Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Центр развития творчества детей и юношества «Радость» г. Орска»
МЕТОДИЧЕСКАЯ ПАМЯТКА
Упражнения на развитие
речевого дыхания
Автор-составитель:
Калиновская
Марина Викторовна
Педагог дополнительного
образования
Орск, 2017 г.
«РАССМОТРЕНО и ПРИНЯТО»
на Методическом совете
МАУДО «ЦРТДЮ
«Радость» г. Орска»
Протокол № 1
«6» сентября 2017 г.
Автор-составитель: Калиновская Марина Викторовна,
педагог дополнительного образования
Данная методическая памятка предназначена для педагогов и родителей, желающих помочь своим детям преодолеть различного рода речевые дефекты.
Этот опыт работы применяется в работе с дошкольниками, обучающимися в школе раннего развития.
462401, Оренбургская область, г. Орск, пл. Гагарина,1
МАУДО «ЦРТДЮ «Радость» г. Орска»
Тел.: 8(3537) 22-25-77, 22-24-89
Содержание
1. Пояснительная записка
2. Правила проведения упражнений на развитие речевого дыхания
3. Упражнения
4. Список литературы
Пояснительная записка
Целью данной методической разработки является обучение дошкольников речевому дыханию для чёткого правильного произношения звуков речи.
В настоящей памятке вниманию педагогов и родителей предлагаются комплексы упражнений, направленные на развитие длительной, правильной воздушной струи. Материал соответствует возможностям ребенка дошкольного возраста.
Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из лёгких через гортань, глотку, полость рта наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шёпотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечёткой, судорожной, с захлёбыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз. «Речевое дыхание представляет собой систему произвольных психомоторных реакций, тесно связанных с производством устной речи».
Цель упражнений – увеличить объем дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох с правильным направлением воздушной струи (по центру языка).
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.
Правила проведения дыхательной гимнастики
При проведении игр, направленных на развитие у ребёнка дыхания, необходимо соблюдать ряд правил:
1. Заниматься только в проветренном помещении, до еды.
2. Не переутомляйте ребенка, то есть строго дозируйте количество и темп проведения упражнений. При недомогании лучше отложить занятие.
3. Следить, чтобы ребенок не напрягал плечи, шею, ощущал движение диафрагмы, межреберных мышц, мышцы нижней части живота.
4. Движения необходимо производить плавно, под счет, медленно.
5. Выдоху предшествует сильный вдох через нос.
6. Выдох через рот должен быть лёгким, плавным, длительным, экономным, без напряжения, не толчками.
7. Во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух).
8. Выдыхать следует, пока не закончится воздух.
9. Кратковременность упражнений от 30 секунд до 1,5 минуты.
10. Следить, чтобы щеки не надувались. Можно придерживать щеки руками для использования тактильного контроля.
11. Дыхательные упражнения могут вызвать у ребёнка лёгкое, проходящее головокружение. При сильном головокружении игры следует отложить.
12. Можно сочетать дыхательные упражнения с артикуляционной гимнастикой.
Упражнения
1. «Футбол». Для игры используют поролоновый или ватный мячик диаметром 2-3 см. Футбольные ворота можно сделать из проволоки или обозначить двумя кубиками. Мячик кладут перед футбольными воротами и дуют на него. Инструкция: «Вытяни губы трубочкой. Подуй на мяч. Щечки не раздувай. Забей гол в ворота».
2. «Фокусы». Для игры поролоновый (ватный) шарик диаметром 2-2,5 см, прикрепляют на нитку длиной 10-12 см.
• Инструкция: «Держи шарик перед губами. Вытяни губы трубочкой. Легко подуй на шарик. Щечки не раздувай. Смотри, как красиво шарик отлетает от твоих губ».
• Инструкция: «Держи шарик перед губами. Улыбнись. Приоткрой рот. Положи язык лопаточкой на нижнюю губу. Плавно и долго дуй с лопаточки на шарик. Смотри, как красиво шарик удерживается под углом, если сила воздушной струи не ослабевает».
3. «Буря в стакане». Посередине языка кладется соломинка для коктейля, конец которой опускается в стакан с водой. Инструкция: «Захвати губами соломинку. Подуй через соломинку, чтобы вода в стакане забурлила. Дуй то сильнее, то слабее. Щечки не раздувай».
4. «Сдувание снежинок, снега». Педагог дает ребенку кусочек ваты. «Это снежинка (снег). Посмотри, как она летает». Кладет ватку на ладонь и сдувает ее с руки. Инструкция: «Сделай рот в полуулыбке. Так подуй на «снежинку» (снег), сдувая её с ладони. Щечки не раздувай». Ребенок сдувает ватку-«снежинку» с руки. Упражнение повторяется несколько раз.
5. «Парашют». На кончик носа ребёнка положить кусочек ваты (можно слегка смочить его). Инструкция: «Приоткрой рот. Подними язык в форме чашечки и высунь его изо рта. Дуй на кончик языка, поднятый вверх, и сдуй вату (парашют) с кончика носа. Смотри, как красиво ватка летит вверх». Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу. Следить, что бы нижняя челюсть была неподвижной, губы не натягивались на зубы, ватка летела строго вверх.
6. Дудочки:
• «Паровозик». Дуть в трубочку то сильнее, то слабее и тем самым запускать движение паровозика.
• Губная гармошка. Дуть то сильнее, то слабее и тем самым извлекать звук то громче, то тише.
• Различные дудочки. Дуть то сильнее, то слабее и тем самым извлекать звук то громче, то тише.
7. «Кораблик». Ребёнку предлагается широкая ёмкость с водой, а в ней - бумажный «кораблик. Ребёнок, медленно вдыхая, направляет воздушную струю на «кораблик», подгоняя его другому «берегу».
8. «Гонки». Дуть на ватный шарик через трубочку, при этом следить, чтобы шарик катился по «дорожке».
9. «Цветочный магазин». Предложите ребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы. Выдох через рот, медленно, спокойно.
Список литературы
1. Гуськова, А. А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет: практическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2011.- 145с. (Развитие речи шаг за шагом).
2. Белякова, Л. И., Гончарова, Н. Н., Шишкова Т. Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи / Под ред. Л. И. Беляковой. – М.: Книголюб, 2004. – 56 с. – (Логопедические технологии).
3. Краузе, Е. Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: практическое пособие / Е.Н. Краузе.- Санкт-Петербург.: Издательство: Корона-Принт, 2014г. -80с.
|