МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
2 КУРСА
ЛЕЧЕБНОГО, ПЕДИАТРИЧЕСКОГО, СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТОВ И ФАКУЛЬТЕТА МЕДИЦИНСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО В МЕДИЦИНСКОЙ ПРАКТИКЕ»
2012 г.
ТЕМА: Сестринский процесс при осуществление мероприятий по соблюдению личной гигиены пациента.
ЦЕЛЬ:
Научиться решать ситуационные задачи, связанные с нарушением потребности пациента быть чистым.
ЗАДАЧИ:
Научиться выявлять проблемы пациента
Научиться ставить сестринский диагноз
Научиться определять цель сестринского вмешательства
Научиться планировать сестринское вмешательство по приоритетной проблеме
Научиться осуществлять оценку сестринской деятельности,
Научиться проводить коррекцию сестринских вмешательств.
Закрепить навык ухода за кожей и слизистыми пациента, используя изделия медицинского назначения и стерильный расходный материал.
Студент должен знать:
этапы сестринского процесса
анатомо-физиологические особенности кожи
принципы гигиенического ухода за кожей и слизистыми
факторы риска образования пролежней
места возможного образования пролежней
стадии образования пролежней
правила сборки и транспортировки грязного белья
уход за съемными зубными протезами
Уметь:
Выявлять проблемы пациента, ставить сестринский диагноз, определять цель сестринского вмешательства, планировать сестринское вмешательство по приоритетной проблеме, осуществлять оценку сестринской деятельности, проводить коррекцию сестринских вмешательств.
спланировать и осуществить сестринские вмешательства пациенту (на фантоме)
определить степень риска возникновения пролежней у пациента
провести мероприятия по профилактике пролежней
обучить родственников тяжелобольного пациента элементам профилактики пролежней на дому
умыть тяжелобольного пациента
удалять слизистое отделяемое и корочки из носа,
проводить обработку глаз,
обрабатывать слизистые ротовой полости,
очищать наружный слуховой проход,
чистить зубы пациента,
стричь ногти на руках и ногах,
осуществить уход за ногами, мыть ноги в постели
брить лицо пациента,
осуществить уход за волосами и мыть голову в постели,
подать судно и мочеприемник (мужчине и женщине),
ухаживать за наружными половыми органами и промежностью,
оказать помощь при недержании мочи и кала,
обрабатывать естественные складки кожи с целью профилактики опрелостей,
обучить пациента и его семью элементам гигиены.
Владеть:
методами профилактики пролежней
создать пациенту в постели необходимое положение с помощью функциональной кровати и других приспособлений
техникой проведения утреннего туалета тяжелобольному
ПЕРЕЧЕНЬ ПОНЯТИЙ:
Сестринский процесс, сестринский диагноз, проблема пациента, планирование сестринской деятельности, сестринское вмешательство.
Вопросы к занятию
Значение личной гигиены пациента.
Уход за кожей и естественными складками.
Пролежни. Определение степени риска образования пролежней у пациента. Факторы риска развития пролежней. Локализация, стадии образования пролежней. Уход при риске развития пролежней. Обучение родственников тяжелобольного пациента элементам профилактики пролежней в домашних условиях.
Уход за волосами: мытье головы, расчесывание.
Мытье ног. Стрижка ногтей на руках и ногах.
Умывание пациента, Бритье лица пациента.
Уход за слизистыми. Удаление выделений и корочек из носа.
Уход за глазами.
Обработка слизистой ротовой полости и губ. Чистка зубов.
Очищение наружного слухового прохода.
Подача судна и мочеприёмника (мужчине и женщине).
Уход за наружными половыми органами.
Сестринская помощь при недержании мочи и кала.
Современные средства по уходу за кожей и слизистыми
Основная и дополнительная литература
Основная литература:
Мухина С.А., Тарновская И.И. Общий уход за больными: Учебное пособие. М.: Медицина, 1989. 54-69с.
Обуховец Т.П. Основы сестринского дела: Практикум. Серия «Медицина для вас». Ростов н/Д: «Феникс», 2005 221-253с.
Обуховец Т.П. Основы сестринского дела/ Т.П. Обуховец, Т.А. Склярова, О.В. Чернова; под ред. к.м.н. Б.В. Кабарухина.- Издание 8-ое. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. (Медицина для вас). 40-61с., 310-329с.
Ослопов В.Н., Богоявленская О.В. «Общий уход за больными в терапевтической клинике» Учебное пособие для ВУЗов. Москва, Издательская группа «ГЭОТАР-медиа», 2006 44-46с.
Дополнительная литература:
Соколова Н.Г. Сестринское дело в педиатрии: практикум /Н.Г. Соколова, В.Д. Тульчинская. - Ростов н/Д: Феникс, 2002
Капитан Т.В. Пропедевтика детских болезней с уходом за детьми: учебн. Для студентов мед вузов./Т.В. Капитан. - М.:МЕДпресс-информ, 2004.-624с
Глухов А.А. Основы ухода за хирургическими больными. Учебное пособие для мед вузов М. ГЭОТАР-Медиа, 2009
Евсеев М.А. Общий уход за больными в хирургической клинике. Учебное пособие для мед Вузов. М. ГЭОТАР-Медиа, 2008
Мурашко В.В. Шуганов Е.Г. Панченко А.В. «Общий уход за больными». Издательство «Медицина» М. 1988г
Ослопов В.Н. «Общий уход в терапевтической клинике» «МЕДпресс-информ» М.2002г.
Василькович В.А. Дезинфекционное дело. М., 1988
Воробьев Г.И. с соавторами. Руководство по уходу за стомой. -М., 1998.
Журнал «Медицинская сестра №№ 1-6, М., 2000.
Электронные издания, цифровые образовательные ресурсы
http://www.sprinter.ru/
http://revolution.allbest.ru/medicine/
http://rus.logobook.ru/prod_show.php
ТЕМА: Удовлетворение проблем пациента, связанных с естественным и искусственным питанием.
ЦЕЛЬ:
Научиться решать ситуационные задачи, связанные с проблемами пациента при приёме пищи.
ЗАДАЧИ:
Научиться выявлять проблемы пациента
Научиться ставить сестринский диагноз
Научиться определять цель сестринского вмешательства
Научиться планировать сестринское вмешательство по приоритетной проблеме
Научиться осуществлять оценку сестринской деятельности,
Научиться проводить коррекцию сестринских вмешательств.
Закрепить навык осуществлять естественное и искусственное питание пациента (на фантоме). Закрепить технику введения зонда через нос и через рот.
Студент должен знать:
Этапы сестринского процесса
Виды искусственного питания
Показания кормления пациента через назогастральный зонд
Показания для парентерального питания
Предметы и средства ухода за гастростомой
Уметь:
Выявлять проблемы пациента, ставить сестринский диагноз, определять цель сестринского вмешательства, планировать сестринское вмешательство по приоритетной проблеме, осуществлять оценку сестринской деятельности, проводить коррекцию сестринских вмешательств.
спланировать и осуществить сестринские вмешательства пациенту (на фантоме)
Ввести назогастральный зонд
Ввести зонд через рот
Осуществлять питание через гастростому
Дезинфицировать предметы медицинского назначения, используемые для искусственного питания
Иметь навыки:
Кормления пациента с ложки и поильника.
Кормления пациента через назогастральный и тонкий желудочный зонд
Ухода за гастостомой
ПЕРЕЧЕНЬ ПОНЯТИЙ:
Питательная смесь, зонд желудочный и назогастральный, стома, шприц Жане
Вопросы к занятию
Анатомо-физиологические особенности желудочно-кишечного тракта
Виды искусственного питания пациента.
Парентеральное питание.
Кормление пациента через назогастральный зонд
Кормление пациента через гастростому
Уход за гастростомой
Дезинфекция предметов ухода, предметов медицинского назначения, используемых при кормлении пациента (посуда,зонды, шприц Жане, воронка, инструменты) .
Вопросы для самоконтроля
Перечислить виды искусственного питания, показания к его применению.
Перечислить проблемы, которые могут возникнуть у пациента при введении зонда через рот или через нос, при уходе за гастростомой
Назвать этапы обработки инструментария , изделий медицинского назначения, используемые для искусственного питания.
Основная и дополнительная литература
Основная литература:
Мухина С.А., Тарновская И.И. Общий уход за больными: Учебное пособие. М.: Медицина, 1989. 87-89с.
Обуховец Т.П. Основы сестринского дела: Практикум. Серия «Медицина для вас». Ростов н/Д: «Феникс», 2005 256-257, 266с.
Обуховец Т.П. Основы сестринского дела/ Т.П. Обуховец, Т.А. Склярова, О.В. Чернова; под ред. к.м.н. Б.В. Кабарухина.- Издание 8-ое. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. (Медицина для вас). 268,411с.
Ослопов В.Н., Богоявленская О.В. «Общий уход за больными в терапевтической клинике» Учебное пособие для ВУЗов. Москва, Издательская группа «ГЭОТАР-медиа», 2006
Дополнительная литература:
Соколова Н.Г. Сестринское дело в педиатрии: практикум /Н.Г. Соколова, В.Д. Тульчинская. - Ростов н/Д: Феникс, 2002
Капитан Т.В. Пропедевтика детских болезней с уходом за детьми: учебн. Для студентов мед вузов./Т.В. Капитан. - М.:МЕДпресс-информ, 2004.-624с
Глухов А.А. Основы ухода за хирургическими больными. Учебное пособие для мед вузов М. ГЭОТАР-Медиа, 2009
Евсеев М.А. Общий уход за больными в хирургической клинике. Учебное пособие для мед Вузов. М. ГЭОТАР-Медиа, 2008
Мурашко В.В. Шуганов Е.Г. Панченко А.В. «Общий уход за больными». Издательство «Медицина» М. 1988г
Ослопов В.Н. «Общий уход в терапевтической клинике» «МЕДпресс-информ» М.2002г.
Василькович В.А. Дезинфекционное дело. М., 1988
Воробьев Г.И. с соавторами. Руководство по уходу за стомой. -М., 1998.
Журнал «Медицинская сестра №№ 1-6, М., 2000.
Электронные издания, цифровые образовательные ресурсы
http://www.sprinter.ru/
http://revolution.allbest.ru/medicine/
http://rus.logobook.ru/prod_show.php
ТЕМА: Сестринский процесс при назначении диагностических зондовых манипуляций и промывании желудка.
ЦЕЛЬ:
Научиться решать ситуационные задачи, связанные с проблемами пациента при проведении зондовых манипуляций.
ЗАДАЧИ:
Научиться выявлять проблемы пациента
Научиться ставить сестринский диагноз
Научиться определять цель сестринского вмешательства
Научиться планировать сестринское вмешательство по приоритетной проблеме
Научиться осуществлять оценку сестринской деятельности,
Научиться проводить коррекцию сестринских вмешательств.
Закрепить навык проведения промывания желудка.
Закрепить навык проведения взятия желудочного сока с парентеральным раздражителем.
Закрепить навык проведения дуоденального зондирования.
Знать:
Этапы сестринского процесса
цели, противопоказания и возможные осложнения при выполнении зондовых манипуляций
виды желудочных и дуоденальных зондов
алгоритм проведения промывания желудка у пациента в сознании и бессознательном состоянии пациента
парентеральные раздражители желудочной секреции
формулу расчета глубину введения зонда
7. особенности и глубину введения зонда у детей.
Уметь:
Выявлять проблемы пациента, ставить сестринский диагноз, определять цель сестринского вмешательства, планировать сестринское вмешательство по приоритетной проблеме, осуществлять оценку сестринской деятельности, проводить коррекцию сестринских вмешательств.
объяснить пациенту сущность манипуляции и правила подготовки к ней
спланировать и осуществить сестринские вмешательства пациенту (на фантоме)
промыть желудок пациенту, находящемуся в сознании (на фантоме)
взять промывные воды желудка для исследования
провести желудочное зондирование с парентеральными раздражителями (на фантоме)
провести дуоденальное зондирование (на фантоме)
оформить направление для доставки на исследования желчи и желудочного сока в лаборатории (бактериологическая, клиническая).
Владеть:
Техникой введения зонда на фантоме через рот и через нос
ПЕРЕЧЕНЬ ПОНЯТИЙ:
Ацидометрия, ацидогастрометр, беззондовые методы исследования желудочного сока.
Вопросы к занятию
Цели проведения зондовых манипуляций. Противопоказания и возможные осложнения при их выполнении.
Виды желудочных и дуоденальных зондов.
Промывание желудка. Последовательность действий. Особенности проведения манипуляции пациенту, находящемуся в бессознательном состоянии. Взятие промывных вод для исследования.
Исследование секреторной функции желудка зондовым методом. Взятие на анализ желудочного содержимого с помощью парентеральных раздражителей.
Дуоденальное зондирование. Последовательность действий при подготовке и выполнении процедуры.
6. Дезинфекция предметов ухода, предметов медицинского назначения, используемых при зондовых манипуляциях (зонды, шприц Жане, воронка, инструменты, ёмкости для забора желудочного сока, пробирки) .
Вопросы для самоконтроля
Перечислить возможные проблемы пациента при введении зонда через рот и нос.
Перечислить способы введения желудочного зонда
Перечислить проблемы, которые могут возникнуть у пациента при введении желудочного зонда через рот или через нос
Перечислите отличия зондов для проведения желудочного и дуоденального зондирования, особенности их устройства
Основная и дополнительная литература
Основная литература:
Мухина С.А., Тарновская И.И. Общий уход за больными: Учебное пособие. М.: Медицина, 1989. 228-230, 404-208с.
Обуховец Т.П. Основы сестринского дела: Практикум. Серия «Медицина для вас». Ростов н/Д: «Феникс», 2005 24-42, 437-443с.
Обуховец Т.П. Основы сестринского дела/ Т.П. Обуховец, Т.А. Склярова, О.В. Чернова; под ред. к.м.н. Б.В. Кабарухина.- Издание 8-ое. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. (Медицина для вас). 428-435с.
Ослопов В.Н., Богоявленская О.В. «Общий уход за больными в терапевтической клинике» Учебное пособие для ВУЗов. Москва, Издательская группа «ГЭОТАР-медиа», 2006 185-192с.
Дополнительная литература:
Соколова Н.Г. Сестринское дело в педиатрии: практикум /Н.Г. Соколова, В.Д. Тульчинская. - Ростов н/Д: Феникс, 2002
Капитан Т.В. Пропедевтика детских болезней с уходом за детьми: учебн. Для студентов мед вузов./Т.В. Капитан. - М.:МЕДпресс-информ, 2004.-624с
Глухов А.А. Основы ухода за хирургическими больными. Учебное пособие для мед вузов М. ГЭОТАР-Медиа, 2009
Евсеев М.А. Общий уход за больными в хирургической клинике. Учебное пособие для мед Вузов. М. ГЭОТАР-Медиа, 2008
Мурашко В.В. Шуганов Е.Г. Панченко А.В. «Общий уход за больными». Издательство «Медицина» М. 1988г
Ослопов В.Н. «Общий уход в терапевтической клинике» «МЕДпресс-информ» М.2002г.
Василькович В.А. Дезинфекционное дело. М., 1988
Воробьев Г.И. с соавторами. Руководство по уходу за стомой. -М., 1998.
Журнал «Медицинская сестра №№ 1-6, М., 2000.
Электронные издания, цифровые образовательные ресурсы
http://www.sprinter.ru/
http://revolution.allbest.ru/medicine/
http://rus.logobook.ru/prod_show.php
|