ТОМ 3
КОНКУРСНОЙ документациИ
для проведения открытого конкурса В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ на право заключения ДОГОВОРа на оказание услуг по разработке стратегии развития информационных технологий ГУП «Петербургский метрополитен»
Техническое задание
2015 г.
Общие сведения
Предметом оказания услуги является: Разработка стратегии развития информационных технологий ГУП «Петербургский метрополитен» (далее – Заказчик).
Основание для оказания услуг: Решение рабочей группы по Стратегии №РГС 2015/6 от 10.02.2015 г.
Цель оказания услуги – определение стратегии развития информационных технологий, необходимой для реализации стратегической карты бизнес-целей ГУП "Петербургский метрополитен", обоснование необходимого бюджета и плана мероприятий для реализации стратегии развития информационных технологий.
Характеристика объекта оказания услуг: ГУП «Петербургский метрополитен», месторасположение Управления метрополитена: 190013, Санкт-Петербург, Московский пр., д.28
Источник финансирования: собственные средства ГУП «Петербургский метрополитен»
Сроки начала и окончания оказания услуг:
начало – «03» августа 2015 г.;
окончание – «29» января 2016 г.
Требования к оказанию услуг
Привлекаемый для работ Исполнитель должен соблюдать полную конфиденциальность в отношении полученной им в ходе оказания услуг от Заказчика или от других источников коммерческой, служебной, финансовой информации. Все оригиналы документов, полученные Исполнителем от Заказчика в ходе оказания услуг, подлежат возврату и не допускаются к передаче третьим лицам.
Оказание услуг и оформление допуска на объекты метрополитена осуществляется в строгом соответствии с требованиями «Инструкции о порядке оказания услуг сторонними организациями в эксплуатируемых сооружениях Петербургского метрополитена» и Инструкцией «О пропускном режиме на объектах ГУП «Петербургский метрополитен».
Сведения об условиях оказания услуг: услуги оказываются без отклонения от нормальных условий труда.
При анализе текущего состояния ИТ, Исполнителем будут рассматриваться автоматизированные системы (далее АС), поддерживающие процессы основной деятельности ГУП "Петербургский метрополитен", перечисленные в табл. 1.
Области и процессы основной деятельности, включенные в объем оказываемых услуг.
Таблица 1
№
|
Области ИТ обеспечения
|
Основные задачи
|
Существующие инструменты реализации
|
1.
|
Управление эффективностью бизнеса
|
|
|
Стратегическое управление
Анализ показателей деятельности предприятия
Производственно-экономическое моделирование
Управленческая отчетность
|
SAP ERP, SAP BO
|
2.
|
Управление ресурсами предприятия. Управление документооборотом.
|
|
|
Управление запасами и снабжением
Управление ремонтами
Управление ИТ-сервисами
Планирование
Управление финансами
Управление персоналом
|
SAP ERP, BPC, BO,
БОСС Кадровик, СОЗ ПМ, Docs Vision и электронная почта, сайты
|
3.
|
Оперативное управление деятельностью
|
|
|
Оперативное планирование
Управление технологической документацией
Управление качеством
Управление производственными процессами
Анализ производительности
|
SAP ERP, БОСС Кадровик, АСУ АРЛМ, АСКОПМ, Open Text, АСУ Депо, система ГРАД, АСУ Грот, КУЧЭР, АСУ Э, метрология и т.д.
|
4.
|
Управление технологическими процессами
|
|
|
Диспетчерское управление
Сбор технологических параметров
Автоматический контроль тех. Параметров
Управление технологическим процессом
Контроль действий оператора
|
КАС ДУ, СА КСД, МПЦ-МПК, АСКОПМ, СКД-БСК
|
5.
|
Управление ИТ, вычислительная инфраструктура и телекоммуникации, ИБ
|
|
|
Управление ИТ сервисами, Service Desk
Управление развитием ИТ
Управление безопасностью
Мониторинг и управление ВИиТ
Сети передачи данных, системы обработки и хранения данных.
|
Учет СВТ, MS SCCM, мониторинг серверов и сетей связи
|
При анализе текущего состояния ИТ Исполнителем должны рассматриваться следующие средства и объекты вычислительной инфраструктуры и телекоммуникаций:
Аппаратные для размещения систем обработки и хранения данных – 9 шт.
Технологическая сеть связи – 4 маршрутизатора Cisco 7600, 147 коммутаторов Cisco 3560G, сетевые экраны Cisco ASA
Системы хранения данных HP, EMC, IBM – 8 шт.
Шасси для размещения блейд-серверов HP, IBM – 8 шт.
Сервера и лезвия RISC – 2 шт.
Сервера и лезвия x86 (HP, IBM)- 60 шт.
Количество АРМ общего назначения – 3100 шт.
Количество АРМ АСКОПМ – 695 шт. (включая устройства пассажирской автоматики).
Средства виртуализации – VMware
Каталог – MS Active Directory
В организационные границы оказываемой услуги входят подразделения Заказчика, перечисленные в табл. 3 и пользующиеся средствами корпоративных ИТ для целей управления деятельностью предприятия, обеспечения своих функций и обязанностей.
Перечень подразделений ГУП «Петербургский метрополитен», включенных в объем услуги.
Таблица 2
№
|
Наименование
|
Примечание
|
1.
|
Руководство
|
Руководство Управления метрополитена
|
2.
|
Службы и отделы Управления метрополитена
|
16 единиц
|
3.
|
И
|
Служба управления имуществом
|
4.
|
ТЧ-1 ТЧ-2 ТЧ-3 ТЧ-4 ТЧ-5 ТЧ-6
|
Электродепо "Автово", "Дачное", "Московское", "Северное", "Невское", "Выборгское"
|
5.
|
Д
|
Служба движения
|
6.
|
ССД
|
Служба сбора доходов
|
7.
|
П
|
Служба пути
|
8.
|
Ш
|
Служба сигнализации, централизации и блокировки.
|
9.
|
ЭС
|
Эскалаторная служба
|
10.
|
ОМЧ
|
Объединенные мастерские
|
11.
|
Э
|
Служба электроснабжения
|
12.
|
С
|
Служба тоннельных сооружений
|
13.
|
ЭМ
|
Электромеханическая служба
|
14.
|
СМ
|
Служба специальных сооружений
|
15.
|
СКМ
|
Служба контроля на метрополитене
|
16.
|
СИТ
|
Служба информационных технологий и коммуникаций
|
17.
|
ПКТБ
|
Проектно-конструкторско-технологическое бюро
|
18.
|
АТП
|
Автобаза
|
19.
|
НХ
|
Служба материально-технического снабжения
|
20.
|
ТШ
|
Образовательное подразделение "Техническая школа"
|
21.
|
СО
|
Служба социальных объектов
|
22.
|
СОП
|
Служба общественного питания
|
Сбор исходной информации (анкетирование, интервьюирование, запросы) выполняется Исполнителем выборочно с различных уровней организационной структуры управления Заказчика.
Исполнитель оказывает услуги и предоставляет отчетные материалы на основе всей информации, полученной официально в требуемые для оказания услуг сроки.
В результате оказываемых услуг должны быть сформированы:
Высокоуровневая модель бизнеса Заказчика.
Структурированные требования бизнеса к ИТ.
Описание целевого состояния ИТ в технологической области (приложения, данные, интеграция, инфраструктура).
Описание целевой системы управления ИТ.
Портфель целевых мероприятий по реализации ИТ-стратегии на 5 лет
Для оказания услуг Заказчик обеспечивает Исполнителя следующей документацией:
Правила технической эксплуатации метрополитенов Российской Федерации;
Стратегия развития ГУП «Петербургский метрополитен»;
Положение о службе информационных технологий и коммуникаций (Далее СИТ);
Перечни используемого оборудования в производственных, технологических и обеспечивающих процессах СИТ;
Комплекты документации регламентирующих деятельность СИТ;
Комплекты документации по ТССМ, АСУ АРЛМ, АСКОПМ, КАС ДУ, SAP, СКД БСК, БОСС Кадровик, КЭП, Docs Vision, САНКУР (1С).
Положение об описании, аудите и оптимизации бизнес-процессов ГУП «Петербургский метрополитен»
Квалификационные требования:
Наличие у Исполнителя достаточных ресурсов для оказания требуемого объема услуг;
Наличие у Исполнителя опыта оказания аналогичных услуг предприятиям рельсового транспорта (железнодорожный транспорт или метрополитены), а именно, не менее одного исполненного договора на оказание услуг по разработке стратегии развития информационных технологий или планов перспективного развития информационных технологий;
Для заключения договора необходимо предоставить действующий Сертификат соответствия системы менеджмента качества ISO 9001:2008 или ISO 9001:2011;
До оказания услуг допускаются специалисты, имеющие сертификат по методологии COBIT (Control Objectives for Information and Related Technology); специалисты, имеющие действительный сертификат ISACA по программе CISA (Сертификат Аудитора Информационных Систем) Международной Ассоциацией Аудиторов Информационных Систем (ISACA); специалисты, имеющие сертификат «ITIL Expert» в области ITIL (IT Infrastructure Library – Библиотека инфраструктуры информационных технологий); Специалисты, не имеющие данных сертификатов, до оказания услуг не допускаются.
Исполнитель должен привлекать в течение срока действия договора на оказание услуг лиц, имеющих гражданство РФ и/или лиц, имеющих официальное разрешение на работу на территории РФ;
Исполнитель несет ответственность за привлечение к оказанию данных услуг лиц, которые в соответствии со ст. 10 ФЗ от 09.02.2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», в связи с установленными ограничениями, не принимаются на работу, связанную с обеспечением транспортной безопасности.
Состав и содержание услуг
Услуги по настоящему техническому заданию оказываются в 3 этапа:
1-й этап. (с 03.08.2015 г. по 01.10.2015 г.) Анализ и оценка текущего состояния ИТ Заказчика.
2-й этап. (с 02.10.2015 г. по 22.12.2015 г.) Определение целевого состояния архитектуры ИТ (приложений, данных, интеграции, инфраструктуры) и системы управления ИТ с учетом стратегии развития метрополитена, текущего состояния ИТ и лучшего мирового и отечественного опыта (лучших практик).
3-й этап. (с 23.12.2015 г. по 29.01.2016 г.) Формирование портфеля проектов по реализации ИТ-стратегии.
Состав услуг отражен в Ведомости объёмов услуг (Таблица 3 - Ведомость объемов услуг).
Ведомость объемов услуг.
Таблица 3.
№ п/п
|
Наименование услуги
|
Ед. изм.
|
Кол-во услуг
|
Примечание/
Результаты
|
1
|
Этап 1. Анализ и оценка текущего состояния ИТ
|
шт.
|
1
|
Промежуточный отчет "Оценка текущего состояния архитектуры ИТ и системы управления ИТ ГУП "Петербургский метрополитен"
|
1.1. Мобилизация проекта
|
1.2. Разработка модели бизнеса, оценка текущего состояния ИТ и определение требований бизнеса к ИТ
|
1.3. Разработка промежуточного отчета и защита результата
|
2
|
Этап 2. Определение целевого состояния архитектуры ИТ и системы управления ИТ
|
шт.
|
1
|
Промежуточный отчет "Целевое состояние архитектуры ИТ и системы управления ИТ ГУП "Петербургский метрополитен"
|
2.1. Разработка целевой архитектуры ИТ
|
2.2. Разработка целевой системы управления ИТ
|
2.3. Разработка промежуточного отчета "Целевое состояние архитектуры ИТ и системы управления ИТ ГУП "Петербургский метрополитен" , защита результата
|
3
|
Этап 3. Формирование портфеля проектов по реализации стратегии ИТ.
|
шт.
|
1
|
Итоговый отчет "Стратегия развития информационных технологий ГУП "Петербургский метрополитен"
|
3.1. Формирование портфеля проектов по реализации целевой архитектуры и системы управления ИТ с глубиной планирования мероприятий на 5 лет.
|
|
3.2. Разработка итогового отчета "Стратегия развития информационных технологий ГУП "Петербургский метрополитен", защита результата
|
|
На 1-ом этапе оказываются следующие услуги:
1.1. Мобилизация проекта:
разработка Устава, организационной структуры и регламентов управления проектом, готовность к оказанию услуг
1.2. Разработка модели бизнеса, оценка текущего состояния ИТ и определение требований бизнеса к ИТ:
Определение и согласование с Заказчиком бизнес-процессов, обеспечивающих деятельность Компании и связанных с ними требований к информационным системам.
Определение организационных единиц и структур, являющихся владельцами и участниками бизнес-процессов.
Группировка функциональных задач в отдельные компоненты на основе информации о бизнес-процессах Компании.
Сбор основных требований бизнеса к ИТ, включая:
определение функциональной достаточности приложений для автоматизации процессов, определение степени дублирования функционала различных приложений;
определение степени поддержки деятельности Компании средствами ИТ.
1.3. Анализ и оценка текущего состояния ИТ, включая:
обследование и оценку состава и основных характеристик информационных систем, находящегося в эксплуатации в подразделениях Компании, а также в процессе разработки;
обследование и анализ текущего состояния ИТ-инфраструктуры, обеспечивающей функционирование критичных информационных систем (сети передачи данных, серверы, рабочие станции, средства информационной безопасности);
определение механизмов управления архитектурой ИТ;
определение проблемных областей текущего состояния ИТ.
1.4. Разработка промежуточного отчета "Оценка текущего состояния информационных технологий ГУП "Петербургский метрополитен". Защита разработанного отчета на заседании специализированной рабочей группы или рабочей группы по стратегии.
На 2-ом этапе оказываются следующие услуги:
2.1. Разработка целевой архитектуры ИТ, включая:
Определение базовых принципов информатизации в части единства информационного пространства, целостности, безопасности и непрерывности ИТ; стандартизации, унификации и централизации ИТ; соответствии требованиям регуляторов и законодательства и др.
Определение типов и высокоуровневой архитектуры целевых приложений, включая разработку вариантов решения проблем ИТ в части функциональных требований, в части технических требований, требований интеграции и информационной безопасности.
Определение требований к интеграционным технологиям, принципов и архитектуры интеграции информационных систем.
Определение принципов построения целевой ИТ-инфраструктуры в части архитектуры сетей передачи данных, унификации, консолидации систем обработки и хранения данных и др.
Определение требований к целевой модели процессов управления ИТ архитектурой.
Описание целевых информационных систем (состав, функциональность, информационное взаимодействие со смежными системами, категории пользователей).
Определение основных информационных потоков и целевой модели данных.
Описание архитектуры интеграции (состав используемых средств, протоколы обмена информацией).
Описание архитектуры целевой инфраструктуры ИТ (состав, технические характеристики, места размещения элементов инфраструктуры).
2.2. Разработка целевой системы управления ИТ
Разработка целевой модели сорсинга (принципы, критерии, правила определения поставщиков услуг).
Разработка целевой организационной модели (состав, функции, принципы взаимодействия ИТ-подразделений).
Разработка целевой модели процессов управления ИТ (состав и описание процессов управления ИТ).
Разработка целевой модели управления проектами (организационно-функциональная структура мультипроектного управления, состав и описание процессов управления проектами).
2.3. Разработка промежуточного отчета "Целевое состояние архитектуры ИТ и системы управления ИТ ГУП "Петербургский метрополитен". Защита разработанного отчета на заседании специализированной рабочей группы или рабочей группы по стратегии.
На 3-м этапе оказываются следующие услуги:
3.1. Формирование портфеля проектов по реализации целевой архитектуры и системы управления ИТ
Определение стратегических инициатив в области реализации целевой архитектуры ИТ и системы управления ИТ.
Определение текущих и целевых проектов по реализации целевой архитектуры ИТ и системы управления ИТ, включая проекты по развитию SAP и БОСС-Кадровик.
Определение текущих и целевых проектов по реализации целевой ИТ-инфраструктуры в части архитектуры сетей передачи данных, систем обработки и хранения данных и др.
Определение и оценка рисков реализации текущих и целевых проектов.
Оптимизация и балансировка первоначального портфеля проектов.
Формирование целевого портфеля проектов и планирование мероприятий.
Определение целевых показателей (имеющих конкретные единицы измерения), отражающие качественные и количественные результаты выполняемых работ и степень достижения поставленных целей при реализации каждого проекта в портфеле.
Определение индикаторов реализации каждого проекта в портфеле, отражающие ход выполнения мероприятий по проекту и измеряемые в натуральных величинах.
Разработка форм отчётности о выполнении проектов, включающих в себя как целевые показатели, так и индикаторы реализации проекта.
Качественная оценка затрат и выгод при реализации целевого портфеля проектов.
Количественная оценка затрат на реализацию целевого портфеля проектов.
Определение прав на интеллектуальную собственность и правомерность использования объектов интеллектуальной собственности третьих лиц.
Определение возможности замещения импортного оборудования и программного обеспечения на отечественные аналоги, обоснование невозможности импортозамещения в противном случае.
3.2. Разработка заключительного отчета "Стратегия развития информационных технологий ГУП "Петербургский метрополитен". Защита разработанного отчета на заседании специализированной рабочей группы или рабочей группы по стратегии и утверждение его на Управляющем Совете ГУП «Петербургский метрополитен».
Порядок контроля и приемки
Услуги должны оказываться в строгом соответствии с инструкцией «О порядке оказания услуг сторонними организациями в эксплуатируемых сооружениях метрополитена» и Правил пожарной безопасности РФ.
Вход работников в эксплуатируемые сооружения должен осуществляться по специальным пропускам.
Контроль за сроками и качеством оказания услуг производится представителем Заказчика на всех этапах.
Исполнитель должен гарантировать высокое качество оказания услуг и оперативность их проведения в соответствии с графиком оказания услуг.
В ходе оказания услуг, по каждому этапу Исполнитель передает Заказчику результаты оказанных услуг. Приемка оказанных услуг проводится по каждому этапу путем защиты результатов с последующим подписанием акта оказанных услуг.
При положительном заключении специализированной рабочей группы, Исполнитель в течение 5 дней предоставляет акт оказанных услуг, счет и счет-фактуру по оказанным услугам.
Состав документации
Отчетная документация должна быть предоставлена в бумажном виде в 3-х экземплярах и в электронном виде.
Исполнитель до завершения проекта предоставляет Заказчику следующую документацию:
Промежуточный отчет "Оценка текущего состояния информационных технологий ГУП "Петербургский метрополитен"
Промежуточный отчет "Целевое состояние архитектуры ИТ и системы управления ИТ ГУП "Петербургский метрополитен"
Исполнитель по окончании оказания услуг предоставляет Заказчику следующую документацию:
Итоговый отчет «Стратегия развития информационных технологий ГУП «Петербургский метрополитен»;
Структура итогового отчета должна включать следующие разделы, представленные в таблице 4.
Таблица 4.
РАЗДЕЛ
|
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОДЕРЖАНИЯ
|
ГЛУБИНА ДЕТАЛИЗАЦИИ
|
ВВЕДЕНИЕ
|
• Описание проекта
|
• Подробное описание проекта
|
РЕЗЮМЕ ДЛЯ РУКОВОДСТВА
|
• Краткие итоги проекта
|
• Краткое изложение со ссылками на разделы промежуточных отчетов
|
МОДЕЛЬ БИЗНЕСА И ТРЕБОВАНИЯ БИЗНЕСА К ИТ
|
• Согласованная модель бизнеса
|
• Модель бизнеса на уровне функциональных областей и основных функций.
|
• Перспективные направления информатизации
|
• Подробное описание перспективных направлений информатизации
|
• Формализованные и согласованные бизнес- требования к ИТ
|
• Бизнес-требования детализируются на уровне основных функций
|
АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ИТ
|
• Текущее состояние в области ИТ
|
• Краткое описание текущего состояния в области ИТ
|
• Проблемные области текущего состояния ИТ
|
• Краткое перечисление проблемных областей со ссылками на промежуточный отчет
|
• Целевые направления и приоритеты развития ИТ
|
• Краткое изложение целевых направлений и приоритетов развития ИТ
|
ЦЕЛЕВАЯ АРХИТЕКТУРА ИТ
|
• Требования к целевой архитектуре ИТ, сформированные с учетом направлений и приоритетов развития ИТ.
|
• Требования к целевой архитектуре ИТ детализируются на уровне функций основных областей
|
• Целевая архитектура приложений в разрезе функциональных областей
|
• Краткое описание архитектуры приложений со ссылками на промежуточный отчет
• Подробное описание архитектуры приложений SAP и БОСС-Кадровик
|
• Модель данных, информационные потоки и интеграционные решения
|
• Краткое описание модели данных и более подробное интеграционных решений.
|
• Целевая ИТ- инфраструктура
|
• Краткое описание модели целевой ИТ-инфраструктуры
|
• Инициативы по реализации целевой ИТ -архитектуры
|
• Перечисление инициатив со ссылками на промежуточный отчет
|
ЦЕЛЕВАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ИТ
|
• Целевые организационные, функциональные и процессные модели управления ИТ, включая:
|
• Краткое описание модели управления ИТ
|
• Принципы организации предоставления ИТ-услуг
|
• Подробное изложение принципов организации предоставления ИТ-услуг
|
• Организационная модель ИТ- служб и процессы управления ИТ
|
• Краткое описание организационной модели
|
• Процессы управления архитектурой ИТ
|
• Краткое описание процессов управления архитектурой ИТ
|
• Ранжированные инициативы по реализации целевой системы управления ИТ
|
• Перечисление ранжированных инициатив
|
ПОРТФЕЛЬ ПРОЕКТОВ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕВОЙ АРХИТЕКТУРЫ ИТ И СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИТ
|
• Портфель ИТ-проектов, сгруппированный по целевым программам и отранжированный по ряду показателей (приоритетности для бизнеса, соответствия целевой архитектуре, срокам, стоимости и т.д.)
|
• Краткое описание портфеля
|
• Оценка затрат и выгод, связанных с реализацией портфеля проектов
|
• Анализ затрат и выгод от реализации портфеля проектов
|
• Мероприятия, необходимые для эффективного мониторинга и оценки архитектуры и системы управления ИТ на соответствие целевым показателям
|
• Перечисление необходимых мероприятий
|
РИСКИ РЕАЛИЗАЦИИ ИТ-СТРАТЕГИИ
|
• Перечень и описание рисков реализации ИТ-стратегии и мероприятий по их предотвращению
|
• Подробное описание рисков реализации ИТ-стратегии и мероприятий
|
КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ УСПЕХА
|
• Перечень и описание факторов успешной реализации ИТ-стратегии
|
• Подробное описание факторов успешной реализации.
|
Порядок оплаты
Оплата фактически оказанных услуг производится Заказчиком по каждому этапу на основании представленных актов оказанных услуг и отчетной документации, подписанных Заказчиком и Исполнителем, в течение 20 (двадцати) банковских дней с даты подписания актов, при условии предоставления счета на оплату и счета-фактуры.
|