Раздел 2. Общие принципы. Ограничения
Понятие опасных грузов
Почти половина грузов, перевозимых всеми видами транспорта в мире, относится к категории опасных грузов – взрывчатых, коррозионных, огнеопасных, ядовитых и даже радиоактивных. Эти опасные грузы необходимы для удовлетворения и обеспечения всемирных промышленных, коммерческих, медицинских и научно- исследовательских потребностей. Учитывая преимущества воздушного транспорта, значительная часть этих опасных грузов перевозится воздушным транспортом.
Требования ИКАО в отношении опасных грузов в основном разработаны группой экспертов, которая была создана в 1976 году. Эта группа экспертов продолжает действовать и подготавливает рекомендации о внесении необходимых изменений в Технические инструкции. По возможности обеспечивается соответствие между Техническими инструкциями и рекомендациями Комитета экспертов Организации Объединенных Наций по перевозке опасных грузов и правилами Международного агентства по атомной энергии. Использование этих общих основ воздушным, морским, железнодорожным и автомобильным транспортом позволяет безопасно и упорядоченно производить перевалку грузов с одного вида транспорта на другой.
Опасные грузы - это вещества или изделия, которые способны создавать значительную угрозу для здоровья, безопасности, имущества или окружающей среды и которые указаны в перечне опасных грузов Технических инструкций ИКАО или классифицируются в соответствии с Техническими инструкциями ИКАО.
Термины и определения
Государство отправления. Государство, на территории которого груз был первоначально погружен на воздушное судно.
Государство эксплуатанта. Государство, в котором находится основное место деятельности эксплуатанта или, если эксплуатант не имеет такого места деятельности,
постоянное место его пребывания.
Грузовая отправка. Одно или несколько мест с опасным грузом, принятых эксплуатантом от одного грузоотправителя в одно время и в один адрес, включенных в одну партию и перевозимых одному грузополучателю в один пункт назначения.
Грузовое место. Конечный продукт операций по упаковыванию груза, состоящий из упаковочного комплекта и его содержимого, подготовленного к перевозке.
Исключение. Положение, в соответствии с которым на конкретный вид опасных грузов не распространяются обычно применяемые к такому виду требования.
Командир воздушного судна. Пилот, назначенный эксплуатантом или, в случае авиации общего назначения, владельцем воздушного судна выполнять обязанности командира и отвечать за безопасное выполнение полета.
Несовместимый. Термин, применяемый к опасным грузам, при смешивании которых может происходить опасное выделение тепла или газа или могут образовываться коррозионные вещества.
Номер по списку ООН. Четырехзначный номер, присвоенный Комитетом экспертов Организации Объединенных Наций по перевозке опасных грузов для обозначения вещества или конкретной группы веществ.
Объединяющая упаковка. Тара, используемая одним грузоотправителем с целью объединения одного или нескольких грузовых мест и образования единой обрабатываемой единицы для удобства обработки и хранения.
Примечание. Данное определение не включает средства пакетирования грузов.
Освобождение. Распоряжение соответствующего национального полномочного органа, предусматривающее освобождение от действия положений настоящего Приложения.
Средство пакетирования грузов. Любой тип грузового контейнера, авиационного контейнера, авиационного поддона с сеткой или авиационного поддона с сеткой над
защитным колпаком.
Примечание. Данное определение не включает объединяющюю упаковку.
Упаковочный комплект. Емкости и любые другие компоненты или материалы, которые необходимы для обеспечения функции емкости по удержанию содержимого.
Эксплуатант. Лицо, организация или предприятие, занимающиеся эксплуатацией воздушных судов или предлагающие свои услуги в этой области.
Виды опасности
Угроза для здоровья, безопасности людей и имущества состоит в следующих факторах опасных грузов:
способности легко воспламеняться и поддерживать горение
заражении имущества и местности радиоактивными веществами
поражении людей и имущества взрывной волной и пожаром
поражении людей радиоактивным излучением, токсинами (в том числе продуктами горения) и болезнетворными организмами
раздражении кожи и порчи имущества коррозионными веществами.
Особенности воздушной перевозки
При перевозке опасных грузов воздушным транспортом на них действуют: вибрация широкого диапазона частот и амплитуд, значительные перегрузки при взлете, в полете и при посадке, большие изменения температуры воздуха и атмосферного давления на земле и в полете, плохой воздухообмен из-за ограниченного объема грузовых помещений воздушных судов. Все эти внешние условия оказывают комплексное (одновременное) воздействие в полете на перевозимый груз.
Изменение атмосферного давления на 68 кПа (0,8 атм) на больших высотах (более 11км) полета (в том числе очень резкое в случае аварийной разгерметизации кабины воздушного судна).
Ядовитые, легковоспламеняющиеся и коррозионные вещества могут перевозиться в разгерметизированных грузовых кабинах, давление в которых соответствует атмосферному давлению на высоте полета. Низкое атмосферное давление на больших высотах увеличивает испарение таких жидкостей, как ацетон, этиловый спирт и других. Поэтому перевозка таких грузов должна осуществляться только в герметичной таре.
В связи с этим предъявляются особые (повышенные) требования к прочности и герметичности тары и упаковки опасных грузов, перевозимых воздушным транспортом.
Изменения температуры окружающего воздуха до 60Cо. В грузовых кабинах воздушных судов при включенной системе кондиционирования воздуха (обогрев) поддерживается температура от +10°С до +25°С и более. При отключенной системе кондиционирования воздуха в грузовых кабинах температура может понижаться и в зависимости от высоты и продолжительности полета может достигать температуры воздуха за бортом самолета.
В летнее время при стоянке самолета (при отсутствии средств наземного кондиционирования) температура в грузовых кабинах может быть выше температуры воздуха за бортом на 5-8°С; до той же температуры будет нагреваться и упаковка с перевозимыми грузами.
Вибрация с амплитудой в диапазоне от 5 мм на частоте 7 Гц до 0,05 мм на частоте 200 Гц.
Вибрация вызывает повышенные напряжения в материале конструкции тары, которые могут привести к образованию трещин (особенно в сварных швах), отворачиванию крышек, нарушению герметичности тары и утечке содержимого. В связи с этим отправителю опасного груза следует принимать специальные меры по предотвращению непроизвольного отворачивания резьбовых и притертых пробок: применять специальные прокладки, контровку, а в некоторых случаях - запайку заливных горловин тары.
Перегрузка. В отдельных случаях перегрузка может быть довольно значительной, поэтому прочность швартовки грузов должна рассчитываться на наиболее тяжелые случаи перегрузок, возникающих, например, при аварийной посадке на неподготовленные площадки с убранными шасси. При этом груз не должен разрушиться и сорваться с места его швартовки.
Одной из главных особенностей, в отличие от наземных видов транспорта, является замкнутость пространства в воздушном судне, практическая невозможность удаления груза, начавшего проявлять свои опасные свойства в полете и ограниченная возможность применения средств пожаротушения и нейтрализации токсичных, радиоактивных и коррозионных веществ. Вследствие этих особенностей, многие привычные в нашей жизни вещества и изделия являются опасными грузами (например: духи, одеколоны, спиртные напитки, зажигалки, аэрозоли, бытовая химия и т.д.).
Общие принципы организации перевозок опасных грузов
1. Никакое лицо не может предъявлять или принимать опасные грузы к перевозке по воздуху, если эти грузы надлежащим образом не классифицированы, не имеют документов, не сертифицированы, не описаны, не упакованы, не маркированы, не имеют знаков опасности, и не находятся в должном состоянии для перевозки, как этого требуется в соответствии с «Техническими Инструкциями по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху». Если какое-либо лицо осуществляет функции, необходимость которых оговорена в ТИ ИКАО, от имени лица, предъявляющего опасный груз к перевозке по воздуху, то такое лицо должно обеспечивать выполнение требований ТИ ИКАО. Никакое лицо не может перевозить опасные грузы по воздуху, если эти грузы не приняты, не обработаны или не перевезены в соответствии с ТИ ИКАО. Никакое лицо не может наносить знаки опасности, сертифицировать или предъявлять упаковочный комплект, как отвечающий требованиям ТИ ИКАО, если таковой упаковочный комплект изготовлен, собран, маркирован, сохранен, восстановлен или отремонтирован не в соответствии с требованиями ТИ ИКАО.
2. Успешное применение правил, касающихся перевозки опасных грузов, и достижение целей, поставленных в ТИ ИКАО, в значительной степени зависят от правильной оценки всеми сотрудниками опасности, связанной с перевозкой, и досконального понимания ими упомянутых правил. Эта цель может быть достигнута лишь в результате правильного планирования и реализации программ первоначальной и периодической подготовки всех лиц, связанных с перевозкой опасных грузов.
Сотрудники должны быть подготовлены в объеме, соответствующим должностным инструкциям. Такая подготовка должна включать:
Общую ознакомительную подготовку
Специализированную подготовку (подробно изучаются требования применительно к функциям, возложенным на конкретное лицо)
Подготовку в области авиационной безопасности, цель которой должна заключаться в изучении видов опасности, создаваемой опасными грузами, методов безопасной обработки и порядка действий в аварийной обстановке.
Перед тем как приступить к выполнению каких-либо обязанностей, связанных с перевозкой опасных грузов, оговоренных в таблице 1.4 ТИ ИКАО, сотрудники, относящиеся к категориям, указанным в таблице, должны быть подготовлены соответствующим образом и как минимум, должны пройти подготовку по аспектам перевозки опасных грузов, указанным в таблице.
В целях обеспечения соответствия знаний сотрудников текущим требованиям периодическая подготовка должна проводиться не позднее 24 месяцев после прохождения ими последней подготовки.
После прохождения подготовки должен быть проведен тест на предмет проверки понимания пройденного материала. Сведения о прохождении подготовки должны обязательно сохраняться работодателем в специальных файликах (личных делах).
Технические инструкции ИКАО (ТИ ИКАО).
Основным юридическим документом, регламентирующим правила перевозки опасных грузов воздушным транспортом, являются Технические инструкции по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху. Они издаются один раз в 2 года на 6 официальных языках ИКАО. Сейчас действуют ТИ ИКАО на 2015-2016 гг.
Технические Инструкции содержат положения, регламентирующие международную перевозку опасных грузов.
Содержание и компоновка ТИ ИКАО:
ТИ ИКАО состоят из восьми частей, разделенных на главы, а каждая глава разделена на пункты и подпункты.
1;1.1.1 означает: часть 1
глава 1
пункт 1.1
подпункт 1.1.1
ч.1 Общие положения.
Излагаются общие положения по перевозке опасных грузов воздушным транспортом: применение, ограничения, определения и единицы измерения, сведения о программах подготовки персонала, обеспечения безопасности опасных грузов.
ч.2 Классификация и перечень опасных грузов.
Надлежащая классификация опасных грузов грузоотправителем позволяет определить требования, предъявляемые к перевозке конкретного вещества (изделия) и привести их в соответствие с правилами перевозки. Ошибочная классификация может привести к неправильному упаковыванию, нанесению знаков опасности, погрузке и предоставлению информации.
В зависимости от физических и химических свойств опасные грузы включены в один из 9 классов опасности. Классы указывают на вид (тип) опасности. Некоторые классы опасных грузов, для более полной детализации их свойств, подразделяются на категории.
Порядок присвоения классам опасных грузов номеров ООН определен для удобства и не имеет отношения к степени связанной с ними опасности.
Опасные грузы могут характеризоваться более чем одним видом опасности. В этом случае веществу или изделию присваивается одна или более дополнительная опасность.
Ниже в виде таблицы представлены нумерация и названия всех классов и категорий опасных грузов, а также знаки опасности, соответствующие им, описание, примечания и примеры.
Класс/категория/
название/IMP-код
|
Знак опасности
|
Описание
|
Примечания и примеры
|
КЛАСС 1 –
ВЗРЫВЧАТЫЕ ВЕЩЕСТВА
Категория 1.1
REX
Категория 1.2
REX
Категория 1.3
RCX – САО
RGX – САО
Категория 1.4
RXB – САО
RXD – САО
RXE – САО
RXG – САО
RXS –
САО / РАХ
Категория 1.5
REX
Категория 1.6
REX
|
|
Вещества и изделия, которые характеризуются опасностью взрыва в массе
Вещества и изделия, которые характеризуются опасностью разбрасывания, но не создают опасность взрыва в массе
Вещества и изделия, характеризующиеся опасностью загорания, а также либо незначительной опасностью взрыва, либо незначительной опасностью разбрасывания
Вещества и изделия, не представляющие какой-либо значительной опасности. Они представляют незначительную опасность лишь в случае воспламенения или инициирующего действия при перевозке
Вещества очень небольшой чувствительности, которые не характеризуются опасностью взрыва в массе.
Изделия чрезвычайно низкой чувствительности, которые не характеризуются опасностью взрывов в массе.
|
Запрещены к перевозке тротил, нитроглицерин,
аммонал, гранитол
Запрещены к перевозке гранаты ручные, ракеты, снаряды, боеприпасы, шнур детонирующий, детонаторы, бомбы авиационные, торпеды, мины
порох, пороховые ускорители, твердотопливные ракеты, фейерверки, пиротехнические составы, шнур огнепроводный
патроны стрелковые, заряды промышленные, патроны строительные, пиропатроны, капсюли
Запрещены к перевозке
Запрещены к перевозке
|
КЛАСС 2 – ГАЗЫ
Категория 2.1
Легковоспламеняющиеся газы
RFG
Категория 2.2
Невоспламеняющиеся нетоксичные газы
RNG / RCL
Категория 2.3
Токсичные газы
RPG – САО
|
|
Газы, которые в соединении с воздухом в определенных пропорциях образуют легковоспламеняющиеся смеси
Невоспламеняющиеся, нетоксические газы или газы, находящиеся при низких температурах
Эти газы настолько токсичные, что представляют опасность для здоровья людей
|
газовые зажигалки, водород, пропан, бутан, лаки и дезодоранты в аэрозольной упаковке
сжатые и сжиженные охлажденные газы в баллонах, либо сосудах Дьюара: воздух, углекислый газ, азот, кислород
хлор, иприт
|
КЛАСС 3 –
ЛЕГКОВОСПЛАМЕНЯЮЩИЕСЯ
ЖИДКОСТИ
RFL
|
|
Жидкости, которые выделяют пары, легковоспламеняющиеся в закрытом сосуде при температурах не выше 60,5оC
|
бензин, керосин, растворители, ацетон, дихлорэтан, лаки, краски масляные, нитроэмали, грунтовки, полиграфические краски
|
КЛАСС 4
Категория 4.1
Легковоспламеняющиеся твердые вещества
RFS
Категория 4.2
Вещества, способные к самовозгоранию
RSC
Категория 4.3
Вещества, опасные при взаимодействии с водой
RFW
|
|
Вещества, которые способны легко возгораться или могут вызвать пожар в результате трения
Вещества, которые при контакте с воздухом без дополнительного источника энергии способны к самонагреванию или самовоспламенению
Вещества, выделяющие легковоспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой
|
любые металлические порошки, алюминиевый порошок с покрытием, магний, спички, «бенгальские огни», сера
белый или желтый фосфор, напалм, рыбная мука, уголь, уголь активированный, хлопок
карбид кальция, натрий, алюминиевый порошок без покрытия
|
КЛАСС 5
Категория 5.1
Окисляющие вещества
ROX
Категория 5.2
Органические перекиси
ROP
|
|
Вещества, которые путем выделения кислорода способны вызывать воспламенение других веществ или способствовать их воспламенению или взрыву
Органические вещества (жидкие или твердые), которые способны разлагаться с взрывным эффектом или быстро гореть, или опасно реагировать с другими веществами
|
аммиачно-нитратные удобрения, аммиачная селитра, калиевая селитра, хлорат кальция, отбеливатели, перекись водорода
гидроперекись третбутила, компоненты белой краски, некоторые отвердители
|
КЛАСС 6
Категория 6.1
Ядовитые (токсичные) вещества
RPB
Категория 6.2
Инфекционные вещества
RIS
|
|
Вещества, способные вызывать смертельный исход или тяжелое увечье или нанести вред здоровью человека при их заглатывании, вдыхании или при контакте с кожным покровом
Вещества, содержащие жизнеспособные микроорганизмы, в отношении которых известно или имеется достаточно оснований считать, что они вызывают заболевания людей или животных
|
никотин, цианид, стрихнин, пестициды, мышьяк
вирусы, бактерии, диагностические образцы, биологические продукты, медицинские и клинические отходы
|
КЛАСС 7 –
РАДИОАКТИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Категория I - Белая
RRW
Категория II - Желтая
RRY
Категория III - Желтая
RRY
|
|
Радиоактивные материалы с низким радиационным уровнем на поверхности упаковки и нулевым транспортным индексом
Радиоактивные материалы с радиационным уровнем выше, чем у категории I и транспортным индексом не превышающем 1,0
Радиоактивные материалы с радиационным уровнем выше, чем у категории II и транспортным индексом больше 1,0, но не превышающем 10,0
|
радионуклиды или изотопы для медицинских и промышленных целей
радионуклиды или изотопы для медицинских и промышленных целей
радионуклиды или изотопы для медицинских и промышленных целей
|
КЛАСС 8 –
КОРРОЗИОННЫЕ ВЕЩЕСТВА
RCM
|
|
Вещества, которые могут вызывать видимое поражение кожи или любой живой ткани, или причинить материальный ущерб другим грузам и конструкции воздушного судна
|
аккумуляторы, серная, соляная, уксусная и другие кислоты, концентраты напитков, фруктовые эссенции, едкий натр, едкий калий, ртуть
|
КЛАСС 9 –
ПРОЧИЕ ОПАСНЫЕ ИЗДЕЛИЯ И ВЕЩЕСТВА
RMD
ICE – сухой лед
RSB –полимерные шарики
MAG – намагниченные материалы
RLM – литий-металлические батареи
RLI – ионно-литиевые батареи
|
|
Этот класс включает вещества и изделия, представляющие во время перевозки опасность, которая не может быть отнесена к другим классам опасных грузов
|
асбест, чесночный соус, спасательные плоты, двигатели внутреннего сгорания, газонокосилки, мини-тракторы, мотоциклы, скутеры, лодочные моторы, снегоходы, гидроциклы, автомобили, пищевые добавки, литиевые батареи, полимерные гранулы, двуокись углерода твердая (сухой лед)
|
|