Скачать 0.63 Mb.
|
ИУДАИЗМ Общее понятие Иудаизм — религиозно-этическое мировоззрение, определяющее верования, культуру и образ жизни евреев на протяжении всей их фиксируемой истории во всех местах их проживания1. Это древнейшая из трех основных монотеистических религий человечества и самая ранняя этическая религия. Термин «иудаизм» происходит от греч. иудаисмос, который появляется в еврейско-эллинистической литературе не позднее конца II — начала I в. до н. э. (2 Маккавейская книга 2:212; 4:38) и обозначает еврейскую религию и уклад жизни как антитезу эллинизму, прежде всего эллинистическому язычеству. Согласно библейской традиции, потомки четвертого сына Иакова-Израиля — Иуды (евр. Йехуда) — вместе с частью потомков его же последнего, двенадцатого, сына — Вениамина, и при участии потомков его же третьего сына, Левия, после разделения около 931 г. до н. э. единого Израильского царства образовали Южное, Иудейское, царство со столицей в Иерусалиме. После того, как Северное царство (продолжавшее называться Израильским) пало в 722 г. до н. э. под ударами ассирийцев и большинство представителей населявших его колен было уведено в изгнание, иудеи — евр. йехудим — стали основными носителями еврейской религии и культуры, а их потомки остались таковыми и после падения Иудеи и разрушения Второго Храма3 в Иерусалиме римлянами в 70 г. н. э. В языке иврит зафиксирован также общий термин для обозначения «еврейства», еврейской цивилизации — йахадут. Сам же термин «еврей» восходит к слову ‘иври&4?\ обозначающему «(человека) из ‘Эвера», т. е. Заречья — так, по-видимому, первоначально назывались все люди, принадлежавшие к числу семитских аморейско-сутийских племен, ушедших в первой половине II тыс. до н. э. из Верхней Месопотамии через р. Евфрат в Сирийскую степь и, далее, в Ханаан. Первым человеком, обозначенным в Библии термином Оиври (Быт. 14:13), был патриарх Авраам, с которым Господь заключил Завет (Договор), обещав, что его потомству будет дана вся земля Ханаана. Завет предполагал также, что Господь будет Богом Авраама и его потомков, а знамением Завета станет обрезание крайней плоти у восьмидневных младенцев мужского пола (см., Быт., гл. 15, 17; 77с. 105 [104]: 8-9). Идея единого Бога, Творца и Властелина Вселенной и Господа Израиля, формируется в иудаизме в контексте истории еврейского народа и его Завета со Всевышним. По сути Израиль как национальное образование формируется вокруг религии Господа, являющейся важнейшим элементом еврейской цивилизации. Сознание религиозной избранности и особого предназначения помогало еврейству выжить в условиях, когда оно не раз утрачивало свою национально-политическую идентичность. Широкоупотребительное обозначение «избранный народ» по сути является интерпретацией встречающихся в библейской книге Второзакония обозначений ‘ам сегулла, «народ- удел (ценнейший)» и ‘ам нахалла, «народ-наследие» Бога. Аналогичная идея засвидетельствована и в книге Исхода: «...Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать Завет Мой, то будете Мне уделом ценнейшим из всех народов: ибо Моя вся земля; а вы будете у Меня царством священников и народом святым...» (19:5-6; ср. также Ис. 61:6). Доктрина избранного народа достигает апогея в своей эволюции в пророчествах, зафиксированных в библейской книге Исайи, гл. 40-55, где утверждается, что исторические события и судьбы всех народов суть не что иное, как этапы реализации Божественной Цели, а Цель эта заключается в конечном объединении всего человечества в единый народ, почитающий Господа как Бога. Израиль — это орудие Бога для осуществления данного великого Откровения; он выступит в качестве посланника Бога, будет свидетельствовать о Его реальности и даст Закон всем другим народам земли. Народ Израиля явит пример исполнения Божественных установлений, обучит им остальных людей и, таким образом, будет способствовать спасению всего рода человеческого. Заповеди и принципы веры иудаизма Вавилонский Талмуд (о нем см. ниже) выделяет семь т. н. Ноевых законов, т. е. библейских законов, данных Адаму и Ною до Синайского Откровения пророку и законодателю Моисею и, следовательно, обязывающих все человечество: это запреты на идолопоклонство, святотатство, убийство, прелюбодеяние и грабеж, учреждение правосудия и, наконец, запрет на вкушение плоти, отрезанной с живого животного (лакомство язычников). Крупнейший еврейский религиозный мыслитель и философ Маймони/д (рабби Моше/ Бен-Маймо/н, или сокр. Рамбам\ 1135-1204) считал, что всякому, кто исполняет эти законы, «обеспечена доля в будущем мире». В то же время иудаист должен исполнять 613 заповедей, выделяемых иудейской традицией в книгах Торы& (Пятикнижии; о нем см. ниже), которые подразделяются на две основные категории: 248 обязательных заповедей, предписывающих определенные религиозно-теологические догматы, принципы, исполнение определенных действий (например, первые три: Исх. 20:2: Вера в Бога; Втор. 6:4: Единство Бога; Втор. 6:5: Любовь к Богу) и 365 запрещающих заповедей (первые три: Исх. 20:3: Не верить в других богов; Исх. 20:4: Не создавать изображений для поклонения; Лев. 19:4: Не создавать идолов (даже для других людей))4. Свое классическое выражение список этих заповедей нашел в «Книге заповедей» Маймонида. Йосеф Каро (1488-1575) составил кодекс практических установлений Устного Закона (см. ниже), называемый Шулхан арух (букв, «накрытый стол»; ср. Иез. 23:41). В данное произведение включены материалы кодификаторской деятельности раввинистических авторитетов многих поколений, как сефардских5, так и ашкеназских6. В Шулхан арухе рассматриваются только те заповеди, исполнение которых было возможно во время написания этой книги; поэтому, например, здесь не упоминаются заповеди, связанных с культом в Иерусалимском Храме или с земледелием в Палестине7. Первостепенное значение для понимания религиозных представлений евреев имеют 13 основ (принципов) веры иудаизма, сформулированные Маймонидом в его Комментарии к Мишне& (на гл. 10 трактата Санхедри&н). Впоследствии они вошли почти во все иудаистские сидду&ры (синагогальные молитвенники):
Маймонид также разделял представление иудаистов об эсхатологическом ‘олам ха-ба ’, «грядущем мире». Он считал, что бессмертием обладает «разумная душа», которая в ‘олам ха-ба ’ созерцает Бога. Маймонид часто пишет о бестелесных интеллектах, что подразумевает индивидуальное бессмертие души. Десять заповедей. Фундаментальную значимость для понимания сути иудаизма имеют Десять заповедей, обозначаемых в Торе как «Десять Слов»8; отсюда происходит и их христианское обозначение Декалог (греч. декалогос). Данное собрание законодательных предписаний засвидетельствовано в Торе в двух редакциях: в Исх. 20:2-17 и Втор. 5:6-21. Согласно библейскому повествованию, Десять Заповедей были провозглашены Богом израильтянам во главе с Моисеем, когда те пришли после Исхода из Египта9 к горе Синай (Хорев), и зафиксированы на скрижалях10 Завета. (Отметим в то же время, что раввинистическая традиция стремилась не отделять данные заповеди от остальных предписаний иудаизма, тем самым подчеркивая, что все 613 иудаистских заповедей даны от Бога; согласно аггадической традиции (см. ниже), все заповеди были записаны на скрижалях в промежутках между Десятью заповедями.) Первая заповедь11 гласит: «Я Господь, Бог твой, который вывел тебя из земли египетской, из дома рабства». Господь непосредственно обращается к Израилю и открывает Свое Имя — передается четырьмя еврейским буквами Йод-Хе-Вав-Хе (греч. Тетраграмматон) — всему спасенному Им народу, что свидетельствует об избранности последнего. Открытие и истолкование Имени Бога, — означающего, по-видимому, Сущий, — соотносится с избавлением израильтян из египетского рабства (ср.: Исх. 3:14, 6:2-3). Вторая заповедь развивает идею израильского монотеизма12, а также запрещает поклонение лжебогам и идолопоклонство (ср.: Втор. 4:15-19): «Да не будет у тебя других богов предо Мой (или: «в противопоставление Мне». И. Т.). Не делай себе кумира и никакого образа (или: «изображения». — И. Т.) того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого родов, ненавидящих меня, и творящий милость до тысячи (родов) любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои». Господа невозможно выразить в зримом «образе» (ср.: Втор. 4:15), материальных формах, ибо Он — вне вещного мира. Язычники пытаются воздействовать на своих идолов, но творения их рук мертвы. На Господа, Бога Живого, воздействовать невозможно. Заповедь не содержит запрещения на создание изображений, которые не становятся объектом поклонения (как то: херувимов, животных, растений; см., например: Исх. 25:18-20, 37:7-9; 1 Царей [3 Царств]6:23 и сл.; 7:25, 29); если же созданный образ становится таковым, то его истребляют (2 Царей [4 Царств] 18:4). Третья заповедь предписывает: «Не произноси (букв, «не поднимай», «не возноси». —И. Т.) Имени Господа, Бога Твоего, напрасно («всуе». — И. Т.); ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит Имя Его напрасно». Тетраграмматон засвидетельствован в Еврейской Библии более 6000 раз. До падения Иерусалима и разрушения Первого Храма вавилонянами (586 гг. до н. э.) произношение Тетраграмматона, вероятно, в отдельных случаях допускалось. Сама формулировка третьей заповеди не предполагает запрета на это всегда, но только «всуе». Возможно, данное предписание следует интерпретировать как запрет клясться ложно Именем Господа или же хулить его (ср.: Лев. 24:11, 16; 2 Царей [4 Царств] 2:24), использовать это Имя в проклятьях или вообще в магических целях. Однако в эпоху после вавилонского плена иудеев (закончился около 539/538 г. до н. э.), по крайней мере, с III в. до н. э. (как видно из Септуагинты; см. ниже), в силу ограничительной интерпретации третьей заповеди, связанной, прежде всего, с благоговением перед сакральностью Имени Господа (а также, вероятно, с усилением универсалистских и прозелитических тенденций, желанием подчеркнуть для иноверцев, что Бог Израиля есть Господин над всем мирозданием, Бог всего человечества), евреи перестают произносить Его Имя (Тетраграмматон), говоря вместо него ’Адонай, т. е. Господь (букв, «мои Господа»). Четвертая заповедь, посвященная соблюдению субботы, имеет значительные расхождения в редакциях книг Исхода и Второзакония. В первой версии она призывает: «Помни День субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — Суббота (Шаббат) Господу, Богу твоему: не делай (в оный) никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой отдыхал. Посему благословил Господь День субботний и освятил его». Таким образом, здесь субботний отдых (евр. глагол шават означает «переставать», «прекращать», «отдыхать»; так что слово шаббат интерпретируется как «день отдыха (от трудов)».) коррелирует с событиями Творения — можно сказать, что каждая суббота в определенной мере воспроизводит Божественный день отдыха, венчающий креационистскую13 неделю (и, следовательно, каждая трудовая неделя в какой-то мере имплицитно соотносится с другими шестью днями Недели Творения). В Исх. 31:16-17 суббота, соотносящаяся с седьмым Днем Творения, обозначается как «вечный завет (договор)» и «вечное знамение (знак)». Заповедь в редакции Второзакония может быть переведена так: «Храни День субботний, чтобы святить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — Суббота Господу, Богу твоему: не делай (в оный) никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни вол твой, ни осел твой, и никакой скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих, чтобы отдохнул раб твой и раба твоя, как и ты. И помни, что ты был рабом в земле египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею простертою; посему заповедал тебе Господь, Бог твой, соблюдать День субботний». Основное отличие версии заповеди во Второзаконии от редакции книги Исхода заключается в том, что происхождение обычая почитания и соблюдения субботы здесь соотносится с пребыванием Израиля в Египте и ее обоснование как дня отдыха имеет общественно-гуманитарный характер: здесь, видимо, имеется в виду, что израильтяне, постигшие в египетском рабстве всю тяжесть беспрерывного труда, должны понимать необходимость еженедельного субботнего отдыха для всех, включая рабов и даже рабочий скот. Тут же заметим, что деление времени по «неделям» (евр. шавуа; семидневный [также семилетний] период), равно как и институт регулярного обязательного еженедельного дня отдыха для всех членов социума впервые в истории устанавливаются именно в древнееврейском сообществе. Отметим также, что в обеих версиях заповеди утверждается необходимость трудиться шесть дней в неделю (последний аспект особо подчеркивается в раввинистической традиции). Пятая заповедь гласит: «Почитай отца твоего и мать твою (во Втор, добавление: «как заповедал тебе Господь, Бог твой». — И. Т.), чтобы продлились дни твои (во Втор, добавление: «и чтобы хорошо тебе было». — И. Т.) на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе». Заповедь о почитании родителей следует сразу же после заповедей, связанных с почитанием Господа. Встречающееся здесь обетование долгой и счастливой жизни — как эффективная оппозиция проклятию — вероятно, может быть перенесено также и на исполняющих другие заповеди Декалога. В то же время Тора устанавливает смертную казнь не только за рукоприкладство по отношению к родителям, но даже за злословие в отношении них (Исх. 21:15, 17; Лев. 20:9; Втор. 21:18-21, ср. также Притчи |
Современный урок в свете требований фгос к организации учебной деятельности На смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни» |
Пояснительная записка На протяжении всей истории человечества народное... |
||
Основы культурной политики Китая Высшее руководство Китая на протяжении всей многовековой истории страны придавало огромное значение роли и месту культуры в управлении... |
Психические расстройства с религиозно-мистическими переживаниями: Краткое руководство для врачей Линическое описание психических расстройств архаического и религиозно-мистического содержания: религиозно-мистических состояний,... |
||
Здоровый образ жизни. Isbn: 5-88782-005-5 Г. Дик-Рид "Роды без страха" Серия: Здоровье вашего ребенка. Изд. 1-е Тема: Здоровый образ жизни. Isbn: 5-88782-005-5 |
I. Восточные славяне Образ жизни у них, как у массагетов, грубый, без всяких удобств, вечно они покрыты грязью, но, по существу, они не плохие и совсем... |
||
Методический сектор Мы за здоровый образ жизни информационно-методический сборник Мы – за здоровый образ жизни : информационно-методический сборник / Подосиновская центральная библиотека им. А. Филёва. Подосиновец,... |
На протяжении всей истории Великобритании военно-морские силы являлись... Североатлантического союза как главного фактора европейской безопасности, на дальнейшее развитие всестороннего сотрудничества с... |
||
Ответ Низкора Институту Пересмотра Истории (ипи) и Эрнсту Цунделю.... Какие существуют доказательства того, что нацисты умышленно убили шесть миллионов евреев? |
На протяжении всей истории существования человечества одной из главных... Ой стороны, так и вследствие ухудшения репродуктивного здоровья, с другой. Сегодня в России проблема бездетного брака стоит крайне... |
||
1. Мореплаватели XVII – XVIII вв Иногда путешествие становится образом жизни. Есть народ, у которого «путешествие» стало образом жизни – это цыгане. Встречаются племена,... |
1. Укажите два предложения, в которых верно передана главная информация,... И всё-таки основным занятием восточных славян на протяжении многих веков было земледелие. (3) и древняя русская культура в целом... |
||
Правовое положение евреев в российской империи в конце XVIII начале XIX вв Правовое положение евреев накануне их вступления в российское подданство и условия их принятия в российское подданство |
Педагоги часто ставят перед собой вопрос: «Как обеспечить безопасность... Педагоги часто ставят перед собой вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни своим воспитанникам»? Рассмотрим одно... |
||
Инструкция по установке образа пак для егэ-2015 Когда устанавливать новый образ Новый образ нужно устанавливать на всех компьютерах, предназначенных для участия в проекте «Видеонаблюдение на егэ 2015 года» |
Книга будет полезна для историков медицины, филологов, философов,... Рассмотрены семантика основных терминов (pца, рлунг, мкхрис и бад-кан), понятия врач, больной, болезнь. Описаны методы постановки... |
Поиск |