МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Московский государственный юридический университет
имени О.Е. Кутафина (МГЮА)»
Оренбургский институт (филиал)
«УТВЕРЖДАЮ»
Заместитель директора
по учебной работе
_______________ Д.П. Великий
"_____" ______________ 2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины М2.В.ОД.6
«Основы судебной
компьютерно-технической экспертизы»
Направление подготовки – 030900 (40.03.01) Юриспруденция
Квалификация (степень) выпускника - магистр
Формы обучения: очная, заочная
Оренбург - 2016
СОДЕРЖАНИЕ
1.
|
Цели освоения учебной дисциплины
|
с. 3-5
|
2.
|
Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы
|
с. 6
|
3.
|
Структура и содержание учебной дисциплины
3.1.Содержание дисциплины (программа курса)
3.2.Лекции
3.3. Практические и лабораторные занятия
3.4. Самостоятельная работа студента
3.5 Примерные темы для написания эссе, подготовки научных докладов и презентаций
|
с. 10-26
с. 10-12
с. 12
с. 13-27
с. 28
с. 28
|
4.
|
Образовательные технологии
|
с. 29
|
5.
|
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и контроля самостоятельной работы студентов
5.1. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и контроля самостоятельной работы студента (контрольные вопросы)
5.2. Оценочные средства для промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (вопросы к зачету)
|
с. 28-33
с. 28
с. 29-33
|
6.
|
Планируемые результаты освоения учебной дисциплины
|
с. 34-35
|
7.
|
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
7.1. Основная литература
7.2. Дополнительная литература
7.3. Нормативно-правовые акты
7.4. Интернет-ресурсы
|
с. 36-40
с. 36
с. 36-39
с. 39
с. 39-40
|
8.
|
Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины
|
с. 40
|
1. Цели освоения учебной дисциплины
Реализация в дисциплине «Основы судебной компьютерно-технической экспертизы» требований квалификационной характеристики, основных требований к профессиональной подготовленности выпускника и целей основной образовательной программы в соответствии с ФГОС ВПО подготовки магистров по направлению «юриспруденция» учитывает следующее:
1. Область профессиональной деятельности магистров включает разработку и реализацию правовых норм; обеспечение законности и правопорядка, проведение научных исследований, образование и воспитание.
2. Объектами профессиональной деятельности магистров являются общественные отношения в сфере реализации правовых норм, обеспечения законности и правопорядка.
3. Магистр по направлению подготовки 030900 (40.03.01) Юриспруденция готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
а) правотворческая;
б) правоприменительная;
в) правоохранительная;
г) экспертно-консультационная;
д) организационно-управленческая;
е) научно-исследовательская;
ж) педагогическая.
4. Магистр по направлению подготовки 030900 (40.03.01) Юриспруденция должен быть подготовлен к решению следующих профессиональных задач:
а) правотворческая деятельность:
подготовка нормативно-правовых актов;
б) правоприменительная деятельность:
обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершения действий, связанных с реализацией правовых норм;
составление юридических документов;
в) правоохранительная деятельность:
обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства;
охрана общественного порядка;
защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;
предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений;
защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц;
г) экспертно-консультационная деятельность:
оказание юридической помощи, консультирование по вопросам права;
осуществление правовой экспертизы нормативных правовых актов;
д) организационно-управленческая деятельность:
осуществление организационно-управленческих функций;
е) научно-исследовательская деятельность:
проведение научных исследований по правовым проблемам;
участие в проведении научных исследований в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности;
ж) педагогическая деятельность:
преподавание юридических дисциплин;
осуществление правового воспитания.
Целью преподавания дисциплины является получение магистрантами комплекса знаний и основ практических умений и навыков в области судебной компьютерно-технической экспертизы (далее СКТЭ) как одного из наиболее динамично развивающихся видов инженерно-технических экспертиз.
Задачами преподавания дисциплины являются:
Изучить понятие инженерно-технических экспертиз и их места в системе доказательств в уголовном процессе.
Дать представление о классификация цифровой информации как вида доказательств в уголовном процессе.
Раскрыть пределы компетенции эксперта СКТЭ как лица обладающего специальными познаниями в области информационных технологий.
Изучить виды экспертиз существующие в рамках проведения СКТЭ.
Ознакомиться с методическими особенности проведения СКТЭ для различных объектов исследования.
Проанализировать наиболее актуальные проблемы применения СКТЭ, в процессе доказывания по уголовным делам.
Осветить комплекс вопросов, связанных с порядком назначения, проведения и оценки результатов СКТЭ.
Научить студентов правильной постановке задач при проведении СКТЭ.
Научить студентов базовым навыкам проведения судебных компьютерно-технических экспертиз, с применением специализированных аппаратных комплексов и криминалистического программного обеспечения.
Освоение настоящей учебной дисциплины готовит к освоению следующих видов профессиональной деятельности: разработке и реализации правовых норм, обеспечению законности и правопорядка, правовому обучению и воспитанию, нормотворческой, правоприменительной, научно-исследовательской и педагогической. В ходе реализации программы ставятся задачи подготовки студента к правоприменительной деятельности: обоснованию и принятию в пределах должностных обязанностей решений, а также к совершению действий, связанных с реализацией правовых норм по назначению производству и использованию результатов СКТЭ в процессе доказывания по уголовным делам; составлению юридических документов по назначению экспертиз; к правоохранительной деятельности: предупреждению, пресечению, выявлению, раскрытию и расследованию правонарушений; защите частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; экспертно-консультационной деятельности: консультированию по правовым аспектам назначения экспертиз; осуществлению правовой экспертизы процессуальных документов связанных с назначением и производством СКТЭ. Кроме того, магистр должен быть подготовлен к проведению научных исследований по правовой проблематике связанной с экспертной деятельностью, участию в проведении научных исследований, к преподаванию юридических дисциплин и осуществлению правового воспитания.
2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы
Учебная дисциплина «Основы судебной компьютерно-технической экспертизы» относится к числу обязательных дисциплин вариативной части профессионального цикла ОП. Дисциплина создает теоретическую и навыковую базу для освоения иных дисциплин в вариативной части учебного плана и дисциплин по выбору обучающихся.
Освоение дисциплины необходимо для последующего успешного освоения следующих дисциплин магистерской программы: «Собирание доказательств на стадии предварительного расследования», «Криминалистические основы обнаружения, фиксации и изъятия материальных объектов», «Криминалистическое исследование документов».
Требования к уровню подготовки студента (входные знания), предшествующие дисциплины:
понимание организации и деятельности судов и других правоохранительных органов (связь с дисциплиной «Судоустройство и правоохранительные органы»);
знание процедур, в рамах которых протекает уголовно-процессуальное доказывание и принятие решение (норм уголовно-процессуального права, (связь с дисциплиной «Уголовный процесс»);
знание о методиках раскрытия преступлений, возникновения и существования его следов, собирания, исследования, оценки и использования доказательств, основных специальных приёмов, методов и средств применяемых в ходе предварительного расследования (связь с дисциплиной «Криминалистика»).
представление об информации как об особом комплексном правовом понятии, о правовых основах регулирования обращения информации в различных областях жизнедеятельности общества (связь с дисциплиной «Информационное право»);
знание о противоправных действиях связанных с информацией и юридической ответственностью за такого рода деяния (связь с дисциплиной «Уголовное право», «Административное право»);
знание о компьютерных технологиях, информационных системах хранения и обработки информации, сетевых технологиях и средствах защиты информации, а так же обладание практическими навыками использования программных и аппаратных средств обработки информации (связь с дисциплиной «Информационные технологии в юридической деятельности»);
знание актуальных проблем теории экспертного исследования (связь с дисциплиной «Судебная экспертиза» в рамках магистерской программы).
3. Структура и содержание учебной дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.
Виды работ приведены в таблице 1. Трудоёмкость для заочной формы обучения указана в скобках.
Таблица 1
Виды работы
|
Трудоемкость, час.
|
Общая трудоемкость
|
108
|
Аудиторная работа
|
14 (10)
|
Лекции (Л)
Практические занятия (ПЗ)
Лабораторные работы
Защита лабораторных работ
|
2
2 (2)
8 (6)
2
|
Самостоятельная работа (СР)
|
94 (98)
|
Вид итогового контроля
|
Зачет
|
Тематический план
№ п/п
|
Раздел (тема) учебной дисциплины
|
Семестр
|
Виды учебной деятельности, трудоемкость
(в час.)
|
Образовательные технологии
|
Формы текущего контроля
|
|
|
|
Л
|
ПЗ
|
СР
|
|
|
1
|
Основы теории класса судебных компьютерно-технических экспертиз
|
2
|
1
|
1
|
10
|
Мультимедийные средства, презентации.
|
Научная дискуссия, презентации, мозговой штурм.
Лекция-диалог (пресс-конференция)
|
2
|
Методические основы судебных компьютерно-технических экспертиз
|
2
|
1
|
1
|
20
|
Мультимедийные средства, презентации.
|
Обсуждение проблемных
докладов
|
3
|
Исследование состава и следов использования установленного программного обеспечения
|
2
|
|
2
|
8
|
Лабораторная работа с использованием криминалистического программного обеспечения «DeFacto»
|
Работа в микрогруппах
|
4
|
Восстановление удалённой с цифровых носителей информации
|
2
|
|
2
|
12
|
Лабораторная работа с использованием программного обеспечения
«R-Studio»
|
Работа в микрогруппах
|
5
|
Поиск информации на цифровых носителях
|
2
|
|
2
|
24(22)
|
Лабораторная работа с использованием криминалистического программного обеспечения «EnCase 4.0», «Архивариус 3000»
|
Работа в микрогруппах
|
6
|
Анализ цифровой информации на мобильных устройствах
|
2
|
|
2
|
20
|
Лабораторная работа с использованием криминалистического программного обеспечения «Oxygen Мобильный Криминалист»
|
Работа в микрогруппах
|
7.
|
Типовое заключение эксперта СКТЭ.
|
2
|
|
2
|
20
|
Защита лабораторных работ. Дискуссионный коллоквиум по обсуждению полученных результатов
|
Взаимопроверка и самооценка подготовленных заключений.
|
|
ВСЕГО
|
|
2
|
14 (10)
|
94 (98)
|
|
|
3.1 Содержание дисциплины (программа курса)
Раздел 1. Основы теории класса судебных компьютерно-технических экспертиз.
Цели экспертного исследования компьютерных средств, предмет познаний и обоснование необходимости введение нового класса экспертиз.
Классификация судебной компьютерно-технической экспертизы и задачи экспертной деятельности.
Определение объектов судебной компьютерно-технической экспертизы, их свойств и признаков.
Комплексный характер судебной компьютерно-технической экспертизы и ее связь с другими родами и видами судебных экспертиз.
Основы судебной аппаратно-компьютерной экспертизы как рода компьютерно-технических экспертиз. Ее предмет, объекты и задачи.
Основы судебной программно-компьютерной экспертизы как рода компьютерно-технических экспертиз. Ее предмет, объекты и задачи.
Основы судебной информационно-компьютерной экспертизы как рода компьютерно-технических экспертиз. Ее предмет, объекты и задачи.
Основы судебной компьютерно-сетевой экспертизы как рода компьютерно-технических экспертиз. Ее предмет, объекты и задачи.
Основы судебной аппаратно-компьютерной экспертизы мобильных средств связи. Ее предмет, объекты и задачи.
Раздел 2. Методические основы судебных компьютерно-технических экспертиз.
Основные требования, предъявляемые к методическому обеспечению судебной компьютерно-технической экспертизы.
Система экспертных методов и средств судебной компьютерно-технической экспертизы.
Методы диалектической и формальной логики, применяемые в судебной компьютерно-технической экспертизе.
Общенаучные методы, применяемые в судебной компьютерно-технической экспертизе.
Специальные методы судебной компьютерно-технической экспертизы.
Экспертные средства судебной компьютерно-технической экспертизы.
Раздел 3. Производство основных видов судебных компьютерно-технических экспертиз.
3.1.1 Исследование состава и следов использования установленного программного обеспечения
Следственные ситуации, для которых имеется необходимость назначения экспертизы по определению состава и следов использования определённых видов программного обеспечения.
Экспертные задачи решаемые в рамках проведения данного вида экспертного исследования.
Примерный перечень вопросов разрешаемых в рамках проведения данного вида экспертиз.
Недопустимые вопросы выходящие за рамки компетенции эксперта: «контрафактность», определение конкретного лица использовавшего (установившего) программное обеспечение.
Относительность временных характеристик для цифровой информации.
Следы установки программных продуктов в специальных папках операционной системы «Microsoft Windows».
Реестр операционной системы «Microsoft Windows». Следы установки программных продуктов в реестре операционной системы.
Использование криминалистической программы «DeFacto» для анализа установленных программных продуктов на платформе «Microsoft Windows». Функциональные возможности программы. Виды отчётов.
Анализ следов использования программного обеспечения по отметкам даты и времени создания изменения файлов и каталогов.
3.1.2 Восстановление удалённой с цифровых носителей информации
Следственные ситуации, для которых имеется необходимость назначения экспертизы по восстановлению удалённой информации.
Экспертные задачи решаемые в рамках проведения данного вида экспертного исследования.
Примерный перечень вопросов разрешаемых в рамках проведения данного вида экспертиз.
Основные особенности файловых систем FAT, NTFS, ext4. Понятие разделов диска, таблицы размещения файлов, цепочек кластеров, особенностей записи и удаления информации с цифровых носителей.
Условия для полного и частичного восстановления информации.
Проблематика восстановления информации с физически повреждённых накопителей на жёстких магнитных дисках. Программно-аппаратный комплекс «PC3000» - назначение и возможности.
Восстановление информации с частично нечитаемых оптических носителей. Функциональные возможности программы «Dead Disk Doctor».
Программные пакеты для восстановления информации. Сравнительный анализ пакетов «Ontrack Easy Recovery», «R-Studio», «R.saver 2.5.1».
Восстановление повреждённой внутренней структуры файлов. Набор утилит от компании «Recovery Toolbox». КУПИТЬ?
3.1.3 Поиск информации на цифровых носителях.
Следственные ситуации, для которых имеется необходимость назначения экспертизы по поиску информации на цифровых носителях.
Экспертные задачи решаемые в рамках проведения данного вида экспертного исследования.
Примерный перечень вопросов разрешаемых в рамках проведения данного вида экспертиз.
Подготовка к проведению исследования. Программные средства для создания образов накопителей: «Acronis True Image», «HD Clone», средства создания образов пакетов «EnCase» и «Access Data Forensic Toolkit (FTK)».
|