Скачать 197.34 Kb.
|
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Шулевская средняя общеобразовательная школа Мантуровского муниципального района Костромской области РАССМОТРЕНО: пед. совет протокол № от « »_________2015 г СОГЛАСОВАНО: Руководитель РМО ________М.А. Пушкина « »__________2015 г. «___»________2015 г УТВЕРЖДАЮ: Директор школы _________Е.И. Разживина Приказ № ____ от « »_________2015 г. «___»____________2015 г « »____2015 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективный курс «Физика человека» 10 класс Составила: Крылова Елена Николаевна учитель физики 1 квалификационная категория 2015 год Пояснительная записка Элективный курс «Физика человека» предусматривает углубление и расширение тем базовой программы по физике и предназначен для учащихся 10 класса, выбирающих дальнейший естественнонаучный профиль обучения и строящих дальнейшую собственную образовательную траекторию в области политехнических наук. Элективный курс является частью учебного плана МКОУ Шулевская СОШ и отражает методику реализации программ учебных курсов и дисциплин с учетом:
Программа курса является авторской, носит практико-ориентированный характер с элементами научно-исследовательской деятельности. Данный элективный курс предназначен для преподавания в классе социально-экономического профиля. Курс рассчитан на 34 часа (1 урок в неделю). Актуальность и новизна В курсе физики, изучаемой в современной школе, практически не уделяется внимания на физические параметры, характеризующие человека. Однако, в связи с моделированием процессов, происходящих в живых организмах, в технике, развитием такой современной науки как бионика, у учащихся все чаще проявляется повышенный интерес к изучению физики человека. С другой стороны, даже в обычной городской поликлинике каждый человек сталкивается с большим числом физических методов исследования своего организма. Например, измеряется кровяное давление, регистрируются биопотенциалы сердца, проводятся физиотерапевтические лечения заболеваний с применением различной аппаратуры, вырабатывающей широкий спектр электромагнитных излучений. Во многих семьях появились медицинские приборы, позволяющие самостоятельно проводить небольшие диагностические исследования собственного организма (определение давления, сахара в крови человека и др.). Программа данного элективного курса позволит учащимся значительно расширить свои знания в области физики человека за счет изучения отдельных процессов, происходящих в живых организмах на основе физических законов. Поможет установить причинно-следственные связи, существующие в живой и неживой природе, сформирует интерес не только к физике, но и к другим наукам, в частности, биологии. Элективный курс так же ориентирует учащихся на создание здоровьеохранного пространства ученика, которое является выражением гармонического взаимодействия всех его органов и систем, динамического уравновешивания с окружающей средой и проявляется в состоянии комфортного самочувствия. Позволит раскрыть некоторые методы здоровьесберегающих процессов, способных поддерживать организм и ответственно относиться к собственному здоровью, использовать личностные ресурсы. Программа составлена таким образом, что в ходе изучения данного курса учащиеся не только удовлетворят свои образовательные потребности, но и получат навыки исследовательской деятельности, познакомятся с краткими данными о медицинской и биологической аппаратуре, расширят компетенции в вопросах профессионального самоопределения, сформируют учебную мотивацию для более осмысленного изучения физики в дальнейшем. Это позволит расширить каждому ученику базовые компетентности современного человека: информационную (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем); коммуникативную (умение сотрудничать с другими людьми); самоорганизацию (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью); самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни). При изучении данного элективного курса появляется возможность реализации современной тенденции образования, заключающейся в том, что усвоение предметного содержания из цели образования превращается в средство такого эмоционального, социального и интеллектуального развития школьника, которое обеспечивает переход от обучения к самообразованию. Система и форма занятий подобраны таким образом, что окажет помощь в решении стоящей на современном этапе перед учителем проблемы: научить ребенка таким технологиям познавательной деятельности, умению осваивать новые знания в любых формах и видах, чтобы он мог быстро, а главное качественно обрабатывать получаемую им информацию. Затем применять ее на практике при решении различных видов задач (и заданий), почувствовать личную ответственность и причастность к процессу учения, готовить себя к дальнейшей практической работе и продолжению образования. Элективный курс так же ориентирует на обеспечении права выбора каждым учеником профессионального самоопределения и своего дальнейшего образовательного и профессионального пути. При проведении занятий темы курса можно комбинировать с темами биологии и анатомии человека, но главной предметной областью является физика. Цели и задачи элективного курса. Ожидаемые результаты. Основные цели курса: - создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора естественнонаучного профиля, чтобы ученик утвердился в сделанном им выборе дальнейшего обучения или отказался от него; - ознакомление с основными методами применения физических законов в медицине, развитие познавательного интереса к современной медицинской технике; - показать учащимся единство законов природы, применимость законов физики к живому организму, перспективное развитие науки и техники, а так же показать, в каких сферах профессиональной деятельности им пригодятся полученные знания; - развивать познавательную активность и самостоятельность, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию; - рассмотреть индивидуальные траектории валеологических аспектов сохранения собственного здоровья, как одного из условий повышения качества образования. Данный элективный курс решает следующие задачи:
Ожидаемыми результатами данного элективного курса являются:
По окончании изучения курса учащиеся должны знать: - физические законы, которые можно использовать при объяснении процессов, происходящих внутри организма человека; - особенности своего организма с точки зрения законов физики; - медицинские аппараты, необходимые человеку для определения самочувствия и оказания самостоятельной помощи собственному организму. По окончании изучения курса учащиеся должны уметь: - работать с различными приборами, источниками, самостоятельно искать и приобретать новые знания, анализировать и оценивать новую информацию; - моделировать явления, отбирать нужные приборы, выполнять и их помощью измерения, работать в соответствии с инструкцией; - представлять информацию в виде таблиц, графиков, небольших проектов; - обсуждать результаты деятельности, делать выводы, участвовать в дискуссии; - ответственно относиться к собственному здоровью и научиться навыкам его укрепления и сохранения. Изучение данного элективного курса не предполагает выставление текущих и итоговых отметок. Учебно-тематическое планирование. Курс построен с опорой на знания, умения и навыки по физике, полученные учащимися в основной школе, практический опыт с элементами опережающего обучения. Но содержание курса качественно отличается от базового курса физики. На уроках законы физики рассматриваются в основном на неживых объектах. Однако очень важно, чтобы у учащихся постепенно складывались убеждения в том, что, причинно-следственная связь явлений имеет всеобщий характер и что, все явления, происходящие в окружающем нас мире, а так же внутри организма человека, взаимосвязаны.
Программа курса
Обзорная лекция, иллюстрирующая всю широту спектра физических явлений, о которых можно говорить в связи со здоровьем человека или функционированием организма человека: оптические, механические, тепловые, электрические, магнитные и другие явления. Рекомендуется: познакомить учащихся с полной программой курса и дать повторительное задание по группам на законы отражения и преломления света.
Прямолинейное распространение света. Законы отражения и преломления. Линзы. Построение изображения в линзах. Глаз человека как сложная оптическая система. Глаза различных представителей животного мира. Основные дефекты зрения: близорукость, дальнозоркость, астигматизм, дальтонизм. Очки. Как сохранить хорошее зрение: условия освещенности, оптимальное расстояние и угол зрения, правильный режим труда и отдыха. Демонстрации: оптическая скамья, линзы, зеркала, преломляющая призма. Практические работы: определение фокусного расстояния и оптической силы линз в различных очках; определение остроты зрения, наблюдение различных типов изображений в линзах. Самостоятельный поиск информации: оптические параметры человека. Рекомендуется: начать заполнение личного физического паспорта, повторить тему «Механическая работа и мощность. Простые механизмы».
Плотности жидкостей и твердых тканей, из которых состоит человек. Простые механизмы в живых организмах и их назначение. «Золотое правило» механики. Опорно-двигательная система человека и законы механики. Зачем человеку суставы? Строение костей с точки зрения возможности наибольшей деформации. Работа и мощность, развиваемая человеком в различных видах деятельности. Демонстрации: блоки, ворот, клин, винт, рычаг, наклонная плоскость и другие. Практические работы: определение мускульной силы кисти руки человека с помощью силомера; вычисление выигрыша в силе в системе «предплечье – плечо»; определение средней плотности кости. Самостоятельный поиск информации: механические параметры человека Рекомендуется: продолжить заполнение личного физического паспорта.
Роль атмосферного давления в жизни живых организмов. Как создается давление внутри человека. Атмосферное давление и самочувствие человека. Высокое и низкое давление. Практическая работа: изучение устройства, принципа действия и правил пользования медицинским тонометром по его инструкции, измерение артериального давления с помощью тонометра и фонендоскопа. Виртуальная экскурсия: Полет на воздушном шаре. Самостоятельный поиск информации: как человек переносит различную высоту над уровнем моря?
Процессы диффузии в живой природе. Капиллярные явления. Смачиваемость. Все о коже – лучшем «кровельном материале». Законы движение жидкости по трубам переменного сечения. Уравнение Бернулли. Сложная система кровеносных и лимфатических сосудов в организме человека. Демонстрации: оптическая скамья, макет трубы переменного сечения. Практическая работа: определение анализа крови. Проведение практической работы планируется с приглашением медицинского работника, проводящего забор и анализ крови. Измерение кожной температуры полупроводниковым термометром. Рекомендуется: решение задач типа:
а) если в теле взрослого человека 5 л крови, то, сколько содержится в ней красных кровяных шариков? б) масса молекулы гемоглобина составляет около 6,8*104 а.е.м. Сколько молекул гемоглобина должно содержаться в одном красном кровяном шарике, если плотность гемоглобина 1 кг/м3 и если мы будем считать, что кровяные шарики состоят полностью из гемоглобина? 2. Как объяснить водонепроницаемость соломенной кровли, сена в стогах? 3. Кровь более вязкая, чем вода. При движении по сосудистой системе она испытывает сопротивление, обусловленное внутренним трением. Чем сосуды тоньше, тем больше трение и тем больше падает давление крови. В течение минуты сердце выбрасывает в аорту около 4 л крови. Скорость движения крови в аорте 0,5 м/с, а по капиллярам – 0,5 мм/с. Во сколько раз сила сопротивления при движении крови по аорте больше силы сопротивления крови, движущейся по капиллярам, если коэффициент сопротивления движению крови считать одинаковым для обоих случаев? 4. Продолжить поиск информации о параметрах человеческого организма и заполнение личного физического паспорта.
Колебания в живой природе. Звук и его характеристики. Свойства звука. Голосовой аппарат человека. Голоса в животном мире. Слуховой аппарат человека. Инфразвуки и ультразвуки. Биоакустика рыб. Влияние звуков различных частот на здоровье человека. Демонстрации: метрономы, резонаторные ящики, струнные музыкальные инструменты, диапазон механических волн. Воспроизведение записи работы сердца, графическая регистрация звуков сердца (фонокардиография). Практическая работа: определение предельной чувствительности слухового аппарата человека, определение пульса человека до физической нагрузки и после увеличения нагрузки при помощи фонендоскопа. По возможности организовать посещение медицинского кабинета для проведения фонокардиографии. Рекомендуется: 1. Задачи типа: барабанная перепонка человека имеет площадь примерно 0,65 см2. При громкости звука 20 дБ амплитуда звукового давления равна 20 мН/м2 – это звуковой фон в очень тихой комнате. Болевой порог для уха наступает при громкости 140 дБ и амплитуде звукового давления 200 Н/м2, а механические повреждения барабанной перепонки – при громкости 160 дБ и амплитуде звукового давления 2 кН/м2. С какой силой действует в этих случаях звук на барабанную перепонку? 2. Знакомство с частотным диапазоном голосов певцов:
Домашнее творческое задание: «золотые» голоса России, каков их частотный диапазон?
Ультрафиолетовое, инфракрасное и рентгеновское излучения. В. Рентген, биографические данные. Открытие Х-лучей. Свойства рентгеновского излучения. Применение в медицине для диагностики и лечения. Почему необходимо регулярно делать флюорографию? Демонстрации: рентгеновские снимки. Рекомендуется: продолжить заполнение раздела физического паспорта – радиационные параметры человека. Посещение флюорографического кабинета. Домашнее задание: по возможности найти различные приборы электрического и магнитного принципа работы («Витафон», «МАГ» и другие) с инструкциями, принести их в школу.
Электрические свойства тканей организма. Человек в мире электромагнитных полей и импульсов. Биотоки, импульсы мозга. Почему можно оживить с помощью электрического разряда? Применение высокочастотных колебаний с лечебной целью. Практическое занятие: определение сопротивления кожи человека; изучение устройства, принципа действия и правил пользования приборами из серии «Домашний доктор» по их инструкциям. Рекомендуется рассмотреть удельную электропроводность различных тканей:
Ознакомление с различными видами физиотерапевтической аппаратуры, их назначением, принципами действия, видами заболеваний, при лечении которых они применяются и другое. Техника безопасности при работе с оборудованием. Домашнее задание: оформление изученной на курсах информации в виде сообщения, плаката, презентации или в любой другой наглядной форме. Пример информации: Ученые Объединенного института физики Земли им. О. Ю. Шмидта РАН исследовали влияние физических полей различной природы (в основном электромагнитных) на поведенческие реакции живых организмов, в том числе людей. Часто неврастения сопровождается головными болями (мигренями) и потерей сна. Как же снять головные боли? Ответ. Этого можно достигнуть путем воздействия на мозг импульсами электрического тока через электроды, прикладываемые к коже. Метод позволяет сократить, а иногда и полностью исключить применение химических обезболивающих препаратов, избавить больного от их побочных действий. Например, в аппарате «Скат» импульсы переменного тока попеременно подаются с трех пар электродов, укрепленных на голове больного. Благодаря этому под воздействием оказываются практически все структуры мозга, ответственные за блокаду болевого раздражения. Частота импульсов меняется в интервале 400 – 1500 Гц, а амплитуда силы тока достигает 300 мА. Человек примерно треть жизни проводит во сне. Полное лишение сна люди переносят гораздо тяжелее, чем голодание, и скоро погибают. В процессе сна клетки мозга восстанавливают свою работоспособность, активно усваивают питательные вещества, накапливают энергию. Сон восстанавливает умственную деятельность, создает чувство свежести, бодрости, вызывает прилив энергии. Поэтому для лечения заболеваний центральной нервной системы используют электросон. Он используется при снижении работоспособности, повышенной утомляемости, головных болях и бессоннице.
Здоровое питание. Правильный режим сна и бодрствования. Разумные физические нагрузки. Занятия спортом. Почему полезна баня? Правила личной гигиены. Можно ли бороться с вредными привычками? Какие привычки считать вредными? Практическая работа: определение параметров здорового человека (пульс, частота дыхания, давление, вес), определение выносливости и тренированности организма после физической нагрузки (10 приседаний), оформление личного физического паспорта. Домашнее задание: вспомнить самое интересное на ваш взгляд занятие курса, подготовить небольшое (2-3 минутное) сообщение по данной теме; ответить на вопрос – что нового по физике я узнал во время работы данного элективного курса по физике? Нужно ли знать данный предмет хорошему врачу или медсестре? Изменилось ли ваше решение в выборе дальнейшего образовательного пути? Что посоветуете изменить или добавить в программу элективного курса?
Выступления – размышления учащихся по итогам элективного курса. Просмотр индивидуальных проектов, приготовленных учащимися. Подведение итогов заполнения личного физического паспорта, обсуждение вопросов, касающихся культуры сохранения собственного здоровья. Список литературы
|
Элективный курс «Клетки и ткани» 10 класс 61 15 Элективный курс «Природопользование» Требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу среднего общего образования 21 |
Рабочая программа по учебному предмету «Физика» «Физика» для 7-9-х классов составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта, с учетом... |
||
Рабочая программа по обществознанию (профильный уровень) элективный... Анализ работы мбоу курагинской сош №1 по профильному обучению за 2011-2012 учебный год |
Решение задач по математике Учебно-методический комплекс рабочая... Курс по выбору выполняет функцию поддержки основного курса «Курс общей и экспериментальной физики» и ориентирован на углубление предметных... |
||
Рабочая программа курса «Химия и медицина» Предлагаемый элективный курс рассчитан на учащихся профильных химико-биологических (10-11) классов, которые сделали выбор соответствующего... |
Элективный курс для предпрофильной подготовки Островская Е. И Программа содержит информацию и задания выходящие за рамки учебной программы по общей биологии основной школы, позволяет по-новому... |
||
Рабочая программа по учебному курсу химии «химия. Вводный курс» для 7 класса Рабочая программа по курсу «Химия. Вводный курс» разработана для обучающихся 7 класса общеобразовательной школы. Программа составлена... |
Литература Английский язык Алгебра Геометрия История История Донского... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Авило-Успенская средняя общеобразовательная школа – это одно здание: здание... |
||
Рабочая учебная программа по учебному курсу по химии «химия. Вводный... Рабочая программа по курсу «Химия. Вводный курс» разработана для обучающихся 7 класса общеобразовательной школы. Программа составлена... |
Предметный элективный курс по физике Курс строится на материале тем «Постоянный ток», «Переменный ток», «Соединение проводников», «Полупроводниковые приборы» |
||
Основная образовательная программа впо по направлению подготовки... Основная образовательная программа впо по направлению подготовки 011200. 68 Физика |
Рабочая программа дисциплины дискретные сигналы и системы основная... Физика, утвержденного 17. 03. 00.(номер государственной регистрации 172 ен/сп) и типовой (примерной) программы дисциплины «Дискретные... |
||
Рабочая программа учителя физики Хайруллина Р. Ф. по учебному предмету «Физика» Рабочая программа по физике составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта и примерной программы среднего... |
Рабочая программа учителя физики Хайруллина Р. Ф. по учебному предмету «Физика» Рабочая программа по физике составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта и примерной программы среднего... |
||
Пояснительная записка Элективный курс «Базы данных шаг к успеху»... Элективный курс «Базы данных – шаг к успеху» предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов общеобразовательной... |
Рабочая программа по предмету «Физика» Уровень профильный |
Поиск |