Скачать 455.17 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «НОВГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Ярослава Мудрого» Институт непрерывного педагогического образования Кафедра педагогики МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ по выполнению заданий для самостоятельной работы по педагогике Автор-составитель: к.п.н., доцент С.Н. Горычева СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Организация самостоятельной работы студентов выступает одним из ключевых вопросов в современном образовательном процессе. Это связано не только с долей увеличения самостоятельной работы при освоении учебных дисциплин, но, прежде всего, с современным пониманием образования как выстраивания жизненной стратегии личности, включением в «образование длиною в жизнь». Под самостоятельной работой студентов сегодня понимается вид учебно-познавательной деятельности по освоению профессиональной образовательной программы, осуществляемой в определенной системе, при партнерском участии преподавателя в ее планировании и оценке достижения конкретного результата. В настоящее время в вузах существуют две общепринятых формы самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа проводится под контролем преподавателя, у которого в ходе выполнения задания можно получить консультацию. Внеаудиторная, т. е. собственно самостоятельная работа студентов, выполняется самостоятельно в произвольном режиме времени в удобные для студента часы, часто вне аудитории, а когда того требует специфика дисциплины, – в лаборатории или мастерской. Сегодня при организации работы студентов большее значении приобретает внеаудиторная самостоятельная работа. Внеаудиторная самостоятельная работа (далее самостоятельная работа) – планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Основными признаками самостоятельной работы обучающихся принято считать:
Таким образом, самостоятельная работа рассматривается, с одной стороны, как форма обучения и вид учебного труда, осуществляемый без непосредственного вмешательства преподавателя, а с другой – как средство вовлечения обучающихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство формирования у них методов её организации. Под самостоятельной деятельностью понимается вид познавательной деятельности, в котором предполагается определенный уровень самостоятельности во всех структурных компонентах деятельности по её выполнению от постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и коррекции с диалектическим переходом от выполнения простых видов работы к более сложным, носящим поисковый характер, с постоянной трансформацией руководящей роли педагогического управления в сторону её перехода в формы ориентации и коррекции с передачей всех функций самому обучающемуся, но лишь по мере овладения методикой самостоятельной работы (Г. М. Коджаспирова, 1998). В помощь студенту, выполняющему самостоятельную работу, предлагаем рекомендации, которые помогут быть успешным в этой деятельности. В рекомендациях использованы материалы, подготовленные на кафедре педагогики РГПУ им. А.И. Герцена (см. «Организация самостоятельной работы студентов по педагогическим дисциплинам: Учебно-методический комплекс. Ч. I \ Под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб, 2009. Было время, когда считали возможным сообщать образование. Даже знания в собственном смысле слова сообщать невозможно. Можно их человеку предложить, подсказать. Но овладеть ими он должен путем собственной деятельности. Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег РАБОТА С ИСТОЧНИКАМИ, УЧЕБНЫМИ И НАУЧНЫМИ ИЗДАНИЯМИ АННОТАЦИЯ (Л.И. Даргевичене) Задание. Подготовка аннотации книги или статьи (по выбору студента): прочтите книгу/статью (на ваш выбор) из любого педагогического журнала или педагогической газеты, составьте аннотацию. Требования к выполнению. Основное содержание первоисточника должно быть передано лаконично и емко, в форме связного текста. В силу предельной краткости не допускается цитирование, не используются смысловые фрагменты оригинала. Средний объём аннотации не более 500 печатных знаков (не более 1 страницы). Вид аннотации выберите по своему усмотрению. Аннотация – краткая характеристика печатного издания, включающая сведения о содержании, его назначении. В ней отражается то новое, что несет в себе данное произведение печати в сравнении с другими, родственными по тематике и целевому назначению. Виды аннотаций по содержанию и целевому назначению подразделяются на справочные и рекомендательные. Справочные аннотации (описательные или информационные) характеризует тематику издания, сообщают какие-либо сведения о нем, но не дают его критической оценки. Рекомендательные – характеризует книгу (статью) и дают оценку ее пригодности для определенной категории читателей, с учетом уровня подготовки и других особенностей. Виды аннотаций по полноте охвата содержания аннотируемого произведения и его назначения подразделяются на общие и специализированные. Общие аннотации характеризует книгу (статью) в целом и рассчитаны на широкий круг читателей. Такие аннотации необходимы при предварительном знакомстве с книгой. Они позволяют в первом приближении представить себе содержание книги, понять окажется ли она полезной для углубления знаний в интересующей области. Специализированные аннотации представляют лишь определенную проблематику и рассчитаны на узкий круг специалистов. Аннотации могут быть обзорными, или групповыми. Они содержат обобщенную характеристику двух или более документов, близких по теме. План аннотации включает в себя: 1. Библиографическое описание работы. 2. Перечисление основных проблем, затронутых в работе. 3. Выводы автора, его мнение, оценка. Действия при написании аннотации могут быть следующими: 1. Разбейте текст на смысловые части. 2. Выделите в каждой части основную мысль, обозначите ее предложением, заимствованным из текста. 3. Сформулируйте основную мысль своими словами. 4. Перечислите основные мысли, проблемы, затронутые автором, его выводы, предложения. 5. Определите значимость работы. Например: И. Унт. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М.: Педагогика, 1990. Автор книги в популярной форме рассматривает педагогические и психологические проблемы индивидуализации, различные формы дифференциации обучения. Предлагается оригинальная методика индивидуализированной внутриклассной учебной работы в школе. Особое внимание уделяется углубленному изучению отдельных предметов, массовому использованию рабочих тетрадей для самостоятельной работы учащихся. Структура аннотации Набор элементов в аннотации зависит от полноты библиографического описания, от конкретных задач и читательского адреса подготавливаемой библиографической информации, от вида самой аннотации и т. д. В справочной аннотации возможны такие элементы, как уточнение заглавия, дополнительные (преимущественно фактические) сведения об авторе, о хронологическом охвате материала, а также о форме, содержании, жанре, назначении и структуре издания и других особенностях произведения печати, отсутствующих в библиографическом описании. Сведения об авторе, научной ценности и художественном уровне произведений, о целевом и читательском назначении, о содержании, показ особенностей произведения – все эти элементы органически объединяются в рекомендательной аннотации. Сведения об авторе включают основные даты его жизни и творчества, краткую характеристику эпохи, в которую автор жил, и его общественно-политических взглядов. Иногда указывается профессия автора, приводятся данные о популярности его произведения. Интересны для читателей сведения об истории создания или издания произведения, о времени и месте написания, о факте или событии, рассматриваемом в нем. В ряде случаев характеризуются источники, послужившие основой для создания произведения. Характеристика научной и художественной ценности произведения включает сведения об общественной значимости книги. В аннотации могут даваться ссылки на критические статьи и рецензии. Иногда приводятся отзывы деятелей науки и культуры. Краткая характеристика содержания произведения является основным элементом. В аннотации разъясняются заглавие произведения, тема, акцентируется внимание на вопросах, находящихся в центре внимания автора, сообщается о событиях и действующих в произведении лицах, отмечаются особенности данного произведения, его отличие от других, близких по теме. Характеристика структуры издания и формы изложения материала позволяет акцентировать внимание читателя на особенностях построения произведения, имеющих значение для раскрытия его проблематики. В аннотациях на учебные, справочные, научно-популярные издания вместо характеристики содержания разделов можно просто их перечислить. Характеризуя форму изложения материала, следует отметить, как он подан – детально или сжато, популярно или научно, живо, увлекательно или, наоборот, сухо. Указывается литературная форма произведения. Методические советы призваны помочь в изучении и использовании произведений печати, определяют систему чтения при изучении какой-либо темы, устанавливают последовательность изучения вопросов темы. Сведения о целевом и читательском назначении позволяют читателю сделать вывод о конкретном использовании произведения в научной или производственной деятельности, учебной работе или в самообразовании. В одних случаях читательский адрес называется точно, в других он формулируется очень широко. Характеристика художественно-полиграфического и редакционно-издательского оформления книги включает данные о количестве и виде иллюстраций, наличии схем, чертежей; о художниках-иллюстраторах; о полиграфическом исполнении. Кроме того, в аннотациях отмечается наличие элементов научно-справочного аппарата, списка литературы. Основные этапы аннотирования. Процесс аннотирования можно разделить на несколько этапов: анализ текста произведения; изучение дополнительных источников; отбор сведений, характеризующих существо данного произведения; литературное оформление и редактирование аннотации. Анализ текста произведения. Прежде всего, определяется вид издания (моноиздание, сборник, часть многотомного или выпуск серийного издания). Устанавливается, какому вопросу, теме или области науки посвящено произведение. Обращается внимание на структуру издания, выявляется принципы группировки материала. Анализ формы изложения материала помогает при определении читательского адреса. С этой целью изучается, насколько полно, доступно и наглядно изложены вопросы. При анализе отмечаются особенности полиграфического исполнения и редакционно-издательского оформления, в частности наличие элементов научно-справочного аппарата. Помимо текста самого произведения библиограф просматривает предисловие, вступительную статью, примечания. Если сведений оказывается недостаточно, следует обратиться к дополнительным источникам. Изучение дополнительных источников. Такими источниками могут быть рецензии, критические статьи, критико-биографические, историко-литературные работы. Выявить эти источники можно с помощью справочных и библиографических изданий. Отбор сведений, характеризующих данное произведение. При аннотировании произведений, созданных в прошлые эпохи, приводят фактические данные об авторе, характеризуют идейную, научную и художественную ценность его произведений, а также условия, в которых они были написаны. При составлении аннотаций на современные произведения библиографы должны быть объективными, не должны полагаться только на личные впечатления. Очень распространенным приемом аннотирования является цитирование. В одном случаи цитируются слова автора, в другом – действующего лица, в третьем – отзыв ученого, критика, очевидца событий, воспоминания современников. |
Кафедра физического воспитания Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственный университет имени... |
Российской федерации фгбоу впо «новгородский государственный университет... Безопасность жизнедеятельности. Методические рекомендации к практическим занятиям. Часть 2 /сост. Н. И. Николаева, Е. С. Минина,... |
||
Лабораторная работа Фурье спектроскопия Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новгородский государственный... |
Методические рекомендации по выполнению курсовых работ Великий Новгород 2002 Государственное образовательное учреждение "Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого" |
||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Упр. Выучите наиболее распространенные эквиваленты экономических терминов (макроэкономика) |
Фгбоу впо «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» Фгну «Институт педагогического образования и образования взрослых рао»; кафедрой социальной педагогики фгбоу впо ргпу им. А. И. Герцена;... |
||
Министерство образования и науки автономной республики крым рвуз... Развитие университетского педагогического образования на украине в XIX первой половине XX века |
Мудрого Кафедра «Технология переработки сельскохозяйственной продукции» Е. П. Сучкова, Н. Г. Лаптева, К. Н. Ларичева; Под ред. Л. Ф. Глущенко. Новгу им. Ярослава Мудрого – Великий Новгород,- 2005. – 51... |
||
Библиотека первого высшего учебного заведения в Новгороде В. В. Рукавичникова; отв ред. Н. В. Салоников; изд. 2-е, перераб и доп.; Новгу им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2016. –... |
Высшего профессионального образования «воронежский государственный... Человек и общество: история и современность : межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 9 / [науч ред. М. В. Шакурова]. – Воронеж:... |
||
«петрозаводский государственный университет» (ПетрГУ) Карельский... Более конкретную информацию о тематике занятий, контрольных и курсовых работ (проектов), вопросах, выносимых на зачеты и экзамены,... |
«Петрозаводский государственный университет» (ПетрГУ) Карельский... Более конкретную информацию о тематике занятий, контрольных и курсовых работ (проектов), вопросах, выносимых на зачеты и экзамены,... |
||
«петрозаводский государственный университет» (ПетрГУ) Карельский... Более конкретную информацию о тематике занятий, контрольных и курсовых работ (проектов), вопросах, выносимых на зачеты и экзамены,... |
«Петрозаводский государственный университет» (ПетрГУ) Карельский... Более конкретную информацию о тематике занятий, контрольных и курсовых работ (проектов), вопросах, выносимых на зачеты и экзамены,... |
||
Министерство образования и науки РФ ано впо «смольный институт российской... Научно-методологические основы государственного управления социально-экономическим развитием в условиях глобализации |
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов... Кафедра педагогики и психологии дополнительного профессионального образования кбгу |
Поиск |