Скачать 388.11 Kb.
|
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского района «Средняя общеобразовательная школа им. А.С. Макшанцева п. Кедровый»
Рабочая программа по трактороведению Учебный год 2015 - 2016 класс: 10 Учитель: Н.Г.Шевелев п. Кедровый Содержание 1.Пояснительная записка - стр. 3-4 2.Общая характеристика учебного предмета .стр -4 3. Место учебного предмета в учебном плане. стр - 4 3.Учебно-тематический план - стр.5 4. Содержание программы - стр. 5 - 12 5. Планируемые результаты изучения учебного предмета. стр – 12 - 6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса. стр – 12-13 7. Приложение (календарно-тематическое планирование) стр 14 - 17 Раздел 1. Пояснительная записка Программа по Трактороведению создана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей обучающихся. Рабочая программа подготовки водителей внедорожных мототранспортных средств разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июля 1999 г. № 796 «Об утверждении Правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста) на основе Государственного образовательного стандарта Российской Федерации ОСТ 9 ПО 03. (1.1, 1.6, 11.2, 11.8,22.5,23.1,37.3,37.4, 37.7)-2000., утвержденного Министерством образования Российской Федерации. После сдачи квалификационных экзаменов в государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники (далее - Гостехнадзор) учащиеся получают удостоверение на право управления внедорожными мототранспортными средствами (далее водитель внедорожного мотосредства). Сборник содержит профессиональную характеристику, примерные учебный план и программы по предметам «Устройство», «Техническое обслуживание и ремонт», «Правила дорожного движения», «Основы управления и безопасность движения. Рабочая программа - документ, устанавливающий на федеральном уровне перечень предметов и объем часов. Указанный в нем перечень предметов, общее количество часов, отводимое на изучение каждого предмета, а также предметы, выносимые на экзамены и зачеты, не могут быть изменены. Последовательность изучения отдельных тем предмета и количество часов, отведенных на изучение тем, может, в случае необходимости, изменяться при условии, что программы будут выполнены полностью. Все изменения, вносимые в учебные программы, должны быть рассмотрены методической комиссией и утверждены руководителем образовательного учреждения. На теоретических занятиях используются детали, сборочные единицы, приборы и агрегаты. Изучение работы агрегатов, механизмов и приборов сопровождается показом на моделях и агрегатах. При необходимости используются схемы, плакаты, транспаранты, слайды, диафильмы, кинофильмы и видеофильмы. В процессе изучения учебного материала учащихся систематически привлекать к самостоятельной работе с научно-технической и справочной литературой. Вождение внедорожных мототранспортных средств выполняется на специально оборудованной площадке индивидуально каждым учащимся под руководством мастера производственного обучения На обучение вождению отводится 10 часов на каждого обучаемого. Главной целью предмета является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в современном информационном постиндустриальном обществе. Учитывая цель и задачи образовательной программы школы: * создание условий обучения, при которых учащиеся могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном мире; * формирование личности ученика, обладающей интеллектуальной, этической, технологической культурой, культурой ЗОЖ, способной к самовоспитанию и самореализации; *формирование у всех участников УВП интеллектуальной, исследовательской, информационной культуры и культуры самореализации; изучение технологии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
Формирование технологической культуры в первую очередь подразумевает овладение учащимися обще трудовыми и жизненно важными умениями и навыками, так необходимыми в семье, коллективе, современном обществе, поэтому основная задача, решение которой предполагается при изучении курса «Технология», - это приобретение жизненно важных умений. Использование метода проектов позволяет на деле реализовать деятельностный подход в трудовом обучении учащихся и интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении предмета технологии на разных этапах обучения. Данная программа по желанию социума (детей и родителей), а также, учитывая оснащение кабинета технологии, уделяет особое внимание ручному труду учащихся, так как навыки ручного труда всегда будут необходимы и профессионалу и просто в быту, в семейном «разделении труда». В век автоматизации и механизации создается опасность зарождения «безрукого» поколения. 5. Специфические требования. Возраст для получения права на управление внедорожными мототранспортными средствами - 16 лет. Медицинские ограничения регламентированы Перечнем противопоказаний Министерства здравоохранения .Российской Федерации. Раздел 2. Общая характеристика учебного предмета
2. Назначение профессии Водитель внедорожных мототранспортных средств управляет мототранспортными средствами не предназначенными для движения по автомобильным дорогам общего пользования (внедорожные мототранспортные средства - снегоходы, мотонарты, мотосани и т.д.). Профессиональные знания и навыки водителя внедорожного мототранспортного средства позволяют ему подготавливать внедорожное мототранспортное средство к эксплуатации в различных погодных условиях, экономично его эксплуатировать и управлять им с соблюдением безопасности движения. 3. Квалификация В системе непрерывного образования профессия водитель внедорожных мототранспортных средств относится к первой ступени квалификации.
Управление внедорожными Основы безопасного управления мототранспортными средствами Устройство, техническое обслуживание с внедорожными мото- и ремонт внедорожных средств транспортными прицепными приспособлениями устройствами с соблюдением безопасности движения. Выявление и устранение неисправностей, проведение мототранспортных технического обслуживания внедорожных мототранспортных средств. Раздел 3. Место учебного предмета в учебном плане Преподавание предмета «Трактороведения» реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме 2 часа в неделю за счет компонента образовательной организации, 70 часов в год Раздел 4. Учебно-тематический план
Раздел 5 Содержание учебного предмета 1.Устройство внедорожных мототранспортных средств ДвигательОбщее устройство и работа двигателя. Системы смазывания и охлаждения двигателя. Топливо и горючие смеси. Система питания. Неисправности механизмов систем двигателя, причины и способы их устранения. ЭлектрооборудованиеИсточники тока. Система зажигания. Приборы освещения и сигнализации. Неисправности электрооборудования, причины и способы их устранения. Трансмиссия Назначение, устройство и работа трансмиссии. Неисправности трансмиссии, причины и способы их устранения. Несущая системаНазначение и устройство рамы внедорожного мототранспортного средства. Неисправности несущей системы, причины и способы их устранения. Ходовая частьНазначение, устройство и работа ходовой части. Неисправности ходовой части, причины и способы их устранения. Органы управленияУстройство и работа органов управления. Определение технического состояния рулевого управления. Определение технического состояния тормозной системы. Основные неисправности органов управления, причины и способы их устранения. 2. Техническое обслуживание и ремонт (8 часов) Обслуживание двигателя и его системОбслуживание двигателя: очистка от пыли и грязи двигателя (при необходимости), подтяжка гаек крепления головки, крышки картера, проверка на отсутствие подтеканий масла и подсоса воздуха в соединениях. Обслуживание смазочной системы: проверка уровня масла, смена масла, устранение подтеканий. Обслуживание системы питания: осмотр карбюратора, очистка от пыли и грязи, устранение подтеканий. Обслуживание воздухоочистителя. Обслуживание системы выпуска. Обслуживание электрооборудованияАккумуляторная батарея: очистка поверхности мастики и клемм от загрязнений, проверка уровня и плотности электролита. Генератор: проверка крепления генератора, состояния щеток коллектора, контактов, проводов. Регулятор напряжения: очистка от пыли и грязи; проверка крепления регулятора напряжения и реле-регулятора. Система зажигания: состояние и крепление приборов системы зажигания, зазор между контактами прерывателя-распределителя и их состояние, очистка электродов свечи, установка зазора между электродами свечи согласно инструкции. Обслуживание трансмиссииОпределение работоспособности привода выключения сцепления. Регулировка свободного хода рычага сцепления. Определение исправности механизма выключения. Уход за приводом сцепления. Внешний осмотр коробки передач. Определение работоспособности механизма переключения. Долив или смена масла в коробке передач. Цепная передача. Осмотр цепной передачи и определение технического состояния ведущей, ведомой звездочек и цепи. Определение натяжения и величины прогиба цепи. Регулировка натяжения цепи. Уход за цепной передачей. Карданная передача. Осмотр карданной передачи и определение ее технического состояния. Смазка крестовины. Определение работоспособности главной передачи. Проверка уровня масла в картере главной передачи. Порядок замены масла в картере главной передачи. Обслуживание несущей системы, ходовой части и органов управления Несущая система: осмотр рамы. Ходовая часть: осмотр и выявление неисправностей передней и задней подвески (крепление, подтекание жидкости, состояние пружин). Органы управления: осмотр и определение технического состояния рулевой колонки и рулевого амортизатора; проверка работоспособности привода управления тормозов. Порядок выполнения регулировки тормозов. 3.Правила дорожного движения (16 часов) ПДД Общие положения Основные понятия и термины. Значение Правил в обеспечении порядка и безопасности дорожного движения. Общая структура Правил. Основные понятия и термины, содержащиеся в Правилах. Обязанности участников дорожного движения и лиц, уполномоченных регулировать движение. Порядок ввода ограничений в дорожном движении. «А» (далее водитель) обязан иметь при себе и представлять для проверки работникам милиции, гостехнадзора и их внештатным сотрудникам. Обязанности водителя перед выездом и в пути. Обязанности водителя, причастного к дорожно-транспортному происшествию. Дорожные знакиЗначение дорожных знаков в общей системе организации дорожного движения. Классификация дорожных знаков. Требования к расстановке знаков. Дублирующие, сезонные и временные знаки. Предупреждающие знаки. Назначение. Общий признак предупреждения. Правила установки предупреждающих знаков. Название и назначение каждого знака. Действия водителя при приближении к опасному участку дороги, обозначенному соответствующим предупреждающим знаком. Знаки приоритета. Назначение. Название и место установки каждого знака. Действия водителя в соответствии с требованиями знаков приоритета. Запрещающие знаки. Назначение. Общий признак запрещения. Название, назначение и место установки каждого знака. Действия водителя в соответствии с требованиями запрещающих знаков. Исключения. Зона действия запрещающих знаков. Предписывающие знаки. Назначение. Общий признак предписания. Название, назначение и место установки каждого знака. Действия водителя в соответствии с требованиями предписывающих знаков. Исключения. Информационно-указательные знаки. Назначение. Общие признаки информационно-указательных знаков. Название, назначение и место установки каждого знака. Действия водителя в соответствии с требованиями знаков, которые вводят определенные режимы движения. Знаки сервиса. Назначение. Название и установка каждого знака. Знаки дополнительной информации. Назначение. Название и размещение каждого знака. Порядок движения, остановка и стоянкаПредупредительные сигналы. Виды и назначение сигналов. Правила подачи сигналов световыми указателями поворотов и рукой. Случаи, разрешающие применение звуковых сигналов. Использование предупредительных сигналов при обгоне. Включение ближнего света фар в светлое время суток. Аварийная ситуация и ее предупреждение. Опасные последствия несоблюдения правил подачи предупредительных сигналов. Начало движения, изменение направления движения. Обязанности водителя перед началом движения, перестроением и другим изменениям направления движения. Порядок выполнения поворота на перекрестке. Поворот налево и разворот вне перекрестка. Опасные последствия несоблюдения правил маневрирования. Расположение внедорожного мотосредства на проезжей части. Опасные последствия несоблюдения правил расположения внедорожного мотосредства на проезжей части. Скорость движения и дистанция. Факторы, влияющие на выбор скорости движения. Ограничения скорости в населенных пунктах. Выбор дистанции и интервалов. Опасные последствия несоблюдения безопасной скорости и дистанции. Обгон и встречный разъезд. Обязанности водителя перед началом обгона. Действия водителя при обгоне. Места, где обгон запрещен. Встречный разъезд на узких участках дорог. Опасные последствия несоблюдения правил обгона и встречного разъезда. Остановка и стоянка. Порядок остановки и стоянки. Способы постановки самоходной машины на стоянку. Опасные последствия несоблюдения правил остановки и стоянки. Регулирование дорожного движения Средства регулирования дорожного движения. Значения сигналов светофора и действия водителя в соответствии с этими сигналами. Действия водителя и пешеходов в случаях, когда указания регулировщика противоречат сигналам светофора, дорожным знакам и разметке. Практическое занятие по темам 2-4. Решение комплексных задач, разбор типичных дорожно-транспортных ситуаций с использованием технических средств обучения, макетов, стендов и т.д. Выработка навыков подачи предупредительных сигналов рукой. Формирование умений правильно руководствоваться сигналами регулирования, ориентироваться, оценивать ситуацию и прогнозировать ее развитие. Ознакомление с действиями водителя в конкретных условиях дорожного движения. Проезд перекрёстков Общие правила проезда перекрестков. Нерегулируемые перекрестки. Перекрестки неравнозначных и равнозначных дорог. Порядок движения на перекрестках неравнозначных и равнозначных дорог. Регулируемые перекрестки. Взаимодействие сигналов светофора и дорожных знаков. Порядок и очередность движения на регулируемом перекрестке. Очередность проезда перекрестка, когда главная дорога меняет направление. Действия водителя в случае, если он не может определить наличие покрытия на дороге (темное время суток, грязь, снег и тому подобное) и при отсутствии знаков приоритета. Проезд железнодорожных переездовЖелезнодорожные переезды. Разновидности железнодорожных переездов. Устройство и особенности работы современной железнодорожной сигнализации на переездах. Порядок движения транспортных средств. Запрещения, действующие на железнодорожном переезде. Опасные последствия нарушения правил проезда пешеходных переходов и железнодорожных переездов. Практическое занятие по темам 5-6 Решение комплексных задач. Разбор типичных дорожно-транспортных ситуаций с использованием технических средств обучения, макетов, стендов и т.д. Развитие навыков прогнозирования в ситуациях, характеризующихся признаком ограниченного обзора. Действия водителя при вынужденной остановке на железнодорожном переезде. 4.Основы управления и безопасность движения (16 часов) Техническое состояние и оборудование внедорожных мототранспортных средств Общие требования. Условия, при которых запрещена эксплуатация внедорожных мототранспортных средств. Неисправности, при возникновении которых водитель должен принять меры к их устранению, а если это невозможно - следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности. Неисправности, при которых запрещено дальнейшее движение. Опасные последствия эксплуатации внедорожных мототранспортных средств с неисправностями, угрожающими безопасности дорожного движения. Номерные, опознавательные знаки, предупредительные устройства, надписи и обозначения Регистрация (перерегистрация) внедорожных мототранспортных средств. Требования к оборудованию внедорожных мототранспортных средств номерными и опознавательными знаками, предупредительными устройствами. Техника управления внедорожными мототранспортными средствами Посадка. Оптимальная рабочая поза. Использование регулировок положения сиденья и органов управления для принятия оптимальной рабочей позы. Типичные ошибки при выборе рабочей позы. Назначение органов управления, приборов и индикаторов. Подача сигналов. Приемы действия органами управления. Скорость движения и дистанция. Изменение скорости на поворотах, разворотах и в ограниченных проездах. Встречный разъезд. Проезд железнодорожных переездов. Дорожное движение Факторы влияющие на безопасность. Определяющая роль квалификации водителя в обеспечении безопасности дорожного движения. Обеспечение безопасности и экологичности дорожного движения. Эксплуатационные показателиПоказатели эффективного и безопасного выполнения работ: габаритные размеры, параметры массы, грузоподъемность (вместимость), скоростные и тормозные свойства, устойчивость против опрокидывания, заноса и бокового скольжения, топливная экономичность, приспособленность к различным условиям эксплуатации, надежность. Действия водителя в нештатных (критических) режимах движения Действия водителя при возгорании внедорожных мототранспортных средств, при падении в воду, попадания провода электролинии высокого напряжения на внедорожное мототранспортное средство. Подготовленность водителя - условие эффективной работы внедорожных мототранспортных средств. Дорожно-транспортные происшествияПонятия о дорожно-транспортной ситуации и дорожно-транспортном происшествии. Классификация: дорожно-транспортных происшествий. Причины возникновения дорожно-транспортных происшествий: нарушения Правил дорожного движения, неосторожные действия участников движения, выход внедорожного мототранспортного средства из повиновения водителя, техническая неисправность и другие. Причины, связанные с водителем: низкая квалификация, переутомление, сон за рулем, несоблюдение режима труда и отдыха. Условия возникновения дорожно-транспортных происшествий. Активная, пассивная и экологическая безопасность внедорожных мототранспортных средств. Государственный контроль за безопасностью дорожного движения. Безопасная эксплуатацияБезопасная эксплуатация и ее зависимость от технического состояния механизмов и сборочных единиц машины. Требования к состоянию ходовой части. Безопасная эксплуатация системы электрооборудования.: Требования к техническому состоянию двигателя, влияющих на безопасную эксплуатацию. Требования безопасности при опробовании рабочих органов. Требования безопасности при обслуживании. Административная ответственностьПонятие об административной ответственности. Административные правонарушения. Виды административных правонарушений. Понятия и виды административного воздействия: предупреждение, штраф, лишение права управления. Органы, налагающие административные наказания, порядок их исполнения. Уголовная ответственностьПонятие об уголовной ответственности. Понятия и виды транспортных преступлений. Характеристика транспортных преступлений. Состав преступления. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность. Виды наказаний. Уголовная ответственность за преступления при эксплуатации внедорожных мототранспортных средств. Условия наступления уголовной ответственности. Гражданская ответственностьПонятие о гражданской ответственности. Основания для гражданской ответственности. Понятия: вред, вина, противоправное действие. Ответственность за вред, причиненный в ДТП. Возмещение материального ущерба. Понятие о материальной ответственности за причиненный ущерб. Условия и виды наступления материальной ответственности, ограниченная и полная материальная ответственность. Правовые основы охраны природыПонятие и значение охраны природы. Законодательство об охране природы. Цели, формы и методы охраны природы. Объекты природы, подлежащие правовой охране: земля, недра, вода, флора, атмосферный воздух, заповедные природные объекты. Органы, регулирующие отношения по правовой охране природы, их компетенции, права и обязанности. Ответственность за нарушение законодательства об охране природы. Вождение мототранспортного средства. Учебная езда по полигону, проезд перекрёстков, остановка и стоянка,вождение мототранспортного средства по пересечённой местности. 5. Вождение (14 часов) Формы и средства контроля - учебные и учебно-тренировочные занятия с элементами моделирования опасных и экстремальных ситуаций; - подготовка индивидуальных рефератов; - индивидуальные консультации; - практические занятия; - внеклассная и внешкольная работа Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос (собеседование) и периодически - письменный (самостоятельные работы или контрольное тестирование). Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания. 1. Оценку «5» получает учащийся, чей устный ответ (выступление),практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает учащийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов. 2. Оценку «4» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или их результат в общем соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного количества баллов. 3. Оценку «3» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает учащийся, набравший 45 - 69% от максимально возможного количества баллов. 4. Оценку «2» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший менее 44% от максимально возможного количества баллов. Раздел 6. Планируемые результаты изучения учебного предмета В результате изучения курса трактороведения учащиеся могут получить водительские права тракториста-машиниста категории «А». Они должны: знать/понимать:
уметь:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
Раздел 5. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса Литература. 1.Учебное пособие для учащихся 8-11 классов. под редакцией М.С.Жарова. 2.Учебник «Трактор» под редакцией В.А.Родичев, Москва, 2002 год. 3.Учебник «Тракториста» категории «С» В.А.Родичев, Москва, 2004 год. 4.Правила дорожного движения. Ростов-на Дону. «Феникс», 2004 год. 5.Экзаминационные билеты категории «А, Б, С», Н.В.Перевозчикова. Ю.А.Колчинский, Москва, ФГНУ Росинформагротех, 2004 год. 6.Экзаминационные билеты категории «Е», М.Л.Насовский, А.В. Богатырёв, С.М.Семин, Ю.Л.Колчинский. Москва. ФГНУ Росинформагротех, 2006 год. 7.Руководство по эксплуатации снегоход буран СБ-640 А, СБ-640 М, СБ- 640 МД. РДП, г. Рыбинск. ул. Чкалова. д. 6 8. «Книга для подготовки водителей внедорожных мототранспортных средств снегоход», 2008.год 9. «Книга для подготовки водителей внедорожных мототранспортных средств. Квадроцикл», 2008 год 10. «Основы первой доврачебной помощи пострадавшим», 2008 Календарно-тематическое планирование учебного предмета 10 класс. 2 урока в неделю (70 уроков за год)
|
Рабочая программа по предмету «Технология» «Технология. 1-4 классы» автор Т. М. Геронимус «Я всё умею делать сам». Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного... |
Рабочая программа по предмету английский язык для 6 9 классов создана... Рабочая программа по предмету английский язык для 6 – 9 классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта... |
||
Рабочая программа по истории (Всеобщей истории) базового уровня для... Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования |
Пояснительная записка данная рабочая программа по немецкому языку... Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ мо РФ от 05. 03. 2004 г. №1089) |
||
Основная образовательная программа (в дальнейшем Программа ) составлена... Минобразования России «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего... |
Рабочая программа по Технологии для учащихся 7 классов составлена... Федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по «Технологии»... |
||
Пояснительная записка Программа разработана на основе Федерального... Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной... |
Рабочая программа по учебному курсу «Технология» для 1-4 классов... Программа разработана на основе примерной программы по технологии федерального государственного образовательного стандарта начального... |
||
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса с родным (нерусским)... Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Утвержден приказом Министерства образования... |
Рабочая программа по английскому языку разработана на основе Федерального... Программы Министерства образования рф: Начальное общее образование, авторской программы В. П. Кузовлева «Английский язык» для 2 класса... |
||
Пояснительная записка Данная программа по английскому языку составлена... Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, 2004 |
Рабочая программа по физике 10 кл составлена на основе Федерального... Планирование составлено на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования |
||
Рабочая программа Учебного курса Технология в 8 классе Федерального Компонента Государственного Стандарта основного общего образования, примерной программы основного (общего) образования... |
Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе: Федерального... В. П. Кузовлева, Н. М. Лапы, включающей в себя компонент государственного стандарта общего образования; программного курса английского... |
||
Рабочая программа по химии ориентирована на учащихся 10 класса, изучающих... |
Рабочая программа по химии Программа разработана на основе Примерной программы Федерального компонента государственного стандарта общего образования |
Поиск |