«Опыт работы с детьми, родителями и учителями в воспитании интернет грамотности учеников и обеспечении информационной безопасности школы»


Скачать 138.11 Kb.
Название «Опыт работы с детьми, родителями и учителями в воспитании интернет грамотности учеников и обеспечении информационной безопасности школы»
Тип Документы
rykovodstvo.ru > Руководство эксплуатация > Документы


Эссе

директора муниципального общеобразовательного учреждения

«Деевская средняя общеобразовательная школа»

на тему: «Опыт работы с детьми, родителями и учителями в воспитании интернет грамотности учеников и обеспечении информационной безопасности школы».

Автор: Жолобов Алексей Александрович
Расширение технических возможностей и доступности телекоммуникационных систем, развитие электронных средств связи, их совместимость с Интернетом, многообразие способов общения в режиме он-лайн многократно повышают угрозу информационной безопасности детей и подростков. Поэтому проблема защиты физического и духовно-нравственного здоровья детей в современной медиа-среде становится все более актуальной в связи с увеличением численности несовершеннолетних пользователей. Мощное воздействие на подростков, их нравственные установки оказывает широко распространяемая кино- и видеопродукция, напичканная сценами убийств, грабежей, разбоев, хулиганства, изнасилований, самоубийств и других преступных и антиобщественных проявлений. Причем это преподносится подчас в качестве чуть ли не единственного способа решения жизненных проблем. Обеспечение информационной безопасности детей в современном обществе требует скоординированных действий всех заинтересованных лиц, начиная с семьи, образовательных учреждений, широкой общественности и органов власти. Самое главное – создать альтернативу всему негативному, плохому, что может покалечить психику и здоровье ребенка, – считают педагоги нашей школы. Мы живем сегодня в обществе, которое характеризуется массовым развитием информационных технологий. Уже начиная с предшкольного возраста современный ребенок попадает совсем в иное пространство, чем его сверстник 20 лет тому назад. Это интернет, мобильная связь, цифровое вещание, электронные и компьютерные игры, кино, видео продукция, реклама. Разнообразные медиаустройства прочно вошли в жизнь детей и подростков, и их использование дает много новых возможностей для обучения и развития. Созданная на сегодняшний день инфраструктура в области информатизации образования позволяет педагогам и учащимся получить доступ практически к любым источникам информации и широко использовать новые электронные виды информационных ресурсов в учебных и управленческих целях. В нашей школе насчитывается свыше 70 персональных компьютеров, более 50 ноутбуков, 11 интерактивных досок, два мобильных компьютерных класса и мультимедиапроекторы. Во всех учебных кабинетах имеется доступ к сети Интернет. Использование компьютерных технологий в образовательном процессе позволяет сделать его более интересным, помогает детям погрузиться в изучаемый материал и обеспечивает его оптимальное усвоение, повышает эмоциональное восприятие, развивает пространственное воображение и все виды мышления. Но компьютер сегодня широко используется не только во время учебы, на рабочем месте, но и в быту, дома, на отдыхе. Подростки, молодежь составляют значительную часть российской аудитории интернета. В опросе учащихся интернет как источник информации побеждает телевидение, книги и печатные СМИ. По последним данным средний возраст начала самостоятельной работы в сети Интернет – 10 лет и сегодня наблюдается тенденция к снижению возраста юных пользователей. Причем с каждым днем скорости и объемы информации растут в геометрической прогрессии. Проконтролировать этот информационный поток очень сложно, практически невозможно. И если взрослые могут осознанно оградить себя от негативного контента, то дети в силу своей восприимчивости и незрелости крайне уязвимы. Иными словами, Интернет сегодня, с одной стороны, огромный источник знаний, который помогает современным детям познавать мир и развиваться. С другой стороны, существует опасность попасть не на тот сайт, причем отнюдь не предназначенный для детского просмотра, это вред здоровью из–за чрезмерного сидения за компьютером. В числе угроз и опасностей ожидающих детей и подростков в Интернете, прежде всего, следует выделить суицид–сайты, на которых дети получают информацию о способах расстаться с жизнью; наркосайты; сайты порнографической направленности; сайты, разжигающие национальную рознь и расовое неприятие, пропагандирующие жестокость, насилие; а также сайты сект, знакомств и т.д. Кроме того, в подростковой среде появились такие отклонения, как компьютерная и Интернет–зависимость, игромания, кибербуллинг (травля в Интернете), к счастью в нашем образовательном учреждении таких случаев не было. Все это не может оставить равнодушным нас, взрослых, всех тех, кто имеет отношение к работе с детьми. Сегодня обеспечение государством информационной безопасности детей, защита физического, умственного и нравственного развития несовершеннолетних, а также человеческого достоинства во всех аудиовизуальных медиа–услугах и электронных СМИ – требование международного права и законодательства Российской Федерации. В связи с этим, к числу первоочередных задач региональной, муниципальной системы образования в данной сфере относится разработка и принятие мер, направленных на ограждение детей и подростков от негативной информации, распространяемой в информационно – телекоммуникационных сетях, а также подготовка их к возможной встрече с такой информацией. Решение этой проблемы требует скоординированных действий на всех уровнях от школьного до семейного, от муниципального до регионального. Причем в данной работе следует выделить несколько направлений.

Во–первых, это принятие организационно–управленческих мер. В 2011 году в нашей школе был создан общественный Совет по вопросам регламентации доступа в сеть Интернет, разработана соответствующая нормативная база.

На протяжении всего дальнейшего периода все мероприятия, проводимые школой по вопросам информатизации, акцентировались на вопросах необходимости постоянного контроля за работой обучающихся в сети Интернет (всего за последние 2 года проведено порядка 10 школьных мероприятий подобного рода различной направленности, от зональных семинаров – совещаний, коллегий до областного и муниципальных педагогических советов).

Во–вторых, были приняты меры технической защиты детей и подростков от неправомерного контента в Интернете. МОУ «Деевская СОШ» была подключена к единой системе контентной фильтрации, рекомендованной Минобрнауки РФ. Ввиду недостатков в работе единой системы контент–фильтрации, совместно с Советами муниципальных образований по вопросам регламентации доступа к информации в сети Интернет было принято решение о построении двухуровневых систем фильтрации Интернет–трафика: единая фильтрация на уровне Интернет–провайдера и фильтрация на уровне образовательного учреждения с использованием специализированного программного обеспечения.

Однако только техническими средствами проблему не решить. Согласно исследованиям, на сегодняшний день нет компьютерных программ, способных полностью защитить пользователя от доступа к нежелательной информации. Даже лучшие программные продукты не способны отсечь потенциально опасный контент. И поэтому мы считаем, что так же, как и во всяком деле, здесь важен «человеческий фактор». Самым эффективным механизмом информационной безопасности несовершеннолетних здесь может и должно стать формирование информационной культуры детей и родителей, а также профессиональной информационной культуры учителей. По мнению специалистов, занимающихся вопросами безопасности детей в интернете, … «Лучший фильтр, который может обеспечить безопасность ребенка в сети и решить многие другие проблемы – в голове самого ребенка, а взрослым нужно только настроить этот фильтр». Еще лучше по этому поводу сказал наш коллега Александр Асмолов: «Некоторые говорят, что от интернета все зло… Но есть замечательная формула: от нас зависит, какое содержание пойдет по рельсам. Мы ответственны за контент, и какими мы сделаем стандарты и программы, такова будет мотивация». Иными словами, еще одним направлением нашей работы является развитие в детях способности распознавать и противостоять негативной информации в Интернет–пространстве и СМИ, формирование у несовершеннолетних навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно– телекоммуникационной среде через обучение их способам защиты от вредной информации. Задача по формированию у современного подростка навыков и умений позитивного и полезного взаимодействия с информационной средой решается как на уроке и во внеурочной деятельности. С этой целью в системе организуются часы общения, беседы, практикумы, тренинги и другие мероприятия по снижению у обучающихся уровня тревожности, формированию адекватной самооценки, навыков безопасного поведения в ситуациях, угрожающих их жизни и здоровью, в Интернете. Повышению информационной грамотности и культуры обучающихся, преодолению правового нигилизма способствует проведение ежегодного областного месячника правовых знаний, в котором принимают участие свыше 70% обучающихся и родителей. Хорошо зарекомендовала себя практика проведения тематических мероприятий под девизом «Твой Интернет – твоя безопасность» в формате уроков медиабезопасности, правовых практикумов, дебатов и диспутов по вопросам информационной безопасности в современной телекоммуникационной среде.

На одной из бесед был поставлен вопрос: Что лучше бумажный или цифровой учебник? Итоговфые рассуждения. Бумажные книги не исчезнут полностью, но использоваться будут значительно реже, чем раньше. После этого между участниками вечера развернулась оживленная дискуссия о том, какие книги лучше, какие недостатки и преимущества имеются у бумажного и электронного вариантов. Сколько бы не было отличий все равно книга наш лучший друг и товарищ!!! В мире книг наметилась новая тенденция - книги в переплете вынуждены соревноваться со своими электронными аналогами. Большая часть современных электронных книг оснащена модулями Wi-Fi, при помощи которых читатель в любое время может выйти в Интернет и скачать нужную ему книгу. Это многофункциональное устройство позволит вам делать всё, что вы захотите (и читать в том числе). Выбор книг сейчас как никогда велик, и необходимо учитывать все факторы, такие как пол, возраст, социальный статус, интересы и увлечения. По статистике последних 3 месяцев, на каждую сотню проданных традиционных книг пришлось 143 продажи файлов для Amazon Kindle, устройства для чтения, цена на которое была понижена вскоре после выхода iPad. Только жаль, что всю эту красоту можно порвать одним неловким движением, к тому же бумага быстро пропитывается пылью. Дешевые модели не могут воспроизводить музыку и цветные картинки, но вы же приобретаете электронную книгу для чтения. Когда были изобретены электронные книги, многие думали, что обычные издания скоро канут в лету. Каждый должен сам для себя определять, какая книга ему удобнее в каждом конкретном случае. С книгой то же самое: если прочитанная электронная очень понравится, куплю бумажный эквивалент. Вряд ли кто-нибудь сегодня не слышал про такое устройство для чтения, как электронная книга. Рэй Брэдбери, например, называл электронную книгу не настоящей книгой, а не живой. Да, на планшете можно читать книги. В философских, психологических книгах мы находим ответы на мучающие нас вопросы, читая лёгкий детектив, расслабляемся. А есть и книги, которые вообще предоставляются пользователям бесплатно. Отмечу так же, что память электронного носителя позволяет носить с собой целую библиотеку из огромного количества книг. Печатная книга знакома нам с детства, к её оформлению издатели подходят индивидуально, тщательно прорисовывают иллюстрации, подбирают особенный шрифт, тираж издания, разрабатывают уникальную обложку. Библиотеки и книжные магазины все чаще распространяют электронные издания через интернет.

Повышению информационной компетентности подрастающего поколения способствует участие школьников в областных конкурсах, конкурсе творческих работ по информатике и информационным технологиям, привлечение детей и подростков к изданию школьных газет, работе телестудий, разработке сайтов. Чтобы негативная информация в сети не позволила спровоцировать ребенка на деструктивные действия, особое внимание уделяется профилактике наркомании и других видов зависимого поведения детей и подростков. Формирование у обучающегося навыков здорового и безопасного образа жизни, устойчивых антинаркотических установок осуществляется в рамках предметов естественно–биологического цикла, факультативных занятий, психологических тренингов.

В прошлом учебном году в общеобразовательном учреждении было проведено свыше 30 Интернет – уроков антинаркотической тематики с общим охватом всех обучающихся школы. В целях профилактики суицидального поведения подростков, предотвращения проявлений насилия в образовательной среде, в т.ч. под воздействием информации, содержащейся в сети Интернет, осуществляется работа по комплектованию штатов школы квалифицированными кадрами психологов и социальных педагогов, повышению их профессиональной компетенции.

Большой пласт работы по обеспечению информационной безопасности детей – это работа с педагогами. Модуль, посвященный сетевой безопасности, включен в ряд учебных курсов информационно-методического центра МО Алапаевское, которые посещают наши педагоги и ежегодно его осваивают. Во время кадровой подготовки педагогами обсуждаются и разрабатываются учебные проекты по медиабезопасности для дальнейшего использования в учебно–воспитательном процессе. Чаты, скайп–совещания, семинары, он–лайн опросы, конкурсы, педагоги демонстрируют осведомленность по вопросам возможных угроз, ведут систематическую разъяснительную работу с детьми и их родителями. Достаточно востребован педагогическим сообществом сайт Регионального центра развития образования, где представлена информация по проблемам безопасности в Интернете, публикуются рекомендации для педагогов по работе с родителями, правила поведения в сети, также в школе ведётся работа по и создан электронный школьный журнали электронный дневник, которые ведут педагоги, выставляют оценки, прописывают работу ученика во время уроков и во внеурочное время. Данная система нам очень нравиться и родители могут ежедневно смотреть через электронный журнал успеваемость и поведение своего ребёнка. и т.д. На протяжении трех лет Региональный центр развития образования поддерживает открытую интернет–площадку, которая служит, в том числе, для организации дистанционных бесплатных учебных семинаров, практически каждый из которых включает в себя учебный модуль, посвященный вопросам сетевой безопасности самих участников, детей и родителей.

Третий пласт работы по обеспечению информационной безопасности детей – это работа с родительской общественностью.

В наше время поголовной компьютеризации, главным помощником во многих делах становится интернет. В интернете можно найти нужную нам информацию, документы, рецепты и тому подобное. Но не надо забывать, что у медали всегда две стороны. И если для взрослого человека, занимающегося делом интернет – помощник и друг, то для детей – это большой соблазн и опасность. Самое главное для родителей и взрослых людей обеспечить безопасный интернет для детей.

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» говорится, что новая школа должна стать центром взаимодействия с родителями и местным сообществом. Школа, должна быть открыта для всех родителей.
Согласно последним статистическим исследованиям в сети Интернет преобладает контингент в возрасте от 10 до30 лет и от 45 лет и старше. Таким образом, остается неохваченной группа людей в возрасте от 30 до 45 лет. Поэтому для частного решения двух поставленных выше проблем был организован Интернет-клуб для родителей учащихся «РОСТОК». В рамках работы над проектом нами были разработаны следующие документы, регламентирующие деятельность клуба: Положение о клубе «РОСТОК», журнал посещаемости; журнал по технике безопасности; инструкции по технике безопасности, тематическое планирование и поурочные планы. Для мониторинга уровня компьютерной грамотности родителей нами были выделены три уровня компьютерной грамотности, разработаны тесты для проверки уровня сформированности компьютерной грамотности родителей на каждом из этапов проекта. Для дистанционного обучения и участия в проекте планируется создание сайта методической поддержки проекта. Контент для сайта разработан, ведется работа над подготовкой сайта и размещением его в сети Интернет. Таким образом, в ходе реализации проекта повысится уровень компьютерной грамотности родителей учащихся, также уровень взаимодействия школы с родительским сообществом.
Согласно национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», утвержденной президентом Российской Федерации, школа является критически важным элементом в процессе модернизации и инновационного развития России, позволяющим России стать конкурентным обществом в мире 21-го века и обеспечить достойную жизнь гражданам. Новая школа – это не только новые учителя, новые педагогические технологии и новые цели образования. Новая школа - это также центр взаимодействия с родителями и местным сообществом. Школа, как центр досуга и помощи, должна быть открыта для всех родителей. 
Таким образом, существует необходимость организации тесного сотрудничества между школой и родительским сообществом. Одним из путей решения двух поставленных проблем является организация Интернет-клуба для родителей на базе МОУ «Деевская СОШ» на безвозмездной основе.

Естественно, что в первую очередь, обеспечение безопасности интернета для детей ложится на родителей и людей, отвечающих за детей. Вот несколько рекомендаций для того, чтобы сделать интернет безопасным и полезным для детей (Приложение № 1).

В ежегодном Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному собранию от 12 декабря 2012 года было сказано о том, что влияние школы на формирование детей и подростков в последние годы ослабло. У нее появились сильные конкуренты: Интернет, электронные СМИ. Сами родители и ученики теперь гораздо требовательнее, и школа должна успевать за своими учениками, и за развитием общества, и за информационными потоками, а по-хорошему должна быть впереди, опережать все это». Деятельность системы образования нашей школы на это нацелена. Обеспечение безопасности жизнедеятельности учащегося, в т.ч. информационной безопасности, является для нас задачей одной из основных направлений работы. Данная работа осуществляется комплексно. В этом направлении мы и будем действовать в дальнейшем.


Приложение № 1.

Внимательно, но не навязчиво контролируйте деятельность ребенка в интернете. Это особенно важно во время обучения работе с интернетом, ребенок должен получить ответы на появившиеся вопросы и правила поведения, что можно делать, что нельзя от родителей. Именно родители должны заложить основы безопасности в интернете. Для этого разговаривайте с ребенком, узнавайте у него, что произошло, что он узнал нового.

Необходимо, на первых этапах работы в интернете, объяснить детям, что в интернете можно встретить не только «хорошее», но и «плохое». И надо подготовить детей к встрече с «плохим». Ребенок должен быть готов, что в интернете его могут обмануть, попытаться воспользоваться его неопытностью и, столкнувшись с такими фактами или заподозрив это, дети должны сразу сообщить об этом взрослым. Необходимо научить детей правильному поиску нужной информации и проверки ее на безопасность и соответствие. Объясните детям опасность скачивания платной информации и регистраций, особенно, с помощью отправки СМС или через номер сотового телефона. Наладьте с детьми  доверительные отношение и приучите их к тому, что все финансовые действия в интернете должны проводиться после согласования с родителями. Составьте, вместе с ребенком, подборку нужных и безопасных интернет ресурсов, «белый список», которыми ребенок может пользоваться свободно.

На компьютере, на котором занимаются дети, установите необходимое программное обеспечение. Надежный антивирус, с постоянно обновляемыми базами, с поддержкой функции «Родительского контроля». Вместе с ним должен быть установлен и хороший сетевой экран. Если дети проводят много времени дома одни, то необходимо ограничивать время нахождения его в интернете.

Установите хороший браузер, например, Mozilla Firefox. Установите на него необходимые дополнения для удобной и безопасной работы в интернете и научите пользоваться браузером детей. При использовании компьютера другими членами семьи, ни в коем случае не устанавливайте его в комнате ребенка. Для обеспечения безопасности в интернете, сделайте разные учетные записи. Учетные записи детей сделайте с ограниченными правами, не делайте записи с правами администратора детям, особенно младшего возраста.  Свои учетные записи и администратора защитите паролем.Возьмите за правило каждый день проверять, на какие интернет ресурсы заходили ваши дети. Обязательно настройте сохранение истории, журнал браузера. Если заметите попытки редактирования записей журнала, это повод задуматься и поговорить с детьми. Постоянно развивайте свои компьютерные знания, чтобы сделать работу в интернете безопасной  для своих детей и для себя. Узнавайте, как настроить и правильно настройте компьютер, следите за новинками программного обеспечения и компьютерных составляющих. Следите за обновлением системы и постоянно устанавливайте обновления безопасности виндовс. Знайте принцип работы компьютера,  Делитесь своими знаниями со своими близкими и детьми, их безопасность в интернете зависит, в основном, от их знаний и навыков.

Не бросайте на самотек, действия детей, конечно, это удобно сидит ребенок за компьютером, всегда на ваших глазах, вас не беспокоит, не мешается под ногами. Но, как было сказано выше, безопасность в интернете ваших детей зависит от вас.


Похожие:

«Опыт работы с детьми, родителями и учителями в воспитании интернет грамотности учеников и обеспечении информационной безопасности школы» icon 28 октября 2015 в нашей школе состоялся Единый урок безопасности в сети Интернет
Формы работы с учащимися при проведении урока интернет безопасности были самыми разнообразными, главное, что они были увлекательными...
«Опыт работы с детьми, родителями и учителями в воспитании интернет грамотности учеников и обеспечении информационной безопасности школы» icon Программа "Воспитание и обучение в детском саду" под ред. М. А. Васильевой,...
Фонд литературы, необходимой для работы с детьми, родителями и педагогами собран и находится в методическом кабинете учреждения и...
«Опыт работы с детьми, родителями и учителями в воспитании интернет грамотности учеников и обеспечении информационной безопасности школы» icon Ход мероприятия: Беседа с родителями. Вопросы для беседы: Подключен...
...
«Опыт работы с детьми, родителями и учителями в воспитании интернет грамотности учеников и обеспечении информационной безопасности школы» icon Анализ реализации программы информатизации мбоу табарлинской школы за 2012-2013 учебный год
Задача школы, существующей в современном обществе, подготовить своих учеников к возможности ориентироваться в информационном пространстве,...
«Опыт работы с детьми, родителями и учителями в воспитании интернет грамотности учеников и обеспечении информационной безопасности школы» icon «Роль семьи в воспитании у детей навыков безопасного поведения в...
В прошедшем учебном году большое внимание было уделено работе по обеспечения безопасности оу
«Опыт работы с детьми, родителями и учителями в воспитании интернет грамотности учеников и обеспечении информационной безопасности школы» icon Положение об обеспечении информационной безопасности инфраструктуры...
Республике Коми и включает в себя ключевые направления обеспечения информационной безопасности в Республике Коми и политики информационной...
«Опыт работы с детьми, родителями и учителями в воспитании интернет грамотности учеников и обеспечении информационной безопасности школы» icon Акт проведения тренировочной эвакуации моу «Крутоярская средняя общеобразовательная школа»
Администрация школы провела тренировочную эвакуацию учеников и работников из здания Крутоярской школы, о чем составлен настоящий...
«Опыт работы с детьми, родителями и учителями в воспитании интернет грамотности учеников и обеспечении информационной безопасности школы» icon Принято на заседании педагогического совета №2 23. 12. 2014 года...
Электрик принимается на работу и увольняется с работы директором школы по представлению завхоза школы, из числа лиц старше 18 лет,...
«Опыт работы с детьми, родителями и учителями в воспитании интернет грамотности учеников и обеспечении информационной безопасности школы» icon Правила использования сети Интернет Регламент работы учащихся, учителей...
...
«Опыт работы с детьми, родителями и учителями в воспитании интернет грамотности учеников и обеспечении информационной безопасности школы» icon Инструкция «Об организации и обеспечении безопасности хранения, обработки...
Управления Федерального казначейства по Омской области, регламентирующих вопросы обеспечения информационной безопасности
«Опыт работы с детьми, родителями и учителями в воспитании интернет грамотности учеников и обеспечении информационной безопасности школы» icon Методические рекомендации по использованию световозвращающих элементов...
Рекомендации по выбору одежды со световозвращающими элементами и световозвращающих изделий
«Опыт работы с детьми, родителями и учителями в воспитании интернет грамотности учеников и обеспечении информационной безопасности школы» icon Проект по организации работы с родителями «это должен знать ваш ребенок»
Для родительской общественности, педагогов образовательных организаций, специалистов органов и учреждений системы профилактики, работающих...
«Опыт работы с детьми, родителями и учителями в воспитании интернет грамотности учеников и обеспечении информационной безопасности школы» icon Уроки французского
Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе,...
«Опыт работы с детьми, родителями и учителями в воспитании интернет грамотности учеников и обеспечении информационной безопасности школы» icon О результатах плановой проверки образовательных организаций, подведомственных...
Мку управление образования Ковдорского района, по информационной безопасности детей при использовании ресурсов сети Интернет
«Опыт работы с детьми, родителями и учителями в воспитании интернет грамотности учеников и обеспечении информационной безопасности школы» icon График работы, способы оплаты
Образование: среднее профессиональное. Опыт работы на промышленных прямострочных и специальных машинах (оврлоки) на предприятии по...
«Опыт работы с детьми, родителями и учителями в воспитании интернет грамотности учеников и обеспечении информационной безопасности школы» icon Должностная инструкция
Заведующий спортзалом назначается директором школы из числа учителей, имеющих соответствующую подготовку и/или опыт работы

Руководство, инструкция по применению




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
rykovodstvo.ru
Поиск