ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ II»
МГУПС (МИИТ)
Институт экономики и финансов
Кафедра «Международный финансовый и управленческий учет»
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Управление результатами деятельности (F5)»
Тема: «Методы планирования, анализа и управления эффективностью»
Вариант № 5 « Метод оценки затрат на жизненный цикл и его сравнение с методом полного поглощения затрат»
Выполнил(а):
Студентк) гр. ЭЭУ-112
Квитко А.Н.
Проверил:
Ст.преп. Чоботько А.В.
Москва – 2016
Оглавление
Введение 3
Теория себестоимости. Метод полного поглощения затрат 4
Техника калькулирования себестоимости. Жизненный цикл продукта 11
Сравнение метода оценки затрат на жизненный цикл с методом полного поглощения затрат с помощью отчета о финансовых результатах 17
Заключение 23
Список использованной литературы 25
Введение
Главная цель деятельности коммерческих организаций является прибыль, это источник существования и развития, основная цель и показатель результатов деятельности. Организации самостоятельно планируют развитие своей деятельности, исходя из фактора спроса на производимую продукцию, своих возможностей и необходимости дальнейшего развития. Самостоятельно планируемым показателем является и прибыль и варианты и способы её достижения.
Предприятия получают прибыль, продавая свои товары и услуги по ценам, превышающим затраты на их производство. Прибыль возникает в результате постоянного взаимодействия затрат, объемов и цен.
В данной курсовой работе мы рассмотрим такие стратегии ценообразования, как метод оценки затрат на жизненный цикл в сравнении с методом полного поглощения затрат, которые предприятия могут использовать при установлении цен на свои продукты и услуги.
Вопросы ценообразования обычно являются одним из самых главных вопросов, возникающих на предприятии. Не все предприятия свободны в выборе цены, некоторые из них вынуждены устанавливать на свои товары и услуги те цены, которые диктует рынок. Для таких компаний чрезвычайно важно контролировать затраты для того, чтобы обеспечивать свою рентабельность. Размер затрат, которые несет организация, определяется целым рядом факторов.
На формирование ценовой политики компании могут влиять и другие задачи, например, максимизация выручки, завоевание значительной доли рынка, использование незадействованных мощностей.
Теория себестоимости. Метод полного поглощения затрат
Метод полного поглощения затрат – это такой метод учета затрат, при котором в себестоимости продукта помимо прямых затрат учитываются также (полностью или частично) производственные накладные расходы, которые включаются в себестоимость на базе одной или нескольких ставок поглощения. Это наиболее широко используемый подход к калькулированию себестоимости, применяемый в бухгалтерском учете.
В состав прямых производственных затрат, включают: материальные затраты, направленные на производство продукции; затраты на оплату труда работников, участвующих в производстве; услуги сторонних организаций, относящихся непосредственно к производству продукции (работ, услуг).
Косвенные (накладные), в силу своей специфики, не могут быть отнесены на себестоимость единиц продукции напрямую. Метод полного поглощения позволяет рассчитать на справедливой основе долю накладных расходов, приходящуюся на каждую единицу продукта.
Данный метод включает в себя пять последовательных шагов:
Шаг 1: Выявление центров затрат:
Центры затрат могут быть как производственными так и сервисными. Производственные центры затрат относятся непосредственно к производству продукции, в отличии от сервисных центров затрат, которые являются вспомогательными для производственной деятельности.
Шаг 2: Разнесение (отнесение) накладных расходов по центрам затрат.
Некоторые накладные расходы могут быть отнесены к определенному центру затрат сразу же по факту возникновения, например стоимость вспомогательных материалов, переданных в центр затрат. Разнесение – это процесс прямого или полного отнесения расходов к источнику их возникновения.
Шаг 3: Пропорциональное распределение затрат по центрам затрат.
Некоторые расходы распределяются по нескольким центрам затрат, например, аренда производственного помещения. База для распределения общей суммы расходов выбирается таким образом, чтобы относительно точно отражать величину выгоды, полученную каждым центром затрат в результате понесенных расходов.
Шаг 4: Перераспределение расходов, отнесенных к сервисным центрам затрат, на производственные центры затрат.
Расходы, отнесенные к сервисным центрам затрат, должны быть перераспределены по производственным центрам, для того чтобы все накладные расходы были в конечном итоге отнесены к единицам продукции.
Шаг 5: Включение (поглощение) расходов, отнесенных к производственным центрам затрат, в себестоимость единиц продукции.
Величина накладных расходов, которая должна быть поглощена единицей продукции, рассчитывается путем деления общей суммы расходов производственного центра затрат за период на соответствующий показатель объема выпуска продукции за этот период.
Если центр затрат производит разные виды продукции, показатель объема выработки должен быть выражен в универсальных единицах, например, в человеко-часах: если производство продукции X занимает вдвое больше рабочего времени, чем производство продукта Y, будет логичным отнести на себестоимость продукта X вдвое больше накладных расходов, чем на себестоимость продукта Y. Если единица затрат (единица продукта) проходит через несколько центров затрат, величина поглощаемых ею накладных расходов должна быть рассчитана отдельно для каждого центра.
Поглощение накладных расходов единицами затрат включает расчет ставки поглощения накладных расходов для каждого центра затрат, которая будет применяться ко всем единицам затрат, проходящим через производственный центр затрат, для которого эта ставка рассчитывается. Ставка выводится при помощи следующей формулы:
Ставка поглощения =
|
Специалисты по управленческому учету часто предпочитают использовать заранее определенные ставки поглощения накладных расходов на продукты, поскольку это позволяет определять себестоимость продукции до окончания отчетного периода.
Недостаточное/избыточное поглощение накладных расходов
Поскольку ставки поглощения накладных расходов используются для корректировки себестоимости изделий по мере их прохождения через предприятие, подразумевается, что ставка должна быть рассчитана до возникновения затрат и производства товаров.
Следовательно, накладные расходы центра затрат и уровни активности, используемые при расчете ставок поглощения накладных расходов, являются оценочными или плановыми данными. В результате этого рассчитанные ставки называются "предопределенными" ставками поглощения накладных расходов.
Имея дело с предопределенными ставками поглощения накладных расходов, мы почти всегда будем обнаруживать, что накладные расходы, фактически возникшие в течение какого-либо периода, отличаются от суммы накладных расходов, поглощенных единицами затрат, произведенными за тот же период времени. Эта разница, называемая "недостаточным или избыточным поглощением накладных расходов", может быть вызвана двумя факторами:
разницей между фактическими и плановыми накладными расходами;
разницей между фактическими и плановыми уровнями активности.
Для калькуляции себестоимости с полным распределением затрат необходим расчет "суммарных" или "полных" затрат на изделие или услугу, что, в свою очередь, требует распределения косвенных затрат (или накладных расходов) по отдельным оцениваемым единицам продукции или услуг.
После того как суммарные затраты на изделие или услугу будут установлены, эта информация может быть использована руководством для установления продажной цены на рассматриваемое изделие или услугу. Суммарная себестоимость единицы затрат (т.е. продукта или услуги) может помочь руководству в принятии решения о назначении цены либо путем ценообразования по принципу "средние затраты плюс прибыль", либо установлением цен, обеспечивающих получение "целевой" нормы прибыли.
Необходимо учесть относительно использования метода калькуляции с полным распределением затрат при принятии решения о ценообразовании, заключается в различных определениях "суммарных затрат" разными предприятиями. В результате этого определения, величина надбавки, прибавляемой к суммарным удельным затратам в решении о назначении цен, должна быть достаточной для покрытия непроизводственных накладных расходов и получения необходимой суммы прибыли предприятием.
Рассмотрим метод полного поглощения затрат на конкретном примере.
Компания АВВА производит единицы продукции. Прогнозируемые релевантные данные по текущему периоду:
Постоянные производственные накладные расходы
|
10 000 руб.
|
Объем производства
|
500 единиц
|
Переменные производственные затраты
|
10 руб. на ед.
|
Ставка поглощения = = 20 руб. на единицу;
Фактические релевантные данные по текущему периоду таковы:
Фактический объем производства
|
520 единиц
|
Фактический объем реализации
|
480 единиц (по 40 руб. за ед.)
|
Прибыль за данный период, рассчитывается на основе принципа полного поглощения затрат:
|
Руб.
|
Объем реализации (480х40)
|
19 200
|
Производственные затраты (250х30)
|
15 600
|
Запасы на конец периода (40х30)
|
1 200
|
Себестоимость реализации (15600+1200)
|
(14 400)
|
Валовая прибыль
|
4 800
|
Избыточное поглощение накладных расходов (20х20)
|
400
|
Прибыль
|
5 200
|
Если производить 520 единиц и на каждую единицу относить 20 руб. постоянных накладных расходов, то затраты, уменьшающие прибыль, составят 10 400 руб. Однако фактически постоянные накладные расходы были понесены в размере 10 000 руб., таким образом, на 400 руб.следует увеличить прибыль. Эта сумма и есть размер избыточного поглощения накладных расходов, о котором говорилось выше. Необходимо обратить внимание, что к себестоимости единицы продукции обычно относят только производственные накладные расходы. Коммерческие и административные накладные расходы обычно не относят к себестоимости единицы продукции, хотя в некоторых обстоятельствах это целесообразно, и так делается.
После произведенных расчетов и изучения теоретических аспектов метода полного поглощения затрат, можно выделить преимущества и недостатки данного метода.
Преимущества метода калькуляции с полным распределением затрат:
Установление продажной цены единицы затрат на основе суммарных затрат на данную единицу должно обеспечить предприятию получение прибыли в обычных условиях производства (т.е. при длительном производственном цикле) в том случае, если оценки, на которых основан расчет суммарных затрат, являются точными.
Калькуляция с полным распределением затрат служит хорошим методом для обоснования продажной цены товара или услуги, например, в конкурсе на получение крупного контракта на строительство или для обоснования затрат при обращении за государственной помощью.
После определения оценок несложно будет понять и произвести расчет суммарных затрат и, следовательно, продажной цены.
Недостатки метода калькуляции с полным распределением затрат:
Назначение продажных цен при помощи метода калькуляции с полным распределением затрат может не оптимизировать результаты предприятия, если ценовая эластичность спроса и другие экономические факторы не будут учтены.
Суммарные затраты на продукт или услугу в большой степени зависят от оценок объема производства и используемых основ для распределения. Если эти оценки или основы выбраны неточно, тогда полученная в результате этого продажная цена будет также ошибочной.
Поскольку метод калькуляции с полным распределением затрат игнорирует принцип релевантных затрат (включая альтернативные затраты), он не подходит для ситуаций, где необходимо принимать решение об установлении цен на короткий период времени.
Техника калькулирования себестоимости. Жизненный цикл продукта
Товары и услуги, так же как и люди, имеют жизненный цикл. Его можно изобразить в виде кривой:
Продолжительность жизненного цикла различна для разных продуктов. Если для детских игрушек это примерно год, то, например, для биноклей это могут быть десятки лет. Жизненный цикл продукта делится на четыре фазы, у каждой фазы есть свои цели и ожидания.
Цена продукта существенно меняется в течение его жизненного цикла. В зависимости от структуры рынка и спроса, для каждой фазы существует оптимальная ценовая стратегия.
Выделяют четыре этапа жизненного цикла товара:
Продвижение товара на рынок - появление товара на рынке и его пробные продажи;
Рост объема продаж - признание товара покупателями и быстрое увеличение объема продаж;
Стадия зрелости - замедление увеличения объема продаж, максимальная прибыльность;
Спад объема продаж и прибыли - устойчивое сокращение реализации товара и снятие его с производства.
Этапы жизненного цикла и соответствующие ценовые стратегии
Когда продукт впервые выходит на рынок спрос на него низкий, требуются значительные затраты на рекламу, для того чтобы привлечь внимание покупателей. Цель этой фазы – закрепиться на рынке, т.е. обеспечить определенный критический объем реализации продукта в течение определенного периода времени, который гарантирует жизнеспособность продукта в среднесрочной перспективе. Для того чтобы достичь критического объема реализации как можно быстрее продавец может предложить очень низкую цену (стратегия проникновения на рынок), либо наоборот, попытаться «снять сливки», ориентируясь на тех покупателей, которые предпочитают иметь все последние новинки (например, сотовые телефоны), и установить высокую цену на продукт.
Как только фаза внедрения успешно пройдена, продукт вступает в фазу роста, в которой спрос укрепляется и часто стремительно увеличивается. По мере роста объема производства себестоимость единицы продукта падает вследствие эффекта масштаба. Цель данной фазы – завоевать как можно большую долю рынка и, по возможности, стать лидером рынка. Долю рынка проще всего завоевать в фазе роста продукта, потому что рынок растет, и для получения большей доли рынка нет необходимости «отбирать» ее у другого производителя. На более зрелых рынках рыночную долю можно только «отвоевать» у конкурентов, реакция которых может быть весьма неприятной, поскольку они постараются ее удержать. Несмотря на то, что на стадии роста на рынок выходят конкурентные продукты и производители вынуждены придерживаться невысоких цен, обычно это наиболее прибыльная фаза для производителя-пионера.
Увеличение спроса на этой стадии замедляется, поскольку продукт приобретает массового покупателя. Кривая продаж слаживается и в конце концов начинает падать. Как только продукт достигает фазы зрелости, компания больше заинтересована в минимизации эластичности. Продукты должны быть дифференцированы с целью поддержания их позиций на рынках. Для того чтобы поддержать высокий спрос необходимо найти новых покупателей для «зрелого продукта». Обычно, прибыль в этой фазе ниже, чем в фазе роста.
Когда рынок достигает точки насыщения, кривая продаж продукта начинает снижаться. Когда рынок начинает падать, возникают ценовые войны, поскольку предприятия, продукты которых обладают эластичным спросом, стремятся использовать все свои производственные возможности.
На ранней стадии этой фазы прибыль еще может быть получена, продукт генерирует денежные средства для создания новых продуктов. Это определяет ценовую политику. В конце концов, стремительное падение продаж приводит к убыткам всех производителей на рынке. Жизненный цикл данного продукта заканчивается и необходимо искать альтернативные возможности для инвестиций.
Несмотря на общую тенденцию к укорачиванию жизненных циклов продуктов, продолжительность каждой конкретной фазы внутри цикла и общая продолжительность цикла зависят от типа продукта или услуги. Хотя кривая жизненного цикла любого продукта всегда состоит из фазы быстрого роста, сменяющейся фазой выравнивания и затем фазой падения, точная форма кривой для разных продуктов может существенно отличаться.
Для определения оптимальной цены реализации может быть использована математическая модель. Эта модель основана на экономической теории, заключающейся в том, что прибыль максимальна когда маржинальные затраты равны маржинальной выручке.
Дальнейшее производство и реализация продукции имеют экономический смысл лишь в том случае, когда выручка от реализации каждой следующей единицы продукции превышает затраты на ее производство (т.е. маржинальная выручка превышает маржинальные затраты). Если затраты на производство следующей единицы превышают выручку, которая может быть получена от ее реализации (т.е. маржинальные затраты выше маржинальной выручки), производство продукции является экономически необоснованным.
Таким образом, предприятие должно производить продукцию только до тех пор, пока маржинальная выручка не сравняется с маржинальными затратами: MR = MC.
Базовое уравнение цены: р = а – bx, где
р = цена;
x = объем спроса;
a и b – константы, b – наклон кривой, который рассчитывается как изменение в цене / изменение в количестве.
Например, если вам известно, что спрос снижается на 25 единиц при каждом увеличении цены на 100руб., тогда b = (100/25) = 4.
Уравнение маржинальной выручки может быть выведено удвоением константы b: MR = а - 2 bx.
Пример.
Максимальный спрос на продукт М составляет 100 000 единиц в год. При увеличении цены продукта на $1 спрос падает на 40 единиц. Компания определила, что прибыль максимальна при уровне реализации 42 000 единиц в год.
Какова цена реализации продукта М, обеспечивающая максимальную прибыль?
Уравнение спроса, р = а – bx.
Максимальный спрос достигается, когда цена продукта равна нулю.
Если цена продукта = 0, х = 100 000 → 0 = а – 100 000b (i);
Если цена продукта = 1, х = 99 960 → 1 = а – 99 960b (ii);
После вычитания 1 = 40b, т.е. b = 0,025;
Подставляем в (i) а = 100 000 х 0,025, таким образом, а = 2 500.
Уравнение спроса продукции М получается равным р = 2 500 – 0,025b.
Когда х = 42 000 единицы, р = 2500 – (0,025*42 000) = 1 450.
Таким образом, цена, обеспецивающая максимальную прибыль равна $ 1 450 за единицу.
Преимущества использования концепции жизненного цикла товара:
Помогает руководству оценить рентабельность в течение всего срока эксплуатации изделия, что в свою очередь позволяет решить, следует ли продолжать разрабатывать продукт, или только производить продукт.
Полезен для организаций, которые постоянно разрабатывают продукты с относительно коротким жизненным циклом, и где возможно с достаточной точность оценить объемы продаж и цены реализации.
Более качественные управленческие решения должны вытекать из более точной и реалистичной оценки доходов и затрат в пределах конкретной стадии жизненного цикла.
Поощряет долгосрочное планирование, а также может предоставить более полезную информацию чем традиционные отчеты, основанные на исторических данных.
Сравнение метода оценки затрат на жизненный цикл с методом полного поглощения затрат с помощью отчета о финансовых результатах
Метод оценки затрат на жизненный цикл определяет калькуляцию себестоимости на всем жизненном цикле продукта. Противопоставлять два этих метода нельзя, т.к. при методе оценки затрат жизненного цикла может быть использован как метод полного поглощения затрат, так и метод АВС или «директ-костинг». Метод оценки затрат на жизненный цикл не ограничивает компанию производителя в выборе калькулирования себестоимости.
Продемонстрируем выбор производителя при определении себестоимости посредством метода полного поглощения затрат, а в методе оценки затрат на жизненном цикле будем использовать способ «директ-костинг». Нагляднее данный пример показать с помощью отчета о финансовых результатах.
Для приводимых ниже данных необходимо подготовить отчеты о финансовых результатах за июнь и июль с использованием (а) метода «директ-костинг» и (b) метода полного поглощения затрат.
Компания производит и продает только один продукт, цена его реализации $50 за единицу. На конец мая запасы готовой продукции отсутствуют, остальные данные следующие:
Обычная мощность составляет 11 000 единиц в месяц.
Количество произведенные и проданных единиц продукции составило:
|
Июнь (ед.)
|
Июль (ед.)
|
Объем реализации
|
12 800
|
11 000
|
Производство
|
14 000
|
10 200
|
|
$
|
Стандартные затраты на единицу
|
|
Прямые затраты на материалы
|
18
|
Прямые затраты на оплату труда
|
4
|
Переменные накладные расходы
|
3
|
Бюджетные и фактические постоянные расходы в месяц
|
|
Постоянные производственные накладные расходы
|
99 000
|
Постоянные коммерческие расходы
|
14 000
|
Постоянные административные расходы
|
26 000
|
Переменные коммерческие расходы
|
10% реализации
|
Отчет о финансовых результатах, подготовленный на основе метода «директ-костинг».
При методе «директ-костинг» все единицы продукции будут оцениваться по относящимся к ним переменным производственным затратам, которые составляют $25 за единицу (18 + 4 + 3).
Отчет о финансовых результатах, подготовленный на основе метода «директ-костинг».
Отчет о финансовых результатах, подготовленный на основе метода калькулирования себестоимости с полным поглощением затрат.
Постоянные производственные накладные расходы распределяются на основе обычной мощности, которая часто равна мощности бюджетной. Постоянные производственные накладные расходы на единицу = = 9$ на единицу. Полный размер производственных затрат на единицу = 25 $ переменные затраты + 9 $ постоянные затраты = 34 $ на единицу. Полные производственные затраты будут использоваться для оценки всех единиц продукции.
Поскольку объем производства не был равен обычной мощности ни в июне, ни в июле, по обоим месяцпм будет наблюдаться недостаточное или избыточное поглощение постоянных производственных накладных расходов.
|
Июнь
$, 000
|
Июль
$, 000
|
Поглощенные постоянные производственные накладные расходы
|
|
|
(14 000 х 9$)
|
126
|
|
(10 200 х 9$)
|
|
91,8
|
Понесенные постоянные производственные накладные расходы
|
(99)
|
(99)
|
Избыточное/(недостаточное) поглощение затрат
|
27
|
(7.2)
|
Отчет о финансовых результатах, подготовленный на основе метода полного поглощения затрат.
Разницы в суммах прибыли возникают из-за того, что при использовании разных методов запасы на конец каждого периода оцениваются по-разному. При использовании метода полного поглощения затрат сумма постоянных производственных накладных расходов остается в запасах на конец и в следующих периодах на эту сумму уменьшается объем реализации.
Применение рассматриваемых двух методов калькулирования себестоимости приводит к возникновению разницы в размере прибыли только в краткосрочном периоде при наличии колебаний объемов запасов. Если же объем запасов остается неизменным, разницы между суммами прибыли, рассчитанными этими методами, не будет.
Не существует одного абсолютного верного ответа относительного того, когда предпочтительно использовать метод «директ-костинг», а когда – метод полного поглощения затрат. Однако, из отчетности видно, что отчетность подготовленная с использованием метода «директ-костинг», дает наилучшую информацию для целей принятия управленческих решений.
Заключение
Для деятельности коммерческих организация главным остается максимизация прибыли. Организации самостоятельно планируют развитие своей деятельности, исходя из фактора спроса на производимую продукцию, своих возможностей и необходимости дальнейшего развития. Самостоятельно планируемым показателем является и прибыль и варианты и способы её достижения.
На основе произведенных расчетов, мы видим, что метод оценки затрат на жизненный цикл невозможно противопоставлять методу полного поглощения затрат, т.к. при методе жизненного цикла для калькулирования себестоимости может быть выбран метод полного поглощения затрат.
Главным выводом при сравнении метода полного поглощения затрат и метода «директ костинг» является:
Если объем запасов увеличится, прибыль, рассчитанная по методу полного поглощения затрат, будет выше, чем рассчитанная по методу «директ-костинг». Это происхожит потому, что часть постоянных накладных расходов переносится на следующие периоды в составе стоимости запасов, а не уменьшают сумму выручки от реализации за данный период.
Если объем запасов уменьшится, прибыль, рассчитанная по методу «директ-костинг» будет выше, чем рассчитанная по методу полного поглощения затрат. Это связано с тем, что постоянные накладные расходы, которые были понесены на следующие периоды в составе запасов при использовании метода полного поглощения затрат, сейчас выделяются из этой стоимости и должны быть вычтены из выручки от реализации за данный период.
Сторонники метода полного поглощения затрат приводят в защиту преимуществ метода тот аргумент, что постоянные производственные накладные расходы являются обязательными затратами производства и, соответственно, должны учитываться при определении стоимости запасов на единицу.
Сторонники же метода «директ-костинг», со своей стороны, указывают на то, что при его применении руководство компании имеет возможность отслеживать более контролируемый параметр маржинальной прибыли.
Однако, общепринятым методом является мнение, что для целей бухгалтерского учета в целом и постоянные, и переменные накладные расходы должны относиться на единицы затрат каким-либо значимым образом. Поэтому метод полного поглощения затрат широко используется.
Компании выбирают той или иной метод калькулирования себестоимости в соответствии со своими целями, задачами и возможностями выбора.
Список использованной литературы
ACCA Performance Management, BPP Learning Media, 2014
Роберт Скарлетт. Официальный учебник CIMA – Экзамен Р1 – управление эффективностью операций, 2015
Молчанов С.С. Управленческий учет за 14 дней / Москва Эксмо, 2014
|