2 Вопросы информационно-психологической безопасности детского книгоиздания




Скачать 1.21 Mb.
Название 2 Вопросы информационно-психологической безопасности детского книгоиздания
страница 1/7
Тип Реферат
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7

1


Содержание:
Введение

Глава 1 Современное состояние книгоиздания для детей

1.1. Общее состояние и проблемы детского книгоиздания в России

1.1.1. Статистическая динамика выпуска детских изданий

1.1.2. Структура издательской системы и перспективы её развития

1.2. Изменения структуры репертуара детских изданий

1.2.1. Обзор репертуара детского книгоиздания дореформенного периода

1.2.2. Изменения в возрастной структуре

1.2.3. Изменения в структуре познавательной и развивающей детской литературы

1.2.3. Изменения в структуре художественной детской литературы

1.3 Проблемы детского книгоиздания, наиболее связанные с экономическими изменениями последних лет

1.3.1. Проблема рекламы детской книги и экономические трудности, связанные с изданием детской книги

1.3.2. Проблема цены и качества изданий

1.3.3. Проблемы учебного книгоиздания

1.4. Пути решения основных проблем детского книгоиздания

Глава 2 Техническая и информационно-психологическая безопасность детского книгоиздания

2.1. Гигиенические требования безопасности книгоизданий для детей

2.1.1. Полиграфическое оформление и исполнение книжного издания

2.1.2. Основные нормативные документы по гигиенической экспертизе изданий для детей

2.1.3. Содержание основных гигиенических требований книгоиздания для детей

2.1.4. Нарушения требований технической безопасности книгоизданий для детей

2.2. Вопросы информационно-психологической безопасности детского книгоиздания

2.2.1. Увеличение количества «негативной информации» и проблема информационно-психологической безопасности

2.2.2. Причины и последствия пагубного воздействия негативной информации на детей

2.2.3. Угрозы информационно-психологической безопасности детей

2.2.4. Связь проблемы информационно-психологической безопасности книгоиздания с проблемами образования

Глава 3 Обеспечение безопасности книгоиздания для детей

3.1. Меры по обеспечению информационно-психологической безопасности детского книгоиздания

3.1.1. Основные документы, обеспечивающие правовое регулирование в области информационно-психологической безопасности детей

3.1.2. Необходимость усовершенствования законодательства, регулирующего книгоиздательскую деятельность и деятельность СМИ

3.1.3. Необходимость лицензирования и государственной поддержки издательской деятельности

3.1.4. Роль образования в обеспечении информационно-психологической безопасности детей

3.2. Обеспечение технической безопасности детского книгоиздания

3.2.1. Реформирование системы контроля безопасности и качества продукции, новый закон «О техническом регулировании»

3.2.2. Представления учителей в сфере технической безопасности детской книги

3.2.3. Разработка технических регламентов в сфере книгоиздания для детей

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Глоссарий терминов и понятий, использующихся в новой системе технического регулирования

Специальный технический регламент «О безопасности игрушек»

Введение

детский книгоиздание безопасность гигиенический психологический

Тема моего дипломного исследования («Требования безопасности книгоиздания для детей») подразумевает рассмотрение вопроса безопасности детского книгоиздания со стороны двух аспектов:

  1. Информационно-психологическая безопасность книгоиздания для детей

  2. Техническая безопасность книгоиздания для детей, отраженная в гигиенических требованиях и стандартах детского книгоиздания.

Актуальность темы, в какой-то мере, обусловлена общими тенденциями движения человечества. Особенно это касается вопроса информационно-психологической безопасности. Вообще, безопасность - такое явление, без которого не могут нормально развиваться ни личность, ни социальная организация, ни общество, ни экономика, ни государство. В настоящее время наблюдается процесс перехода общества к качественно новому состоянию, которое ученые называют информационным обществом - информация и информационная деятельность в данном обществе призваны играть ключевую роль. Безграничное развитие и распространение «свободы слова», часто переходит в простую вседозволенность. В связи с этим всё более значимой и волнующей становится такая ситуация в области литературы, СМИ и СМК как широкое распространение негативно влияющей на человека информации. Особенно тревожной такая ситуация в СМИ видится для безопасности детей, т.к. дети, в силу своих естественных психологических особенностей, являются наименее защищенной частью населения.

Однако, даже если оставить в стороне вопросы безопасности содержания литературы для детей и сфокусироваться только на «внешней» стороне дела - на полиграфическом качестве книгоиздательской продукции, то выявится немало факторов и угроз безопасности книжных изданий для физического здоровья человека. Особенно значимо это, опять-таки, для детей, как для наиболее уязвимой во всех планах социальной группы. Эта проблема становится особенно актуальной на фоне стремления государства к обеспечению качества выпускаемой продукции.

Объектом данного исследования является книгоиздание для детей, а предметом - информационно-психологическая и техническая безопасность книгоиздания для детей.

Целью исследования является способствование обеспечению безопасности книгоиздания для детей. При этом конечной, наиболее конкретной целью явилась разработка проектов технических регламентов, обеспечивающих безопасность детского книгоиздания.

Проблемная ситуация видится мне в том, что в сфере обеспечения безопасности для детей назрела острая необходимость четкого обозначения требований, предъявляемых к книгоизданию, причем, как в плане информационно-психологической безопасности, то есть безопасности для психического здоровья, так и в плане обеспечения безопасности книжной продукции для физического здоровья детей.

То есть, во-первых, необходим чёткий набор требований технического характера, обеспечивающих качество изданий для детей. Во-вторых, необходима, прежде всего, нравственная, законодательно принятые нормы в литературе, равно как в СМИ и СМК.

Что касается проблемы информационно-психологической безопасности книгоизданий для детей, важность её обуславливается тем, что на законодательном уровне сегодня практически отсутствуют какие-либо нормативно-правовые документы, определяющие уровень нравственности данных (текстовых, визуальных и аудиальных), циркулирующих в информационном пространстве и являющихся источниками угроз информационно-психологической (в т.ч. психической безопасности) детей.

Несмотря не важность информационно-психологического аспекта исследования, наибольший акцент в исследовании я всё-таки делаю на необходимости требований безопасности технического характера. Необходимость чёткого набора требований технического характера, обеспечивающих качество изданий связана, прежде всего, с тем, что в нашей стране происходит изменение действующей системы контроля безопасности и качества продукции и это реформирование затрагивает все области, в том числе область книгоиздания. С 1 июля 2003 г. вступил в силу Федеральный закон РФ «О техническом регулировании». Особенностью реформирования является перераспределение ответственности за безопасность и качество продукции между обществом, государством и бизнесом, в соответствии с которым обеспечение безопасности становится для государства приоритетом, в сравнении с обеспечением качества. Этот факт также подчеркивает актуальность темы исследования и необходимость принятия мер по обеспечению безопасности на всех уровнях (законодательном, общественном и т.д.).

Поскольку общей целью моего исследования явилось повышение уровня безопасности детского книгоиздания, то есть способствование достижению этой цели на представленном в исследовании уровне, в третей главе исследования я предлагаю систему технического регулирования безопасности книгоиздания для детей, в частности, систему общих (горизонтальных) и специальных (вертикальных) технических регламентов. Предлагаемый мною проект согласуется с двумя существующими регламентами: с общим регламентом «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» и со специальным регламентом «О безопасности игрушек».

В качестве практической части дипломного исследования проводился опрос учителей средних школ, целью которого являлось выявление представления учителей в сфере технической безопасности учебного книгоиздания. Результаты опроса, представленные мною в третей главе, подтверждают актуальность проблемы технической безопасности детского, в частности учебного книгоиздания.

Анализ текстовых источников включал изучение как книжных изданий и, особенно публикаций в периодической печати, так и электронных документов, представленных в сети Интернет. Наибольшее количество выявленных мною публикаций (как печатных, так и электронных) затрагивают тему состояния и проблем детской литературы, что касается технической безопасности детского книгоиздания, то на эту тему материал найти было труднее всего.

Структура дипломного исследования состоит из трёх глав. В первой главе, в ходе анализа текстовых источников, я описала современное состояние объекта исследования, то есть книгоиздания для детей. Во второй главе я отразила выявленные проблемы, виды угроз и требования информационно-психологической и технической безопасности книгоиздания для детей. В третьей главе исследования я обозначаю возможные пути и методы решения выше выявленных проблем, а также представляю экспериментальную часть исследования.

Глава 1.

Современное состояние и проблемы книгоиздания для детей
1.1. Общее состояние и проблемы детского книгоиздания в России
1.1.1. Статистическая динамика выпуска детских изданий

В 1998 г Российская книжная палата (РКП) провела исследование на тему «место книги в современных информационных потоках». Учёные пришли к выводу, что в условиях становления и дальнейшего развития общества информационного общества книга останется важнейшим средством социальной информации и носителем человеческой культуры, успешно конкурируя и сотрудничая со СМИ и СМК. В условиях современного научно-технического прогресса вновь создаваемые информационно-коммуникационные средства не вытесняют уже сложившиеся формы коммуникации, а включаются вместе с ними в некий континуум, дающий возможность человеку эффективно работать в постоянно усложняющемся информационном пространстве. При этом они вступают во взаимодействие, включаясь в конкуренцию, например, в борьбе за использование человеком свободного времени, активно дополняя и обогащая друг друга [46].

В 90-е г.г. ХХ в. очередной раз продемонстрировали миру возможности России в осуществлении глобальных экспериментов. И хотя итоги последнего десятилетия развития страны могут иметь в значительной степени негативную оценку, опыт издательского дела в целом позитивен. В сложных политических и экономических условиях новая система довольно быстро, хотя и стихийно, сформировалась и продолжает интенсивно развиваться, уже доказав свою устойчивость в период дефолта августа 1998 г. В конце 1990-х гг. Россия вернулась в десятку самых издающих стран мира и продолжает укреплять свои позиции на международном рынке [36].

Что касается выпуска литературы для детей, то прежде всего нужно сказать, что все положительные и отрицательные черты этого сектора книжного бизнеса в конце ХХ - начале XXI в. связаны не только с решением собственно издательских задач, но с общим состоянием системы образования и воспитания в России 1990-х годов, которая в контексте осуществляемых в стране реформ понесла огромный урон.

Динамика выпуска книг для детей в этот период соответствует общероссийским тенденциям.

Вопреки сложившемуся мнению, Советский Союз не был мировым лидером в выпуске детской литературы: в общем репертуаре 1970—1980-х гг. она составляла не более 4-5% по названиям изданий, то есть в четыре-пять раз меньше, чем во Франции, в два-три раза меньше, чем в КНР и т. д. В конце советского периода даже принималась особая комплексная программа по выпуску детских книг. Постепенно доля выпуска детских изданий стала возрастать. Вот детальная статистика: В первой половине 1980-х гг. в РСФСР издавалось уже около 2000 названий (почти половина всего союзного репертуара), в 1991г. этот показатель сократился до 1610, но затем стабилизировался на уровне 1800-1900 названий, а в 1996 г. начал расти и в 2000 г. достиг цифры 4123; то есть более чем удвоился по отношению к уровню середины 1980-х г.г. [36].
Выпуск книг и брашюр в РФ 1991-2000 годах: [99]


Таким образом, статистика книжного выпуска свидетельствует о том, что в последние годы рынок детской литературы находится на подъеме.

Однако, при существенном росте числа названий, происходило значительное сокращение годового тиража. В целом средний тираж детских книг сократился за 90-е годы в 13 раз. Следует заметить, что сокращение среднего тиража сопровождает постоянный рост цен на литературу для детей, «вымывание» недорогих изданий из репертуара. Поскольку тиражные показатели фиксируют ёмкость книжного рынка и уровень потребления, то можно говорить о существенном сокращении и того и другого применительно к детской книге. Причины очевидны: социальные потрясения последнего десятилетия, снижение жизненного уровня, утрата книгой прежнего приоритетного положения, ухудшение качества образования, переориентация внимания детей на другие, аудиовизуальные, средства коммуникации и т.д.[36].

Но, на проблему тиражей можно посмотреть и с другой стороны - небольшие тиражи в детской литературе могут объясняться, кроме низкой ёмкости рынка, ещё и немногочисленностью целевой аудитории: она достаточно жестко разделена на различные группы, каждая из которых практически не воспринимает издания, предназначенные для другой возрастной группы. То, что интересно малышу младший школьник, а тем более подросток, читать не будут. Поэтому естественно, что соперничать по тиражам с литературой для взрослых детская литература не может [52].

Вообще же, что касается тиражей, то их нормативы носят, конечно, весьма условный и временный характер. Условный - поскольку никакое потребление духовных ценностей не имеет адекватного количественного измерителя и объектом подсчёта (по тиражам) может быть лишь внешняя сторона культурного явления - книга, как предмет материального производства. В отличии от числа книжных экземпляров (то есть тиража), число названий книг характеризует степень разнообразия информации, ежегодно вводимой в общество с помощью книжных изданий. Этот показатель введен в оборот статистической службой ЮНЕСКО и отслеживается с целью определения изменений информационной обстановки в отдельных странах и регионах. И именно этот показатель видится наиболее важным при анализе существующей ситуации на книжном рынке [46].
1.1.2. Структура издательской системы и перспективы её развития

Охарактеризую кратко структуру издательской системы, которая в 1990-е годы формирует репертуар детской книги. Основные её элементы (государственные, частные издательства, издающие организации) начали складываться уже в 1990г. Исходные позиции были таковы: в 1991 г. на долю государственных издательств приходилось 77,5% всех детских книг по названиям. На долю частных (негосударственных) -16,3 %. На долю издающих организаций - 6%. Становление этой подсистемы происходило в точном соответствии с общими тенденциями конца XX века [36]:

1. Частные издательства в условиях рынка (даже «дикого») интенсивно развивались. Их число и масштабы деятельности стремительно росли. Уже в 1993 г. они опережали государственные по всем показателям, в 2000 г. удельный вес изданий этой группы составлял 93,9% по названиям. В статистическом сборнике Российской книжной палаты за 2000 год насчитывается более 160 частных издательств. Группа многочисленна. В нее входят крупные, средние и мелкие издательства, значительное число специализированных.
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

2 Вопросы информационно-психологической безопасности детского книгоиздания icon Приказ г. Москва >25. 04. 2003 г. №218 о создании психологической службы мчс россии
В целях дальнейшего совершенствования оказания экстренной психологической помощи при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного...
2 Вопросы информационно-психологической безопасности детского книгоиздания icon 4. Вопросы безопасности и санкционирования доступа к базам данных
База данных Информационно-методического центра "Сведения об образовательных учреждениях"
2 Вопросы информационно-психологической безопасности детского книгоиздания icon 3. Дайте устные ответы на вопросы: Перечислите анатомо физиологические...
Вопросы для подготовки к занятиям по пм 02 Лечебная деятельность. Мдк 02. 04. Лечение пациентов детского возраста
2 Вопросы информационно-психологической безопасности детского книгоиздания icon 28. 01. 2016 МедиаКузбасс Студенты в Кемерове соревновались в психологической...
Первые соревнования по оказанию медико-психологической помощи среди добровольцев-спасателей прошли в Кемерове
2 Вопросы информационно-психологической безопасности детского книгоиздания icon Аналитическая справка о состоянии выполнения национальных программ...
Азербайджанской Республике «Годом информационно-коммуникационных технологий» утвержден «План мероприятий в связи с объявлением 2013...
2 Вопросы информационно-психологической безопасности детского книгоиздания icon Бу ур «республиканский центр развития молодёжного и детского движения»
Информационно-методических материалов по организации временных детских разновозрастных коллективов
2 Вопросы информационно-психологической безопасности детского книгоиздания icon Инструкция по пожарной безопасности мкдоу детского сада «Чебурашка»
Инструкция устанавливает правила пожарной безопасности для всех работников мкдоу детского сада «Чебурашка»
2 Вопросы информационно-психологической безопасности детского книгоиздания icon Соломин Игорь Леонидович современные методы психологической экспресс-диагностики...
Современные методы психологической экспресс-диагностики и профессионального консультирования
2 Вопросы информационно-психологической безопасности детского книгоиздания icon 22 января в доу №43 прошел муниципальный семинар «Актуальные вопросы...
Доу №43 прошел муниципальный семинар «Актуальные вопросы организации детского питания в дошкольном образовательном учреждении», категория...
2 Вопросы информационно-психологической безопасности детского книгоиздания icon План работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма....
Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и безопасности перевозок организованных групп...
2 Вопросы информационно-психологической безопасности детского книгоиздания icon Руководство по эксплуатации 11 Прорези (отверстия) для ремня безопасности
Поздравляем Вас с приобретением детского автомобильного сиденья безопасности Maxi-Cosi Priori
2 Вопросы информационно-психологической безопасности детского книгоиздания icon Методические рекомендации «Оказание психологической помощи родственникам...
Полноценно жить, трудиться, заниматься своим любимым делом, изменяет положение в семье. На плечи родственников ложится огромный труд...
2 Вопросы информационно-психологической безопасности детского книгоиздания icon Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительное...
Иванец Алёна Сергеевна, методист мбоу дод «Мошковский Дом детского творчества» Мошковского района, адрес: 633131 Новосибирская область,...
2 Вопросы информационно-психологической безопасности детского книгоиздания icon Руководство издательского дома 5
Перечень отраслевых профессий и специальностей в сфере печатных сми и книгоиздания, описание квалифицированных требований (характеристик)...
2 Вопросы информационно-психологической безопасности детского книгоиздания icon Информация о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
Нно-образовательной среды института. Электронно-библиотечная система и электронная информационно-образовательная среда обеспечивают...
2 Вопросы информационно-психологической безопасности детского книгоиздания icon Приказ мвд РФ от 20 октября 2011 г. N 1090 "Вопросы информационно-правового...


Руководство, инструкция по применению






При копировании материала укажите ссылку © 2017
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск