КРЫМСКИЙ ФИЛИАЛ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КАЗЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОДАРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МИНИСТЕРСТВА
ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (г. Симферополь)
(Крымский филиал Краснодарского университета МВД России,
КФ КрУ МВД России)
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
профессионального обучения (профессиональной подготовки)
сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации
по должности Полицейский
(заочная форма обучения)
Симферополь 2015
КРЫМСКИЙ ФИЛИАЛ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КАЗЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОДАРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МИНИСТЕРСТВА
ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (г. Симферополь)
(Крымский филиал Краснодарского университета МВД России,
КФ КрУ МВД России)
СОГЛАСОВАНО
Министр внутренних дел
по Республике Крым
полковник полиции
С.В. Абисов
« » ______________2015 г.
|
УТВЕРЖДАЮ
Начальник Крымского филиала Краснодарского университета
МВД России
полковник полиции
Ю.В. Микитюк
« » ________________ 2015 г.
|
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
профессионального обучения (профессиональной подготовки)
сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации
по должности Полицейский
(заочная форма обучения)
Симферополь 2015
Обсуждена и одобрена Советом филиала (протокол от «16» декабря 2015 г. № 8)
Рабочая программа профессионального обучения (профессиональной подготовки) сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации по должности Полицейский (заочная форма обучения). – Симферополь: Крымский филиал Краснодарского университета МВД России, 2015.– 78 с.
Программа подготовлена врио начальника кафедры тактико-специальной и огневой подготовки Крымского филиала Краснодарского университета МВД России, майором полиции Светличным Е.Г.
Для слушателей Крымского филиала Краснодарского университета МВД России.
Согласовано:
МВД по Республике Крым.
© Крымский филиал Краснодарского университета МВД России, 2015
© Светличный Е.Г.; составление, 2015
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
I. ЦЕЛЬ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Целью программы является приобретение обучающимися основных профессиональных знаний, умений, навыков и компетенций, в том числе в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, необходимых для осуществления служебной деятельности сотрудников, а также получение указанными лицами квалификации по должности Полицейский без изменения уровня их образования.
Область применения программы – профессиональная подготовка сотрудников, замещающих должности среднего и старшего начальствующего состава, сотрудников, замещающих должности младшего начальствующего состава в организациях МВД России (за исключением сотрудников, замещающих должности младшего начальствующего состава в образовательных, научных, медико-санитарных и санаторно-курортных организаций, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, организаций, подчиненных территориальным органам МВД России), имеющих стаж службы в органах внутренних дел более десяти календарных лет.
II. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
2.1. Нормативный срок освоения программы профессионального обучения – 22 недели (390 часов), из них:
в режиме самостоятельной работы по освоению учебного материала по месту службы – 20 недель (300 часов);
в режиме аудиторной (внеаудиторной) и самостоятельной работы в период учебно-аттестационной сессии в организации МВД России – 2 недели (90 часов).
2.1. Трудоемкость программы профессионального обучения
Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся в организации МВД России в период учебно-аттестационной сессии составляет не более 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной работы по освоению образовательной программы.
III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ
3.1. Область профессиональной деятельности выпускников: обеспечение законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства, борьба с преступлениями и иными правонарушениями.
3.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются события и действия, имеющие юридическое значение, общественные отношения в сфере реализации правовых норм, осуществления правоохранительной деятельности;
3.3. Конкретный вид профессиональной деятельности, к которому готовится обучающийся, определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом специфики подразделения органов внутренних дел (специализации) по профилю которого осуществляется подготовка обучающегося.
3.4. Обучающийся, осваивающий программу обучения, считается проходящим службу в полиции.
IV. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
4.1. Профессиональная подготовка сотрудников органов внутренних дел направлена на приобретение обучающимися следующих общекультурных и профессиональных компетенций:
4.1.1. Общекультурные компетенции:
понимать сущность и социальную значимость своей должности служащего, проявлять к ней устойчивый интерес;
организовывать собственную служебную деятельность, анализировать рабочую ситуацию, выбирать типовые способы выполнения профессиональных задач, исходя из целей и задач, определенных непосредственным начальником (руководителем), по согласованию с прямым начальником (руководителем), принимать решения в стандартных и нестандартных служебных ситуациях, в том числе ситуациях риска, осуществлять оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей службы;
проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных ситуациях, предупреждать и положительно разрешать конфликтные ситуации в процессе служебной деятельности, пользоваться приемами саморегуляции, позитивно выстраивать отношения с коллегами, с различными категориями граждан, в том числе с представителями различных национальностей и конфессий;
выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета;
уважать честь и достоинство личности, соблюдать права и свободы человека и гражданина, не допускать и пресекать любые проявления произвола;
проявлять нетерпимость к коррупционному поведению, безусловно исполнять требования законодательства Российской Федерации и ведомственных нормативных правовых актов, неукоснительно соблюдать служебную дисциплину.
4.1.2. Профессиональные компетенции:
способность поддерживать должный уровень физической подготовленности, необходимый для повседневной служебной деятельности;
способность правомерно применять отдельные меры государственного принуждения, физическую силу, специальные средства, огнестрельное оружие, а также обладать навыками умелого и безопасного обращения с оружием;
способность осуществлять действия по силовому пресечению правонарушений, задержанию и сопровождению правонарушителей;
способность использовать при выполнении профессиональных задач специальную технику органов внутренних дел;
способность применять компьютерную технику и информационные технологии в служебной деятельности, использовать информационно-поисковые и информационно-справочные системы;
способность соблюдать режим секретности;
способность оказывать первую помощь, обеспечивать личную безопасность и безопасность граждан в процессе решения служебных задач, в том числе при чрезвычайных обстоятельствах.
4.1.3. В результате освоения программы профессионального обучения обучающиеся должны:
Знать:
роль и место органов внутренних дел в системе правоохранительных органов Российской Федерации;
структуру МВД России, территориальных органов МВД России, организационную и функциональную структуру территориального органа МВД России на районном уровне;
роль и место полиции в системе органов внутренних дел Российской Федерации;
содержание Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», в том числе, назначение, основные направления, правовые основы и принципы деятельности полиции; обязанности и права полиции; правовое положение сотрудника полиции; правовые основания применения полицией отдельных мер государственного принуждения, физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия;
содержание Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона от 29 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в том числе, правовое регулирование службы в органах внутренних дел; порядок поступления на службу; рабочее время и время отдыха, особенности режима служебного времени; порядок прохождения профессиональной подготовки; порядок перемещения по службе, присвоения специальных званий; порядок увольнения и прекращения службы; порядок оплаты труда, пенсионное обеспечение; гарантии социальной защиты;
требования к служебной дисциплине, порядок и правила выполнения служебных обязанностей и реализации прав, Дисциплинарный устав органов внутренних дел Российской Федерации;
ответственность сотрудника органов внутренних дел за нарушения законности, коррупционные действия, нарушения служебной дисциплины, норм профессиональной этики;
порядок применения поощрений и взысканий к сотруднику органов внутренних дел;
правила ношения форменной одежды;
нормы профессиональной этики сотрудников; сущность профессионально-нравственной деформации и пути ее предупреждения и преодоления; основные нормы и правила служебного этикета;
основы профессиональной коммуникации;
психологические основы общения с различными категориями граждан, предупреждения и разрешения конфликтов в служебной деятельности; психологические основы ведения переговоров;
психологические основы визуальной психодиагностики личности, а также выявления по внешним признакам лиц, вынашивающих противоправные замыслы, планирующих совершение террористических актов и экстремистских действий (основы профайлинга);
приемы психологической саморегуляции в повседневной деятельности сотрудника полиции, поддержания психологической устойчивости в условиях, сопряженных с опасностью для жизни и причинением вреда здоровью;
характерные признаки ранений, различных видов травм и кровотечений, клинические признаки острых неотложных состояний, порядок и правила оказания первой помощи;
установленный порядок организации делопроизводства, использования сведений, содержащихся в служебных документах; основные правила и порядок подготовки и оформления служебных документов;
аппаратное и программное обеспечение компьютера;
основы организации физической подготовки сотрудников;
квалификационные требования к должностям рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего составов органов внутренних дел;
назначение, технические возможности, правила эксплуатации, организационно-правовые основы и тактические особенности применения специальных средств, средств индивидуальной бронезащиты, средств связи (по профилю подготовки), а также специальной техники, в том числе, технических средств охранной и охранно-пожарной сигнализации, средств видеонаблюдения;
тактику силового задержания и обезвреживания вооруженного и невооруженного противника, самозащиты без оружия;
назначение, боевые свойства, устройство, правила обращения, ухода и сбережения огнестрельного оружия и боеприпасов;
правовые основы применения огнестрельного оружия сотрудниками органов внутренних дел;
меры безопасности при обращении с огнестрельным оружием и боеприпасами;
приемы и правила стрельбы из огнестрельного оружия;
правила личной безопасности в условиях повседневной служебной деятельности и в чрезвычайных ситуациях;
правовые и организационные основы деятельности органов внутренних дел в чрезвычайных ситуациях;
тактические основы действий сотрудников полиции в составе служебных нарядов и групп при проведении специальных операций;
боевые свойства и поражающие факторы оружия массового поражения, других современных средств поражения, а также способы защиты от их воздействия;
основы топографической подготовки;
тактику индивидуальных и групповых действий в процессе выполнения служебных задач с применением табельного оружия;
нормативные правовые акты МВД России, регламентирующие деятельность полиции по охране общественного порядка;
организацию, порядок и тактические основы несения патрульно-постовой службы по охране общественного порядка в общественных местах, местах проведения публичных и массовых мероприятий, в том числе, в чрезвычайных ситуациях, в условиях введения специальных административно-правовых режимов;
обязанности и права патрульно-постовых нарядов, порядок несения службы в составе нарядов, на постах и маршрутах;
тактику предупреждения и пресечения правонарушений;
порядок применения отдельных мер государственного принуждения, предусмотренных гл. 4 Федерального закона «О полиции».
Уметь:
осуществлять служебную деятельность в соответствии с требованиями законодательных и других нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность органов внутренних дел;
выполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией), правилами внутреннего служебного распорядка территориального органа МВД России;
соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел;
соблюдать служебную дисциплину, нормы Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации;
осуществлять с позиции профессиональной этики и морали выбор норм поведения в конкретных служебных ситуациях; соблюдать нормы профессиональной этики сотрудника; давать нравственную оценку коррупционным проявлениям и другим нарушениям норм профессиональной этики; взаимодействовать с гражданами с учетом этнокультурных и конфессиональных различий, владеть навыками толерантного поведения; соблюдать правила вежливости и культуры поведения в профессиональной деятельности, нормы и правила служебного этикета.
осуществлять профессиональную коммуникацию, психологически правильно строить общение с коллегами в служебном коллективе и с различными категориями граждан, применять приемы установления и поддержания психологического контакта, применять способы предотвращения и позитивного разрешения конфликтов, вести переговоры, применять приемы психологического воздействия;
использовать приемы психологической саморегуляции, профилактики негативных последствий профессионального стресса;
применять приемы диагностики личности по внешним признакам, характерологическим и поведенческим особенностям, в том числе выявлять по внешним признакам лиц, вынашивающих преступные замыслы, планирующих совершение террористических актов и экстремистских действий;
оказывать первую помощь и самопомощь, принимать меры по эвакуации пострадавших и их транспортировке;
применять организационно-правовые основы режима секретности в органах внутренних дел, порядок отнесения сведений к государственной тайне, порядок засекречивания и рассекречивания носителей сведений, составляющих государственную тайну, порядок допуска к государственной тайне;
правильно составлять и оформлять служебные документы, в том числе секретные, содержащие сведения ограниченного пользования;
выполнять должностные обязанности в строгом соответствии с требованиями режима секретности;
использовать компьютерную технику в служебной деятельности, обрабатывать текстовую и табличную информацию;
использовать антивирусное программное обеспечение;
использовать в служебной деятельности справочно-правовые системы;
самостоятельно поддерживать должный уровень общей физической подготовленности, необходимый для служебной деятельности;
применять навыки профессионально-прикладной физической подготовки в служебной деятельности;
применять специальную технику, технические средства охранной и охранно-пожарной сигнализации, средства видеонаблюдения, специальные средства и средства индивидуальной бронезащиты, средства связи в служебной деятельности;
документально оформлять применение средств специальной техники в различных оперативно-служебных ситуациях;
применять правомерные действия по пресечению правонарушений, обезоруживанию, обезвреживанию, задержанию, проведению наружного досмотра, связыванию (сковыванию наручниками) и сопровождению правонарушителей;
выполнять неполную разборку и сборку табельного огнестрельного оружия;
применять огнестрельное оружие в соответствии с требованиями Федерального закона «О полиции» и с соблюдением мер личной безопасности;
правомерно пресекать противоправные действия с использованием табельного оружия, в том числе, в экстремальных ситуациях;
обеспечивать личную безопасность и безопасность граждан в повседневной служебной деятельности и при чрезвычайных обстоятельствах;
применять средства связи, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты и специальные средства, состоящие на вооружении в органах внутренних дел, при выполнении служебных задач;
решать служебные задачи индивидуально и в составе нарядов, групп оперативно-служебного применения;
ориентироваться на местности с картой и без нее, использовать современные средства навигации;
осуществлять несение службы по охране общественного порядка в составе нарядов, на постах и маршрутах.
Владеть:
навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности;
навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики;
навыками сбора, анализа и оценки информации, имеющей значение для реализации правовых норм в соответствующих сферах служебной деятельности;
навыками применения технико-криминалистических средств и методов обнаружения, фиксации и изъятия следов и вещественных доказательств, исследования, оценки и использования доказательств, применения тактики и методики раскрытия и расследования преступлений;
навыками реализации организационно-управленческих функций в рамках коллектива.
4.2. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, определяет конкретные профессионально-специализированные компетенции, которые подлежат реализации, с учетом вида профессиональной деятельности, к которому готовится обучающийся.
V. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
5.1. Крымский филиал Краснодарского университета МВД России разрабатывает и утверждает рабочую учебную программу профессионального обучения в соответствии с примерной программой по должности Полицейский.
Для реализация программы и зачисления на обучение сотрудников Крымский филиал Краснодарского университета МВД России в соответствии с Планом профессионального обучения сотрудников МВД России на календарный год направляет в комплектующие органы, организации, подразделения МВД России запрос об анкетных данных кандидата на профессиональное обучение, электронный вариант образовательной программы, контактные сведения куратора образовательной программы из числа профессорско-преподавательского (преподавательского) состава и методические рекомендации для обучающихся содержащие особенности ее освоения по заочной форме, включающие в себя последовательность самостоятельной работы с учебным материалом, особенности выполнения практических заданий по учебным дисциплинам, прибытия на учебно-аттестационную сессию и прохождения промежуточной и итоговой аттестаций.
На основании поступивших из органов, организаций, подразделений МВД России сведений об обучающихся КФ КрУ МВД России формирует приказ о зачислении на профессиональное обучение.
Образовательная деятельность обучающихся может предусматривать следующие виды учебных занятий: лекции, практические занятия, круглые столы, деловые игры, тренинги, семинары по обмену опытом, выездные занятия, консультации, контрольные работы, промежуточную аттестацию, квалификационный экзамен и другие виды учебных занятий, определенные учебным планом программы организации МВД России.
Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в образовательной деятельности КФ КрУ МВД России активных и интерактивных форм проведения учебных занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, практикумов, психологических и иных тренингов, учений) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.
При формировании рабочей учебной программы профессионального обучения Крымский филиал Краснодарского университета МВД России обязан:
сформулировать требования к результатам освоения программы: приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обеспечить эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей;
способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса;
предусмотреть использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий, игр, учений, моделирование и анализ различных ситуаций служебной деятельности, практикумов, психологических и иных тренингов и т.п. в сочетании с внеаудиторной работой в целях формирования и развития профессиональных компетенций обучающихся.
Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося в период учебно-аттестационной сессии составляет до 8 часов в день, при шестидневной учебной неделе, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной работы по освоению программы профессионального обучения, а в период самостоятельной работы в территориальном органе МВД России, направляющем сотрудника органа внутренних дел на профессиональное обучение – 3 часа в служебный день при пятидневной служебной неделе.
Реализация программы должна обеспечиваться профессорско-преподавательским (педагогическим) составом, имеющим высшее образование. Кроме того, данные преподаватели должны проходить дополнительное профессиональное образование в форме стажировки в профильных подразделениях территориальных органов МВД России не реже 1 раза в 3 года.
Освоение рабочей учебной программы профессионального обучения завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена, который организуется и проводится в 2 этапа:
1-й этап – проверка у обучающихся персонального уровня теоретической подготовки в форме контактного собеседования с экзаменационной комиссией;
2-й этап – проверка у обучающихся персонального уровня сформированных профессиональных умений, навыков, компетенций в форме выполнения практической квалификационной работы.
Допуск обучающихся, успешно выполнившим учебный план образовательной программы, к прохождению итоговой аттестации осуществляется локальным нормативным актом КФ КрУ МВД России.
Оценка качества освоения программы профессионального обучения проводится в отношении:
соответствия результатов программы профессионального обучения заявленным целям и планируемым результатам профессионального обучения;
соответствия организации образовательной деятельности в КФ КрУ МВД России и реализации программы профессионального обучения установленным требованиям к структуре, порядку и условиям реализации образовательной программы;
способности КФ КрУ МВД России результативно и эффективно выполнять деятельность по предоставлению образовательных услуг.
5.2. Библиотечно-информационное обеспечение учебного процесса.
5.2.1. Обучающимся по программе профессионального обучения должна быть предоставлена возможность пользоваться фондами библиотек КФ КрУ МВД России, включающими учебную, методическую, научную и художественную литературу.
Библиотека КФ КрУ МВД России должна удовлетворять требованиям Примерного положения о формировании фондов библиотеки высшего учебного заведения, утвержденного приказом Минобразования России от 27 апреля 2000 г. № 1246, соответствовать нормативам обеспеченности высших учебных заведений согласно приказу Минобразования России от 11 апреля 2001 г. № 1623 «Об утверждении минимальных нормативов обеспеченности высших учебных заведений учебной базой в части, касающейся библиотечно-информационных ресурсов», приказу МВД России от 24 декабря 2008 г. № 1146 «О совершенствовании деятельности библиотек органов внутренних дел Российской Федерации» и приказу МВД России от 12 декабря 2012 г. № 1097 «Об утверждении Порядка организации работы по формированию фондов библиотек образовательных учреждений системы МВД России».
Кроме того, для обучающихся по программе профессионального обучения должен быть организован доступ к полнотекстовым ресурсам электронно-библиотечной системы – электронной библиотеке с возможностью неограниченного доступа к изданиям по юридическим дисциплинам, общественным и гуманитарным наукам.
5.2.2. Для подготовки обучающихся к учебным занятиям в КФ КрУ МВД России должен быть обеспечен свободный доступ к автоматизированным рабочим местам читателей с возможностью бесплатного выхода в сеть Интернет, пользования ресурсами информационно-правовых систем «КонсультантПлюс», «Гарант» и т.д.
5.3. КФ КрУ МВД России, реализующий программу профессионального обучения, располагает материально-техническими условиями, обеспечивающими проведение всех видов практических занятий, предусмотренных учебным планом, а также оружием, криминалистической и специальной техникой, специальными средствами, используемыми подразделениями полиции, по профилю которых осуществляется профессиональная подготовка. Материально-техническая база КФ КрУ МВД России соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам.
5.4. Перечень кабинетов, полигонов, специальных классов и других специализированных помещений
Кабинеты:
криминалистики;
специальной техники;
огневой подготовки;
тактико-специальной подготовки;
морально-психологической подготовки;
информационных технологий (компьютерный класс);
первой помощи.
Стрелковый тир.
Полигоны:
полигоны для отработки навыков служебной деятельности в соответствии с профилем подготовки.
Спортивный комплекс:
спортивные залы: общефизической подготовки, зал боевых приемов борьбы;
тренажерный комплекс (зал силовой гимнастики);
спортивный комплекс широкого профиля с элементами полосы препятствий.
Залы и библиотеки:
общая библиотека с читальным залом;
специальная библиотека (библиотека литературы ограниченного пользования) с читальным залом.
6. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
6.1. Учебный план
№
п/п
|
Наименование
учебных дисциплин
|
Всего
часов
|
В том числе
|
Квалификационный экзамен
|
Теоретические занятия
|
Практические занятия
|
Консультация
перед экзаменом
|
Зачет
|
Экзамен
|
Самостоятельная работа
|
|
|