«Использование дистанционного досуга, как средства взаимодействия с родителями для повышения их компетентности в развитии детей с ОВЗ»
Тифлопедагоги: Епишенкова Е.Ю., Чулибаева Е.Д.
Детство – это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, если в нём царят счастье и радость быть самим собой. Мир фантазии, выдумки у детей связан с игрой. Во все исторические времена дети разных народов играли и играют, подражая взрослым, реализуя свои желания и творческие потребности. Взрослые всегда стараются окружить своего малыша любовью, заботой, вниманием, лаской. Они стараются научить его радоваться жизни, доброжелательно относиться к окружающим. Хорошо, если всё это происходит в игре, т.к. именно она - желанная и незаменимая в детском возрасте. Являясь ведущей формой жизнедеятельности ребенка, она развивает физические, психические, интеллектуальные способности и формирует эстетические чувства. Игра «держит в форме» все человеческие способности сообразительность, наблюдательность, ловкость, выносливость, умение общаться так, как этого требуют обстоятельства. Детская игровая культура служит приобщением ребенка к сообществу людей – взрослых и сверстников, поэтому совместная игровая деятельность является основой накопления культурного опыта и развития навыков творческой деятельности.
Ведущей целью взаимодействия детского сада с семьей является создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьей воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности ребенка, повышение компетентности родителей в области воспитания и развития. Поэтому одним из важнейших направлений работы тифлопедагога является систематическая и целенаправленная работа с семьями. Она включает в себя несколько направлений:
- выступления на родительских собраниях по общим вопросам воспитания и обучения, развития дошкольников с нарушениями зрения;
- консультация для отдельных групп родителей с учетом общих для них проблем, связанных с особенностями развития детей, трудностями в овладении определенными знаниями;
- индивидуальное консультирование родителей по вопросам, касающихся конкретного ребенка;
- выставки специальной, доступной для понимания родителей, литературы с аннотациями тифлопедагога;
- выставки игр и специальных пособий, которые родители могут использовать в занятиях с детьми дома;
- выставки детских работ, выполненных на занятиях тифлопедагога; задания на дом (на выходные дни, на лето).
Поиск новых форм работы с родителями, подтолкнул нас к идеи проведения дистанционных тифлопедагогических досугов. Целью данных досугов является обучение родителей приемам взаимодействия с ребенком, оказания ему действенной помощи в выполнении определенных видов деятельности, знакомство родителей с основными направлениями коррекционной работы для повышения партнерских отношений и пробуждения интереса и желания заниматься со своими детьми.
Именно через досуг тифлопедагог наглядно может:
-проинформировать родителей о ходе коррекционно-развивающего процесса;
- повысить образование родителей;
-привлечь родителей к совместной деятельности.
Что значит для нас «дистанционные досуги»? Рассмотрим термин «дистанция». «Дистанция» - это система интенсивной самостоятельной работы под руководством ведущего. На начальных этапах проведения досугов ведущая роль принадлежит тифлопедагогу, где педагог демонстрирует родителям разнообразие игровых приемов и знакомит с основными направлениями коррекционной работы. На следующем этапе тифлопедагог проводит досуг в тесном сотрудничестве с родителями, где родители становятся непосредственными участниками игры. На заключительном этапе тифлопедагог предлагает родителям ведущую роль по проведению досуга, где сам тифлопедагог может выступать как консультант. Переход досуга из одного этапа к последующему и есть прохождение дистанции, где родители переходят из пассивной роли зрителей в ведущую.
Модель дистанционных досугов.
Этапы досуга:
Наш опыт показал важность данной формы в работе по взаимодействию с родителями и поэтому мы хотели бы вас познакомить с одним из вариантов тифлопедагогического досуга начального этапа в подготовительной группе.
Цель досуга: ознакомление родителей с уровнем развития и возможностями детей, демонстрация игровых приемов и форм в домашних условиях.
Задачи тифлопедагогического досуга:
I. Зрительное восприятие:
* закрепить умение узнавать силуэты животных и соотносить их с
игрушками;
* закрепить умение узнавать предметы по контурному изображению и
соотносить их со звуками;
* развивать умение узнавать по части целое изображение.
II. Сенсорное восприятие:
* закрепить умение соотносить два образца одного цвета;
* закрепить знания о геометрических фигурах;
* закрепить умение подбирать к прорези соответствующие по форме
«ключи»;
* развивать умение классифицировать фигуры по трем признакам и
умение выделять основные признаки.
III.Зрительное внимание:
* развитие умение находить среди множества два одинаковых знака.
IV. Сохранные анализаторы:
* развитие слухового восприятия;
* развитие тактильных ощущений;
* закрепление зрительно-тактильного анализа.
V. Развитие пространственной ориентировки:
* закрепить умение ориентироваться на микроплоскости и находить
область пересечения двух плоскостей;
* закрепить умение ориентироваться на себе.
VI. Познавательная деятельность:
* развитие мышления;
* развитие анализа и синтеза;
* развитие операций обобщения и классификации.
Ход досуга-путешествия «Поле чудес в Чудограде».
Оснащение и наглядность: конверты с прорезями и «ключи», силуэты и игрушки животных, кубики с цветовыми символами, блоки Дьенеша, мешочки, плоскостные дома, карточки с контурными изображениями, карточки домино, плоскостная картинка зайца, знаки, ноутбук, программа слайдов, магнитофон, музыкальная кассета, бейджики для команд, фишки, столы, магнитная доска.
I. Вступление.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня я хочу вам рассказать одну историю. В одном городе Чудограде жили три друга – Знайка, Лентяйка и Умейка. Они были дружны, помогали друг другу и часто играли. Но однажды они поссорились, потому что стали спорить, кто из них лучше. Свой спор они решили разрешить на игровом «Поле чудес». И когда они туда пришли, друзья стали играть, но друг другу мешали, а не помогали. И в этот момент поле остановилось. Друзья очень удивились и не знали, что им делать. Давайте им поможем? Чтобы поле вновь заработало нужно его полностью пройти и собрать все фишки. Но фишки вы получите, если справитесь со всеми заданиями и будете выполнять все правила игры. Послушайте их.
Игроки делятся на 2 команды, в каждой команде выбирается капитан. Если будут спорные вопросы в команде при принятии решения, то капитан принимает окончательное решение. В игре также есть конкурсы, где понадобится помощь друга, игрок может обратиться за помощью к членам своей команды. Если ему не смогли помочь игроки, тогда он может обратиться к помощи зала. Особое правило: из зала и игроки команды не должны выкрикивать, подсказывать. За это команда лишается очков, а подсказчики могут быть удалены с места проведения досуга. Это правило будет строго отслеживаться ведущим досуга.
- Вы готовы к игре? Тогда отправляемся в путь.
II. Деление на команды
Чтоб на поле нам попасть,
Нужно всем ключи достать.
Инструкция: возьмите все по ключу. Теперь давайте разделимся на команды. Справа от меня встанут те, у кого ключи синего цвета, а слева от меня – те, у кого ключи фиолетового цвета. Выберите в каждой команде капитана. Придумайте название команды. Вот теперь можно идти на Поле чудес.
III. Игра «силуэты».
- Чтобы понять, куда нам идти, послушайте внимательно стихотворение:
Звери где-то заблудились,
Не поймут куда явились.
Дети, помощь окажите
И зверей назад верните.
- Как вы думаете, куда нам надо отправиться? Ответы детей.
- Правильно на поле зверей. Тогда пошли. Не забудьте свои ключи, они нам понадобятся.
Инструкция: Возьмите каждый по конверту. Но смотрите, чтобы ваш ключ совпал с отверстием на замке.
- Наложите ключ на замок и можете открыть конверт. Достаньте то, что лежит в конверте. Что вы достали? Ответы детей.
- Как можно их назвать всех одним словом? Правильно, животные.
Инструкция: теперь найдите по силуэту свое животное и поставьте его на место. Для этого обратите внимание на цвет силуэта и цветовое пятно на кубике. Они должны быть одинаковыми.
- Ребята, а вы ничего не заметили? Каких животных расставила команда синих? (домашних). А команда фиолетовых? (диких).
- А еще вы ничего не заметили? В каком порядке стоят наши животные? (как цвета радуги).
- За правильность выполнения задания вы получаете фишки.
- Что ж нам надо отправляться дальше. Послушайте куда:
Здесь фигуры разные
Желтые и красные.
Дом большой у них стоит,
Разберись, кто, где из них
В доме должен жить большом,
Чтоб не ссорились потом.
- Как вы думаете, куда нам надо идти? Правильно на поле фигур. Вперед!
IV. Игра «Собери жителей дома»
Инструкция: нам надо поселить все фигуры в свои квартиры. Для этого каждый из вас будет доставать из мешочка фигуру, отгадывая ее на ощупь. Затем вам надо будет найти в доме ее квартиру. Внимательно смотрите на подсказки: цветовое пятно – это цвет фигуры, а контуры фигур и домики размеров подскажут нужную квартиру.
- Все понятно, тогда приступаем.
- Все выполнено правильно. Вы получаете фишки и можно идти дальше. Слушайте куда.
Мы немножко поиграем,
Кто как слушает узнаем.
Постарайся отгадать -
И картинку подобрать.
- Что догадались, куда отправляемся дальше? Правильно, на поле шумов.
V. Игра «Отгадай шум».
Инструкция: чтобы пройти эту игру, капитаны команд выбирают трех игроков. Они будут ведущими игроками, остальные - помощники. Ведущие игроки садятся на стулья и выбирают себе любую карточку. Вы должны будете поднять свою карточку лишь тогда, если услышите звук, который напоминает вам предмет на карточке.
- Понятно? А всем понятно, что нарисовано на карточках?
- Помощники смогут помочь игроку, если тот ошибается или не узнает звук.
- Начинаем. Внимание, полная тишина.
- За правильное выполнение задания вы снова получаете фишки.
Физминутка.
- Ребята, я думаю нам нужно немного отдохнуть. Давайте сыграем в игру «Слушай команду»: когда будет играть музыка, вы можете танцевать. Когда музыка остановится, и вы услышите команду: «Друг к дружке», вы становитесь парами. Затем ведущий дает вам команду, например: «Рука к руке». Пары должны выполнить команду, прислонив названные части тела друг к другу. Далее вы снова танцуете под музыку, и игра продолжается.
- Что ж мы передохнули и можем отправляться дальше. Слушайте, куда:
Будь внимательным всегда,
Если ты пришел сюда.
- Что ж отправляемся на поле внимания. Вперед!
VI. Игра «Будь внимательным». Конкурс капитанов.
Инструкция: капитаны команд садятся друг напротив друга и среди всех знаков должны найти два одинаковых.
- Посмотрим, ребята, кто самый внимательный и быстрый. Начинаем!
- Молодцы! Вы справились с заданием и получаете еще по фишке.
- Что ж осталось совсем немного и мы пройдем игровое поле чудес. Идем дальше? Слушайте куда:
В доме веселый фотограф живет,
Целыми днями снимает народ,
Только проблема возникла одна –
На фотографиях не ясно пока:
То ли слоненок, то ли верблюд,
А может и вовсе невиданный фрукт.
- Что ж нам нужно отправиться к фотографу, чтобы помочь разобраться с фотографиями.
VII. Игра «Фотогалерея».
Инструкция: сейчас вам будут показывать фотографии, а вы попробуйте назвать, кто на них изображен. Отвечать можно после того, как вы поднимите руку и вам разрешат ответить. Отвечать команды будут поочередно.
- Все понятно? Тогда начинает команда синих, а после них команда фиолетовых. Если игрок не отгадывает фотографию, то ему может помочь игрок из команды или родители. Готовы? Начинаем.
- Фотографу помогли, фишки получили. Нас ждет последнее задание. Слушайте, куда нам надо попасть:
Зайка серый умывался,
Видно в гости собирался.
Зайка прыгнул на пенек,
Но тропинку не найдет.
В барабан он громко бьет,
В домино сыграть зовет.
VIII. Игра «Домино».
- Сыграйте с зайчиком в домино. Для этого команда синих собирает карточки домино слева от зайца, а команда фиолетовых – справа от него.
Инструкция: чтобы поставить следующую карточку домино, игроку нужно потрогать крайний кружочек на ней и найти на столе такой же на ощупь, но другого цвета. Приставить.
- Все понятно? Тогда приступаем.
- Вы выполнили задание, и каждый получил по фишке.
IX. Заключительная часть.
- Какие вы, ребята, молодцы! Вы помогли друзьям, и теперь их поле чудес снова работает. Теперь они знают, что надо обязательно помогать друзьям, а не ссорится с ними. Давайте посмотрим, много ли фишек вы собрали? Давайте посчитаем. Молодцы!
Мы в городе чудном побыли, друзья!
Но нам возвращаться домой уж пора.
Смекалку, фантазию вы проявили,
И жители города вас наградили.
- Что ж за вашу работу друзья награждают вас подарком. Возьмите его. И будьте всегда дружными. А теперь давайте все вместе попьём чай со сладостями.
Важно понимать, что «игра» - понятие многоплановое: это не просто развлечение, а скорее учеба, наставление. Игра заставляет ребенка раскрываться независимо от его воли и желания. Здесь нет никакой фальши и притворства. Ученые давно заметили, что игра снимает психологические нагрузки, физическую усталость, дефекты речи, движений, а положительные эмоции становятся просто незаменимым лекарством. Ведь эмоции для ребенка – это пища, которая более важна порой, чем белки и витамины. Поэтому дом, где прописана игра, всегда веселый, радостный; люди, живущие в нем, понимают, что детство – это очень короткая пора, они его не портят и сами за счет игры продлевают свою молодость.
Взрослому за детьми не угнаться, но если вы не будете стоять в стороне, то это приведет вас к взаимодействию с ребенком, а оно, в свою очередь - к взаимопониманию, духовной близости и большой радости от взаимопонимания.
Просто ли играть? Просто играйте!
|