28 октября 2015 в нашей школе состоялся Единый урок безопасности в сети Интернет.
Цель проведения занятий - обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних обучающихся и воспитанников путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде. Задачи: 1) информирование обучающихся о видах информации, способной причинить вред здоровью и развитию несовершеннолетних, запрещенной или ограниченной для распространения на территории Российской Федерации, а также о негативных последствиях распространения такой информации; 2) информирование обучающихся о способах незаконного распространения такой информации в информационно- телекоммуникационных сетях, в частности, в сетях Интернет и мобильной (сотовой) связи (в том числе путем рассылки SMS-сообщений незаконного содержания); 3) ознакомление обучающихся с международными принципами и нормами, с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими вопросы информационной безопасности несовершеннолетних; 5 4) обучение детей и подростков правилам ответственного и безопасного пользования услугами Интернет и мобильной (сотовой) связи, другими электронными средствами связи и коммуникации, в том числе способам защиты от противоправных и иных общественно опасных посягательств в информационно-телекоммуникационных сетях, в частности, от таких способов разрушительного воздействия на психику детей, как кибербуллинг (жестокое обращение с детьми в виртуальной среде, то есть намеренное и регулярное причинение вреда: запугивание, унижение, травля, физический и психологический террор - одним человеком или группой людей другому человеку с использованием электронных форм контакта) и буллицид (доведение до самоубийства путем психологического насилия); 5) предупреждение совершения обучающимися правонарушений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. Ожидаемый результат от использования данных методических рекомендаций: - учитель получит возможность подготовить и провести урок, выделяя в нём содержательные блоки в зависимости от возрастных и психологических особенностей школьников, используя современные методические и технологические подходы; - родители получают практические материалы, знакомство с которыми поможет им более грамотно организовать общение с детьми при обсуждении проблем, связанных с интернетом. Основной ожидаемый результат - в ходе уроков Интернет - безопасности обучающиеся должны научиться делать более безопасным и полезным свое время пребывания в сети Интернет и иных информационно- телекоммуникационных сетях, а именно: - критически относиться к сообщениям и иной информации, распространяемой в сетях Интернет, мобильной (сотовой) связи, посредством иных электронных средств массовой коммуникации; - отличать достоверные сведения от недостоверных, вредную для них информацию от безопасной; - избегать навязывания им информации, способной причинить вред их здоровью, нравственному и психическому развитию, чести, достоинству и репутации; распознавать признаки злоупотребления их неопытностью и доверчивостью, попытки вовлечения их в противоправную и иную антиобщественную деятельность; 6 - распознавать манипулятивные техники, используемые при подаче рекламной и иной информации; критически относиться к информационной продукции, распространяемой в информационно-телекоммуникационных сетях; - анализировать степень достоверности информации и подлинность ее источников; применять эффективные меры самозащиты от нежелательных для них информации и контактов в сетях.
Формы работы с учащимися при проведении урока интернет безопасности были самыми разнообразными, главное, что они были увлекательными и эффективными, способствовали формированию навыков информационной безопасности, соответствовали возрасту учеников.
Урок – сказка для 1 классов «Сказка о золотых правилах безопасности в Интернет»,
классное занятие в форме урока- беседы для 2-4 классов,
уроки - семинары для 8-9 классов,
урок с использованием кейс - технологий для 10-11 классов,
и линейки в форме презентации для 5-7 классов
|
Конспект Единого Урока Безопасности для младших классов (2-4 класс)
Урок – беседа «Безопасность в Интернете»
Цель:
Обеспечение информационной безопасности учащихся путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-коммуникационной среде
Задачи:
изучить информированность учащихся о безопасной работе в сети Интернет;
познакомить с правилами безопасной работы в Интернете;
учить ориентироваться в информационном пространстве;
формировать информационную культуру учащихся;
воспитывать дисциплинированность при работе в сети.
|
Этапы урока
|
Деятельность учителя /Деятельность учеников – сценарий презентации
|
|
Правила ДД – Правила безопасности в Интернете
|
Здравствуйте, ребята!
Все вы знаете, что в обычной жизни есть правила, соблюдая которые мы можем быть в безопасности!
Клик 1 (Картинка Светофор и зебра ).
Ребята, скажите, пожалуйста, есть ли какие-то правила, связанные с этими картинками?
Дети отвечают: Правила дорожного движения! Клик 2
Приведите примеры этих правил
Дети отвечают: нельзя идти на красный свет и т.д
Совершенно верно!
А для чего нужны эти правила?
Дети отвечают: Чтобы быть в безопасности, остаться живым и т.д.
Правильно! Сегодня мы с вами поговорим о других правилах и знаках, сохраняющих нашу безопасность, когда мы используем такой предмет, как …Клик (Переходим на следующий слайд)
|
|
Компьютер – интернет
|
Компьютер
Клик 1
Ребята, расскажите, пожалуйста, что есть в вашем компьютере, как и для чего вы его используете?
Дети отвечают: Игры, книги, фильмы. и т.д. (вар 2 - могут ответить, что «интернет» )
Клик 2
Правильно! Там могут быть фильмы, игры, музыка, книги! А также в вашем компьютере наверняка есть интернет!
/(Если дети отвечают «интернет») Как вы уже сказали – так же в компьютере может быть интернет!
Именно о нем мы сегодня поговорим!
Клик (Переходим к следующему слайду)
|
|
Знакомство с помощником
|
Сегодня на уроке у нас будет помощник. Подумайте, какой значок вы очень часто видите в интернете?
Клик 1- (Интернет собачка).
Часто мы встречаем значок, похожий на букву «а», а некоторые считают, что этот знак похож на собачку, свернувшуюся колобком.
Клик 2 Сегодня на нашем уроке у нас как раз будет помощник, на которого похож наш интернет значок!
Эту собачку зовут Онлайка!
Она познакомит нас с несколькими важными правилами поведения в интернете.
Клик (Переходим к следующему слайду)
|
|
Интернет – сеть
|
Появляется сеть
Клик 1
Лайка: Что это?
Дети отвечают : сеть паука, паутина , и т.д
Верно! Это сеть или паутина.
Клик 2
Лайка: Из чего состоит сеть паука?
Дети отвечают: нити
Правильно! Как мы с вами видим, нити, соединяясь друг с другом – образуют сеть.
Клик 3 Точно так же и в интернете, компьютеры, соединяются друг с другом по всему миру. Давайте мы представим , что компьютеры соединены невидимыми нитями.
Получается картинка, очень похожая на сеть, в которой компьютеры обмениваются информацией. Поэтому интернет часто называют сетью, или всемирной паутиной.
Клик (Переходим к следующему слайду)
|
|
Интернет – сеть ! (Правила)
|
Клик 1
Все компьютеры, которые подключены к интернету – сразу становятся связаны друг с другом.
Клик 2. Любая информация, попадающая в интернет, может быть доступна не только нам, но и всему миру.
Клик 3
Подумай о том, что ты публикуешь в интернете.
Это увидит весь мир!
При необходимости пояснить на примерах, что это может касаться фотографий, комментариев и любых личных данных.
Клик 4 Родители помогут тебе разобраться в этой сети. Клик (Переходим к следующему слайду)
|
|
Интернет – информация.
|
Клик 1 Интернет – это мир, в котором есть совершенно разная информация.
Клик 2 Что такое информация?
Дети отвечают (..)
Клик 3 Информация – это, прежде всего, предоставление каких-либо новых знаний или фактов о чем-либо.
Клик 4 Информация может быть хорошей или плохой, (Клик 5) верной или ложной
Клик 6 Давайте разберемся, что это значит на следующих примерах :
Клик (Переходим к следующему слайду)
|
|
Практика – Источник информации ( хорошие и плохие сайты)
|
У нашей Онлайки заболела лапка. Как вы думаете, к кому ей лучше обратиться : Клик 1 К Ай-болиту или Бабе –Яге?
Дети отвечают: К Ай-болиту!
Клик 2 Давайте выберем правильный ответ!
Учитель вместе с детьми выбирает правильный ответ, нажав кнопкой мыши на верный квадратик. Затем он нажимает на неверный, чтобы показать детям результат выбора. (Оба клика на белых полях обязательны, порядок любой)
Все правильно! Лайке лучше обратиться к доктору, т.к он обладает верной информацией, о том, как помочь ей, например, он выпишет правильное лекарство! А Баба-яга, подсказав неправильный рецепт, может дать зелье вместо лекарства и навредить!
Клик 3 Теперь ты видишь, кто передал тебе верную информацию!
Клик 4 Давайте посмотрим на такой же пример, но только в интернете!
Клик (Переходим к следующему слайду)
|
|
Поисковик
|
(Картинка www.) Кто искал что-то в интернете? И что вы для этого делали? Как вы искали это? (Учитель наводит учеников на ответ «Поисковик»)
Клик 1 Правильно! Чтобы найти что-то в интернете мы используем поисковик.
Попробуем им воспользоваться. Только что мы лечили лапку Онлайке. Давайте представим, что теперь мы решили сами найти ответ через интернет. Если мы зададим в строке поиска вопрос: «Как вылечить лапу собаке» - Клик 2
Мы получим много разных ответов . Например, такие: Клик 3
- Заморозить лапу собаке, перемотать лапу клейкой лентой, выгнать собаку из дома, само пройдет.
Как вы думаете это правильные ответы?
Дети отвечают: Нет!
Кто может дать такой совет?
Дети отвечают: Баба-яга, плохие люди.
Клик 4 – Баба-яга
И как мы с вами видим, это является неверной или опасной для Онлайки информацией.
Но есть и другие ответы – Клик 5
Посоветоваться с мамой, сходить к ветеринару
Кто может дать такой совет?
Дети отвечают: Доктор Ай-болит, хорошие люди.
Клик 6 – Айболит
А вот эти ответы уже верны!
Клик 7
Чтобы сразу определить, какая информация не навредит нам и нашим близким – советуйся с родителями, которые научат тебя выбирать верный вариант.
Клик (Переходим к следующему слайду)
|
|
Социальная сеть
|
Мы уже говорили о том, что Интернет – это сеть, в которой компьютеры связаны между собой.
За каждым компьютером сидит живой человек.
Клик 1
Получается, что люди тоже связаны между собой в одну сеть. Такие сети называют социальными.
Кто знает, что есть в социальной сети? Кто уже пользовался ей?
Дети отвечают (..)
Но люди бывают разными. Иногда встречаются хулиганы. Клик 2 Хулиганы встречаются и в социальных сетях.
Давайте разберемся, как это возможно.
Клик 3 В чем опасность общения с незнакомцем на улице?
Дети отвечают: Это может быть грабитель, он может причинить вред.
Учитель подводит к выводу: Все вы знаете , что нужно быть осторожными с незнакомыми. Не отвечать на лишние вопросы (Где живешь и т.д.)
В интернете нужно соблюдать такие же правила, как и на улице – не рассказывать, где живешь и т.д.
Клик 4 Незнакомец в интернете и незнакомец на улице одинаково опасны!
Клик 5 Помни, всё, что ты отправляешь в интернет – может видеть весь мир, а не только твои близкие и друзья. Подумай, хочешь ли ты этого?
Клик 7 Посоветуйся с родителями, прежде чем совершить какое-либо действие в этой сети.
Клик (Переходим к следующему слайду)
|
|
Вирус и Антивирус
|
Клик 1 Используя интернет, наш компьютер может заболеть, а точнее получить компьютерный вирус. И ему точно так же, как и нам с вами (если мы заболеем) – Клик 2 потребуется помощь доктора и лекарство. Лекарство для компьютера называется антивирус. Клик 3 Попросите родителей установить антивирус на ваш компьютер. Он поможет защитить компьютер от вирусов и даже вылечить его, если он заражен.
Клик (Переходим к следующему слайду)
|
|
Мошенник в интернете
|
Если в игре или на интернет-странице тебя просят:
Указать номер твоего мобильного телефона
Отправить смс или позвонить на незнакомый номер
Перевести деньги на чей-то номер
Скачать файл или перейти по ссылке
Клик 1 Знай, это может быть ловушка!
Клик 2 Так работают Интернет – мошенники .Часто они используют платные номера, вирусы, опасные сайты для того, чтобы украсть твои деньги.
Будь осторожен!
Клик (Переходим к следующему слайду)
|
|
Мобильный интернет
|
Что общего между телефоном и компьютером?
Компьютер с каждым днем становится все меньше, а телефон все умнее и уже напоминает компьютер.
И на телефоне, и на планшетном компьютере мы пользуемся мобильным интернетом.
Клик 1 Мобильный телефон, в отличии от компьютера, может принимать смс и звонить.
Клик 2 Если вы получили СМС или звонок с незнакомого номера – Клик 3 Будьте осторожны, ведь это может быть мошенник.
Клик 4 Посоветуйся с родителями!
Клик (Переходим к следующему слайду)
|
|
Цени свое время
|
Как мы уже сегодня говорили, жизнь в интернете очень похожа на обычную жизнь, но помни, что интернет никогда не сможет заменить тебе настоящее общение с близкими и друзьями, книги и развлечения.
Клик 1 Старайся больше времени проводить с теми, кто тебя окружают в жизни без интернета.
Клик 2 А на интернет трать не больше 20-30 минут в день.
Клик (Переходим к следующему слайду)
|
|
Заключительная часть (Закрепление знаний)
|
Когда ты выходишь на дорогу – ты соблюдаешь правила дорожного движения, чтобы сохранить свою жизнь в безопасности.
Точно так же, важно соблюдать правила безопасности в интернете , чтобы заботиться о себе, своих близких и твоем помощнике – компьютере.
Все компьютеры, которые подключены к интернету – сразу становятся связанны друг с другом, поэтому, любая информация, которая есть в интернете доступна не только нам, но и всему миру. Прежде чем сказать что-то или сделать – хорошо подумай и посоветуйся с близкими.
Если ты ищешь какую-либо информацию в интернете – помни, что не всему можно верить. Чтобы не навредить себе и своим близким – пользуйся компьютером вместе с родителями.
|
|
Заключительная часть (Закрепление знаний)
|
Как и мы с вами иногда болеем, так и компьютер может получить болезнь, а точнее «вирус». Пользуйся интернетом вместе с родителями. Они помогут тебе защитить компьютер специальным лекарством – «антивирусом» и подскажут, на какой сайт заходить можно, а на какой опасно.
Помни, что отправив смс на какой либо не известный номер интернет –мошенники могут забрать твои деньги или даже информацию о тебе. Советуйся с близкими – и вы вместе примете верное решение!
Старайся больше времени проводить со своими родителями и близкими людьми!
|
|
|