Рекомендации по итогам экспертизы дорожных карт (планов-графиков) образовательных организаций республиканских пилотных площадок по введению фгос основного общего образования

Рекомендации по итогам экспертизы дорожных карт (планов-графиков) образовательных организаций республиканских пилотных площадок по введению фгос основного общего образования


Скачать 366.57 Kb.
НазваниеРекомендации по итогам экспертизы дорожных карт (планов-графиков) образовательных организаций республиканских пилотных площадок по введению фгос основного общего образования
страница1/6
ТипДокументы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы
  1   2   3   4   5   6
Сущность дорожного картирования при введении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
Рекомендации по итогам экспертизы дорожных карт (планов-графиков)

образовательных организаций – республиканских пилотных площадок

по введению ФГОС основного общего образования
Процесс формирования дорожных карт называют дорожным картированием, а объект, эволюция которого представляется на карте, – объектом дорожного картирования. В общем случае дорожные карты нацелены на информационную поддержку процесса принятия управленческих решений по развитию объекта картирования. Но существуют специфические цели, которые выделяются некоторыми учёными, а именно: решение проблемы объекта (это локальные дорожные карты) или инновационное развитие объекта (эти дорожные карты носят, как правило, более масштабный, междисциплинарный характер). Отметим также, что отечественная теория менеджмента пока не относит дорожные карты к инструментам стратегического управления, считая их лишь удобным и наглядным способом графической интерпретации вариантов развития объекта картирования, который облегчает понимание ситуации и помогает принимать необходимые решения.

В 2012-2013 учебном году в Республике Коми были утверждены в качестве республиканских пилотных площадок по введению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС ООО) 26 образовательных организаций (приказы Минобр Республики Коми от 25.09.2012 №326, от 29.10.2012 №366). Согласно плану-графику мероприятий по введению ФГОС ООО в системе образования Республики Коми пилотные школы разработали планы мероприятий (дорожные карты) на 2013 год. Объектом дорожного картирования в этом случае стала образовательная система образовательной организации.

Дорожное картирование увязывает между собой видение, стратегию и план развития объекта и выстраивает во времени основные шаги этого процесса по принципу «прошлое – настоящее – будущее». Средством отражения «прошлого» в дорожной карте введения ФГОС выступает проблемно-ориентированный анализ, в процессе проведения которого образовательная организация выясняет, какие компоненты образовательной системы имеются и соответствуют требованиям стандарта, какие имеются, но требуют корректировки, а какие отсутствуют и требуют разработки и введения. Собственно план развития образовательной системы составляет основное содержание дорожной карты: в плане мероприятий по созданию условий, в плане-графике разработки единичных проектов изменений и обеспечения введения стандарта.

Обычно дорожная карта представляется в форме графической схемы, алгоритма, отображающего важнейшие шаги и ожидаемые результаты этих шагов в «узлах». «Узел» карты – это этап развития объекта и одновременно пункт принятия управленческих решений, а отрезки между «узлами» – эти причинно-следственные связи между ними.

Дорожная карта введения ФГОС ООО предполагает реализацию 5 шагов:

  1. Создание совета и рабочей группы для разработки и управления программой изменений и дополнений образовательной системы школы (заполняется таблица с указанием наименования мероприятия, сроков и ответственных за проведение).

  2. Определение изменений и дополнений в образовательную систему школы (заполняется таблица по итогам проблемно-ориентированного анализа; предлагаются способы устранения выявленных на этапе анализа недостатков образовательной системы; разрабатывается план мероприятий по группам условий).

  3. Разработка единичных проектов изменений в сводную программу изменений и дополнений (заполняется циклограмма).

  4. Разработка плана-графика изменений и дополнений в образовательную систему ступени основного общего образования (заполняется таблица с указанием наименования мероприятия, сроков и ответственных за проведение, ожидаемого результата и формы отчетных документов).

  5. Контроль за реализацией запланированных изменений в образовательной системе школы (заполняется таблица с указанием объектов контроля, методов сбора информации, сроков и ответственного за проведение контрольного мероприятия).

Дорожная карта включает прогноз развития образовательной системы на долгосрочную перспективу с разбивкой на более мелкие подпериоды. Будущее, прогнозное состояние объекта картирования уже экспертно задано – требованиями стандарта к условиям реализации основной образовательной программы, дорожная карта только наглядно отражает путь его достижения.

Кроме этого, дорожная карта является интерактивным инструментом, позволяющим немедленно вносить какие-либо изменения и уточнять путь развития образовательной системы. В результате, опираясь на дорожную карту, руководство организации получает возможность быстро реагировать на изменение ситуации, четко понимая, к чему приведут те или иные действия.

Экспертиза дорожных карт (планов-графиков) республиканских пилотных площадок по введению ФГОС основного общего образования выявила, что практически все образовательные организации успешно справились с поставленными задачами при их разработке. При этом по видам планирования изменений и деятельности в рамках введения ФГОС образовательные организации распределились следующим образом:


Собственно дорожные карты

Планы-графики

  • ГОШИ «Гимназия искусств при Главе Республики Коми» им.Ю.А. Спиридонова;

  • МБОУ ««Выльгортская СОШ №1» Сыктывдинского района;

  • МБОУ «Выльгортская СОШ №2» Сыктывдинского района;

  • МБОУ «Зеленецкая СОШ» Сыктывдинского района;

  • МОУ «СОШ п.Кожва» Печорского района;

  • МБОУ «СОШ» с. Усть-Кулом;

  • МОУ «Зимстанская СОШ» Усть-Куломского района;

  • МОУ «СОШ с. Койгородок»;

  • МБОУ «СОШ №10» г. Инты;

  • МОУ «Гимназия иностранных языков» г. Ухты;

  • МБОУ «СОШ №2» г. Сосногорска;

  • МБОУ «Ижемская СОШ»;

  • МБОУ «СОШ №3» пгт. Жешарт Усть-Вымского района;

  • МОУ «Объячевская СОШ»;

  • МОУ «СОШ» с. Подъельск Корткеросского района;

  • МОУ «СОШ» с. Визинга Сысольского района.

  • МОУ «Сторожевская СОШ» Корткеросского района;

  • МБОУ «СОШ №4 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Усинска;

  • МОУ «СОШ №39 им. Г.А. Чернова» г.Воркуты;

  • МОУ «СОШ №40 с УИОП» г.Воркуты;

  • МОУ «Гимназия №3» г.Воркуты;

  • МБОУ «СОШ №2 им. Г.В.Кравченко» г.Вуктыл;

  • МАОУ «Гимназия №1» г.Сыктывкара;

  • МОУ «Усогорская СОШ с УИОП» Удорского района;

  • МБОУ СОШ №1 пгт. Троицко-Печорск.

Всего – 16 образовательных организаций.

Всего – 9 образовательных организаций.


Дорожная карта МАОУ СОШ №36 г. Сыктывкара составлена в виде циклограммы на 2012-2014 учебный год с определением мероприятий, сроков, ответственных и результатов их проведения.

Отличие данных видов планирования очевидны, поскольку план-график является основным, но не единственным компонентом дорожной карты (см. Приложение 1). Тем не менее, грамотно и полно составленные планы-графики также позволяют школам прогнозировать развитие образовательной системы, реагировать на изменение ситуации, внося в них поправки. В этом случае план-график должен отражать не только (и не столько!) наименование мероприятий, сроки и ответственных за их проведение, но и содержание, результат деятельности, осуществляемой в планируемых формах. При этом анализ образовательной системы и сложившейся практики, а также контроль за реализацией запланированных изменений должен быть и может находиться в других документах организации. В качестве одного из примеров эффективной работы коллектива над составлением плана-графика можно привести «дорожную карту» СОШ №2 им. Г.В. Кравченко г. Вуктыла (см. Приложение 2).

При проверке дорожных карт и планов-графиков были выявлены следующие недочеты: нарушение логики развертывания процесса изменений в образовательную систему, некорректное наименование вводимых образовательных технологий, излишнее обобщение при планировании мероприятий. Указанные недочеты школами были исправлены.

При заполнении единых форм представления данных практически все образовательные организации отдали предпочтение созданию условий введения ФГОС, по-своему расставив приоритеты при выборе форм и содержания общих направлений деятельности. Одним из примеров другого подхода к планированию инновационных процессов, связанных с переходом школы на новые образовательные стандарты, можно привести дорожную карту Объячевской СОШ, реализовавшей предметный принцип анализа проблем и их разрешения (см. Приложение 3).

Приложение 1

ДОРОЖНАЯ КАРТА

введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО)

в ____________________
Реализация шага №1 дорожной карты введения ФГОС
Создание совета и рабочей группы для разработки и управления программой изменений и дополнений образовательной системы школы


п/п

Мероприятия

Ответственный

Сроки

1



































Реализация шага №2 дорожной карты введения ФГОС
Определение изменений и дополнений в образовательную систему школы

1. Таблица по итогам проблемно-ориентированного анализа




Имеются и соответствуют требованиям ФГОС ООО

Имеются, но требуют корректировки в соответствии с ФГОС ООО

Отсутствуют и требуют разработки и введения

1. Образовательные цели










2. Структура образовательного процесса (Учебный план)










3. Содержание образовательных программ










4. Технологии обучения и воспитания










5. Условия образовательного процесса










6. Организационные механизмы контроля за образовательным процессом и оценки его результатов











2. Способы устранения выявленных на этапе анализа недостатков образовательной системы

Недостатки системы образования ОУ

Способы устранения


























3. План мероприятий

п/п

Мероприятия

Ответственный

Сроки

1



































Реализация шага №3 дорожной карты введения ФГОС
Разработка единичных проектов изменений в сводную программу изменений и дополнений


Единичные проекты

Годы и месяцы

2011-2012

09

10

11

12

01

02

03

04

05

06

1.































2.































3.































4.
































Реализация шага №4 дорожной карты введения ФГОС
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Рекомендации по итогам экспертизы дорожных карт (планов-графиков) образовательных организаций республиканских пилотных площадок по введению фгос основного общего образования iconО создании и полномочиях рабочей группы по введению фгос основного общего образования
Фгос ООО на основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации моин РФ «Об утверждении и введении в действие...

Рекомендации по итогам экспертизы дорожных карт (планов-графиков) образовательных организаций республиканских пилотных площадок по введению фгос основного общего образования iconРассмотрено
Ос основного общего образования мбоу «сош №60» (далее – Совет) создан в соответствии с приказом «О создании и полномочиях Совета...

Рекомендации по итогам экспертизы дорожных карт (планов-графиков) образовательных организаций республиканских пилотных площадок по введению фгос основного общего образования iconМетодические рекомендации по нормативно-правовому обеспечению введения...
«О введении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных учреждениях...

Рекомендации по итогам экспертизы дорожных карт (планов-графиков) образовательных организаций республиканских пилотных площадок по введению фгос основного общего образования iconМуниципаль бюджет
На основании решения Совета по введению новых фгос общего образования (протокол №6 от 06. 04. 2011г.), в целях эффективной реализации...

Рекомендации по итогам экспертизы дорожных карт (планов-графиков) образовательных организаций республиканских пилотных площадок по введению фгос основного общего образования iconОсновная общеобразовательная программа с применением дистанционных...
Цели и задачи реализации основной образовательной программы основного общего образования 2

Рекомендации по итогам экспертизы дорожных карт (планов-графиков) образовательных организаций республиканских пилотных площадок по введению фгос основного общего образования iconУчебной дисциплины «экономика» для профессиональных образовательных организаций
Программа предназначена для профессиональных образовательных организаций, реализующих основную профессиональную образовательную программу...

Рекомендации по итогам экспертизы дорожных карт (планов-графиков) образовательных организаций республиканских пилотных площадок по введению фгос основного общего образования iconРаспоряжение Департамента общего образования от 30. 03. 2015г. №191...
Информация о выполнении плана первоочередных действий по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в...

Рекомендации по итогам экспертизы дорожных карт (планов-графиков) образовательных организаций республиканских пилотных площадок по введению фгос основного общего образования iconАналитическая справка по итогам реализации процесса опережающего...
Бобровского муниципального района Воронежской области №82 от 31 мая 2012 года, приказ мкоу бобровская сош №1 №71/2 от 1 июня 2012...

Рекомендации по итогам экспертизы дорожных карт (планов-графиков) образовательных организаций республиканских пилотных площадок по введению фгос основного общего образования iconПлан научно-методического сопровождения введения и реализации фгос...
Цель: обеспечение методических условий для введения и реализации Федеральных государственных образовательных стандартов основного...

Рекомендации по итогам экспертизы дорожных карт (планов-графиков) образовательных организаций республиканских пилотных площадок по введению фгос основного общего образования iconПрограммный комплекс «web Торги-кс» версия 13 0 [13. 03. 00] сборка...
Настоящий документ является руководством пользователя программного комплекса «web-торги-кс» и содержит описание порядка работы заказчика...

Рекомендации по итогам экспертизы дорожных карт (планов-графиков) образовательных организаций республиканских пилотных площадок по введению фгос основного общего образования iconНа заседании педагогического совета
Рабочая группа по введению фгос общего образования (далее – Рабочая группа) создана на период введения фгос начального общего образования...

Рекомендации по итогам экспертизы дорожных карт (планов-графиков) образовательных организаций республиканских пилотных площадок по введению фгос основного общего образования iconУчебной дисциплины «русский язык и литература. Русский язык» для...
Программа предназначена для профессиональных образовательных организаций, реализующих основную профессиональную образовательную...

Рекомендации по итогам экспертизы дорожных карт (планов-графиков) образовательных организаций республиканских пилотных площадок по введению фгос основного общего образования iconСогласовано
Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего...

Рекомендации по итогам экспертизы дорожных карт (планов-графиков) образовательных организаций республиканских пилотных площадок по введению фгос основного общего образования iconПриказ №606/1 от 13 октября 2014 г г. Аша Об организации дистанционного...
У дпо чиппкро от 26. 09. 2014 г. №649, с целью организации дистанционного образования детей – инвалидов, обучающихся на дому с использованием...

Рекомендации по итогам экспертизы дорожных карт (планов-графиков) образовательных организаций республиканских пилотных площадок по введению фгос основного общего образования iconОсновная образовательная программа основного общего образования в соответствии с фгос ООО
...

Рекомендации по итогам экспертизы дорожных карт (планов-графиков) образовательных организаций республиканских пилотных площадок по введению фгос основного общего образования iconОсновная образовательная программа основного общего образования разработана...
Аннотация к основной образовательной программе основного общего образования муниципального общеобразовательного казенного учреждения...


Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск