Скачать 0.51 Mb.
|
ЖУРНАЛ «ОБРАЗОВАНИЕ В ШКОЛЕ» №1,2008, с.9-14. Баратова З.Р. учитель химии ГОУ СОШ №1291 Элективный курс по химии. «Решение задач повышенной сложности. 10-11 класс» Несмотря на прогресс в области наукоемких технологий, успехи в получении новых химических продуктов и композиций с требуемыми свойствами, в настоящее время все отчетливее проявляется отрицательное отношение общества к химии. У хемофобии как социального явления есть объективные причины (загрязнение окружающей среды, техногенные катастрофы), но, пожалуй, в первую очередь она обусловлена недостаточной химической грамотностью населения на всех уровнях: от политиков до домохозяек. В современной концепции химического образования прикладная направленность подчеркивается как важное требование обновления содержания, однако в последние годы обнаруживается стойкая тенденция к её ослаблению, что, несомненно, приводит к снижению качества усвоения учебного материала учащимися. В школьном обучении химия из экспериментальной науки всё больше превращается в сугубо теоретическую, «меловую» дисциплину. Объем учебного времени, предназначенного для изучения химии, уменьшается при практически неизменном объеме содержания образования. В основном сокращении происходит за счет уменьшения числа часов, отводимых на практические работы и лабораторные опыты, экскурсии на промышленные предприятия, на решение экспериментальных и расчетных задач. В связи с этим за последние годы качество знаний и умений учащихся по химии на уровне применения снизилось в среднем на 12%. В учебных планах по предмету «Химия» отведено всего 2 урока в неделю. Программа же по химии весьма обширна. Эту проблему можно решить путем ведения элективного курса, помогающего сформировать необходимые умения и навыки, научить решать расчетные задачи. Решение расчетных задач – очень важный элемент в изучении химии. Эти задачи часто вызывают большие трудности у учащихся. Основная цель курса – оказать помощь тем, кто изучает химию, выработать подход к решению. В элективном курсе представлены полезные упражнения и достаточно простые расчетные задачи, а также задания повышенной сложности. Именно такие задания ожидают абитуриентов на вступительных экзаменах в ВУЗах. Задания охватывают все разделы школьной программы и программы для поступающих в ВУЗы. Задачи курса:
Методы, используемые в данном курсе:
По окончании курса учащиеся должны уметь: - производить расчеты по химическим формулам: определять среднюю молекулярную массу смеси, относительную плотность газовой смеси, состав газовой смеси; - производить вычисления состава растворов с использованием массовой доли растворенного вещества, молярной концентрации, растворимости; - производить расчеты по уравнениям: вычислять объемные отношения газов, определять состав смеси, массы продуктов реакций, если одно из реагирующих веществ дано в избытке. Элективный курс «Решение задач повышенной сложности» для 10 классов разделен на четыре блока:
4.определение неизвестных веществ по их свойствам. Для 11 классов курс разделен на пять блоков:
На первом занятии учитель объясняет цели и задачи данного курса, на последнем занятии учащиеся показывают решение наиболее интересных на их взгляд задач. Достижения учащихся, успешность решения ими задач фиксируются по каждому блоку, по окончанию курса планируется составить задачи для школьной олимпиады по химии для 8, 9, 10, 11 классов, подобрать по разным источникам или (и) составить оригинальные задачи. Тематический план, 10 класс (органическая химия)
Тематический план, 11 класс (общая химия)
ИТОГО 32 КАЛЕНДАРНО-ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН, 10 класс (органическая химия)
КАЛЕНДАРНО-ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН, 11 класс (общая химия)
Примеры задач для элективного курса
1. Имеются образцы магния и свинца массой 2 кг каждый. Сколько атомов содержится в каждом образце металла. 2. Определите простейшую формулу вещества, если известно, что оно содержит 7,69% Ag, 23,08% N, 46,15 H, 23,08% O. 3. Определите простейшую формулу щавелевой кислоты, если известно, что в 20 г этой кислоты содержится 0Ю444 г водорода, 5,33 г углерода, остальное кислород. 4. Каких атомов – кремния или кислорода – больше в земной коре и во сколько раз? Массовые доли кремния и кислорода в земной коре равны 27,6% и 47,2% соответственно. 5. Рассчитайте среднюю молярную массу воздуха, имеющего следующий объемный состав: 21% O2, 78% N2, 0,5% Ar и 0,5% CO2.
1. В 40 г ненасыщенного безводного раствора хлорида железа(II) внесли 10 г безводной соли. Полученную смесь нагрели до полного растворения, а затем охладили до исходной температуры. При этом выпало 24,3 г осадка кристаллогидрата. Установите формулу кристаллогидрата, если известно, что насыщенный раствор содержит 38,5% безводной соли. 2. К 50 мл раствора карбоната калия с концентрацией 3 моль/л и плотностью 1,30 г/мл медленно добавлено 35,7 мл 17%-ного раствора хлорида цинка с плотностью 1,12 г/мл. Выпавший осадок отфильтрован. Вычислите массовые доли соединений, содержащихся в полученном фильтрате. 3. Какой объем формальдегида нужно растворить в воде, чтобы получить 1 л формалина (40%-ный раствор формальдегида с плотностью 1.11 г/мл)? 4. Растворимость хлорида меди при 20оC 73 г на 100 г воды. В насыщенном растворе хлорида меди(II) при нагревании растворили еще 5 г соли, а затем охладили раствор до исходной температуры. Выделилось 7,87 г кристаллов. Определите массовую долю безводной соли в кристаллогидрате. III. Вычисления по химическим уравнениям 1.При сжигании 9,4 г метана и ацетилена получено 15,68 л углекислого газа (объем измерен при н.у.). Определите массовые доли газов в смеси. 2. Какая масса соли образуется при растворении 1,95 г цинка в 100 г раствора серной кислоты с массовой долей 6,86%? Каковы массовые доли веществ в образовавшемся растворе? 3. Смешали 100 г раствора гидроксида калия с массовой долей 11,2% с 50 г ортофосфорной кислоты с массовой долей 29,4%. Какие соли и в каком количестве получились? 4. На восстановление 4,5 г оксида четырехвалентного металла потребовалось 0,18 г водорода. Какой это металл? 5. При полном растворении в воде смеси гидрида и фосфида щелочного металла с равными массовыми долями образовалась газовая смесь с плотностью по углекислому газу 0,2.Установите состав исходных соединений . IV. Определение неизвестных веществ по их свойствам 1. Бесцветный газ А с резким характерным запахом окисляется кислородом в присутствии катализатора в соединение В, представляющее собой летучую жидкость. В, соединяясь с негашеной известью, образует соль С. Что из себя представляют вещества А. В. С? Приведите сравнения всех реакций. 2. При нагревании раствора соли А образуется осадок В. Этот же осадок образуется при действии щелочи на раствор соли А. При действии кислоты на соль А выделяется газ С, обесцвечивающий раствор перманганата калия, Что из себя представляют вещества А, В, С? Напишите сравнения реакций. 3. При окислении газа А концентрированной серной кислотой образуются простое вещество В, сложное вещество С и вода. Растворы веществ А и С реагируют между собой с образованием осадка вещества В. Назовите А, В, С. Напишите уравнения реакций. 4. При пропускании удушливого газа А через бромную воду выпадает осадок простого вещества В, которое растворяется в концентрированном растворе сульфита натрия с образованием соли С. При приливании раствора соли С к осажденным галогенидам серебра образуется прозрачный раствор. Назовите вещества А, В, С. Напишите уравнения реакций. V. Химическая кинетика 1.Растворение образца цинка в соляной кислоте при 20оCзаканчивается через 27 мин, а при 40оС такой же образец металла растворяется за 3 мин. За какое время данный образец цинка растворится при 55оС? 2. Вещество А в растворе с концентрацией 0,4 моль/л участвует в реакции первого порядка с начальной скоростью 0,004 моль/л с. Рассчитайте константу скорости этой реакции. 3. Как изменится скорость реакции А2 + 2В 2АВ, протекающей непосредственно между молекулами в закрытом сосуде, если увеличить давление в 6 раз? 4. В колбу объемом 2 л поместили смесь газообразных водорода и иода. В результате реакции образования иодоводорода количество иода уменьшилось на 0.002 моль за 25 с. Рассчитайте скорость реакции по изменениям концентраций каждого из веществ. ЛИТЕРАТУРА
Баратова З.Р ГОУ СОШ №1291 ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «МЕТАЛЛЫ В ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ И ИХ РОЛЬ» В настоящее время весьма актуальной является проблема профильного обучения старшеклассников. Школьники и их родители заинтересованы в том, чтобы переход на более высокую ступень образования проходил с наименьшими эмоциональными потерями. Для этого и вводится профильное обучение в старших классах и Единый государственный экзамен. Чтобы решить проблему выбора профильного обучения в 9 классе, а также недостатка часов на изучение многих важных аспектов химии призваны элективные курсы. Элективное обучение является важным компонентом образовательной системы позволяющей расширять и углублять знания учащихся по различным разделам профессиональной программы. Под элективным образованием понимается дополнительное химическое образование, органически связанное с основным курсом общей химии, используемое как средство удовлетворения познавательной потребности и интереса учащихся в химических вопросах, значимых для их дальнейшей профессиональной деятельности, а также химической безопасности их жизни, окружающей среды. Элективное обучение может вводится на разных ступенях образования, начиная с 8 класса. Цель элективных курсов – расширение и углубление знаний учащихся по различным разделам образовательной программы в соответствии с их добровольным выбором и познавательными потребностями. Содержание, место элективов и форма их проведения различны. Элективные курсы частично снимают противоречие между сокращением часов на обязательных химических курсов и необходимостью расширения образовательного поля в соответствии с современными требованиями к уровню подготовки учащихся. Электив имеет общие черты как с фундаментальным курсом (обязательность), так и с факультативами (право выбора). Необходимо выделить следующие причины внедрения химических элективных курсов в учебный процесс:
Выбор тем элективных курсов должен быть основан на принципах дополнительности, научности, профессиональной направленности, а также экологизации и валеологизации химического образования. В тему «Металлы» (программа О. С. Габриеляна, 9 класс) не включена информация о роли металлов как биогенов и как загрязнителей природной среды, их положительном и отрицательном воздействии на организм человека, а также биологических проблемах, обусловленных промышленным получением металлов и их коррозией. Однако такие сведения важны для учащихся, особенно для тех, кто ориентирован на поступление в классы естественно-научного профиля старшей школы. Где найти дополнительное время для изучения этих вопросов!»? Один из вариантов этой проблемы – включение в учебный план элективного курса «Металлы в окружающей среде и их роль», структура которого и время проведения (вторая и третья четверти) не противоречат последовательности изучения металлов в базовом курсе химии 9 класса. Элективный курс рассчитан на 16 часов. Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов (примерно треть учебного времени), проведение лабораторного практикума, практикума по решению задач и пр. Цельного курса – углубление экологической подготовки учащихся основной школы и подготовка к классу естественно-научного профиля старшей школы. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ КУРСА.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ: отчеты по практическим работам, конспекты, доклады, рефераты, итоговая конференция. ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ После изучения данного элективного курса учащиеся должны знать:
После изучения элективного курса учащиеся должны уметь:
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВВЕДЕНИЕ. Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Особенности строения атомов металлов, обусловливающие их физические, химические и биологические свойства, Закономерности, проявляющиеся в ряду металлов (в группах и периодах). |
Элективный курс «Клетки и ткани» 10 класс 61 15 Элективный курс «Природопользование» Требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу среднего общего образования 21 |
Рабочая программа Элективный курс «Физика человека» Элективный курс предназначен для преподавания в классе социально-экономического профиля |
||
Элективный курс «Фармацевтическая химия». Разработан учителем химии... Не только сам врач должен употреблять в дело все, что необходимо, но и больной |
Уроке химии и математики по теме: «Решение задач на процентную концентрацию... В химии и других естественных науках тренировка сводится к решению задач. При решении стандартных задач используется определенный... |
||
Рабочая программа элективного курса по химии «Решение расчетных задач по химии» (11 класс) Химия. М.: Просвещение, 2008. 56с.), в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования... |
Элективный курс (9 класс). Объем различных форм учебной работы «аптеку» для использования ее в качестве средства первой доврачебной помощи при острых простудных заболеваниях и при некоторых хронических... |
||
Рабочая учебная программа по химии для обучающихся 7 «А, Б, В» классов (пропедевтический курс) Учебник: О. С. Габриелян «Химия. Вводный курс» 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М., «Дрофа», 2015 |
Элективный курс Лассникам расширить свои знания на тему: «Компьютер и его применение», овладеть соответствующей лексикой, приобрести навыки перевода... |
||
Решение задач по математике Учебно-методический комплекс рабочая... Курс по выбору выполняет функцию поддержки основного курса «Курс общей и экспериментальной физики» и ориентирован на углубление предметных... |
Рабочая программа по химии (7 класс, 1 час в неделю) ... |
||
Предметный элективный курс по физике Курс строится на материале тем «Постоянный ток», «Переменный ток», «Соединение проводников», «Полупроводниковые приборы» |
Протокол № Данный курс является авторским. Он продолжает курс «Пользователь персонального компьютера» (10 класс). Курс рассчитан на 34 часа... |
||
Разработка системы "Автоматизированное решение задач механики" В данном дипломном проекте рассмотрены вопросы автоматизированного решения задач механики. Было рассмотрено решение четырех типов... |
Пояснительная записка Элективный курс «Базы данных шаг к успеху»... Элективный курс «Базы данных – шаг к успеху» предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов общеобразовательной... |
||
Элективный курс для предпрофильной подготовки Островская Е. И Программа содержит информацию и задания выходящие за рамки учебной программы по общей биологии основной школы, позволяет по-новому... |
Элективный курс по английскому языку «Деловой английский» Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Солнечный |
Поиск |