка№4.

Решите уравнение.

sinx + cosx = 2

а) сколько решений принадлежат промежутку [0; 5]?


3) Проверь правильность выполнения у лидера группы.

4) Проставь полученную оценку в оценочный лист.



  1. Заключительный этап

5.1. Итог урока. Выставление рейтинговой оценки за урок

Цель: рефлексия

1). Подведите итоги вашей работы, суммируя полученные баллы:

Оценочный лист.


Фамилия ,Имя _______________________________________________


Этапы урока

Кто оценивает

Количество баллов

Работа в парах







Фамилия студента

Вводный тест по уровням А и В

самооценка




Работа в разноуровневых группах

Игра

самооценка




Работа в группах по уровням А и В







консультант (фамилия)

Дополнительные задания







Итого баллов




Оценка




«5» - более 17 баллов

«4» - от 13 до 17 баллов

«3» - от 9 до 13 баллов

На уроке получено; «5» - 3, «4» - 15, «3» - 11.

5.2 Домашнее задание. Запишите домашнее задание. Домашнее задание по дидактическому материалу, автор Саакян стр. 24, 25. № 272-279 (уровень А); № 285-291 (уровень В); № 299-305 (уровень С). Выбрать один из уровней.

Похожие:

«Решение тригонометрических уравнений» icon Тема урока : Решение тригонометрических уравнений
Отработка умений и навыков учащихся с помощью опорных сигналов при решении простейших и сложных тригонометрических уравнений
«Решение тригонометрических уравнений» icon Уроке. Рекомендации классу
Цель : закрепить навыки решения простейших тригонометрических уравнений; показать методы решения тригонометрических уравнений с использованием...
«Решение тригонометрических уравнений» icon «Решение простейших тригонометрических уравнений»
Урок алгебры и начала анализа в 10-м классе с использованием модульной технологии обучения
«Решение тригонометрических уравнений» icon Учебник «решение тригонометрических уравнений»
Во время набора текста группами верстальщик следит за единообразием и помогает в технических вопросах
«Решение тригонометрических уравнений» icon Денещик Татьяна Борисовна Персональная карточка №102-735-350 Технологическая карта Мой друг!
Сегодня тебе предстоит изучить основные методы решения тригонометрических уравнений
«Решение тригонометрических уравнений» icon Тригонометрических уравнений
Зачатки тригонометрии можно найти в математических рукописях древнего Египта, Вавилона и древнего Китая. 56-я задача из папируса...
«Решение тригонометрических уравнений» icon "Решение уравнений" с применением технологии ркмчп 59
Международная педагогическая дистанционная конференция «Педагогика и образование», сборник статей, часть 4
«Решение тригонометрических уравнений» icon Модели неустойчивого исторического развития
Основные понятия математической теории хаоса формулируются на с помощью т н дифференциальных уравнений. Что это такое и как лучше...
«Решение тригонометрических уравнений» icon Приближенное решение некоторых дифференциально- операторных уравнений...
Механика деформируемого твердого тела / Н. А. Гуреева; Волгоградский государственный аграрный университет; [науч рук. Ю. В. Клочков]....
«Решение тригонометрических уравнений» icon Решение уравнений
В программе maple прекрасный файл помощи. Вам придется часто им пользоваться для уточнения синтаксиса операторов. Вызывается через...
«Решение тригонометрических уравнений» icon Цель с применением знаний и навыков в области программирования написать...
Одними из первых приспособлений изначально служили счётные палочки, которые используются и сегодня в начальных классах. Постепенно...
«Решение тригонометрических уравнений» icon Мир транспорта и технологических машин 2011 эксплуатация, ремонт, восстановление
Получена система обыкновенных дифференциальных уравнений, которая при помощи аппарата производящих функций сведена к линейному уравнению...
«Решение тригонометрических уравнений» icon Обучающая программа по дисциплине Организация ЭВМ и систем содержание
В авм для решения такого рода уравнений обычно используются электрические процессы, которые описываются (моделируются) такого же...
«Решение тригонометрических уравнений» icon Московский технологический колледж
«Построение графиков тригонометрических функций с помощью геометрических преобразований»
«Решение тригонометрических уравнений» icon «Тригонометрические функции»
Цель урока: систематизировать и обобщить знания о тригонометрических функциях. Продолжить подготовку учащихся к егэ
«Решение тригонометрических уравнений» icon 2. Обоснована процедура сведения задачи факторизации матриц-функций...
Наиболее важные результаты фундаментальных исследований, полученные в институтах спбнц ран за 2008-2009 годы

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск