Скачать 275.86 Kb.
|
Методические рекомендации «Оказание психологической помощи родственникам лиц с ограниченными возможностями здоровья в домашних условиях для работников отделений социального обслуживания на дому учреждений социального обслуживания населения» Введение В семье случилось несчастье – заболел близкий, и как следствие – инвалидность, которая лишает человека возможности полноценно жить, трудиться, заниматься своим любимым делом, изменяет положение в семье. На плечи родственников ложится огромный труд по психологической поддержке близкого им человека на всех этапах реабилитации и восстановления. Но точно также в помощи и поддержке нуждаются родные и близкие инвалида. Материалы о том, как оказать необходимую психологическую помощь в домашних условиях родственникам, имеющих в своем окружении лиц с ограниченными возможностями здоровья, приведены в данных методических рекомендациях. Данная работа утверждена на реабилитационном совете КГБУ «Хабаровский центр социальной реабилитации инвалидов» и рекомендована к применению на практике работниками отделений социального обслуживания на дому учреждений социального обслуживания населения – социальными работниками, психологами, педагогами-психологами, специалистами по социальной работе и другими специалистами сферы социальной защиты населения. 1. Необходимость психологической помощи родственникам инвалидов в домашних условиях Когда родственники сталкиваются с серьезной болезнью близкого человека, как правило, их охватывает отчаяние. Они теряются и остро чувствуют свою беспомощность. И нередко начинают укорять себя. Кажется, они готовы совершить подвиг сострадания, но упираются в границы своих возможностей. Стараясь заглушить мучительное чувство, кто-то, предпочитает отдалиться и бессознательно выбирает стратегию бегства («не может» дозвониться, «не успевает» в приемные часы приехать в больницу). Другие же «бросаются на амбразуру», отдают все свои телесные и душевные силы и нередко жертвуют собственной семейной жизнью, лишая себя права на счастье. Другим источником чувства вины становится расхожее представление о том, что близкие должны быть идеальными сыном или дочерью, мужем или женой, должны идеально ухаживать, заботиться о своем родственнике. Особенно остро это ощущают те, кого много порицали в детстве, кому все время показывали, что они не соответствуют норме. Это парадокс: чем более ответственен человек, чем лучше он заботится о заболевшем, тем острее он чувствует свое несовершенство и несостоятельность. Близкие часто задают себе вопросы, задумываясь о том, какими были отношения до инвалидизации. Но еще важнее то, что чужая проблема напоминает о собственных страхах. Как правило, поддерживая заболевшего родственника, близкие хотят при этом уберечь себя от страданий. Возникает неизбежная путаница противоречивых чувств: между любовью и отчаянием, стремлением защитить и раздражением по отношению к близкому человеку, который и сам иногда ранит, подпитывая своими страданиями чувство вины у остальных близких. Родственники рискуют заблудиться в этом лабиринте, потеряв из виду свои ориентиры, свою веру, свои убеждения. По словам психолога Марины Хазановой постоянное «перемалывание» в голове одних и тех же мыслей заполняет сознание, и порождают хаос, который мешает мыслить разумно. При этом теряется контакт с самим собой, с собственными эмоциями. Это проявляется буквально на физическом уровне: могут возникнуть бессонница, боли в груди, проблемы с кожей… Виноваты в этом воображаемая вина и преувеличенная ответственность, которую обычно родственники взваливают на себя. Причин для такого смятения чувств множество: уход за больным близким не оставляет ни времени, ни пространства для себя, он требует внимания, душевного отклика, теплоты, он истощает ресурсы остальных. А иногда и разрушает семью. Все ее члены могут оказаться в состоянии созависимости, когда долгое восстановление их родственника становится единственным смыслом семейной системы. Поэтому психологическая помощь родственникам инвалидов в домашних условиях преследует следующие цели:
2. Стадии психологических реакций инвалидов на состояние ограничения своих физических возможностей Специалистами установлено, что большинство инвалидов проходит через пять основных стадий психологической реакции на состояние ограничения своих физических возможностей:
Первая стадия (отрицание или шок) очень типична. Человек не верит до конца, что у него есть ограничения своих физических возможностей. Он начинает ходить от специалиста к специалисту, перепроверяя полученные данные, делает анализы в различных клиниках. В другом варианте он может испытывать шоковую реакцию и вообще больше не обращается к специалистам. Вторая стадия (гнев) характеризуется выраженной эмоциональной реакцией, к примеру обращенной на врачей («Почему не нашли раньше?»), общество («Почему в нашей области проводилось столько испытаний ядерного оружия?»), родственников («Почему они позволили этому случиться?») и судьбу («Почему это случилось со мной?»). На этой фазе не следует попадаться в ловушку и пытаться ответить на эти вопросы. Близкий просто выражает свой гнев на несправедливость ситуации. Третья стадия – это попытки «выторговать» как можно больше дней жизни у самых разных инстанций, например: «Доктор, если я буду принимать акулий хрящ, смогу я прожить до того, как моя дочь пойдет в школу?», «Отец Дмитрий, если я буду соблюдать посты, смогу ли я прожить еще два года, чтобы моя 40-летняя дочь наконец-то нашла работу. Тогда я смогу умереть спокойно». На четвертой стадии (стадия депрессии) человек понимает всю тяжесть своей ситуации. У него опускаются руки, и он перестает бороться. Он начинает избегать своих друзей и знакомых, перестает заниматься обычными делами, закрывается дома и оплакивает свою судьбу. «Выхода нет, оставьте меня в покое». Пятая стадия (принятие) – это наиболее рациональная психологическая реакция: «Да, это со мной случилось, но не все потеряно. Нужно бороться. Даже если мне суждено прожить хотя бы полгода, я проживу это время осмысленно, с пользой для себя и моих детей», но, к сожалению, до нее доходит далеко не каждый. Больные погибают на предыдущих четырех стадиях. Следует отметить, что вышеперечисленные стадии не всегда идут в установленном порядке. Инвалид может «застрять» на какой-то стадии или вернуться на предыдущую. Однако знание этих стадий необходимо для правильного понимания того, что делается в душе человека, столкнувшегося с ситуацией ограничения своих физических возможностей. Люди, оказывающие психологическую поддержку инвалиду, должны действовать в соответствии с той стадией, на которой он находится. 3. Разнообразие психологических состояний инвалидов и/или что хотят инвалиды от своих близких Как помочь близкому человеку в ситуации болезни справиться с тревогой и депрессией, поверить в свои силы и успех лечения? Позитивный настрой и желание бороться, несмотря на все трудности в процессе лечения, являются основой восстановления. Очень часто человек, утверждающий, что восстановление бессмысленно, больше всего хочет, чтобы его переубедили, вернули ему эту утерянную надежду. В нем, как ни в ком другом, есть это желание и стремление верить, надеяться и бороться, к которому нужно обратиться, активизировать его. Перечислим наиболее часто встречающиеся психологические состояния инвалидов в семейном окружении: 1. «Я – обуза» Часто болеющий человек переживает о том, что стал обузой для других. В этом его надо разубедить. Он не стал обузой. Он дал людям счастье возможностью проявить свою любовь, свою человечность. Болеющих надо убедить, что, пока они были здоровы, крепки, они заботились о других, помогали им, не обязательно в болезни, просто в жизни; теперь они могут от этих людей получить ту любовь, которую сами посеяли, дать возможность показать свою любовь и свою благодарность. Когда болеющие отказываются от помощи других, то лишают остальных величайшего счастья – любить их. 2. «Я еще не умер» Ощущение беспомощности, невозможности помочь близкому заставляет родственников психологически отстраняться от инвалида, который и так чувствует, что к нему относятся по особому все остальные, включая социальных и медицинских работников. Это вызывает болезненное ощущение погребенности заживо. 3. «Просто будь со мной» «Служение» близкому «присутствием» имеет мощный психологический эффект даже когда нечего ему сказать. Родственники могут просто тихо и не обязательно близко находиться в комнате. Это успокаивает и умиротворяет, когда видишь невдалеке знакомое лицо. 4. «Позволь мне выразить мои ощущения, даже иррациональные мысли» Особенно важно выражать свои эмоции, сжигающие изнутри, стимулирующие бесцельно нейроэндокринную систему, что ведет к состоянию «двигателя, работающего вхолостую». Когда человек загоняет внутрь свои эмоции, они начинают губить его изнутри и расходуют понапрасну так нужные ему жизненные силы. 5. «Мне плохо, когда ты меня не касаешься» Родственники могут испытывать иррациональные страхи, думая, что физическая немощность заразна и передается контактным путем. Психологи установили, что человеческое прикосновение – это мощный фактор, изменяющий практически все физиологические константы, начиная от пульса и кровяного давления, до ощущения самоуважения и изменения внутреннего ощущения формы тела. 6. «Спроси меня, что я хочу прямо сейчас» Очень часто родственники, живущие отдельно, говорят инвалиду: «Позвони мне, если тебе что-то потребуется». Как правило, при такой постановке фразы инвалид за помощью не обращается совсем или обращается, но крайне редко. Лучше сказать: «Я буду свободен сегодня вечером и зайду к тебе. Давай решим, что мы можем сделать вместе с тобой и чем еще я могу тебе помочь». Помочь могут самые необычные вещи. Например, один из клиентов благодаря побочному эффекту химиотерапии имел нарушение мозгового кровообращения с нарушением речи. Его родственница регулярно заходила к нему вечерами и пела ему любимые песни, а клиент пытался по мере возможности ей подтягивать. Наблюдающий его невропатолог отметил, что восстановление речи произошло намного быстрее, чем в обычных случаях. 7. «Не забывай, что у меня есть чувство юмора» Учеными доказано, что юмор оказывает положительное влияние на физиологические и психологические параметры человека, усиливая кровообращение и дыхание, снижая артериальное давление и мышечное напряжение, вызывая секрецию гипоталамических гормонов и лизоцимов. Юмор открывает каналы коммуникации, снижает тревожность и напряжение, усиливает процессы обучения, стимулирует творческие процессы, усиливает уверенность в себе. Установлено, что для того, чтобы оставаться здоровым, человек нуждается не менее чем в 15 юмористических эпизодах в течение дня. Как же правильно вести себя окружающим в таких ситуациях? Ориентирами для психологической поддержки по вышеперечисленным пунктам служат следующие рекомендации: а) задавайте «открытые» вопросы, которые стимулируют самораскрытие ближнего; б) используйте молчание и «язык тела» как общение: смотрите прямо в глаза, время от времени нежно; уверенно касайтесь его самого или его руки; в) особенно прислушивайтесь и стимулируйте раскрытие таких мотивов, как страх, одиночество, гнев, самообвинение, беспомощность; г) настаивайте на четком выяснении этих мотивов и сами старайтесь добиться их понимания; д) предпринимайте практические действия в ответ на услышанное. 4. Психологические состояния родственников инвалида С какими психологическими проблемами сталкиваются родственники, ухаживающие за своими больными близкими? 1. Чувство вины Если кого-то из родных настигает несчастье, нелегко найти нужные слова и верную меру заботы. Их охватывает мучительное чувство вины. Близкие чувствуют себя виноватыми: и за прошлые конфликты, и за то, что здоровы, что не могут всегда быть рядом, что их по-прежнему что-то увлекает в жизни… К тому же трудно понять, как теперь себя вести. Как ни в чем не бывало, чтобы не усугублять переживания близкого человека? Но тогда возникает риск, что сочтут эгоистами. Или стоит изменить характер своих отношений с ним, потому что он теперь ограничен в своих возможностях? Чувство вины способно отравить жизнь, именно оно не дает по-настоящему быть рядом с близким. Наступает момент, когда пора искренне ответить на вопрос: что важнее – отношения со страдающим близким или собственные переживания? Гнетущее чувство вины может вызвать отчуждение между родственниками. Но ведь во многих случаях инвалид не ожидает ничего необычного – просто хочет сохранить ту связь, которая существовала всегда. В этом случае речь идет об эмпатии, о готовности прислушаться к его ожиданиям и умению сопереживать. Очень часто члены семьи чересчур заняты вниманием, которое оказывается ближнему. Как правило, инвалидность «бьет» по всей семье. Необходимо понять, что родственники так же тяжело страдают. 2. «Спроси нас, как дела» Очень часто социальный или медицинский работник, посещая инвалида на дому, интересуется только состоянием самого клиента. Это сильно травмирует его родственников, которые порой не спят ночами, прислушиваясь к дыханию сородича, выполняют неприятные, но крайне необходимые процедуры и постоянно находятся в состоянии стресса. Им тоже нужно внимание и помощь. 3. «Мы тоже боимся» Состояние тревожности и страха может возникать ко всему прочему из-за недостатка информации. Возможно, тогда может помочь разговор с врачом, экспертом, либо звонок на горячую линию, где опытные психологи помогут разобраться в сложившейся ситуации, дадут рекомендации по взаимодействию и общению с близким, окажут психологическую поддержку. 4. «Позвольте нам иметь свои слезы» Бытует мнение, что родственники должны сохранять внешнее самообладание, чтобы психологически поддержать ближнего. Инвалид понимает неестественность этого состояния, и это блокирует свободное выражение его собственных эмоций. В этом смысле важно избежать поверхностного оптимизма, неискренность которого близкий человек всегда ощущает. Важно быть естественным, позволить себе свободно говорить с близким о его болях, страхах, переживаниях и получать поддержку. Эта поддержка должна ощущаться как спокойная, безусловная, сама собой разумеющаяся, основанная на полной вере в его восстановление. Необходимо стать самим проводником этой веры и желанием бороться. Очень важно верить в силы человека, ведь вера родственников придаст веру ближнему. 5. «Простите нас за то, что мы ведем себя как ненормальные» Родственники могут испытывать трудно скрываемый гнев от чувства бессилия и отсутствия контроля над ситуацией. Как правило, под этим лежит чувство вины и ощущение, что они сделали в жизни что-то неправильно. В таких случаях сами родственники нуждаются в индивидуальной помощи психотерапевта или психолога. Для создания благоприятной атмосферы межличностных родственных отношений в семье инвалида необходимо: - определение границы Чтобы освободиться от чувства вины, прежде всего его нужно признать и выразить словами. Но одного этого все же недостаточно. Нужно понимать, что один человек не можем быть в ответе за несчастье другого. Чтобы перестать винить себя, надо отказаться от ощущения своего всемогущества и точно очертить границы своей ответственности. Сделать этот шаг очень непросто, но все же с ним лучше не медлить. Важно не пытаться решить раз и навсегда, что для инвалида хорошо, что плохо, и уметь устанавливать собственные границы. Находясь рядом с опекаемым, сложно понять, где заканчиваются его границы и начинаются собственные. И главное – где заканчиваются границы собственной ответственности. Начертить их – значит сказать себе: есть его жизнь, а есть моя. Но это не означает, что близкий будет отвергнут, это лишь поможет разобраться, где находится точка пересечения жизней. Лучший способ помочь себе – переключиться на решение мелких ежедневных задач. Необходимо составлять пошаговый план действий в восстановлении, советуясь с врачами и другими специалистами, задавать вопросы, искать свой алгоритм помощи, рассчитывать свои силы, не впадая в жертвенность. Когда жизнь становится более упорядоченной и появляется четкий распорядок дня, становится легче. И не отказывайтесь от помощи других людей. - Принять «вознаграждение» Чтобы установить правильные отношения с человеком, которому близкие приносят добро, о ком заботятся, надо, чтобы это добро стало благодеянием и для них самих. А это предполагает, что и для помогающего должно существовать некое «вознаграждение». Именно это помогает сохранить отношения. Иначе помощь превращается в жертвоприношение. А жертвенный настрой всегда порождает агрессивность и нетерпимость. Когда родственники решаются сопровождать близкого человека на этом трудном пути, важно понимать, что они берут на себя долговременные обязательства. Это огромный труд, который длится месяцы и даже годы. Чтобы не поддаться усталости, эмоциональному выгоранию, помогая, нужно ясно понять, что ценного для себя мы получаем от общения с близким. 5. Психологическая помощь при тревоге и депрессии 5.1. Состояние тревожности. Самопомощь Состояние тревожности – это обычная и нормальная реакция на новую или стрессовую ситуацию. Ее испытывал каждый человек в обычной жизни. Психологическое состояние человека с ограниченными возможностями здоровья характеризуется особенно высоким уровнем тревоги. В тех случаях, когда реальное положение дел от инвалида скрывают, это состояние может доходить до уровня выраженного невроза. Состояние тревожности характеризуется следующими признаками:
В состоянии тревожности возникают следующие симптомы:
Состояние тревоги может быть очень сильным, нарушая нормальное функционирование организма, в запущенных случаях требуется квалифицированная психиатрическая помощь. Однако при умеренной выраженности симптомов инвалид может научиться справляться с этим состоянием самостоятельно. Контролирование состояний тревожности – достаточно сложный процесс. Однако при упорной работе можно овладеть необходимыми психотехническими навыками, позволяющими сделать это. Основные цели самоконтроля тревожности:
Особо необходимо учесть ситуации, при которых необходимо обращаться к профессионалам. К ним относят:
Что можно сделать самостоятельно для контроля тревожно-панических состояний:
Выяснить, какие именно мысли вызывают тревожное состояние, является ключевым пунктом для контролирования ситуации. Тревога состоит из двух компонентов: когнитивного (мыслительного) и эмоционального. Тревожные мысли вызывают тревожные ощущения, а тревожные ощущения, в свою очередь, усиливают панические мысли, что, в конечном счете, вызывает замкнутый круг. Разорвать этот круг можно, только воздействуя на его когнитивный компонент. Особое значение при этом имеет получение достаточной, адекватной медицинской информации о своих возможностях при физическом ограничении здоровья. Возможность поговорить с кем-нибудь, испытавшим ранее подобную ситуацию, позволяет получить необходимую информацию. Очень важно ощущение, что вы не одиноки в своих страхах и тревогах. Использование приятной и отвлекающей деятельности позволяет резко снизить уровень тревоги. Есть три типа подобной активности:
3. Энергичная деятельность, которая впрямую вытесняет мысли о стрессовой ситуации. 5.2. Депрессивные состояния Депрессия – это тяжелое эмоциональное состояние, которое нарушает нормальное функционирование человека. По статистике женщины страдают от депрессии в 2 раза чаще, чем мужчины. Депрессия характеризуется следующими психологическими симптомами:
Люди, которые склонны к негативным мысленным стереотипам, очень часто «заговаривают» себя в депрессию. «Внутренний разговор» отражает рефлексию личности на ситуацию и формирует персонализированное суждение. Это предельно субъективная тенденция без внешних объективных ориентиров. Этот «внутренний разговор» фиксируется в оперативной памяти человека, всплывая даже в минимально значащих ситуациях. Этот субъективный «внутренний разговор» формируется годами и культивируется в виде негативных мысленных стереотипов, которые нарушают социальную адаптацию личности. Таким образом, формируется стабильно низкая самооценка личности. Человек начинает автоматически фильтровать поступающую в него информацию. Он может просто «не слышать» положительные аспекты ситуации. Если вы хвалите подобного человека, то он автоматически «отсекает» любую положительную информацию о самом себе. Любая похвала «не допускается» во внутренний мир, потому что она может вызвать значительную эмоциональную боль, так как противоречит внутреннему образу человека о самом себе. Типичный ответ человека в депрессии на похвалу – стереотип «Да, но…». Вы говорите: «Мне очень нравится ваше платье», на что человек в депрессии отвечает: «Да, оно красивое, но у меня нет туфель, которые к нему подходят». Если вы хотите помочь человеку в депрессии, вам следует моментально обратить его внимание на эту блокировку положительной информации и показать ему, что он пропускает в себя только негативные мысли. Следует сразу оговорить случаи, в которых необходимо оказать профессиональную помощь:
Как предупредить или снизить депрессию:
Возможны трудности при оказании помощи, например:
Ответ: «Да, ваши проблемы реальны и немного депрессии нормально, но вы не имеете права «завязнуть» в депрессии и должны бороться. Жизнь продолжается и может быть полноценной даже без кого-то или чего-то».
Ответ: «А все-таки попробуйте! Вы ничего не теряете, начните с самых простых вещей, а затем уже судите, помогают ли вам эти идеи или нет». 6. Использование специальных психофизических техник для нормализации эмоционального состояния 6.1. Техника релаксации Релаксация – это умение, которое специально используется по борьбе с тревожностью. Человек не может быть расслаблен и напуган одновременно. Существует множество способов добиться психофизической релаксации. Наиболее часто используются медитативные техники и прогрессивная мышечная релаксация. Иногда используют для этих целей музыку. Просто ходьба и легкие физические упражнения также позволяют снизить уровень тревожности. Существуют различные релаксационные программы, в том числе и на аудио- и видеокассетах. Упражнениями на релаксацию следует заниматься один раз в день. Избегайте занятий релаксацией в течение часа после еды, так как процесс пищеварения нарушает способность определенных мышц к расслаблению. Приводим примерные простейшие упражнения на релаксацию, которые с успехом применяются на дому:
6.2. Техники контролирования отрицательных мыслительных стереотипов 6.2.1. Техника «Остановка мыслей» Техника «остановки мысли» помогает «выбить» ее из головы, когда водоворот негативных мыслей начинает закручиваться. Секрет заключается в том, чтобы начать действовать при первом же намеке на появление негативной мысли. Громко мысленно крикнуть «Стоп!». Идея заключается в резком пробуждении самого себя и осознании возможности завязнуть в болоте отрицательных мыслей. Вы можете реально кричать, когда вы находитесь дома одни, но лучше, если вы отработаете технику «внутреннего крика». Попробуйте ясно представить большой красный сигнал «Стоп!». Вы можете также повесить этот сигнал на стене своей комнаты и обращать на него свой взор при первом же появлении потока отрицательных мыслей. Хлестните себя по запястью ладонью. Это не физическое наказание, это напоминание себе, что пора изменить поток мыслей. Плесните себе в лицо холодной воды. Это тоже неплохой способ переключения мыслительного процесса. Встаньте и перейдите в другое помещение. Это дает возможность изменения «сценария и декорации». В новой обстановке вам будет легче думать о других вещах. 6.2.2. Техника «Офис негативных мыслей» Организуйте «офис» для отрицательного «думания». Это может быть комната, кресло или просто определенное окно. Но это должно быть единственное место, где вы позволяете себе отрицательные мысли. Вы можете выбрать себе «офис» в любом месте, однако это ни в коем случае не должно быть вашей кроватью и место, где вы едите. Эти места должны быть «зонами безопасности». Запланируйте себе время на каждый день, которое будет всецело посвящено вашим негативным мыслям. Планирование времени на негативные мысли позволяет вам иметь над ними контроль. Это не должно быть связано с едой или при отходе ко сну. Отведите на это не более чем 15 минут ежедневно. В конце пятнадцатой минуты останавливайтесь. У вас есть время продолжить это завтра. 6.2.3. Техники отвлечения Вы не можете делать две вещи сразу. Как только вас начинают захлестывать отрицательные мысли, переключайте вашу мозговую активность, чтобы вытолкнуть или заместить их. Попробуйте одну из нижеперечисленных идей:
Вы можете делать все, что угодно, лишь бы это вам нравилось. Можно применить технику релаксации, описанную выше. 6.2.4. Техника «Спор с отрицательными мыслями» Идея заключается в видении картины со всех сторон. Ситуации могут казаться очень плохими, когда вы в депрессии, и единственный способ увидеть их с другой стороны – это активно с ними поспорить. Вы должны научиться вести дебаты с самим собой. Имеют ли ваши негативные мысли под собой реальную основу? Наберите как можно больше тому свидетельств. Запишите их на листке. Теперь примите другую сторону – станьте своим оппонентом. Поищите любую причину, по которой ваша мысль могла быть неверной или преувеличенной. Будьте сразу и прокурором и адвокатом. Спросите себя, не видите ли вы ситуацию только в черном или белом свете. Поищите возможные «теневые» стороны. Спросите себя, видите ли вы всю картину или только небольшую ее часть. Старайтесь пробить как можно больше дыр в негативных аргументах. Не допускайте алогичного мышления. Заключение. Общие рекомендации И, напоследок – решайте ежедневные проблемы по мере их возникновения, не допуская их накопления. Это может привести к ощущению полной беспомощности и отсутствия контроля над вашей ситуацией. Вы наверняка хорошо знаете, какие вещи в жизни больше всего ценит ваш родственник (семья, дети, внуки, увлечения, любимые занятия, жизненные цели и планы). Используйте этот ресурс, чтобы придать человеку веру в будущее, планируйте вместе предстоящие события, создавайте благоприятный эмоциональный климат вокруг него. Самая важная опора и основа, на которой человек будет строить свою веру в будущее и черпать силы для борьбы, есть сейчас ваша семья и близкие люди. В целом, для человека проще думать и говорить о каждодневных заботах и делах, чем постоянно бояться какой-то глобальной угрозы, и именно на каждодневные шаги по улучшению здоровья надо переключать внимание близкого (соблюдение режима сна и бодрствования, диета, прогулки, регулярное выполнение предписаний, составление списка вопросов, которые нужно задать специалисту, выполнение домашних дел, хобби, садоводство и пр.). Постарайтесь убедить своего близкого человека, что главная задача сейчас – запастись терпением и мужеством, просто переждать тяжелые времена во имя своего здоровья и будущей жизни. А также уверить в том, что вы все время будете рядом, помогая вместе, шаг за шагом, преодолеть болезнь. ____________________________ Приложение Памятка ухаживающим за больным родственником
«Я люблю тебя несмотря ни на что… я люблю тебя при любых обстоятельствах…». Если человек не любит себя, он не может и уважать себя. Если близкий не уверен в том, что его любят, он теряет к себе уважение.
Состояние обоих облегчится, когда Вы оба будете знать, что и как делать. Тем не менее, к примеру, диалог с близким, страдающим расстройством памяти, вряд ли будет продуктивным. В таких случаях особенно важно, чтобы была возможность обсудить сложившуюся ситуацию с третьим лицом.
|
Программа психологической помощи и активной поддержки успешного родителя... Краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными... |
Отчет о выполнении работ по проведению экспертизы деятельности учреждений... ... |
||
«методический центр развития социального обслуживания» предупреждение... Составители: Л. А. Бездольная, психолог отдела социально-психологического сопровождения работников учреждений социального обслуживания... |
Регламент работы учреждений социального обслуживания населения, территориальных... Регламент предназначен для руководителей и специалистов учреждений социального обслуживания населения и территориальных управлений... |
||
Департамент социального развития кировской области кировское областное... «Малмыжский комплексный центр социального обслуживания населения» (когаусо «Малмыжский комплексный центр социального обслуживания... |
Государственное областное автономное учреждение социального обслуживания... «Апатитский комплексный центр социального обслуживания населения» извещает о проведении запроса котировок цен на поставку технологического... |
||
Аналитический отчет о деятельности бюджетного учреждения социального... Бюджетное учреждение социального обслуживания Удмуртской Республики «Комплексный центр социального обслуживания населения Сюмсинского... |
Государственное автономное учреждение социального обслуживания Московской области Фз от 18. 07. 2011 года «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Положением о закупке товаров, работ,... |
||
Приказом директора автономного учреждения социального обслуживания... Сти сотрудников автономного учреждения социального обслуживания удмуртской республики «комплексный центр социального обслуживания... |
Техническое задание I. Извещение о запросе котировок цен «31» января... «Апатитский комплексный центр социального обслуживания населения» извещает о проведении запроса котировок цен на приобретение моющих... |
||
Методические рекомендации Рекомендации содержат описание основных... Психолого – педагогическое сопровождение детей–инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
Техническое задание На поставку бытовой техника Место поставки: 184682,... Государственное областное автономное учреждение социального обслуживания населения «Полярнинский комплексный центр социального обслуживания... |
||
Аналитический отчет по итогам деятельности за 2013 год Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения Свердловской области «Реабилитационный центр для детей... |
Документация о закупке Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Московской области «Пушкинский комплексный центр социального обслуживания... |
||
Правила внутреннего трудового распорядка бюджетного учреждения социального... Утверждаю директор Бюджетного учреждения социального обслуживания Вологодской области |
Документация об открытом запросе котировок Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения Архангельской области «Каргопольский комплексный центр социального... |
Поиск |