Утверждено:
Приказом ОУ
от 18 июля 2016 г. № 87/п
АДАПТИРОВАННАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ГЛУХИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В основе адаптированной основной общеобразовательной программы для глухих обучающихся, имеющих умственную отсталость лежит практическое воплощение одного из ведущих принципов в области образования – принципа адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся.
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса и соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе «Об образовании в Российской Федерации». Это:
- гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
- воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
- единство федерального культурного и образовательного пространства, защита иразвитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
- общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням иособенностям развития и подготовки учащихся и воспитанников;
обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации, творческого развития;
- формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и картины мира;
- формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
- содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.
ЦЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Разделы предлагаемой образовательной программы содержит концептуальные положения, описание принципов организации учебного процесса и конкретных инноваций, осуществляемых в школе, характеристику учебных программ и педагогических технологий, технологическое обеспечение основания выбора индивидуального образовательного маршрута, в ней раскрыто содержание образовательного процесса, предусмотренного учебным планом.
Целью реализации адаптированной основной образовательной программы для глухих обучающихся, имеющих умственную отсталость, является создание условий для освоения содержания образования, обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником школы целевых установок, знаний, умений, навыков, определяемых личностными, семейными, общественными потребностями и возможностями обучающихся, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Основными задачами деятельности КОУ «Излучинская школа-интернат» в соответствии с Уставом являются:
• адаптация обучающихся к жизни в обществе;
• создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ;
• воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.
• формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ или соответствующих государственных образовательных стандартов.
Деятельность и отношения в школе строятся на следующих принципах:
1. Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога, уникальности общешкольного и классных коллективов - это главная задача и направление развития школьного коллектива. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию. Каждый член школьного коллектива должен быть самим собой, обрести свой образ.
2. Принцип самоактуализации. У каждого ребенка существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно пробудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.
3. Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта.
4. Принцип выбора. Без ситуации выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей ребенка. Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.
5. Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определить и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию своего «Я».
6. Принцип доверия и поддержки. Надо обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно ориентированными технологиями обучения и воспитания учащихся. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерному контролю.
7. Принцип здоровьесбережения очень важен, так как в сельской местности западает подготовка учащихся к здоровому образу жизни. В то же время современный культурный человек, стремящийся достичь материального и духовного благосостояния, быть полезным обществу, не может не осознавать роли специфического компонента культуры – культуры физической.
Содержательное наполнение образовательных программ может корректироваться в соответствии с реальной социально-образовательной ситуацией в школе:
- изменением контингента учащихся;
- новым социальным заказом.
Эти изменения находят отражение в учебных планах школы на год, разрабатываемых на основе данной образовательной программы, а также в ежегодно утверждаемом перечне программ и учебников по ступеням и классам обучения.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:
личностные результаты – готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской и гражданской
идентичности;
предметные результаты – система основополагающих элементов научного знания по каждому предмету как основа современной научной картины мира и опыт деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, специфический для каждой предметной области.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
– развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
– технологию формирования типа правильной читательской деятельности(технологию продуктивного чтения),
– проблемно-диалогическую технологию,
– технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Образовательная программа призвана:
– Обеспечить оптимальный уровень образованности, которые характеризуются способностью решать задачи в различных сферах жизнедеятельности, опираясь на освоенный социальный опыт;
– Сформировать гуманитарные мышления выпускников;
– Сформировать личность обучающегося на основе:
– повышения уровня культуры личности школьников и их самореализации в социокультурной реальности;
– обеспечения возможности открытого диалога в образовательном и социокультурном пространстве;
– воспитания уважения к закону, правопорядку;
– развития способности к творческому самовыражению в образовательной, трудовой и досуговой деятельности.
СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы.
Ожидаемые результаты обучения:
1) Освоение обучающимися обязательного минимума федерального государственного образовательного стандарта;
2) Достижение оптимального для каждого обучающегося уровня элементарной грамотности в соответствии с требованиями программы;
3) Развитие общих учебных умений и навыков в соответствии с требованиями программы;
4) Развитие положительной мотивации к образовательному процессу;
5) Развитие познавательных способностей обучающихся;
6) Повышение уровня умственного и речевого развития обучающихся.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Результаты освоения образовательной программы.
Главная цель - успешная адаптация и социализация к жизни в обществе.
Обязательным результатом освоения образовательной программы двух ступеней являются:
- Достижение базового образовательного стандарта
- Формирование уровня функциональной грамотности.
-Развитие разнообразных творческих способностей учеников.
- Формирование навыков самостоятельного учебного труда и создание условий для осуществления самоконтроля и самооценки своей деятельности: умение применять полученные навыки в нестандартных ситуациях в сфере трудовой, общественной, семейной, коммуникативной деятельности.
- Дальнейшее развитие познавательных способностей с целью создания основы будущего самоопределения на следующем возрастном этапе.
- Формирование готовности к правильному профессиональному самоопределению с учетом своих индивидуальных особенностей, связанных с речевыми нарушениями
- Формирование навыков ориентирования в среде проживания, знание своих прав и обязанностей Гражданина.
- Формирование личностных качеств ученика, таких как: чувство собственного достоинства, адекватное поведение со сверстниками и взрослыми, определение своего места в социуме и адаптация в нем.
- Овладение основами экономических знаний и умение использовать их в повседневной жизни. Знание своих прав и обязанностей участника экономических отношений. Умение ориентироваться в наиболее употребительных экономических терминах.
- Формирование интереса к истории и культуре своего города, бережного отношения к его традициями достопримечательностям, гордости за свою семью, школу, за право носить имя петербуржца.
- Воспитание привычки к здоровому образу жизни, умения управлять собственным здоровьем и строить свое поведение без ущерба для благополучия других людей. Обучение методам самосознания, самоконтроля и формирование уверенности в себе, основанной на умении управлять своими эмоциями и мыслями; обучение методам программирования своей деятельности по укреплению здоровья.
2.АНАЛИТИЧЕСКОЕ И ПРОГНОСТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ
Адаптированная основная образовательная программа для глухих обучающихся с умственной отсталостью направлена на формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями. Создание оптимальных условий для усвоения обучающимися обязательного минимума содержания образования на всех ступенях образования, а именно: гарантировать преемственность образовательных программ всех уровней; создать основу для адаптации и интеграции в обществе выпускников, для продолжения обучения в профессиональных училищах, выбора и последующего освоения профессии; включение в трудовую деятельность и интеграции в современное общество.
Освоение АООП общего образования обеспечивает достижение обучающимися с умственной отсталостью двух видов результатов: личностных и предметных. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Личностные результаты освоения АООП общего образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
Особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью
Недоразвитие познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер обучающихся с умственной отсталостью разных групп проявляется не только в качественных и количественных отклонениях от нормы, но и в глубоком своеобразии их социализации. Они способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, а иногда с резкими изменениями всей психической деятельности ребёнка. При этом, несмотря на многообразие индивидуальных вариантов структуры данного нарушения, перспективы образования обучающихся с умственной отсталостью детерминированы в основном степенью выраженности недоразвития интеллекта, при этом образование, в любом случае, остается нецензовым.
Таким образом, современные научные представления об особенностях психофизического развития разных групп обучающихся с умственной отсталостью позволяют выделить образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические.
Для обучающихся с легкой умственной отсталостью характерны следующие специфические образовательные потребности:
- наглядно-действенный характер содержания образования;
- упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
- введение учебных предметов, способствующих формированию представлений об естественных и социальных компонентах окружающего мира;
- специальное обучение «переносу» сформированных знаний, умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
- необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
- использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
- стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и во взаимодействии с ним.
3.ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка к образовательной программе основного общего образования с учётом особенностей психофизического развития и возможностей глухих обучающихся, имеющих умственную отсталость
Программа для глухих обучающихся, имеющих умственную отсталость составлена на основе типовых программ.
В связи со специфичностью контингента обучающихся школы с умственной отсталостью, психофизических возможностей и общего уровня развития школьников с нарушенным слухом в программе отражена коррекционная направленность, специфические принципы, методы, приёмы работы.
В данной программе предусмотрено снижение нагрузки на память обучающихся, уменьшение количества терминов и понятий.
В программах определяется примерное количество часов на изучение основных разделов курсов, включены требования к уровню подготовки выпускников.
Данные программы являются примерными и служат ориентиром для разработки рабочих программ, календарно-тематического планирования, создают условия для творчества учителя, свободного выбора форм и методов обучения, дифференциации и индивидуализации образовательного процесса.
|