Скачать 125.6 Kb.
|
Методическая разработка «Рекомендации по переводу научного текста» Автор: Лядская Надежда Васильевна, преподаватель английского языка г Боровичи Введение Деловой иностранный язык играет большую роль в процессе изучения иностранного языка в колледже. Деловой язык делает акцент на конкретные виды работы в профессиональном контексте. Данные рекомендации посвящены ознакомлению с основными принципами оформления устных и письменных высказываний в процессе профессионального общения, а также со спецификой перевода профессионального текста, в основе которой лежит языковая реализация специфических черт научного стиля. Понятие функционального стиля Что такое стиль? Существует несколько толкований данного термина.
Функциональный стиль – это особая речевая разновидность, которая обладает специфическим характером и соответствует той или иной социально значимой сфере общения и деятельности. Традиционно выделяют следующие функциональные стили:
Научный стиль Этот стиль обслуживает специальную сферу человеческой деятельности – научную. Научный стиль имеет ряд общих черт, которые проявляются независимо от характера определённых наук – естественных, точных, гуманитарных. При этом этот стиль имеет ряд различий между жанрами: высказывания, монография, научная статья, доклад, реферат, учебник и т.д. Стилеобразующим началом всех научных работ выступают:
Общепринятые характеристики научного стиля являются:
Вот что писал о научной речи академик Д.С. Лихачев: 1. Требования к языку научной работы резко отличаются от требований к языку художественной литературы 2. Метафоры и разные образы в языке научной работы допускаемы только в случаях необходимости поставить логический акцент на какой-нибудь мысли. В научной работе образность - только педагогический прием привлечения внимания к основной мысли работы. 3. Хороший язык научной работы не замечается читателем. Читатель должен заметить только мысль, но не язык, каким мысль выражена. 4. Главное достояние научного языка – ясность. 5. Другое – достоинство научного языка – легкость, краткость, свобода переходов от предложения к предложению, простота. 6. Придаточных предложений должно быть мало. Фразы должны быть короткие, переход от одной фразы к другой логическим и естественными, «незаметными». 7. Каждую фразу следует проверять на слух. 8. Следует поменьше употреблять местоимения, заставляющие думать, к чему они относятся, что ими заменено. 9. Не следует бояться повторений, механически от них избавляться. То или иное понятие должно называться одним словом (слово в научном тексте всегда термин). Избегайте только тех повторений, которые происходят от бедности языка. 10. Избегайте слов-паразитов, слов мусорных, ничего не добавляющих к мысли. Однако важная мысль должна быть выражена не «походя», а с некоторой остановкой на ней. Все наследователи научного стиля проявляют единство во мнение о том, что научный стиль характеризуется:
Что обозначают эти термины? Логичность – это наличие смысловых связей между последовательными единицами. Последовательность - это разбивка текста на отдельные смысловые отрезки, отражающие движение от частного к общему или от общего к частному. Ясность - это понятность и доступность. Точность - это обозначение однозначности понимания, отсутствие расхождения между означаемым и его определением. Научный стиль служит для передачи объективный информации. Характерной чертой научного текста являются обилие терминов. Термины – 1) однозначны; 2) не обладают эмоциональной окраской; 3) независимы от контекста. Это означает, что для передачи терминов в научном тексте должны использоваться однозначные, независимые от контекста соответствия – эквиваленты. Значительная часть эквивалентов содержится в двуязычных специальных словарях. Замена терминов близкими по значению словами недопустима. Остальная лексика в научном тексте достаточно однообразна по составу. Это, в основном, похожий набор слов, таких как: анализировать, процесс, развитие и т.д. Подобную лексику называют общенаучным слоем терминологии, или лексикой общенаучного описания. Основные особенности этой лексики:
В данном случае переводчик может опираться уже не на специальный, а на общеязыковой словарь. Особенности перевода инструкций Инструкции существуют много веков и прошли долгий путь развития. Самая упрощенная классификация инструкции: 1. Потребительская инструкция к товаром. 2. Аннотация к медикаментам. 3. Ведомственная инструкция (правила поведения клиентов, таможенные декларации, пожарные инструкции и т.д.). 4. Должностная инструкция (правила поведения, работника в данной должности). Основное предназначение инструкции – сообщить значимые объективные сведения и предписать связанные с ними необходимые действия. Инструкция предназначена для любого взрослого человека. Следовательно, язык инструкции должен быть понятен любому и специальной подготовки не требует. Инструкция даёт человеку четкие распоряжения и предписания, воздействует не на эмоции, а на рассудок. Этот момент ставит переводчика в весьма ограниченные рамки при поиске средств перевода. Особенности перевода делового письма Особые типы делового письма - это любые его разновидности: запрос, предложение, рекламация, напоминание и т.д. Коммуникативное задание текста делового письма - наладить и поддержать контракт, сообщить актуальную информацию. Текст делового письма открывается формулой приветствия. Но в современной деловой переписки все чаще стали встречаться письма, где формула приветствия отсутствует, а называется только имя адресата и предмет письма. Подобное характерно для ситуации переписки, когда с адресатом уже налажен устойчивый контакт. Формулы вежливости создают эмоциональное обрамление информации, содержащейся в письме. Официально-деловой вариант письменной литературной нормы включает в себя большое число составных оборотов речи, не имеющих статуса фразеологизмов, так как они не являются общеязыковыми (например «пользуясь случаем», «заранее благодарны», «в дополнение к нашему предложению» и т.д.). Плотность информации в деловом письме повышена за счёт передачи количественных данных цифрами и общеязыковых сокращений. Пассивные конструкции встречаются в разделах, близких к научному стилю. Основной текст чаще всего пишется от имени фирмы в форме 1-го лица множественного числа. Эмоциональная лексика отсутствует. Мнения и суждения выражаются с помощью лексики с оценочной семантикой (например, «крайне нежелательно», «весьма благоприятное впечатление» и т.д.). Лексика профессионального общения Термин «лексика», в основном понимается как совокупность слов, связанных со сферой их использования. Лексика профессионального общения – это лексика, свойственная определённой профессиональной группе и используемая в речи людей, объединённых общей профессией. Лексика профессионального общения делится на:
В общеупотребительную лексику входят самые распространенные слова, используемые независимо от стиля речи, которые можно найти во всех типах устной и письменной речи. Терминологическая лексика – это слова и словосочетания, обозначающие специальные понятия какой-либо сферы производства, науки, искусства. Термины, как правило, однозначны. В основе каждого термина обязательно лежит определение. Благодаря этому термины представляют собой точную и сжатую характеристику предмета или явления. Каждая отрасль знания оперирует своими терминами, составляющими суть терминологической системы данной науки. Термины бывают: 1. Общенаучные 2. Специальные Общенаучные термины используются в различных областях знаний и принадлежат научному стилю речи в целом. Эти термины образуют общий фонд понятий различных наук и имеют наибольшую частотность использования (analyse, function, evolution, development и др.) Специальные термины закреплены за определёнными научными дисциплинами, за отраслями производства и техники. Терминологическая лексика, как никакая другая, информативна. В языке науки термины незаменимы. Они позволяют кратко и четко сформировать мысль. Профессиональная лексика - это слово и выражения, свойственные речи той или иной профессиональной группы. Профессионализмы часто выступают как просторечивые эквиваленты терминов. Профессионализмы служат дифференциации и конкретизации значений. Техника перевода профессионального текста Перевод профессионального текста – это передача как выражений, так и подразумеваемой информации, содержащейся в тексте. Непосредственным объектом переводчика является не сам текст как упорядоченная совокупность языковых единиц, а его смысл. Словесная форма профессионального текста линейна. Трудности смыслового анализа текста при переводе возникают в силу следующих причин: 1. Элементы языка многозначны, а текст может быть однозначным или двухсмысленным. 2. Содержание текста формируется на основе значения слов и грамматических форм, а пользователь вкладывает в текст или извлекает из него больше информации, чем в нем явно отражено. 3. Предназначение перевода заключается в обеспечении двуязычной коммуникации. Но она по своим наиболее существенным параметрам в максимально возможной степени приближена к одноязычной коммуникации. Важнейшей задачей перевода является как наиболее полное воспроизведение содержания отдельных единиц текста оригинала, так и сохранение смыслового единства текста. Необходимо точно передавать характер связи между отдельными высказываниями в тексте перевода. Глобальное содержание текста складывается из языкового содержания и из способности языкового содержания высказывания передавать дополнительный смысл. Деловой стиль Официально-деловой стиль реализуется в различных документах – от государственных актов до деловой переписки. Основными чертами официально-делового стиля являются:
Этому стилю свойственен императивный, неличный характер, тон предписания и долженствования. В зависимости от области функционирования официально-деловой стиль дифференцируется на подстили: 1. Законодательный (юридический), представленный текстами законов, указов, уставов, актов, конституции и т.д. 2. Дипломатический, представленный в тексте конвенций, меморандумов, заявлений, согласований и т.д. 3. Админастративно-канцелярский, представленный в канцелярской переписке, в административных актах, распоряжениях, договорах и других текстах. По степени стандартизации официально-деловые документы делятся на: 1. Документы, которые без стандартной формы теряют юридическую силу (паспорта, дипломы, свидетельства и т.д.). 2. Документы, не имеющие жесткой формы, но составляемые по определенному стереотипу (договоры, протоколы, деловые письма и т.д.) Подстили и жанры научного стиля. Научный стиль далеко не однороден. Он допускает широкую вариативность. Подстилями научного стиля являются: 1. Собственно научный (академический). 2. Научно-учебный. 3. Научно-технический. 4. Научно-популярный. 5. Научно-публицистический. 6. Научно-информационный. 7. Научно-справочный. Собственно научный подстиль может быть представлен письменной и устной разновидностями, при ведущей роли письменного изложения. Жанрами письменной научной речи являются: 1. Собственно научные жанры (монографии, статьи, диссертации, тезисы). 2. Научно-учебные жанры (учебники, конспекты, учебные рефераты). 3. Научно-популярные жанры (очерки, статьи, учебные рефераты). 4. Научно-информационные жанры (аннотации, библиографические рефераты). 5. Научно-справочные жанры (словари, справочники, каталоги). Особыми жанрами письменной научной речи являются жанры научно- технической документации. К ним относятся:
Жанрами устной научной речи являются:
Особенности перевода газетно-журнального информационного текста Коммуникативная задача газетно-журнального информационного текста - сообщить новые сведения. К таким текстам относятся: 1. Краткие информационные сообщения (заметки). 2. Тематические статьи. 3. Объявления. 4. Интервью. 5. Эссе (где основную роль играют не сами сведения, а суждения о них и форма их подачи). В газетно-журнальном тексте содержится объективная информация. Она выражена цифрами, данными, именами собственными, названиями фирм, организаций, учреждений. А достоверность передачи остальных средств оформления позиции авторов находится в руках переводчика. В газетно-журнальном тексте довольно отчетливо выступает фон письменной литературной нормы языка с некоторыми формами ее устного варианта. Русский газетно-журнальный стиль более академичен и близок к письменной литературной норме. Английский и американский стиль более свободны. Характерными для газетно-журнального варианта письменной литературной нормы является использование устойчивых словосочетаний и фразеологизмов. Их перевод – особая проблема. Их нельзя переводить пословно, так как каждое из них представляет собой единый образ. Переводчик должен знать контекст, так как журналисты часто используют так называемые «готовые блоки» т.е. скрыто или явно цитируют хорошо знакомые фрагменты текстов из кинофильмов, песен, рекламы Особую роль в газетно-информационном тексте играют так называемые «модные слова». Это могут быть слова иностранного происхождения, или старые слова, но неожиданно расширившие диапазон сочетаемости. Доминантами перевода газетно-журнального информационного текста являются средства, отражающие его коммуникативное задание – сообщить новые сведения, навязав их определённую оценку. Средства и ресурсы их передачи: 1. Официальные данные, имена собственные, названия фирм, учреждений, организаций (единица перевода - слово или словосочетание). 2. Фразеологизмы (единица перевода - слово или словосочетание с подбором вариантных соответствий). 3. Скрытые цитаты (единица перевода - вариантное соответствие с внутренним или внешним комментированием). 4. Модные слова (единица перевода - лексическая компенсация) 5. Контраст длинных и коротких сообщений (единица перевода - функционально подобранная структура) 6. Ирония (единица перевода - слово, словосочетание, предложение, все виды соответствий). |
Методическая разработка грамматика технического текста. Дидактическое... Методическая разработка предназначена для студентов 4 курса. Цель разработки познакомить учащихся с особенностями технического перевода,... |
Программа дисциплины "Структура научного текста" Программа предназначена для преподавателей и ассистентов, а также студентов направления подготовки 030600. 68 «История», обучающихся... |
||
Методическая разработка урока по теме: «Пирожные песочные» Методическая разработка предназначена для мастеров производственного обучения по профессии «Повар, кондитер» |
Методическая разработка занятия по учебной дисциплине «Английский язык» Методическая разработка предназначена для преподавателей иностранного языка профессиональных образовательных учреждений |
||
Методическая разработка Урока контроля знаний и умений обучающихся... Методическая разработка предназначена для преподавателей специальной технологии по профессии «Электромонтёр по ремонту и обслуживанию... |
Методическая разработка комбинированного занятия для преподавателей.... Методическая разработка утверждена на заседании предметной (цикловой) комиссии, рекомендована к использованию в учебном процессе... |
||
Методическая разработка внеаудиторного междисциплинарного мероприятия... Методическая разработка для проведения внеаудиторного мероприятия рассмотрена и утверждена на заседании цикловой комиссии, рекомендована... |
Методическая разработка практического занятия по пм: «Младшая медицинская... На рецензию представлена методическая разработка практического занятия на тему «Медикаментозное лечение в сестринской практике»,... |
||
Методическая разработка для студентов Сборник заданий тема: «Наследственные заболевания обмена» ... |
Методическая разработка для выполнения письменных работ студентов... Учебно методическая рекомендации для выполнения письменных работ студентами заочной формы направления подготовки 38. 03. 03 Управление... |
||
Методическая разработка теоретического и практического занятия для... Методическая разработка предназначена для проведения теоретического и практического занятий «Клиническая фармакология антиангинальных... |
Методическая разработка педагог дополнительного образования кружок «Художественное выжигание» Методическое руководство разработано для детей кружка «Художественное выжигание» 7-18 лет. Методическая разработка может быть использована... |
||
Методическая разработка для классных руководителей (классный час... Методическая разработка предназначена для классных руководителей при проведении классного часа о вреде табакокурения |
Санкт-петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение... Рекомендации по выполнению исследовательской и расчетно-технологической части проектирования лифта |
||
Методическая разработка Разработка и создание электронных курсов в программе CourseLab Автор: Березина Ольга Николаевна, учитель информатики и икт высшей квалификационной категории |
Методическая разработка для учащихся музыкальных отделений, для преподавателей ... |
Поиск |