МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Забайкальский государственный университет»
(ФГБОУ ВО «ЗабГУ»)
Факультет _______Экономики и управления ____________________________
Кафедра __________Управления персоналом__________________________________
УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
для студентов заочной формы обучения
по _______Управление рисками__
наименование дисциплины (модуля)
для направления подготовки 38.04.03 Управление персоналом_
код и наименование направления подготовки
Общая трудоемкость дисциплины (модуля) – 3 зачетные единицы.
Форма текущего контроля в семестре – реферат.
Курсовая работа (курсовой проект) (КР, КП) – нет.
Форма промежуточного контроля в семестре –экзамен.
*
Краткое содержание курса
Дисциплина «Управление рисками» относится к вариативной части профессионального цикла учебного плана подготовки магистров по направлению «Управление персоналом».
Данная учебная дисциплина базируется на знаниях, полученных студентами при изучении таких смежных дисциплин как «Теория организации», «Экономическая теория», «Экономика организации», «Математика», «Статистика», «Управление проектами», «Основы теории управления», «Управленческие решения в профессиональной деятельности», «Предпринимательство» и др.
Изучение широкого спектра проблем в области кадровых рисков и их оценки основано на рассмотрении широкого круга вопросов междисциплинарного характера, в том числе: закономерностей развития экономики и человеческого общества в целом; факторов внешней и внутренней среды организации, определяющих концепцию организационного развития и эволюции организации; большого массива статистической информации, касающейся деятельности хозяйствующих субъектов, личных доходов и расходов населения, смертности и продолжительности жизни, включая факторы, характеризующие уровень и качество жизни в стране, регионе, населённом пункте и т.п.
Также изучается взаимодействие между рисками различной природы и их влияние на кадровые риски; политическая, экономическая, военная, налоговая, финансовая, инвестиционная и иного рода политика государства в контексте возникновения кадровых рисков и различного рода угроз для предпринимательской и государственной сферы и т.п.
Основная цель курса заключается в необходимости формирования комплекса знаний, умений и навыков, которые позволяют будущему специалисту в области управления персоналом адекватно оценивать сильные и слабые стороны организации, выявлять возможные угрозы и приобретения, которые определяются всей совокупностью рисков, в том числе кадровыми рисками и их взаимодействием с другими видами рисков.
Тематический план дисциплины
Порядковый номер
|
Раздел, тема учебного курса, содержание лекции.
|
1.
|
Понятие и сущность рисков и риск-менеджмента
|
2.
|
Методы и способы идентификации и оценки рисков
|
3.
|
Классификация рисков по различным признакам
|
4.
|
Методы и способы управления рисками
|
5.
|
Оценка эффективности системы управления рисками
|
Форма текущего контроля
В соответствии с учебным планом подготовки магистров по направлению «Управление персоналом» для студентов заочного отделения по курсу «Управление рисками» в 3 семестре предусматривается написание реферата и создание на его основе доклада и презентации по предлагаемым темам.
Студент может предложить собственную тему, которую согласует с ведущим преподавателем. Возможно коллективное творчество при совпадении тем рефератов у нескольких студентов.
Цель написания реферата – это углубленное изучение теоретических вопросов в области управления рисками и получение практических навыков публичных выступлений с докладом и презентацией перед своими коллегами в рамках конструктивного обсуждения круга изучаемых вопросов.
Выбор темы реферата осуществляется в соответствии с фамилией и именем по таблице.
Вариант темы реферата
|
Первая буква фамилии
|
А, Л, Х
|
Б, Н, Ц
|
В, М, Ч
|
Г, О, Ш
|
Д, П,Щ
|
Е, Р, Э
|
Ж, С
|
З, Т, Ю
|
И, У, Я
|
К,Ф
|
Первая буква имени
|
А, Л, Х
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
Б, Н, Ц
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
В, М, Ч
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
Г, О, Ш
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
Д, П
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
Е, Р, Э
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
Ж, С
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
З, Т, Ю
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
И, У, Я
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
К,Ф
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РЕФЕРАТА
Реферат как один из видов письменной самостоятельной работы студента должен состоять из следующих обязательных частей:
введение;
содержание;
теоретическая часть;
практическая часть;
заключение;
список использованной литературы;
Во введении следует раскрыть актуальность темы, определить цель и задачи работы, сформулировать практическую ценность работы, определить предмет и объект исследования, а также объект наблюдения. Объём введения не более трёх страниц.
Содержание теоретической части должно точно соответствовать теме исследования и раскрывать её с теоретических позиций. В данном разделе отражаются результаты теоретических и практических исследований других авторов, осуществляется их обобщение, а также делаются выводы относительно степени изученности проблемы и её актуальности в текущий момент времени. Форма подачи материала может включать в себя текстовый, табличный и графический материал, который позволяет визуально сопоставлять показатели и делать выводы.
Цель написания теоретической части реферата заключается в том, чтобы развернуто показать существо вопроса и умение работать с научной, справочной и учебной литературой. В этой части работы следует провести анализ литературы по теме исследования, сформулирована проблема и сделаны выводы. При этом особое внимание следует уделить практической направленности исследования.
Содержание практической части работы должно с практической точки зрения раскрывать тему исследования. В данном разделе отражаются результаты собственных исследований в процессе написания реферата и изучения круга, обозначенных в теоретической части вопросов, которые требуют более детальной проработки и изучения.
Цель написания практической части реферата заключается в том, чтобы показать умения и практические навыки студента по сбору, обобщению и анализу имеющейся информации о предмете и объекте исследования на материалах конкретной организации, выступающей в качестве объекта наблюдения. При этом должны быть сделаны выводы о характере изучаемых явлений, определены закономерности и предложены пути решения проблем.
Заключение должно содержать анализ представленного в реферате материала на предмет его соответствия цели и задачами исследования, сформулированным в начале работы, а также критический взгляд на проделанную работу и особенно ценным является изложение собственного мнения по изученной проблеме. Объём заключения не более трёх страниц.
Требования к оформлению реферата
Исследовательская работа студента в форме реферата выполняется на компьютере в любом текстовом редакторе. Объём работы 30-40 страниц печатного текста. Слишком большое превышение установленного объема является недостатком работы, так как свидетельствует о неумении отобрать и переработать нужный материал и компактно и концентрированно изложить содержание работы.
Реферат должен иметь титульный лист, оформленный в установленном порядке, а оформление работы в целом осуществляется в соответствии с методической инструкцией МИ 4.2-5/47-01-2013 Общие требования к построению и оформлению учебной текстовой документации.
Работа выполняется на белой бумаге формата А4. Текст работы печатается на одной стороне листа. Каждая страница должна иметь следующие поля: левое – 30 мм, правое – 15 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм. Размер шрифта – 14 кегль, обычное начертание, интервал между строк – 1,5. Все страницы нумеруются арабскими цифрами снизу по центру, по порядку от титульного листа до последнего, без пропусков и повторений. На титульном листе номер страницы не ставится.
Ссылки на используемые в работе источники обозначаются цифрами, в квадратных скобках, в соответствии с номером источника в списке литературы, например: [4]. Если приводится цитата или дословный фрагмент, то указываются страницы, например: [4, с. 21]. Точка ставится после ссылки.
На все таблицы и рисунки в тексте работы должны быть ссылки, например: (см. рис. 3). Таблицы и рисунки должны иметь порядковый номер и название. Таблицы подписываются сверху, а рисунки – снизу, посередине. Например:
Таблица 1 – Характеристика основных теорий рынка
……..
Рисунок 2 – Структура рабочей силы в США
……..
Если таблица или рисунок заимствованы из какого-либо источника, то должна быть ссылка на этот источник (в конце названия, в квадратных скобках).
Содержание включает наименование всех глав и параграфов с указанием номеров страниц, с которых они начинаются. Первым считается титульный лист.
Список использованной литературы разрабатывается в следующем порядке: сначала в него вносятся издания на русском языке (по алфавиту) – книги и брошюры с указанием автора, полного названия работы, места и наименования издательства, года издания и статьи с указанием названия журнала, года и номера издания. Потом указывается литература на иностранных языках в порядке латинского языка.
Интернет-источники указываются в конце списка. При этом приводятся не только названия сайтов, но и фамилия автора материала и его название.
Реферат по содержанию и оформлению соответствующий предъявленным требованиям, допускается преподавателем к публичной защите, по результатам которой выставляется оценка – «зачтено».
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
Система управления рисками: её базовые элементы и взаимосвязь между ними.
При изучении данной темы следует рассмотреть понятие и сущность системы управления рисками, базовые элементы данной системы и установить взаимосвязь между ними.
С использованием практического материала необходимо изучить и проанализировать структуру системы управления рисками в конкретной организации, а также сделать выводы и предложения по её совершенствованию.
Сравнительная характеристика и взаимосвязь между объектами риск-менеджмента.
При изучении данной темы следует подробно рассмотреть характеристику и взаимосвязь между объектами риск-менеджмента, такими как персонал, программа производственного и социального развития, проект и др.
На материалах конкретной организации с использованием практической информации необходимо изучить и проанализировать объекты риск менеджмента по различным критериям и оценочным категориям, а также сделать выводы и предложения по оптимизации взаимодействия между объектами управления кадровыми рисками.
Организационная структура риск-менеджмента: элементы и характеристика моделей управления рисками.
При изучении данной темы следует рассмотреть и проанализировать существующие организационные структуры риск-менеджмента, выявить их элементы и дать характеристику моделей управления рисками.
С использованием практического материала необходимо изучить и проанализировать элементы организационной структуры риск-менеджмента конкретной организации, а также сделать выводы и предложения по оптимизации моделей управления рисками.
Способы оптимизации моделей управления рисками, например, по вероятности их возникновения; величине возможного ущерба; стоимости локализации и устранения ущерба; по времени и ресурсам, необходимым для минимизации рисков и т.п.
При изучении данной темы следует рассмотреть и проанализировать возможности оптимизации моделей управления рисками по различным критериям, а на примере конкретной организации изучить практику оптимизации таких моделей управления рисками, например, по вероятности их возникновения; величине возможного ущерба; стоимости локализации и устранения ущерба; по времени и ресурсам, необходимым для минимизации кадровых рисков и т.п.
Выбор альтернативных вариантов реализации стратегии организации с учётом всех рисков, возможных потерь и приобретений.
При изучении данной темы следует рассмотреть и проанализировать возможность выбора альтернативных вариантов реализации стратегии организации с учётом возможных рисков.
На примере конкретной организации следует изучить практику оптимизации выбора альтернативных вариантов реализации стратегии и минимизации кадровых рисков.
Социальное развитие организации и значимость для этого процесса рисков различной этиологии.
При изучении данной темы следует рассмотреть и проанализировать критерии значимости и оценки рисков, а также их влияние на социальное развитие организации в зависимости от их природы.
На примере конкретной организации следует изучить практику оценки значимости и влияния отдельных видов рисков на направления, темпы и уровень социального развития организации.
Качественные характеристики персонала и методы риск-менеджмента при формировании трудового коллектива и эффективной команды управления.
При изучении данной темы необходимо рассмотреть качественные характеристики персонала и актуальные вопросы формирования трудового коллектива и эффективной команды управления с использованием методов кадрового риск-менеджмента.
На основании данных конкретной организации следует изучить практику оценки качественных характеристик персонала и использования методов риск-менеджмента в процессе формирования трудового коллектива и эффективной команды управления.
Эффективный риск-менеджмент – непременное условие успеха любого проекта.
При изучении данной темы следует ознакомиться с основными характеристиками проектных рисков и методами управления ими, а на примере конкретной организации изучить практику риск-менеджмента в процессе разработки и реализации проектов различного уровня, масштаба или сферы применения.
Методика управления рисками в различных отраслях.
При изучении данной темы следует рассмотреть методику управления рисками в различных отраслях, как с теоретической точки зрения, так и с практической с учётом особенностей исследуемой организации, относящейся, например, к отрасли транспорта, связи, электро- или теплоэнергетики или жилищно-коммунального хозяйства.
Возможности применения специализированного программного обеспечения для анализа и управления рисками различной природы.
При изучении данной темы следует рассмотреть возможности автоматизации процессов анализа и управления рисками различной природы в организациях любых форм собственности, масштабов и видов деятельности с помощью специализированного программного обеспечения.
Методы и способы снижения рисков в процессе деятельности организации.
При изучении данной темы следует рассмотреть методику снижения рисков с помощью различных методов и способов риск-менеджмента, в том числе на конкретных примерах с использованием данных исследуемой организации, например, диверсификация рисков, страхование, резервирование средств и ресурсов, уход от такого рода рисков и т.п.
Коллективные и индивидуальные формы управления рисками.
При изучении данной темы следует рассмотреть коллективные и индивидуальные формы управления рисками, оценить их эффективность, в том числе с помощью практического материала, полученного в исследуемой организации.
Стадии и этапы управления рисками.
При изучении данной темы следует рассмотреть стадии и этапы управления рисками, как с теоретической, так и с практической точки зрения на примере исследуемой организации.
Алгоритм снижения рисков и минимизации потерь.
При изучении данной темы следует рассмотреть методику и алгоритм снижения рисков и минимизации потерь, связанных с негативными проявлениями рисков, в том числе с использованием практического материала и примеров на основе информации, полученной в процессе написания реферата в исследуемой организации.
Рынок труда, трудовая миграция и риски, какова взаимосвязь?
При изучении данной темы следует рассмотреть теоретические и практические аспекты взаимного влияния различного рода рисков, трудовой миграции и состояния рынка труда, а также тенденций его развития на основе сбора, обобщения и анализа различного рода информации, полученной как в исследуемой организации, так и в открытых источниках, включая статистические данные, а также содержащейся в учебно-методической литературе, посвящённой научным исследованиям в данной сфере.
Структурирование рисков как один из методов управления ими.
При изучении данной темы следует рассмотреть методику структурирования рисков, построения дерева целей и работ в сочетании с детальным изучением рисков и структурирования их путём композиции и декомпозиции в качестве одного из основных методов управления рисками в исследуемой организации.
Теневая экономика и риски.
При изучении данной темы следует рассмотреть вопросы взаимного влияния теневой экономики и рисков, выявить положительные и отрицательные последствия от участия экономически активной части населения в сфере в сфере теневой экономики, а также на примере исследуемой организации проиллюстрировать схему работы с персоналом по «белой» и «серой» методике.
Управление качеством и риски.
При изучении данной темы следует рассмотреть вопросы управления качеством во взаимосвязи с различными рисками и возможными последствиями, а на примере исследуемой организации показать методику снижения рисков, приводящих к ухудшению качества готовой продукции, товаров, работ и услуг.
Оценка эффективности управления рисками.
При изучении данной темы следует рассмотреть методику оценки эффективности управления рисками по различным критериям, в том числе с использованием информации, полученной в исследуемой организации.
Направления и перспективы развития риск-менеджмента в России и за рубежом.
При изучении данной темы следует рассмотреть международную и национальную практику управления (риск-менеджмента), обозначить направления и перспективы его развития, в том числе с использованием информации, полученной в исследуемой организации.
Форма промежуточного контроля
Экзамен
Вопросы к экзамену
Понятие и классификация рисков.
Субъекты и объекты управления рисками.
Риски и жизненный цикл организации.
Система управления рисками: её базовые элементы и взаимосвязь между ними.
Сравнительная характеристика и взаимосвязь между объектами системы управления рисками.
Элементы и характеристика моделей управления рисками.
Правила проектирования моделей в рамках риск-менеджмента.
Методы создания и использования различных моделей в управлении рисками.
Способы оптимизации моделей управления рисками.
Возможности использования сетевых способов управления в риск-менеджменте.
Применение вычислительной техники и специализированного программного обеспечения в управлении рисками.
История развития и эволюция методов управления рисками.
Критерии и методика оценка эффективности управления рисками.
Риски и практика многопроектного управления.
Взаимосвязь рисков с инвестиционным климатом.
Риски: возможности функционального и проектного менеджмента по их снижению.
Предпосылки развития системы управления рисками в современной экономике.
Риски: социальная, финансовая, административная и уголовная ответственность за их последствия и возможный ущерб.
Управление рисками и вопросы формирования трудового коллектива и эффективной команды управления.
Риск-менеджмент при реализации различных проектов.
Риски, определяющие качественные характеристики персонала для успешной реализации проектов.
Методика управления рисками в различных отраслях.
Практика применения специализированного программного обеспечения для анализа и управления рисками.
Методы снижения рисков в процессе реализации проектов.
Методы и формы управления рисками.
Методика управления рисками: стадии и этапы.
Методика снижения рисков организации и минимизации потерь.
Взаимосвязь между уровнем развития рынка труда, трудовой миграцией и рисками.
Методика структурирования рисков.
Риски и теневая экономика.
Риски и управление качеством готовой продукции, товаров, работ и услуг.
Методика оценки эффективности управления рисками.
Направления и перспективы развития риск-менеджмента в России и за рубежом.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Основная литература
Качалов Р. М. Управление экономическим риском: теоретические основы и приложения, Монография. Нестор-История, – СПб., 2012.
Кузнецова Н.В. Управление рисками: Учебное пособие. – Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2004. – 168 с.
Риск-менеджмент: Учебник / В. Н. Вяткин, И. В. Вяткин, В. А. Гамза, Ю. Ю. Екатеринославский, Дж. Дж. Хэмптон; Под ред. И. Юргенса. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К"», 2003. – 512 с.
-
Москвин В. А. Управление рисками при реализации инвестиционных проектов. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 352 с: ил.
Москвин В. А. Управление качеством в бизнесе: Рекомендации для руководителей предприятий, банков и риск-менеджеров. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 384 с: ил.
Дополнительная литература
Англо-русский словарь по управлению проектами / Под ред. В. Д. Шапиро, М. В. Шейнберга.– СПб., 2007. – 743 с.
Биех Ю. Инвестиционные расчеты. Модели и методы оценки инвестиционных проектов: Пер. с нем./ Биех Ю., Гетце У. – Калининград: Янтарный сказ, 1997. – 437с.: ил.
Вяткин В., Хэмптон Дж., Казак А., Принятие финансовых решений в управлении бизнесом. М., 2000.
Вяткин В. Н. и др. Управление рисками фирмы: программы интегративного риск – менеджмента. – М.: Финансы и кредит, 2006.
Гамза В. А., Екатеринославский Ю.Ю., Рисковый спектр коммерческой организации, М., Экономика, 2002.
Гольдштейн С. Я. Стратегический инновационный менеджмент: тенденции, технологии, практика. – Таганрог: Из-во ТРТУ, 2002.
Грабовый П. Г., Петрова С. Н., Полтавцев С. И., Романова К. Г., Хрусталёв Б. Б., Яровенко С. М. Риски в современном бизнесе. – М.: Аланс, 1994. – 200 с.
Екатеринославский Ю. Ю., Медведева А. М. Диагностика, позициониро-вание и риски предприятий. – М.: АП Наука и образование, 2008.
Екатеринославский Ю. Ю., Медведева А. М., Щенкова С. А. Риски бизнеса. Диагностика, профилактика, управление. – М.: Анкил, 2010.
Макаренко В. А., Краткий словарь современных понятий и терминов, – М.: Республика, 2000.
Медведева А. М. Управление рисками в системе сбалансированных показателей. – М.: Издательский дом «Наука», 2009.
Рогов М. А. Риск-менеджмент. – М. Финансы и статистика. 2001.
Чекулаев М. В. Риск-менеджмент, – М.: Альпина паблишер, 2002.
British Standard 4778, Quality Vocabulary, Section 3.1, 1991.
British Standard 7799, A Code of Practice for Information Security Management, 1996.
British Standards Institute/Department of Trade and Industry, DISC PD0003, A Code of Practice for Information Security, 1993.
Business Continuity Institute/ Disaster Recovery Institute International, The Ten Certification Standards for Business Continuity Practitioners.
Canadian Standards Association, CAN/CSA-Z731-M95, Emergency Planning for Industry, A National Standard of Canada, 1995.
Ministry for Provincial Affairs and Constitutional Development, South New Zealand Fire Services Commission, Advancing to 2000, Strategic Plan, 1997.
NFPA 1600, Recommended Practice on Disaster Management, US National Fire Prevention Association, 2000.
NFPA 424, Guide for Airport/Community Emergency Planning, US National Fire Prevention Association, 1996.
Standards Australia, Risk Management Standard AS/NZS 4360:1999.
Журналы
Гардинер Б. Природа риска. //Страховое дело – 1994, № 6, С.41-44.
Задорожный В. Управление информацией для принятия решений//Банковские технологии — 1998. № 6, С. 42-45.
Кравцов И. И. Методы учета рисков осуществления инвестиционных проектов.//Экономика и коммерция – 1998, № 1, С.8-20.
Лепешкина М. Н. Инвестиционные риски//РИСК, – 2002, №4, С.45-50.
Лепешкина М. Н. Методологические аспекты оценки рисков //Менеджмент в России и за рубежом – 2001, № 6, С.88-99.
Лукасевич И. Я. Методы анализа рисковых инвестиционных проектов.// Финансы – 1998, № 9, С.59-62.
Рогов М. А. И прибыли, и убытки – от неопределенности. Системный подход к проблеме управления экономическим риском. //РИСК – 1994, №3-4, С. 83-88.
Собственные учебные пособия
На стадии разработки плана
Интернет-ресурсы
www.rrms.ru – сайт Русского общества управления рисками.
www.iso.org – Международные стандарты качества ИСО (ISO) 9000.
www.brif.kz/article/article170_5.php – Комиссаров Д., План на всякий случай.
www.bainr.ru – Business analyst in Russia
www.krissgroup.ru – сайт консалтинговой группы KRISS consulting group – система управления рисками предприятий и нефинансовых организаций.
www.aup.ru – Административно-управленческий портал.
Ведущий преподаватель канд. экон. наук, доцент
кафедры управления персоналом
С.А. Мальцев
sergeym71@mail.ru
+79144897593
Заведующий кафедрой И.Р. Казарян
|