ГБОУ ВПО КГМУ МИНЗДРАВА РОССИИ
КАФЕДРА СТОМАТОЛОГИИ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА
Карлаш А.Е., Капустина Г.А., Сериков В.С.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ «ПОМОЩНИК ВРАЧА-СТОМАТОЛОГА ГИГИЕНИСТА» ДЛЯ СТУДЕНТОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
КУРСК –2014
Программа производственной практики студентов III курса стоматологического факультета.
1. Практика проводится в 6 семестре, длительность проведения – 2 недели.
По окончании производственной практики студентами сдаётся экзамен.
2. Цель:
1.Профессионально - практическая подготовка обучающихся, ориентированная на углубление теоретической подготовки и закрепление у студентов практических умений и компетенций по профилактике стоматологических заболеваний.
2.На практике применяют и расширяют знания по деонтологии и медицинской этике.
3.Принимают участие в санитарно – просветительной работе.
3. Исходный уровень знаний.
Во время производственной практики студенты используют теоретические знания, практические навыки, полученные во время прохождения учебной практики помощник врача-стоматолога терапевта. Для успешного освоения практических навыков по уходу за больными необходимы знания анатомии, физиологии, биологии, химии.
4. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения производственной практики
ПК 4: способностью и готовностью анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок, осознавая при этом дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность;
ПК 6: способностью и готовностью проводить патофизиологический анализ клинических синдромов, обосновывать патогенетически оправданные методы (принципы) диагностики, лечения, реабилитации и профилактики среди взрослого населения и подростков с учетом их возрастно-половых групп;
ПК 7: способностью и готовностью применять методы асептики и антисептики, использовать медицинский инструментарий, проводить санитарную обработку лечебных и диагностических помещений медицинских организаций, владеть техникой ухода за больными;
ПК 13: способностью и готовностью проводить профилактические мероприятия по предупреждению возникновения стоматологических заболеваний, оценить эффективность диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больными;
ПК 15: способностью и готовностью формировать группы риска по развитию стоматологических заболеваний с целью их профилактики;
ПК 17: способностью и готовностью к формированию мотивации отдельных лиц, семей и общества в целом по поддержанию стоматологического и общего здоровья.
ПРОЦЕДУРА ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ
По производственной практике «Помощник врача-стоматолога гигиениста»
для студентов 3 курса стоматологического факультета
Проводится в несколько этапов:
Отработка практических навыков в стоматологическом кабинете на базах практики и регистрацией выполненной работы в дневниках.
На итоговой аттестации (устное собеседование по билетам)
При выполнении внеаудиторной самостоятельной работы или НИРС (УИРС)
5. План проведения производственной практики «Помощник врача-стоматолога гигиениста»
1) Общая трудоемкость производственной практики составляет 3 зачетные единицы, 108 часов, из них 34 часа самостоятельной работы, 74-аудиторных часов.
Продолжительность производственной практики– 12 рабочих дней.
2) Студенты работают по графику работы, согласованному с зав. отделениями и кураторами, в стоматологических кабинетах.
3) Ежедневно все выполненные манипуляции заносятся студентами в дневник производственной практики, который подписывает ответственный врач на базе. Дневник заполняется лаконичным языком, с использованием медицинской терминологией
4) По окончании производственной практики студенты представляют руководителю практики следующие документы: дневник, отчет по практике, характеристику, подписанные главным врачом (при прохождении практики по месту жительства) или зав. отделением (при прохождении практики на базах города Курска) и заверенные печатью лечебного учреждения.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ
По производственной практике
«Помощник врача-стоматолога гигиениста»
Для студентов 3 курса стоматологического факультета
КОМПЕТЕНЦИЯ СЧИТАЕТСЯ СФОРМИРОВАННОЙ, ЕСЛИ:
Перечень практических навыков освоен на 95%- 100%
Теоретические знания при сдаче аттестации оценены на положительную оценку.
Подготовлена внеаудиторная самостоятельная работа.
- «отлично» заслуживает студент, полностью выработавший необходимые часы практики, имеющий положительную характеристику лечебного учреждения, предоставивший правильно оформленную отчетную документацию; обнаруживший всестороннее, систематические и глубокие знания программного материала, свободно выполняющий практические навыки, предусмотренные рабочей учебной программой, усвоивший основную и использующий дополнительную литературу, предусмотренную программой. Как правило, оценка «отлично» выставляется студенту, способному осуществить взаимосвязь теоретических понятий по дисциплине с практическими навыками, необходимых для овладения профессией, проявляющему творческие способности при освоении материала, его изложении и применении;
- «хорошо» заслуживает студент, полностью выработавший необходимые часы практики, имеющий положительную характеристику лечебного учреждения, предоставивший правильно оформленную отчетную документацию; обнаруживший полное знание программного материала, успешно выполняющий практические навыки, предусмотренные рабочей учебной программой, усвоивший основную и использующий дополнительную литературу, предусмотренную программой. Как правило, оценка «хорошо» выставляется студенту, показавшему систематические знания по дисциплине, способному самостоятельно выполнять практические навыки, при этом допуская незначительны неточности, не влияющие на дальнейшее освоение дисциплины, в ходе дальнейшего обучения и получении профессиональных навыков;
- «удовлетворительно» заслуживает студент, полностью выработавший необходимые часы практики, имеющий положительную характеристику (возможно с замечаниями) лечебного учреждения, предоставивший правильно оформленную отчетную документацию; обнаруживший знания по дисциплине в объеме, необходимом для дальнейшего обучения и освоения профессиональных навыков, выполняющим практические навыки, предусмотренные программой, использующий для подготовки основную литературу. Как правило, оценку «удовлетворительно» получает студент, допускающий неточности в ответах непринципиального характера, дающий не структурный, но правильный ответ, способный коррегировать ответ с помощью преподавателя.
- «неудовлетворительно» заслуживает студент, полностью или не в полном объеме, выработавший необходимые часы практики, имеющий положительную характеристику лечебного учреждения или характеристику с существенными замечаниями, предоставивший неправильно оформленную отчетную документацию или при отсутствии необходимой отчетной документации; обнаруживший пробелы в знаниях основного материала, допускающий принципиальные ошибки в ответе и при выполнении практических навыков, предусмотренных программой. Как правило, оценку «неудовлетворительно» получают студенты, которые не могут продолжать обучение и осваивать профессиональные навыки без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
6. Образец титульного листа дневника:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ»
СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
ДНЕВНИК
Производственной практики студента стоматологического факультета
ФАМИЛИЯ
ИМЯ
ОТЧЕСТВО
КУРС
ГРУППА
МЕСТО ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
(город, лечебное учреждение, адрес, телефон)
Время прохождения практики:
С «___» _____________201_г. по «___» ____________201_г.
Руководитель практики
от университета: должность, Ф.И.О.
Руководитель практики
От лечебного учреждения: должность, Ф.И.О.
Город – 20___г.
Дата
Время
|
Проведенные манипуляции
|
Количество проведенных манипуляций
|
|
|
|
Подпись зав. отделением.
Инструкция по ведению дневника.
Дневник является официальным документом, подтверждающим прохождение практики. В нем студент должен ежедневно отражать объём выполненной работы.
Изложение материала в дневнике должно быть грамотным и конкретным, с использованием медицинской терминологии.
Дневник ежедневно проверяется руководителем производственной практики от университета или от лечебного учреждения.
По завершению практики дневник подписывается руководителем лечебного учреждения, заверяется печатью этого учреждения и предоставляется на экзамене
7. Образец сводного отчета и характеристики:
ОТЧЕТ
о прохождении производственной практики:
«Помощник врача-стоматолога гигиениста» ст –та (ки) _____________________________________III курса стоматологического факультета______________________________________ группы
База______________________________________________________________
Сроки проведения с «___» ___________20__г по «___»_________20___г.
НАВЫКИ/ даты
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
итого
|
Практическое освоение методов удаления зубных отложений (ручной метод)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Практическое освоение методов удаления зубных отложений (химический, аппаратный метод)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Провести дополнительные методы обследования (ЭОД, оценить глубину кариозной полости на рентгенограмме)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Провести основные методы обследования (зондирование, термометрия, перкуссия)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Выполнить осмотр, пальпацию мягких тканей и костей лицевого скелета, лимфотических узлов, слюнных желез
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Определение гигиенических индексов по Федорову-Володкиной, Грин-Вермиллиону, РНР
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Контролируемая чистка зубов и методика её проведения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Индивидуальный подбор средств гигиены
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оценка и регистрация состояния твердых тканей зубов. Освоение индексов интенсивности кариеса зубов и поверхностей (КПУ, кпу, кп)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Использование реминерализирующих средств и растворов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Освоение методов местного применения фторидов: фторидсодержащие лаки, гели, растворы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Герметизация фиссур
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Проведение «уроков здоровья», уроков гигиены, бесед, лекций в организованных детских и взрослых коллективах, женских консультациях
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оценка состояния тканей пародонта с применением пародонтальных индексов (CPITN, РМА и др.) Практическое освоение пародонтальных индексов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Запись зубной формулы постоянных и временных зубов в соответствии с международной системой обозначения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Проведение методики витального окрашивания эмали
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Применение фторидсодержащих растворов в различных концентрациях индивидуально и в группе детей
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Подготовка наглядных материалов по стоматологическому просвещению(презентаций, памяток и др.)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Подготовка лекций, бесед по профилактике стоматологических заболеваний
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Определение распространенности и интенсивности основных стоматологических заболеваний (кариеса, болезней пародонта) в группе обследованных
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Проведение анкетирования населения по вопросам гигиены полости рта, возникновению и предупреждению стоматологических заболеваний.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Подпись зав. отделением
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Характеристика:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Оценка:___________________________________________________________
Подпись преподавателя (ей)________________________________________________
_______________________________(Ф.И.О., должность, звание, степень)
Инструкция по заполнению отчета.
Отчет является официальным документом, подтверждающим прохождение практики. В нем студент должен ежедневно отражать количество выполненных манипуляций.
Отчет должен заполняться аккуратно.
В отчете ежедневно расписывается старшая сестра отделения.
В конце отчета руководитель от учреждения дает характеристику (из одного отделения) работы студента.
По завершению практики сводный отчет подписывается руководителем лечебного учреждения, заверяется печатью учреждения и предоставляется на экзамене.
Оценка в отчете выставляется преподавателем (руководителем практики от университета), принимающим экзамен.
8. После окончания практики студенты сдают экзамен, в установленные приказом по практике сроки. Студент предоставляет на экзамен дневник, сводный отчет, заполненное свидетельство практической подготовки, зачетную книжку. Оценка выставляется по пятибалльной системе экзаменационной комиссией. Окончательная оценка выставляется в зачетную книжку и заверяется подписью экзаменатора.
9.Обязанности студента.
1. Выполнять все необходимые манипуляции по уходу полостью рта под контролем врача и обязанности, предусмотренные для врачей-гигиенистов.
2. Обязаны оказывать первую доврачебную помощь.
3. Приходить на практику в опрятном виде, находиться в стационаре в установленной форме одежды.
4. Подчиняться действующим в учреждениях правилам внутреннего трудового распорядка.
5. Ознакомиться с работой стоматологического отделения.
6. Изучить и строго соблюдать правила охраны труда и техники безопасности.
7. Аккуратно и своевременно заполнять необходимую документацию и ежедневно предоставлять её на проверку врачу и руководителю – куратору.
11. Активно участвовать в общественной жизни коллектива лечебного учреждения.
12. Проводить санитарно-просветительную работу.
10. Вопросы к экзамену по производственной практике.
Методы и средства профессиональной гигиены полости рта.
Особенности проведения профилактики стоматологических заболеваний у беременных и детей раннего возраста. Содержание стоматологического просвещения для беременных женщин.
Особенности программ профилактики стоматологических заболеваний для отдельных групп населения (рабочих промышленных предприятий, пациентов с соматической патологией, лиц с ограниченными возможностями).
Кариесогенная ситуация в полости рта.
Методы и средства стоматологического просвещения. Индивидуальные и групповые беседы с детьми разного возраста, родителями по вопросам гигиены полости рта и профилактики кариеса.
Применение фторидов для профилактики кариеса. Системные и местные методы фторидпрофилактики. Показания, противопоказания, эффективность.
Профилактика фиссурного кариеса. Герметизация фиссур. Показания, противопоказания, эффективность.
Методы эпидемиологического исследования в стоматологии.
Методы и средства профилактики кариеса.
Индивидуальная и профессиональная гигиена полости рта.
Применение таблеток фторида натрия. Показания, противопоказания, схема применения.
Дополнительные предметы и средства ухода за полостью рта.
Порядок и методы обследования пациентов в профилактическом отделении, критерии оценки состояния твердых тканей зубов, тканей пародонта, гигиенического состояния полости рта.
Принципы проведения эпидемиологического стоматологического обследования населения, его цели, задачи, методики.
Факторы риска и причины возникновения основных стоматологических заболеваний.
Роль гигиены полости рта в профилактике стоматологических заболеваний. Средства ухода за полостью рта и требования, предъявляемые к ним. Особенности гигиенического воспитания детей различного возраста и взрослых.
Методы и средства профилактики стоматологических заболеваний.
Цель, задачи, методы и средства стоматологического просвещения, особенности его проведения среди различных групп населения.
Принципы диспансеризации населения у стоматолога, организационные формы проведения плановой санации полости рта.
Основы планирования, внедрения и оценки эффективности программ профилактики стоматологических заболеваний среди различных контингентов населения.
Эндогенная безлекарственная профилактика кариеса. Роль питания в развитии кариесогенной ситуации. Принципы устранения кариесогенных факторов, касающихся вопросов питания.
Эндогенная безлекарственная профилактика кариеса. Роль общего состояния беременной женщины и ребенка в развитии кариесогенной ситуации. Назначение противокариозных препаратов внутрь (занятие проводится в «Школе матерей» женских консультаций).
Средства гигиены полости рта. Зубные щетки и требования, предъявляемые к ним. Классификация, состав, свойства зубных паст. Абразивность зубных паст. Назначение и способы применения ополаскивателей, эликсиров, зубных нитей, межзубных ершиков, зубочисток, ирригаторов, щеточек для языка, жевательных резинок.
Механизм образования зубных отложений, состав, строение,роль в возникновении кариеса и заболеваний пародонта.
Уровни внедрения профилактики в практическом здравоохранении.
После прохождения производственной практики:
11. Студент должен знать:
Цели и задачи ВОЗ по профилактике стоматологических заболеваний
Особенности проведения профилактических мероприятий среди пациентов с соматической патологией, лиц с ограниченными возможностями
О профессиональной гигиене полости рта и ее значения в профилактике стоматологических заболеваний
Факторы риска возникновения и развития зубочелюстных (ЗЧА) аномалий у детей
Факторы риска возникновения флюороза, местной и системной гипоплазии эмали
Цели, методы, средства и формы стоматологического просвещения
12. Студент должен уметь:
- проводить стоматологический осмотр пациента и оформлять историю болезни;
-записывать зубную формулу постоянных и временных зубов в соответствии с международной системой обозначения;
-определять состояние твердых тканей зубов с помощью индексов КПУ, кпу, кп зубов и поверхностей;
-определять распространенность и интенсивность стоматологических заболеваний в группе обследованных;
-определять гигиеническое состояние полости рта с применением индексов;
-осуществлять индивидуальный подбор средств гигиены полости рта пациенту в зависимости от возраста и состояния полости рта;
- выполнять различные методы чистки зубов на фантомах;
- обучать методам чистки зубов детей и взрослых;
- проводить контролируемую чистку зубов;
-проводить диагностику и дифференциальную диагностику начальных форм кариеса и некариозных поражений;
- проводить витальное окрашивание очагов деминерализации эмали;
- применять реминерализирующие средства;
-использовать фторидсодержащие растворы;
-покрывать зубы фторидсодержащим лаком, гелем;
-проводить герметизацию фиссур зубов различными герметиками;
-проводить беседы (индивидуальные, групповые), лекции с различным контингентом населения по предупреждению возникновения и развития стоматологических заболеваний;
-проводить «уроки здоровья» в организованных детских и взрослых коллективах;
-разрабатывать материалы по стоматологическому просвещению.
13. Учебно-методическое и информационное обеспечение производственной практики
а) Основная литература:
1.Стоматология профилактическая: учебник для обучающихся по специальности 0410 Стоматология профилактическая (квалификации Гигиенист стоматологический») / Л.Ю. Орехова, С.Б. Улитовский, Т.В. Кудрявцева и др.; ГОУ ВУНМЦ по непрерыв. мед. и фармацевт. образованию. – М., 2005 - 271с.: ил.
б) Дополнительная литература:
1. Беляев И.Б. Как сохpанить зубы здоpовыми: Пpакт. советы специалиста по уходу за полостью pта и совpемен. методами лечения pазлич. заболеваний зубов.- Минск: Литеpатуpа, 1997.-224 с.
2. Кузьмина Э.М. Профилактика стоматологических заболеваний: Учебное пособие для студентов мед. вузов/ Э.М. Кузьмина - М.: Тонга-Принт, 2001-214с.: ил.
3. Лукиных Л.М. Лечение и профилактика кариеса зубов.-Н. Новгоpод :НГМА, 1998.-168 с.: ил. - (Б-ка пpакт. вpача. Стоматология).
4. Методы обследования стоматологического больного. Деонтология. Семиология в стоматологии: Метод. pазpаботка для студентов/ВУНМЦ.-М.:ВУНМЦ, 2000 - 39 с.
5. Профилактика и лечение стоматологических заболеваний у детей: Сб.науч.тр. / Твер. гос. мед. акад.; под ред.Б.Н. Давыдова. Тверь: РИО ТГМА, 1995.-194 с.
6. Профилактика и лечение основных стоматологических заболеваний: Материалы междунар. науч.-практ. конф. (22-24ноября 1995г.) :В3хч./ Ижевск. гос. мед. акад. Ижевск. гос. мед. акад.: Ижевск. Ч.1. 1995.-107 с.: ил.
7. Профилактика и лечение основных стоматологических заболеваний: Материалы междунар.науч.-практ.конф. (22-24 ноября 1995г.): В 3-х ч./ Ижевск. гос. мед. акад .-Ижевск. гос. мед. акад.: Ижевск. Ч.2. -1995.-110 с.: ил.
8. Профилактика и лечение основных стоматологических заболеваний: Материалы междунар.науч.-практ. конф. (22-24 ноября 1995г.): В 3-х ч./Ижевск. гос. мед. акад.-Ижевск. гос. мед. акад.: Ижевск. Ч.3. -1995.-90 с.: ил.
9. Профилактические аспекты стоматологии детского возраста: Науч. тр./Ижевск. гос. мед. ин-т.-Ижевск. Вып. 1, Ч. 1. -1994.-98 с.: ил.
10. Профилактические аспекты стоматологии детского возраста: Науч.тр./Ижевск. гос. мед. ин-т.-Ижевск. Вып. 1, Ч. 2. -1994.-79 с.:ил.
11. Профилактика стоматологических заболеваний: Метод. разработки для студентов стомат. фак. II- III курс/КГМУ, каф. ортопед. стоматологии с курсом дет. стоматологии; Сост.: А.Г. Молдованов, Т.В. Бартенева, М. Н. Сороковик -Курск: КГМУ, 2000 -128 с.
12. Стоматологические заболевания у детей (эпидемиология, профилактика, лечение): Сб. науч. тр. /Твер. гос. мед. акад.; Под ред. Б.Н. Давыдова. -Тверь: РИО ТГМА, 2000.-216 с.: ил.
13. Стоматологическая профилактика у детей: Руководство для студентов и врачей/ В.Г. Сунцов, В.К. Леонтьев, В.А. Дистель, В.Д. Вагнер - М.:МЕД. КН.; Н.Новгород: НГМА, 2001-344 с.: ил.
в) Периодические издания (журналы):
- журнал "Клиническая стоматология".
- журнал "Новое в стоматологии".
- журнал "Стоматология".
- журнал «Пародонтология».
- журнал «Российский стоматологический журнал».
г) Электронное информационное обеспечение и Интернет-ресурсы:
- Электронная библиотека медицинского вуза «Консультант студента» www.studmedlib.ru
- компьютерные презентации
- Факторы риска возникновения зубочелюстной патологии и ее ранняя профилактика./сост.:А.Е. Карлаш, В.Ю. Денисова, Т.В. Бартенева; ГБОУ ВПО КГМУ, каф. стомат. детского возраста. Курск: Изд-во КГМУ, 2012.-52с. ISBN 978-5-7487-1582-9
|