“Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным.”
Сенека
Постановка результативных целей
(занятие с элементами тренинга)
Задачи: мотивировать участников на корректную постановку целей в жизни и работе, познакомить с методикой SMART, формировать навык построения жизненных целей.
Оборудование: буклеты для раздачи всем участникам, стикеры, ручки, бланк-карточка к упражнению «Рисунок под диктовку», карточки-шляпы,
Участники занятия рассаживаются полукругом или в форме буквы «п» за столами.
Ход занятия
Здравствуйте.
Начать занятие я хочу с упражнения « Рисунок под диктовку». Мне нужен один желающий – тот, кто будет проводить это упражнение. Скажите, есть ли среди вас человек, который уверен, что всегда сумеет изложить свои мысли четко и понятно? Тогда мы ему и предложим сделать то, что у него хорошо получается.
(вызывается доброволец, объясняются условия проведения упражнения).
Ведущему дается карточка с геометрическим рисунком. Он должен, не показывая ее участникам, сидящим за столами, описать рисунок так, чтобы все остальные под его диктовку сделали необходимый рисунок. При этом должны выполняться два необходимых условия:
1. диктующий не должен задавать никаких вопросов рисующим (Все нарисовали? Получается? Успели? и т.п.)
2. рисующие не должны в свою очередь задавать никаких уточняющих вопросов диктующему.
По окончании работы участники сравнивают свои рисунки с оригиналом.
Проводится анализ упражнения.
Вопросы для «диктующего».
1. Как давалась инструкция участникам?
2. За счет чего участники добились успеха? Почему есть неудачи?
3. Всегда ли инструкции были понятны «рисующим»?
Вопросы для «рисующих».
1. Легко ли было выполнить задание?
2. Что помогало? Что мешало?
3. Какие чувства возникали, когда инструкция была непонятна?
4. Что можно было изменить, чтобы достичь больших успехов?
Итак, по итогам упражнения мы можем сказать, что не всегда один человек понимает другого, тем более с полуслова. Существуют различные барьеры общения: многим людям нужна обратная связь, чтобы сориентироваться; разные люди в разные слова вкладывают разный смысл и т.п. То есть, причины неудач могут быть самые разные и чтобы добиться какого-либо результата от окружающих, нужно четко давать инструкции и проговаривать цели. В жизни нам очень часто приходится ставить перед собой (а иногда даже и перед окружающими) те или иные цели.
Упражнение «Золотая рыбка»
Цель: Упражнение учит участников грамотно формулировать свои цели
Время: 15 минут
Размер группы: Любой
Вызывается любой доброволец (либо вызывает сам ведущий). Начинайте говорить быстрее, чтобы был момент растерянности. Плюс киньте фразу в зал: «Смотрите внимательнее, что сейчас будет происходить».
Вы поймали золотую рыбку. У вас есть 15 секунд, чтобы загадать ей три желания.
Далее тренер ведет отсчет или загибает пальцы по секундам. Молчит? Загадал, но не произнес. Если вы не произнесли свои желания, как они догадаются? Если произнесли, ведущий повторяет их именно так, как было сказано.
— Дом, кучу денег, машину…
Тренер рисует дом.
— Это что?
— Дом. Получи!
Или: Хорошо, у меня в следующем году будет дом. Ты же не сказал, кому ты загадал дом?
— Кучу денег.
Скиньтесь по рублю! Получи.
— Хочу быть счастливым!
— Обязательно: в следующем месяце будешь счастлив, даже несколько раз. Или будешь всегда счастлив, начиная с 2050 года.
— Любимая женщина?
— Через 150 лет она у тебя появится.
— Я не доживу!
— А это твои проблемы.
Можно вызвать ещё участников…
Тренер: «Я могу поспорить на любую сумму денег, что даже сейчас никто из вас с этим не справиться!»
Итоги:
Что сейчас происходило?
Как нужно было загадывать желания, чтобы они были исполнены?
Давайте выполним еще одно упражнение: «Ботинки»
Сейчас каждому из вас нужно написать записку для своего помощника (секретаря и.т.п.) с просьбой купить ботинки. На работу 1 минута.
После того, как вышло время, записки собираются и по одной зачитываются. Далее обсуждение:
- есть ли у помощника шанс понять записку неправильно и неправильно выполнить задание? Почему?
- какие условия нужны, чтобы этого не произошло?
- как нужно было писать задание, чтоб оно было выполнено?
У многих ли людей есть цель в жизни? - Нет, у единиц. Почему? Потому что, в отличие от мечтаний, цель в жизни предполагает большой труд, ежедневную работу для движения к твоей цели. Если ты каждый день думаешь о том, что тебе важно, и делаешь для этого что-то - у тебя цель в жизни есть. Если ты не знаешь, что тебе на самом деле важно, или в разные дни ты думаешь об этом по-разному, либо много думаешь, но мало что делаешь - у тебя цели в жизни пока нет. Так что же такое цель?
Цель — желаемый результат (предмет стремления). То, что человек намерен осуществить. Цель - то, к чему стремится человек, начиная что-либо. Для развитого человека цель - чёткий конечный ориентир, для достижения которого осуществляется ряд действий. Наличие цели помогает человеку не сбиться с намеченного пути.
Скажите, почему отсутствие правильно поставленных целей – обычная ситуация?
мы все люди и нам свойственны лень, усталость, творческие тупики и надежда на авось.
Потому что постановка правильной цели требует почти столько же усилий, сколько и ее достижение.
когда цели заданы расплывчато, потом проще найти себе оправдание, если что-то пойдет не так.
Итак, чтобы цель была достигаемой, ее нужно правильно формулировать. Давайте попробуем потренироваться.
Упражнение «Исполнитель желаний»
Цель упражнения: показать участникам важность правильной постановки цели.
Необходимые материалы: стикеры, ручки
Инструкция «Сейчас я выдам каждому участнику по 2 стикера, на одном из которых надо будет записать свою профессиональную (рабочую/производственную) цель, на втором — личную. На выполнение этого задания отводится 5 минут. Приступайте!»
Комментарии: нужно быть готовым к возможному сопротивлению группы, так как у 98 % участников цели являются абстрактными и обобщенными. Личные цели: выйти замуж, купить машину, квартиру, быть счастливым. Профессиональные: повышение по службе, выполнение плана, повышение зарплаты. С чем это может быть связано? В большинстве своем люди могут снимать с себя ответственность за недостижение цели: чем более она размыта, тем труднее ее выполнить, как бы парадоксально это ни звучало. Например, в первом случае сотрудник поставил себе цель — карьерный рост. Во втором — через год стать менеджером. Если первый не достиг цели, ему легче найти оправдание, в первую очередь для себя самого: я не решил, кем хочу быть, когда и т. д. Во втором случае цель конкретна. Не достигнув ее, можно посчитать себя неудачником. Кому это понравится? Понимая, что многие неудачи зависят от них самих, участники и начинают проявлять сопротивление на тренинге. Все эти цели необходимо переформулировать — если, конечно, есть желание — стремиться к их достижению и продолжать мечтать. А если желания нет, то тут уже стоит говорить с психологом.
Мини-лекция «Правила постановки целей»
Вспомним один случай: «В целях усиления борьбы с вредителями Министерство сельского хозяйства Китая объявило, что за каждую сданную саранчу будет выплачен 1 юань. Теперь все крестьяне разводят саранчу…» Наглядный пример? Самое интересное, что это реальный пример, и несколько сотен крестьян были казнены за то, что развели саранчу, которая съела почти весь годовой запас урожая.
Чтобы на практике избегать ситуаций, в которых сотрудники могут неправильно трактовать поставленные перед ними задачи, необходимо научиться правильно их формулировать.
Я расскажу о критериях SMART, правилах постановки целей, которые приняты в практике управления, — возможно, некоторые из вас даже ими пользуются. Они очень доступны, и их легко запомнить.
Specific — конкретность (мы должны четко представлять конечный результат).
Measurable — измеримость (как мы будем измерять наш результат и отслеживать выполнение).
Achievable — достижимость (цель должна быть реальной, не слишком простой, но и не заведомо невыполнимой).
Relevant — значимость (мы должны быть лично заинтересованы в достижении цели, она не должна противоречить другим целям).
Time-bound — определенность во времени (мы должны знать временные рамки получения результата).
Упражнение «Цель по SMART» (продолжение «Исполнитель желаний»)
Ход упражнения: теперь давайте разберем цели, которые мы формулировали в упражнении «Исполнитель желаний». Пусть желающий участник озвучит свою цель. После этого мы разберем ее и смотрим, насколько она соотносится с критериями SMART.
Например:
· личная цель — купить машину;
· рабочая цель — получить прибавку к зарплате.
Предлагаем теперь переформулировать эти же цели, но уже с учетом вышеупомянутых критериев. Участникам дается 3 минуты на подготовку. Каждый из участников по очереди зачитывает старую и новую цели. Что получилось?
Например:
· личная цель — к марту следующего года купить новую Toyota Avensis стоимостью 50 тыс. долл., красного цвета;
· рабочая цель — после испытательного срока получить прибавку к зарплате на 30 %.
Чувствуете разницу? Купить машину… Машина может быть любая, тот же «Запорожец», например. Когда купить? Ну, пусть через год. Устраивает вас такая цель, готовы к ней стремиться? Думаю, что не все. А рабочая? Получить прибавку к зарплате. Какую? Можно 1 % и через полгода. И так далее.
Комментарии: обычно после этого либо происходит осмысление (анализ того, как раньше проходила постановка целей, почему часть из них не была достигнута или почему участники не пришли к желаемому результату), либо возникает сопротивление. В первом случае нужно дать участникам возможность осмыслять, анализировать, отвечать на их вопросы.
Что касается второго случая, то он сложнее. Участники могут не захотеть признавать свои ошибки, будут заваливать примерами и фактами — дескать, до этого они не знали SMART, но, несмотря на это, достигали своих целей и прекрасно жили. О чем это говорит? С одной стороны, о личной и профессиональной незрелости (не все готовы публично, а иногда даже наедине с собой признавать свои ошибки, а значит, и учиться). В этом случае необходимо сказать, что это инструмент, что никто ни в коем случае его не навязывает, а просто предлагает его опробовать. Что часто новое мы воспринимаем в штыки, а когда начинаем пользоваться, привыкаем и уже забываем, что это когда-то было «новым». В любом случае не вступать в конфронтацию и не доказывать с пеной у рта, что так правильно, что так поступают грамотные управленцы и т. д. Так можно вызвать еще более сильную агрессию.
Упражнение на получение обратной связи о проведенном занятии: «Шляпы»
Описание. Участники разбиваются на 4 подгруппы. Каждая из подгрупп выбирает представителя, который вытягивает жребий – бумажку, на которой написан «цвет шляпы», достающейся подгруппе. Когда шляпы распределены, дается задание: каждой из подгрупп подготовить отзыв о прошедшем занятии, исходя из следующих значений цветов:
Зеленая шляпа. Охарактеризовать тренинг с позиции разума. Какие знания и умения дал тренинг, что представляется наиболее полезным, а что не очень? Где и как можно использовать полученные знания и умения?
Красная шляпа. Описать тренинг с позиции эмоций и чувств. Что вызвало положительные переживания, а что – отрицательные? Какие упражнения были самыми яркими в эмоциональном плане?
Черная шляпа. Дать отрицательную обратную связь: отметить, что не понравилось, оказалось неприятным, скучным или бесполезным, что следовало бы сделать по-другому.
Белая шляпа. Дать положительную обратную связь: отметить, что понравилось на занятии, что удалось, было полезным, в чем участники видят основные достижения лично для себя.
Подгруппам дается 5-10 минут на обсуждение и подготовку к выступлению, после чего они кратко рассказывают о прошедшем занятии с позиции доставшегося им цвета.
Лучше всего предоставлять подгруппам слово в таком порядке, как перечислены «шляпы»: начать беседу с позиции разума, потом поделиться чувствами, «поругаться», а напоследок вспомнить все хорошее. Не следует начинать дискуссию с представления отрицательной обратной связи или, тем более, заканчивать на ней.
Обсуждение. «Возможно, кто-нибудь хочет добавить высказывание с позиции “шляпы” другого цвета? Сейчас есть такая возможность».
|