Курсовая работа На тему: «Конкурентные преимущества предприятий автомобилестроительной отрасли (Российский и международный аспект)»


Скачать 439.62 Kb.
Название Курсовая работа На тему: «Конкурентные преимущества предприятий автомобилестроительной отрасли (Российский и международный аспект)»
страница 1/7
Тип Курсовая
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Курсовая
  1   2   3   4   5   6   7


Федеральное агентство по образованию

Волгоградский Государственный Архитектурно-строительный университет

Институт экономики и права

Кафедра экономической теории и экономической политики


Курсовая работа

На тему: «Конкурентные преимущества предприятий

автомобилестроительной отрасли (Российский и международный аспект)»

По дисциплине: «Экономическая теория»


выполнила: студентка гр. ФК-2-09 Пересыпкина Е.Е.

проверил: к. э. н. , доцент Рогова Н.В.

Волгоград 2010

Содержание
Введение

I глава. Сущность конкуренции как основа рыночного механизма. Виды конкуренции на современном рынке

II глава. Формирование конкурентных преимуществ АВТОВАЗа, ГАЗа, УАЗа и ТАГАЗа автомобильной отрасли на современном Российском рынке

III глава. Структура конкурентных преимуществ Toyota, Volvo, Nissan, Ford и тенденции, определяющие их развитие

Заключение

Глоссарий

Список литературы

Введение
В современном мире во многих странах господствуют рыночные отношения. Рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок. Основным понятием, которое выражает сущность рыночных отношений, является понятие - конкуренция.

Именно она и есть та самая Невидимая рука, о которой писал Смит в Богатстве народов. Рынок и конкуренция – основные механизмы развития как экономики так и государства.

Цель данной курсовой - анализ конкурентных преимуществ российских и зарубежных автомобилестроительных компаний на современном рынке.

Задачи:

  • Выявление сущности конкуренции

  • Характеристика и анализ конкурентных преимуществ 4 российских и 4 зарубежных автомобилестроительных компаний

  • Исследование тенденций развития зарубежных автомобилестроительных компаний.

Моя работа построена в виде анализа состояния автомобилестроительных компаний. Так как основополагающим конкурентоспособности предприятия является сам товар, то эта работа содержит всю необходимую информацию о новинках и усовершенствованиях модельного ряда.
конкуренция спрос автомобилестроение

I глава. Сущность конкуренции как основа рыночного механизма.

Виды конкуренции на современном рынке
Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции. Конкуренция — это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке, стремление превзойти других.

Наибольший вклад в фундаментальное исследование конкуренции внесли А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс - теория совершенной конкуренции, Дж. Робинсон (1903-1983) и Э. Чемберлин (1899-1967) - теория несовершенной конкуренции.

Что же из себя представляет конкуренция? И. Шумпетер считал, что конкуренция не что иное, как борьба, соперничество старого с новым, где рано или поздно новое берет верх, побеждая старое: новые технологии, новые формы организации производства и т.д. И. Шумпетер как бы объединяет конкуренцию с предпринимательством, выделяя в нем организационное и технологическое новаторство. Ф. фон Хайек считает конкуренцию процедурой открытий. В ходе конкуренции открываются неиспользованные возможности более эффективного производства товаров, новые, ранее недоступные данные о ресурсах, технологиях, предпочтениях, о не раскрытых пока возможностях общества.

Конкуренцию можно изучать и как форму взаимного столкновения интересов всех субъектов рынка - за товары и услуги, за деньги потребителей, за условия приложения капитала. Этот аспект анализа конкуренции можно назвать поведенческим. Он характерен для классической и неоклассической экономических теорий. Адам Смит, в частности, связывал конкуренцию с честным, без сговора соперничеством, ведущимся между субъектами рынка за наиболее выгодные условия продажи и покупки товаров. Основным методом конкурентной борьбы ему виделось изменение цен. При этом он замечал, что рыночная экономика, не управляемая коллективной волей, не подчиненная единому замыслу, тем не менее, следует строгим правилам поведения на рынке. В соответствии с этими правилами свободная конкуренция выступает в качестве силы, обеспечивающей взаимодействие спроса и предложения, уравновешивающей рыночные цены. Конкуренция – та самая "невидимая рука", которая координирует деятельность участников рынка.

Неоклассический вариант поведенческого толкования конкуренции, одним из родоначальников которого считается английский экономист А. Маршалл, связывает ее с борьбой за редкие экономические блага и, разумеется, за деньги потребителя, на которые их можно приобрести. Логика этого подхода состоит в том, что большинство благ (товаров, услуг, ресурсов) является редким в том смысле, что их количество меньше потенциальной потребности общества. Поэтому владельцы благ имеют возможность распределять их, руководствуясь своей выгодой. Они выставляют условия или критерии и в зависимости от этих условий решают, кому предоставить блага, а кому – нет. Конкуренция есть стремление как можно лучше удовлетворить критериям доступа к редким благам.

Недовольство существовавшей моделью совершенной конкуренции было вызвано чрезмерным вниманием, оказываемым только одному ее виду (ценовой конкуренции), и невозможностью раскрыть с ее помощью сущность конкурентной деятельности. Критики модели совершенной конкуренции указывали на элементы монополии, пронизывающие экономику и не находящие отражение в существующей концепции конкуренции. Значительный вклад в теоретические модели олигополии и монополии позднее внесли Й. Шумпетер, Ф. Хайек и др.

При структурном подходе акцент смещается с самой борьбы конкурентов друг с другом на анализ структуры рынка, тех условий, которые господствуют на нем. Можно выразить ту же мысль и иначе: в центре внимания оказывается не соперничество хозяйствующих субъектов в установлении цены, не выяснение того, кто и почему победил, а установление факта принципиальной возможности (или невозможности) влияния отдельного хозяйствующего субъекта на общий уровень цен на рынке. Если такое воздействие невозможно, то речь идет о рынке совершенной конкуренции, в противном случае – об одной из разновидностей конкуренции несовершенной.

Конкуренция это целая система отношений, и для её возникновения, как и для любой системы, свойственны определённые предпосылки. Основные условия возникновения конкуренции: наличие множества равноправных рыночных субъектов и их полная экономическая обособленность; зависимость товаропроизводителя от конъюнктуры рынка; противостояние всем другим товаропроизводителям в борьбе за покупательский спрос.

Для выявления природы и оценки интенсивности конкуренции в западной экономической литературе используется теория английского ученого, авторитета в области конкуренции, М.Е. Портера, известная под названием "модель пяти сил конкуренции", согласно которой выделяются пять конкурентных сил.

1. Соперничество среди конкурирующих продавцов.

2. Конкуренция со стороны товаров, являющихся заменителями и конкурентоспособных с точки зрения цены.

3. Угроза появления новых конкурентов.

4. Экономические возможности и торговые способности поставщиков.

5. Экономические возможности и торговые способности покупателей.

Из рассмотренных мною подходов к определению конкуренции, считаю, что более подходящий в наше время является неоклассический подход и точка зрения М. Портера. Они дают наиболее исчерпывающие характеристики сущности и сил конкуренции.

Сущность конкуренции, как и всякого другого явления, значительно полнее и четче проявляется в ее функциях. В экономической литературе анализируются в основном следующие:

Аллокационная функция - направление ограниченных ресурсов в те отрасли и виды деятельности на продукцию и услуги которых имеется спрос.

Инновационная функция конкуренции проявляется, в общем, в финансировании и стимулировании НТП. Субъекты рынка стремятся внедрить достижения науки и техники в производство первыми и тем самым обойти конкурента.

Адаптационная функция конкуренции реализуется в росте приспособляемости субъектов рынка к постоянно меняющейся рыночной конъюнктуре, к разным ее аспектам.

Распределительная функция проявляется в борьбе потребителей и производителей за получение наибольшей суммы совокупных материальных благ и услуг, притом на самых выгодных условиях.

Контролирующая функция конкуренции проявляется прежде всего в недопущении монополистического господства отдельных крупных предприятий на рынке. При этом конкуренция опирается на антитрестовское законодательство.

Конкуренция многогранна и многообразна. Выделяют следующие виды конкуренции:

Совершенная конкуренция - это рыночная ситуация, когда многочисленные, независимо действующие производители продают идентичную продукцию, причем ни один из них не в состоянии контролировать рыночную цену. Выделяют следующие признаки совершенной конкуренции: на рынке большое количество покупателей и продавцов, каждый занимает относительно малую долю рынка данных товаров; тождественная, стандартизированная продукция, товары однородны с точки зрения потребностей покупателей и, соответственно, продавцов; свободный доступ к рынкам новых продавцов и возможность такого же свободного выхода из них, вход и выход из отраслей абсолютно свободен; наличие полной и доступной информации для участников обмена о ценах и их изменениях.

Совершенная конкуренция-абстракция. Поэтому неоклассическая школа, которая основывала выводы на совершенной конкуренции, потеряла своё значение. Дискуссия о ценообразовании, развернувшаяся ещё в 20-х годах XX столетия, позволила по-иному взглянуть на конкуренцию.

Несовершенная конкуренция предполагает функционирование на рынке одной или нескольких крупных фирм, производящих основную массу определённого товара. Она проявляется в виде следующих форм:

Монополия - это абсолютное преобладание в экономике единоличного производителя или продавца продукции. Такое преобладание обеспечивает монополистам, исключительное право распоряжения ресурсами, возможность давления на потребителей и общество в целом, возможность получения сверхприбылей и устойчивого получения прибылей вообще. Она формируются на базе концентрации капитала и ресурсов, поэтому такую роль обычно исполняют крупные корпорации. К основным чертам чистой монополии относят: товарная дифференциация отсутствует, отсутствие товаров - заменителей; продавец осуществляет практически полный контроль над ценами; очень трудные условия вхождения в отрасль новых предприятий.

Но монополия как и совершенная конкуренция – редкость на современном рынке. Более реалистичный вариант несовершенной конкуренции - олигополия. Это такая рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых производителей ограничен высокими барьерами. Олигополия возникает в том случае, если число фирм в отрасли настолько мало, что каждая из них при формировании своей экономической политики вынуждена принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов.

Явлением, обратным олигополии, является олигопсония, когда на рынке действует несколько не продавцов, а покупателей, в сговоре устанавливающие монопольно низкие цены.

Модель и само понятие "монополистическая конкуренция" обязаны своим происхождением выходу в 1933 г. книги Э. Чемберлина "Теория монополистической конкуренции". Монополистическая конкуренция возникает там, где хозяйствуют десятки фирм, тайный сговор между которыми практически невозможен. Каждая фирма действует на свой страх и риск, сама определяет свою ценовую политику. Монополистическая конкуренция развивается там, где необходима дифференциация продукта, в большей мере приходится учитывать вкусы потребителя для сбыта своей продукции.

Случается, что на рынке существует только один покупатель. Такое явление называется монопсонией (один покупаю).

Ценовая конкуренция разворачивается между производителями товаров и услуг в области издержек производства. Борьба между конкурентами идет за снижение издержек производства за счет лучших технологий, повышения производительности труда, лучшей организации и управления производством и снижения цен на товары и услуги. Кто бы ни победил или ни проиграл в такой конкуренции — в выигрыше всегда, оказывается потребитель.

Неценовая конкуренция - выражается в изменении свойств продукции, создании субститутов, постоянном обновлении модной продукции и придании ей новых свойств и качеств в совершенствовании послепродажных услуг и т. д. Очевидно, при неценовой конкуренции производители делают упор на отличительные признаки и особенности своей продукции.. Для современных крупных производителей (при монополии) характерно использование таких методов и форм неценовой конкуренции, как: технико-технологическое превосходство, качество и надежность продукции, многообразие форм и способов сбыта продукции, характер предоставляемых услуг и гарантий, особенно послепродажных, благоприятные условия оплаты товара, создание новых товаров, удовлетворяющих ту же потребность, хорошо организованная реклама и т.д.

Внутриотраслевая конкуренция - это борьба между предпринимателями одной и той же отрасли за более выгодные условия производства и реализации продукции, за деньги потребителя одних и тех же товаров. Внутриотраслевая конкуренция опирается на основные постулаты рыночной системы в целом: наличие частной собственности, свободы предпринимательства, свободный вход в отрасль и свободный выход из нее и т.д. внутриотраслевая конкуренция устанавливает общественную (рыночную) стоимость товаров.

Межотраслевая конкуренция вытекает из такой черты чистого капитализма, как мотивация предпринимательской деятельности личным эгоистическим интересом. Всякий предприниматель стремится получить максимум прибыли. Поэтому предприниматели, действующие в тех отраслях, где норма прибыли меньше, изымают свои капиталы оттуда и вкладывают в те отрасли, где норма прибыли выше.

Конкуренция может возникать и между различными товарами (фирмами), удовлетворяющими одну и ту же потребность. Например, досуг можно скрасить или чтением книг, или занятием спортом. Естественно, здесь работают потребительские предпочтения, однако это не отменяет то положение, что книги, спортинвентарь, пластинки и другие товары являются конкурентными. Такая конкуренция называется функциональной.
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Курсовая работа На тему: «Конкурентные преимущества предприятий автомобилестроительной отрасли (Российский и международный аспект)» icon Курсовая работа По дисциплине: Технология консервов из рыбного сырья...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Курсовая работа На тему: «Конкурентные преимущества предприятий автомобилестроительной отрасли (Российский и международный аспект)» icon Курсовая работа на тему: «Анализ нормативно-правовой базы по охране труда в горной отрасли»
Основная образовательная программа «Надзорная и инспекционная деятельность в сфере труда»
Курсовая работа На тему: «Конкурентные преимущества предприятий автомобилестроительной отрасли (Российский и международный аспект)» icon Курсовая работа на тему: «анализ нормативно-правовой базы по охране...
Основная образовательная программа «Надзорная и инспекционная деятельность в сфере труда»
Курсовая работа На тему: «Конкурентные преимущества предприятий автомобилестроительной отрасли (Российский и международный аспект)» icon Курсовая работа по курсу: «программирование на с++» На тему: «Работа со списками»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный технический университет...
Курсовая работа На тему: «Конкурентные преимущества предприятий автомобилестроительной отрасли (Российский и международный аспект)» icon Содержание Введение Республика Тыва сегодня Социально-экономическое...
Конкурентные преимущества республики, угрозы и возможности развития. Swot-анализ
Курсовая работа На тему: «Конкурентные преимущества предприятий автомобилестроительной отрасли (Российский и международный аспект)» icon Курсовая работа по дисциплине ”Экономическая теория” на тему: механизм...

Курсовая работа На тему: «Конкурентные преимущества предприятий автомобилестроительной отрасли (Российский и международный аспект)» icon Российской Федерации «мати»
Курсовая работа по Методам Комплексного Исследования и Оценки Положения Молодежи в Обществе на тему
Курсовая работа На тему: «Конкурентные преимущества предприятий автомобилестроительной отрасли (Российский и международный аспект)» icon Курсовая работа По дисциплине: «Бухгалтерский учет»
На тему: Организационные формы бухгалтерского учета на предприятии и их совершенствование в условиях рынка
Курсовая работа На тему: «Конкурентные преимущества предприятий автомобилестроительной отрасли (Российский и международный аспект)» icon Курсовая работа по дисциплине «Финансы предприятий»
Экономическая сущность и принципы проведения кредитных операций коммерческого банка
Курсовая работа На тему: «Конкурентные преимущества предприятий автомобилестроительной отрасли (Российский и международный аспект)» icon Курсовая работа по дисциплине «Технологии гостиничного обслуживания»
Понятие и роль номерного фонда гостиницы в деятельности гостиничных предприятий 5
Курсовая работа На тему: «Конкурентные преимущества предприятий автомобилестроительной отрасли (Российский и международный аспект)» icon Курсовая работа по войсковому питанию на тему: холодный цех
Санитарно-гигиенические требования по организации питания. Личная гигиена обслуживающего персонала
Курсовая работа На тему: «Конкурентные преимущества предприятий автомобилестроительной отрасли (Российский и международный аспект)» icon Курсовая работа по Банковскому делу на тему Международные финансовые организации
Бригхэм Ю., Хьюстон Дж. Финансовый менеджмент. Экспресс-курс. – Спб.: Питер, 2007. С. 61 9
Курсовая работа На тему: «Конкурентные преимущества предприятий автомобилестроительной отрасли (Российский и международный аспект)» icon Курсовая работа на тему: Выставки и ярмарки как инструменты маркетинговой...
Охватывают широкий спектр тематик, среди которых
Курсовая работа На тему: «Конкурентные преимущества предприятий автомобилестроительной отрасли (Российский и международный аспект)» icon Курсовая работа по дисциплине: «Товароведение и экспертиза качества промышленных товаров»
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный университет...
Курсовая работа На тему: «Конкурентные преимущества предприятий автомобилестроительной отрасли (Российский и международный аспект)» icon Курсовая работа по дисциплине «Экономика организации» На тему «Внешнеэкономическая...
Перспективы предприятия ОАО «Пиломатериалы «Красный октябрь»
Курсовая работа На тему: «Конкурентные преимущества предприятий автомобилестроительной отрасли (Российский и международный аспект)» icon Курсовая работа по дисциплине «Организация производства» На тему:...
Организация труда

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск