Содержание
Введение
Республика Тыва сегодня
-
Социально-экономическое развитие Тувы за 2011-2016 гг.;
Конкурентные преимущества республики, угрозы и возможности развития. SWOT-анализ.
Приоритеты, цель и задачи долгосрочного развития республики.
-
Тува – наша родина
Особенности демографической ситуации;
Развитие системы здравоохранения;
Рост качества человеческого капитала;
Динамика рынка труда;
Повышение обеспеченности жильем;
Сохранение экологического равновесия.
-
Реиндустриализация экономики
Топливно-энергетический комплекс;
Обрабатывающий комплекс;
Лесопромышленный комплекс;
Агропромышленный комплекс;
Малое и среднее предпринимательство;
К новой экономике
5.1. Тува-центр Азии. Транспортные коридоры. Развитие внешнеэкономических связей.
5.2. Минерально сырьевая база. Освоение новых месторождений полезных ископаемых.
5.3. Пути решения проблем энергообеспечения.
5.4. Индустриальный промышленный парк.
5.5. Развитие инфокоммуникационной отрасли
5.6. Цифровая экономика
5.7. Новые формы территориальной организации производительных сил. Тува – территория опережающего развития.
Возможные сценарии перспективного развития Тувы
7.1. Консервативный сценарий
7.2. Модернизационный сценарий
-
Механизмы реализации Стратегии
Инструменты реализации Стратегии;
Система управления и мониторинга реализации Стратегии;
Ресурсное обеспечение Стратегии.
Результаты и эффективность реализации Стратегии
ВВЕДЕНИЕ
Нормативно-правовой основой разработки Стратегии социально-экономического развития Республики Тыва до 2030 года (далее - Стратегия) являются Федеральный закон от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" (далее - ФЗ-172) и Закон Республики Тыва от 11 апреля 2016 года N 160-ЗРТ "О стратегическом планировании в Республике Тыва". Основные параметры Стратегии социально-экономического развития Республики Тыва определены на основе методических рекомендаций по разработке и корректировке стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и плана мероприятий по ее реализации, утверждённых приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 23 марта 2017 год № 132.
В Стратегии учтена реализация Плана мероприятий, направленных на социально-экономическое развитие Республики Тыва на 2015-2025 годы, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 17 апреля 2015 г. № 678-р. Стратегия отражает специфику республики в экономическом пространстве России и направлена на реализацию ее основных конкурентных преимуществ.
Из-за транспортной ограниченности Республики Тыва не в полной мере используются ее преимущества, в том числе как приграничного региона. Существующее положение дел ведет к невыгодному использованию экономического потенциала, не позволяет региону в полной мере задействовать в своем развитии геополитический, экономический и инфраструктурный потенциал. Эти процессы протекают на фоне возрастания нагрузки на федеральный бюджет, связанной с необходимостью поддержания и развития инфраструктуры, экономические и социальные выгоды от использования которой для Российской Федерации становятся все меньше.
Главной целью государственной политики в сфере социально-экономического развития Республики Тыва должно стать создание условий для развития экономики, которые позволили бы не только снизить ее дотационность, но и создать условия для улучшения качества жизни населения на уровне регионов – лидеров Сибири.
Стратегия определяет приоритетные направления социально-экономического развития Республики Тыва и служит основой для мероприятий государственных и муниципальных программ, среднесрочных прогнозов социально-экономического развития, бюджетов и законодательных инициатив.
1. Республика Тыва сегодня
1.1. Социально-экономическое развитие
Республики Тыва за 2011-2016 годы
Социально-экономическая ситуация в республике с 2011 года оценивается как стабильная.
За 5 лет (2011-2015 гг.) объем ВРП республики увеличился на 41,6 % в действующих ценах (по РФ - на 38 %). Величина валового регионального продукта на душу населения Республики Тыва в 2015 году составила в размере 150,3 тыс. рублей при среднероссийском показателе 444 тыс. рублей и среднесибирском 349,5 тыс. рублей, что ниже в 1,6 и 1,5 раза соответственно. В 2015 году индекс ВРП составил 98,6 %, что обусловлено снижением в данный период инвестиционной активности на фоне кризисных явлений (индекс инвестиций в основной капитал составил 68%)
|
|
Динамика среднедушевого производства ВРП Республики Тыва,
Сибирского федерального округа и ВВП России
за 2011-2015 г.г.
Среднедушевой ВРП (ВВП), тыс. рублей
|
2011 год
|
2012 год
|
2013 год
|
2014 год
|
2015 год
|
по России
|
317,515
|
348,641
|
377,006
|
405,148
|
443,951
|
по СФО
|
249,420
|
269,171
|
287,294
|
317,784
|
349,513
|
по Республике Тыва
|
108,178
|
120,583
|
132,746
|
146,907
|
150,250
|
Величина валового регионального продукта на душу населения Республики Тыва в 2015 году составила в размере 150,250 тыс. рублей при среднероссийском показателе 443,951 тыс. рублей и среднесибирском 349,5 тыс. рублей, что ниже в 1,6 и 1,5 раза соответственно.
Коэффициент осцилляции (отношение размаха вариации к средней) показывает, что Республика Тыва испытывает трудности экономического развития и, соответственно, имеет низкие возможности для повышения уровня и качества жизни населения.
В структуре валового регионального продукта Республики Тыва основными видами экономической деятельности являются: образование -12,9%, здравоохранение – 12,7%, строительство – 7,8%, добыча полезных ископаемых – 9,8 %, оптовая и розничная торговля – 10,3%, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство – 8,2 %, транспорт и связь - 2,3 %.
Отраслевая структура производства ВРП Республики Тыва
за 2011-2016 г.г.
|
2011 год
|
2012 год
|
2013 год
|
2014 год
|
2015 год
|
Всего (в процентах к итогу)
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
Государственное управление
|
22,1
|
23,7
|
24,3
|
24
|
23,6
|
Образование
|
12,5
|
12,5
|
12,7
|
12,5
|
12,9
|
Здравоохранение
|
12,5
|
12,5
|
13,4
|
12,9
|
12,7
|
Строительство
|
6,3
|
6,5
|
8,3
|
11,8
|
7,8
|
Добыча полезных ископаемых
|
6,2
|
6
|
4,5
|
6,6
|
9,8
|
Оптовая и розничная торговля
|
13,2
|
11,8
|
9,8
|
9,9
|
10,8
|
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство
|
6,3
|
5,6
|
6,1
|
6,4
|
8,2
|
Обрабатывающие производства
|
3
|
2,7
|
1,7
|
1,3
|
3
|
Транспорт и связь
|
6,3
|
6,6
|
7,4
|
3,3
|
2,3
|
За анализируемый период в структуре производства валового регионального продукта республики наблюдается увеличение доли добычи полезных ископаемых (на 3,6 процентных пункта), сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства (на 1,9 п.п.), строительства (на 1,5 п.п.). Значительное снижение удельного веса объема инвестиций составило в отрасли транспорта и связи (на 4 п.п.).
Основное влияние на замедление, как российского экономического спада, так и регионального оказывали отрасли промышленного производства и сельского хозяйства.
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг в промышленном комплексе увеличился с 7 228 млн. рублей в 2011 году до 18 382 млн. рублей в 2016 году, в сопоставимых ценах — на 48 %.
Определяющее влияние на динамику развития промышленного комплекса Республики Тыва оказывает развитие добывающей отрасли, которая является ключевой отраслью экономики региона.
|
|
На начало 2017 года добыча угля в Республике Тыва составляет более 1,3 млн. тонн, тогда как в 2006 году объем добытого угля составлял всего 684 тысячи тонн и с трудом покрывал потребность республики. В отрасли добычи полезных ископаемых в 2016 году индекс производства сложился на уровне 141,4% (по России 102,7 %), что позволяет сделать вывод о положительной динамике роста отрасли в последние годы и о перспективности, несмотря на кризис.
|
|
С точки зрения наращивания промышленного производственного потенциала России наиболее перспективными становятся районы Восточной Сибири и Дальнего Востока, в том числе Республика Тыва (Улуг-Хемский угольный бассейн, включающий Элегесткое, Межэгейское, Каа-Хемское, Чаданское и другие месторождения). Улуг-Хемский каменноугольный бассейн Республики Тыва один из самых перспективных для развития и инвестиций. Месторождение имеет геологические запасы угля до 10,2 млрд. тонн. Элегетское угольное месторождение Республики Тыва обладает огромными запасами дефицитного коксующегося угля марки Ж (жирный). Общие запасы угля ценного вида оцениваются в 1 млрд. тонн. Разведанные запасы марки ЖМежегейского угольного месторождения составляют до 213 млн. тонн угля.
Объем инвестиций в экономику республики отличались нестабильностью. Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования возросли в 5,3 раза и составили к 2015 году 12 944 млн. рублей, в сопоставимых ценах — на 24%. За 2016 год объем инвестиций в основной капитал составил 8 556 млрд. рублей со снижением к уровню 2015 года на 34%.
В среднем на одного жителя республики приходилось инвестиционных вложений:
в 2011 году - 26,297 тыс. рублей,
в 2012 году - 37,681 тыс. рублей,
в 2014 году - 56,894 тыс. рублей,
в 2015 году - 41,130 тыс. рублей,
в 2016 году -26,981 тыс. рублей. Среднедушевой уровень инвестиций в 2016 году оказался в 3,7 раза ниже среднероссийского и составил 37 % от среднего по СФО.
|
|
С начала реализации инвестиционных проектов с 2008 года частными компаниями инвестировано более 40 млрд. рублей. До этого инвестиции складывались только из бюджетных средств.
Структура инвестиций в основной капитал Республики Тыва
по видам экономической деятельности
2011-2016 г.г.
|
2011 год
|
2012 год
|
2013 год
|
2014 год
|
2015 год
|
2016 год
|
ВСЕГО (в процентах к итогу)
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство
|
3,2
|
1,2
|
1,2
|
0,5
|
1,8
|
0,3
|
Добыча полезных ископаемых
|
42,1
|
40,7
|
42,6
|
55,5
|
49,1
|
38
|
Обрабатывающие производства
|
3,7
|
1,4
|
0,1
|
0
|
0
|
1,2
|
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды
|
5
|
17,9
|
5,5
|
7
|
5,2
|
7,2
|
строительство
|
11,6
|
5,7
|
6,5
|
3,4
|
2,9
|
12,6
|
Гостиницы и рестораны
|
0
|
0,1
|
0,1
|
0
|
0,0
|
0,1
|
Транспорт и связь
|
9,8
|
5,1
|
10,8
|
6
|
6,6
|
5,5
|
Финансовая деятельность
|
0,2
|
1,1
|
0,9
|
2,6
|
0,5
|
0,3
|
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг
|
3,7
|
1,4
|
6,8
|
15,5
|
5,6
|
4,8
|
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование
|
8,3
|
13,9
|
6,9
|
5,8
|
6,6
|
6,6
|
Образование
|
7,8
|
4,5
|
5
|
1,1
|
8,4
|
12,7
|
Здравоохранение и предоставление социальных услуг
|
4,8
|
5,5
|
7,9
|
1,9
|
9,9
|
8,5
|
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг
|
3,3
|
1,4
|
5,7
|
0,7
|
3,2
|
1,9
|
Наибольший удельный вес в структуре инвестиций занимают инвестиции добывающих производств (38%) при снижении доли обрабатывающих производств с 3,7 до 1,2 % за 2011–2016 гг., что говорит об усилении сырьевой специализации экономики республики и снижении доли выпускаемой продукции с высокой добавленной стоимостью, способной конкурировать с продукцией других регионов страны.
Очевидные преимущества в анализируемый период получили отрасли социального обеспечения, финансируемые непосредственно из государственного бюджета: доля сферы образования и здравоохранения увеличилась в 1, и 1,7 раза соответственно.
Анализ структуры инвестиций и ее динамики за последние 5-6 лет позволяет сделать вывод, что освоение инвестиционных вложений по видам деятельности республики не вполне соответствуют задачам ее перспективного развития. Для реализации стратегических целей развития необходимо достичь значительного роста доли инвестиций в обрабатывающие производства, а так же роста удельного веса сельского хозяйства, транспорта и связи, строительства, в том числе жилищного.
В такой социально чувствительной сфере, как жилищное строительство, темпы ввода жилья осуществляются более чем на 80% за счет индивидуального жилищного строительства. Общая площадь жилых помещений в среднем на одного жителя по республике составляет 13,5 кв. м. при среднероссийском значении 24,6 кв.м. Инвестиции в жилищное строительство, несмотря на рост доходов населения, росли несколько медленнее, чем все инвестиции в экономику и социальную сферу республики. Данная тенденция является негативной и явно противоречит реализации программы по обеспечению граждан комфортным и доступным жильем, тем более, что Тува в рейтинге обеспеченности населения жильем среди регионов Сибирского федерального округа занимает одно из последних мест.
В силу природно-климатических условий традиционно преобладающей отраслью сельскохозяйственного производства является животноводство, доля которого составляет 83% от общего объема валовой продукции сельского хозяйства. Ведущие направления: мясомолочное животноводство, овцеводство, козоводство, разведение яков, оленей-маралов.
Объем валовой продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий увеличился с 4,6 млрд. рублей в 2011 году до 6,4 млрд. рублей в 2016 году и возрос в сопоставимых ценах на 2,5%.
Поголовье мелкого рогатого скота в республике на начало 2017 года достигло 1 миллиона 346 тысяч голов.
|
|
По количеству скота на душу населения Тува является лидером среди регионов Сибирского Федерального округа.
|