Заключение по итогам экспертизы

Заключение по итогам экспертизы


НазваниеЗаключение по итогам экспертизы
страница1/7
ТипДокументы
rykovodstvo.ru > Инструкция по эксплуатации > Документы
  1   2   3   4   5   6   7


20 апреля 2012 г.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по итогам экспертизы

на распоряжение Минтранса России
от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р «О введении в действие
методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и

смазочных материалов на автомобильном транспорте»
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации
от 29 июля 2011 г. № 633 «Об экспертизе нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – постановление № 633), приказом Минэкономразвития России от 9 ноября 2011 г. № 634 «Об утверждении Порядка проведения экспертизы нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности» (далее – приказ № 634), а также Планом проведения экспертизы нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти Министерство экономического развития Российской Федерации провело экспертизу распоряжения Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р
«О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» (далее - распоряжение) и сообщает следующее.

В целях проведения экспертизы распоряжения с 13 января 2012 г. по
12 февраля 2012 г. были проведены публичные консультации с целью сбора сведений о положениях нормативного акта, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности. Информация по проводимым публичным консультациям была размещена на официальном сайте Минэкономразвития России, а также в сети Интернет по адресу: regulation.gov.ru.

Дополнительно запросы о предоставлении информации были направлены в федеральный орган исполнительной власти, принявший нормативный правовой акт (далее - разработчик), а также в Торгово-промышленную палату Российской Федерации, Общероссийскую общественную организацию «Российский союз промышленников и предпринимателей», Общероссийскую общественную организацию «Деловая Россия», Общероссийскую общественную организацию малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», Автономную некоммерческую организацию «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», Консультативный совет по иностранных инвестициям в России.

По результатам публичных консультаций было получено четыре замечания и предложения. Получены отзывы от Российского автотранспортного союза, АСМАП, Министерства транспорта Красноярского края, Российского союза промышленников и предпринимателей. Результаты проведения публичных консультаций отражены в настоящем заключении, а также в Справке о результатах проведения публичных консультаций (приложение 1 к настоящему заключению).

Для проведения экспертного исследования положений распоряжения была создана экспертная группа с участием представителей предпринимательской деятельности (состав экспертной группы приведен в приложении 2 к данному заключению).

По результатам проведенного исследования Минэкономразвития России пришло к следующим выводам:

1. Общее описание рассматриваемого регулирования

Распоряжение относится к нормативным правовым актам, регулирующим хозяйственную деятельность адресатов норм. Распоряжение опубликовано в «Документы и комментарии», № 8, апрель, 2008 (начало),
«Документы и комментарии», № 9, май, 2008 (окончание).

Распоряжение принято Минтрансом России, являющимся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере автомобильного транспорта в соответствии с Положением о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации
от 30 июля 2004 г. № 395.

Распоряжение принято во исполнение приказа Минтранса России
от 24 июня 2003 г. № 153, которым утверждена Инструкция по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте (далее - инструкция).

Следует отметить, что инструкция утверждена во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и распространяется на автотранспортные предприятия.

В пункте 40 инструкции определено, что расходы на топливо для автомобильного транспорта учитываются в пределах норм, утверждаемых Минтрансом России, что указывается в учетной политике организации.

Соответствующие нормы установлены методическими рекомендациями «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» (далее – методические рекомендации) взамен прежних, утвержденных приказом Минтранса России от 29 апреля 2003 г. № Р З112194-0366-03 (далее – прежние нормативы).

2. Круг заинтересованных лиц

2.1. Круг адресатов норм. В соответствии с пунктом 1 методических рекомендаций, утвержденных распоряжением, они предназначены для автотранспортных предприятий, организаций, занятых в системе управления и контроля, предпринимателей и других лиц, независимо от форм собственности, эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории Российской Федерации. То есть для всех, кто расходует топливо и смазочные материалы при эксплуатации в рамках предпринимательской деятельности.

Методические рекомендации утверждены в целях определения норм потребления топлив и смазочных материалов при эксплуатации автомобильного транспорта (легковых и грузовых автомобилей, автобусов и др.).

Следует отметить, что по данным Росстата парк автомобильного транспорта в Российской Федерации по состоянию на конец 2010 г. составил
40 млн. 662 тыс. транспортных средств (грузовых автомобилей, автобусов
(в расчет берутся данные по автобусам на конец 2008 г.) и легковых автомобилей).

При этом большая часть автомобильного парка находится в собственности граждан – 35 млн. 990 тыс. транспортных средств или 89 % от общего числа. Рассматриваемое регулирование, в основном, предусмотрено для определения норм потребления топлив и смазочных материалов при эксплуатации остальных транспортных средств – тех, которые находятся в собственности юридических лиц, а именно: 4 млн. 672 тыс. транспортных средств или 11% от общего числа.
2.2. Органы государственной власти, в компетенцию которых входит затрагиваемое регулирование. ФНС России (нормативы учитываются для расчетов по налогообложению предприятий).
2.3. Круг экспертов, обладающих знаниями в области регулирования. Автотранспортные предприятия, для которых эксплуатация автомобильной техники является основным видом деятельности.
3. Оценка предлагаемого регулирования

Нормы расхода топлив и смазочных материалов, в основном, предназначены для:

1) исчисления налогооблагаемой базы по налогу на прибыль (субъектами предпринимательской деятельности при учете расходов на топливо и смазочные материалы в соответствии с нормами, определенными распоряжением);

2) повышения эффективности операционной деятельности организаций (нормативы применяются в добровольном порядке в целях определения оптимального расхода топлив и смазочных материалов исходя из установленных распоряжением нормативов);

3) ведения статистической отчетности.
3.1. Как указано в методических рекомендациях, соответствующие нормы подлежат применению для расчетов по налогообложению предприятий.

В Налоговом кодексе Российской Федерации (далее – НК РФ) отсутствуют нормы, устанавливающие обязанность налогоплательщиков нормировать расходы на топливо и смазочные материалы при эксплуатации автомобильного транспорта для целей расчета налога на прибыль. В соответствии со статьей 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты. При этом под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 254 НК РФ к материальным расходам относятся затраты налогоплательщика на приобретение топлив.
А к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся расходы на содержание служебного транспорта (подпункт 11 пункта 1 статьи
264 НК РФ).

При этом расходы на использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов определяются в пределах норм, установленных Правительством Российской Федерации (постановление от 8 февраля 2002 г. № 92
«Об установлении норм расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией», далее – постановление № 92).

Таким образом, кроме указания на экономическую оправданность расходов,
НК РФ не содержит положений о необходимости нормирования затрат на топливо и смазочные материалы, за исключением случая нормирования расходов при использовании личного транспорта в служебных целях в соответствии с постановлением № 92. Кроме того, Минтранс России не относится к органам исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов (статья 4 НК РФ).

На практике сложилось две позиции о порядке учета затрат на топливо и смазочные материалы на автомобильном транспорте для целей исчисления налога на прибыль. Первая позиция заключается в необходимости учета затрат на топливо и смазочные материалы в пределах норм, установленных методическими рекомендациями. Такой позиции придерживается Министерство финансов Российской Федерации (письмо от 3 сентября 2010 г. № 03-03-06/2/57, от 10 июня 2011 г.
№ 03-03-06/4/61, от 14 января 2009 г. № 03-03-06/1/15), а также Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве (письма от 3 ноября 2009 г.
№ 16-16/115253, от 13 октября 2009 г. № 16-15/107268), указывая, что в целях выполнения требования об обоснованности расходов при учете затрат на покупку топлив в расходах необходимо руководствоваться нормами расхода топлив и смазочных материалов, утвержденных методическими рекомендациями.

Также Министерство финансов России в письме от 22 июня 2010 г.
№ 03-03-06/4/61 отмечает, что при обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля налогоплательщик может учитывать их согласно методическим рекомендациям. В отношении тех автомобилей, для которых нормы расхода топлив и смазочных материалов не утверждены, налогоплательщику рекомендуется руководствоваться технической документацией или информацией, предоставляемой изготовителем автомобиля.

Кроме того, указанная позиция поддержана постановлением ФАС
Западно-Сибирского округа от 1 декабря 2008 г. № Ф04-7500/2008 (16942-А27-37) по делу № А27-4577/2008, в котором суд указал на то, что при определении налога на прибыль расходы на топливо необходимо учитывать в пределах норм, утверждаемых Минтрансом России.

Вторая позиция. Расходы на топливо и смазочные материалы необходимо учитывать в целях налога на прибыль в размере фактически произведенных затрат. Данная позиция отмечается Управлением Федеральной службы по налогам по
г. Москве в письме от 12 апреля 2006 г. № 20-12/29007, где указано, что при налогообложении прибыли учитываются затраты организации на приобретение смазочных материалов исходя из пробега автомобиля с учетом фактического расхода топлив в производственных целях.

Она поддерживается судебной практикой. В частности, постановлениями ФАС Московского округа от 25 сентября 2007 г., от 28 сентября 2007 г. № КА-А41/9866-07 по делу № А41-К2-18913/05 указано, что НК РФ не содержит положений, ограничивающих принятие к учету для целей налогообложения расходов на приобретение горюче-смазочных материалов, расходов на содержание служебного транспорта какими-либо нормами. Аналогичной позиции придерживаются судьи ФАС Центрального округа в постановлении от 4 апреля 2008 г. по делу
№ А09-3658/07-29 (определением Высшего арбитражного суда от 14 августа 2008 г.
№ 9586/08 отказано в передаче дела в Президиум Высшего арбитражного суда, неправильного применения норм права не установлено). При этом отмечается, что методические рекомендации носят рекомендательный характер.

Субъектами предпринимательской деятельности обращается внимание на большое число споров, когда налоговые органы считали необоснованными затраты на приобретение топлива сверх норм, определенных в методических рекомендациях. В случае судебного решения в пользу налоговой инспекции потери компании могут составить до 30 % от стоимости топлива, потребленного сверх нормы. Кроме того, потери компании составят затраты, связанные с задействованием персонала компании при разрешении налогового спора.

Следует отметить, что с 2009 года было рассмотрено 60 судебных дел в отношении применения положений распоряжения.

Например, дело № А09-3658/07-29, по которому судьями ФАС Центрального округа было принято постановление от 4 апреля 2008 г.

Истец (ОАО «Мальцовский портландцемент», далее - Общество) обратилось в суд с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы России по Дятьковскому району Брянской области (далее - инспекция), в части доначисления налога на прибыль.

Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная проверка соблюдения законодательства о налогах и сборах, по результатам которой был составлен акт о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения. Основанием для доначисления оспариваемой суммы налога на прибыль стало непринятие в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль затрат на приобретение горюче-смазочных материалов вследствие необоснованного установления Обществом норм расхода топлива на автомобиль.

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Следовательно, расходы, обусловленные необходимостью осуществления организацией своей деятельности в соответствии с действующим законодательством, предполагают признание их экономически оправданными (обоснованными). При этом НК РФ не содержит положений, позволяющих налоговому органу оценивать произведенные налогоплательщиками расходы с позиции их экономической целесообразности, рациональности и эффективности.

Разрешая спор, суд правомерно указал, что НК РФ не предусмотрено нормирование расходов на горюче-смазочные материалы в целях налогообложения прибыли, а прежние нормативы носят рекомендательный характер. Кассационная инстанция соглашается с выводами суда о правомерном включении налогоплательщиком стоимости горюче-смазочных материалов в состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли.

К числу возможных положительных эффектов от использования подхода, предполагающего нормирование затрат организаций в целях учета налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, может быть отнесено упрощение процедур администрирования (в том числе проверки) правильности исчисления субъектами предпринимательской деятельности расходов по налогу на прибыль. Оценок данного эффекта, в том числе монетарных, не представлено.

К негативным эффектам от применения предусмотренных методическими рекомендациями нормативов для целей налогообложения может быть отнесена невозможность учета фактически понесенных расходов при уменьшении налоговой базы по налогу на прибыль, что увеличивает себестоимость производимой продукции (оказываемых услуг) и, таким образом, необоснованно ухудшает положение отдельных участников рынка.

Разработчиком отмечается, что альтернативных механизмов нормирования расхода топлив в настоящее время не создано.

Позиция Минфина России по данному вопросу представлена не была.
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Заключение по итогам экспертизы iconЗаключение по итогам экспертизы
Планом проведения экспертизы нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти Министерство экономического развития...

Заключение по итогам экспертизы iconЗаключение по итогам экспертизы соответствия содержания и качества...
«Академия» (далее – колледж) по заявленным колледжем для государственной аккредитации образовательным программам государственным...

Заключение по итогам экспертизы iconПоложительное заключение негосударственной экспертизы по проектной...
Договор о проведении негосударственной экспертизы проектной документации №018-тс от 01 августа 2013 года на соответствие требованиям...

Заключение по итогам экспертизы iconОбщество с ограниченной ответственностью заключение экспертизы технического состояния

Заключение по итогам экспертизы iconОао «Банк «Санкт-Петербург» Консолидированная финансовая отчетность...
Ответственность за составление данной консолидированной финансовой отчетности несет руководство Группы. Наша обязанность заключается...

Заключение по итогам экспертизы iconЗаключение о результатах аккредитационной экспертизы
...

Заключение по итогам экспертизы iconВ. В. Путину по вопросу проведения экспертизы эффективности расходов...
В соответствии с Вашим поручением от 12 февраля 2013 г. № Пр-257, данным по итогам совещания по экономическим вопросам 15 января...

Заключение по итогам экспертизы iconРабочая программа дисциплины в. Од. 6 «Основы судебной компьютерно-технической экспертизы»
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и контроля самостоятельной...

Заключение по итогам экспертизы iconЕдиная государственная информационная система здравоохранения (егисз)
Заключение независимой экспертизы направляется в письменной форме по адресу Министерства: 143407 Московская область, город Красногорск-7,...

Заключение по итогам экспертизы iconРегламент и показания к переводу недоношенных и больных новорожденных (прилагается)
Заключение независимой экспертизы направляется в письменной форме по адресу Министерства: 143407 Московская область, город Красногорск-7,...

Заключение по итогам экспертизы iconЗаключение №50-05/0355 от 02. 02. 2017 идентификационной экспертизы
Федерального закона от 27. 07. 2006 №149-фз «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федерального закона...

Заключение по итогам экспертизы iconО проведении конкурса по выбору модельного оператора расчетов за...
Заключение независимой экспертизы направляется в письменной форме по адресу Министерства: 127006, город Москва, улица Садовая-Триумфальная...

Заключение по итогам экспертизы iconВопросы к зачету
Правовое регулирование судебной экспертизы, в т ч судебно-бухгалтерской экспертизы

Заключение по итогам экспертизы iconРекомендации по итогам экспертизы дорожных карт (планов-графиков)...
...

Заключение по итогам экспертизы iconРешение с. Богашево 10. 12. 2015 №38
«Богашевское сельское поселение» (реш. Совета Богашевского сельского поселения от 05. 12. 2013 №56, с изм.), учитывая заключение...

Заключение по итогам экспертизы iconАдминистративный регламент предоставления услуги прикрепления граждан...
Заключение независимой экспертизы направляется в письменной форме по адресу Министерства: 143407 Московская область, город Красногорск-7,...


Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск